Недостаток оборотных средств и неопределенность экономической ситуации являются самыми высокими барьерами, ограничивающими движение бизнеса вперед, показывают опросы РСПП и Росстата. Преодолеть эти трудности капитаны отечественного бизнеса намерены за счет сокращения расходов и внедрения ресурсосберегающих технологий.
Более 40% руководителей компаний, опрошенных в ходе подготовки июльского «Антикризисного мониторинга» РСПП, назвали в качестве главного тормоза недостаток оборотных средств. Почти такое же количество менеджеров (39%) считают основным препятствием неплатежи со стороны контрагентов.
Важная деталь: снижение спроса в результате кризиса назвали острой проблемой для бизнеса 29,3% участников опроса. В июне доля этого ответа была 34,3%, то есть острота этой проблемы снижается.
Валютная нестабильность и снижение курса рубля оказали негативное влияние на деятельность 22,4% компаний (–2,9 п.п. от июньского значения этого показателя).
Доля варианта «ухудшение условий поставки сырья и комплектующих» выросла за месяц на 4,3 п.п. — пятая часть респондентов в июле отметили, что это главное последствие кризиса для их компаний.
Негативное тестирование: когда, зачем, сколько?
Недоступность заемных ресурсов вследствие кризиса мешает деятельности 17,2% предприятий (здесь доля респондентов почти не изменилась).
С невозможностью оснастить компанию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта столкнулись в июле 12,1% компаний (доля этого варианта ответа выросла на 4,8 п.п.).
Отказались от выхода на новые рынки сбыта или перенесли его сроки из-за кризиса 8,6% организаций (+5 п.п. по сравнению с июнем). Рост фискальной нагрузки ощутили на себе 6,9% фирм. Доля ответа «рост административной нагрузки при сборах фискальных платежей» составила 3,4% (в июне она была равна 8,1%).
И лишь 7% участников опроса РСПП можно назвать «счастливчиками»: они ответили, что их компании не сталкивались с барьерами, связанными с экономическим кризисом.
Неопределенность ситуации тормозит предпринимателей
Несколько по-иному выглядит картина основных барьеров на пути развития бизнеса, полученная на основании опроса топ-менеджеров промышленных компаний, который проводил в середине лета Росстат. Здесь желтая майка лидера принадлежит фактору «неопределенность экономической ситуации». Правда, рост его негативного воздействия на бизнес в июле прекратился, но данная проблема продолжает занимать верхнюю ступеньку рейтинга «головных болей» предпринимателей: на нее указали 51% промышленников.
Существенное давление на производство оказывали «недостаточный спрос на продукцию предприятия внутри страны» (об этом сообщили 48% респондентов), «недостаток финансовых средств» (40%) и «высокий уровень налогообложения» (36% опрошенных).
Об «изношенности или отсутствии оборудования», «недостатке квалифицированной рабочей силы» и «конкурирующем импорте» сообщили не более 20% участников опроса статведомства.
Среди факторов, лимитирующих деятельность строительных компаний, традиционно лидируют «высокий уровень налогообложения», «высокая стоимость строительных материалов и оборудования», «неплатежеспособность заказчиков» и «недостаток заказов». В июле о серьезном давлении указанных факторов на свой бизнес сообщили соответственно 36, 33, 31 и 29% руководителей строительных организаций.
Негативное бизнес-мышление. Как размышлять о планах в бизнесе, чтобы дела шли в гору? // 16+
Директорский корпус торговых компаний в первую очередь выделяет негативное воздействие недостаточного платежеспособного спроса (55% против 53% ранее). В большей степени данное ограничение касалось непродовольственной розницы (60% против 48% представителей продовольственного сегмента).
Почти половина предпринимателей в торговле, опрошенных Росстатом, констатировала высокое налоговое давление, треть — дефицит собственных финансовых средств организаций. Кроме того, каждый пятый участник исследования указал на высокие транспортные расходы и дорогие кредиты.
Сокращение расходов по-прежнему актуально
Большинство (86%) руководителей компаний, участвовавших в опросе РСПП, в качестве основной меры для преодоления барьеров, ограничивающих развитие их бизнеса, назвали в июле сокращение расходов (в июне их доля была 88%).
Особенно отрадно, что более половины всех менедежеров (52%) собираются реализовывать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий (не было печали, да кризис помог). Их доля выросла по сравнению с предыдущим месяцем на 4,6 п.п.
Продать непрофильные активы планировали в середине лета 28,1% участников опроса (месяцем ранее их доля была ниже на 10,1 п.п.).
Прибегнуть к интенсификации бизнеса — увеличению выпуска продукции без расширения производства — собираются 26,3% предприятий (их доля «прибавила» 3,3 п.п.).
Сокращать объемы инвестиционных программ планируют 22,8% компаний (+6,8 п.п. к июньскому значению). Вариант «сохранить или увеличить объемы инвестпрограмм» отметили только 10,5% респондентов, тогда как в июне их доля была в два раза выше.
Повысить цены собирались в июле только 8,8% компаний, а снизить их уровень — только 3,5% организаций.
Наконец, число пессимистов, собирающихся сократить объем производства или оказания услуг, в середине лета осталось, как и в июне, на скромном уровне 5,3%. Что ж, стабилизация все-таки лучше, чем рецессия.
Основные факторы, ограничивающие развитие бизнеса в промышленности (по версии Росстата)
Неопределенность экономической ситуации
Недостаточный спрос на продукцию предприятия внутри страны
Недостаток финансовых средств
Высокий уровень налогообложения
Высокая стоимость строительных материалов и оборудования
Источник: www.eg-online.ru
Негативная ветвь
Негативная ветвь (negative branch) – логическая схема на основе достаточности, описывающая причинно-следственные связи, каким образом действие или идея приводят к негативным последствиям. Негативная ветвь создается посредством процесса проверки негативной ветви.
Книга в подарок
Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями.
Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и получите книгу в подарок!
Давайте обсудим. Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Источник: tocpeople.com
4 типа внутренних барьеров, которые мешают развитию малого и среднего бизнеса
Исследовательский центр ИПМ проанализировал мнения участников фокус-групп (они состояли из собственников и управленцев предприятий малого и среднего бизнеса) о внутренних барьерах, с которыми они сталкиваются при ведении бизнеса. В кризис эти вещи проявляются еще острее.
В октябре-декабре 2014 Исследовательский центр ИПМ организовал работу фокус-групп, которые состояли из директоров и собственников (всего 38 человек) предприятий МСБ. Участники дискуссий делились мнениями о внутренних барьерах, которые мешают развиваться их компаниям.
Из всех представленных в обзоре проблем мы выделили те, которые особенно актуальны для предпринимателей сегодня.
Управленческие барьеры
Отсутствие четкой концепции развития, неумение составить эффективную стратегию в нестабильных условия.
Недоверие между наемными управленцами и собственниками. Топ-менеджеры заявляют о нехватке полномочий, хотят чтобы им делегировали больше прав. Собственники в свою очередь рассказывают о недостаточной компетенции своих управленцев.
Чем крупнее предприятие, тем актуальнее для него эти проблемы. Вот слова одного из участников фокус-групп: «Что будет, если я ему полномочия передам, а он мне все развалит? Лучше самому этим заниматься». Не всегда собственники рассматривают обучение управленческого персонала как инвестицию в развитие предприятия. Они опасаются текучести кадров и возникновения внутренней конкуренции: «Что, если я обучу директора, а он от меня уйдет в другое место?». «Ну да, я его обучу, он поумнеет и займет мое место».
Проблемы операционного менеджмента, постановки управленческого цикла, организации бизнес-процессов, устаревшие малоэффективные системы управления.
Проблема заключается не только во внедрении бизнес-процессов, но и в их разработке, описании:
«Понятно, что само «писание» – достаточно трудоемкий процесс и очень часто на него просто не хватает времени, сил и желания. При внедрении, естественно, очень силен человеческий фактор. Когда люди привыкают жить и работать так, как они привыкли, очень сложно что-то изменить и объяснить им, для чего нужны какие-то технологические изменения, как изменение неявно приносит прибыль».
Кадровые барьеры
Трудности в работе с персоналом большинство респондентов выделяют в качестве основного барьера.
Недостаточная квалификация и мотивация на всех уровнях – от рабочего до топ-менеджера и собственника. Уровень недостаточно высокий – как в теоретических знаниях, так и в практических навыках. Есть недостатки и в подготовке некоторых специалистов: «Если есть образование, то очень узкое – он знает свою область, программировать умеет, что-то рисовать.
Но написать письмо для него проблема, пообщаться с контрагентом – проблема». Завышенные зарплатные ожидания, неадекватные требования к условиям и объему работ. Участники дискуссий в октябре-декабре 2014 говорили о несоответствиях между производительностью труда и уровнем зарплат.
Однако ситуация на рынке труда в конце 2014 поменялась. Условия на нем сейчас диктует работодатель.
(Подробный обзор ситуации на рынке труда Беларуси и стран СНГ по итогам 2014 и прогнозы его развития в 2015 вы можете найти здесь).
Маркетинговые барьеры
Участники фокус-группы отмечали, прежде всего, недостаток в информации по рынку. В некоторых случаях доступ к ней технически затруднен или отсутствует: «Доступ к информации, например, данным статистики у нас очень слабый. Будь его больше, мы могли бы точнее выстраивать стратегию, лучше понимали бы ситуацию на рынке». С одной стороны, потребность в специальной информации существует. С другой – респонденты также говорят о недостатке квалификации/компетенциях для ее анализа.
Барьеры сотрудничества и партнерства
Их описывали не более трех человек из каждой фокус-группы. При этом авторы работы отмечают, что обсуждение этих проблем проходило оживленно.
Организация эффективной коммуникации с конкурентами. Предприниматели, которые работают на насыщенных рынках, относятся к конкурентам негативно, рассказывают о нечестной конкуренции, говорят, что она затрудняет ведение и развитие бизнеса.
Однако были и участники фокус-групп, которые положительно относятся к конкурентам: «Мы должны быть не конкурентами, а коллегами, налаживать сотрудничество, пока что нам очень не хватает общения между коллегами». В кризис компании будут вынуждены искать новые формы работы. В том числе можно рассматривать и такой вариант, как объединение с конкурентами.
Правильная организация партнерства с юридической стороны. Юридическая неграмотность и трудности в работе с правовыми документами не позволяют в достаточной мере формализовать партнерские отношения. Например, в учредительных документах отсутствует четкое описание процессов входа и выхода партнеров из бизнеса, а также вариантов завершения бизнеса (продажа, передача по наследству, закрытие и пр.).
Передача части бизнес-процессов на аутсорсинг. Некоторые представители МСБ говорят о неразвитости этого рынка, недостаточности предложения, низком качестве услуг из-за отсутствия конкуренции, недоверии к ним. Некоторые аутсорсинговые услуги не рассматриваются как средство оптимизации или снижения издержек.
Источник: probusiness.io
>»>