Понятие и сущность взаимодействия власти и бизнеса

В статье представлены основные проблемы взаимодействия властных и предпринимательских структур, обоснована необходимость рассмотрения взаимодействия бизнеса и власти с позиции социально ответственного поведения. Предметом исследования являются экономические и организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе взаимодействия предпринимательских и властных структур. Обозначены роли современного предпринимательства как субъекта взаимодействия с властными структурами с позиции социально ответственного поведения. Даны субъектные характеристики предпринимательской структуры и соответствующие им характерные признаки в рамках конкретной области ответственности. Обоснована необходимость деления характерных признаков по степени их формализации на формальные (обязательные к исполнению и приписанные в законах и иных нормативных документах), а также неформальные (добровольно принятые на себя обязательства компании).

Урок 1. Сущность взаимоотношений государства и бизнеса. Основные понятия

предпринимательские структуры
властные структуры
взаимодействие
социальная ответственность

1. Балдина Ю.А. Управление предприятием на основе концепции социальной ответственности бизнеса // Экономика и бизнес. Взгляд молодых: сборник материалов Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, 17 ноября 2009 г. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009 – с. 137.

2. Валитов Ш.М. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность / Ш.М. Валитов, В.А. Мальгин; Федеральное агентство по образованию, Казанский гос. Финансово-экон. Ин-т. – М.: ЗАО «Издательство “Экономика”», 2009. – 207 с.

3. Голышев И.Д. Учет показателей корпоративной социальной ответственности в управлении маркетинговой деятельностью / Голышев И.Д., Глушков А.И.// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 3. С. 116–121.

4. Малкин Я.М. Теоретические аспекты взаимодействия государственных и предпринимательских структур / Я.М. Малкин // Экономическое возрождение России – СПб., 2011/ – № 4 (30). С. 180–184

5. Окольнишникова И.Ю. Внедрение механизмов государственно-частного партнерства как фактор развития регионального бизнеса и экономик регионов / Окольнишникова И.Ю., Куватов В.Г. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 209. № 21 (154). С. 4–10

6. Торгунаков Е.А, Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур в условиях трансформации рыночной среды: Автореф. Дис. докт.экон.наук. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 9

7. Хаирова С.М., Метелев И.С., Хаиров Б.Г. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие – Омск.: ООО «Омскбланкиздат», 2012 г. – 254 с.

8. Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы / В.Н. Якимец. — М.: Комкнига, 2005

Актуальность темы обусловлена в первую очередь ухудшающимся социально-экономическим положением в России на фоне осложнения геополитической обстановки. Возрастающие темпы инфляции и стремительно падающая покупательская способность граждан, отток иностранного капитала, замедление темпов экономического роста — все это требует максимальной консолидации общественных, экономических и политических сил, где значимая роль отводится предпринимательству как основному созидательному институту. Но само по себе предпринимательство не сможет стать единственным стратегическим ресурсом и источником развития национальной экономики. Для этого необходимы, на наш взгляд, определенные условия, в первую очередь соответствующие современным тенденциям и направлениям развития корпоративная предпринимательская среда, законодательная база и институты с главенствующей ролью государства.

Власть и бизнес: особенности взаимодействия

Проведенный анализ терминологического аппарата данной области знаний показал, что в настоящее время наблюдаются множественные подходы к трактовкам одних и тех же понятий и категорий. В связи с этим считаем необходимым в первую очередь обозначить авторский подход к базовым понятиям. Соглашаясь с мнением Торгунакова А.Е. [6, с. 9], предпринимательство определяется авторами как сложный социально-экономический институт, представленный совокупностью самостоятельно хозяйствующих субъектов, направляющих свою активность на удовлетворение общественных потребностей, получение дохода, увеличение стоимости собственного капитала и получение разнообразных социально-экономических и технологических эффектов путем рационального использования ресурсов производства, минимизации рисков, восприятия материальной и социальной ответственности. Под властными структурами понимаются субъекты государственной власти, наделенные, во-первых, публичными функциями, что с экономической точки зрения означает выполнение обязанностей гаранта «правил взаимодействия» и производителя общественных благ; во-вторых, правом на принятие обязательных для других субъектов предпринимательской деятельности решений и легальными полномочиями по контролю за их исполнением [4, с. 180].

Необходимо отметить, что в существующих определениях предпринимательства отечественные и зарубежные ученые выделяют как основной аспект достижение предпринимательскими структурами в процессе реализации хозяйственной деятельности коммерческой цели как одной из главенствующих. Однако существующие мировые тенденции развития экономики, предполагают новый этап развития предпринимательства, где оно является деятельностью, на основе сотрудничества и взаимовыгодных отношений с государством, партнером по бизнесу, покупателем.

Предприниматель в процессе своего эволюционного развития рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда давление внешней среды становится невыносимым. Далее процесс самоорганизации либо приводит к закрытию предприятия, либо вынуждает переходить на новый уровень управления. Необходимость сотрудничества предпринимателей с государством, а также необходимость быть партнером по бизнесу и потребителем в процессе коммерческого и некоммерческого взаимодействия объясняется тем, что отношения становятся важнейшим ресурсом, которым владеет компания наряду с материальными, финансовыми, информационными и человеческими ресурсами. Предприниматель, таким образом, для достижения поставленной цели заинтересован в формировании и развитии долговременных взаимовыгодных отношений в процессе взаимодействия компании с государством [7, с. 61].

Большинство современных научных работ, посвященных изучению взаимодействия властных и предпринимательских структур, написаны политологами (с точки зрения власти: «бизнес обязан»), экономистами (с точки зрения бизнеса: «власть должна»), социологами (чаще всего исследуют вопросы социальной ответственности бизнеса, его социальной эффективности в решении социальных проблем). В настоящее время разработано достаточно большое количество концепций, методик взаимодействия властных и предпринимательских структур [5, с. 5].

Вместе с тем, по мнению авторов, остается достаточно малоизученной роль предпринимательских бизнес-структур во взаимодействии с государственными органами с позиции социальной ответственности. Научный интерес к проблемам такого взаимодействия обусловлен целым рядом факторов, связанных с основными тенденциями в экономической, социальной и политической системах. Формирование специфических моделей взаимодействия предпринимательских и властных структур в Российской Федерации является одним из определяющих факторов успеха реформирования экономики что, как следствие, должно привести к увеличению темпов экономического роста. Формирование тех или иных моделей взаимодействия властных и предпринимательских во многом зависит от предыдущего опыта развития страны и сформировавшихся социальных, экономических и политических институтов.

На современном этапе развития социально ориентированного государства в России актуализируется проблема социально ответственного поведения властных и предпринимательских структур как субъектов взаимодействия. В последние 10-15 лет в научной и деловой литературе этим вопросам уделяется большое внимание, что связано, с одной стороны, с нерешенностью ряда теоретико-методологических проблем, с другой — с реальной потребностью в разработке форм, методов и механизмов партнерства.

Процессы, протекающие в обществе, носящие как глобальный, так и локальный характер, постепенно и все больше изменяют социальную роль не только властных, но и предпринимательских структур. Согласно исследованиям казанских ученых Валитова Ш. М. и Мальгина В. А. процесс взаимодействия бизнеса и власти достаточно динамичен.

Его характер меняется вместе с изменениями институциональной структуры общества и представляет собой конкретные формы взаимоотношений, складывающихся между обществом в лице конкретных субъектов государственной власти и субъектами бизнеса, выступающими движущей силой рыночного хозяйства. При этом институциональные преобразования складываются в прогрессивные направления развития общества, экономики только в том случае, если проводимые институциональные реформы осуществляются в органической взаимосвязи с потребностями общества. В противном случае зарождающиеся институты будут лишь обезличенным механизмом, не имеющим конкретных задач реализации своих интересов. Таким образом, возрастающие запросы со стороны общества обусловливают необходимость повышения социальной ответственности предпринимательских структур [2, с. 12].

В настоящее время не существует общепризнанного определения корпоративной социальной ответственности. Все представленные подходы едины в одном: корпоративная социальная ответственность — это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она вступает во взаимодействие в процессе деятельности, и перед обществом в целом [3, с. 116]. Эта наиболее широкая трактовка рассматривает социально ответственное поведение бизнеса через призму ролевых функций и «областей ответственности». Выделение «области ответственности» позволяет задать рамочные значения и характерные признаки социально ответственной компании, которые, по сути, являются ее обязательствами. При этом условно эти обязательства можно разделить по формальному признаку на формальные (должен) и неформальные (что не должен, но делает) [1, с. 137].

Читайте также:  Бизнес команда на английском

Рамки формальных обязательств социально ответственного бизнеса определены законом, нормативными актами и другими регламентирующими документами. Авторы статьи согласны с точкой зрения, что социально ответственное поведение должно строиться на принципах абсолютной добровольности принятия и реализации социальных обязательств, выходить за рамки заданного законодательством минимума. Именно поэтому неформальные обязательства не имеют под собой законодательно оформленной базы.

По отношению к каждому из объектов (в большинстве случаев) можно выделить определенный набор формальных и неформальных обязательств. Рассмотрим три объекта: государство, трудовой коллектив (поскольку большинство формальных обязательств бизнеса лежит именно перед этими объектами) и общество в целом (либо местное сообщество — формулировка зависит от масштабов деятельности компании) как основные объекты неформальных обязательств бизнеса. В таблице 1 приведены области ответственности предпринимательских структур, субъектные характеристики, присущие каждой области с соответствующим делением характерных признаков на формальные (обязательные по закону и иным правовым актам) и неформальные (добровольно принятые на себя обязательства).

Представленные в таблице 1 формальные и неформальные обязательства бизнеса в рамках социально ответственного поведения наглядно демонстрируют уровень ответственности предпринимательских структур как субъекта социально-экономических отношений. Отметим, что ответственность за экологические последствия своей деятельности в равной степени можно отнести к любому из субъектов.

Ложное представление о социальной ответственности, по мнению авторов, складывается тогда, когда под ней понимают выполнение бизнесом формальных обязательств, и только. Почему в обществе, в предпринимательской среде сложилось устойчивое представление именно о формальной социальной ответственности?

Основная причина, на наш взгляд, кроется в сложившихся стереотипах ведения бизнеса. Теневая экономика, несовершенство законодательства, коррупция и прочие проблемы современной экономической системы, прочно вошедшие в реалии бизнеса с момента его зарождения, создают впечатление, что «выход из тени» на принципиально иной уровень для ведения бизнеса легально — это уже и есть социальная ответственность. Вместе с тем, по мнению авторов, на данном этапе развития нормативной базы в России истинное понятие социальной ответственности предпринимательских структур возникает при взятии на себя неформальных обязательств при обязательном выполнении формальных норм. Именно поэтому особую актуальность приобретают вопросы решения довольно сложной, системной задачи эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур, институциональное регулирование этого взаимодействия в текущей социально-экономической обстановке имеет весьма важное теоретическое и прикладное значение как для устойчивого развития предпринимательских структур, так и для стабильной макроэкономической динамики российской хозяйственной системы. В рамках решения обозначенной проблемы авторы планируют продолжить исследование, целью которого является формирование целостной концепции повышения эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур в области реализации политики социальной ответственности.

Субъектные характеристики социально ответственной предпринимательской структуры (компании)

Источник: science-education.ru

Теоретические основы взаимодействия власти и бизнеса.

В современной литературе по исследуемому вопросу представлено несколько классификаций моделей взаимодействия «бизнес-власть».

Первая классификация получила распространение в мире в эпоху глобализации. Она выделяет две принципиально отличные друг от друга модели взаимодействия бизнеса и государства:

В действительности ни одна из них не действует в чистом виде. Существующие в мире конкретные экономики чаще всего представляют собой некие смешения и переплетения обеих моделей.

Плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и государства базируется на англо-американской традиции, сформировавшейся в контексте следующих культурно-исторических особенностей:

· индивидуализм как преобладающий принцип социально-экономического поведения основной части населения;

· конкуренция рассматривается как непременное условие и движущая сила развития;

· прибыль рассматривается как основной показатель успешности;

· государство традиционно рассматривается как внешняя сила, роль которого заключается в выработке (совместно с бизнесом) правил регулирования, разрешении конфликтов, с которыми не может справиться само деловое сообщество (сильна тенденция к саморегулированию бизнеса), и поддержке национального бизнеса на международных рынках. Вмешательство государства в экономику как экономического агента категорически не приветствуется.

В плюралистической системе частный бизнес, наряду с государством является равным участником политического процесса. Большая часть взаимоотношений бизнеса и государства принимает форму сделок между частным бизнесом и властью в лице политиков и чиновников.

Конечно, существуют организации в плюралистических системах, которые представляют коллективные интересы различных групп бизнеса, однако, корпорации выбирают сами: становиться им членами каких-либо ассоциации или нет.

Корпоратистская или неокорпоратистская модель взаимодействия «бизнес-государство» сформировалась в контексте следующих культурно-исторических особенностей:

· ориентация на партнерство и сотрудничество различных профессиональных и социальных групп (капитализм кооперации);

· ориентация преимущественно на гарантии достигнутого уровня жизни, предотвращение возможных потрясений и потерь, стремление избежать неудач в бизнесе;

· сложившаяся деловая этика рассматривает обеспечение прибыльности компании как условие, но не исчерпывающую конечную цель бизнеса. Социальные обязательства считаются чрезвычайно важными, заслуживающими, в случае необходимости, того, чтобы внести изменения в ведение бизнеса;

· конкуренция рассматривается как важное условие развития, которое, однако, не исключает возможности и необходимости ее ограничения в определенных случаях для обеспечения интересов экономики в целом;

· государство в корпоратистской традиции является важным экономическим агентом, обеспечивающим выработку и соблюдение общих «правил игры», а также рассматривается как сила, несущая большие социальные обязательства перед обществом в целом, и имеющая, поэтому, право выдвигать соответствующие требования к бизнесу

Вопросами классификации взаимодействия государства и бизнеса посвящены работы И.Ивасаки. Он выделяет три типа моделей взаимодействия государства и бизнеса:

1) «Государство порядка» (order state), в котором бизнес-структуры находятся под жестким централизованным контролем и массовая приватизация не проводилась (поэтому вообще можно усомниться в существовании особых моделей взаимодействия государства и бизнеса). (Беларусь, Туркменистан и Узбекистан).

2) «Государство наказания» (punish state), ограничивающееся поддержанием институтов рынка и не вмешивающееся в механизмы управления корпорациями, а также не предпринимающее мер по предотвращению банкротства. (Страны Балтии).

3) «Государство-спасатель» (rescue state), в принципе предоставившее хозяйствующим субъектам возможность самостоятельно принимать решения, но сохранившее возможность вмешаться в определенных ситуациях, а также предотвратить банкротство предприятий. Вмешательство государства не ограничено четкими нормами и институтами и оставляет большой простор для коррупции и лоббизма.

Исследователи Моисеев В.В., Ницевич В.В., Ницевич В.Ф., Шуртухина Е.А. выделяют 5 основных моделей взаимодействия государства и бизнеса:

Модель «партнерства». Такая модель подразумевает создание партнерских (равноправных) отношений с целью социально-экономического развития страны (региона), повышения инвестиционной привлекательности, формирования благоприятного инвестиционного климата. Решения по всем экономическим вопросам, касающимся бизнеса, принимаются властью после консультации с заинтересованными сторонами. В модели партнерства между субъектами происходит обмен ресурсами (экономические, политические, административные и информационные ресурсы государства, и, финансовые, экспертные и инновационные ресурсы бизнеса).

Модель «патронажа» чаще характерна для регионов. Она подразумевает опекание высшим должностным лицом региона (его заместителями) крупного бизнеса. Поэтому, как правило, происходит сращивание крупного бизнеса и власти. Такая модель выгодна как для бизнеса (избавляет от многих проверок, возможность получения госзаказов, обеспечивает победу в конкурсах и тендерах, другие возможности для получения средств бюджета), так и для государства (получение откатов и крупных взяток от бизнесменов, поддержка в региональных законодательных собраниях).

Читайте также:  Как рекламировать бизнес курс

Модели «подавления и принуждения». Такие модели подразумевают административное давление. Региональная власть, используя методы принуждения, требует от бизнеса вклад ресурсов в реализацию социальных и экономических проектов и программ.

Модель «невмешательства» власти. Органы государственной власти не принимают никакого участия в отношении социальной политики, проводимой бизнесом.

В модели «социального партнерства» происходит сочетание интересов власти и бизнеса.

Основным направлением развития взаимодействия власти и бизнеса является тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса, как в развитых, так и в развивающихся странах. Преимущественно такое сотрудничество проявляется в общественно значимых отраслях экономики: электроэнергетика, транспорт, социальная инфраструктура (здравоохранение и образование), аграрный комплекс. Это связано с тем, что предприятия данных отраслей, как правило, имеют стратегическое значение и не могут быть полностью приватизированы, но, в то же время, государство не всегда обладает достаточными ресурсами и управленческим опытом, необходимыми для их развития.

Между властью и бизнесом всегда было, есть и будет противоречие и противостояние, и именно преодоление этого противостояния и разрешение всякого рода противоречий и есть движущая сила прогресса общества. Мощная государственная структура, с одной стороны, в лице своих институтов: министерств и ведомств, органов управления, силовых структур и других, противостоит рискованному бизнесу, с другой стороны. Поэтому бизнес заинтересован в создании всякого рода союзов, ассоциаций, советов, ведущих диалог с органами власти.

Как уже было сказано выше важным принципом взаимодействия власти с бизнесом, развития механизма государственно-частного партнерства является принцип баланса интересов. Проблемы организации и совершенствования взаимодействия органов государственной власти и бизнес-сообщества особенно актуальны в складывающейся в настоящее время социально-экономической ситуации в России.

Так, например, государство, осуществляя свою деятельность, проводит целый ряд мероприятий для развития бизнес-среды и вовлечения бизнеса в процесс социально-экономического развития страны. При этом, власть рассчитывает на то, что после проведения таких мер, получит своего рода «feedback» (обратная связь, отдача). Представители бизнеса, в свою очередь, также в своей деятельности рассчитывают на то, что их успешное взаимодействие с государством принесет свои плоды. Основные инструменты привлечения бизнеса к разработке и реализации целевых программ представлены на рисунке 1.

Рисунок 7.1. Инструменты привлечения бизнеса к разработке и реализации целевых программ

Выделяют восемь видов взаимодействия власти и бизнеса:

— финансовое взаимодействие (власть и предпринимательские структуры взаимодействуют при разработке и реализации финансовых программ и планов; бизнес взаимодействует с властью в рамках финансирования целевых программ);

— материальное взаимодействие (взаимодействие в сфере поставок товаров и услуг для государственных нужд);

— пространственное взаимодействие (операции с земельными участками и недвижимостью и пр.);

— проектно-управленческое взаимодействие (взаимодействие органов власти и бизнеса в рамках разработки программ развития, определенных стратегий, при этом бизнес зачастую рассматривается в качестве инвестора);

— «стратегический аутсорсинг» (подразумевает передачу стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании);

— создание совместных предприятий бизнесом и государством;

— конкурсные методы взаимодействия бизнеса и власти (компания выигрывает конкурс, организованный по специальной разработанной схеме государством; выполнение муниципального заказа и муниципального гранта и др.);

— взаимодействие в рамках законотворческого процесса.

Источник: cyberpedia.su

Основы взаимодействия власти и бизнеса

Взаимоотношения бизнеса и власти в России за последний год резко изменились. Причиной этому довольно обширное поле причин, начиная от приближающихся президентских и парламентских выборов, заканчивая постепенным изменением правил игры на политическом поле со стороны государства. Эту тенденцию уже давно отмечают как учёные, так и аналитики.

Взаимоотношения бизнеса и власти в России за последний год резко изменились. Причиной этому довольно обширное поле причин, начиная от приближающихся президентских и парламентских выборов, заканчивая постепенным изменением правил игры на политическом поле со стороны государства. Эту тенденцию уже давно отмечают как учёные, так и аналитики.

Однако, единого понимания до сих пор нет. Частично предлагается рассматривать взаимоотношения бизнеса и власти в контексте динамики взаимоотношений правящих элит. Другой стороной этого подобных исследований выступает анализ взаимодействий конкретных сил и лидеров на уровне органов государственной власти. Часть исследований обращается к обзору особенностей понятия «российской олигархии». Все эти исследования лишь частично затрагивают проблему взаимоотношения бизнеса и власти, не показывая полной картины.

Необходимо иметь ввиду и «ценз публичности», во многом мешающий политологам. Так как материалы озвучиваемые как со стороны государства, так и со стороны бизнес-структр в публичном пространстве не отражают всей полноты политических событий в угоду текущей политической конъюнктуре. В политологических исследованиях необходимо охватить как можно большее число фактов, оказывающих воздействие на исследуемый процесс. Поэтому, рассматривая взаимодействие представителей от бизнеса с государством необходимо иметь ввиду, что представители бизнеса могут и не стремиться активно внедрятся в ряды правящих элит, поддерживая существование собственных предприятий, оставаясь на теневом уровне «выбивания» государственных льгот и субсидий, что также затруднительно «засечь» при анализе взаимодействий на уровне органов государственной власти.
Между тем, текущая конъюнктура политической жизни постепенно изменяется в сторону более активной промышленной политики, в пику дальнейшего развития сырьевого сектора.Парадоксально, но у исследователей появился интерес к тем предприятиям, которые «работают в информационной тени», не стремясь активно выходить в публичное пространство и получать сверхприбыли. В силу подобной «теневой» позиции исследователям крайне сложно обратиться к взаимоотношениям этих предприятий с органами власти более подробно.
Необходимо избавится от ограничений в научном восприятии взаимоотношений бизнеса и власти: предоставить предприятиям определённую свободу выбора собственной идеологии работы в политическом поле. Это поможет лучше понять всю полноту политических интересов нового «промышленного» бизнеса.

Подобный анализ взаимоотношений крупных финансово-промышленных групп был предпринят в российской политической науке в рамках описания «российской олигархии». Подобный метод может подойти и для исследований вхождения во власть новой элиты промышленного бизнеса. Правда, за многие годы в этих исследованиях, с лёгкой руки представителей СМИ, появились идеологические «наросты», что существенно затрудняет реконструкцию текущей динамики развития взаимоотношений бизнеса и властных структур. Ведь трансформируются не только ФПГ, но и органы государственной власти, как и появляются новые интересы бизнес-элиты в экономическом поле, так и новые игроки на нём. Всё это отражается на изменении взаимоотношений бизнеса и власти, которые уже давно описываются российскими и зарубежными исследователями как феномен «российской олигархии».

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ

1.1 Понятие и сущность бизнеса. Три концепции бизнеса

Вся история человеческого общества, а также его современное состояние, так или иначе связаны с бизнесом. При всем многообразии видов и направлений деятельности людей — от проникновения в космические дали, в тайны плазменной реакции и строения клетки до создания шедевров изобразительного искусства — общим свойством этой деятельности является бизнес. Иначе говоря, какому бы делу ни отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом. Чтобы понять, почему происходит именно так, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса. Условно они все могут быть объединены в три основные концепции: позитивную, критическую, прагматическую.

Концепция — система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо.

Позитивная концепция. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей. Такой подход весьма популярен в среде преподавателей американских университетов.

Читайте также:  Как избежать кассового разрыва в бизнесе

— бизнес — это система ведения дела;

— бизнес — создание продукции, нужной людям;

— бизнес — это работа;

— бизнес — это центральная магистраль в нашей социально- экономической системе;

— бизнес — это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний;

— бизнес — это то, как мы живем.

Критическая концепция. Эта концепция бизнеса исходит из того, что бизнес — это деятельность людей, направленная на получение доходов или прибыли. Ради дохода бизнесмен готов использовать любые приемы поведения. Погоня за прибылью означает навязывание собственных интересов другим людям. В прошлом такой подход разделяли многие люди в нашей стране, он составлял основу принятых в обществе моральных норм.

Считалось, например, само собой разумеющимся, что честный человек должен быть озабочен не приращением личных доходов и не деланием личной карьеры, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других и построения будущего. Напротив, стремление к личному богатству в результате роста прибыльности бизнеса расценивалось как антиобщественное.

Критическая концепция бизнеса была положена в основу системы законодательного регулирования экономики. Так, занятие практически любыми видами частного предпринимательства рассматривалось как уголовно наказуемое деяние.

Бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям.

Бизнес — это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе.

Бизнес — это нежелательный компонент жизни людей в целом, рассадник криминогенных процессов.

Бизнес — исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.

Критическая концепция абсолютизировала и абсолютизирует противоречия, присущие экономике. Их трактовка велась и ведется с позиции якобы имеющей место безысходности данных противоречий. Именно на такой основе в прошлом веке сформировалась теория научного коммунизма, согласно которой экономика, базирующаяся на началах, присущих бизнесу, исторически обречена и должна с развитием общества и по мере нарастания экономических и политических конфликтов уступить место новой, коммунистической системе отношений, лишенной противоречий, присущих бизнесу. В этой, коммунистической системе нет частной собственности на средства производства, поэтому нет конкуренции интересов. Она бесконфликтна или мало конфликтна, экономика развивается на началах не стремления к получению доходов, а движения в сторону взаимопомощи и процветания на коллективной основе.

Прагматическая концепция. Сущность прагматической концепции состоит в том, что бизнес рассматривается как явление неизбежное в контексте развития общества, необходимое как самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах. Прагматизм данного подхода обусловлен тем, что понимание противоречивости бизнеса как экономического явления не сопрягается с выдвижением требований юридического, экономического и морального искоренения этих противоречий. Напротив, противоречия, возникающие в связи с действиями бизнесменов, рассматриваются как явление положительное в том смысле, что они стимулируют развитие экономики.

В целом можно выделить следующие составляющие этого подхода.

Бизнес — это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к извлечению доходов, с другой — стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах.

Бизнес — это противоречивое явление, но эти противоречия, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов, в общем служат источником развития экономики и не имеют абсолютно разрушительного характера.

Бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не обязательно совпадающие с интересами других людей; с одной стороны естественная конкуренция интересов ведет к навязыванию интересов одних людей другим, к ущемлению интересов и, в конце концов, действительно, может привести к непредсказуемым последствиям; с другой стороны, в конечном итоге конкуренция интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей.

Бизнес — это исторически непреходящее явление.

В рамках этой концепции можно выделить несколько направлений:

— бизнес рассматривается как атрибут рыночной экономики, существование его в предшествующий период истории отвергается;

— бизнес признается атрибутом любого типа экономики;

— бизнес рассматривается как форма любой деятельности любого одаренного сознанием человека;

— бизнес рассматривается как разновидность деятельности людей, например, как предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, связанная с созданием собственного дела, своей фирмы, либо как деятельность исключительно в сфере производства и продажи материальных благ, либо как только лишь спекулятивная деятельность.

Прагматическая концепция в отличие от предшествующих, не идеализирует ни настоящее, ни будущее. При последовательном же распространении этой концепции на действующую экономику становится понятным, что наиболее правы те теоретики бизнеса, которые, с одной стороны, не отождествляют бизнес с рыночной экономикой, с другой — рассматривают его как форму любой деятельности, любого одаренного сознанием человека.

Существование бизнеса в человеческом обществе обусловлено, прежде всего, ограниченностью материальных благ, необходимых для воспроизводства жизни человека, а также специфическими чертами, присущими человеку от природы.

1.2 Экономическое проявление власти

Центральные места в политических науках отведены государству, власти и властным отношениям.

Объяснить однозначно, что такое власть трудно, так как власть проявляется в нашей жизни в различных аспектах. В связи с этим говорят о власти природы, власти человека над человеком, власти эмоций, чувств и т.д.

Придерживаясь в курсовой работе всё же политической стороны понятия власти, обратимся к политическому энциклопедическому словарю, где встречается такое определение: «Власть — центральное, организационное и регулятивно- контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека .

Существует несколько трактовок власти. В одной из них под властью понимают отношения между социальными субъектами. Она появляется именно там, где существуют отношения. Нет отношений — нет власти. То есть власть означает отношения зависимости между людьми. Такое понимание власти относится к бихевиористским её трактовкам.

Один из приверженцев такого определения Г. Лассуэлл считал, что первоначальные импульсы для возникновения власти даёт присущее людям стремление к власти и обладание «политической энергией».

Человек видит во власти средство «улучшения жизни»: приобретения богатства, престижа, свободы и т. д. В то же время, по словам Лассуэлла, власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться её обладанием.

В телеологических трактовках власть определяется более широко. Под ней понимают не только отношения между людьми, но и взаимодействия человека с окружающим миром. В этом смысле говорят, например, о власти человека над природой. О власти как о реализации намеченных целей говорил Б. Рассел.

Сторонник системных трактовок Т. Парсонс определял власть как «способность системы обеспечивать исполнение её элементами принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей системы «.

Такое многообразие определений власти объясняется сложностью и различием точек зрения на это явление.

Как видно односторонней направленности на политическую сторону жизни у власти нет. Значит власть первоначально не была явлением политическим, как часто стали считать в наше время.

Обратившись к истории, видно, что в первобытнообщинном строе власть имела общественную направленность. Она осуществлялась всеми членами рода или племени, основывалась на авторитете старейшин. При дальнейшем расслоении общества и возникновении государства авторитет старейшин был смещён авторитетом публичной власти. Стали возникать аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые встали над обществом и отделились от него.

Источник: www.myunivercity.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин