В экономике любой страны предпринимательство играет огромную роль и способствует повышению материального и духовного потенциала общества. В статье рассматриваются в сравнительном контексте основные направления поддержки и развития малого и среднего бизнеса в Белгородской области и в Гамбурге.
Проведен сравнительный анализ предпринимательской активности бизнеса и выявлены общие закономерности развития в условиях глобализации экономики и преодоления мирового финансового кризиса. Малый и средний бизнес эффективно развивается как в России, на примере Белгородской области, так и в Германии, на примере Гамбурга. Данное развитие обусловлено в первую очередь тем, что в этих регионах реализуются меры поддержки малого и среднего бизнеса и создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности. Исходя из материалов проведенного исследования, можно сделать вывод, что меры государственной (правительственной) поддержки малого предпринимательства в странах Германии и России основаны на идентичных направлениях.
02 — Бизнес на дому в Германии. ТОП 5 СПОСОБОВ на чём заработать дома в Германии.
торгово-промышленная палата
инновации и инвестиции
меры поддержки бизнеса
малый и средний бизнес
предпринимательская активность
предпринимательство
1. Глаз В.Н. Обоснование концепции развития трудовой мотивации работников кооперативной организации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2007. — № 2. — С. 26-37.
2. Кучерявенко С.А., Ковалева Е.А. Тенденции развития малого предпринимательства Белгородской области // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 205-210.
3. Макринова Е.И., Григорьева В.В. Оценка издержек перерабатывающего производства в их трудовой первооснове // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2014. — № 1 (49). — С. 163-169.
4. Матузенко Е.В., Шиленко С.И. Фермерское предпринимательство Белгородчины: практика функционирования и направления развития // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1. — С. 293.
5. Отчёт Губернатора Белгородской области Евгения Савченко о результатах деятельности Правительства области в 2013 году. – URL: http://savchenko.ru/events/2787.html.
6. Роздольская И.В. Маркетинг инновационных идей: проблемы выявления, методы генерации и способы реализации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2013. — № 1 (45). — С. 25-32.
7. Семененко С.В., Сыроижко В.В. Современное развитие потребительской кооперации как фактор обеспечения возрождения сельских территорий // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2013. — № 4 (48). — С. 170-178.
8. Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса Белгородской области. — URL: http://www.mb31.ru.
9. Социология бизнеса: текст лекций / Давлеткильдинова Р.С.; СПбГУАП. – СПб., 2003. — 104 с. : ил. — URL: http://txtb.ru/108/index.html.
10. Теплов В.И., Тарасова Е.Е. Инновационная стратегия как фактор обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2008. — № 1. — С. 5-9.
Безумно простая Бизнес идея в Германии
11. Hamburger Gründungsbarometer, Nr. 20 / März 2014.
Малое предпринимательство придает рыночной экономике необходимую гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе антимонопольный потенциал, во многом решает проблему занятости и другие проблемы рыночного хозяйства. Поэтому малый бизнес органично входит в экономические системы наиболее развитых стран.
По общепринятым данным, в США свыше 10 млн, в Японии — около 9 млн малых предприятий. В развитых капиталистических странах более 85% предприятий относится к малым, в США ими создается до 45% национального дохода. Протекционизм в отношении малого предпринимательства характерен для всех стран развитой рыночной экономики. В настоящее время в России создание благоприятного климата по развитию предпринимательской активности населения является одним из приоритетов государственной экономической политики [9].
В современных условиях глобализации развитие малого предпринимательства является наиболее действенным фактором конкурентоспособности. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р в Российской Федерации на период до 2020 года предполагается не только поддержание стабильных темпов экономического роста, но и увеличение доли экономически активного населения, занятого в секторе малого и среднего предпринимательства с 15 до 60% [10].
Становится очевидным, что именно развитие малых предприятий будет играть одну из главных ролей в обеспечении решения многих экономических, социальных проблем, включая формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, борьбу с безработицей, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Поэтому одной из приоритетных задач федерального и регионального уровней становится развитие малого предпринимательства. Изучением проблем устойчивого экономического развития торгового потенциала организаций потребительской кооперации, предпринимательской активности населения, эффективности внедрения инноваций и инвестиций в экономику, развитием малого и среднего бизнеса в Белгородской области занимались такие ученые, как Глаз В.Н. [1], Теплов В.И. [10], Тарасова Е.Е. [10], Макринова Е.И. [3], Матузенко Е.В. [4], Роздольская И.В. [6], Семененко C.В. [7], Сыроижко В.В. [7].
В настоящее время Белгородская область устойчиво удерживает ведущие позиции в Центральном федеральном округе России по всем основным показателям развития малого бизнеса (число малых предприятий на 1000 жителей, удельный вес численности работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике региона, оборот малых предприятий) [8].
Устойчивый рост и развитие предпринимательства в Белгородской области обеспечивается на федеральном и региональном уровнях благодаря активной деятельности Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, который является источником микрофинансирования проектов предпринимателей Белгородчины, а также проводит реализацию программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
В деятельность малых предприятий вовлечены практически все социальные группы населения Белгородской области. Развитие малого предпринимательства позволяет решать многие социальные задачи: создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы и социальной напряженности, формирование среднего класса и повышение качества жизни белгородцев. Малый бизнес в Белгородской области — один из самых перспективных и динамично развивающихся секторов экономики, который наиболее гибко реагирует на ее изменения. В связи с этим в области создаются предпосылки для интеграции малого бизнеса в инновационную среду.
На начало текущего года в области зарегистрировано более 49 тыс. предприятий, относящихся к малому бизнесу. Согласно статистике обращений и опросам, которые проводит Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, основными препятствиями, мешающими развитию малых форм предпринимательства, выступают увеличение размеров страховых тарифов, недостаточная сумма стартового капитала и оборотных средств, высокие цены за электроэнергию и газ, недостаточность информирования предпринимателей о состоянии нормативно-правовой базы, а также сложности в проведении процедуры лицензирования и сертификации [5].
В связи с повышением социального налога за 2012 год пятая часть, или 11,8 тысяч предпринимателей Белгородской области, прекратили свою деятельность. Больше половины грантополучателей за 2011 год также прекратили свою деятельность, не намного лучше ситуация и по грантополучателям за 2012 год, некоторые из них полученные гранты использовали не по назначению [5].
Показатель количества малых предприятий, прекративших свою деятельность в Белгородской области, имеет довольно неоднозначную тенденцию: в 2011 г. закрылись 6344 малых предприятия, что на 11% больше предыдущего года, а в 2012 г. прекратили свою деятельность 5816 предприятий, на 528 меньше, чем в 2011 г. Отрицательная тенденция по количеству прекративших свою деятельность малых предприятий наблюдается в 2012 г. — 170 и 309 соответственно (рис. 1). В Корочанском и Шебекинском районах, включая г. Шебекино, сложилась наихудшая ситуация [2] .
Рис. 1. Количество зарегистрированных и прекративших деятельность малых предприятий по Белгородской области в 2010–2012 гг.
Актуальной является проблема выравнивания экономического потенциала развития предприятий малого бизнеса в городах и районах области, так как на сегодняшний день около 60% действующих субъектов малого бизнеса сосредоточено в трех крупных городах области (Белгород, Губкин, Старый Оскол), при этом отмечается невысокая деловая активность сельского населения.
В настоящее время в Белгородской области продолжается планомерная работа по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, открыт технопарк, создаются центры кластерного развития, социального предпринимательства, инжиниринга, работает фонд финансовой поддержки предпринимателей. В прошлом году для субъектов малого и среднего бизнеса были предоставлены гранты, поручительства, субсидии, льготные займы на общую сумму почти 1,5 млрд рублей. В текущем году объём поддержки малого и среднего бизнеса не планируется снижать [5].
Департаменты экономического развития, АПК области совместно с муниципальными образованиями планомерно продолжают работу по разработке системы поддержки малого и среднего бизнеса в сельской местности через широкое развитие кооперации.
Как отмечает в своем докладе губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, «…и такие кооперативы в Белгородской области появляются. Слаженно работают заготовительные кооперативы, в том числе по молоку. На территории Красненского района готовится к реализации проект по выращиванию на кооперационной основе земляники садовой.
В Валуйском районе реализуется на кооперационной основе проект по выращиванию орехов. Поэтому все меры поддержки в рамках проекта «Семейные фермы Белогорья» следует переориентировать с индивидуальных мер на коллективные, кооперационные» [5].
Правительство Белгородской области, взаимодействуя с фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, содействует развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, что способствует активизации деятельности малых инновационных предприятий, получающих за счет средств фонда финансовую поддержку на реализацию инновационных проектов в форме субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, а также финансирования научных разработок по программам для субъектов малого бизнеса и научных учреждений. Но целесообразно отметить, что экономический потенциал малого предпринимательства области не используется в полной мере. Темпы роста производственных и инновационных направлений предпринимательской деятельности не отвечают требованиям ускоренного развития экономики. Преимущественным направлением деятельности субъектов малого бизнеса в общем обороте предприятий малого предпринимательства остается торговля и услуги.
Для сравнения изучим опыт развития предпринимательской деятельности в г. Гамбург (Германия).
Как отмечается в «Гамбургском учредительном барометре», развитие предпринимательской активности населения заметно стало снижаться [11].
На рис. 2 отражено, что в 2010 году отмечается пик активности в области предпринимательской деятельности и количество новых зарегистрированных фирм по всей Германии составило 417 тысяч предприятий, однако в 2011 г. данный показатель стал снижаться и составил 401 тысячу предприятий. В 2012 году было зарегистрировано 356 тысяч новых предприятий. В 2013 году было основано только 330 новых предприятий. Таким образом, заметна тенденция того, что с 2012 года число закрытий фирм превышает число открытий [11].
Рис. 2. Действующие, ликвидированные и убыточные промышленные предприятия Германии с 2009 по 2013 год.
Поэтому коалиционный договор между руководящими партиями (CDU, CSU, SPD) констатирует на самом видном месте в экономическом приложении к газетам: «Наша страна нуждается в «Новом времени учредителей»» [11].
Потом следуют обещания: «Давайте укреплять предпринимательство и дух учредителей и помогать в общественном признании. Мы будем улучшать общие условия для инноваций и инвестиций, особенно для малых и средних предприятий» [11].
Стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне Германии дают все основания и предпосылки к развитию предпринимательской активности в Гамбурге. Агентство инноваций гамбургского инвестиционного — и поддерживающего (содействующего) банка (IFB) имеет привлекательную поддерживающую программу для особенно прогрессивных инновационных предпринимательских идей и предлагает соучастие со своей стороны при помощи стартовых фондов.
Торговая палата в Гамбурге проводит Дни учредителей, на которых представляют программы поддержки предпринимателей и проводятся консультации по получению средств поддержки.
В 2013 году прирост новых предприятий при Гамбургской торгово-промышленной палате остался на том же уровне, что и в предыдущем году, сокращение произошло всего на 11 фирм [11].
В 2012 году в торгово-промышленной палате города Гамбурга было отмечено, что показатель закрытия предприятий снизился на 11,8% по сравнению с 2011 годом. Таким образом, тенденция по закрытию предприятий малого бизнеса пока приостановлена. Но, с другой стороны, следует отметить, что готовность к открытию предприятия по собственной инициативе также не увеличилась в прошлом году.
При этом биржа труда ассигновала денежные пособия (субсидии) на открытие собственного предприятия ещё в больших размерах: в 2013 году размер субсидий составил 1,176 евро, тогда как в 2012 году эта сумма составляла 727 евро. Однако даже увеличившийся размер субсидий не оказал существенного влияния на происходящие процессы в области создания предприятий. В 2013 году закрылись 21 348 частных предприятий [11].
Рис. 3. Число заявок на занятие бизнесом (открытие частных предприятий) и закрытий при торгово-промышленной палате г. Гамбург.
Вызывает интерес продолжительность жизненного цикла вновь созданных малых предприятий, например, какое количество их остается на рынке через 5 лет после открытия. Поэтому за базу для исследования определим 2009 год.
Прослеживается тенденция, что число закрытий малых предприятий составляет намного больше, чем тех, которые оказываются устойчивыми и заносятся в регистр торгово-промышленной палаты города Гамбург. После открытия в первом хозяйственном году закрылись 11,5% от общего числа вновь созданных предприятий. Статистические данные свидетельствует, что на третьем году функционирования закрываются около одной трети предприятий. По истечении пяти лет 44,9% предприятий не функционируют активно. Соответственно к концу 2013 года всего 55,1% новых предприятий оставалось осуществлять деятельность на рынке в Гамбурге [11].
Однако, проводя анализ продолжительности жизненного цикла малых предприятий в Гамбурге в период с 2006 по 2011 г., следует отметить, что тогда закрылись 44,2% всех предприятий через 5 лет с момента их регистрации. Таким образом, в сравнении можно установить, что финансовая устойчивость и платежеспособность предприятий стала немного меньше.
Однако положительным является тот факт, что квота закрытия фирм, зарегистрированных в торговом реестре как товарищества или общества с привлекаемым капиталом, в период с 2006 по 2011 г. составляла 34,5%, данный показатель уменьшился за 5 последующих лет до 29,8%.
При этом увеличилась квота у малых предприятий с 48,0% до 51,7%. Здесь надо учесть, что не каждое предприятие закрывается по причине отсутствия экономического (хозяйственного) успеха. Причины для закрытия могли бы быть, в частности, и во всё чаще происходящей смене между деятельностью служащего (штатного сотрудника) и самостоятельной (предпринимательской) деятельностью или временной самостоятельной деятельностью как дополнительного занятия.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет распределение в Гамбурге предприятий малого бизнеса по видам деятельности [11]. Так, строительство, консалтинг и услуги в области рекламы и стимулирования продаж являются приоритетными направлениями в бизнесе г. Гамбург (табл. 1).
Торгово-промышленная палата Гамбурга представляет топ-10 зарегистрированных профессиональных сфер (по отраслям)
1. Cтроительство (основные работы)
Источник: science-education.ru
Малый бизнес в германии реферат
Хотелось бы изначально обозначить целесообразность сравнения развития предпринимательского сектора в России и Германии, поскольку, на наш взгляд, опыт Германии на данном поприще мог бы послужить уникальным примером становления экономики и усовершенствования способов взаимодействия власти и бизнеса на несколько ином уровне, что несомненно послужило бы благоприятным фактором в становлении отечественного бизнеса и экономического развития России в целом. Как нам известно, Восточная Германия преодолела довольно сложный и тернистый путь от социализма и плановой экономики к рыночным отношениям.
Несомненно, данный переход был осуществлен при полноценной поддержке в экономическом развитии Восточных земель Западной Германией, когда прилагалось максимум усилий для подъема экономики бывшей ГДР изначально до общеевропейского уровня, а впоследствии до общегерманского и лидирующего в Европе. Одним из наиболее приоритетных направлений в экономической политике Германии после Объединения была комплексная поддержка малого и среднего бизнеса в Восточных землях. Для России данный опыт мог бы оказаться весьма полезным, поскольку мы также осуществили, пусть и несколько более затяжной переход от плановой экономики к рыночной, и для нас могли бы оказаться довольно интересными и полезными методы преодоления сложностей в развитии и становлении малого бизнеса в нашей стране, а также способы взаимодействия органов власти на региональном и местном уровне с представителями малого. Существует множество способов государственной поддержки малого бизнеса в разных странах, о некоторых из них мы поговорим в данной статье на примере сравнения данных форм поддержки в России и Германии, а также кратко осветим положение, проблемы начинающих бизнесменов, сложности, с которыми им приходится сталкиваться и методы преодоления данных проблем в этих странах.
Что касается прочности позиций малого и среднего бизнеса в России, то здесь показатели также оставляют желать лучшего в сравнении с позициями начинающих предпринимателей и владельцев малого бизнеса в Германии. Как нам известно 3, 4 млн предприятий Германии имеют годовой оборот порядка 50 млн евро. При этом 2,88 млн предприятий Германии-представители малого и среднего бизнеса, из них 2,82 млн предприятий относится к сегменту малого бизнеса. [9]
Данные цифры явно указывают хорошо отлаженную, отработанную в долгосрочной перспективе программу поддержки малого и среднего бизнеса. Чего нельзя сказать о развитии малого предпринимательства в России. Если мы рассмотрим проблемы, которые встают перед молодыми предпринимателями России и Германии, то сможем заметить, что они также довольно различны.
Российские начинающие предприниматели также имеют сложности при получении заемных денежных средств в нужном объеме для становления собственного бизнеса, помимо этого им приходится преодолевать проблемы в развитии инфраструктуры в целом, технологического застоя. Данная проблемы существовала в Германии в конце 80-х начале 90-х гг., когда наблюдался подъем научно-технического развития стране и некоторые предприятия просто не справлялись с постоянно меняющимися требованиями рынка, данные предприятия и продукция, производимая на них просто не выдерживала конкуренции, поскольку была на тот момент морально устаревшей.
Данный фактор создавал такой феномен, как технологическая безработица среди населения Германии. Российские начинающие предприниматели на сегодняшний день в большинстве своем претерпевают как раз такие же сложности из-за невозможности инновационного развития, производства конкурентоспособной продукции для своих соотечественников, что, собственно, и порождает проблемы со сбытом собственной продукции в своей стране, где она может стоить на порядок выше, нежели импортируемая из-за рубежа.
Также хотелось бы отметить еще один фактор, тормозящий развития отечественного малого бизнеса -это теневой бизнес, неравная конкуренция и высокие темпы роста инфляции. В России на сегодняшний день проблема теневого бизнеса напоминает некий замкнутый круг, который никак не может разомкнуться. В России на сегодняшний день около 40 % юридических лиц уклоняются от уплаты налогов, тогда как в Германии эта цифра достигает порядка всего 7 % [9]. Данные факты говорят о том, что в Германии государство нацелено прежде всего на поддержание мелкого бизнеса в стране, в результате чего предпринимателям нет не только возможности уклониться от налогов, но и необходимости в этом.
Но наиболее сложные препятствия у начинающего предпринимателя в России, на наш взгляд, это проблемы изначального становления бизнеса. Отечественным предпринимателям приходится изначально самостоятельно находить и вкладывать капитал, далее путем проб и ошибок пробиваться сквозь тернии конкурентных, законодательных и социальных джунглей.
Стоит также отметить невысокий уровень экономических знаний у начинающих предпринимателей, что зачастую приводит к губительным для их начинаний ошибкам. В Восточной Германии перед молодыми предпринимателями в конце 80-х –начале 90-х гг. также стояли подобные проблемы, однако государство уже на начальном этапе становления малого бизнеса на территории бывшей ГДР приложило максимум усилий для того, чтобы позаботиться о создании, так называемых, бизнес инкубаторов.
В рамках деятельности данных бизнес-инкубаторов начинающие предприниматели могли получить государственную поддержку на различных уровнях, а именно: в получении земельных и производственных ресурсов по заниженным арендным ставкам, помощи при получении бесплатных консультаций в юридических, бухгалтерских и иных финансовых вопросах. Как показывает практика на примере Германии, бизнес-инкубирование –это довольно весомый вклад в развитие малого бизнеса любого государства, и создание таких бизнес-инкубаторов невозможно без государственного финансирования, а также без поддержки органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Рассмотрим пример бизнес-инкубирования в Германии, как опыт государственной поддержки малого бизнеса. Изначально хотелось бы отметить специфику участия органов государственной власти в формировании бизнес-инкубаторов в Германии, как правило их развивают и поддерживают местные органы государственной власти, то есть поддержка осуществляется прежде всего на региональном уровне с ограниченным вмешательством федеральных институтов. Бизнес-инкубирование в Германии охватывает такой ряд вопросов:
1) Помощь при создании и всестороннем поддержании компаний, занимающихся в развитии сферы хай-тех.
2) Содействие внедрению современных научных разработок в производство, которое включает в себя информационное обеспечение существующих предприятий в плане инноваций в их сфере бизнеса, а также поиск и работу с предприятиями, которые могли бы вложить финансовые инвестиции в развитие той или иной продукции из сферы инноваций [1]
Однако стоит отметить тот факт, что на развитие любого бизнеса в среднем требуется 3–4 года, а в течение этого периода компании находится в довольно неустойчивом положении. Если они развиваются в рамках таких бизнес-инкубаторов, то из этого следует понимать целесообразность их существования с точки зрения покрытия текущих издержек на развитие бизнеса.
В Германии немецкими учеными были проведены следующие исследования: 38 % созданных бизнес-инкубаторов в состоянии самостоятельно покрыть свои расходы (за счет средств, полученных за предоставление аренды помещений по низким арендным ставкам, финансовых услуг, помощи при продвижении бизнес-проектов), однако еще остаются те 62 % бизнес-инкубаторов, которые не в состоянии покрывать финансовые затраты, вложенные на развитие малого бизнеса. [4] Причиной тому являются как раз-таки длительные сроки окупаемости бизнеса, убытки при несостоятельности каких-либо бизнес-проектов из-за неспособности их удержаться на рынке. Из этого следует вопрос, есть ли смысл в существовании и развитии данных бизнес-инкубаторов для самой Германии и для России, включая также политические, экономические и социально-культурные различия данных стран. По оценкам данных Федерации бизнес-инкубаторов Германии известно, что уровень банкротства в данных бизнес-инкубаторах составляет только 5 %. [4] А если рассматривать количество закрывшихся компаний, которые развиваются самостоятельно без поддержки бизнес-инкубаторов, то там наблюдается более печальная картина, поскольку среди них порядка 30 % предприятий в течение 3 лет после своего открытия прекращают свое существование. Из этого можно сделать выводы о том, что бизнес-икубирование все-таки приносит свои положительные плоды на примере Федеративной республики Германии.
Для поддержания собственного авторитета немецкие бизнес-инкубаторы проводят добровольные аттестации, в рамках которых по 10-ти бальной шкале проводится оценка деятельности какого-либо бизнес-инкубатора. Это привлекает большее количество молодых людей, желающих начать свое дело в рамках данного бизнес-инкубатора, коими, как правило, являются молодые научные сотрудники какого-либо университета или начинающие предприниматели, которые еще не богаты опытом ведения бизнеса, которые компенсируется наличием огромного энтузиазма и желания работать в рамках своего населенного пункта. Бизнес-инкубаторы в данном случае являются довольно серьезным подспорьем данным молодым организациям в развитии бизнеса. Таким образом осуществляется один из методов государственной поддержки бизнеса в Германии, который несомненно приводит к положительным результатам, а главное-экономическое развитие данной страны никогда не стоит на месте, генерация идей и внедрение инноваций не встречает на своем пути каких-либо преград.
Кратко проанализировав пример работы бизнес-инкубаторов в Германии, мы пришли к выводу, что данный опыт можно было бы применить и в России. На сегодняшний день в России уже существует ряд примеров бизнес-инкубирования, которые также имеют положительные результаты своей работы. Однако, в нашей стране следует уделить особое внимание оценке деятельности самого процесса взаимодействия бизнес-инкубаторов с начинающими предпринимателями, принцип взаимодействия органов государственной власти, банков и данных бизнес-инкубаторов, а также наладить плодотворную работу и сотрудничество бизнес-инкубаторов с существующими учебными заведениями. На наш взгляд, мы можем перенять стратегическую часть работы данных инкубаторов в Европе и применить это у себя в стране, однако еще существует множество мелких организационных задач, касающихся исключительно специфики нашего государства, ее социально-культурных и законодательных вопросов, над которыми еще нужно работать.
1. Гапоненко АЛ. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эскимо, 2008. 400 с.
3. Буев В. Экспертам не удалось точно определить долю малого и среднего бизнеса в ВВП // Российская Бизнес-газета. 2011. № 824 (42).
4. Гамидуллаева Л. А. Опыт государственной поддержки бизнес-инкубирования за рубежом и возможности его адаптации в России //Вестник Томского государственного университета. 2013. № 369
5. Щербаков М. Л. Бизнес-инкубирование // Сборник методических и аналитических материалов. М., 2006. 123 с.
6. Гамидуллаева Л А. Разработка моделей описания и решения задач управления бизнес-инкубатором как социально-экономической системой: автореф. дис. канд. экон. наук. Пенза, 2009. 24 с.
7. Антоненко И. С. Опыт государственной поддержки бизнес-инкубаторов в странах АТР // Инновационное обновление социального сектора экономики: перспективы и последствия: материалы XIV Кондратьевских чтений. М., 2006. С. 349–357.
8. Гапоненко АЛ. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эскимо, 2008. 400 с.
9. Булова Е. Ф. Конкурентоспособное малое предпринимательство: сравнительный анализ Германии и России //Фундаментальные исследования. 2005. № 7
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, малый бизнес, Германий, государственная власть, государственная поддержка, предприниматель, бизнес, данные, предприятие, проблема.
Источник: obrazovanie-gid.ru
Малые и средние предприятия: опыт Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родиков Борис Иванович
В статье анализируется механизм развития малого предпринимательства германии на базе последних публикаций из немецких газет и журналов. Особое внимание уделяется практическому применению опыта одной из промышленно развитых стран европы в рыночной экономике России. При написании статьи автор использовал специальную непереводную литературу на немецком языке.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родиков Борис Иванович
Малое и среднее предпринимательство по-немецки
97. 02. 008-023. Государственная поддержка малогобизнеса в промышленно развитых странах. (обзор)
Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. Опыт России и Германии
Мировой опыт развития и регулирования предприятий малого бизнеса
Экономика ФРГ в зеркале международных рейтингов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Малые и средние предприятия: опыт Германии»
б и родиков МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОПЫТ ГЕРМАНИИ
Омский государственный технический университет
В СТАТЬЕ АНАЛИЗИРУЕТСЯ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГЕРМАНИИ НА БАЗЕ ПОСЛЕДНИХ ПУБЛИКАЦИЙ ИЗ НЕМЕЦКИХ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ОПЫТА ОДНОЙ ИЗ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН ЕВРОПЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. ПРИ НАПИСАНИИ СТАТЬИ АВТОР ИСПОЛЬЗОВАЛ СПЕЦИАЛЬНУЮ НЕПЕРЕВОДНУЮ ЛИТЕРАТУРУ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ.
Малые и средние предприятия (МСП) являются опорой экономики ведущих стран мира. Их социально-рыночная экономика была бы немыслима без конкурентоспособных, ■ высокопроизводительных ремесленных, торговых, промышленных предприятий, МСП содействуют новациям, образуют перспективные рабочие и ученические места и, таким образом, вносят весомый вклад е поступательный рост экономики и структурные преобразования. Когда речь заходит об освоении перспективных рынков роста, о расширении международного присутствия и использовании возможностей сотрудничества с иностранными партнерами, то МСП придается первостепенное значение.
«Знаменитые предприятия малого и среднего бизнеса», — столь лестно отозвался недавно влиятельный журнал «Business Week» о малых и средних предприятиях в Германии, которые в других европейских странах именуются «small and medium sized entepreneurs». Далее в «Business Week» упоминалось, что «знаменитые предприятия малого и среднего бизнеса в избытке принесли благосостояние и рабочие места послевоенной Германии и сделали страну богаче, чем когда бы то ни было».
Согласно последним статистическим данным, малые и средние предприятия (99 % всех предприятий) составляют основу всей экономики Германии. К ним относятся почти 3,3 млн. малых и средних фирм, а также лица, имеющие собственное дело в сфере ремесел, промышленности, торговли, туризма, услуг и представители свободных профессий. МСП производят 57 % ВВП и обеспечивают работой 70 % занятого населения и предоставляют 80 % всех ученических мест. Это 23,2 млн. человек, 6 млн. заняты в сфере ремесел, 2,6 мпн. — в промышленности, 2,5 млн. — в торговле. 12,1 млн. человек работают в сфере успуг или являются представителями свободных профессий.
МСП имеют перед концернами ряд преимуществ. Прежде всего потому, что во главе первых находятся ярко выраженные и сипьные личности. Во-вторых, когда речь идет о будущем предприятия, руководители небольших фирм в отпичие от крупных программируют собственную деятельность на годы вперед, а не на один-деа квартапа. В-третьих, даже незначительные по объемам производства фирмы имеют выход на мировые рынки. В-четвертых, МСП являются неоспоримыми лидерами в вопросах внедрения новых технологий. В-пятых, МСП в отпичие от руководителей крупных предприятий, видят в своих сотрудниках не просто рабочую силу, а важнейший ресурс для благоприятного функционирования своего предприятия в обозримом будущем,
Кёльнский экономический журнап «impulse», Dresdner Bank и Институт исследования проблем малого и среднего бизнеса проеепи опрос 1027 руководителей фирм В исследованиях фигурировали малые и средние предприятия, которые имели следующие характеристики: минимальный годовой оборот 125 ООО евро, минимум один сотрудник, менее 500 занятых. Под эту категорию подпапии 1,1 мпн. мелких и средних предприниматепей — самых удачпивых и способных, имеющих собственное дело
В Германии существуют только 2400 предприятий, насчитывающих более 500 работников. Однако и среди них имеются такие, которые сами признают себя малыми и Средними предприятиями. Это всегда происходит тогда, когда во главе фирмы стоит ее владепец. Сюда, например, можно отнести такие известные фирмы, как «Sixt», «Stihl», «Oetker» или «Fischer Technik».
МСП в Германии способны стремительно адаптироваться к меняющимся условиям конкурентной борьбы. Вначале они скептически и выжидательно следили эа стремительным развитием сети «Internet» (90-е годы). В то время как новые МСП последовательно развивали это новшество, многие традиционные фирмы придерживались выжидательной тактики.
Тем не менее, за последние два года они успешно сократили отставание. Сегодня приблизительно 80% МСП активно пользуются услугами Internet (в 1999 гаду-56%). И этот факт, несомненно, приносит им ощутимую коммерческую выгоду. Благодаря Internet четыре из десяти предприятий увеличили собственный годовой оборот более чем на 10%.
Благодаря миллиардным инвестициям в Internet МСП образуют огромный потенциал занятости. Малые и средние предприятия создали 2,7 мпн. рабочих мест в Internet. По самым скромным прогнозам, к 2003 г будет создано еще 300000 мест.
Самые гпавные регулирующие функции немецкого государства связаны с обеспечением правового и экономического порядка в стране. Они предусматривают осново-попагающие права на свободу предпринимательской деятельности, а также частную собственность и распоряжение ею. Это законодательно закрепленные принципы само стоя теп ьно го предприниматепьства.
Государство может вмешиваться в экономический процесс, если частный сектор не в состоянии своевременно приспособиться к существующим или изменившимся условиям деятельности (например, в области охраны окружающей среды) или устранить недостатки экономического развития. Важное значение при этом имеет принцип соответствия государственного вмешатепьства правилам рыночной экономики, смысл которого в обеспечении справедливых условий и высокого уровня конкуренции. Усилия направлены на создание и сохранение максимального числа производительных МСП. Антимонопольное за-конодатепьство препятствует отдельным субъектам доминировать на рынке.
Правительство ФРГ выступило инициатором изменения бюджетно-налоговой политики, одной из главных целей которой является снижение налоговой нагрузки прежде всего на малые и средние предприятия. Налоговая реформа предполагает осуществить это за счет последовательного снижения налоговых ставок и увеличения налогооблагаемого минимума по основным налогам. Снижение налогового бремени для МСП имеет для Германии первостепенное значение, ибо предпринимательский ландшафт страны на 81 % состоит из малых предприятий и почти на 19 % из средних. Напомним, что на допю МСП приходится 44,8 % всего налогооблагаемого оборота
В России надо разработать эффективную систему налогообложения. чтобы она гарантировала и благополучие бизнесмена, и солидные вливания в казну. Опыт Германии наглядно свидетельствует о том, насколько важно стимулирование количественного роста предприятий малого и среднего бизнеса. Фискальная направленность политики российского правительства лишает МОП возможности обеспечить стартовый капитал, добиться выделения краткосрочных (не говоря уж о долгосрочных) инвестиций. В Германии, например, в целях увеличения притока капиталов в реальный сектор обычно практикуются государственные программы предоставления государственных гарантий и субсидирования процентных ставок по кредитам. С помощью таких программ резко сокращается потребность в прямых бюджетных ассигнованиях на нужды кредитования МСП.
Субсидирование процентных ставок дает возможность МОП уменьшить издержки, а банковские кредиты становятся более доступными и привлекательными. Государственные гарантии в России для субъектов малого бизнеса до сих пор остаются благим пожеланием.
А в Германии, например, новые рабочие места создаются исключительно благодаря сектору МСП. Начинающий предприниматель при создании собственного дела безвозмездно получает около 25 тысяч евро. И абсолютно никто не считает, что это «даровые приношения» бизнесу потерянными для госбюджета средствами. В России же возможности предприниматепя чрезвычайно Скромны: все, что заработано, идет на уплату многочисленных налогов, а не на расширение собственного производства.
Как уже упоминалось выше, многие западные правительства, в том числе и Германии, субсидируют лиц, создавших и развивающих собственное дело. Законы, стимулирующие предпринимателей из числа безработных граждан, приняты в Австрии, Швеции, США и других странах. Наиболее распространенный вид государственной финансовой поддержки — предоставление субсидий, беспроцентных ссуд и содействие в получении льготных кредитов.
Размер необходимого стартового капитала обычно составляет не менее 20 тыс. долларов. В Германии эта цифра достигает 26 тыс, долларов. Произошел резкий скачок количества начинающих предпринимателей из числа безработных граждан. К примеру, если с 1991 г. по 1994 г. на открытие собственного дела в Германии получили субсидию 108 тыс. безработных, то в 1995-1996 г — уже 338 тыс.
Данные наблюдения свидетельствуют, что безработные, рискнувшие открыть собственный бизнес, выступают в качестве предпринимателей отнюдь не хуже, чем другие самозанятые. Например, в Германии 70,4 % получателей финансовой помощи сохранили свой бизнес в течение трех лет после его образования. В то время среди «обычных» коммерсантов таковых имелось 64 %.
Германия уже сегодня стала одной из самых благоприятных стран для иммигрантов. Поданным Международного бюро по вопросам миграции (МБВМ), в 1998 г. в 15 государствах ЕС проживало 11 млн. иностранцев, в том числе в Германии-5 млн.. во Франции-более 2. Германия с9% иностранцев в общей численности населения по данному показателю лидирует в ЕС.
Нынешняя ситуация в России в значительной степени напоминает то состояние, в котором находилась послевоенная Германия. Крах милитаризированной экономики и необходимость структурной перестройки, потеря весьма значительных территорий — все это позволяет увидеть в послевоенной Германии многие хорошо знакомые черты постсоветской России.
Мощный импульс в развитии российско-германских отношений придаст двусторонняя рабочая встреча бизнесменов обеих стран, которая, по прогнозам, состоится веской 2003 г. в Москве. Глава представительства немецкой экономики и управляющий член правления Союза( немецкой экономики е Российской Федерации Андрее фон Кнооп, под председательством которой пройдет данный форум, твердо верит в Россию, она убеждена, что у нашей страны большое будущее, несмотря на трудность переходного периода. Россия была, есть и будет важным и интересным экономическим партнером ФРГ. А это означает, что использование опыта такой процветающей западноевропейской страны, как Германия, послужит «архимедовым рычагом» для российской экономики.
1. G. Kbhlhom. Mittetstflndische Unternehmen// Deuts chland.-2002.-№1.-8.24-28.
2. Mittelstand — Rbckgrat der deutschen Wirtschaft// Markt-2002.- № 20.-s.7.
3. Галицкая C.B. Основные направления налоговой реформы в ФРГII Аудитор.-2002 — №1.
РОДИКОВ Борис Иванович, ассистент кафедры «Маркетинг и предпринимательство».
Т.Д. Синявец. Управление персоналом в малом бизнесе: Монография./ГД.Синявец. — Омск: Иэд-во Омского гос. ин-та сервиса, 2000.-136 с.
В работе рассматриваются актуальные теоретические и практические проблемы управления персоналом в организациях малого бизнеса в зависимости от численности работников и этапов жизненного цикла организации. Большое внимание уделяется обоснованию значимости системного подхода к проблеме управления персоналом в современных рыночных условиях. Применение системного подхода к проблеме позволило выделить основные элементы системы управления персоналом, обосновать функции управления персоналом, объективно присущие любой современной организации.
Разработанные автором основные положения управления персоналом в организации малого бизнеса позволяют упорядочить деятельность руководителей в данной области управления, выделить наиболее важные функции управления персоналом и определить необходимый объем реализации в зависимости от численности работников на этапах роста, развития им зрелости организации.
Для руководителей организаций малого бизнеса, научных работников, консультантов, студентов и аспирантов.
Источник: cyberleninka.ru