Необходимость правильной утилизации отходов с заботой об экологии в нашей стране существует давно. Переработка строительного мусора – актуальная проблема, ведь с каждым днем его скапливается все больше. Больше 31 млрд тонн отходов в России остаются неутилизированными. Вопрос реализации мусора активно обсуждается, но пока не решается, и эта ниша в стране по-прежнему не занята.
Раньше мусорный бизнес не считался рентабельным. Но сейчас ситуация кардинально изменилась, ведь свалок, требующих очищения, очень много по всей России. Многие образуются стихийно, со временем увеличиваются, но не убираются специальными службами. Заводы по переработке в стране есть, но их мало, они не справляются с такими масштабами работы. Проблема утилизации отходов будет актуальна до тех пор, пока человечество их производит – то есть, всегда.
Мобильный комплекс по переработке строительных отходов с окупаемостью в 10-12 месяцев
Главные нюансы бизнеса по переработке мусора
Процесс сбора и утилизации отходов регламентирует ФЗ №458, действующий с 2016 года. Согласно ему, обслуживанием территорий занимаются региональные операторы, отбираемые на 10 лет на конкурсной основе. Они отвечают за хранение, транспортировку и утилизацию мусора. Побороться за место регионального оператора могут только крупные компании, а мелким придется бороться за выживание.
Но это не значит, что начать свой бизнес по переработке отходов невозможно. Главное – учитывать специфику этого направления и знать все последние изменения в законодательстве. Открывать такое дело выгодно по следующим причинам:
- Это актуально. Во-первых, владелец компании по переработке точно получит прибыль, а во-вторых, грамотная утилизация необходима в силу ухудшения экологии в стране.
- Есть все шансы получить поддержку местных властей. Все потому, что в целом эта отрасль плохо финансируется.
- Запасы сырья не ограничены. Официальных и неофициальных свалок в стране так много, что работы хватит на много лет вперед.
- Высокая рентабельность. Она составляет 60-70%.
- Можно начинать с небольших объемов. Если денег на строительство большого завода нет, достаточно маленького цеха. Особых расходов не нужно, но заработать получится быстро.
Нужно учитывать и высокую конкуренцию в этой сфере. Сложность и в том, что в стране нет разделения и сортировки отходов, потому понадобятся дополнительные рабочие для этого. Есть и автоматические линии, но они обходятся недешево.
Источник: www.realto.ru
Специальный репортаж: кто зарабатывает на утилизации строительного мусора
Переработка бетонных и железобетонных отходов (рециклинг)
Что делать с бетонными и железобетонными отходами, которые все больше засоряют огромные площади? Этот вопрос интересует многих специалистов и простых граждан. В настоящее время приобретает популярность такое направление борьбы с этим явлением, как рециклинг бетона, позволяющий не только утилизировать отходы, но и использовать их снова.
Проблема утилизации строительных отходов
В процессе строительных работ накапливается большое количество старого бетонного раствора, остающегося на стенках бетономешалок, а также различных не нужных бетонных и железобетонных конструкций. Такой мусор вывозится на свалки, но его слишком много, а потому требуются значительные площади для организации мусороприемников, специальные транспортные и грузоподъемные средства.
Совсем неприемлемый способ уничтожения строительного мусора – закапывание без вывоза. Бетонные отходы не гниют в земле и способны очень долго сохраняться даже при активном увлажнении. Такая почва становится непригодной для посадок растений. Ущерб для экологии значителен, а потому за несанкционированную утилизацию ж/б лома предусмотрено наказание.
Зачем нужно перерабатывать Ж/Б отходы?
Рециклинг представляет собой переработку бетонных отходов с возможностью их вторичного использования. Для его организации придется понести определенные затраты, но они окупаются за счет:
- Утилизации всех накопившихся отходов в прежние годы.
- Исключения значительных расходов на транспортировку мусора до свалок, которые могут находиться достаточно далеко.
- Повышения работоспособности бетоносмесительной техники за счет своевременной и полной очистки стенок.
- Исключения штрафов за экологические нарушения.
Кроме того, полученный после переработки вторичный материал можно использовать самим или реализовывать другим организациям, частным лицам. Вторичное сырье помогает снизить рентабельность нового бетонного раствора, за счет его использования в качестве наполнителя.
Технология переработки железобетонного лома
Суть рециклинга железобетонных и бетонных отходов заключается в разделении их на отдельные составляющие, которые можно использовать вторично. В результате переработки получаются такие фракции: песок, щебень, осадок с цементным молочком, стальной лом.
Технологический процесс переработки состоит из нескольких этапов:
- Измельчение отходов на дробильном оборудовании и извлечение металлических элементов из железобетона.
- Подача винтовидным шнеком измельченного сырья в разделительную камеру, куда одновременно подается с помощью насоса вода .
- Превращение цементных частиц в молочко, которое вместе с песком оседает в накопительном резервуаре (бассейне) с мешалкой (миксером), обеспечивающим однородность массы.
- Отделение щебня и других твердых фракций, транспортировка их винтовым шнеком в специальный отсек.
- Разделение цементного молочка и песка с помощью фильтров, отведение их в отдельные резервуары.
- Разделение твердых фракций по типу и размерам. Сбор щебня в отдельном резервуаре.
В результате рециклинга большая часть бетонных отходов превращается в материалы, которые можно снова использовать. Невозвратный остаток занимает совсем небольшой объем, а их вывоз на утилизацию легко организуется.
Необходимое оборудование
На первой стадии переработки необходимо обеспечить грубое измельчение бетонных конструкций. Для этого используются достаточно мощные грохоты крупного дробления. Из отечественной техники можно выделить агрегат СМД-133А. Среди импортной техники выделяются грохоты – Турбогрохот EXTEC и PowerScreen. Широкий ассортимент предлагает компания McCloskey International.
Следующий шаг – измельчение больших кусков бетона. Используются дробилки, агрегаты сортировки, виброгрохоты. Отмечается такое эффективное оборудование: отечественные агрегаты СМД-174А, импортные дробилки — Metso, Parker Plant, Pegson. Для подачи сырья и фракций используются конвейеры (СМД-151, СМД-152).
При переработке отходов ЖБИ на первой стадии необходимо отделить металлические элементы арматуры. Для этого установки для дробления и грохоты снабжаются мощными магнитными сепараторами.
Для глубокой переработки отходов из бетона используются специальные линии рециклинга. При проведении рецикла непосредственно на стройплощадке наиболее подходят мобильные установки. Они содержат следующие составные части:
- Циклонная отделительная система. Сюда подается струя проточной воды с помощью насоса мощностью 5-7,5 кВт.
- Шнек винтовидного типа с мотором-редуктором мощностью 5-7 кВт. Обычно устанавливаются съемные лопасти, т.к. они достаточно активно истираются о твердые частицы.
- Шламбассейн объемом 40-80 куб.м. Он снабжается мешалкой (миксером) мощностью 3-5 кВт. Для подачи в бассейн чистой и откачки отработанной воды применяются насосы мощностью 2-3 кВт.
- Регенерация воды. С учетом большого ее расхода устанавливаются системы очистки (регенерации) и возврата обратно в работу. Качество очистки воды, частоты слива контролируется и регулируется с помощью электроники.
- Система фильтрации для отделения песка от цементного молочка. Особый фильтр позволяет устранить нежелательные примеси (мусор).
- Пресс-фильтр для максимального обезвоживания готового вторичного продукта.
- Вибросито для разделения щебня по фракциям, отсева твердых примесей.
При очистке бетоносмесителей и одновременной переработки накопившихся бетонных отходов линия снабжается устройством, обеспечивающим смыв раствора со стенок под напором водной струи. Образовавшаяся смесь направляется в отделительную систему.
Линии для рециклинга выпускаются многими компаниями по производству строительной техники. Среди отечественных производителей можно выделить ПО «Стройтехника». Эффективно показало себя оборудование компании BIBKO. Полный цикл утилизации и рециклинга строительных отходов обеспечивает крупная компания САТОРИ.
Применение вторсырья
После завершения рециклинга бетона полученное цементное молочко сразу можно направить на изготовление новой бетонной смеси. Кроме того получаются следующие полезные материалы:
- щебень, разделенный на фракции 4-10, 11-20, 21-40, 41-75 мм;
- песок с величиной зерен 0,15-5,5 мм;
- каменная мука с Sуд = 2700-3600 кв.см/г.
Для переработки можно использовать следующие бетонные и ж/б отходы:
- бетонные куски (лом), возникшие при демонтаже, ремонте или сносе различных сооружений;
- пришедшие в негодность тротуарные плиты, колодезные кольца, бордюрные блоки, столбы освещения, панели, плиты перекрытий;
- опоры ЛЭП после из замены;
- бракованная продукция ЖБК, некондиция, отсев при строительстве;
- поврежденные при строительстве и транспортировке железобетонные блоки, плиты;
- затвердевшие остатки раствора и иных отходы бетона, железобетона.
Применить вторичное сырье, полученное после рециклинга можно следующим образом:
- укладка подушки под фундамент или пол;
- формирование основания под бетонное или асфальтовое дорожное покрытие при строительстве дорог;
- при приготовлении бетона прочностью 10-20 МПа;
- для изготовления различных бетонных и железобетонных изделий;
- формирование покрытия временных дорог, замена грунта, выравнивание площадок;
- засыпка пешеходных дорожек, садовых тропинок;
- покрытие площадок для стоянки автотранспорта;
- при декорировании дачных участков, оформлении ландшафтного дизайна.
Путем переработки бетона получается самый дешевый отсев щебня с размером зерен до 10 мм, который можно использовать при строительстве, в декорировании ландшафта. Вторичный щебень фракции 21-40 мм можно применять вместо обычного щебня.
Рециклинг бетона и железобетона решает сложную проблему утилизации строительного мусора. Затраты на аренду оборудования или привлечение специализированной компании легко окупаются, за счет исключения затрат на вывоз отходов и возможных экологических санкций. Вторичное сырье, получаемое после переработки, применяется в различных областях строительства.
Источник: betonpro100.ru
Экологический стартап в строительной сфере
Гендиректор демонтажной компании рассказал об экономических и экологических аспектах ее деятельности
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Развитие российской строительной индустрии означает рост числа построенных жилых домов, корпусов предприятий и дорог. Оборотная сторона этой медали — неизбежное увеличение количества строительного мусора, которое стало серьезной экологической и общественной проблемой. О том, как превратить ее в дополнительный рычаг развития и эффективный бизнес, рассказал основатель и генеральный директор демонтажной компании «АлександрГРАДЪ» Александр Ситников.
— Мы занимаемся промышленным демонтажом, и наша задача — выполнить свою работу с выгодой для заказчика, с соблюдением норм безопасности и оставить заказчику полностью очищенную площадку. Как избавиться от десятков тысяч тонн строительного мусора? Переработать его и получить материал для вторичного использования, например, технологический щебень.
— В основе этого бизнеса все-таки демонтаж, поскольку именно он и создает строительный мусор. Насколько востребованы услуги по разбору капитальных объектов в Новосибирске?
— Объем заказов постоянно растет. Нам поручают объекты, которые требуют быстрой и качественной работы, ведь снос зданий — далеко не самое простое дело. Например, мы демонтировали три корпуса на территории Новосибирского оловянного комбината. Один из них высотой 25 м мы хотели разрушить методом обрушения, но здание оказалось конструктивно крепким. Пришлось вести его демонтаж поэлементно в условиях плотной застройки на расстоянии не более 15 м от подстанции, которая питает весь завод.
С не менее сложными задачами мы столкнулись при разборе старого здания завода «Электросигнал». Оно находилось в аварийном состоянии и было расположено близко к автомобильной дороге. Пришлось все досконально рассчитывать, чтобы не допустить ошибки. А здание Института ФСБ России вообще находится в самом центре города, у Красного проспекта.
Поэтому корпус 20-метровой высоты можно было обрушивать только внутрь. В этом случае пришлось координировать свои действия с Госавтоинспекцией, которая перекрывала пешеходные переходы и проезжую часть.
Пример работы в принципиально иных условиях — разбор канала шлюза у Новосибирской ГЭС на протяжении 2 км. Там в зимнее время пришлось откачать 160 тыс. куб. м воды. Работа была рассчитана на три года, а мы закончили досрочно — за два.
Благодаря успешной практике в Новосибирске «АлександрГРАДЪ» смог выйти на российский рынок. Сегодня мы работаем в самых разных частях страны. Заказы поступают из Кемерово, Новокузнецка, Архангельской области, Пермского края. На местах у нас появляются партнеры, с которыми мы взаимодействуем при выполнении работ. Общее число объектов, на которых нам пришлось работать, превысило 500.
— Необходимость решить проблему со строительным мусором, который образуется в результате демонтажа, — тоже одна из причин, по которой заказчики обращаются в вашу компанию?
— В ряде случаев. Вывоз строительного мусора — довольно сложный процесс. В нашей работе от 10 до 30% затрат приходится на демонтаж, а 70–90% — на логистику и дальнейшую переработку. Как правило, мусорные полигоны находятся за городом, значительная их часть переполнена, и они отказываются принимать строительный мусор.
Складировать его на свой страх и риск в неприспособленных для этого местах — неэкологично и чревато крупными штрафами. Мы берем головную боль заказчика по вывозу мусора на себя.
Когда речь идет о больших объемах мусора, это становится серьезной проблемой. Например, при реконструкции шлюза мы вывезли 20 тыс. т. Когда разбирали недостроенный жилой дом на улице Сухарной — 8 тыс. т. Мы подсчитали, что только в 2018 году вывезли со своих объектов 80 000 куб. м строительных отходов.
— Что дальше происходит с тем строительным мусором, который вы вывозите?
— Он в полном объеме поступает в переработку. Мы перерабатываем весь материал собственными силами.
Как правило, строительный мусор — это дерево, кирпич и железобетон. Возьмем, например, железобетон как самый маржинальный из этих продуктов. Из него выбираем металлическую арматуру и отправляем на дальнейшую переплавку. Оставшийся бетон дробится. В результате получается вторичный щебень. Такой щебень покупают для отсыпки дорог или создания оснований промышленных площадок.
На одну промплощадку может уйти до 10 тыс. т щебня.
Что касается кирпича, то местность у нас в области, как известно, болотистая, дороги и участки «плывут». Поэтому покупатели приезжают к нам, забирают кирпич на поднятие участков и на посыпку дорог.
Даже в других регионах, где приходится работать, мы не отправляем мусор на свалку, а перерабатываем. Для этого на экскаваторах установлены крашеры (навесные бетоноломы), которые дробят железобетон. Получаемый таким способ материал по соотношению цена-качество очень привлекателен для строителей. Сравните сами. Материал с карьера продается по 600 руб. за тонну, наш материал стоит 200–300 руб.
В Новосибирске мы продаем вторичный щебень по 420 руб. за тонну при стоимости щебня с карьера 620–650 руб. Затраты энергии на изготовление вторичного щебня в разы меньше, чем при получении природного. Себестоимость бетона в связи с этим сокращается на 25%.
Выгода технологического щебня заключается и в том, что его не надо транспортировать издалека. Доставка иногда может стоить столько же, сколько сам материал. Кроме того, у вторичного щебня могут быть и преимущества в технических свойствах, если он получен из мусора, образовавшегося при разрушении старых советских зданий. В этом случае он прочнее, чем карьерный.
Добавлю, что потребность в щебне растет. По прогнозу Минэкономики РФ, спрос на этот продукт к 2024 году вырастет на 44%.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
— Производственных мощностей компании хватает для того, чтобы переработать весь объем строительного мусора?
— Мы хотим перевести этот процесс на новый уровень — построить стационарный завод по переработке. Ведем переговоры о возможности реализации такого проекта в Новосибирской области и в Кузбассе.
Сейчас перерабатываем в основном железобетон. Стационарный завод позволит перерабатывать свои отходы и отходы других демонтажных компаний. В будущем мы планируем перерабатывать все составляющие. Из дерева можно изготавливать топливные брикеты. Это совершенно чистое с экологической точки зрения топливо.
Ему отдают предпочтение, когда хотят избавиться от более грязного. В столице Монголии Улан-Баторе, например, вообще выводят уголь из обращения.
Из кирпича предполагаем производить крошку, которая используется для создания тротуарных дорожек.
— Для того чтобы решиться на строительство такого предприятия, необходимо быть уверенным в том, что оно будет загружено. Откуда вы черпаете такую уверенность?
— Прежде всего это наш опыт. Я уже говорил о том, что объем заказов на наши услуги растет и расширяется география деятельности компании.
Строительная индустрия развивается. Объем работ в этой сфере в России с 2000 года по 2015-й вырос более чем в 12 раз. В крупных городах осталось не так много пространства для строительства с чистого листа. Во многих случаях для реализации промышленного или девелоперского проекта сначала необходимо снести здания и строения, которые неэффективно сохранять. Простой пример: если строить жилье уже на плотно освоенной территории в центральной части города, то проще снести панельную пятиэтажку 70-х годов, расселить ее жителей, а на освободившемся месте возвести 20-этажный современный дом.
Все мы знаем о программе реновации, которая осуществляется в Москве. По данным Ассоциации развития и внедрения рециклинговых технологий в сфере переработки строительных отходов и утилизации вторичных ресурсов, только по этой программе под снос в столице предназначено 4,5 тыс. домов. Общие затраты на их демонтаж оцениваются в 24–27 млрд руб. Сколько отходов образуется в результате?
По оценке экспертов, это примерно 30,5 млн т строительного мусора, годного для переработки. Рано или поздно программы реновации дойдут в той или иной форме до регионов.
Стоит также добавить, что изменения, происходящие в экономике, делают неэффективными многие предприятия, построенные десятилетия назад. Или они больше не соответствуют ужесточившимся экологическим требованиям. В их числе даже некоторые промышленные гиганты. Перепрофилировать такие заводы порой просто невозможно. Правильнее снести и построить на этом месте что-то принципиально новое.
Наконец, есть еще одна вещь, не менее важная, а с точки зрения глобальных вещей — экологии и нашего будущего — даже более значительная. Необходимо направить на переработку тот огромный объем строительного мусора, который накапливался за многие десятилетия индустриального развития.
— О каких объемах идет речь?
— Точно этого не знает никто. Даже экспертные оценки отличаются друг от друга в разы. По данным Росприроднадзора, в отвалах и хранилищах в целом в стране накоплено 94 млрд т твердых отходов. Минимальная оценка, с которой приходилось ознакомиться, — 40 млрд т.
Но эта цифра постоянно растет. Каждый год к этому объему добавляется еще 5 млрд т. Исследования показывают, что строительный мусор составляет почти треть всех отходов в развитых странах. И чем более они развиты, тем больше эта доля. При рачительном подходе уже накопившийся объем обеспечит загрузкой мощности многих мусороперерабатывающих производств на десятилетия вперед.
К сожалению, пока эти запасы используются в России неэффективно. По нашим данным, в европейской части России перерабатывают в основном железобетон. Причем не более 5% железобетона, извлекаемого из строительного мусора. Давайте сравним с передовыми в этом смысле странами. В целом в Европе к 2020 году должно повторно использоваться 70% таких отходов.
Такая задача поставлена в экологических целях. В Германии, Франции, Нидерландах этот показатель уже сегодня значительно выше. Он достигает порой 95%. Широко известен пример Японии, которая использует мусор для создания искусственных островов. Это примеры, на которые нужно ориентироваться.
— То есть переработка мусора для вас — не только коммерческий, но и природоохранный проект?
— Я думаю, что любой бизнес в своей деятельности должен придерживаться высоких экологических стандартов. В ситуации с мусором угроза очевидна. Даже на примере Новосибирской области. Имеющиеся в нашем регионе свалки переполнены. Часть из них в достаточно близком будущем придется закрывать.
По данным регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, существующие полигоны исчерпают свои возможности в течение двух-трех лет. Остаточная емкость крупнейшего из них — «Гусинобродского» — не превышает 5%. Окружное управление Росприроднадзора уже требовало его закрыть.
Строительство новых если и идет, то не успевает за процессом накопления отходов. Тем более что нет и не планируется специальный полигон для строительного мусора, что значительно облегчило бы его переработку
Если говорить шире, то надо иметь в виду потребности и перспективы человеческого общества в целом. Переработка строительного мусора позволяет экономить невосполнимые природные ресурсы. Запасы нефти, газа или щебня, как в нашем случае, не бесконечны. Мы должны заботиться не только о себе, но оставить богатства планеты нашим детям и внукам. Мы считаем своим долгом принять посильное участие в решении этой проблемы.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Источник: www.kommersant.ru