Основные формы и цели корпоративной интеграции в международном бизнесе

В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие формы международной кооперации, к числу которых относятся:

— лицензионный договор — использование авторского права, товарного знака, патента;

— сопроизводство — изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров;

— контракт-менеджмент — передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента;

— франчайзинг — выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки;

— стратегический альянс — формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения различных задач. Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них;

— совместное предприятие — одна из распространенных форм стратегического альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;

— многонациональная компания — наиболее жесткая форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/или других способах корпоративного контроля.

Таблица 2.1. — Преимущества и недостатки основных видов и форм внешнеэкономической деятельности предприятий

Вид внешнеэконо- мической деятельности предприятийПреимуществаНедостатки
Внешняя торговляРасширение рынков сбыта, стимуляция национального производстваУвеличение издержек сбыта из-за таможенных барьеров, зависимость от паритетов валют
Обмен лицензиями, франчайзинг, субпоставкиСокращение рисков из-за небольших инвестиций, узкая специализация на определенных видах деятельностиНебольшие возможности для контроля за деятельностью лицензиатов и субпоставщиков
Строительство предприятий за границей, слияния и поглощения фирмПолный контроль со стороны инвестора, определенность в месторасположении предприятияРиск из-за больших капиталовложений и некоммерческие риски в принимающей стране
Стратегические альянсыКооперация в НИОКР, широкие возможности в расширении обмена технологиями и организации совместных предприятийТрудности контроля за проведением совместных программ, удлинение сроков принятия решений, риск потери монополии на уникальную технологию
Прямые иностранные инвестицииРасширение рынков сбыта и возможностей получения информацииРиск потери зарубежных активов
Читайте также:  Как защитить свой начинающий бизнес

II стадия

Рисунок 2.1.- Эволюция перехода национальной компании в статус международной

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Интегрированные структуры международного бизнеса

Основными формами корпоративной интеграции в международном бизнесе являются:

1. Лицензионное соглашение – использование авторского права, товарного знака, патента.

2. Сотрудничество – изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров.

3. Контракт-менеджмент – передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента.

4. Франчайзинг – выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки.

5. Международный стратегический альянс (МСА) – длительное оглашение двух или более компаний из двух или более разных стран относительно сотрудничества, которое предусматривает объединение ресурсов и использование структур управления для общего решения стратегических задач.

МСА являются функциональными структурами, например, по общим НИОКР, по развитию производства, по созданию новых продуктов и технологий.

К МСА принадлежат консорциумы – временные объединения, созданные для решения важных задач.

Существует много форм международных альянсов как с созданием новой организации – общего предприятия, так и без создания юридического лица – взаимный обмен акциями, приобретение небольшой доли участия.

6. Общие предприятия – одна из форм стратегического альянса, связанная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями.

7. Многонациональная компания (МНК) – форма международного сотрудничества, которое основывается на механизме акционерного участия и других способах корпоративного контроля.

Наряду с термином многонациональная компания используются термины глобальная компания, транснациональная компания, транснациональная корпорация.

Цели международной интеграции:

1) доступ к новым рынкам, преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров;

2) доступ к новым источникам ресурсов – материальным, финансовым, трудовым, технологическим, информационным, организационным;

Читайте также:  Как получить господдержку для малого бизнеса в Новосибирске

3) достижение конкурентных преимуществ, устранение или смягчение конкуренции в интересах партнеров;

4) экономия на расширении масштабов производства, рационализация производства, повышение его эффективности.

5) снижение риска.

Основными формами многонациональных компаний являются финансово-промышленные группы (ФПГ).

Финансово-промышленная группа – международное объединение, которое содержит главную компанию финансовой или промышленной ориентации и многочисленные фирмы производственного, торгового, финансового, консалтингового и другого характера, связанные между собой акционерным участием и расположенные в разных странах.

Большинство МНК организованы по иерархическому принципу и имеют холдинговую форму организации. Холдинговая компания является особым типом финансово-промышленной компании, в которой материнская (главная) компания владеет контрольным пакетом акций других фирм с целью делового контроля над ними и управления их деятельностью.

Источник: studopedia.su

Глава 3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ

Одном из основных тенденций, характеризующих мировую экономику на современном этапе развития, является ее глобализация. При этом, во-первых, возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТЛ, АСЕАН и др.). Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровнях постепенно приводят к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях.

Одновременно мощный импульс развития получает интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание, либо за рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношении между компаниями различных стран и создание корпоративных структур различной степени интегрированности — одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия.

Сотрудничая между собой, фирмы все чаще образуют стратегические альянсы. С середины 1980-х гг. их число в мире ежегодно возрастало более, чем на 25%’; 6% всех доходов, получаемых 1000 крупнейших корпораций США, приходится на альянсы, что в четыре раза превысило показатель 1987 т.2

Читайте также:  Основной принцип бизнес партнерства

Стремление к более глубокой интеграции проявилось в последнее десятилетие, в частности, в мощном всплеске сделок по слиянию фирм и банков в США, Европе и Азии, причем с точки зрения как количества слияний, так и их объема. К числу наиболее известных примеров можно отнести недавние объединения банковских групп Citibank и Travellers, телекоммуникационных компаний WorldCom и А/С/, автогигантов Daimler и Chrysler, нефтяных компаний British Petroleum и Amoco. Важной особенностью таких сделок и соглашений, в особенности — крупномасштабных, является их международный, межнациональный характер, в результате чего возникает транснациональная кооперация.

Настоящая глава поевяшена основным формам организации международного бизнеса — интегрированным корпоративным структурам, реализующим стратегпческие цели бизнеса. Вначале мы обсудим международные стратегические альянсы, под которыми понимаются соглашения двух или более компаний-участников, предусматривающие совместное принятие решений, а также управление и координацию стратегически важных направлении международной деловой активности каждого из партнеров для реализации совместных целей. В дальнейшем мы перейдем к рассмотрению более интегрированных форм международной кооперации, основанных на механизме акционерного участия, — многонациональным компаниям. Большинство таких компаний на деле представляют собой финансово-промышленные объединения фирм различных отраслей экономики.

Материал, изложенный в разделах 3.1-3.1? настоящей главы, познакомит международного менеджера с целями и основными формами корпоративной интеграции в международном бизнесе. В разделах 3.3-3.4 даются общие представления о многонациональных компаниях и финансово-промышленных группах, освещается их фундаментальное значение в современном международном бизнесе, рассматривается многообразие форм международных интегрированных структур, механизм их создания и развития. В разделе ‘Л.5 более подробно освещены особенности интегрированных банковских структур. Разделы 3.6 и 3.7 настоящей главы посвящены международным стратегическим альянсам, видам формальных и неформальных соглашений, лежащих в их основе, формам организации стратегических альянсов, а также более углубленно излагаются особенности механизма их формирования.

Смотрите также:

Источник: bibliotekar.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин