Президент Владимир Путин предложил продлить надзорные каникулы для малых компаний и самозанятых граждан.
По словам президента, есть категории предпринимателей, которых нужно проверять регулярно, а для самозанятых и малых организаций можно продлить мораторий на плановые проверки еще на два года, пишет ТАСС.
«Практика показала, что есть сферы, где нужен постоянный, даже еще более жесткий контроль. Это прежде всего касается компаний, которые имеют так называемый высокий профиль риска, чья деятельность напрямую затрагивает жизнь и безопасность людей. Для всех остальных малых компаний, для самозанятых граждан предлагаю продлить надзорные каникулы еще на два года», – сказал Путин на пленарном заседании форума «Малый бизнес – национальный проект». Президент также обратился к правительству и Госдуме с просьбой «оперативно принять необходимые решения».
Вчера глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров сообщил, что незарегистрированных самозанятых планируется штрафовать на сумму их дохода. «Мы предлагаем, что в случае, если обнаруживается у человека такой доход, а он не зарегистрировался и не платит, он платит штраф в размере того дохода, который он получил», – сказал Макаров.
Надзорные каникулы: что это такое и почему не все так просто?
- Право.ru
Источник: pravo.ru
«Надзорные каникулы» для малого бизнеса
Виды проверок, подпадающие под действие законопроекта
Перед тем как перейти к рассмотрению установленных законопроектом привилегий для малого бизнеса, разберемся, что подразумевается под плановой проверкой. Напомним, что порядок прохождения неналоговых проверок (т.е. проверок, не связанных с правильностью исчисления налогов и страховых взносов) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — Закон №294-ФЗ).
Так, п.1 ст.9 Закона №294-ФЗ установлено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся с периодичностью не чаще одного раза в три года на основании ежегодно разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля планов (п.2 и п.3 ст.9 Закона №294-ФЗ). Как компании либо индивидуальному предпринимателю узнать попал ли он в перечень плановой ревизии? Генеральной прокуратурой в рамках исполнения требования п.7 ст.9 Закона №294-ФЗ создается в срок до 31 декабря текущего года реестр плановых проверок, который размещается в Интернете. Для того, чтобы узнать интересующую информацию организации либо предпринимателю относительно 2015 г., достаточно зайти на сайт Генпрокуратуры по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2015.
«Надзорные каникулы» освободили малый бизнес от плановых проверок в Марий Эл — Вести Марий Эл
Итак, законопроектом предусмотрен мораторий только в отношении плановых проверок и не освобождает добросовестных субъектов малого предпринимательства от остальных видов проверок. А кроме плановых проверок существуют еще и экстренные или внеплановые проверки, которые проводятся в случаях: -истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (пп.1 п.2 ст.10 Закона №294-ФЗ); -поступления в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушение прав потребителей (пп.2 п.2 ст.10 Закона №294-ФЗ).
Таким образом, действие Закона №294-ФЗ (и законопроекта, вносящего изменения в Закон №294-ФЗ) не распространяется на иные виды вышеперечисленных неналоговых проверок, а также на таможенный, валютный контроль, банковский и страховой надзор, государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов и ряд других видов контроля либо надзора (п.3.1 ст.1 Закона №294-ФЗ). И в этой части власти могут также продолжать «кошмарить» бизнес.
Положениями ст.13 Закона №294-ФЗ ограничены сроки проведения плановой и неплановой проверок. Так, плановая выездная проверка субъектов малого предпринимательства должна занимать не более 50 часов в год, а в отношении микропредприятий — не более 15 часов в год (п.2 ст.13 Закона №294-ФЗ). И лишь в исключительных случаях сроки проведения плановой выездной проверки могут быть продлены, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов (п.3 ст.13 Закона №294-ФЗ). При подсчете часов должно учитываться время нахождения проверяющих на территории проверяемой компании либо индивидуального предпринимателя (Письмо Роспотребнадзора РФ от 21.01.2010 г. №01/549-10-32). Одобренный в первом чтении законопроект не сокращает ранее предусмотренные ст.13 Закона №294-ФЗ сроки проведения проверок и в этой части для остальных участников бизнеса ничего не меняется.
Исключения из общих правил
Законопроектом установлены условия для применения «надзорных каникул». Так, одним из условий, ограничивающих право на мораторий проведения проверок, является наличие у субъектов малого бизнеса за предшествующие три года, вступивших в законную силу: — постановлений о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения законодательства РФ или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности (в соответствии с положениями КоАП РФ); — решений о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.2 ст.26 законопроекта). Законопроект оперирует понятием «грубого нарушения законодательства». В самом КоАП РФ словосочетание «грубое нарушение законодательства» применяется в части: — нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (п.3 ст.9.1 КоАП РФ); — нарушения норм и правил в области использования атомной энергии (п.3 ст.9.6 КоАП РФ); — нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (п.5 ст.13.12 КоАП РФ); — осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (п.4 ст.14.1.1 КоАП РФ);
— осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (п.4 ст.14.1.2 КоАП РФ); — нарушения лицензионных требований в части государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п.3 ст.14.17 КоАП РФ); — нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу (п.3 ст.14.55 КоАП РФ); — нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ (п.2 ст.18.13 КоАП). — нарушения лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему (п.2 ст.20.8 КоАП РФ). Но применительно ли к данным видам грубых нарушений будут осуществляться отсеивание кандидатов на право использования «надзорных каникул», пока непонятно.
Поэтому, в подготовленном заключении по законопроекту (после первого чтения Госдумой) указано, что данная формулировка нуждается в уточнении, поскольку носит оценочный характер. Кроме того, запрет на «надзорные каникулы» предусмотрен и в отношении определенных семи видов государственного контроля в части (п.5 ст.26.1 законопроекта): а) промышленной безопасности в отношении объектов I или II класса опасности; б) безопасности гидротехнических сооружений в отношении объектов I или II класса опасности; в) эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объектов I или II категории; г) обеспечения радиационной безопасности; д) обеспечения защиты государственной тайны; е) управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами; ж) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». И если «запрещенный» перечень видов деятельности отбирался законотворцами «в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан», то непонятна причина появления в данном списке управляющих и аудиторских организаций. Действие «надзорных каникул» также не будет распространяться на виды деятельности, указанные в п.9 ст.9 Закона №294-ФЗ. Это касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере, в том случае, если Правительство РФ включит их в перечень (п.1 ст.26.1 законопроекта).
Перспективы законопроекта
Действительно, законопроект направлен на сокращение количества плановых проверок для ряда субъектов малого предпринимательства. Однако законопроект содержит очень много исключений из общих правил. В случае принятия законопроекта в первозданном виде средние предприятия «выпадут» из претендентов на право применения «надзорных каникул».
В отношении предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые все-таки попадут под мораторий плановых проверок, надзорными органами может быть легко инициирована внеплановая проверка. Достаточно поступления жалобы (например, от гражданина) о нарушении его прав. Как уже было отмечено, жизнь малого бизнеса не ограничивается только одним видом проверок.
Жесткий контроль также осуществляется со стороны налоговых, пенсионных, таможенных органов. А сфера интересов рассматриваемого законопроекта — только положения Закона №294-ФЗ. Поэтому существенного ослабления от прессинга всевозможных проверок малый бизнес не получит.
Предусмотренная мера все же является временной (период действия моратория — с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.) и по истечению указанного срока может быть отменена. Кроме того, вызывает опасение и отсутствие самого механизма освобождения. Ведь для того, чтобы субъекты малого предпринимательства не попали в список проверяемых, нужно каким-то образом иметь подтверждение их статуса.
А значит должна быть налажена система межведомственного взаимодействия с другими контролирующими органами. Такой порядок должен быть утвержден на уровне Правительства РФ. Но, зная наш опыт межведомственного взаимодействия (так, например, в налоговых органах зачастую отсутствует актуальная информация о совершенных физическим лицом регистрационных действиях с автотранспортными средствами, а поэтому физическое лицо, сняв несколько лет назад транспортное средство с учета в ГИБДД может получить уведомление на уплату транспортного налога), можно предположить, что на практике будет работать пословица «спасение утопающих — дело рук самих утопающих!». Ведь сами субъекты малого предпринимательства заинтересованы не попасть в список плановых проверок. Статья актуальна на 24.06.15
Источник: www.audit-it.ru
Еще два года надзорных каникул для малого бизнеса
—>
Малому бизнесу дадут еще два года надзорных каникул. Об этом на форуме «Опоры России» заявил Владимир Путин.
В конце года заканчиваются трехлетние каникулы, в ходе которых малый бизнес избавили от плановых проверок. Внеплановых это не касается.
Ранее деловое сообщество попросило власти продлить каникулы на четыре года. Однако, по словам президента, анализ практики показал, что ряд бизнесменов ловко пользуются послаблением и занимаются манипуляциями. Так что продление на два года можно назвать компромиссом. Комментирует вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов:
Владлен Максимов вице-президент «Опоры России» «Это неплохо вообще, что что-то дают. Лучше, чем ничего. На мой взгляд, из того, что сегодня звучало, это самая реальная история. Другой вопрос, что надо двигаться по другим вопросам.
И, наверное, там не с первым лицом, а с другими, от кого это зависит, то, что есть проблема там уголовной статьи за мошенничество, по которой привлекают бизнес, и это, наверное, самая страшная история. Еще раз говорю, я не к тому, что это надо было прямо обсуждать сегодня и требовать какого-то ответа, но тем не менее это никуда не делось».
Продление надзорных каникул коснется как малого бизнеса, так и самозанятых граждан.
Источник: www.bfm.ru