Менее чем за сотню лет пассажирская авиация претерпела глобальные изменения. Если в начале своего становления воздушным транспортом пользовались немногие, то теперь возможность быстрого перемещения из одной точки в другую по достоинству оценили все категории населения. Около полувека назад отдельно стала развиваться дополнительная категория авиации – деловая. Ее основная задача заключается в создании максимально комфортных условий для пассажира, который может сам подобрать время вылета и заказать полет в определенный аэропорт. Высокий уровень сервиса деловой авиации поддерживает и использование особых самолетов – бизнес-джетов, они изначально разработаны именно для состоятельных пассажиров.
Особенности бизнес-джетов
Бизнес-джетами называют самолеты, используемые частными авиакомпаниями или владельцем транспорта для полетов по индивидуально составленному графику. Большинство таких воздушных суден уже с нуля создаются именно под запросы состоятельных клиентов. Хотя ряд самолетов после существенных модификаций также могут выполнять роль бизнес джета.
На чем летают МИЛЛИАРДЕРЫ? Обзор на Частный самолет за 4.5 МЛРД РУБ.
Основных отличий джета от ВС, задействованных в регулярных пассажирских рейсах, несколько:
- Небольшая пассажировместимость. Большинство ВС, относящихся к этой категории, способны перевозить от 5 до 19 пассажиров. Хотя есть несколько моделей с вместимостью до 100 человек, но они обычно используются как дальнемагистральные, а их пассажирами являются спортивные команды, члены одной большой общественной организации, политики и чиновники с расширенным штатом обслуживающего персонала;
- Оснащение самолета самым современным техническим оборудованием. В бизнес-джетах используются новейшие систем навигации, инновационная авионика, есть комплексы, показывающие малейшие отклонения в работе электроники. Все это предназначено для того чтобы полет прошел в комфортной обстановке и был полностью безопасным;
- Особые летно-технические характеристики. Большинство самолетов бизнес-авиации способны взлетать с укороченных ВПП и приземляться в тех аэропортах, где нет условий для приема пассажирских лайнеров гражданской авиации;
- Оптимальной системой шумозащиты – в салоне пассажиры шум от работающих двигателей практически не слышат;
- Салоны отличаются повышенным уровнем комфортности. Пассажирские кресла часто изготавливаются с применением дорогих материалов, они могут раскладываться, поворачиваться. Часть кресел в салоне может быть заменена на раскладывающийся диван. На борту большинства бизнес-джетов предусмотрена отдельная зона кухни, санузел, вместительный багажный отсек, мультимедийные системы. Руководители крупных корпораций и чиновники часто заказывают чартерные рейсы на тех самолетах, в которых есть отдельная переговорная комната для ведения совещаний и работы с оргтехникой.
На борт бизнес-джетов можно заказать индивидуальное меню и алкогольные напитки. В самых элитных моделях имеется отдельная комната для сна. Покупатели бизнес-джетов могут заказать отделку салона и его оснащение по своему вкусу и потребностям.
Что такое бизнес джеты и зачем они нужны?
Варианты использования частных самолетов
Деловая авиация бизнес-джеты эксплуатирует в разных вариантах. Самый распространенный и востребованный – аренда ВС частным лицом для одного или нескольких перелетов. Заказчик подбирает тип джета, его вместимость, уровень сервиса. Оператор с учетом всех пожеланий разрабатывает маршрут и назначает дату вылета, согласовав ее предварительно с клиентом.
Бизнес-джеты часто покупают владельцы крупных корпораций для собственных нужд или для организации перелетов членов своей команды. Позволить себе столь роскошное приобретение могут не многие, так как помимо затрат на покупку придется постоянно отчислять деньги на обслуживание лайнера, его стоянку и на оплату труда летчиков и персонала. Очень часто владельцы частных самолетов частично передают права на его использование авиаброкерам, что частично позволяет перекрыть расходы.
Бизнес джеты, используемые в частных авиакомпаниях, могут использоваться и по системам Jet Sharing и Empty Legs. Такими программами могут воспользоваться и обычные граждане, так как по кресельная аренда самолета обходится гораздо дешевле по сравнению с прокатом целого судна. Но при этом пассажиры находятся в тех же условиях, то есть совершают полет в максимально комфортной обстановке и прямо к месту назначения.
Типы бизнес-джетов
Бизнес джеты несмотря на сходность летно-технических характеристик подразделяются на 3 основных категории:
- Сверхлегкие и легкие. Для них характерна небольшая дальность беспосадочного полета – до 2-3 тыс. км. Вместимость салона в основном 5-9 пассажиров;
- Среднемагистральные. Могут преодолеть без дозаправки до 5-6 тыс. км. Средняя скорость – 800 км/ч, а вместимость в некоторых моделях достигает 20 человек;
- Дальнемагистральные. Рассчитаны на полет без дозаправки до 9-10 и более тысяч километров. В салоне с комфортом размещаются 30-50 человек, но есть модели и с большей вместимостью.
Популярные бренды и производители
ВС, востребованные в деловой авиации, выпускают авиаконцерны США, стран Европы, Англии. Наиболее популярными марками, в том числе и на российском пространстве, считаются:
- CESSNA. Производитель американская компания Cessna Aircraft Company. Бизнес-джеты CESSNA выпускаются в серии Citation. Средняя дальность полетов всех моделей 3 тыс. км, вместимость от 4 до 12 пассажиров;
- BOMBARDIER. Бизнес джеты третьего по популярности авиапроизводителя — Bombardier Aerospace. Среди состоятельных клиентов ценится модель Global Express, на которой можно без дозаправки преодолеть расстояние от Токио до Нью-Йорка. Среднеразмерным бизнес-джетом считается самолет Challenger 300 family, а самыми маленькими с вместимостью до 8 пассажиров — Learjet 70 и 75;
- EMBRAER. Продукт бразильского авиаконцерна. Первая модель для деловой авиации Legacy 600 была выпущена не так давно – в 2002 году. Дальность полета ВС EMBRAER от 1 до 5 тыс. км. Самым крупным бизнес-джетом компании считается Lineage 1000. В салоне комфортно могут расположиться до 19 пассажиров, и рассчитана эта модель на дальнемагистральные перелеты;
- GULFSTREAM. Название бренда ассоциируется с выпуском дальнемагистральных ВС. Первая модель G5 с вместимостью в 14 пассажиров без дозаправки преодолевает более 8 тыс. км, но сейчас производитель выпускает и более мощные бизнес-джеты.
В деловой авиации для частных перелетов используются и другие марки бизнес-джетов – Beechcraft, Dassault, Airbus, Боинг. Столь широкий выбор позволяет без труда подобрать ВС под запросы конкретного клиента.
ВИП-терминалы Москвы, обслуживающие бизнес-джеты
Вылет на бизнес-джетах в ряде аэропортов организуется из отдельных терминалов. В Москве это:
- Внуково-3. Состоит из терминала для внутренних и международных рейсов. Рядом с основным корпусом имеется вертодром для приема и отправки частных самолетов;
- Домодедово – Центр Деловой Авиации. Находится вдали от основного аэровокзала. Есть охраняемая парковка для автомобилей, отдельные переговорные комнаты;
- Шереметьево. ВИП-залы расположены в основном аэровокзале, но попасть в них могут только пассажиры бизнес-джетов или состоятельные клиенты.
VIP-терминалы – это возможность практически мгновенной регистрации на рейс. Клиентам деловой авиации не приходится проводить время в очередях, заранее приезжать в аэропорт. Они могут также в ВИП-терминале вести переговоры, отдыхать или проводить время в барах. Авиаперевозчики организуют трансферт и предоставляют личного менеджера, контролирующего каждый этап полета.
Развитие деловой авиации
Когда в Москве приземлился первый частный самолет, структуры аэропорта не знали, что с этим делать. Им пришлось в срочном порядке узнавать про нюансы обслуживания, планирования перелетов и даже про особенности строительства и внутренней комплектации бизнес-джетов.
Когда система начала развиваться в России, пассажиры чудили с питанием и «личными пожеланиями». Сейчас уже давно все цивилизованно, отработанно. Клиенты стали прагматичными. В первую очередь они хотят получить комфорт и быструю доставку в любую точку мира. Но без премиум-сервиса, конечно, не обходится. Ведь рынок переполнен предложениями кейтеринговых компаний.
Пассажир волен заказать любимые блюда из любимого ресторана, озвучить список напитков. На борту можно полноценно решать бизнес-задачи, иметь высококачественную спутниковую связь и интернет. Или отдыхать на протяжении всего полета, уютно устроившись на мягком диване.
Dassault Falcon 7X
Особенностью самолета является проектирование в полностью виртуальной среде. Для разработки его конструкции и внешнего вида использовалось специальное программное обеспечение, при помощи которого так же проводилось и тестирование модели. Его дальность полета в 11 020 километров, высокая крейсерская скорость и потрясающая эргономичность наделяют его характерными преимуществами.
Как высоко могут летать коммерческие самолёты
Во время путешествия на самолёте часто слышишь в объявлении пилота данные о крейсерской высоте полёта. И порой задумываешься, а есть ли какие-нибудь ограничения по высоте? Какая максимальная высота полёта самолёта?
Пределы, установленные для коммерческих самолетов
Максимально допустимая высота полёта варьируется от самолёта к самолёту. Большинство коммерческих самолетов сертифицировано для полётов на высоте до 42 тыс. футов. Этот максимум называется практическим потолком. У четырёхдвигательного двухпалубного лайнера Airbus A380 «Суперджамбо» этот потолок составляет 43 тыс. футов. А у самолётов Boeing 787-8 и -9 “Дримлайнер он равен 43 тыс.
100 футам. У Boeing-787-10 – 41 тыс. 100 футов. У более ранних моделей практический потолок ниже. Напримеру, у Boeing 737 он составляет 37 тыс. футов.
Зачем летать на такой большой высоте?
Есть несколько причин, по которым авиакомпании хотят летать на больших высотах. Прежде всего, из-за оптимизации эффективности. На больших высотах воздух более разреженный. А это значит, что сопротивление меньше. Как следствие самолёт летит быстрее и расходует меньше топлива.
Кроме того, на большой высоте реактивные двигатели работают с большей эффективностью.
Высота полёта зависит ещё и от действия ветра. В зависимости от ситуации экипажи используют его преимущества или пытаются минимизировать его негативное воздействие. В силу этого они набирают высоту или наоборот снижаются.
Экипажи также меняют высоту полёта, чтобы избежать зон турбулентности и неблагоприятной погоды. Но разумеется делают они это только после получения соответствующего разрешения диспетчера.
Почему бы самолетам не летать выше?
На основании изложенной выше информации у многих читателей может возникнуть вопрос, а почему бы самолётам не летать ещё выше. Как мы уже отметили, чем больше высота, тем воздух более разреженный. Если воздух сильно разрежен, то уменьшается мощность двигателей, а крылья не могут уже создать достаточную подъёмную силу.
Кроме того, на большей высоте могут возникнуть проблемы с перезапуском отказавшего двигателя. Полёты на больших высотах также создают риски для безопасности пассажиров и членов экипажа. В случае декомпрессии, экипаж будет вынужден снижаться до высоты, где достаточно кислорода. Чем больше высота, тем больше времени уйдёт на такое снижение. Люди на борту могут серьёзно пострадать.
Корпоративные самолёты летают выше коммерческих машин
У многих корпоративных самолётов практический потолок больше, чем у коммерческих машин. Они могут подняться на высоту равную 52 тыс. футам. Достигается это благодаря большей удельной мощности (отношение максимальной мощности двигателя к массе и размерам самолёта).
Легендарный Concorde
Concorde был коммерческим самолётом с самым большим практическим потолком.
Благодаря своей высокой скорости, он обладал большой подъёмной силой и в силу этого мог лететь на высоте до 60 тыс. футов. Пролетая высоко над воздушными коридорами, легендарный франко-британский лайнер развивал скорость до 2,04 Маха (2.179 км/час). А как же риск декомпрессии? Во-первых, благодаря дельтовидной форме крыла, Concorde мог снижаться гораздо быстрее, чем другие самолеты.
Во-вторых, быстро снизиться ему помогала специальная система. И, в-третьих, его иллюминаторы были гораздо меньше, чем у других самолётов. И в случае их разрушения падение давления происходило бы медленнее.
Поскольку Concorde не летает с 2003 года, большинство из нас может только представить себе, как выглядит мир с высоты 60 тыс. футов.
Источник: aviav.ru
Почему бизнес-джеты летают выше, чем рейсовые самолёты
Частные самолёты летают обычно выше, чем обычные пассажирские самолёты – кроме Ту-144 и «Конкорда», конечно. Некоторые пассажиры бизнес-джетов даже думают, что это сделано в первую очередь для ощущения какого-то превосходства перед простолюдинами на регулярных рейсах, но это самое бредовое объяснение, которое только можно было бы придумать.
На самом деле бизнес-джеты летают так высоко, потому что… могут. У большинства обычных пассажирских лайнеров практический потолок составляет 13 100 метров или 43 000 футов. А современные бизнес-джеты – например, Dassault Falcon 8X, Bombardier Global 7500 и Gulfstrean G700 могут летать на высоте до 15 500 м (51 000 футов). Всё благодаря тяговооружённости: двигатели у бизнес-джетов достаточно мощные для таких маленьких и лёгких машин, «обычному» же самолёту так высоко не подняться из-за слишком разреженного воздуха – подъёмной силы крыла при имеющейся тяге двигателей недостаточно.
На больших высотах сопротивление воздуха меньше, поэтому бизнес-джет летит быстрее: скорость на эшелоне достигает 0,9 Маха против примерно 0,8 у «обычных» самолётов. И топлива при этом расходует меньше.
Ещё одно преимущество: свободное воздушное пространство. Бизнес-джетов гораздо меньше, чем «обычных» самолётов, так что они на своих высотах гораздо свободнее в плане выбора маршрутов и могут летать практически по ортодромии, то есть, по кратчайшему пути. Опять же, грозы и другие погодные неприятности обычно находятся ниже и их не надо обходить. Турбулентность, кстати, на высоких эшелонах тоже встречается реже.
Наконец, наземные предполётные процедуры занимают для пассажиров считанные минуты. В итоге за счёт сочетания всех факторов пассажир бизнес-джета экономит за перелёт несколько часов своего времени, а оно у таких людей стоит очень дорого.
Проблема только одна: разгерметизация кабины на таких высотах гораздо опаснее. Так, на эшелоне FL450 (45 000 футов, 13 700 м) из-за недостатка кислорода при разгерметизации вы потеряете сознание через 9-15 секунд. А на FL350 (10 600 м) только через минуту. Для сравнения, на FL300 (9 100 м) у вас будет две минуты. Поэтому большинство бизнес-джетов летают в районе FL410 (12 500 м): тут и преимущества большей высоты сохраняются, и безопасность выше.
Источник: dzen.ru