Общие подходы к управлению проектами являются интуитивно понятными, так как в их основу положены здравый смысл и опыт. Проект надо начать с постановки и согласования цели, спланировать путь её достижения, выполнить предусмотренные работы, и успешно закончить проект, достигнув цели, как было запланировано. Сложности возникают практически всегда – в реальной жизни редко удается реалистично запланировать уникальную деятельность или выполнить работы так, как было запланировано.
Общий подход к минимизации типовых проблем при реализации проектов и программ заключается в организации более формализованной – как следствие, более аккуратной и строгой — системы управления, учитывающей интересы различных участников проекта (в первую очередь Заказчика), с четко определенной организационной структурой и согласованными процедурами управления.
В качестве основных принципов управления реализацией проектов (особенно крупных) и программ развития обычно называют следующие:
Разработка единого, структурированного представления проекта и четкое описание его основных элементов;
Эффективная модель проектного управления от Дениса Шешукова
Построение команды и адекватной организационной структуры управления проектом, соответствующей структуре проекта и условиям его реализации;
Обеспечение функционирования процессов управления проектом, взаимодействия участников.
Структурированное представление проекта
Представление результатов и работ проекта в структурированном виде (в виде иерархически декомпозированного на составные части (элементы, модули) объекта), необходимые и достаточные для эффективного осуществления процесса управления проектом в интересах различных участников проекта, является основой профессиональных методов управления проектами.
Это обеспечивает согласованное понимание всеми участниками целей, масштаба, объемов работ, промежуточных и конечных результатов, а также обоснованного выделения ресурсов и распределения ответственности, организации процессов планирования и контроля осуществления проекта.
Наиболее важными видами структурных представлений проекта являются:
Дерево целей и результатов;
Структурная модель проекта по фазам жизненного цикла;
Структурная декомпозиция работ проекта ( см. рисунок);
Организационная структура проекта;
Сетевая модель последовательности выполнения работ проекта;
Дерево ресурсов, дерево стоимости;
Структурная декомпозиция контрактов по работам проекта;
Структура и описание рисков проекта (Реестр рисков).
Пример структурной декомпозиции работ проекта
«Строительство резервуарного парка на нефтяном месторождении».
На базе принятой структуры проекта выстраивается система управления проектом, обеспечивается взаимодействие всех участников, регламентируется принятие управленческих решений и ведется документирование.
Основными документами, обеспечивающими реализацию данного принципа являются:
Устав/паспорт проекта;
Структурированная модель проекта;
Проектное управление в бизнесе. Что пошло не так?
Построение команды и организационной структуры проекта
Сила проектной концепции управления заключается в делегировании власти и возложении ответственности за достижение целей на определенных исполнителей – руководителя проекта и членов команды управления. Важная задача менеджера проекта — построение команды и выбор адекватной организационной структуры, соответствующей структуре проекта и условиям его реализации. Однако, в этом кроются некоторые риски. Проблема заключается в сложности создания эффективной временной системы управления, которая должна функционировать совместно с постоянными системами управления в организациях, участвующих в реализации проекта. Интеграция участников, позволяющая объединить различные интересы, действия и результаты для достижения целей программы, рассматривается как одна из ключевых функций руководителя проекта.
Основной задачей руководителя проекта является создание организационной структуры, обеспечивающей баланс ответственности, полномочий и реальной власти основных участников проекта. Причем, если полномочия команды управления проектом обеспечиваются разработкой и принятием нормативно-регламентных документов, то для фактической реализации властных полномочий необходимо создание функционирующей системы, опирающейся на управленческие процедуры, систему отчетности и контроля, квалифицированных исполнителей.
Основными документами, обеспечивающими реализацию данного принципа, обычно служат:
Устав/паспорт проекта,
Положения об организационной структуре управления проектами;
Положения об ответственности и функциональных обязанностях участников в рамках реализации проектов;
Процессы управления проектом
Неформализованный подход к управлению оправдывает себя для очень простых, понятных, коротких проектов. В ходе комплексного проекта, для реализации властных полномочий участников проекта должны быть определены и утверждены конкретные и понятные процедуры, обеспечивающие подготовку, согласование, утверждение и реализацию управленческих решений по основным контурам управления:
Управление целями, составом работ и календарное планирование;
Управление договорами и поставками;
Управление документооборотом и коммуникациями;
Управление кадрами и другие.
В рамках основных процессов управления, как минимум, должны быть определены процедуры:
Отчетности;
Управления изменениями и проблемами;
Группы процессов управления проектами
Обычно основными инструментами, обеспечивающими реализацию данного принципа, являются:
типовые процессы управления проектами, описанные на уровне всей компании — Корпоративный стандарт по управлению проектами;
типовые формы документов и шаблоны отчетов для конкретных проектов.
Однако опасна и другая крайность – чрезмерная формализация взаимоотношений между участниками проекта. Менеджер проекта должен находить здоровый баланс, для того чтобы трудозатраты на управление не превышали эффекты от этого самого формализованного управления.
- Проекты и программы
- Участники проектов
- Процессы управления
Общие подходы к управлению проектами являются интуитивно понятными, так как в их основу положены здравый смысл и опыт. Проект надо начать с постановки и согласования цели, спланировать путь её достижения, выполнить предусмотренные работы, и успешно закончить проект, достигнув цели, как было запланировано. Сложности возникают практически всегда – в реальной жизни редко удается реалистично запланировать уникальную деятельность или выполнить работы так, как было запланировано.
Общий подход к минимизации типовых проблем при реализации проектов и программ заключается в организации более формализованной – как следствие, более аккуратной и строгой — системы управления, учитывающей интересы различных участников проекта (в первую очередь Заказчика), с четко определенной организационной структурой и согласованными процедурами управления.
В качестве основных принципов управления реализацией проектов (особенно крупных) и программ развития обычно называют следующие:
Разработка единого, структурированного представления проекта и четкое описание его основных элементов;
Построение команды и адекватной организационной структуры управления проектом, соответствующей структуре проекта и условиям его реализации;
Обеспечение функционирования процессов управления проектом, взаимодействия участников.
Структурированное представление проекта
Представление результатов и работ проекта в структурированном виде (в виде иерархически декомпозированного на составные части (элементы, модули) объекта), необходимые и достаточные для эффективного осуществления процесса управления проектом в интересах различных участников проекта, является основой профессиональных методов управления проектами.
Это обеспечивает согласованное понимание всеми участниками целей, масштаба, объемов работ, промежуточных и конечных результатов, а также обоснованного выделения ресурсов и распределения ответственности, организации процессов планирования и контроля осуществления проекта.
Наиболее важными видами структурных представлений проекта являются:
Источник: pmpractice.ru
А не бревно ли ты? Сравниваем классический и гибкий подходы к управлению проектами
Недавно мы с коллегами обсуждали существующие модели управления проектами. Когда прошерстили интернет, выяснили, что чаще всего сваливают в кучу совершенно разные понятия: и Scrum, и Waterfall, и Kanban, и много чего еще. Поэтому в сегодняшней статье решили рассказать вам о них более подробно.
4291 просмотров
Для начала разберемся в отличиях терминов модель и методика (метод). Смотрите, модель — это совокупность методов и принципов.
Модели управления проектами две:
А вот методика — это уже готовый алгоритм применения методов, часто их называют фреймворки. И вот к ним уже относятся Scrum, Kanban, Lean и т.д.
Каскадная модель — Waterfall
Особенность этого подхода заключается в том, что проект разбивается на последовательные этапы.
1. определение требований проекта
2. планирование ресурсов
4. интеграция и разработка
6. передача готового продукта заказчику
Первый этап — самый ключевой. Чем четче заказчик опишет желаемый результат, тем лучше получится готовый продукт. Все дело в том, что в отличие от следующей модели, которую мы опишем, каскадная не такая гибкая. Она подходит для продуктов, которые понятны самому заказчику.
Разработка происходит последовательно, но промежуточные результаты не демонстрируются клиенту. При этом выявлять и исправлять ошибки допустимо только на этапе тестирования, а следующий этап работы не начинается, пока не завершится предыдущий.
Гибкая модель — Agile
Этот подход характеризуется итеративностью разработки. Когда сам проект реализуется небольшими интервалами, после которых мы можем показывать промежуточный результат заказчику и получить обратную связь.
Этим и примечательны Agile-подходы, они постоянно коммуницируют с клиентом и могут легко изменять направление движения проекта.
В 2020 году компания ScrumTrek провела исследование Agile среди российских организаций, где они выяснили, от чего зависит успех этой модели и какие эффекты следует ожидать от внедрения гибких подходов.
Главным эффектом участники исследования отметили ускорение поставки продуктов на рынок:
- 56% – на этапе пилотирования Agile (в 2019 было 47%);
- 62% – на этапе становления / масштабирования Agile (в 2019 было 60%);
- 80% – на этапе зрелости Agile во всей организации (в 2019 было 75%).
С полным отчетом исследования вы можете ознакомиться по ссылке.
Как мы уже говорили, модель — это всего лишь набор правил и принципов для управления проектами. На основе Agile были созданы два основных фреймворка — Scrum и Kanban.
Если говорить о подходе скрам, тут обязательно присутствует Product Owner, который формирует концепцию продукта. Далее из концепции у нас формируется объём задач или бэклог.
Бэклог продукта — список идей по продукту. Они ведутся в том порядке, в котором планируется работа над ним. Этот список является единственным источником, из которого вытекают все требования.
На основе бэклога определяются спринты — те самые интервалы, по итогам которых получаются версии продукта, готовые для демонстрации клиенту.
Поскольку в этом подходе не нужно четко обозначать этапы и делать упор на требованиях, у исполнителей проекта появляется возможность экспериментировать и вносить изменения прямо на этапах разработки. Именно поэтому Agile отлично подходит творческим проектам.
Scrum условно можно поделить на следующие этапы:
1. Backlog grooming
Тут команда обсуждает все задачи, которые нужно выполнить во время периода разработки продукта.
2. Spring planning
На этом этапе определяются задачи, которые берут из пункта 1, чтобы выполнить их в этом интервале.
3. Daily meetings (stand ups)
Ежедневные встречи команды, чтобы обсудить прогресс и возможные проблемы.
4. Demo meeting
Демонстрация результата работ во время текущего интервала всей команде и заказчику.
5. Retrospective
Обсуждение того, что было хорошо, а что можно улучшить, чтобы не допустить ошибок в следующем интервале разработки.
Важно: Scrum подходит компаниям с сильной и самоорганизованной командой. Если сотрудники не умеют продуктивно работать вместе, этот метод осуществить не получится.
Scrum на заводе Grass
Считается, что Scrum подходит только для ИТ-компаний, но российский завод Grass — наглядный пример, опровергающий этот стереотип. Компания решила выходить на новый рынок и увеличить выручку, поэтому изменила метод управления. Цель: повысить уровень самоорганизованности работников, увеличить скорость и прозрачность бизнес-процессов.
Переходя на Scrum, они создали новые рабочие единицы: команды, состоящие из 3-9 человек. Туда входит маркетолог, ИТ-специалист и инженер, т.е. работники разных отделов, которые ответственны за свои задачи. В итоге получись автономные маленькие компании, готовые к решению проблем. Сотрудники команд свободно общались между собой, делились опытом и помогали друг другу. Результаты получились следующие:
- Ускорен вывод новых продуктов на рынок;
- Оптимизирован процесс улучшения старых продуктов;
- Повысилась мотивация сотрудников.
Это уже более свободная и менее структурированная методика управления проектами. С японского языка переводится как «карточка». Канбан пришел к нам из производственной системы Тойота. На автомобильных заводах такие карточки использовались, чтобы передать информацию с одного этапа на следующий о том, сколько и каких деталей потребуется.
Основной инструмент – доска заказа. Самая простая может состоять из трех столбцов, в первом — перечень задач, во втором — задачи, которые находятся в процессе выполнения, в третьем — выполненные задачи.
Кстати, доски для канбан-метода вы можете найти на площадке Miro.
Канбан-метод используется для визуализации потока интеллектуальной работы и сокращения количества этой незавершенной работы. За счёт этого достигается равномерная и предсказуемая скорость оказания услуги конечному потребителю.
Опять же, как и в предыдущей методике, тут важна сильная команда. При этом канбан предполагает, что ее члены не ограничены только своими служебными компетенциями. Если они обладают определенными знаниями или навыками, они могут помогать коллегам и выполнять задачи сообща.
Kanban и 12Storeez
Российский бренд одежды «12 Storeez» столкнулся с необходимостью пересмотреть процесс производства. Новые коллекции выходят ежемесячно и у компании начались сложности в виде жестких сроков поставок. Случалось, что производство уже начинало отшивать модели для осени, когда летняя коллекция было не до конца готова. Решение нашлось в модели Канбан.
Систему внедрили уровне топ-менеджмента компании: создали доску с задачами по всему процессу производства — разработками моделей, производством, логистикой и продажей. Это помогло контролировать все этапы, упорядочить задачи и устранить ситуации, когда, например, модель готова к передаче на производство, а ткани еще не пришли.
В итоге устранили системное опоздание, а коллекции выходят точно в срок.
Подводя итоги
Статистика исследования Standish Group в 2019 г показала, что эффективность Agile выше, чем у каскадных моделей управления. Agile-проекты имеют примерно в 2 раза больше шансов на успех, и на 1/3 меньше вероятность неудачи.
А как вы считаете, требуется ли вашей компании сменить модель управления? Что мешает сделать переход?
Источник: vc.ru
Модель управления проектами
В настоящее время существуют различные методы и технологии управления проектами. Каждая крупная фирма считает своим долгом разработать и внедрить в практику свою оригинальную модель управления проектом. Однако если в деталях модели могут существенно отличаться друг от друга, то в целом их концепции во многом сходны. Управление проектом можно представить как комплекс, включающий в себя следующие компоненты:
– область взаимодействия участников и команды проекта;
–фазы жизненного цикла проекта;
– процессы и функции управления проектом;
– временные параметры планирования и управления. Участники проекта — физические лица и организации, чьи интересы связаны с реализацией проекта (заказчик, инвестор, генконтрактатор, субконтрактатор, проектировщик, спонсоры и прочие). Количество и состав участников проекта могут варьироваться от единиц до нескольких десятков и даже сотен в зависимости от особенностей конкретного проекта.
Команда проекта — группа специалистов, занимающихся разработкой и реализацией проекта, представляющих интересы различных участников проекта и подчиняющихся руководителю проекта. Команда проекта, как правило, включает:
Источник: studfile.net