Основные направления фискальной политики позволяют экономическим агентам определять свои бизнес-цели с учетом предлагаемых изменений в налоговой сфере. Это повышает определенность круга ведения хозяйственная деятельность на территории Российской Федерации. В статье рассмотрена налоговая нагрузка на малый бизнес со стороны государственных структур в современной России.
Ключевые слова
КОММЕРЦИЯ, БИЗНЕС, НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА, НАЛОГ, ДОХОД
Текст научной работы
При рассмотрении со стороны общей конструкции налоговой системы, важным является анализ уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку имеет возможность показать, что с ее помощью имеется возможность сглаживать колебания доходов, которые обусловлены волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики.
Коммерция исполняет очень высокое значение в улучшении экономики государств, что говорит о сложности переоценки: это то действие, в которой легче все начинать самостоятельный бизнес, а также осуществлять его, если это позволяют мерки бизнеса.
В НАО смягчили налоговое бремя на начинающий бизнес
В декабре 2015 года и в мае 2017 года вступили в действие два ключевых документа стратегического планирования — Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [1] и Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [2], соответственно, в которых проблематике развития малого бизнеса уделено особое внимание.
В Стратегии национальной безопасности РФ указано, что противодействия угрозам в целях экономической безопасности осуществление государственной социально-экономической политики должна предусматривать «стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов» [1].
В Стратегии экономической безопасности к основным задачам по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, отнесена необходимость поддержки высокотехнологичного малого и среднего бизнеса. Такое пристальное внимание к данному субъекту хозяйствования связано с тем, что малое предпринимательство, являясь неотъемлемой составной частью экономики любого государства, играет весомую роль в его деятельности. Именно состояние и уровень развития предпринимательства являются наиболее показательными и значимыми критериями, наиболее ярко отражающими конкурентоспособность как отдельной отрасли, региона, сферы деятельности, так и страны в целом.
Имея такую положительную черту, как гибкость на рыночные изменения, мобильно подстраиваться под новые требования, условия и правила, этот субъект хозяйственной деятельности, в отличие от крупных предприятий, корпораций и государственных учреждений, более динамичен, является важным. Создание малых предприятий не требует крупных стартовых инвестиций, и при этом их функционирование предполагает высокую оборачиваемость финансовых и материальных ресурсов. Высокий уровень развития предпринимательства ведет к насыщению рынка продукцией и услугами, более рациональному использованию сырьевых ресурсов. Предпринимательство выполняет ряд важнейших социально-экономических задач, прежде всего снижает уровень безработицы и бедности в стране. На сегодняшний день предпринимательство в России представлено разнообразными категориями предприятий, как по численности персонала, так и по объемам получаемых ими доходов.
Малый бизнес и налоговое бремя
Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 209-ФЗ). К субъектам малого предпринимательства (далее — МСП) относятся следующие хозяйствующие субъекты: малые предприятия; микропредприятия; средние предприятия. Если говорить об организационно-правовой форме, то в соответствии с действующим законодательством субъектами малого предпринимательства являются: хозяйственные общества; хозяйственные партнерства; производственные кооперативы; потребительские кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; индивидуальные предприниматели [3]. В настоящее время законодательством установлены три условия отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства:
- доля участия других лиц в уставном капитале хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств;
- среднесписочная численность работников;
- доход, полученный от предпринимательской деятельности.
При этом согласно Федеральному закону № 209-ФЗ категория субъекта малого предпринимательства — микро, малое и среднее предприятие, определяется в соответствии с наибольшим по значению условием отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в части среднесписочной численности работников и дохода от предпринимательской деятельности.
Анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов РФ, а именно:
- сложная экономическая обстановка, парящая в стране — инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должностной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе;
- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
Одной из основных проблем малого бизнеса является тяжелое налоговое бремя. Для решения данной проблемы применяются следующие меры:
- главным выходом в снижении налогового бремени для малого бизнеса видится в примени специальных налоговых режимов, имеющих упрощенную структуру налогообложения;
- снижение налоговой нагрузки достигается путем применения льготных режимов, которые дают возможность уплачивать в бюджет налоги в меньшем объёме законным путем.
Анализ состояния предпринимательства в России позволяет говорить о том, что эта тематика является актуальной, имеющиеся проблемы — разнообразными и острыми, их решение имеет важнейшее значение для дальнейшего успешного развития РФ. Не случайно вопросы развития предпринимательства активно обсуждаются в научных трудах ни один год. Результаты исследования показывают, что работа по устранению проблем в сфере предпринимательства в частности снижения налоговой нагрузки производится, но не на должном уровне, что не дает возможности предпринимательству развиваться за счет экономии средств, полученных от снижения налоговой нагрузки.
Новые подходы к оценке и управлению стоимостью бизнеса
- Гайворонский А.Ю.
Особенности налогового учета доходов
- Пирожкова Е.А.
- Фролов А.В.
Источник: novainfo.ru
Налоговое бремя
Налоговое бремя — это показатель, характеризующий уровень уплачиваемых налогов, сборов, иных фискальных платежей. В статье раскроем смысл этого понятия, поясним, как его рассчитать, и почему этот показатель так важен не только для отдельно взятого налогоплательщика (организации или физического лица), но и для экономики в целом.
Налоговое бремя: формула и порядок расчета
Законодательство РФ не содержит понятия «налоговое бремя». Этот показатель относится, скорее, к экономическим понятиям, характеризующим влияние объемов взимаемых налогов на всю массу налогоплательщиков, а не на конкретного субъекта.
Расчет нашего показателя близок к расчету нагрузки. Чтобы определить уровень налогового бремени, формула используется следующая:
Как ФНС использует сведения о налоговой нагрузке отдельных компаний
Инспекции ФНС обязаны выявлять и пресекать налоговые правонарушения. Для анализа деятельности предприятия на предмет рискованности деятельности ФНС использует ряд оценочных критериев. Некоторые из них закрыты и используются только во внутренней деятельности данного госоргана. Но часть из них доведена до сведения налогоплательщиков.
Как объем фискальных платежей влияет на плательщиков и государство
Установка оптимального размера фискальных платежей — важная задача, стоящая перед любым государством. У государства и налогоплательщиков всегда различная позиция по этому вопросу.
Государство за счет поступлений от налогов и иных обязательных сборов пополняет бюджет. От этих поступлений зависят объемы финансирования социальных задач (образование, медицина), развития инфраструктуры населенных пунктов, обороноспособности и иных государственных вопросов. В то же время избыточное налоговое бремя может вызвать обратный эффект. При чрезмерном росте фискальных платежей ведение бизнеса станет неэффективным, снизится число налогоплательщиков, что в результате приведет к снижению платежей в бюджет. Если плательщики будут большую часть доходов отдавать государству, а не направлять на развитие производства, то производственный процесс станет неэффективным и неконкурентоспособным.
Предпринимательское сообщество, в свою очередь, всегда нацелено на снижение налогового бремени.
Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти баланс между интересами страны и интересами налогоплательщиков (бизнеса и простых граждан), который обеспечит выполнение государственных задач и в то же время не задавит плательщиков излишним бременем по платежам в бюджет.
Распределение налогового бремени
Для регулирования фискальной нагрузки, накладываемой на граждан и организации, государство нередко использует переложение налогового бремени на лиц, которые, с его точки зрения, более платежеспособны. Или же увеличивает фискальные сборы, которые легче взимать и администрировать.
Ярким примером стали изменения в НК РФ , вступающие в силу с 01.01.2019. После длительных обсуждений было отменено увеличение ставки страховых взносов при одновременном росте ставки НДС с 18 до 20 %. Данный маневр должен обеспечить:
- с одной стороны — сохранение уровня заработной платы (так как нагрузка на работодателя не изменилась), отсутствие предпосылок к развитию серых схем выплаты зарплаты;
- с другой стороны — обеспечение поступления в бюджет дополнительных средств. При этом на сегодняшний день именно по НДС налажена очень эффективная система администрирования, позволяющая быстро выявлять случаи незаконного ухода от уплаты налогов.
Чему равно налоговое бремя на работника
Одним из специфических вопросов регулирования фискального бремени для государства является вопрос распределения фискальной нагрузки с зарплаты, выплачиваемой работникам. На сегодняшний день в РФ распределена она следующим образом:
- работник уплачивает НДФЛ 13 %;
- работодатель уплачивает страховые взносы в размере 30 % и взносы на травматизм (от 0,2 до 8,5 %).
Не следует путать нагрузку по НДФЛ на работника и общее фискальное бремя на гражданина. Кроме НДФЛ, физическое лицо уплачивает налоги на имущество, землю и транспорт. Именно из суммы всех, подлежащих уплате, налогов и сборов складывается общее фискальное бремя на физическое лицо.
Источник: ppt.ru
Зачем контролировать налоговую нагрузку и как её рассчитать ?
Налоговая нагрузка — один из показателей, который используется Минфином России и его подразделениями для планирования и прогнозирования ситуации в экономике на уровне государства и региона. Также за налоговой нагрузкой следят в ФНС, планируя на основании полученных данных контрольные мероприятия.
Для чего нужно знать налоговую нагрузку?
Напротив, если ваша налоговая нагрузка значительно ниже среднеотраслевой — у вас высокий риск назначения выездной налоговой проверки.
Также эти цифры можно использовать, в том числе и для оценки эффективности деятельности своей организации по сравнению со среднеотраслевыми значениями.
Кроме того, значение налоговой нагрузки берут в расчёт банки при принятии решения о выдаче кредитных средств или обслуживании компании.
Как рассчитать налоговую нагрузку?
Это отношение суммы начисленных налогов к выручке, показанной в бухгалтерской отчётности.
Чтобы посчитать налоговую нагрузку за 2020 год по компании, находящейся на обычной системе налогообложения необходимо сложить:
- налог на прибыль к уплате, по декларации за 2020 год,
- сумму НДС, исчисленную к уплате по декларациям за 2020 год,
- сумму НДФЛ, удержанного при выплате заработной платы за 2020 год,
- налог на имущество, по декларации за 2020 год,
- транспортный налог по декларации за 2020 год.
Обратите внимание, сумма страховых взносов не включается в общую сумму налогов при расчёте налоговой нагрузки.
Полученную сумму налогов надо разделить на сумму выручки, показанную в бухгалтерской отчётности по форме «Отчёт о финансовых результатах», сданной в налоговую.
Если организация использует специальные режимы налогообложения, то в расчёте участвуют единые налоги по таким режимам.
Какие ещё варианты налоговой нагрузки бывают?
Налоговая служба отдельно рассчитывает налоговую нагрузку по налогу на прибыль и процент возмещения по НДС.
- По налогу на прибыль:
Нагрузка = сумма налога на прибыль / (доход от основной + доход от внереализационной деятельности) * 100%
- По налогу на добавленную стоимость инспекторы считают процент возмещения:
Нагрузка = сумма НДС, предъявленного к вычету / сумму НДС, предъявленного к уплате * 100%
Доля вычетов по НДС не должна превышать 89% от общей суммы налога.
Нагрузка = сумма исчисленного НДФЛ / выручку от реализации * 100%
В случае низкого значения налоговой нагрузки по НДФЛ, налоговая инспекция может потребовать объяснения, также пристальное внимание инспекторы уделяют динамике выплат — в случае уменьшения суммы НДФЛ по сравнению с предыдущими периодами более чем на 10% или если заработная плата выплачивается ниже среднего уровня по региону.
- Фискальная нагрузка по страховым взносам:
Нагрузка = сумма исчисленных страховых взносов / выручку от реализации * 100%
С 2017 года данные по среднеотраслевым значениям по этому показателю также публикуются на сайте налоговой. Если в организации выявилось уменьшение суммы страховых взносов, уплачиваемых организацией в бюджет при сохранении прежнего количества сотрудников в штате, то налоговый инспектор также может запросить объяснения по выявленному снижению показателей.
Как определить необходимый уровень налоговой нагрузки?
На сайте nalog.ru в разделе «Налогообложение в РФ» > «Контрольная работа» ежегодно выкладывают среднеотраслевые значения по показателям Налоговая нагрузка, Рентабельность проданных товаров, Рентабельность активов.
Если у организации несколько видов деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки по тому виду деятельности, который указан основным по данным ЕГРЮЛ.
Если деятельность вашей организации не попадает ни под один из видов, указанных в списке ФНС, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли, либо ориентироваться на средний показатель налоговой нагрузки по России (Письмо ФНС от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806).
Источник: osnova.capital