Природа государственного бизнеса неразрывно связана с активным вмешательством государства в развитие деловых отношений. Реальная роль государства в развитии бизнес-деятельности намного сложнее формулы «государство и бизнес», в соответствии с которой государство как бы командует бизнесом, а бизнес только лишь подчиняется государственным законам. В современных условиях развития рыночной экономики государство является не в качестве внешней силы по отношению к участникам деловых отношений, а как естественное порождение и атрибут самой системы деловых отношений. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Государственный бизнес представляет собой совокупность форм среднесрочного и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Такой бизнес подразумевает под собой некоторые формы взаимодействия между бизнесом и государством: государственные контракты, арендные отношения, финансовую аренду (лизинг), концессионные соглашения. Примером здесь может являться строительство автомагистралей, где заказчиком выступает государство, а исполнителем сам бизнес.
Так, государственно-частное партнерство является схемой реализации инвестиционных проектов (преимущественно, в области инфраструктуры) на взаимовыгодных условиях для бизнеса и государства. Государство при этом получает функционирующий объект, экономя на финансировании его строительства или реконструкции, предприниматели, в свою очередь, зарабатывают средства на последующей эксплуатации объекта.
Самыми современными и перспективными инструментами государственно-частного партнерства в России в настоящее время выступают: Инвестиционный фонд, Банк развития, иные государственные корпорации, особые экономические зоны, Российская венчурная компания, концессии [1].
Государственно-частное партнерство может быть реализовано в разнообразных формах. Обычно частная организация занимается строительством или реконструкцией объектов за свой счет, а затем приобретает право на его эксплуатацию в течение конкретного срока на безвозмездной основе (при этом объект формально остается в собственности у государства). Такую форму называют концессией.
Однако имеются и иные виды государственно-частного партнерства. Например, построенный объект может на какой-то промежуток времени оставаться в собственности у строительной организации, или после сдачи объекта частный партнер может получать некоторые субсидии со стороны государства на функционирование объекта или наоборот — перечислять государству часть полученных средств от его эксплуатации.
Впервые схема государственно-частного партнерства в современном государстве была реализована при проведении строительства современной станции аэрации в московском Южном Бутове. Она была построена в 1998 году немецкой компанией SHW Holter Wassertechnik. Организация в течение 12 лет была собственницей данной станции и получала доход за ее эксплуатацию, а далее передала ее городу [2].
Также среди достаточно известных проектов, которые были реализованы или построены по схеме концессии или государственно-частного партнерства в Российской Федерации – это платные автомагистрали Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, трасса Москва — Санкт-Петербург, а также системы взимания платы с грузовых автомобилей «Платон».
Всего, по данным Единой информационной системы государственно-частного партнерства, в РФ по состоянию на 2018 год зарегистрированы 1 340 проектов государственно-частного партнерства, из которых были успешно реализованы 426 [3].
Большая часть текущих проектов государственно-частного партнерства были образованы в коммунальной сфере – 901, в энергетической области — 133, в транспортной индустрии — 81, иные проекты — в сфере социальной инфраструктуры [3].
Общий объем частных инвестиций в государственно-частное партнерство составил — 700 млрд руб., из них 440 млрд были направлены на проекты регионального уровня [3].
В настоящее время концессия по-прежнему остается главной формой реализации проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. 2200 инфраструктурных проектов уже реализуются и будут реализованы в форме концессионного соглашения.
Соглашения о государственно-частном партнерстве применяются в наибольшей степени для структурирования проектов в социальной сфере (например, в сфере здравоохранения, в образовательной сфере) и на сегодняшний день достигают числа — 70 проектов, которые заключены в пределах регионального законодательства.
Также можно заметить, что государственными органами было заявлено о 150 проектах в форме соглашений о государственно-частном партнерстве. Хотя предметный анализ подобных проектов показывает на то, что наибольшая часть не может быть квалифицирована в качестве государственно-частного партнерства, и по признакам соответствует разным формам поддержки инвесторов со стороны государства [4].
Региональные и муниципальные органы государственной власти по сей день копируют опыт организации проектов государственно-частного партнерства федерального уровня в автомобильной индустрии, а именно строительство дорог – спрос на совершенствование автодорожной сферы в регионах России находится до сих пор на высоком уровне.
Одной из самых развивающихся отраслей в стране является информационно-коммуникационная сфера. В 2017 году взяли старт проекты по формированию систем безопасного контроля правил дорожного движения, системного взимания платы [2].
В настоящее время в данной области также реализуются проекты, которые направлены на поддержание общественного порядка и безопасности.
Сфера здравоохранения традиционно остается привлекательной для частного бизнеса ввиду возможности компенсации операционных издержек за счет внешнего источника – через платежи системы обязательного медицинского страхования и, в некоторых случаях, через маржинальные платные услуги. Кроме этого, публичная сторона обычно определяет готовность софинансировать формирование объектов здравоохранения в виду их высокой социальной значимости.
В 2017 году было также уделено внимание возможностям совершенствования объектов санаторно-курортного лечения, а также формированию туристско-рекреационных кластеров благодаря механизмам государственно-частного партнерства.
Сегодня проекты государственно-частного партнерства в социальной индустрии (за исключением здравоохранения) в наибольшей степени ориентируются на возмещение издержек инвестора на строительство, либо возведение объектов, чем на увеличение качества оказываемой услуги за счет компетенций оператора.
Развитие регулирования в сфере тепло- и водоснабжения помогает говорить не только о росте количества заключаемых концессионных соглашений, но и о модернизации подходов при подготовке и реализации данных проектов [1].
Таким образом, становление и развитие государственного бизнеса выступает реальной предпосылкой повышения инвестиционной и социальной привлекательности регионов России, укрепления их конкурентоспособности, создания положительного образа государства и отдельных регионов.
В связи с этим огромное внимание должно быть уделено наличию необходимых профессиональных компетенций в сфере проектного управления у государственных и муниципальных служащих, формированию и развитию региональных команд, способных управлять проектами на основе современных стандартов и технологий. Существенное внимание следует уделить организационной структуре проектной деятельности, ее эффективному взаимодействию с имеющейся системой управления.
Источник: skachatvs.com
Государственный бизнес. Его виды
Природа государственного бизнеса неразрывно связана с активной ролью государства и развитием деловых отношений. Иногда такую роль ошибочно усматривают лишь в государственном регулировании экономики и государственном управлении экономикой. Но это не совсем так, т.к. главной целью деятельности органов власти и управления выступает обеспечение субъектам бизнеса гарантии постоянного соблюдения возможности вступать между собой в деловые отношения. Эти гарантии состоят:
- из воспроизведения субъектов бизнеса;
- из развития деловых отношений.
Обеспечивая эти гарантии, государство в экономике выполняет определенные функции:
- принятие законов и других директивных документов;
- применение методов косвенного стимулирования участников деловых отношений к занятию определенными видами бизнеса (Например, налоги, становление и развитие тарифов);
- использование государственного бюджета для перераспределения доходов и финансирования деятельности в определенных областях;
- распределение государственных заказов на выпуск определенной продукции, товаров, работ, услуг;
- программирование национальной экономики;
- формирование государственного сектора, функционирующего на базе государственной собственности на средства производства под прямым контролем органов государственного управления.
Все эти функции выполняются непосредственно органами государственной власти и управления, конкретно — работниками органов государственной власти и управления. Данные люди уже являются субъектами деловых отношений — как потребители продукции и как наемные работники. Они же оказываются исполнителями и еще одной роли субъектов деловых отношений в качестве государственных служащих.
Следует выделить два вида бизнеса:
1) общественно-государственный бизнес;
2) частно-государственный бизнес.
Общественно-государственный бизнес состоит в исполнении государственными органами действий, в ходе которых последние оказываются партнерами других субъектов бизнеса и реализуют особый государственный деловой интерес. Такое партнерство выражается в следующих действиях государства:
- государство в лице государственных унитарных и государственных казенных предприятий осуществляет предпринимательскую деятельность;
- государство переводит предпринимательские фирмы из государственной собственности в негосударственную (такие процессы называются приватизацией и акционированием субъектов предпринимательского бизнеса) и обратно (такие процессы называются национализацией предпринимательских фирм);
- государство играет роль заказчика продукции, услуг и работ, выпускаемых субъектами предпринимательского бизнеса;
- государство перераспределяет бюджетные ресурсы;
- применяя методы регулирования и программирования экономики, государство способствует межотраслевому движению капитала, установлению определенных отношений между различными субъектами деловых отношений;
- государство проводит внешнеэкономическую и таможенную политику, содействуя или препятствуя деятельности своих и иностранных субъектов бизнеса.
В целом государственные деловые интересы можно разделить на три группы:
1) экономическое развитие страны;
2) социальные гарантии гражданам (направлено на наемно-трудовой бизнес);
3) безопасное существование личности.
Государственные деловые интересы, которые проявляются во всех таких действиях государства, в большей или меньшей степени отражают фактически существующие интересы общества как единого целого.
Именно государство имеет возможность действительного навязывания своих интересов остальным субъектам бизнеса.
Частно-государственный бизнес.
Почему действия государственных служащих можно трактовать как бизнес?
1) частные деловые интересы проявляются через любые формы государственного регулирования экономики.
Это происходит так, поскольку принятие решений, связанных с выдачей государственных заказов, бюджетных субсидий или дотаций, установлением предельных нормативов цен, кредитных ставок, налогов и в других случаях осуществляется конкретными лицами (а не органами государственной власти и управления как таковыми), причем возможности полного избежания субъективизма при этом нет;
2) принимаемые решения и документы вольно или невольно дают определенные преимущества одним субъектам бизнеса над другими. Например:
- любой документ, посвященный поддержке малого бизнеса, ставит мелких предпринимателей в выигрышное положение по сравнению с субъектами крупного предпринимательства;
— любое решение о повышении импортных таможенных тарифов дает отечественным производителям продукции привилегии по отношению к ее импортерам;
3) государственные служащие имеют возможность лоббирования в пользу предпринимателей, желающих реализовать (как говорят, «продвинуть») свой предпринимательский проект.
Источник: studfile.net
Государственный бизнес
Как и другие прогрессивные страны, РФ занимается производством основных товаров потребления в промышленных масштабах. Нельзя не отметить и инвестиционную деятельность государства – страна активно вкладывает деньги в крупные предприятия, деятельность которых является приоритетной для успешного развития России.
Традиционно в России государство играет очень важную роль при развитии экономики страны. Причем государство не только регулирует экономические процессы, но также участвует и в деятельности предприятий, выступая в качестве держателя ценных бумаг. Впрочем, на данном этапе уровень участия государства в различных экономических секторах крайне различна – существует достаточно много отраслей, где государство практически не имеет рычагов воздействия как держатель акций.
На момент написания статьи множество компаний, в которые инвестируются бюджетные денежные средства, находятся в частном владении – однако их развитие и деятельность находится под неусыпным контролем правительства. Нередко государство имеет в собственности определенный процент активов или акций.
О позициях государства в различных экономических отраслях
Неудивительно, что самые сильные позиции государство сегодня сохраняет в транспорте – контролируется практически 73% от всей отрасли. Речь идет, главным образом, о железных дорогах, нефте-и газопровода (на них приходится практически 93% от суммарных объемов отечественного грузооборота).
- О железнодорожном транспорте – в данный момент его контролирует РЖД (ОАО «Российские железные дороги»), которая полностью находится в собственности государства
- О нефтепроводах – обслуживает компания «Транснефть», на 100% принадлежит государству
- О магистральных газопроводах – обслуживает «Газпром» (более 50% акций в собственности государства).
В рамках нашей статьи допустимо использовать термин «огосударствление». 57% от всего производства летательных, космических аппаратов и водоплавающих судов контролирует государство. «Огосударствление» отрасли объясняется достаточно просто – в данный момент в отрасли господствуют ведущие предприятия аэрокосмического комплекса (подчиняющихся государству). Также правительство удерживает традиционно сильные позиции в самых крупных судостроительных активах. Приводим живой пример – очень сильно государственному влиянию подвержены следующие компании:
- Казанский вертолетный завод
- НПО «Сатурн»
- Объединенная судостроительная корпорация
- Улан-Удэнский авиастроительный завод
- РСК МиГ
Третье место по «огосударствлению» занимает газодобывающая промышленность. Как уже говорилось прежде, государство удерживает контрольный пакет акций «Газпрома», что позволяет контролировать 48% всей газодобывающей отрасли страны. Немаловажно и то, что «Газпром», помимо добычи 80% газа в стране, на данном этапе – монополист в сфере экспорта «голубого топлива».
Стабильно высокая доля удерживается государством и в электроэнергетической отрасли – 35%. Столь солидный показатель удается обеспечивать серьезными позициями на таких предприятиях:
- МОЭСК
- «Мосэнерго»
- «РусГидро»
- ФСК КЭС
- Холдинг МРСК
Последние три предприятия являются структурами федерального значения и владеют крупными (зачастую и контрольными) пакетами акций в региональных ТГК, ОГК и МРСК.
Пятое место по уровню государственного участия приходится на отрасль производства электронных компонентов, а также оборудования для телевидения и радио (27%). Стабильно сильные позиции правительство удерживает в следующих предприятиях ВПК:
- Тамбовский завод «Октябрь»
- «Иртыш» — Омское производственное объединение
- «Купол» — Ижевский электромеханический завод
- Завод радиотехнического оборудования.
Удивительно, однако, в секторе нефтедобычи уровень государственного участия не так высок и составляет всего 23%. Сегодня в РФ практически 75% отрасли находится в частных руках, однако солидный пакет акций у государства есть в «Газпромнефти» и «Роснефти». А вот в отрасли нефтепереработки позиции государства минимальны – всего 8%.
Вопреки ожиданиям, высокого уровня «огосударствления» таких привлекательных отраслей, как металлургия и добыча руд металлов не произошло. Государство контролирует 3% отрасли – что стало возможным благодаря покупке «Ростехнологиями» контроля над ВСМПО-АВИСМА. Активов и ценных бумаг в отрасли черной металлургии и государства практически нет.
Стабильно высокая доля (практически пятая часть) сохраняется у государства в секторе организации перевозок, а транспортной обработке грузов. Такой показатель формируется государственными активами «Газпром ПХГ» (занимается обслуживанием системы подземных хранилищ газа), а также «огосударствлены» такие компании:
- «Росморпорт»
- Аэропорт Шереметьево
- Новороссийский морской торговый порт
Машиностроительный комплекс. Государство в секторе производства авто, полуприцепов, полуприцепов, сопутствующего оборудования уровень государственного участия составил 17 и 15%. Свое присутствие в отрасли автомобилестроения государство сумело обеспечить покупкой крупных пакетов в АвтоВАЗе и КАМАЗе.
Телекоммуникации. Здесь государство имеет только 14%, которые основываются на активах «Ростелекома». Практически 50% от суммарных доходов отрасли сегодня контролирует так называемая «Большая Тройка» — «Мегафон», МТС, «Вымпелком».
Ключевые активы в целлюлозно-бумажной промышленности удерживается в частных руках, однако удается сохранять 12% государственное проникновение в отрасль. Подконтрольно государству только одно предприятие – ФГУП «Госзнак».
9% государство удерживает в строительной отрасли и отрасли производства алкогольных напитков. Активы государства в «алкогольной сфере» сосредоточены в предприятиях «Башспирт» и «Татспиртпром»
В завершении стоит отметить, что уровень государственного проникновения крайне незначителен в пищевой, а также легкой промышленности. В угледобывающей промышленности активов у государства нет.
Насколько эффективна деятельность госкомпаний?
Приводим показатели 201-2013гг. Среднегодовой рост секторов с очень высоким уровнем государственного присутствия (напомним, к ним относится: добыча газа, электроэнергетика, транспорт) составляют 1,8%.
Среднегодовой рост сектора отраслей, в которых государство практически не имеет активов (угледобывающая, легкая и пищевая промышленности) составил только 1,2%.
Однако дать однозначную оценку экономической эффективности самых крупных предприятий той или иной отрасли нельзя – по уровню рентабельности активов, а также размеру чистой прибыли могут занимать лидирующие позиции как частные, так и подконтрольные государству компании. Яркий пример: Новатэк и «Газпром»; «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть». Эти компании имеют примерно одинаковый уровень рентабельности активов.
На данном этапе развития РФ намного выгоднее иметь определенные доли в компаниях, которые работают в разных отраслях, чем полностью подчинять себе все отрасли (исключение, напомним, составляет: электроэнергетика, транспорт, добыча газа).
Источник: utmagazine.ru