Под фискальной (так же называется налогово-бюджетной) политикой понимается использование государственных расходов и налоговой политики для воздействия на экономические условия, особенно макроэкономические условия, включая совокупный спрос на товары и услуги, занятость, инфляцию и экономический рост.
Во время рецессии правительство может снизить налоговые ставки или увеличить расходы, чтобы стимулировать спрос и подстегнуть экономическую активность. И наоборот, для борьбы с инфляцией оно может повысить ставки или сократить расходы, чтобы охладить экономику.
Фискальная политика часто противопоставляется монетарной политике, которая проводится центральными банкирами, а не выборными должностными лицами.
Ключевые моменты
- Фискальная политика — это использование государственных расходов и налоговой политики для влияния на экономические условия.
- Фискальная политика во многом основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.
- Кейнс утверждал, что правительства могут стабилизировать деловой цикл и регулировать экономическое производство, а не позволять рынкам самостоятельно исправлять ситуацию.
- Экспансионистская фискальная политика снижает налоговые ставки или увеличивает расходы, чтобы повысить совокупный спрос и стимулировать экономический рост.
- Сжимающая фискальная политика повышает ставки или сокращает расходы для предотвращения или снижения инфляции.
Понимание фискальной политики
Фискальная политика в значительной степени основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который утверждал, что экономический спад вызван дефицитом потребительских расходов и компонентов бизнес-инвестиций в совокупном спросе. Кейнс считал, что правительства могут стабилизировать деловой цикл и регулировать объем производства путем корректировки политики расходов и налогообложения, чтобы восполнить дефицит частного сектора. Его теории были разработаны в ответ на Великую депрессию, которая опровергала предположения классической экономической теории о том, что экономические колебания самокорректируются. Идеи Кейнса были очень влиятельными и привели к Новому курсу в США, который включал огромные расходы на проекты общественных работ и программы социального обеспечения.
Что нельзя делать в 2022 году? Оптимизация налогов и контроль ФНС. Бизнес и налоги.
В кейнсианской экономике совокупный спрос или расходы — это то, что движет производительностью и ростом экономики. Совокупный спрос состоит из потребительских расходов, инвестиций в бизнес, чистых государственных расходов и чистого экспорта.По мнению кейнсианских экономистов, компоненты совокупного спроса частного сектора слишком изменчивы и слишком зависят от психологических и эмоциональных факторов, чтобы поддерживать устойчивый рост экономики.1
Пессимизм, страх и неуверенность среди потребителей и предприятий могут привести к экономическим спадам и депрессиям, а чрезмерное изобилие в хорошие времена может привести к перегреву экономики и инфляции. Однако, согласно кейнсианцам, государственным налогообложением и расходами можно рационально управлять и использовать их для противодействия чрезмерным и недостаткам потребления и инвестиционных расходов частного сектора в целях стабилизации экономики.
Налоговая схема американских миллиардеров. Как можно сэкономить налоги торгуя на рынке ценных бумаг
Когда расходы частного сектора снижаются, правительство может тратить больше и / или меньше платить налоги, чтобы напрямую увеличить совокупный спрос. Когда частный сектор излишне оптимистичен и тратит слишком много, слишком быстро на потребление и новые инвестиционные проекты, правительство может тратить меньше и / или больше платить налоги, чтобы снизить совокупный спрос.
Это означает, что для стабилизации экономики правительству следует иметь большой бюджетный дефицит во время экономических спадов и поддерживать профицит бюджета, когда экономика растет. Они известны как экспансионистская или сдерживающая фискальная политика соответственно.
Изменчивое поведение частного сектора
По мнению кейнсианских экономистов, компоненты совокупного спроса в частном секторе слишком изменчивы и слишком зависят от психологических и эмоциональных факторов, чтобы поддерживать устойчивый рост экономики.
Пессимизм, страх и неуверенность среди потребителей и предприятий могут привести к экономическим спадам и депрессиям. Более того, чрезмерное увлечение государственным сектором в хорошие времена может привести к перегреву экономики и инфляции.
Однако кейнсианцы считают, что государственное налогообложение и расходы могут управляться рационально и использоваться для противодействия избыткам и недостаткам потребления и инвестиционных расходов частного сектора с целью стабилизации экономики.
Корректирующие фискальные действия правительства
Когда расходы частного сектора снижаются, правительство может тратить больше и/или взимать меньше налогов, чтобы напрямую увеличить совокупный спрос. Когда частный сектор проявляет чрезмерный оптимизм и тратит слишком много и слишком быстро на потребление и новые инвестиционные проекты, правительство может тратить меньше и/или взимать больше налогов, чтобы снизить совокупный спрос.
Это означает, что для стабилизации экономики правительство должно иметь большой дефицит бюджета во время экономического спада и профицит бюджета, когда экономика растет. Такие меры известны как экспансионистская или сократительная фискальная политика, соответственно.
Пример фискальной политики
В 2008 году в США произошел серьезный экономический спад, вызванный крахом рынка жилья и финансовым кризисом. Чтобы помочь бороться с рецессией, правительство проводило экспансионистскую фискальную политику.
Одним из примеров такой политики стал Закон о восстановлении и реинвестировании экономики США (ARRA), в рамках которого было выделено более 800 миллиардов долларов на инфраструктурные проекты, образование и программы социального обеспечения. Правительство также снизило налоги для физических и юридических лиц, чтобы стимулировать расходы и инвестиции.
Такая фискальная политика помогла стимулировать экономический рост и снизить уровень безработицы. К 2010 году экономика начала восстанавливаться, а к 2012 году уровень безработицы снизился примерно до 8%.
В целом, стимулирующая фискальная политика ARRA сыграла значительную роль в восстановлении США после Великой рецессии.
Типы фискальной политики
Экспансионистская политика
Чтобы проиллюстрировать, как правительство может использовать фискальную политику для воздействия на экономику, рассмотрим экономику, находящуюся в состоянии рецессии. Правительство может выпустить налоговые скидки, чтобы увеличить совокупный спрос и стимулировать экономический рост.
Логика такого подхода заключается в том, что когда люди платят более низкие налоги, у них появляется больше денег, которые они могут потратить или инвестировать, что приводит к повышению спроса. Этот спрос заставляет фирмы нанимать больше людей, снижая уровень безработицы и создавая жесткую конкуренцию за рабочую силу. Это, в свою очередь, приводит к росту заработной платы, что дает потребителям больше доходов для трат и инвестиций. Это добродетельный круг, или петля положительной обратной связи.
В качестве альтернативы, вместо снижения налогов, правительство может добиваться экономического роста за счет увеличения расходов (без соответствующего увеличения налогов). Например, строительство новых автомагистралей может увеличить занятость, тем самым стимулируя спрос и рост.
Экспансионистская фискальная политика обычно характеризуется дефицитными расходами. Дефицит расходов возникает, когда государственные расходы превышают доходы от налогов и других источников. На практике дефицитные расходы обычно являются результатом сочетания снижения налогов и увеличения расходов.
Контракционная политика
В условиях растущей инфляции и других симптомов экспансии правительство может проводить сжимающую фискальную политику, возможно, даже спровоцировать короткую рецессию, чтобы восстановить баланс экономического цикла.
Для этого правительство повышает налоги, снижает государственные расходы и сокращает заработную плату или рабочие места в государственном секторе.
Если экспансионистская фискальная политика предполагает дефицит расходов, то сократительная фискальная политика характеризуется профицитом бюджета. Однако такая политика используется редко, поскольку политически она очень непопулярна.
Таким образом, государственные политики сталкиваются с различными стимулами в отношении того, проводить ли экспансионистскую или сократительную фискальную политику. Поэтому предпочтительным инструментом для сдерживания неустойчивого роста обычно является сокращающая монетарная политика. Денежно-кредитная политика предполагает повышение процентных ставок Федеральной резервной системой США и ограничение предложения денег и кредитов с целью сдерживания инфляции.
Политика расширения
Чтобы проиллюстрировать, как правительство может использовать фискальную политику для воздействия на экономику, рассмотрим экономику, которая переживает рецессию. Правительство может выпустить скидки на налоговые стимулы для увеличения совокупного спроса и стимулирования экономического роста.
Логика этого подхода заключается в том, что, когда люди платят более низкие налоги, у них появляется больше денег, которые они могут потратить или инвестировать, что способствует более высокому спросу. Этот спрос побуждает фирмы нанимать больше, снижая безработицу и более яростно конкурировать за рабочую силу. В свою очередь, это способствует повышению заработной платы и дает потребителям больше доходов, которые они могут тратить и инвестировать. Это благоприятный цикл или цикл положительной обратной связи .
Вместо того, чтобы снижать налоги, правительство может стремиться к экономическому росту за счет увеличения расходов (без соответствующего повышения налогов). Например, за счет строительства большего количества автомагистралей это может увеличить занятость, стимулируя спрос и рост.
Экспансионистская фискальная политика обычно характеризуется дефицитными расходами , когда государственные расходы превышают поступления от налогов и других источников. На практике дефицитные расходы, как правило, являются результатом сочетания снижения налогов и увеличения расходов.
Недостатки расширения
Растущий дефицит относится к числу жалоб на экспансионистскую фискальную политику, при этом критики жалуются, что поток государственных красных чернил может сказаться на росте и в конечном итоге создать необходимость в пагубной экономии . Многие экономисты просто оспаривают эффективность экспансионистской фискальной политики, утверждая, что государственные расходы слишком легко вытесняют инвестиции частного сектора.
Политика экспансии также популярна — до опасной степени, говорят некоторые экономисты. Отменить налогово-бюджетные стимулы сложно с политической точки зрения. Независимо от того, имеет ли это желаемый макроэкономический эффект или нет, избирателям нравятся низкие налоги и государственные расходы. Из-за политических стимулов, с которыми сталкиваются лица, определяющие политику, обычно наблюдается постоянный уклон в сторону более или менее постоянных дефицитных расходов, которые можно частично рационализировать как «полезные для экономики».
В конце концов, экономический рост может выйти из-под контроля — рост заработной платы приведет к инфляции и начнут формироваться пузыри активов . Высокая инфляция и риск широкомасштабных дефолтов, когда лопаются долговые пузыри, могут нанести серьезный ущерб экономике, и этот риск, в свою очередь, заставляет правительства (или их центральные банки) менять курс и пытаться «сжать» экономику.
Сдерживающая политика
Перед лицом растущей инфляции и других симптомов экспансии правительство может проводить сдерживающую фискальную политику , возможно, даже до такой степени, чтобы вызвать кратковременную рецессию, чтобы восстановить баланс экономического цикла. Правительство делает это за счет увеличения налогов, сокращения государственных расходов и сокращения заработной платы или рабочих мест в государственном секторе.
Там, где экспансионистская фискальная политика предполагает дефицит, сдерживающая фискальная политика характеризуется профицитом бюджета. Однако эта политика используется редко, так как она крайне непопулярна в политическом отношении. Таким образом, лица, определяющие государственную политику, сталкиваются с серьезной асимметрией в своих стимулах к проведению экспансионистской или сдерживающей фискальной политики. Вместо этого предпочтительным инструментом сдерживания неустойчивого роста обычно является сдерживающая денежно-кредитная политика или повышение процентных ставок и ограничение предложения денег и кредита с целью сдерживания инфляции.
Похожие статьи
- Денежно-кредитная политика и фискальная политика: в чем разница?
- Совокупный спрос
- Фискальная политика против денежно-кредитной политики: за и против
- Как налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика влияет на совокупный спрос?
- Взгляд на фискальную и денежно-кредитную политику
- Политика расширения
- Какие факторы вызывают сдвиги в совокупном спросе?
- Как ФРС может увеличить совокупный спрос?
- Как сдерживающая фискальная политика приводит к эффекту, противоположному эффекту вытеснения?
- Как налогово-бюджетная политика влияет на дефицит бюджета?
Источник: nesrakonk.ru
Минфин решил повысить налоги, чтобы стимулировать развитие бизнеса
Минфин пришел к выводу, что фискальная нагрузка в России одна из самых низких среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Значит, есть возможности для повышения налогов. Своими выводами ведомство поделилось в очередных «Основных направлениях развития налоговой политки…». У тех, кто ознакомится с предложениями Минфина, вопросы появятся неизбежно.
Фискальная нагрузка на экономику России в 2015 году составила 30,77% ВВП, что значительно меньше, чем в среднем по странам ОЭСР (34,44%). Без нефтегазовых доходов еще ниже – 21,72%. О корректности методики расчетов, предложенной РСПП, и скрытом росте налогового бремени ведомство умолчало, ведь это не главное. Главное, что ведомство усмотрело возможность пополнить бюджет. Отнюдь не за счет сокращения расходов госаппарата, выведения теневых оборотов или прогрессивного налогообложения доходов.
Поднять пени
Пени за просрочку уплаты налогов предлагается поднять с 1/300 до 1/180 ставки рефинансирования (ключевой ставки ЦБ РФ). Смысл этой меры ускользает, ведь процент по «налоговому кредиту» от государства все равно выгоднее. Банки заимствуют в ЦБ РФ под минимальную ставку, а бизнесу «продают» под значительно более высокий процент.
Значит, какая бы доля от ключевой ставки ни пришлась на пени, она всегда будет много меньше ставки по кредиту коммерческого банка. Тупик? Нет, если на самом деле озаботиться тем, чтобы не платить налоги стало невыгодно. Принять за базу отсчета, к примеру, среднюю ставку по потребительским кредитам. Пени считать не в доле, а в полном размере, а то и выше, чем сама ставка.
Размеры ставок и пени обнародовать на официальных порталах и обновлять ежемесячно. Баланс интересов государства и бизнеса поддерживается зеркально: процент за задержку возврата из бюджета переплаты по налогам увеличивается до величины пени за неуплату. Это гипотетическая возможность, Минфин ничего подобного не предлагает. Возможно, потому, что при таком ужесточении от налоговиков ожидается высочайший профессиональный уровень и отказ от трактовок закона в свою пользу. От законотворцев — прозрачные правила вместо расплывчатых формулировок с двойным дном.
Ввести новые налоги для малого бизнеса
Казалось бы, доходов, с которых не удерживается налог, практически не осталось. Однако Минфин усмотрел резервы в «неформальной занятости экономически активного населения». Проще — предпринимательская деятельность без декларирования доходов и уплаты налогов.
Всем, кто частным порядком, без регистрации ИП, занимается уборкой, ведением домашнего хозяйства, присмотром за детьми, репетиторством и пр. предложено добровольно уведомить о ведении хозяйственной деятельности. За это обещано освобождение от НДФЛ до 31 декабря 2018 года.
Желающие воспользоваться поблажками могли бы включить в доходы как можно большие суммы, если бы знали, с какого момента вести отсчет. Но на это нет и намека. Как нет ясности с документами, которые следует представить, и как подтвердить доход, нужно ли регистрировать ИП в дальнейшем (или проще прикрыть бизнес с 2019 года).
Наконец, что подразумевается под «экономически активным населением»? Это лица, которые не достигли пенсионного возраста? Или, среди прочих, пенсионеры, решившие подработать? Ответ на многие вопросы будет зависеть от того, как по факту назовут предлагаемую меру — налоговой амнистией или каникулами. Разница огромная.
Налоговая амнистия предполагает полную уплату налога с освобождением от пени и штрафа. Иными словами, гражданин должен сам о себе сообщить. Тогда доходы, попадающие под амнистию, можно собирать за три года (срок исковой давности). В рамках налоговых каникул плательщика освобождают от конкретного налога.
Расчет на то, что высвобожденные суммы инвестируются в бизнес (и принесут в будущем рост налоговой базы). Но сейчас цель иная — сосчитать тех, кто нелегально занимается частным бизнесом (нередко сезонным), чтобы в дальнейшем обязать их зарегистрироваться в законном порядке и уплачивать налоги. Пока границы дозволенного четко не обозначены, налогоплательщики вряд ли оценят привлекательность предложенных мер. И начинания Минфина будут восприниматься как очередная порция притеснений небольшого бизнеса.
Вернуть неналоговые платежи в налоги
Чтобы снизить «административную нагрузку на бизнес», Минфин проанализирует все неналоговые платежи. Выявив налоговую природу таких платежей, перенесет их в Налоговый кодекс. Схема несложная: переместили платеж из НК РФ в другой закон – снизили налоговую нагрузку (вспомним ЕСН). Вернули на прежнее место – снизили административную.
Так, совсем недавно в кодекс уже вернулись страховые взносы. Очередь за таможенными платежами. Бизнесу, по большому счету, безразлично, платить налоги или «неналоговые платежи». Если под снижением административной нагрузки Минфин понимает передачу сбора налогов одному ведомству, то ожидания не оправдаются.
Изменятся порядок, сроки уплаты, представления отчетности, порядок заполнения платежек. Перестройка информационных систем, освоение новых правил вызовут затраты, появятся новые вопросы. Иное дело — выгода бюджета. Налоговые платежи в нем обезличиваются. Когда те же взносы поступают в фонды, их можно использовать лишь по целевому назначению.
Когда платеж индивидуально-обезличен, его можно перераспределять на приоритетные нужды и цели.
Применить антикризисную практику к налогу на прибыль
Все новое – хорошо забытое старое. Кризис повлек снижение налоговых поступлений, рост числа убыточных компаний. При формировании налоговой базы по налогу на прибыль сейчас можно переносить убытки в течение 10 лет. Этот срок предлагается отменить, выставив другое ограничение — не более 30% текущей налоговой базы.
Так уже было на заре формирования налогового законодательства (затем порог поднимали до 50% и даже вовсе отменяли). Ожидается, что налогоплательщик, который получил убыток и решил его перенести, вынужден будет показать положительную налоговую базу. Чем она выше, тем большую сумму убытка можно перенести, налог не вырастет.
Поскольку обнулить налоговую базу теперь не получится, то бюджет будет подпитываться регулярно. Если же в прошлом убыток был существенным, то его часть можно будет учесть и за пределами 10-летнего периода. Ставка налога на прибыль остается неизменной, однако меняется распределение по уровням бюджета: в федеральный пойдет 3% (вместо нынешних 2), в субъекты – 17% ( против 18 сейчас).
Источник: www.klerk.ru
МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
В данной статье описывается, что такое налоговое стимулирование , как оно применяется в отношении малого и среднего бизнеса , для чего нужно налоговое стимулирование , а так же приводится сравнение РФ с другими зарубежными странами по налоговой политики. Даны рекомендации улучшения системы налогообложения Анализируя политику зарубежных стран и Российской Федерации, делается вывод, что в РФ следует изменить правовую базу, чтобы повысить предпринимательскую активность. Содержит анализ и оценку результатов налогового стимулирования малого бизнеса в Российской Федерации. Делается вывод о существенных налоговых преференциях, предоставленных малому бизнесу и незначительном результирующем социально-экономическом эффекте, получаемом российской экономикой от функционирования малых предприятий и предпринимательства.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марсакова В.Д.
Налогообложение малого бизнеса в Российской Федерации и в развитых зарубежных странах
Налоговое регулирование деятельности малого предпринимательства в России
Налоговые преимущества малого бизнеса в России и зарубежных странах
Налоговое стимулирование малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт
Система налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности: сравнение России и стран ОЭСР
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В РФ»
МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В РФ
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
В данной статье описывается, что такое налоговое стимулирование, как оно применяется в отношении малого и среднего бизнеса, для чего нужно налоговое стимулирование, а так же приводится сравнение РФ с другими зарубежными странами по налоговой политики. Даны рекомендации улучшения системы налогообложения Анализируя политику зарубежных стран и Российской Федерации, делается вывод, что в РФ следует изменить правовую базу, чтобы повысить предпринимательскую активность. Содержит анализ и оценку результатов налогового стимулирования малого бизнеса в Российской Федерации. Делается вывод о существенных налоговых преференциях, предоставленных малому бизнесу и незначительном результирующем социально-экономическом эффекте, получаемом российской экономикой от функционирования малых предприятий и предпринимательства.
Ключевые слова: налог, налоговое стимулирование, методы налогового стимулирования, малый и средний бизнес.
Предпринимательство представляет существенную значимость в решении экономических и социальных задач в любом государстве. Основным фактором развития предпринимательства является государственная поддержка. А если эффективно использовать налоговое управление, то это может стать еще одним стимулом поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Под налоговым стимулированием мы понимаем целенаправленные воздействия органов государственной власти и местного самоуправления по закреплению в законодательстве налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих положение налогоплательщиков с целью создания экономической заинтересованности и осуществления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности.
Считается, что применение стимулирующей налоговой политики является существенным фактором формирования инвестиционной привлекательности Российской Федерации и содействует развитию экономики. Исходя из этого, налоговое стимулирование и поддержка малого и среднего бизнеса сопровождается комплексом полезных результатов:
— обеспечение части занятости населения; предоставление новых рабочих мест, снижение уровня безработицы; подъем финансовой ак-
тивности населения, улучшение условий жизни за счет предпринимательских доходов;
— финансовое самообеспечение предпринимательства и членов их семей;
— формирование стабильных налоговых поступлений в бюджеты территориальных образований;
— увеличение числа собственников, конкурентный отбор эффективных собственников, для которых малый бизнес становится отправной точкой для дальнейшего развития;
— разработка и внедрение технологических, технических и координационных нововведений и инноваций [1].
Основным законом, определяющим совместные положения государственной поддержки малого бизнеса, а также устанавливающим методы государственного стимулирования и регулирования малого бизнеса, является Федеральный закон от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Налоговое стимулирование, согласно нашему мнению, представляется одной из наиболее реальных форм поддержки и становления малого и среднего бизнеса, в нашей стране они реализуются при помощи налоговых режимов. На данный момент существует 4 вида таких режимов для малого и среднего бизнеса: упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
С 2015 года вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, выбравшие упрощенную систему налогообложения либо патент в первые два года работы освобождаются от уплаты налогов. Т.е. предпринимателям предоставляются двухлетние «налоговые каникулы». Такое освобождение от уплаты налогов будет действовать в 2015-2020 годах.
Кроме того, льготы получат организации, начинающие свой бизнес с «нуля». Их наличие в том или ином регионе будет зависеть от его властей. Данные субъекты власти могут устанавливать дополнительные требования к налогоплательщикам, желающим использовать собственное право на налоговые каникулы [3].
Но, к сожалению, на развитие малого предпринимательства негативное влияние оказывают обременительные по размеру страховые взносы во внебюджетные социальные фонды. В 2013 г. они значительно выросли, что повлияло на сокращение количества предпринимателей малого бизнеса, так их численность в целом снизилась на 4 %.
По мнению многих экспертов, данная тенденция усилится, так как введение налога на имущество организаций в отношении объектов, которые облагаются налогом, исходя из кадастровой стоимости, приведет не только к росту общих постоянных издержек производимого продукта, но и повысит уровень арендной платы.
Вследствие этого следует необходимость создать универсальную, гибкую систему налогообложения. А так же это даст возможность достигнуть соответствия данной системы с законодательной базой, регулирующую область предпринимательских и гражданских правоотношений.
Впрочем, анализируя предпосылки становления малого бизнеса в зарубежной практике, необходимо отметить, что высокая значимость этого сектора в экономике развитых стран обусловлена успешной и результативной государственной политикой, направленной на его поддержку. Особые налоговые режимы в рамках совокупной системы налогообложения дают возможность малому бизнесу найти свою нишу на рынке, гарантировать успешное развитие на основе повышения конкурентоспособности.
Так, к примеру, многие экономисты сводятся к мнению, что Сингапур считается идеальным местом для открытия и процветания малого бизнеса. Сингапур возглавил мировой рейтинг по благоприятности условий для предпринимательства — Doing Business 2014, каждый год, создаваемый Всемирным банком, в то время когда Россия занимает лишь 92 место.
Государство владеет прекрасной финансовой инфраструктурой. На сегодняшний день в стране функционирует и развивается около 140000 субъектов малого бизнеса, что составляет 90 % всех предприятий страны и обеспечивает рабочими местами значительную часть населения.
Это связано с существующим льготным налоговым законодательством, которое нацелено на привлечение иностранного капитала и инвестиций, отсутствие пошлины на перевод прибыли, освобождение от двойного налогообложения. Особые льготы предоставляются тем малым и средним предприятиям, которые лишь только начинают свой бизнес. Для вновь созданных компаний в первые три года ведения деятельности первые 100 000 сингапурских долларов налогооблагаемого дохода фирмы освобождаются от налога. К последующим 200 000 сингапурским долларам налогооблагаемого дохода применяется сниженная в два раза ставка налога (8,5 %) [2]. Даже сингапурские компании, проводящие мероприятия в Сингапуре, имеют все шансы воспользоваться льготной налоговой ставкой в 10 % на доход, приобретенный от проведения крупных мероприятий.
Если же брать, к примеру, Израиль, то по данным Управления по делам малого и среднего бизнеса в настоящее время в Израиле функционируют и развиваются около 400 тысяч малых и средних предприятий, это — 96 % от общего числа израильских бизнесов. Необходимо отметить, что Израиль очень активно занимается осуществлением скоординированной политикой снижения налоговых ставок предприятий. К примеру, если налоговая ставка в 2004 г. составляла порядка 36 %, то в 2016 году всего лишь 25 %. Но, к сожалению, малый бизнес в Израиле не имеет такой государственной поддержки, по сравнению с Сингапуром. Здесь, наоборот, крупные компании имеют существенные скидки в налогах. Они первое время практически ос-
вобождаются от уплаты налогов, а затем имеют значительные налоговые льготы. Но в тоже время, малый и средний бизнес, поставленный в равные налоговые условия с крупным бизнесом, успешно с ним конкурирует.
Во Франции, так же как и в России для малого и среднего бизнеса используются налоговые режимы. Налоговое законодательство Франции применяет упрощенные налоги для малого и среднего бизнеса, при этом предусматривается величина оборота налогоплательщика. Совсем маленькие предприятия заполняют налоговую декларацию и платят налоги по довольно простой схеме. К их числу могут быть отнесены физические лица, оборот которых не превышает 460000 евро, для налогоплательщиков, занимающихся торговыми операциями и 160000 евро, для налогоплательщиков, занимающихся оказанием услуг или некоммерческой деятельностью.
Так же в налоговом законодательстве Франции для малого и среднего бизнеса учтен упрощенный налоговый режим декларирования прибыли и уплаты налогов. На 40-50 % снижен налог с предприятий, осваивающих новые технологии. Новые малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижаются подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность правительство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах.
По мнению многих специалистов, в зарубежных странах налоговое стимулирование более действенно, чем в России. Российским предпринимателям не хватает профессиональных знаний НК РФ и законов. Это и является одной из главных причин в развитии малого и среднего бизнеса. У руководителей компаний нет времени разобраться в нюансах системы налогообложения, а заинтересовать дополнительные кадры нет возможности. Главные недостатки, которые отличают российское налоговое законодательство от зарубежного и тормозят развитие малого и среднего бизнеса:
— минимальное количество налоговых льгот — низкая эффективность приминения в интересах малого и среднего бизнеса;
— усложнена процедура бухгалтерского учета и отчетности предпринимателей перед налоговыми органами;
— трудно оспорить в законодательном порядке действия налоговых органов, по-своему трактующих двойственные положения законодательства.
Чтобы улучшить положение по сравнению с зарубежными странами, без сомнения, должна быть создана целостная и действующая система регуляторов экономики. Также важно отметить, что России необходимо больше сил закладывать на развитие инновационной деятельности, которой в зарубежных государствах, как мы убедились, уделяют большее внимание. Успешное внедрение инноваций — это залог стабильности и успеха предприятия, и, соответственно, увеличение поступлений в государственный бюд-
жет. Необходимо еще раз выделить то, что экономика страны не может развиваться без успешного сочетания малого и среднего бизнеса, поэтому эти сектора экономики необходимо поддерживать и стимулировать их развитие. Все это содействует размеренному развитию государства и может привести к становлению России на пьедестал ведущих мировых инновационно-развитых держав.
1. Колмагорова Ю.В. Налогообложение как фактор развития малого предпринимательства: дис. . к.э.н. — Великий Новгород, 2004. — 199 с.
2. Тлисов А.Б., Татаренко Н.Н. Компаративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 552-556.
3. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены 01.07.2014 Правительством Российской Федерации) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа: http://minfin.ru/ru/tax_rela-йош/роИсуЛМех^р.
4. Демин А.В. Налоговое право России: учебное пособие. — М.: РУМЦ ЮО, 2006.
5. Налоговый кодекс РФ.
6. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налоговая политика: состояние и перспективы // Финансы. — 2009. — № 12. — С. 35-40.
7. Аушев М-Б.А. Совершенствование специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства: дис. . к.э.н. — М., 2008. — 141 с.
Источник: cyberleninka.ru