Не у всех есть понимание, чем отличается длительная подростковая психологическая группа от узконаправленного тренинга навыков для подростков.
Поэтому в этой статье, я подробно разъясню это отличие.
Когда у человека (не важно — у подростка или взрослого) возникают психологическая проблема, хочется как можно быстрее решить ее. Есть неуверенность — хочется стать уверенным, ссоришься с родителями — хочется перестать ссорится, не умеешь общаться — стать мастером общения. Все логично. Но не все так просто…
За каждым внешнем проявлением проблемы (или как нам кажется, что это проблема), есть глубинные причины, устоявшееся модель мышления, восприятия себя и людей, стереотип поведения. Причины могут быть совершенно разные – отношения в семье (и, надо сказать, это очень частая причина проблем!), прошлый негативный опыт (например, травля в школе у подростков), внутриличностные переживания, опыт обесценивания и непринятия, глубинные установки и так далее. Можно ли найти причину и поменять мышление, восприятие, способ реагирования всего за несколько встреч….? Это невозможно! И более того, хорошо, что невозможно.
Alumni talk — Олег Бусыгин — Тренинг, коучинг, консалтинг, менторинг — сходства и различия
Психика имеет тонкую организацию и массу защитных механизмов. Если у подростка (к взрослым это тоже имеет отношение) сформировался определенное восприятие ситуации и стиль общения-значит на то есть свои причины, и они весьма весомы. Такой способ защищает, помогает. Да, возможно он не самый конструктивный, но на данный момент единственно возможный.
Поэтому в вопросах психологического развития (тем более детей и подростков) важен осторожный, экологичный и безопасный подход.
Конечно, человеку гораздо приятнее услышать, что за 5 встреч он получит конкретный результат: станет уверенным, общительным, научится выстраивать отношения, управлять временем и контролировать эмоции. И многие психологические центры обещают именно это: стать уверенным мастером общения, научиться решать конфликты за 3-5 занятий.
К нам в Эмпатию очень часто приходят родители и говорят: «Ну, нам вот эта вся длительная психология не интересна, вы нам конкретную проблему решите: что бы уроки делал, послушным стал и общительным». Оставлю за скобками объектное отношение к подростку в данном случае. Но за каждой такой проблемой есть целая история и с ней надо разбираться.
Поэтому именно длительная психологическая работа дает самый основательный, безопасный и в итоге — эффективный результат. Когда в группе сформирована атмосфера безопасности, принятия, поддержки и изменений, тогда такие изменения происходят медленно, осторожно, но качественно. Психике, эмоциям, восприятию нужно время…
Постепенно, не торопясь, подросток осваивает новый стиль мышления и поведения в группе.
И это происходит не на уровне «делай раз, делай два и получишь результат», изменения происходят на уровне состояний, развития качеств, другого типа мышления и восприятия. Это не революция, это эволюция и постепенная трансформация.
А когда изменения происходят изнутри – тогда и правильные слова сами находятся в нужный момент.
Означает ли это, что не нужно развивать навыки? Конечно, нет! Навыки нужны и важны, но они должны основываться на внутренних опорах, на внутреннем состоянии.
Психо-бизнес на половых отличиях. Как, зачем и для кого?
Приведу пример. У нас в Эмпатии есть короткий тренинг-интенсив на 2 занятия «Мастерство общения», где рассказывается об основных техниках и приемах эффективной коммуникации: невербальное общение, приемы активного слушания, я-высказывание и т.д.
Некоторые родители хотели, чтобы их ребенок принял участие в этом тренинге и, соответственно, стал более уверенным, общительным. Но при собеседовании выяснялось, что подросток очень неуверенный в себе, необщительный, замкнутый.
Для такого подростка такой тренинг может быть не только бесполезен, но даже вреден: слишком резкий переход из зоны комфорта в зону развития, масса общения и контактов. Пытаться запихнуть в замкнутого подростка с заниженной самооценкой кучу коммуникативных техник это просто стресс! Какое там развитие уверенности…
Для кого же подходит такой тренинг? Для ребят, которые уже умеют общаться, но хотят освоить техники и приемы для повышения собственной эффективности: качественнее вести дискуссии, выходить из конфликта, оказывать поддержку, говорить комплименты и т.д. Всему свое время и место.
А теперь конкретные отличия специализированного тренинга от психологической группы
Самым главным в психологической группе является не пройти учебный материал, а найти контакт со своими эмоциями, чувствами, переживаниями. В группе акцент в большей степени на эмоциях и состояниях участников, на то, что происходит с каждым конкретным человеком.
Тренинг больше ориентирован на прохождение учебного материала: эмоции и переживания участников менее важны (хотя, конечно же не исключены!).
В группе важней аспект -этот ОТНОШЕНИЯ участников внутри самой группы. Психологическая группа является моделью поведения участников в жизни.
Со временем, участники начинают проявляться в группе также, как и в жизни: кто-то обижается, кто-то перебивает, кто-то грубит. Все это является важной частью групповой динамики и разбирается психологом вместе с участниками.
Именно учась выстраивать отношения в группе, в безопасной среде под руководством психолога, ребята постепенно и учатся выстраивать такие отношения в жизни, вне группы.
В классическом тренинге акцент не на отношениях участников, а на прохождении материала, на разбор отношений нет времени.
Развитие мета-навыков и качеств. Мета-навыки – это навык, который не имеет отношения к конкретной узкой сфере, это скорее некое универсальное качество, которое может быть применено в различных сферах.
Например, к мета-навыкам можно отнести: сотрудничество, уважение, искренность, поддержка, уверенность в себе, понимание, умение быть в контакте со своими эмоциями, ответственность, эмпатия, осознанность.
В психологических группах Эмпатии мы делаем акцент именно на развитии мета-навыков. Как вы, наверное, уже догадались, их просто невозможно развить за 2-3 или даже 5 занятий. Это основательная и глубинная работа.
Тренинг навыков больше ориентирован на развитие конкретного узкоспециализированного навыка: говорить комплименты, использовать я-высказывание, грамотно отвечать на шутки одноклассников и т.д. Все это безусловно полезно и нужно.
Изменения в участниках психологических групп происходят не сразу, и они не так заметны, их сложнее измерить, ведь эти изменения происходят изнутри, постепенно и по чуть-чуть. Но эти изменения более основательные, глубинные, на уровне мета-навыков, качеств и состояний.
Ну и самое интересно) Психологические группы в Эмпатии находятся на стыке классической терапевтической группы и тренингового формата. За годы работы у нас родился свой уникальный эмпатийский формат, который так любят старички Эмпатии.
В этом формате есть пространство для эмоций, переживаний, поддержке, пониманию и доверю, спонтанности и отношений внутри группы. И тут же есть место различным упражнениям, заданиям, играм и полезным навыкам.
Мне кажется, отличное сочетание. Согласны?
И еще несколько вопросов о психологических группах.
Почему подростку сложно рассказать, что было на группе?
Иногда вся группа может состоять из, казалось бы, простого разговора, но за этим разговором очень много – это открытость, возможность рассказать о наболевшем, поддержка, доверие, понимание. Все то, чего так не хватает подростку в современном мире. Но когда родитель спрашивает: «И что же вы делали на группе?», получает ответ «Разговаривали», родителю часто непонятно. Как так?
Просто разговаривали? А где же полезные навыки и конкретные результаты?
Подростку сложно осознать и вербализовать такие тонкие моменты – про безопасную и исцеляющую атмосферу, про понимание и поддержку. Но, согласитесь, именно этого так не хватает современному обществу.
Чего не стоит ожидать от психологической группы?
Не стоит ожидать быстрых изменений, группа — это про «медленно, безопасно, но основательно».
Иногда родители приводят подростка на группу, желая, чтобы он изменился и стал таким, как хотят родители: «Сделайте, что бы он стал послушным!», «Пусть он наконец станет ответственным», «Пусть начнет делать уроки».
Родители часто озвучивают свой запрос. А у подростка он может быть совсем другим. Конечно, работа в группе со временем гармонизирует личность, но не стоит ожидать, что психолог и группа будут работать на ожидания родителей.
Большинство причин проблем детско-родительских отношений лежать корнями в самих родителях (неприятная для многих взрослых правда), для комплексного решения сложностей в детско-родительских отношениях самому родителю важно работать с психологом (личная или групповая терапия).
Некоторым группа не подходит. Психологическая группа — не панацея от всех бед. В некоторых случаях групповая работа, наоборот, может даже усиливать невротичные проявления у подростка. Иногда мы не рекомендуем быть участником группы, а продолжить работу индивидуально с психологом. Возможно группа будет полезна позже.
И конечно, длительная работа — это особое умение ведущего (тот самый мета-навык))), поэтому далеко не все психологи могут вести длительные группы, ведь тут важно уметь работать с процессом, с эмоциями в «здесь и сейчас», тонко чувствовать динамику группы и формировать атмосферу.
Прекрасно, что у нас в Студия практической психологии «Эмпатия» именно такие психологи, у нас отличная команда!
Источник: empatia.ru
Системные или психологические бизнес тренинги Различия
Грамотный выбор бизнес тренингов зависит от знания их типов. Специалисты делят бизнес тренинги по их происхождению на два типа: психологические тренинги и системные бизнес тренинги. Именно бизнес, в отличии от многих, многих других «не бизнес».
Такое разделение в первую очередь зависит от квалификации бизнес тренеров, которые их проводят.
Психологические — это тренинги, которые проводят психологи, то есть такие, в основе которых лежат знания психологии и соответствующие психологические техники. К системным относят тренинги, которые проводят тренеры-практики, ранее занятые в бизнесе и предлагающие участникам тренинга готовые бизнес решения.
Разделение
На Западе подобное разделение произошло еще в 40-х годах прошлого века с того момента, как Хайнс Гольдман, основатель известной тренинговой компании Mercuri, провел свой первый системный тренинг для бизнесменов, не будучи при этом психологом и не ставя никаких психологических задач. Это произошло в Швеции. В России разделение произошло с приходом на рынок западных тренинговых компаний.
«Психологи» и «системщики» значительно отличаются друг от друга. Это проявляется в образовании, опыте работы и в подходе к тренингу как к процессу передачи знаний.
У «психологов» основное образование психологическое, некоторые из них имеют дополнительное образование по менеджменту или маркетингу. «Системщики» в 80% случаев имеют высшее техническое образование. Встречаются «системщики» с журналистским или экономическим образованием.
Второе отличие — это опыт работы. «Психологи» зачастую имеют опыт работы, связанный только с психологией. Они устраиваются в тренинговые компании на должность помощников тренера и на примере опытного специалиста запоминают и оттачивают нужные методики. «Системщики» же до прихода в тренинговую компанию сначала работают в бизнесе, как правило, на должностях с наиболее напряженной коммуникацией (сейлз, управление). Благодаря этому они лучше воспринимают многие бизнес понятия и характер взаимоотношений между сотрудниками разного уровня в организации.
«Системщик» проявляет системный подход к тренингу, разделяя его на этапы. Тренер — «системщик» моделирует ситуацию и вместе с клиентами проходит все ее этапы. «Психолог» старается конкретные ситуации свести к общим моделям.
Максим Кикоть, генеральный директор тренинговой компании LiCO «Линтек-консалтинг» считает, что самыми эффективными являются бизнес тренинги, которые проводят «системщики». «Системщик» — это человек, который «поварился» в бизнес-культуре, он на практике знает, что стоит за понятиями «начальник», «директор», «логистика», — говорит Максим Кикоть. — «Психолог» этого не понимает, потому что ему известна только теория, которая не всегда соответствует практике. Из-за этого он старается запутать клиента, начинает говорить заумными фразами, сводить все к общим формулам, когда клиенту нужны конкретные советы.
Тренер должен обладать широкими знаниями и умениями в той области, в которой он ведет тренинг. Он должен обладать специальными «навыками передачи навыков», хороший тренер за несколько дней способен «зарядить» участников надолго. И порой это самый сложный процесс».
«Деление на «системщиков» и «психологов» не очень четкое, — говорит Константин Харский, директор тренинговой компании «Эксперт».
— Психологический тренинг может быть гораздо более практичен, чем системный». «Этот подход не отражает реальности, — говорит Евгений Креславский, директор института «Новые возможности».
— Дело не в том, какое тренер имеет базовое образование, а как он мыслит. Ставит ли он в фокус своей деятельности при разработке программ какой-то один из уровней, либо старается организовать процесс таким образом, чтобы влиять системно, т.е. направлять свое влияние на достижение результата — повышение эффективности деятельности компании».
Своими силами
В конкуренции победителя всегда определяет потребитель. В зависимости от того, насколько эффективными были предыдущие тренинги, выбираются темы следующих тренингов и компании, которые их проводят.
«Тренера мы выбираем в зависимости от той задачи, которую нам нужно решить с помощью тренинга, — говорит Дина Смирнова, директор по персоналу петербургского филиала компании «Вимм-Билль-Данн».
— Если тренинг направлен на сплочение коллектива, то мы предпочтем психолога, если на обучение торговых представителей-то лучше «системщик». Хотя я считаю, что любой тренер должен знать и давать психологию, даже если он обучает топ-менеджеров. Мы постоянно сотрудничаем с одной тренинговой компанией, однако рассматриваем наиболее интересные предложения и от других компаний». Некоторые компании не доверяют обучение своих сотрудников сторонним организациям и занимаются подготовкой сами. «Мы испробовали очень большое количество тренингов и отечественных, и зарубежных компаний, — говорит директор по персоналу ЗАО «Полюстрово» Евгения Шульгина.
— В итоге пришли к выводу, что для нас эффективнее проводить тренинги своими силами. Например, тренинг «продажников» проводит наш генеральный директор».
Необходимый выбор
Делать выбор между тренингом психологическим и системным нужно исходя из того, какой результат от прохождения тренинга необходим.
«Однажды был случай, когда на тренинге собрались производители сложного холодильного оборудования, а тренером была молодая девушка-психолог, — рассказывает Максим Кикоть. — Всех участников главным образом интересовал один вопрос: как эффективнее продавать такой «трудный» товар. По всей видимости, тренер ничего не понимала в сложном холодильном оборудовании, потому что предложила участникам отточить методику продаж пылесосов. Ясно, что после такого обучения доверие к тренингом может быть подорвано. Психологические тренинги возможны, но только на самом раннем этапе развития организации, например, для формирования команды».
Ирина Венщикова, генеральный директор тренинговой компании «Престиж», считает, что психологические тренинги учат эффективной коммуникации. «Они необходимы для каждой организации. Системные тренинги не рассказывают о психологии общения. А ведь это важно. Например, тренинг «продажников».
Продавец никогда не будет успешным, если он не знает о психологии клиентов», — говорит Ирина Венщикова. По мнению продавцов психологических тренингов, системные тренинги дают готовую формулу для решения задачи, как единственно правильное решение. Психологические же тренинги способствуют тому, чтобы сотрудник сам осознал необходимость изменений. Однако всегда ли он способен самостоятельно осознать и продумать эти изменения?
Петербургские тренинговые компании
Системные бизнес тренинговые компании:
- «БИГ-Санкт-Петербург»
- LiCO «Линтек-консалтинг»(Санкт Петербургское подразделение)
- «Клуб закупщиков»
- «РКН»
- «Триза Exclusive — Санкт-Петербург»
- «Эксперт»
Психологические:
- «ДЕРО»
- «ЕВМ Тренинг
- Лига профессиональных консультантов
- Институт «Новые возможности»
- «ИМАТОН»
- «Институт тренинга»
- «Квалитет»
- «Престиж»
- «Русский персонал»
- Центр «АКМЕОН» (Санкт-Петербургская акмеологическая академия)
- «Теменос»
- «Тренинг-центр Александра Савкина»
- «Тренинговая компания»
- Учебный центр ассоциации консалтинговых фирм
- Personnel training
- Prime Personnel
Марк Чернов
МЕНЕДЖЕР, газета «Деловой Петербург
Источник: lico.ru
Бизнес-и личностные тренинги: что выбрать?
Нередко противопоставляют бизнес-и личностные (психологические) тренинги. Первые вроде как решают бизнес-задачи, вторые — решают личные проблемы. Первые — деньги приносят, вторые — уносят, и есть пустое времяпровождение для не вполне душевно здоровых людей.
Это — миф и путаница. В реальности всё сложнее, интереснее, и по-другому.
Во-вторых, уносить деньги могут (и очень часто уносят) и бизнес-тренинги, если не была выполнена хотя бы одна из обязательный составляющих: определена цель, опытный и квалифицированный тренер, участники замотивированы, организация готова к изменениям участников тренинга… Если же эти условия выполнены, то деньги (хорошие деньги) принесёт и качественный личностный тренинг: если понятна и определена его цель, участники лично замотивированы (лучше всего — заплатили за тренинг сами, а не организация), тренер работает профессионально. Нормой для участников эффективного личностного тренинга является ежегодное удвоение дохода в течение трёх лет.
Отличия бизнес-и личностных тренингов
Чётких границ между бизнес-тренингами и личностными тренингами — нет. Чтобы определить тип конкретного тренинга, нужно учесть и тематику, и стиль работы тренера, и контингент.
Тематика тренингов может быть:
- Явно деловой.
- Явно личностной.
- Одновременно и деловой, и личностной.
Большинство тематик личностных тренингов качественно работают на эффективный бизнес и успешно продаются как бизнес-тренинги.
- Формат: атмосфера, стиль и способ преподнесения тренинга, его писаные и неписанные правила:
В бизнес-формате тренинги идут очень организованно, строго, чётко и в хорошем темпе — учитывая особенно тот факт, что бизнесмены обычно соображают быстрее и чётче, чем их соседи вне бизнеса.
Тренинги в личностном формате отличаются яркостью, свободой и раскованностью, а то, что внешне иногда представляется неорганизованностью, оказывается интенсивнейшей внутренней работой и глубокой личностной динамикой.
Является ли, тем не менее, атмосфера тренинга чётким критерием? Нет. Чем больше бизнес связан с человеческим фактором, тем больше очевиднейшие бизнес-тренинги приобретают черты тренингов личностных. И чем успешнее тренер как бизнесмен, тем чаще он любой личностный тренинг проводит в бизнес-формате.
Бизнесмены, предприниматели, руководители и сотрудники — если участники тренинга осознают себя именно в этих категориях, это скорее бизнес-тренинг. Если участники тренинга приходят с личными, не обязательно деловыми интересами — это скорее личностный тренинг.
Многие успешные тренеры по факту проводят личностные тренинги с бизнес-контингентом, в том числе с бизнес-элитой. Бизнесмены — тоже люди. Более того, они лучше других понимают, что именно личность — основа бизнеса. Им важно подобрать сотрудников, с которыми можно делать дело — и воспитать из них руководителей, которым можно доверять важные проекты. А это уже не только бизнес-тематика, это уже психология, типажи, отношение и мотивация.
Похоже, что именно это чаще всего является определяющим моментом. Если на тренинге по целеполаганию (вроде бы бизнес-тренинг) тренер ведётся на ту часть женской аудитории, которой актуальна цель «выйти замуж», бизнес-тренинг превращается в личностный. Если же тематика «Эффективная коммуникация» предъявляется с точки зрения бизнеса, глазами бизнесмена, на примерах успешного бизнеса, если результаты этого тренинга предлагается измерять в увеличении реального годового дохода участников — это значит, что вроде бы личностная тематика в данном случае становится явно деловой.
Тренинг «Лидерство и руководство: техники эффективного влияния» в аудитории бизнес-элиты является бизнес-тренингом по содержанию, проводимом в стиле тренинга личностного роста. Это так же верно, как и то, что он является личностным тренингом, посвящённом актуальной бизнес-тематике и проводимым в бизнес-формате.
Источник: vsetreningi.ru