Прогнозирование и планирование – это две важные функции менеджмента, ориентированные на будущее состояние объекта управления и внешней среды.
Прогноз – это результат некоего предвидения будущих событий. Причем речь идет о научных методах предсказания, а не об интуитивных догадках и ничем не подкрепленных предположениях, а также неверифицированных методах вроде гадания на кофейной гуще:
- прогноз погоды базируется на метеорологических исследованиях (многолетних наблюдениях, аэрокосмической съемке воздушных потоков и т.д.),
- прогноз курсов валют включает как математические методы (технический анализ), так и анализ факторов, влияющих на них (фундаментальный анализ).
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
По срокам прогнозы бывают трех видов:
- краткосрочные (рассчитанные менее чем на год),
- среднесрочные (от одного года до пяти лет),
- долгосрочные (длительностью более пяти лет).
С содержательной точки зрения различают множество разновидностей прогноза:
- экономический прогноз – служит для предсказания экономического состояния объекта управления в целом, а также отдельных характеристик (объем сбыта продукции, объем производства конкурентов и т.д.),
- прогноз развития технологии, позволяющий предсказать, какие новые технологии появятся в ближайшее время, насколько они окажутся практически применимыми. Эта информация полезна для формирования ожиданий относительно стратегии и тактики конкурирующих организаций,
- прогноз, основанный на опросах и исследованиях, охватывающий многие области знаний,
- прогноз социальных изменений (трансформаций в социальных ожиданиях) чаще используется на макроуровне, но в масштабах предприятия может быть полезен применительно к управлению мотивацией сотрудников.
Прогнозирование как функция менеджмента закладывает основы для другой функции – планирования. Проиллюстрируем это общенаглядным примером – услышав, что на завтра по прогнозу будет дождь (прогнозирование состояния внешней среды), человек планирует взять с собой зонт или отменяет поездку на пляж.
«Прогнозирование и планирование как функции менеджмента»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Как функция менеджмента прогнозирование концентрируется на предвидении и выявлении объективных тенденций, перспектив и альтернативных путей развития бизнеса, состояний организационного развития, а также сроков наступления различных событий.
Прогнозирование служит для формирования у субъекта управления представления о том, какими путями может быть достигнута цель функционирования компании, какие из них наиболее эффективны, какой результат можно от них ждать. Прогнозирование позволяет решить ряд задач:
- установить цели развития,
- определить рациональные средства и пути достижения цели,
- предвидеть действие позитивных и негативных факторов,
- рассчитать необходимые ресурсы.
В менеджменте прогнозирование формирует фундаментальную основу управленческой и предпринимательской деятельности независимо от конкретной сферы и отрасли.
Разные теории по-разному рассматривают роль прогнозирования в управлении предприятием, но все ученые включают его в список основных функций менеджмента.
Определение 2
Прогнозирование может быть определено как метод, использующий накопленный ранее опыт, а также допущения относительно будущего для его определения.
При качественном осуществлении прогнозирования его результаты (предсказанная картина будущего) применима как основа для планирования.
Планирование как функция менеджмента
Определение 3
Под планированием понимают вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и определением действий в будущем.
В рамках планирования можно выделить следующие этапы:
- определение целей и задач,
- составление программы будущих действий, направленных на их достижение,
- оценка необходимых ресурсов и источников их привлечения,
- назначение непосредственных исполнителей, доведение до них информации о планах.
Реализация функции планирования предполагает, что будет выработано и принято определенное постановление (в письменной или устной форме), которое поставит перед объектом управления конкретную цель или задачу. Такое постановление признается управленческим решением. Планирование является одним из способов обеспечения руководством единонаправленности в усилиях всех членов организации для достижения общей цели, решения общих задач. Функция планирования является одной из начальных в составе управления, ее качество существенно влияет на успех деятельности организации.
Функция планирования по своей сути предназначена для поиска ответов на такие ключевые вопросы:
- в какой точке траектории развития мы находимся в настоящий момент? Менеджеры должны оценивать слабые и сильные стороны компании по основным сферам (финансы, персонал, маркетинг, научные разработки). Это важный компонент реальной оценки, к чему организация может стремиться,
- куда мы хотим двигаться? Оценив возможности и угрозы окружающей среды, менеджеры должны сформулировать цели организации и проанализировать, что может помешать их достижению, а что можно использовать для повышения эффективности продвижения к ним,
- как мы собираемся это делать? Руководители принимают решения, как должны действовать члены организации, чтобы общая цель была достигнута.
Распространенной ошибкой является недостаточное внимание к планированию. Некоторым руководителям кажется, что этот этап излишний, лучше сразу приступать к действиям, не теряя времени на расчеты и размышления. Однако в таком случае может возникнуть стратегический разрыв – расхождение между стратегией компании и механизмами ее реализации (тактикой). Механизм управления предприятием должен предполагать увязку стратегических показателей эффективности текущей деятельности через причинно-следственные связи с конкретными мероприятиями и обобщенными стратегическими инициативами.
В последние годы появилось множество программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию процесса планирования. Существуют как узкоспециализированные решения (например, планирование ресурсов), так и более комплексные, охватывающие множество аспектов планирования.
Источник: spravochnick.ru
Цели и задачи менеджмента
Менеджмент – это система принципов, методов, форм управления организацией, которые призваны повысить эффективность производства и увеличить прибыльность предприятия. Менеджмент применим к управлению хозяйственной деятельностью любого предприятия или фирмы сферы производства товаров и услуг. Чаще всего менеджмент изучается как дисциплина, которая призвана сформулировать основные принципы управления. Но менеджмент – это также и область профессиональной деятельности, и даже область научного исследования. В связи с этим различают цели и функции менеджмента, различные его виды и конкретные задачи.
Цели и задачи менеджмента различаются. Цель – это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и прогнозы.
От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем. Чем больше временная составляющая прогноза, тем сложнее делать предположения и выдвигать гипотезы, тем неопределённее будущее.
В задачи входит конкретный временной промежуток на исполнение или достижение определённых целей. Задача – это определённая последовательность заданий, исполнение которых приводит к достижению цели. Итак, рассмотрим цели и задачи менеджмента подробнее.
Общие цели менеджмента – это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента любой организации – обеспечение прибыльности этой организации. Также выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование. Цель менеджмента – управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации.
Естественно, для каждой отдельной организации понятие успех ассоциируется с разными целями и задачами. Поэтому цели и задачи менеджмента разных организаций могут и должны отличаться. Успешная компания – не обязательно огромная корпорация.
Возможно, достижение «крупных» размеров не стоит в приоритетных задачах организации, а вот выполнение поставленных целей вполне свидетельствует об успешности даже небольшой фирмы. Есть даже такие организации, которые после выполнения всех задач прекращают своё существование. Но чаще, конечно, для организации важно продержаться на рынке как можно дольше.
Задача менеджмента – это разработка и апробирование научных подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную работу организации, на практике. Помимо этого, выделяют такие задачи как:
— формирование производства товаров и услуг, ориентированных на спрос потребителей.
— привлечение к работам высококвалифицированных специалистов.
— мотивация сотрудников к эффективному исполнению своих обязанностей с помощью улучшения условий труда, повышения оплаты.
— определение стратегии развития предприятия;
— разработка целей и планов их достижения.
— определение требуемых ресурсов и методов их обеспечения.
— осуществление функции контроля.
Стоит сразу отметить, что цели и задачи менеджмента вообще и цели и задачи стратегического менеджмента имеют много общего, но вместе с тем есть и существенные отличия. Стратегический менеджмент состоит в следующем: создание стратегического видения дальнейшего развития организации, постановка целей, разработка стратегии, анализ полученных результатов и корректировка целей и поставленных задач, а также стратегического видения.
Источник: fb.ru
Цели и задачи менеджмента. К основным общим целям менеджмента относятся прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия
К основным общим целям менеджмента относятся прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель состоит в обеспечении прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством создания рациональной организации производственного процесса. Не менее важными целями менеджмента являются управление производством, совершенствование научно-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.
Следовательно, главная цель менеджмента — это управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Но для разных людей и организаций успех может интерпретироваться по-разному, например, перечисляя компании, фирмы, организации, которые можно назвать успешными, мы вспоминаем наименования крупных, хорошо известных фирм.
Как показывает практика, размер компании и ее прибыльность не всегда могут считаться критериями успеха. Как правило, любая организация существует для реализации определенных целей, и потому если достижение огромного размера не является одной из ее целей, то тогда и организация малого бизнеса может считаться столь же успешной, как и крупная.
Например, братья МакДональд продали права на использование своего имени и своей системы Рею Кроку. Причиной тому были в основном небольшие амбиции и то, что они не захотели приносить себя в жертву, как это обычно бывает при расширении предприятия. Добившись от жизни всего, что им хотелось и заработав при этом миллионы, МакДональды едва ли могут рассматриваться как неудачники, даже если принять во внимание то, что объем продажи существующей сегодня корпорации «МакДональд» вырос в тысячи раз. Организацию можно считаться добившейся успеха, если она достигла своей цели, а достижение успеха и есть цель менеджмента.
Некоторые организации прекращают свою деятельность после достижения ими ряда заранее намеченных целей. Примером такой организации может служить любой правительственный орган, создаваемый для выполнения определенной цели. Но наряду с этим существуют и такие организации, которые заинтересованы в том, чтобы как можно дольше продержаться на рынке. Это может длиться бесконечно, поскольку любая организация имеет потенциал существовать бесконечно.
Следующая по иерархии цель менеджмента — это выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.
Менеджер определяет, какими должны быть цели в области повышения производительности, эффективности и результативности организаций, методы и способы получения продукции, принимает решение о том, какие формы стимулирования будут применяться в организации для того, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности труда. Посредством разработанной политики организации, через личный пример руководитель задает тон в деятельности организации, определяет, будет ли организация ориентироваться на качество и на потребителей или останется к ним равнодушной.
Не менее важной коммерческой целью менеджмента являетс я достижение намеченных результатов, т.е. обеспечение определенного уровня прибыли. Прибыльность компании в некоторой степени свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая может быть достигнута посредством минимизации затрат на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование, временных затрат и так далее, а также максимизации доходов от результатов производства, т. е. выпуска продукции и оказание услуг.
В то же время менеджмент призван создавать условия, необходимые для успешного функционирования организации исходя из того, что прибыль не является целью существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшей деятельности предприятия, поскольку только доходы и их накопление в виде различных фондов позволяют сократить вероятность рисков, связанных с реализацией товаров, с неустойчивой внешней средой. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отраслях или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках, а отсюда постоянное наличие риска.
Целью менеджмента в условиях нестабильности является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого и своевременного реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
В рамках целей формулируются задачи менеджмента, необходимые для их достижения. Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума, путем выпуска конкурентоспособного товара.
Одной из важнейших задач менеджмента, позволяющей обеспечить прибыльность предприятию, является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и человеческих ресурсов. Это будет способствовать не только обеспечению рентабельности деятельности предприятия, но и созданию и сохранению его стабильного положения на рынке. Также в условиях современной рыночной экономики актуальной задачей менеджмента является систематический поиск и освоение новых каналов рынка.
Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — материальных, финансовых, человеческих и т. д. Кроме того, в зависимости от специфики (вида) менеджмента, цели и задачи имеют различное значение.
Основными задачами менеджмента являются следующие:
— организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;
Источник: studopedia.su