Царев, В. Е. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: недостатки и механизмы / В. Е. Царев, Д. А. Вершина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 610-614. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24441/ (дата обращения: 22.05.2023).
В данной исследовательской работе показаны недостатки политики государственной поддержки в отношении малого бизнеса, представлены элементы механизма регулирования государственной поддержки и основные существующие механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в современных условиях в России и на Дальнем Востоке.
Ключевые слова: экономическая теория, предпринимательство, коммерция, малый бизнес, государственная поддержка, регулирование.
Наиболее значимая проблема развития современного малого бизнеса проявляется в формировании и эффективном применении на практике механизмов государственной поддержки. Количество малых предприятий в России возрастает в последнее время. Следовательно, данные предприятия становятся неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, непосредственно влияя на создание максимально продуктивной конкурентной экономики, которая в последствии должна обеспечить высокий уровень и качество жизни населения. [1, с.64] В настоящее время особенно необходима разработка действенного механизма управления малым бизнесом в России, учитывающая опыт зарубежных стран с развитой системой регулирования малого предпринимательства.
Роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике России.
С момента установления в Российской Федерации рыночных отношений роль малого и среднего предпринимательства значительно возросла. Стремительными темпами наращивается число средних и малых предприятий в стране, о чём свидетельствует следующая таблица [1]
Общее число средних и малых предприятий в России в период 2013–2014 гг.
2013 год
2014 год
Количество средних предприятий
Количество малых предприятий
Данные взяты с официального сайта Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru) [1]
Вместе с тем следует отметить недостаточную роль малого бизнеса в российской экономике, о чем говорят официальные данные государственной статистики. Так, доля занятого населения в малом бизнесе в 2012 г. составляла 5562,9 тыс. чел., что соответствует 7,37 % численности экономически активного населения России.
В экономике зарубежных стран малый бизнес обеспечивает занятостью от 40 до 80 % трудоспособного населения. Если в США одно малое предприятие приходится на каждые 12 человек населения страны, в Японии на каждые -18 человек, то в России -только на 60 человек. [8, с.140]
Недостатки государственной системы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основными недостатками государственной системы поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
- Несовершенство нормативной правовой базы государственную поддержку малого предпринимательства;
- Нестабильность и недостаточность финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- Недостаточное развитие объектов государственной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- Высокая налоговая нагрузка на предприятия малого и среднего бизнеса и административные барьеры;
- Недостаточная информационная помощь,
- Отсутствие комплексного анализа потребностей малых предприятий и мониторинга результатов тех предприятий, которые получили поддержку;
- Отсутствие четкой разработки мер стимулирования инвестиций в малом бизнесе.
Существующие экономические сложности ведения бизнеса и возникающие проблемы развития малого и среднего предпринимательства показывают низкую результативность поддержки со стороны государства [6, с.796]. Возникает необходимость формирования новых, расширения и улучшения существующих механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Данные механизмы позволят максимально продуктивно использовать социально-экономические ресурсы и возможности субъектов предпринимательства и таким образом рентабельно исчерпывать бюджетные ресурсы. [4, с.88–89]
На рисунке 1 отображена карта финансирования программ поддержки малого и среднего предпринимательства по регионам (Рис.1) [1].
Рис. 1. Карта развития малого и среднего предпринимательства. Финансирование программ поддержки (млн.руб.). Данные взяты с официального сайта Федерального портала малого и среднего предпринимательства (http://smb.gov.ru) [1]
Проведя анализ, можно сделать вывод, что наиболее финансируемыми являются такие федеральные округа, как Сибирский, Уральский, Приволжский, Центральный и Южный. Что касаемо показателей Дальневосточного федерального округа — они довольно низкие, по сравнению с другими округами. Наиболее финансируемым в ДФО является Приморский край. Хотелось бы обратить внимание на показатели, которые отводятся для Приморского края [1].
Финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Приморском крае за 2013–2014 гг.
Источник финансирования программ поддержки
2013 год
2014 год
Из федерального бюджета (тыс.руб.)
256 922 (израсходовано 0)
261 337 (израсходовано 243 080)
Из бюджета субъектов РФ (тыс. руб.)
64 231 (израсходовано 27 704)
65 334 (израсходовано 42 258)
Данные взяты с официального сайта Федерального портала малого и среднего предпринимательства (http://smb.gov.ru) [1].
Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Приморском крае увеличивается. При этом, выделенные государственные субсидии из федерального и регионального бюджетов используется предприятиями в полной мере.
Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для того, чтобы построить какой-либо механизм регулирования, необходимо рассмотреть всего его элементы отдельно друг от друга, а затем, связать их в единое целое. На наш взгляд, общая схема образования любого механизма регулирования должна включать следующие основные элементы.
а) субъект управления (органы национального управления в сфере содействия и поддержки малого предпринимательства);
б) цель — направлена на достижение результатов практического действия определенного механизма путём использования различных видов государственной поддержки. Например, нормативно-правовая или финансово-кредитная поддержки;
в) совокупность ресурсов — предназначены для достижения поставленных целей;
г) объекты воздействия — любые хозяйствующие субъекты; в данном случае — малые и средние предприятия, которые претендуют на обретение государственный поддержки в различных её проявлениях.
На сегодняшний день, существуют следующие направления государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства: [2, с.159]
комплекс институциональных госструктур, отвечающих за развитие малого и среднего предпринимательства, гарантирующих осуществление государственной политики в данной области и исполняющих различные формы и методы управление в сфере малого и среднего бизнеса.
нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в виде нормативно-правовых актов.
совокупность государственных инфраструктур, содействующих малому и среднему предпринимательству, которые охватывают промышленные и непромышленные организации, созданные при помощи государства и без нее, работа которых направлена на максимизацию эффективности внедрения и эксплуатации на практике основных механизмов государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства. [2, с.159–160]
В настоящее время, малый и средний бизнес является рискованной экономической деятельностью ввиду недостаточной ресурсной обеспеченности [3, с.259]. Для решения данной проблемы существуют следующие направления государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства такие, как:
системы кредитования малого и среднего бизнеса;
функционирования финансовых образований и поручительских фондов, а также ресурсов венчурного субсидирования, направленных на развитие малого и среднего бизнеса.
внедрением пакета материальной помощи, со стороны ОАО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства».
создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей поддержку малого и среднего предпринимательства путем кредитования [3, c.259–260].
Сотрудничества РФ с иностранными государствами в сфере малого и среднего предпринимательства.
Главной целью государственного регулирования в сфере малого бизнеса является материальное обеспечение региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса в стране. Для достижения этой цели существует направлениеразвития сотрудничества Российской Федерации в сфере малого и среднего предпринимательства с иностранными государствами, включающее в себя: [5, c.141]
Совещательный орган по содействию и совершенствованию малого и среднего бизнеса в странах, состоящих в Содружестве Независимых Государств (СНГ).
Функционирующее объединение для сбора рекомендаций по согласованному ведению и написанию нормативно-правовых актов между союзными странами Республики Беларусь и Российской Федерации в направлении малого и среднего предпринимательства, а также образованию удобной обстановки для ведения и расширения влияния малого и среднего предпринимательства.
Совещательный комитет, рассматривающий направления малого и среднего бизнеса совместно с Коллегией Евразийской экономической комиссии.
Функционирующее объединение по малому и среднему бизнесу, рассматривающее вопросы сотрудничества Федерального Собрания РФ и Национального Собрания Республики Армения, а также Российско-Финляндской Межгосударственной правительственной комиссии, Смешанной австрийско-российской Комиссии и Российско-итальянским функционирующим объединением [5, c.141–142].
Концепция развития малого и среднего предпринимательства, которая была обсуждена 15.10.2015 года Министерством Экономического развития РФ до 2030 года, включает задачи, касающиеся улучшения доступности финансирования, создания рыночных ниш для предпринимательства, расширения коопераций, активизации технологического усовершенствования, обеспечения упрощенной налоговой политики и политики по социальному страхованию, обеспечения надежного государственного управления, совершенствования инфраструктуры поддержки, повышения высококвалифицированной кадровой базы в сфере малого и среднего предпринимательства, распространения положительной информации о ведении бизнеса и улучшения системы господдержки.
Группы механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
В настоящее время существует множество подходов к изучению основных механизмов государственной поддержки. Согласно одному из них, можно выделить несколько групп механизмов поддержки: [7, с.114]
учет активности и сложности образования ряда малых и средних предприятий;
нацеленность государственной поддержки малого и среднего бизнеса на управление внешней средой предприятия;
защита экономических и политических интересов малого и среднего бизнеса;
обеспеченность надежности государственного регулирования;
целевая стратегия. [7, с. 114–116]
Под учетом активности и сложности образования ряда малых и средних предприятий понимается создание программы государственной поддержки, в основе которой лежит анализ факторов риска, без которых не обойтись при ведении бизнеса.
Нацеленность государственной поддержки малого и среднего бизнеса на управление внешней средой предприятия предполагается как использование государством косвенных методов влияния на внешнюю среду предприятия, например, стабильное экономическое и политическое положение в стране, отсутствие перенасыщения бумажных денег, а также их обесценивание.
Защита экономических и политических интересов малого и среднего бизнеса обусловливается необходимостью государственного протекционизма в сфере малого и среднего бизнеса, направленностью на экспорт отечественного товара путем снижения тарифов на вывоз из страны.
Дифференциация — это анализ произведенных товаров на предмет первичности появления его на рынке, а также модернизации или создания нового вида этого товара при помощи государственной поддержки в сфере малого и среднего бизнеса.
Обеспеченность надежности государственного регулирования является важнейшим условием существования предприятий, а также эффективного развития малого и среднего бизнеса в целом.
Целевая стратегия — один из механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса, целью которого является разработка программ, ориентированных на создание и расширение малого и среднего бизнеса в РФ.
Заключение
Следует отметить, что стратегия государственной поддержки реализуется не в полной мере. Существует ряд проблем в нормативно-правовой базе, которая зачастую тормозит образование и развитие предприятий; в сфере финансов и ресурсов, поскольку нет четких границ расходования бюджетных средств.
Помимо этого, целевая стратегия сформирована частично и не обеспечивает стабильность ее осуществления. Другие сферы, такие как IT-технологии и производственное обеспечение развиты слабо.
Тем не менее, без государственной поддержки малого и среднего предпринимательства ведение бизнеса в современных реалиях не представляется возможным. Выбор того или иного механизма зависит от расположения предприятия, его внутренней структуры, органов местного самоуправления и ресурсной обеспеченности.
- Тормышева Т. А. Муниципальная программа поддержки предпринимательства: механизм формирования // Изд-во: журнал муниципальное хозяйство; Выпуск № 3, 2009. С. 64–73.
- Жураковский А. С. Основы регулирования малого предпринимательства в России // Вестник ТГУ. — 2012. — № 2. — С.157–160.
- Карташова Е. И. Проблемы формирования системы ресурсного обеспечения малого и среднего бизнеса // Вестн. Ом. Ун-та — 2011. — № 4. — С. 258– 260.
- Шиганов В. В. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // Российская экономика: тенденции и перспективы. 2009. № 4 С. 87–99.
- Кирсанова Е. В. Обзор деятельности малых и средних предприятий в условиях кризисной внешней среды // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 141–142.
- Иванов А. В. О возможностях формирования показателей оценки эффективности региональной поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5–2. С. 795–798.
- Журавлев М. В. Государственная политика поддержки малого предпринимательства и механизмы ее реализации, монография// Изд-во: МИЦ ЭТНОСОЦИУМ. 2011. С.173
- Быкова Н. В. Направления совершенствования системы регулирования малого предпринимательства. Изд-во: Проблемы современной экономики, № 1 (53), 2015, с.139–142
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики — Электронный ресурс. Режим доступа: www.gks.ru
Основные термины (генерируются автоматически): среднее, государственная поддержка, предпринимательство, государственная поддержка малого, малый бизнес, бизнес, малое предпринимательство, Россия, сфера малого, Приморский край.
Источник: moluch.ru
Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.
Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого и среднего предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.
Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом и среднем бизнесе, так и в государственном секторе.
В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.
В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое и среднее предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие предприятия на грань банкротства.
И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого и среднего бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой. Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства на тему: «Малый и средний бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране:
· налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом;
· поставки, дефицит; трудности получения кредита и высокая кредитная ставка;
· неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки;
· недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт; поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий;
· трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации;
· недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств;
· невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет;
· невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого и среднего в особенности.
Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса
Малое и среднее предпринимательство России — бурно развивающееся социально-экономическое явление с конца восьмидесятых годов прошлого столетия и получившее правовое определение с введением в действие Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. Этот закон ввел критерии определения субъектов малого предпринимательства и определил основные меры его государственной поддержки. Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого и среднего предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.
Однако практика показала, что государственная поддержка малых предприятий носит, в основном, формальный характер и это привело к многолетнему застою в развитии этого сектора экономики, доказавшего свою жизнеспособность, обеспечивая средствами к существованию примерно 30 миллионам граждан России и фактически ликвидировав дефицит многих товаров и услуг.
Многолетний опыт развитых и динамично развивающихся стран показывает высокую социально-экономическую значимость малого и среднего предпринимательства.
ГЛАВА 1.Предпринимательство
Организационные формы бизнеса
В современной экономике существует множество организационных форм бизнеса. С правовой точки зрения, все организации выступают как юридические лица, подразделяемые на две группы: коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.
Основные формы организации бизнеса: индивидуальные владения, партнерства и корпорации.
Индивидуальное владение, как это уже видно из названия, представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично распоряжается прибылью, полученной в результате её хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. Эта форма организации бизнеса в странах развитой рыночной экономики лидирует с огромным отрывом.
Для индивидуального владения характерна концентрация всего пучка прав собственности в раках владельца фирмы. Оно, как правило, более иерархично, по сравнению с другими организационными формами, поскольку команды в такой фирме исходят от одного лица, что связывает воедино принятые решения, оценку этого решения механизмом рынка и экономический результат. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень трансакционных издержек внутри фирмы фирмы-индивидуалного владения, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса.
Другой распространенной формой организации бизнеса является партнерство. Партнерством принято называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждого из них пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В зависимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы.
Поскольку партнерство, в отличии от индивидуального владения, организуется и управляется несколькими собственниками, отношения между ними по своей экономической природе представляют собой сеть отношенческих контрактов между владельцами интерспецифических ресурсов. Формальными (письменными) проявлениями данных отношений являются учредительный договор и устав фирмы, однако неформальные соглашения между партнерами имеют более существенное значение, особенно в текущей деятельности фирмы. Поскольку в партнерстве существует несколько владельцев, каждый из них может реализовать любое из прав собственности, составляющих известный нам пучок правомочий, однако нужно учесть, что такого рода действия должны согласовываться с остальными партнерами. Это обстоятельство приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек.
Наиболее сложной организационной структурой и механизмами внутренней координации хозяйственной деятельности обладает корпорация.
Экономическая природа корпорации и ее организационная структура сложны и многогранны; не случайно этими проблемами занимается самостоятельная наука-теория организаций.
В отличии от рассмотренных выше форм организации бизнеса, совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Уставный капитал корпорации является суммой вех долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала — акций.
Владелец акций имеет право на долю в прибили корпорации пропорционально своей доли участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Размер прибыли, подлежащий распределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Несмотря на то, что капитал распределен между большим количеством агентов, всегда существует владелец (или группа владельцев), концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция).собрание акционеров обладает правом назначения управляющих корпораций, осуществляющих текущее руководство деятельностью компании.
Многообразие существующих форм организации бизнеса, основные из которых мы рассмотрели, порождают широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской функции в рыночной экономике. Несмотря на то, что каждая фирма является в своем роде уникальной и неповторимой, есть некоторые общие критерии, дающие возможность классифицировать фирмы по признакам, отличным от их организационно-правовых форм. Наиболее распространенный подход к классификации фирм — распределение их на малые, средние и крупные. Следует выделить два основных метода классификации фирм — количественный и качественный.
Согласно наиболее известному методу классификации фирм – количественному, — предприятие определяется как малое, средние или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (валовая выручка за год).
Вторая ступень классификации предусматривает более детальную разбивку по величине торгового оборота или количеству занятых внутри отрасли в зависимости от конкретного вида основной деятельности фирмы.
Варианты качественных классификаций фирм базируются на критериях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический статус, структуру управления фирмой, источники финансирования деятельности. Такой подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт исследователей, но при этом делается акцент на отличия, внутренне присущие компаниям того или иного размера.
Обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъектуру рынка, малые фирмы способны не только удовлетворять постоянно меняющиеся запросы потребителей, но и дают уникальные возможности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы, как показала практика послевоенных десятилетий, легче идут на риск нововведений, что получило отражение и в названии таких фирм – «венчурные». Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы занятости населения.
Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм. Различие тех задач, которые решаются ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должны ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики.
Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.
Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого и среднего предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.
Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом и среднем бизнесе, так и в государственном секторе.
В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
В-четвертых, необработанностью организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.
В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое и среднее предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие предприятия на грань банкротства.
И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого и среднего бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой. Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства на тему: «Малый и средний бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране:
· налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом;
· поставки, дефицит; трудности получения кредита и высокая кредитная ставка;
· неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки;
· недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт; поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий;
· трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации;
· недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств;
· невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет;
· невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого и среднего в особенности.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1604 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net