Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации обеспечивается системой правовых актов, включая Конституцию РФ, ряд федеральных законов, в том числе «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации», указы Правительства РФ.
Для эффективного функционирования действующих и вновь создаваемых малых предприятий необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфические условия работы субъектов малого бизнеса, их взаимоотношения с органами власти и другими хозяйствующими субъектами.
Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей являются основными направлениями экономической деятельности государства, направленными на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в стране.
В течение 2000 г. и в начале 2001 г. заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводилась работа по следующим направлениям:
- совершенствование специального законодательства, регулирующего вопросы поддержки малого бизнеса;
- законодательное обеспечение снижения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
- совершенствование налогового законодательства;
- приведение в соответствие с федеральным законодательством актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования предпринимательской деятельности.
МАП России представило в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О государственной поддержке малого бизнеса Российской Федерации». В проекте уточняются критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в сельском хозяйстве, промышленности, научно-технической сфере, внесены поправки по определению правовых параметров взаимодействия органов государственной власти с кредитными кооперативами.
В Правительство Российской Федерации представлен проект федерального закона «О кредитной кооперации», разработанный Минсельхозом России. Принятие законопроекта было призвано ослабить остроту проблемы кредитования малого бизнеса в целом и в сельскохозяйственном производстве в частности. Развитие кредитной кооперации позволит за счет средств населения и самих предприятий создать систему реального микрофинансирования субъектов малого бизнеса.
Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти МАП России разработало проект федерального закона «О взаимном страховании». Законопроект включает комплекс мер по созданию благоприятной правовой среды, частичному обеспечению системы страхования малого бизнеса государственными гарантиями, а также созданию и развитию обществ взаимного страхования.
Парламент Российской Федерации принял федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных бизнесменов при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц». Указанные законы, проекты которых разработаны Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в настоящее время являются наиболее актуальными для малого бизнеса как наименее защищенного сектора предпринимательской деятельности.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц для индивидуальных бизнесменов при проведении государственного контроля (надзора)» призван обеспечить регламентацию деятельности органов государственной исполнительной власти в части проведения проверок хозяйствующих субъектов целях устранения административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В нем коренным образом пересмотрены подходы к контролю над деятельностью предприятий, предусмотрена имущественная ответственность органов государственного контроля (надзора) в случае совершения противоречивых действий. Существенно ограничено количество оснований для проведения внеплановых проверок, разработан механизм контроля проведения проверок со стороны бизнесменов путем ведения журнала контроля проверок для хозяйствующих субъектов.
Принятие федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» позволит обеспечить осуществление единой государственной политики в области лицензирования, упростить вхождение на рынок новым хозяйствующим субъектам и создать условия для стабильной работы предпринимательских структур. Закон существенно сокращает количество лицензируемых видов деятельности и упрощает единый порядок лицензирования на территории Российской Федерации, что в итоге устраняет необоснованные ограничения и административные барьеры свободному использованию своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
Новый подход к созданию хозяйствующих субъектов заложен в федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц». Закон вводит принцип регистрации «в одном окне» — в одном регистрационном ведомстве и ограничивает срок регистрации пятью днями. Основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных федеральным законом документов, необходимых для регистрации, либо представление документов в ненадлежащий регистрационный орган.
Проведен анализ законодательных актов с целью выявления их актуальности и принято постановление Правительства Российской Федерации № 897 от ноября 2000 г. «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам малого бизнеса».
Для реализации мер по совершенствованию законодательства, направленных на государственную поддержку бизнеса, МАП России были разработаны проекты федеральных законов: «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О естественных монополиях», «О государственной помощи», «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Совершенствование правового регулирования предпринимательской деятельности требует постоянного мониторинга действующего законодательства, в том числе в регионах, для выявления законодательных ограничений, препятствующих свободе бизнеса, анализа и устранения административных барьеров.
МАП России совместно с Ресурсным центром малого бизнеса проводит мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, в том числе на соответствие антимонопольному законодательству. Нередко нормотворческие инициативы региональных властей скорее ограничивают, чем развивают предпринимательскую активность . В таких случаях министерство принимает меры по устранению допущенных нарушений, препятствуя развитию негативных тенденций.
МАП России считало целесообразным предусмотреть в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» возможность направления на поддержку малого предпринимательства средств от приватизации федерального имущества, полученных сверх установленного бюджетного задания. Необходимо разработать порядок расходования указанных средств, предусмотрев их выделение субъектам малого бизнеса на конкурсной основе в целях обновления основных фондов и пополнения оборотных средств с предоставлением отсрочки платежей либо с последующим списанием выделенных средств при надлежащем выполнении условий конкурса.
Для обеспечения доступа малых предприятий на рынок недвижимости необходимо разработать упрощенный порядок передачи субъектам малого бизнеса федерального имущества, в том числе высвобождаемого в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Предоставление имущества целесообразно проводить на конкурсной основе с привлечением в конкурсные комиссии представителей территориальных органов МАП России, Минимущества России и общественных объединений предпринимателей.
Отношения в налоговой сфере являются важнейшим элементом государственного регулирования поддержки и развития малого бизнеса. Налоговые правоотношения затрагивают субъектов малого бизнеса, начиная с момента создания предприятия, и сопровождают в течение последующей деятельности. Необходимо принимать во внимание то, что специфика деятельности малых предприятий связана ограниченностью финансовых и трудовых ресурсов, а высокая налоговая нагрузка лишает малый бизнес возможности своевременно формировать необходимый запас оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств. Не создав условий для предпринимательской активности, вряд ли можно рассчитывать на успех экономических реформ в целом.
В регионах Российской Федерации (например, в Нижегородской области, Приморском крае) создаются координационные советы для уточнения позиций и решения спорных вопросов, связанных с налоговым законодательством, в которые входят представители налоговых и финансовых органов, бизнесменов, представители администрации регионов. Положительным моментом является высокая законотворческая активность законодательных органов регионов Российской Федерации (например, в Воронежской, Челябинской, Орловской областях). Подобная активность регионов доказывает, что преобразование налоговой системы выступает одной из составляющих экономической реформы страны.
Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности являются приоритетными направлениями налоговой политики, призванными послужить целям улучшения налогового климата для малых предприятий.
В настоящее время действует три системы налогообложения малых предприятий:
- общеустановленная система, при которой малые предприятия уплачивают в бюджет налог на прибыль, НДС, налог на имущество и др.;
- упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, введенная в действие федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности»;
- налогообложение единым налогом на вмененный доход для определения видов деятельности в соответствии с федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определения видов деятельности».
Принятие первой и второй частей Налогового кодекса Российской Федерации послужит началом становления в России цивилизованной системы налогового права , которая позволила бы проводить эффективный налоговый менеджмент и распределять финансовые потоки.
Ввиду отсутствия статей о налогообложении субъектов малого бизнеса в проекте части второй Налогового кодекса Российской Федерации МАП России предложило включить главу 51 «Единая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса», добавив новый раздел «Специальные налоговые режимы». Предложения МАП России направлены на снижение налогового бремени субъектов малого бизнеса, в том числе в части использования упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности.
Упрощенная система привлекает возможностью оптимизировать уровень налогообложения, снизить трудозатраты на ведение бухгалтерского учета.
Проект главы 51 определял добровольный переход субъектов малого бизнеса к единой системе налогообложения, учета и отчетности. Предлагалось более рациональное распределение сумм единого налога между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
Кроме того, МАП России внес предложения в проект главы 25 второй части Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций», которые учитывают интересы малого бизнеса: ввести определение субъекта малого бизнеса; закрепить использование механизма ускоренной амортизации основных производственных фондов за субъектами малого бизнеса; сохранить льготы для малого бизнеса по налогообложению, которые закреплены в действующей редакции федерального закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
Мировая практика доказывает необходимость специальных налоговых режимов для малых и средних предприятий (например, во Франции, Испании, Украине, Литве). В ряде стран по отношению к малым и средним предприятиям действуют обычные налоговые правила, но предусматривающие конкретные адресные льготы (Великобритания, Голландия, Швеция, США).
Система налогообложения на основе вмененного дохода имеет свои преимущества (сокращает расходы субъектов малого бизнеса по соблюдению налоговых обязательств; уменьшает количество уклоняющихся от налогов, поскольку физические показатели, применяемые для определения вмененного налогооблагаемого дохода, обойти сложнее, чем скрыть фактический доход; повышает налоговые поступления в бюджет за счет упрощения налоговых проверок; удобна для предприятий, особенно вновь создаваемых, которые должны заранее определить расходы ). Главными недостатками данной системы налогообложения являются сложность определения факторов, влияющих на базовую доходность (коэффициентов), на основе которых исчисляют налог, и необходимость постоянно корректировать базовую доходность .
Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» позволяет субъектам Российской Федерации через принятие соответствующего регионального законодательства проводить налоговую политику, которая отвечала бы как интересам государства, так и интересам бизнесменов.
Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации определяют конкретные виды деятельности, доходы от которых должны облагаться единым налогом на вмененный доход, размер вмененного дохода, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты, а также иные особенности взимания налога. Министерства и ведомства, в том числе и МАП России, в данном случае могут давать общие рекомендации, но эти рекомендации не являются обязательными к исполнению законодательными органами власти субъектов Российской Федерации.
Эффективность действия единого налога в основном зависит от государственных органов власти субъектов Российской Федерации. Это подтвердили бизнесмены, принявшие участие во Всероссийской конференции представителей малого бизнеса в марте 2000 г. Так, в ряде регионов закон поддержан бизнесменами и показал свою эффективность, способствовал увеличению налоговых поступлений в региональные бюджеты и развитию бизнеса (например, в Алтайском крае, Калужской, Свердловской, Волгоградской областях). В других регионах, как отмечают бизнесмены, в том числе в письмах в МАП России, региональное законодательство по единому налогу на вмененный доход является несовершенным и создает проблемы для развития малого бизнеса (Ульяновская, Костромская, Воронежская области). Одна из основных проблем — экономическая необоснованность (завышение) размера налога на вмененный доход.
Источник: intuit.ru
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи государственного или муниципального имущества во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе на льготных условиях).
К такому имуществу относятся: земельные участки (части); здания, сооружения, нежилые помещения (части); оборудование, машины, механизмы, установки; транспортные средства; инвентарь, инструменты и иное имущество.
Способы предоставления: на возмездной основе; на безвозмездной основе; на льготных условиях.
В целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов МСП), в том числе закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Законодательством предусмотрены условия преимущественного права выкупа арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства государственного и муниципального имущества, как включенного в перечни имущества, так и не включенного в перечни.
Для получения расширенной информации по вопросам имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», Вы можете обратиться в департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края по телефону: +7 (861) 251-73-10.
Источник: mbkuban.ru
State support for small business
Аннотация: Государственная политика играет решающую роль в стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Ориентация на малый бизнес в настоящее время является важнейшим элементом государственной экономической стратегии. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России.
В стране сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Дополнительные субсидии, венчурные фонды, бизнес инкубаторы и различные государственные программы позволяют добиться эффективного развития малого бизнеса и преодолеть такие проблемы, как недостаток финансирования, жесткие административные барьеры, отсутствие доступа к государственным заказам и продвижения новых продуктов на рынке. Между тем, сложные экономические условия хозяйствования и существующие проблемы развития малого предпринимательства, выявили не эффективность мер государственной поддержки. В этой связи дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится необходимым для успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Abstract: Public policy plays a crucial role in stimulating the development of small and medium-sized businesses. Orientation to small business currently is the most important element of government economic strategy. This article discusses actual problems of state support of small and average business in Russia. In the country formed the main common in countries with developed market economy elements of the system of state support of small business.
Additional grants, venture capital funds, business incubators and various state programs provide for effective small business development and overcome such challenges as lack of funding, severe administrative barriers, lack of access to public orders and promote new products on the market. Meanwhile, difficult economic conditions and existing problems of development of small business, revealed not the efficiency of state support measures. In this regard, further development and improvement of the system of state support of small entrepreneurship becomes necessary for the successful development of small entrepreneurship in the Russian Federation.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственная поддержка, государственная политика, государственные программы, предпринимательство, кредит, субсидии, экономика, экономический рост, финансы, государственные фонды
Keywords: small and medium business, state support, government policies, government programs, entrepreneurship, credit, subsidies, Economics, economic growth, Finance, public funds
На сегодняшний день малое предпринимательство играет особо важную роль в жизнедеятельности населения и государства в целом. Это неотъемлемая часть экономики страны, способствующая реализации талантов и способностей граждан. Это важное экономическое звено, которому присуща мобильность, гибкость и высокая эффективность, что очень важно в нынешних условиях нестабильности.
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Регулирование и поддержка малого бизнеса заключается в стимулировании предпринимательской активности общества со стороны государства в соответствии с определенными целями и направлениями осуществления поддержки. Определение целевых ориентиров поддержки и развития малого предпринимательства исходит из необходимости сочетания интересов государства и малого бизнеса с учетом текущего состояния экономики страны/
Основными целями государственной политики в области развития российского малого бизнеса являются:
– создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;
– устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;
– расширение самозанятости населения;
– увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов [4].
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» отмечается, что содействие развитию малых и средних компаний является основным элементом экономической политики государства, способствующей поддержанию здоровой конкуренции и решению долгосрочных социальных задач. Оно включает реализацию комплекса мер, направленных как на стимулирование роста общего числа субъектов предпринимательской деятельности (по инновационному сценарию оно должно достигнуть 6 млн. чел. к 2020 году), так и на изменение отраслевой структуры малых и средних компаний, в том числе:
– сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20%;
– рост числа предприятий, занятых в таких сферах, как здравоохранение, ЖКХ, информационные услуги, наука – до 50%;
– рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности, – в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний) [1].
Данные задачи предполагается достичь посредством:
– упрощения административных процедур и снижения связанных с ними издержек малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и начале предпринимательской деятельности;
– устранения неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;
– значительного сокращения количества сертифицируемой продукции за счет расширения декларирования, пересмотра технических норм и правил;
– совершенствования налогообложения малых предприятий;
– расширения доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;
– обеспечения доступности различных форм финансирования предпринимательской деятельности;
– поддержки программ развития малого бизнеса, реализуемых общественными организациями предпринимателей.
Использование обозначенных выше направлений развития малого предпринимательства должно способствовать реализации стратегической цели диверсификации экономики Российской Федерации, что приведет к достижению следующих целевых показателей к 2020 году:
– доля малого бизнеса в ВВП – 30%
– доля малого бизнеса в занятости – 30%
– доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства – 80%
Согласно данным Министерства экономического развития РФ по состоянию на начало 2015 года, две из пяти российских компаний – малые. Каждый пятый, занятый в экономике – это работник малого или среднего предприятия.
Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется следующими показателями: предприятия оптовой и розничной торговли составляют более 40% от всех малых и средних предприятий. 18% предприятий заняты в сфере услуг, 12% – строительные компании, 11 % предприятий составляют обрабатывающие производства. Индивидуальные предприниматели работают в основном в сфере торговли и бытовых услуг. 96% предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств [10].
Малый и средний бизнес в нашей стране производит пятую часть валового внутреннего продукта [3]. Вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики России определяется его гибкостью и мобильностью реагирования на изменение рыночного спроса. Малый бизнес быстрее апробирует инновации. Именно с его развитием связаны надежды на увеличение в социальной структуре нашей страны среднего класса – фундамента социальной стабильности и модернизации. Малое предпринимательство помогает гражданам, оставшимся без работы, найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов.
В настоящее время происходит снижение объема предоставления субсидий, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства бюджетам РФ и на начало 01.01.2015 г. составляет 19815042 рублей по сравнению с 01.01.2014г. – 20800000 рублей. [9]. Снижение объема субсидий субъектам РФ происходит в связи с окончанием реализации отдельных федеральных целевых программ, в том числе по проведению крупных международных спортивных мероприятий. Уже в текущем году в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2017 год ответственные исполнители и соисполнители государственных программ планируют конкретные предложения по консолидации субсидий.
В последние годы возрос интерес регионов и муниципальных образований к созданию бизнес-инкубаторов, как структур, специализирующихся на поддержке малого бизнеса, реализуемых Министерством экономического развития Российской Федерации. (Таблица 1)
Деятельность бизнес-инкубаторов, созданных в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства
Год | Количество бизнес-инкубаторов, единиц | Общая площадь бизнес-инкубаторов, м 2 | Количество субъектов малого предпринима тельства — резидентов бизнес-инкубатора единиц | Общее количество работников субъектов малого предпринима тельства -резидентов бизнес-инкубатора, человек |
2015 | 133 | 280922,1 | 2140 | 10624 |
Так же инкубаторы сотрудничают с государственными плановыми органами, отслеживая динамику роста предпринимательства в регионах, отлаживая механизм создания успешных предприятий, оценивая эффективность инструментов содействия и воздействия на развитие малого предпринимательства.
Т.о стратегическая задача России в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года состоит в том, чтобы приблизиться по основным показателям к экономическим развитым странам мира. Поэтому одна из основных задач в ближайшее время – это увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики.
Обобщая направления государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса, отметим следующее:
1.Модернизация российской экономики напрямую связана с увеличением числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики.
2.Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России связаны с государственной политикой содействия развитию предпринимательства, с совершенствованием законодательства по защите интересов малых и средних компаний, с поддержкой общественных организаций предпринимателей.
3.Государственная поддержка осуществляется по нескольким направлениям: повышение доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства производственной, технологической, офисной инфраструктуры, а также государственного (муниципального) заказа через электронные аукционы, поддержка инновационных компаний и экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, которые производят конкурентоспособную продукцию, развитие бизнес-инкубаторов, микрофинансирование, гранты, обучающие программы.
В этой связи дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится необходимым для успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Источник: edrj.ru