В современных развитых государствах взаимодействие органов государственной власти и бизнеса обеспечивается путем использования инструментов коммуникации и выстраивания механизмов обратной связи. Система взаимодействия государства и бизнеса в разных странах функционирует по-разному. Эти различия порождаются такими факторами, как исторически сложившийся характер отношений между обществом и государством, традиции разрешения деловых конфликтов, преобладающие типы экономического поведения населения, уровни политической культуры, распределение ресурсов между различными институтами.
В настоящее время существует две основные принципиально отличные друг от друга модели взаимодействия бизнеса и государства: плюралистическая (Даль, Линдблюм) и неокорпоративистская (Шмиттер).
Плюралистическая модель исходит из того, что части общественной системы находятся в координационной зависимости, а значит, исключается доминантная роль какой-то одной части целостной системы. Для плюралистической модели характерна деятельность государства в интересах всего капиталистического класса. Плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и государства базируется на англо-американской традиции. В плюралистической системе частный бизнес, наряду с государством является равным участником политического процесса. Большая часть взаимоотношений бизнеса и государства принимает форму сделок между частным бизнесом и властью в лице политиков и чиновников.
Власть и СМИ: модели взаимодействия
В неокорпоративистской модели взаимодействия власти и бизнеса значение отдельных корпораций снижено, что, в свою очередь, повышает значение ассоциаций. Организации работодателей являются частью системы институционализированного взаимодействия с правительством и профсоюзами. Высокий уровень централизации представительства групповых интересов позволяет головным ассоциациям выступать в роли главных посредников во взаимодействии бизнеса и власти.
В чистом виде ни одна из этих моделей не существует, но они являются базовыми для формирования модели для каждой конкретной страны.
В настоящее время в России формируется своя корпоративистская модель взаимодействия государственной власти и бизнеса. Одним из основных механизмов взаимодействия бизнеса и органов государственной власти в России выступают бизнес-объединения, к которым можно отнести отраслевые союзы и ассоциации. Их место и роль в общественно-политической и социально-экономической жизни России постоянно растет.
В российской практике последних лет одним из удачных примеров поддержки работающих бизнес-ассоциаций можно считать опыт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Руководство данного министерства пошло на фиксацию в базовом для себя законе «О развитии сельского хозяйства» права аграрных союзов на участие в выработке государственной политики в отрасли. Руководство Минсельхоза систематически приглашает представителей отраслевых ассоциаций на заседания коллегии, использует их аналитические материалы в документах министерства, согласовывает с ними позицию перед ключевыми совещаниями в правительстве.
«Власть & Бизнес: правовая модель взаимодействия в условиях режима повышенной готовности»
Ярким примером является птицеводческая отрасль, где огромная роль принадлежит некоммерческой организации «Российский птицеводческий союз» (Росптицесоюз). Создание Союза было обусловлено необходимостью обеспечения условий более эффективного функционирования птицеводческих хозяйств России, координации их деятельности и защиты экономических интересов отрасли, а также для представления и защиты прав экономических и других интересов членов и ассоциированных членов Союза в министерствах, ведомствах, учреждениях, организациях и судах всех уровней. Расширение и активизация конструктивного диалога бизнеса и власти – ключевое направление деятельности Росптицесоюза.
Каждый из отраслевых союзов в сельском хозяйстве вступает в партнерские отношения с государством. Так, в 2008 г. структурными подразделениями Минсельхоза России на постоянной основе осуществлялось взаимодействие с 41 отраслевым союзом (ассоциацией), с которыми заключены соглашения о взаимодействии по реализации Государственной программы, в 2009 г. их число возросло до 45, в 2012 г. – до 56. В этих соглашениях отраслевым союзам передается часть функций по государственному регулированию. Росптицесоюз заключил соглашение с Минсельхозом один из первых – в 2008 году, сроком на 5 лет, то есть на период реализации Госпрограммы.
Предмет Соглашения Минсельхоза России с Росптицесоюзом стало осуществление мероприятий по участию союза в формировании государственной аграрной политики, согласованию общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и созданию условий для нормативного обеспечения производства качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Принимаемые за последние годы с участием «Росптицесоюза» решения Правительства, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации направленные на повышение финансовой устойчивости предприятий, стали важнейшим инструментом, обеспечивающим стабильное наращивание производства птицеводческой продукции и быстрое эффективное развитие птицеводства России.
Государство обеспечивает правовую базу и формирует необходимую инфраструктуру. Предприниматели, объединяясь в союзы, самостоятельно разрабатывают нормы и правила своего сотрудничества на основе действующего законодательства.
Анализ возможного взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти через отраслевые союзы позволит добиться ускорения экономического роста. Реальное участие бизнес-объединений в подготовке и принятии решений, значимых для управления, предполагает полную информированность бизнеса уже на ранних стадиях разработки региональных, государственных программ. Постоянное информационное взаимодействие органов власти и бизнес-объединений является необходимым компонентом в реализации политики в любой сфере. При разработке и реализации своей политики органы власти должны иметь обратную связь – получать информацию от бизнеса об их предпочтениях, потребностях, проблемах.
Источник: infopedia.su
Александр Гусев: Основные модели взаимоотношений власти и бизнеса в России
В этой системе координат взаимодействие бизнеса, власти и местного самоуправления в социальной сфере можно описать в виде четырех конструктивных моделей: «добровольно-принудительная благотворительность»; «торг», одним из проявлений которого является «предвыборная благотворительность»; «город-комбинат»; «социальное партнерство». Безусловно, эти модели условны и в реальности их элементы постоянно переплетаются, сосуществуют, обогащают и усложняют друг друга.
Задача этих моделей — дать инструмент для понимания ситуации и планирования взаимодействия бизнеса и власти. Модель 1. «Добровольно-принудительная благотворительность». Основная характеристика этой модели — диктат власти, препятствующий росту эффективности корпоративных программ и повышению качества государственного и муниципального управления.
Бизнес вынужден следовать директивам власти, упуская существенный элемент управления — экспертизу целесообразности финансируемой деятельности, оценку ожидаемых результатов, поиск решений, наиболее полезных для своих сотрудников, членов их семей и местных сообществ в целом. «Социальная нагрузка» становится для компании условием вхождения в рынок, способом преодоления административных барьеров и в ряде случаев влияет на оценку привлекательности инвестиционных проектов. Желание органов региональной власти сохранить существующую социальную инфраструктуру, страх перед структурными реформами, которые могут потребовать сокращения работников бюджетной сферы или их профессиональной переориентации, приводят к тому, что средства, запрашиваемые у бизнеса, направляются на консервацию существующей социальной сферы, зачастую не слишком полезную для населения. Прямым следствием «добровольно-принудительной благотворительности является низкая эффективность социальных программ бизнеса. Типичными примерами в этом отношении являются: строительство крупных объектов (дома культуры, дворцы спорта), которые муниципалитеты впоследствии не могут содержать; поддержка «умирающих» объектов социально-культурной сферы, препятствующая оптимизации сети бюджетных учреждений; прямые доплаты к заработной плате работников бюджетных учреждений, «консервирующие» неэффективную структуру занятости. Корпоративное финансирование, зажатое в рамки «добровольно-принудительной благотворительности», порождает иждивенчество и бюрократизм.
Источник: viperson.ru
Основные модели взаимодействия бизнеса и власти
Институт социально-экономического развития территорий РАН, Россия
Модели взаимоотношений бизнеса и власти на региональном уровне
В настоящее время одной из ключевых проблем, стоящих перед современным российским обществом в контексте модернизации российской экономики и повышения конкурентоспособности страны и её регионов, является оптимизация взаимоотношений между бизнес-структурами и органами государственной власти. Развитие разнообразных форм взаимодействия власти и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования эффективной региональной политики, повышения инвестиционной привлекательности территорий.
Однако вопросы конфликта их интересов и интересов общества остаются законодательно неотрегулированными. Власть заинтересована в переложении социальных функций на бизнес, а также в увеличении поступлений в бюджет, в усилении рычагов давления на бизнес. Бизнес же, наоборот, заинтересован в минимизации вмешательства власти в свою деятельность, в уменьшении налогового бремени и административных преград на пути развития своей деятельности [1]. При этом российский предпринимательский сектор пока явно недостаточно участвует в обеспечении социальных потребностей общества.
Чтобы разобраться в многообразии отношений бизнеса и власти по вопросам развития регионов, необходимо рассмотреть модели их взаимодействия (табл.).
Модели взаимоотношений бизнеса и региональных органов власти в области задач развития регионов
Основная характеристика этой модели – диктат власти. Бизнес вынужден следовать директивам власти. «Социальная нагрузка» становится для компании условием вхождения в рынок, способом преодоления административных барьеров и в ряде случаев влияет на оценку привлекательности инвестиционных проектов.
Прямым следствием «добровольно-принудительной благотворительности является низкая эффективность социальных программ бизнеса. Типичными примерами в этом отношении являются:
− строительство крупных объектов (дома культуры, дворцы спорта), которые муниципалитеты впоследствии не могут содержать;
− поддержка «умирающих» объектов социально-культурной сферы, препятствующая оптимизации сети бюджетных учреждений;
В этой модели ни власть, ни бизнес не могут диктовать другой стороне свои правила игры. Взаимодействие строится исходя из принципа: «Выгодно одному – невыгодно другому».
Представители власти считают, что решение о выборе направлений социальных программ нужно принимать на уровне региональной власти и органов местного самоуправления. Обычно бизнес участвует в реализации социальных программ и акций, инициированных местной администрацией, что не исключает ряда взаимных претензий. Претензии компаний в основном связаны с многочисленными не скоординированными друг с другом «запросами» на оказание помощи; претензии администрации – с тем, что бизнес выделяет недостаточно финансирования.
В этой модели стороны осознают, что ни государство, ни бизнес, ни местное самоуправление, ни общественность в одиночку не могут обеспечить благосостояние территорий, политическую и экономическую стабильность. Взаимодействие строится по принципу: «Выгодно каждому – выгодно всем».
Исследование Ассоциации российских менеджеров показало, что наиболее эффективной моделью взаимодействия бизнеса и органов власти является совместное определение приоритетов социальной политики и тех областей, в которых бизнес может принять активное участие. Именно в объединении ресурсов видится наиболее оптимальная модель решения социальных задач [2].
Активизировать бизнес в решении социально-экономического развития регионов – задача органов власти и местного самоуправления. Одним из инструментов на этом пути может быть государственно-частное партнерство. Расширить партнерство бизнеса и власти возможно путем создания комфортных условий для развития предпринимательской среды [3].
Развитие взаимоотношений между органами власти и бизнесом может стать основой для решения задач обеспечения устойчивого экономического роста регионов и будет способствовать диверсификации и модернизации экономики.
1. Габдуллина, Э.И. Современные формы взаимодействия власти и бизнеса в регионе // Казанская наука. – Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2012. – № 2. – С. 60-65.
2. Разгулина, Е.Д. Особенности социальной ответственности бизнеса в контексте регионального развития // Социальный капитал как ресурс модернизации в регионе: проблемы формирования и измерения: материалы Межрегиональной научно-практической конференции, г. Череповец, 16 – 17 октября 2012 г.: в 2 ч. Ч. 2. – Череповец: ЧГУ, 2012. – C. 113-121.
3. Uskova, T.V. Theoretical and methodological aspects of socio-economic systems stability / 20th International Scientific Conference CO-MAT-TECH 2012 Global Crises – Opportunities and Threats October 10 – 12, 2012 Trnava, Slovak Republic. – 117-122 p.
Источник: be5.biz