Непрерывное улучшение бизнес процессов это

Бережливое управление (Lean) — это подход к управлению организацией, который предполагает концепцию непрерывного совершенствования, долгосрочное планирование, а также стремление к достижению небольших, постепенных изменений в процессах с целью повышения общей эффективности и качества.

Основная цель бережливого управления Lean — создать ценность для клиента, в том числе за счет оптимизации ресурсов и создания устойчивого рабочего процесса, нацеленного на удовлетворение потребностей клиентов. Она направлена на устранение любых потерь времени, усилий или денег путем определения каждого шага в бизнес-процессе, а затем его пересмотра и исключения шагов, которые не создают ценности. Эта философия уходит своими корнями в производство компании Toyota в Японии.

Бережливое управление (Lean) фокусируется на:

  • Определение ценности с точки зрения конечного потребителя.
  • Устранение всех отходов в бизнес-процессах.
  • Постоянное совершенствование всех рабочих процессов, целей и персонала.

Бережливое управление способствует разделению лидерства ответственности — каждый сотрудник вносит свой вклад в процесс совершенствования.

Как создать систему непрерывного совершенствования? Бережливое производство. Управление изменениями.

Бережливое управление основано на производственной системе Toyota, которая была создана еще в конце 1940-х годов. Toyota применила на практике пять принципов бережливого управления с целью сокращения количества процессов, которые не приносили ценности. Они помогли достичь значительных улучшений в экономической эффективности, уменьшении времени цикла производства.

Логотип Toyota. unsplash.com

5 принципов бережливого управления

Бережливое управление (Lean) включает в себя пять основных принципов:

  1. Определите ценность
  2. Визуализируйте бизнес-процессы
  3. Создайте непрерывный рабочий процесс
  4. Установите систему вытягивания
  5. Способствуйте постоянному совершенствованию

Определение ценности

Это первый шаг в бережливом управлении. Следует определить проблему, которую стоит перед клиентом, и превратить ваш продукт в решение. В частности, продукт должен быть частью решения, за которую клиент с готовностью заплатит. Любой процесс или деятельность, которые не добавляют ценности — то есть не добавляют полезности, важности конечному продукту должны быть устранены.

Отображение бизнес-процессов

На этом шаге необходимо составить план рабочего процесса компании, включая все действия, которые вносят свой вклад в процесс создания и доставки конечного продукта потребителю. Отображение потока помогает менеджерам понять, кто вовлечен в процесс и назначить людей, ответственных за измерение, оценку и улучшение процесса. Визуализация также помогает определить, какие части системы не приносят пользы рабочему процессу.

Создание непрерывного рабочего процесса

означает обеспечение бесперебойного выполнения рабочего процесса каждой команды и предотвращение любых заминок или узких мест. Используется Канбан — метод бережливого управления, который использует визуальный метод для контроля действий. Он обеспечивает удобную коммуникацию между командами, чтобы они могли понять, что нужно сделать и когда это нужно сделать. Разделение всего рабочего процесса на набор более мелких частей и визуализация рабочего процесса в этом отношении облегчает возможное устранение заминок и препятствий.

Непрерывное развитие организации: что не видно с первого взгляда в Социократии 3.0

Разработка системы вытягивания

Этот шаг гарантирует, что непрерывный рабочий процесс станет стабильным. Команды выполняют рабочие задания быстрее и с меньшими усилиями. Вытягивающая система — это особая технология, которая сокращает количество отходов в любом производственном процессе. Она гарантирует, что новая работа будет начата только в том случае, если на нее есть спрос. Это обеспечивает минимизацию расходов, особенно оптимизацию затрат на хранение.

Читайте также:  Этапы финансового анализа бизнеса

Непрерывное совершенствование

На этих предыдущих четырех принципах строится система бережливого управления. Однако последний принцип — непрерывное совершенствование — является наиболее важным шагом в методе бережливого управления.

Нужно обеспечить, чтобы все сотрудники вносили свой посильный вклад в постоянное совершенствование рабочего процесса. Это может помочь компании адаптироваться к постоянным изменениям.

#lean #управление #производство #менеджмент #бережливое производство #бизнес

Источник: dzen.ru

Непрерывное улучшение системы менеджмента качества

Система менеджмента качества — это совокупность принципов, правил, методов работы организации по предоставлению клиентам продукции высокого качества и полному удовлетворению их потребностей на постоянной основе.

Сущность принципа непрерывного улучшения

Действующие сегодня международные стандарты гласят о восьми основных принципах создания и функционирования на предприятии системы менеджмента качества. Один из этих принципов заключается в непрерывном (постоянном) улучшении деятельности организации.

В большинстве случаев организации трактуют и воспринимают непрерывное улучшение системы менеджмента качества только в виде решения проблем (несоответствий) или предотвращения потенциальных проблем. Есть основания полагать, что такая позиция обусловлена тем, что некоторые международные стандарты предлагают использовать как инструменты повышения результативности системы менеджмента качества аудиты и действия по устранению причин существующих и потенциально возможных проблем. Однако в целом стандарты и спецификации системы менеджмента качества в основном направляют организации на улучшение системы их деятельности, не ограничиваясь одним лишь решением проблем.

Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой

В частности, использование принципа «непрерывное улучшение» с точки зрения стандарта ISO 9004 означает:

  • использование в рамках всей организации согласованного подхода к непрерывному улучшению деятельности организации;
  • обучение сотрудников организации методам и инструментам непрерывного улучшения и обеспечение у них понимания, что постоянное совершенствование готовой продукции, производственных процессов и системы менеджмента является целью каждого из них;
  • утверждение руководителями организации целей и показателей для мониторинга ее непрерывного улучшения;
  • признание и подтверждение улучшений.

В настоящее время общепризнанной является рекомендация для организаций по непрерывному улучшению результативности системы менеджмента качества путем реализации политики, достижения целей, проведения аудита и анализа данных системы менеджмента качества, принятия корректирующих и превентивных мер, а также осуществления анализа со стороны руководства.

Реализация принципа непрерывного улучшения в сфере функционирования системы менеджмента качества может принести организации в современных условиях рыночной экономики ряд ключевых преимуществ. В частности, будут улучшены возможностей организации, которая сможет из них извлечь пользу для себя. Деятельность организации по непрерывному окажется более сфокусированной на всех имеющихся уровнях на достижение стратегических целей. И, наконец, организация станет способной для быстрого и гибкого реагирования на благоприятные возможности, возникающие во внутренней и внешней среде.

«Непрерывное улучшение системы менеджмента качества»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Читайте также:  Что такое бизнес информатика кем потом работать

В современной экономике организации чаще всего на практике осуществляют две основные стратегии непрерывного улучшения. Первая стратегия представлена проектами прорыва, которые ведут к пересмотру и улучшению существующих процессов или внедрению новых (обычно эти проекты разрабатывают и реализуют специально создаваемые многопрофильные группы вне обычной деятельности). Вторая стратегия предполагает ведение деятельности по поэтапному постоянному улучшению, которая проводится сотрудниками организации в рамках существующих процессов.

Сущность непрерывного улучшения продукции и технологических процессов

Улучшение готовой продукции организации предполагает не только улучшение ее характеристик и свойств, которые являются привычными для потребителя, но и снижение уровня дефектности (брака) продукции. В результате непрерывного улучшения продукции должно происходить формирование у клиентов будущих потребностей. Продукция может непрерывно улучшаться за счет постоянного внедрения инноваций на основе результатов изучения существующих и новых потребностей потребителей.

Непрерывное улучшение бизнес-процессов организации осуществляется для достижения следующих результатов:

  • сокращение изменчивости (вариабельности) характеристик качества;
  • минимизация степени влияния причин изменчивости характеристик качества;
  • противодействие (их количество может быть уменьшено в результате уменьшения изменчивости характеристик качества).

Большой популярностью и высокой эффективностью отличаются такие инструменты устранения и предотвращения несоответствий (дефектов, проблем), как диаграммы Парето, диаграмма «Рыбий скелет», метод анализа проблем «Пять почему» и др. Бизнес-процессы организации могут быть улучшены вследствие изменения технологий, методов управления, приемов работы, замены оборудования, повышения технологической дисциплины, реинжениринга, применения метода «шесть сигм» и т. д.

Кроме того, широкое распространение во всем мире получила модель непрерывного улучшения процессов — цикл Деминга-Шухарта (цикл PDCA). Данная модель может быть успешно применена в любой сфере деятельности.

Непрерывное совершенствование

Несмотря на сложность самого словосочетания, явление это простое и распространенное в работе множества зарубежных организаций, причем как применяющих методы и принципы lean и Кайдзен, так и тех, кто не слышал о них.

Непрерывное совершенствование – это не просто постоянное, своевременное и систематическое выявление и устранение потерь, хотя без этого, конечно, не обойтись. Тем более, это ни в коем случае не постоянное определение и решение проблем.
Но давайте обо всём по порядку.

Кайзен

Вначале стоит упомянуть для кого-то не знакомое, а для кого-то привычное понятие Кайдзен, что в переводе означает изменения (кай) к лучшему (дзен), что часто переводят как непрерывное совершенствование (см. рисунок).

Это философия, зародившаяся в Японии в середине прошлого века, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Наиболее подробное описание философии Кайдзен встречается в трудах Масааки Имаи «Кайдзен. Ключ к экономическому успеху Японии», «Гемба-Кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества». Улучшение всего и всегда, улучшения небольшие, но регулярные и по направлению к цели – это фундаментальные принципы Кайдзен.

На сайте мы разделяем длинное отечественное название «непрерывное совершенствование» и более глубокое японское понятие «Кайдзен», несмотря на то, что в большинстве случаев они могут являться синонимами. Причиной этого то, что под понятием «непрерывное совершенствование» мы понимаем процесс постоянных улучшений в организации, реализуемый работниками всех рангов: рабочими на своих рабочих местах и руководителями в своих процессах. Это понятие не связано с философией, а механизм его функционирования состоит из отлаженной системы управления, мотивации и контроля.

Читайте также:  Как организовать бизнес на фрилансе

В то же время понятие Кайдзен следовало бы рассматривать как философию непрерывных улучшений, формирующихся среди персонала компании, затрагивающую такие аспекты, как совершенствование личных качеств, знаний и умений.

Многие западные компании непрерывно совершенствуются, даже если никогда не слышали о lean или Кайдзен. И в этом нет ничего удивительного – нам ведь не обязательно знать, что такое кислород, чтобы дышать им.

Здесь будет очень уместно сравнить важность кислорода для человека и непрерывного совершенствования для предприятия, это как ничто другое подчёркивает исключительную значимость последнего. Достаточно вспомнить аксиомы о том, что кто не развивается – тот деградирует, кто останавливается – тот откатывается назад.

Организация, которая не развивается, соответственно, становится неконкурентоспособной и банкротится. В современном мире, когда потребности клиента растут наперегонки с возможностями рыка, часто обгоняя последние, в организациях, нацеленных на долгосрочный рост и работу, а не на кратковременное выжимание прибыли, особое внимание обращается именно на непрерывное совершенствование. Именно поэтому многие компании воспитывают культуру непрерывного совершенствования, не встречая понятия lean и Кайдзен. Их вынуждает на это не модные производственные веяния, а суровая действительность конкуренции на рынке.

Это объясняется тем, что непрерывное совершенствование – это ни в коем случае не постоянное определение и решение проблем. Разумеется, не решая проблемы невозможно совершенствоваться, это можно сравнить с бегом с камушками в ботинках. Воспитание культуры решения проблем должно на шаг опережать культуру непрерывного совершенствования, чтобы не получилось совершенствования хаоса, что, несмотря на абсурдность формулировки, часто встречается на практике.

Прежде чем улучшать процесс – его необходимо стабилизировать, решить постоянно возникающие проблемы. Часто встречаются ситуации, когда при постоянно возникающих проблемах организация старается не стоять на месте и внедряет какие-либо улучшения, что в свою очередь ни сколько не уменьшает, а наоборот – значительно увеличивает количество имеющихся проблем.
Графически отличие решения проблем и непрерывного совершенствования можно представить в виде следующей схемы (см. рисунок):

Проблема и улучшение

Как известно, проблема – отклонение от стандарта, соответственно, решение проблемы – это приведение чего-либо (показателя, ситуации, даже расположения предметов) к стандарту.
Совершенствование же – это улучшение стандарта, поиск и извлечение неких скрытых возможностей, их проверка и отражение в уже новом, обновлённом стандарте.
Из рисунка становится ясно, что решая одни только проблемы и концентрируясь только на них, невозможно добиться выдающихся результатов, необходимо постоянно совершенствоваться. Также из рисунка можно понять, что нельзя совершенствоваться при наличии нерешённых проблем, периодическое непредсказуемое появление которых является прямым показателем нестабильности процесса.

Статья подготовлена на основании материала из книги «Стандартизованная работа. Метод построения идеального бизнеса» , 2014 г. Ф.А. Семёнычев. Специально для LeanBase.ru

Источник: leanbase.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин