Для дорожных проектов государственно-частного партнёрства в России 2014 год юбилейный.
- Время чтения: ~
- 10 декабря 2014, 11:51
Для дорожных проектов государственно-частного партнёрства в России 2014 год юбилейный. Около 10 лет назад в стране активно начала развиваться популярная в мире схема сотрудничества властей с бизнесом. Отправной точкой для этого в РФ стала разработка законопроекта «О концессионных соглашениях», который приняли в 2005 году.
Портал «ДорИнфо» выбрал десятку наиболее известных и крупных объектов, которые возведены, строятся, проектируются или планируются к реализации по схеме ГЧП. Конечно, таковых в российских регионах уже гораздо больше и все они важны. В материале же собрана информация о тех из них, которые, по мнению редакции, стали знаковыми не только для своего региона, но и в целом для страны.
1. Западный скоростной диаметр, Санкт-Петербург
ЗСД — это первая в России платная скоростная городская магистраль. Более того, один из крупнейших в мире примеров государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства. Обоснование инвестиций для возведения магистрали началось в 1997 году, в 2005 году приступили к строительству I очереди ЗСД.
Проекты ГЧП. Время для бизнеса.
Южный участок ЗСД (в районе Благодатной улицы до набережной реки Екатерингофки) открыли в октябре 2012 года. Практически через год в действие ввели и северный участок магистрали (от Приморского проспекта до трассы «Скандинавия»). В августе 2013 года его открывал президент России Владимир Путин.
С 2013 года идут работы на центральном участке. После его возведения (второй квартал 2016 года) ЗСД будет полностью готов, и автомобилисты смогут проехать с юга на север города, минуя центр. Общая протяженность Западного скоростного диаметра составляет 46,6 км.
2. Обход города Одинцово, Московская область
Менее чем 20-километровый участок трассы «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск», или обход города Одинцово, стал одним из первых инфраструктурных проектов федерального уровня, который реализуется в рамках концессии.
Концессионное соглашение было заключено в июле 2009 года Российской Федерацией в лице Федерального дорожного агентства Минтранса РФ (концедент) и ОАО «Главная дорога» (концессионер). С мая 2010 года функции концедента исполняет ГК «Автодор». Протяженность участка 18, 535 км. Обход торжественно открыли в ноябре 2013 года. В церемонии участвовал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
3. Обход Новой Усмани, трасса М-4 «Дон», Воронежская область
Очередной обход на основе ГЧП планируется реализовать в 2016 году. Речь идет об участке трассы М-4 «Дон» км 517 — км 544 в Воронежской области с обходом населенных пунктов Новая Усмань и Рогачевка. Особенность этого объекта в том, что он станет первым обходом, построенном на основе ГЧП на трассе М-4 «Дон». А ведь именно эта трасса считается пионером среди платных российских дорог. В ноябре 1998 в Липецкой области был торжественно введен в эксплуатацию платный участок дороги в объезд села Хлевное длиной около 20 км.
ГЧП в инфраструктуре: 1. Введение
Проект по обходу Новой Усмани и Рогачевки будет реализован в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения, срок действия которого составит 23 года. Стоимость работ по строительству – 17,3 млрд. рублей. Торжественная церемония закладки памятного камня в основание створа будущей дороги состоялась в июне 2014. В ГК «Автодор», компании-заказчике объекта, не скрывают того, что в дальнейшем строить обходы населённых пунктов на трассе М-4 «Дон» намерены именно с привлечением инвесторов.
4. Трасса М-11 «Москва — Санкт-Петербург»
Новая скоростная платная автодорога М-11 «Москва — Санкт-Петербург» протянется от МКАД до примыкания к КАД Санкт-Петербурга. Общая протяженность автомагистрали составляет 669 км.
Автодорога пройдет по территориям Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям в обход всех населенных пунктов. Она практически параллельна существующей трассе М-10, за исключением нескольких точек пересечения с ней.
Строительство автомагистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург» идет в несколько этапов, каждый из которых является самостоятельным инвестиционным проектом. Первый участок трассы М-11 в обход Вышнего Волочка уже открыли в Тверской области . Готовится к введению в эксплуатацию 23 декабря и еще один участок – обход Химок. Новая скоростная дорога «Москва — Санкт-Петербург» будет целиком построена в 2018 году.
5. Центральная кольцевая автомобильная дорога, Московская область
Грандиозный по своим масштабам и капиталовложениям проект планируют реализовать к 2018 году – возвести ЦКАД. Магистраль, которая, по мнению заказчика – ГК «Автодор», ляжет в основу опорной сети скоростных дорог Российской Федерации, станет частью международных транспортных коридоров и в корне изменит транспортные потоки Московского региона и европейской части России.
Проект ЦКАД вызвал немало споров по поводу соотношения цены и эффективности среди транспортников, экологов и автомобилистов. Но, несмотря на противоречивые мнения, торжественная церемония закладки памятной капсулы, знаменующей начало строительства ЦКАД А-113, состоялась 26 августа 2014 года.
Проект строительства «Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области А-113» состоит из пяти пусковых комплексов, которые реализуют по принципу государственно-частного партнерства. Общая протяженность Центральной кольцевой составит 529,9 км.
Стоимость ЦКАД оценена примерно в 300 млрд. рублей, из которых 150 млрд. — средства Фонда национального благосостояния. Проезд по первой, третьей и четвертой секциям ЦКАД будет платным — 2,32 рубля за километр. Пятая секция, так называемый Звенигородский ход, соединяющая скоростную трассу М-11 «Москва — Санкт-Петербург» и трассу М-3 «Украина», будет бесплатной. Завершить строительство пусковых комплексов №1, №3, №4, №5 планируется в 2018 году. Возведение второго комплекса переносится на более позднее время.
6. Мосты через реку Кама и Буй, Удмуртия
Концессионный проект по строительству моста через Каму на форуме «Инвестиции в России» вошел в тройку лидеров в номинации «Государственно-частное партнерство: сделка 2013 года». После долгих поисков инвестора соглашение о возведении объекта было подписано в октябре 2013 года. Осенью того же года в Удмуртии началось строительство моста через Каму.
Помимо строительства моста через Каму в районе Камбарки в рамках реализации этого же проекта мостовики возведут неподалеку переправу через реку Буй. Общая стоимость двух мостов оценена почти в 14 млрд. рублей. Из них 10 млрд. 84 млн. выделяет концессионер, 2 млрд. 560 млн. предоставляет инвестиционный фонд России и 1 млрд.
343 млн. – это средства республики Удмуртия.
Завершить возведение мостов планируется в 2016 году. При этом рабочее движение по сооружениям могут открыть уже в 2015 году.
7. Путепровод, Рязань
Первый платный путепровод в России построил частный инвестор в Рязани. Сооружение было возведено через железнодорожные пути и открыто для проезда в декабре 2012 года.
Рязанский путепровод соединил два микрорайона — Соколовка и Дашково-Песочня. Последний относится к активно развивающейся территории, где количество автомобилей в перспективе увеличивается.
Инвестор за полгода вложил в строительство путепровода 252 миллиона рублей и возвращает затраты с помощью платы за проезд. Срок окупаемости проекта, по оценкам инвестора, — 10-15 лет. А через 20 лет компания передаст путепровод в собственность муниципалитета. Альтернативная бесплатная дорога проходит по улице Яблочкова.
8. Плата за проезд по федеральным трассам с «12-тонников»
В этом году, наконец, стала известна компания, которая реализует первый и нестандартный для России проект по введению платы за проезд по федеральным дорогам для автомобилей массой свыше 12 тонн.
Конкурс на право заключения концессионного соглашения был объявлен в сентябре 2013 года. В том же месяце Федеральное дорожное агентство провело Road Show проекта. После чего Росавтодор не единожды продлевал срок подачи конкурсных предложений по реализации «Системы взимания платы с 12-тонников». Сам же срок введения платы за проезд по федеральным дорогам для «12-тонников» был в конечном итоге перенесен с 1 ноября 2014 года на 15 ноября 2015 года.
А в августе 2014 года Федеральное дорожное агентство отменило открытый конкурс на создание системы взимания платы, сообщив, что проект будет реализован на других условиях. Их должно было определить российское правительство.
Решение главного исполнительного органа страны не заставило себя долго ждать. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении оператора системы взимания платы 29 августа. Им стала компания «РТ-Инвест». Она-то и реализует в России нашумевший проект о взимании платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам. При этом представитель компании подтвердил возможность увеличения платы за километр проезда по федеральным трассам с 3,5 рубля до 3,73 рубля.
9. Мост через реку Лена, Якутия
Еще более многострадальным, как оказалось впоследствии, стал проект строительства моста через Лену в Якутии, который должен обеспечить круглогодичную бесперебойную поставку грузов на Дальний Восток. Хотя сначала дела для жителей региона вечной мерзлоты, где и собирались возводить долгожданный мост, шли вполне оптимистично.
В апреле 2014 года Росавтодор объявил победителя концессионного конкурса на строительство моста через реку Лену в районе города Якутска. Им стал консорциум ООО «Транспортные Концессии (Саха)». В состав консорциума во главе с ООО «Транспортные концессии (Саха)» вошли ОАО «Банк ВТБ», ОАО «УСК «Мост», ОАО «Бамстроймеханизация», ОАО «Институт «Стройпроект».
Свои письма поддержки консорциуму также предоставили компании, чей опыт, компетенции и ресурсы могли быть привлечены участником в ходе реализации проекта. Среди них Vinci Concessions, ЕБРР, РФПИ, Банк ВТБ, «Газпром-банк», Международная финансовая компания IFC. Стоимость строительства мостового перехода через Лену оценивалась в 47 млрд. рублей.
Однако победителю и всем, кто его поддержал, пока так и не суждено осуществить столь масштабный проект. В марте вице-премьер правительства РФ, полпред в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев высказал сомнение в прозрачности проведения и выбора участников конкурса на строительство мостового перехода через реку Лену.
А с мая 2014 года в СМИ стали появляться новости о том, что реализация проекта может быть отложена. Власти Якутии неоднократно говорили, что региону крайне необходим мостовой переход через Лену, и даже предложили средства от продажи доли акций «АЛРОСА» потратить на его строительство. Министр транспорта Максим Соколов уверял, что его ведомство будет отстаивать мост через реку Лена.
Но в ноябре президент России Владимир Путин сказал, что проект моста через Лену в Якутии должен быть не только социальным, но и экономически обоснованным и целесообразным. И уже в начале декабря 2014 года министр транспорта России Максим Соколов заявил, что решение по проекту строительства моста через Лену в Якутии «выведено за рамки 2020 года».
10. Кольцевая автодорога, Владивосток
В ближайшее время в Приморье, возможно, появится самое восточное дорожное кольцо России – трасса вокруг Владивостока. Проект объездной дороги вокруг Амурского залива начали разрабатывать еще в 70-х годах прошлого века. Но распад СССР нарушил все планы. В последние годы власти города активно заговорили о реализации проекта Владивостокской кольцевой автодороги.
На совещании в октябре 2013 года компания-подрядчик (ЗАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург»), занимающаяся проработкой ВКАД, предложила два варианта прохождения магистрали. Первый вариант — низководный мост вдоль побережья Амурского залива – предполагает высокоскоростную магистраль без светофоров и перекрёстков. Второй — городская дорога по берегу — включает в себя расширение существующих улиц и более низкую скорость движения. Позже был выработан компромиссный третий вариант. В нём трасса вдоль Амурского залива проходит частично и по берегу, и по акватории.
Мэр Владивостока поручил подготовить укрупненный расчёт стоимости и визуализировать предложенные варианты. Строительство дороги специалисты оценивают ориентировочно в 30-40 млрд. рублей.
Летом 2014 года полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев предложил привлечь к строительству ВКАД частные инвестиции. О своей готовности принять участие в проекте на условиях концессии на 20 лет уже заявили китайские инвесторы.
Подготовила Марина Костюкевич
Фото из архива «ДорИнфо»
Источник: dorinfo.ru
Примеры гчп в бизнесе
Чтобы авторизоваться или создать профиль, введите номер вашего телефона. Регистрация на сайте позволяет получить доступ к дополнительным инструментам.
Отправить код
Подтвердить
Подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности. Узнать подробнее
Какие концессии и ГЧП запустили в начале 2022 года
- 24.05.2022 Weekly
Как пандемия и санкции повлияли на концессионные и ГЧП-конкурсы?
По нашей оценке, с января по середину мая 2022 года власти и бизнес заключили 29 концессионных соглашений дороже 100 млн руб. в сумме на 88,1 млрд руб. Ни одного ГЧП-соглашения в этом сегменте за тот же период не подписали.
Самым дорогим стал проект по строительству ледового дворца в Нижнем Новгороде за 15 млрд руб. ЧКИ по нему подавала компания «Ледовый дворец» — в начале апреля региональное правительство подписало концессию с ней сроком на десять лет.
В тройку крупнейших также вошли два магаданских проекта, запущенные по итогам ЧКИ, — по строительству автодороги за 8,3 млрд руб. и созданию центра обслуживания маломерных судов и марины в бухте Нагаева за 7,2 млрд руб.
Динамика запуска проектов в начале 2022 года отличается от уровня предыдущих лет большим количеством инициатив при их меньшей общей стоимости. Так, за аналогичный период 2021 года заключили 23 соглашения на 98,6 млрд руб., 2020-го — 21 соглашение на 201,4 млрд руб.
Количество и стоимость запущенных концессий и ГЧП в 2007–2022 годах
Приведены проекты в сегменте от 100 млн руб., запущенные за период с 2007-го по середину мая 2022 года. Без учета расторгнутых соглашений.
Источник: infraoneresearch.ru
Государственно-частные процессы. Крупнейшие проекты ГЧП, доведённые до суда
Слово «ГЧП» упомянуто лишь в 72 судебных актах арбитражных судов России за всю историю электронного правосудия. Но большинство споров относится к заре государственно-частного партнёрства в современной России, и лишь чуть больше десятка дел датируются периодом после вступления в силу федерального закона «О ГЧП» от 2016 года.
Мы выбрали крупнейшие по суммам инвестиций проекты, которые вызвали судебные споры. Самый крупный спорный ГЧП-проект — транспортный обход города Хабаровска стоимостью 43 млрд рублей — реализуется правительством Хабаровского края в концессии с ООО «Региональная концессионная компания», входящим в группу «ВИС» московских бизнесменов Дмитрия Рябова и Игоря Снегурова.
Магистраль протяженностью почти 27 км соединит между собой три федеральные трассы: А-370 «Уссури», Р-297 «Амур» и А-375 «Восток». Под строительство трассы правительство изымало земельные участки у собственников, выплачивая им компенсации, исходя из кадастровой стоимости земли. Но в двух случаях концессионер наткнулся на сопротивление землевладельцев, и дела дошли до суда.
Первым несогласным с изъятием земли оказался хабаровский учебный центр ПТМ: не вступая в спор по поводу правомерности самого изъятия, он попытался оспорить сумму выплаты компенсации — 4,5 млн рублей за 2,5 га земли с расположенным на них административным зданием. По словам юристов ответчика, привлечённые правительством Хабаровского края оценщики не учли убытки землевладельца, связанные с благоустройством и кадастровой разметкой территории, а также необходимостью перебазирования 478 единиц техники.
Итого он насчитал почти 25 млн рублей. В итоге суд, выслушав встречные возражения правительства, удовлетворил иск и присудил компенсацию 18 млн рублей.
Второй несогласный сам подал иск — об оспаривании отказа хабаровских краевых чиновников в согласовании строительства административно-хозяйственного здания на сельскохозяйственном участке ИП Алексея Едреца (через который должна пройти трасса, и изъятие земли из-под стройки вышло бы бюджету куда дороже, чем из-под пашни). Предпринимателю отказали в его иске, но формально отказ был связан не со строительством трассы, а с тем, что капитальное строительство на участке в принципе не предусмотрено генпланом.
В пресс-службе группы «ВИС» не стали комментировать споры. На втором месте — государственно-частное партнёрство между правительством Мурманской области и ООО «Высокие медицинские технологии Север» («ВМТ Север»), дочерним предприятием московской группы «Интера» Алексея Царькова.
ГЧП-проект, который они затеяли в 2012 году, предусматривал реконструкцию областной клинической больницы имени Баяндина площадью 11 тыс. м2 в региональный сердечно-сосудистый центр за 2,6 млрд рублей, из которых 2,2 млрд рублей обещал выделить инвестор. В августе 2017 года «ВМТ Север» вышло с частной концессионной инициативой.
В декабре 2017 года Минздрав области подтвердил эффективность проекта, и правительство издало постановление о заключении контракта, но уже через три месяца, после интенсивных переговоров с частным партнёром, стало ясно, что проект будет стоить госбюджету без малого 5,5 млрд рублей. Тогда местные власти (которых с осени изрядно лихорадит в связи с недавними коррупционными арестами высокопоставленных чиновников) отменили свое постановление о партнёрстве.
Причём частного партнёра мурманские депутаты не преминули назвать «персоной с неоднозначной репутацией». «ВМТ Север», полагая, что такие действия «направлены на уклонение от заключения соглашения о ГЧП», подал иск в арбитражный суд. Он оспорил постановление правительства и решения министерств здравоохранения и развития области об отмене ранее принятых актов, а также потребовал обязать их заключить с ним ГЧП-контракт.
Суды первой и апелляционной инстанции, как пишут они сами, «подробнейшим образом оценив положения оспариваемых актов», решили, что оспариваемые чиновничьи бумаги являются нормативными, поэтому неподсудны арбитражу. Судьи согласились с чиновниками, что по закону «О ГЧП» параметры каждого конкретного партнёрства утверждаются нормативным актом, позволяющим неограниченному кругу инвесторов участвовать в конкурсе.
Что касается причин отказа от заключения контракта, юристы правительства принесли в суд объяснение этому: оказывается, в декабре 2017 года Конституционный суд РФ принял постановление по иску четырёх граждан, которым утвердил обязательность учёта региональных коэффициентов при расчёте МРОТа. Исходя из этого, расходы на оплату труда в планируемом ГЧП-проекте выросли на 1,88 млрд рублей.
И проект резко стал либо убыточным для инвестора, либо неэффективным для правительства. В общем, суды отказали в иске, сославшись на то, что правительство не было обязано заключить с инвестором контракт. Сейчас спор в кассационной инстанции.
На третьем месте — ГЧП между МО Город Томск и ООО «Соцсфера Томской домостроительной Компании» («Соцсфера ТДСК»), дочерним предприятием местного девелоперского холдинга ТДСК (оборот в 2017 году — 5,6 млрд рублей, активы — 8,8 млрд рублей). Частный партнёр обязался построить 15 детских садиков в возведённых им жилых кварталах на общую сумму 2,075 млрд рублей, а госпартнёр — выкупить их по цене 112–180 млн рублей за штуку в рассрочку с уплатой процентов по ставке 11,1% годовых.
Чиновники Томска аккуратно платили основные платежи, на которые в бюджете были выделены ассигнования, а вот с процентами вышла заминка: на них в бюджете средств не нашлось. Тогда концессионер вышел в суд с исками о взыскании этих процентов: 6,7 млн рублей и 3,8 млн рублей.
Суд решил, что «отсутствие или недостаточность средств в бюджете публичного партнёра, предусмотренных в соответствующих нормативных правовых актах, для финансирования обязательств публичного партнёра по соглашению, не является основанием для изменения или прекращения действия таких обязательств, равно как и для освобождения от ответственности за их ненадлежащее исполнение». И удовлетворил оба иска.
На четвёртом месте — ГЧП-проект правительства Кировской области и петербургского строительного холдинга «Комплексные энергетические решения» Игоря Лукашенко на строительство четырёх котельных под Кировом. Проект, в рамках которого КЭР должен был вложить 616 млн рублей в возведение котельных, работающих на местном торфе, был реализован в 2015–2016 годах.
Правительство со своей стороны обязалось выкупить все объекты, но после сдачи объектов в эксплуатацию нашло ряд существенных недоделок, угрожающих срывом отопительного сезона. Госпартнёр подал в суд.
Этот холдинг прославился на всю страну тем, что в декабре 2017 года стал крупным подрядчиком строительства суперверфи «Звезда» в дальневосточном городке Большой Камень за 10 млрд рублей. Но не выполнил этого контракта и обанкротился в 2018 году.
На фоне этого грандиозного скандала претензии кировских властей выглядят незначительными, однако отвечать в суде по их иску всё-таки пришлось. Юристы КЭР заявили, что привлечённые ими эксперты установили: работы на объектах проведены в полном соответствии со всеми требованиями, а плохая работа котельных объясняется их неправильной эксплуатацией.
Мол, вместо химически очищенной воды в трубы заливалась сырая, что привело к протечкам, топливо загружали непроектное и т.д. Но суды всех инстанций установили, что частный партнёр не прав, и обязали его выполнить ремонт котельных за свой счёт в рамках гарантийных обязательств. Подробнее о механизме ГЧП поговорим сегодня, 14 марта, в ходе экспертной дискуссии «Государственно-частное партнёрство-2019». Регистрируйтесь и приходите на наше мероприятие. Дискуссия продлится с 10 до 17 часов, присоединиться можно к любой из сессий.
«Империя» отказалась от дружественного ответчика
Солтанов и Ярчук: суд запросил материалы налоговой проверки
Верховный суд уличил «Империю Фарма» в использовании однодневок
Структура Euromed Group не будет строить консультативно-диагностический центр (КДЦ) в Славянке за 2,4 млрд рублей. Смольный отказался от идеи создать КДЦ по схеме ГЧП и собирается реализовать проект за счет бюджета.
Потерпевшие от ложных публикаций компании теперь должны доказать наличие деловой репутации и причинный ей ущерб. Решение, защищающее журналистов и пользователей социальных сетей от неожиданных многомиллионных взысканий, принял Верховный суд России.
Несмотря на беспрецедентные санкции, иностранным компаниям удаётся выигрывать процессы в российских судах. «Новый проспект» изучил арбитражную практику и обнаружил, что регистрация компании в «недружественной» стране пока никак не сказывается на позиции судей, хотя российские истцы упорно пытаются к этому апеллировать.
13 июня в культурно-деловом центре «Левашовский хлебозавод» пройдет первый ежегодный Форум развития общественных пространств «МЕСТО и ЛЮДИ»
23 мая 2023
Бизнес-миссия в Беларусь. Присоединяйтесь к делегации предпринимателей Ленинградской области!
22 мая 2023
Петербург и Ленобласть развивают инфраструктурные проекты
2 мая 2023
Деловой клуб Meeting! и Ассоциация развития общественных пространств “МЕСТО и ЛЮДИ” приглашают 26 апреля в Школу Masters на встречу с экспертами
Источник: newprospect.ru