Что такое анализ маркетинговой деятельности предприятия
Определение 1
Анализ потребностей как метод маркетинговой деятельности – это процессы объяснения, оценки, прогнозирования, моделирования ситуаций на рынке с помощью набора разных методов.
Цели для проведения анализа могут быть следующие:
- оценка и прогноз рыночного состояния и развития;
- определение позиций бизнеса на рынке;
- определение реакции рынка на деятельность компании;
- определение потенциала компании в финансах и экономике;
- оценка конкурентоспособности как предприятия, так и выпускаемого продукта;
- обоснованность разработок продукции, ее тестирования и продвижения;
- оценка конкурентных сил;
- прогноз потребительского выбора;
- прогноз вероятности рисков и силы их влияния.
Отсюда вытекают и задачи анализа, которые предполагают изучение платежеспособного спроса, его эластичность, конкурентоспособность, методы стимулирования, тактики и стратегии, эффективность производственных мощностей и сбыта.
Анализ Рынка / Поиск точек входа
Методы анализа в маркетинге – неотъемлемый атрибут его проведения. Они помогают качественно и обоснованно изучить все явления и процессы рынка, оценить степень влияния разных факторов и проявить способы улучшения деятельности компании.
Маркетинговый анализ использует следующие методы: качественные и количественные. Рассмотрим.
Маркетинг-методы анализа
Качественные | Регрессионные и корреляционные методы. Имитационные и статистические методы. Детерминированные методы. |
Количественные | Экспертные опросы. Маркетинговый аудит. Анализ составляющих маркетинговой деятельности. |
Данные методы помогают изучать и оценивать любое направление деятельности маркетинга. Например, анализ:
- рынка;
- конкурентов;
- политик ценовой, товарной, коммуникационной;
- сбыта и реализации товаров и т.д.
Подойдем к их сущности детальнее.
Количественные методы
В первую очередь они направлены на выявление финансовой выгоды маркетинговой деятельности. Это может показать сравнительный анализ количественных показателей итогов проведения мероприятий маркетинга и издержек на них.
Тут оценивают два критерия:
- экономический эффект в стоимостных измерителях, либо в натуральных. Это разница между издержками и результатом. Тут может оцениваться прирост сбыта и чистой прибыли, увеличение выручки и пр.
- экономическая эффективность в соотношении результата и затрат на него в процентах. Сюда относят рентабельность продаж или сайта как коммуникационного канала.
Такой метод можно применять как для анализа всей деятельности целиком, так и для ее компонентов. Он дает точно измеренные числовые показатели деятельности.
СКУЧНЫЙ РЫНОК — ГДЕ МОЖНО ОТКРЫВАТЬ ПОЗИЦИИ? КАК ЗАРАБОТАТЬ НА РЫНКАХ МЕТАЛЛОВ?
Качественные методы
Подразумевают использование маркетингового аудита с последующим оцениванием угроз и возможностей сред маркетинга. Очень важный показатель здесь – оценка степени достижения поставленных целей.
Так, к качественным методам можно отнести:
- Исследования маркетинга.
- Матричные методы анализа.
- Выстраивание конкурентных профилей.
- Факторный анализ на конкурентоспособность.
- Выстраивание системы сбалансированных показателей.
- Оценка степени достигнутых плановых показателей.
- Экспертные оценки.
- Бенчмаркетинг.
В основном качественные методы – это выявление характера деятельности маркетинга на предприятии с последующей оценкой ее соответствия всем требуемым условиям и факторам. Сюда же относится степень рациональности выбранной стратегии, уровень реализации мероприятий.
Почти всегда эти методы применяют на начальном уровне планирования и разработки маркетингового комплекса, чтобы выбрать наиболее приоритетные и выгодные.
Источник: zaochnik-com.com
Способы определения позиции предприятия на рынке
Каждая фирма пытается определить свою позицию на рынке. Существует достаточно много способов позиционирования фирм. Одним из достаточно простых и эффективных способов является определение позиции с использованием матрицы Бостонской консультативной группы.
Каждый продукт может быть помещен в 1 квадрат, и в течение цикла он будет перемещаться по квадратам матрицы.
Новый продукт является неустойчивым по отношению к рынку. Если Фирса предлагает товар, который нужен на рынке, то из квадрата «Дикие кошки» товар перейдет в квадрат «Звезды» — товар перспективен и обладает большим потенциалом, устойчиво приносит прибыль.
Товар с течением времени переходит в квадрат «Дойные коровы» — массовые товары, с наиболее хорошо отработанной технологией, прошедшие свой максимальный потенциал. После того, как товар перестают покупать, он переходит в квадрат «Собаки».
Эту матрицу можно использовать для позиционирования, если перспективы фирмы можно характеризовать только ростом объема деятельности. Если перспективы сложнее, то Бостонская матрица должна быть дополнена более сложным инструментом оценки. Применяется матрица МакКинзи. Она строится в осях «Привлекательность стратегической зоны хозяйствования» и «Позиции фирмы в конкуренции».
В отличии от БМ, матрица МакКинзи может применяться при самых различных условиях конкуренции, но пользоваться ею можно только после ряда трудоемких операций по определению привлекательности стратег. зоны хозяйства. В связи с этим БМ сохраняет свое значение как упрощенный аналитический метод.
Привлекательность СЗХ оценивается на основной классификации и выбора наиболее значимых параметров зон с последующим их ранжированием. Часто привлекательность оценивается экспертом.
хi – параметр, ai – вес параметра
Весов, как и СЗХ, может быть достаточно много у 1 фирмы (у крупных фирм число СЗХ может быть несколько десятков).
Рекомендуем прочитать:
- методы антимонопольного регулирования
- типы конкурентного поведения и методы конкурентной борьбы
- оборотный капитал предпринимателя с расчетами
- основной капитал: структура
- источники формирования предпринимательского капитала
- государственные и муниципальные унитарные предприятия курсовая
- особенности сегментации рынка в отраслях
- учет реализации товаров по договорам комиссии и консигнации
- современные выдающие предприниматели мира
- лекция капитал предприятия
Источник: rgrtu-640.ru
Как проанализировать конкурентов для стартапа
Анализ конкурентов представляет собой маркетинговое исследование, в ходе которого изучаются и сравниваются игроки конкретной ниши бизнеса по ряду параметров. Чаще всего объектами изучения становятся ассортимент, стоимость продукта и особенности ценообразования, оборот компании, рынки сбыта, организация продаж и бизнес-процессов, способы продвижения, целевая аудитория и нюансы программ лояльности конкурентов.
Содержание:
Для чего проводят анализ конкурентов
Конкурентный анализ позволяет оценить уровень других участников рынка, увидеть существующие тренды и создать собственную стратегию, которая позволит превзойти конкурентов с минимальными затратами.
Такой анализ проводится как на момент запуска бизнеса, так и в процессе его развития. Проведение повторного анализа позволяет мониторить процесс появления на рынке новых игроков, своевременно узнавать о конкурентных предложениях в нише, прогнозировать динамику продаж и совершенствовать маркетинговые стратегии продвижения собственного продукта в рамках конкурентной борьбы.
- узнать, с чьим продуктом потребители сравнивают товар компании;
- понять критерии, согласно которым клиент отдает предпочтение при выборе;
- оценить эффективность различных стратегий продвижения;
- выяснить, почему происходит отток или приток клиентов;
- отследить реакцию аудитории на новые продукты, появляющиеся на рынке.
На этапе запуска бизнеса или выпуска нового продукта анализ позволяет оценить востребованность товара или услуги, скорректировать процесс ценообразования, сформировать и сегментировать целевую аудиторию.
На этапе развития на рынке конкурентный анализ позволяет понять, удовлетворяет ли товар или услуга запросы потребителей.
На этапе масштабирования бизнеса анализ показывает точки роста компании и позволяет сформировать грамотную стратегию усиления влияния на рынках и увеличения продаж.
Вам необходимо провести анализ конкурентов? Запишитесь на бесплатную консультацию.
Показатели конкурентного анализа по направлениям бизнес-процессов
Конкурентный анализ – длительная процедура, требующая кропотливого подхода и изучения большого массива данных.
Критериев, по которым производится сравнение довольно много, поэтому эффективнее всего остановиться на тех, что наиболее важны для стартапа в условиях конкретной бизнес-ниши и полноценно отражают положение дел.
- общие показатели компании
- продуктовая матрица и ценообразование
- маркетинговое продвижение
- интернет-продвижение
- продажи
- бизнес-процессы
В целях проведения анализа по данному критерию следует изучить всю доступную информацию, включая год запуска компании, ее месторасположение и географию бизнеса, руководящий и управленческий составы, численность штата, объемы активов, занимаемую долю рынка, общий объем продаж, годовую доходность, ключевых клиентов.
Стоит помнить о том, что для полноты картины следует учитывать не только текущие результаты компаний, но и оценивать их перспективы, анализируя планы развития и потенциальные варианты продвижения.
Продуктовая матрица
В процессе анализа стоит акцентировать особое внимание на продукте и цене – учет данного критерия поможет выяснить преимущества и недостатки вашего предложения относительно продукции и ценообразования конкурентов.
Чем больше факторов будет учтено, тем точнее будет результат: рекомендуется включить в анализ данные, касающиеся ассортимента, вида товара, упаковки, габаритов, технологических характеристик, срока годности, гарантийных условий, способов и объемов сбыта, а также узнаваемости и популярности бренда и конкретной продукции.
Начинающие предприниматели часто допускают ошибку, анализируя определенные продукты конкурентов и упуская из виду продуктовую линейку в целом. Важно учитывать не только конкретный товар, но и все предложения, определяя самые ходовые позиции, премиум-сегмент и допродажи.
Ценообразование
Стоимость продукта напрямую влияет на уровень продаж, потребительский спрос и лояльность аудитории. Чтобы выяснить, удастся ли ему конкурировать в цене, предпринимателю необходимо изучить себестоимость продукции конкурентов, определить ценовую категорию их товаров, выяснить прибыль от продаж, оценить реакцию потребителей на стоимость продукта. Также необходимо изучить программы лояльности конкурентов – периодичность спецпредложений, скидки, акции, партнерские программы.
Маркетинговое продвижение
Собрать данные о маркетинговом продвижении конкретной компании довольно сложно – как правило, предприниматели не склонны разглашать стратегии маркетинга. На первоначальном этапе рекомендуем собрать доступные данные, не представляющие собой коммерческой тайны, а именно: позиционирование бренда, состав целевой аудитории, методы привлечения клиентов, уникальное торговое предложение, особенности презентации продукта, нюансы фирменного стиля.
Наиболее эффективен анализ рекламы конкурентов, подразумевающий изучение промоматериалов и оценку результативности различных методов и каналов подачи информации о продукте.
Чтобы проанализировать умение конкурентов удерживать клиентов, необходимо собрать данные по их воронкам продаж и рассылкам, прайсам, коммерческим предложениям и бонусам, мероприятиям, проводимым с целью повышения узнаваемости бренда и лояльности существующей аудитории.
Интернет-продвижение
Продвижение в сети позволяет брендам повысить свою узнаваемость, расширить географию сбыта и привлечь лояльную аудиторию. Анализируя интернет-маркетинг конкурентов, стоит обратить внимание на наличие сайтов и аккаунтов в сети, организацию вебинаров, предложение собственных экспертных материалов, публикацию различных типов контента, наличие кейсов, качество обратной связи, сотрудничество с известными блогами или изданиями.
Определить качество контента конкурентов можно по критериям достоверности данных, глубине погружения в тему, манере подачи информации, уровню грамотности и уникальности, легкости доступа к ресурсу.
Ключевым показателем эффективности интернет-маркетинга является пользовательская реакция. Вам необходимо выяснить, какие площадки бренд использует для продвижения продукта и общения с клиентами. Изучая страницы бренда в социальных сетях, обратите внимание на регулярность выхода постов, число подписчиков, охват, интерес читателей к определенным темам и их теги, уровень вовлеченности – по числу лайков, репостов, комментариев и настрою комментаторов.
Продажи
В ходе работы с данным критерием следует изучить эффективность отдела продаж конкурентов. Для начала нужно собрать информацию о сотрудниках ОП, а именно: выяснить уровень их образования, опыт, личные качества, манеру общения с потребителями, условия и оплату труда. Необходимо проанализировать работу не только отдельных сотрудников ОП, но и работу команды конкурента в целом.
Кроме того, на эффективность продаж влияют административные методики и автоматизированные инструменты, которые также стоит подвергнуть анализу. Для этого понадобится информация о регулярности совещаний, скриптах, бонусах для сотрудников отдела продаж, CRM-системах, формировании отчетности.
Бизнес-процессы
Влияние порядка и условий взаимодействия с клиентами на уровень доходности бизнеса сложно переоценить. Для анализа работы с аудиторией стоит собрать информацию о процессах оформления покупок, возможности возврата или замены товара, гарантийных условиях, кредитовании, производстве, особенностях логистических цепочек и предоставлении товара под реализацию перекупщикам.
Анализ бизнес-процессов конкурентов позволяет предпринимателю проработать недостатки собственного взаимодействия с клиентами и партнерами, а также сформировать уникальное предложение, более привлекательное для клиентов, чем предложения конкурентов.
Источник: get-investor.ru