В целом, как позитивную. Такие направления, как маркетинг, стратегическое планирование, реклама, диджитал — стабильно популярны и динамично развиваются, отвечая потребностям рынка. И дело тут не только в том, что количественно этих специалистов требуется все больше и больше, но дело в самой сути этих профессий.
Все они относятся к сфере непрерывного образования, т.к. для всех этих профессий свойственны постоянное развитие и изменение. Знания, которые сегодня модны, актуальны, в тренде, через полгода нуждаются в апгрейде. Каждый специалист должен держать руку на пульсе индустрии.
Для этого ему необходимо быть в курсе новинок и трендов, смотреть, что делают другие, следить за технологиями и научными открытиями. За всем успевать трудно, поэтому приходится периодически учиться. Поэтому, с одной стороны, в эту сферу приходят новые люди — за профессией. С другой стороны, профессионалы хотят овладевать новыми навыками. Помните, как в книге «Алиса в стране чудес»: нужно изо всех сил бежать лишь для того, чтобы оставаться на месте.
Как обесценивается высшее образование
Насколько отечественная индустрия бизнес-образования отличается от зарубежной? Какая страна или международный концерн являются пионерами в области бизнес-образования и задает тренды, на которых российским компаниям стоит равняться?
В России бизнес-образование возникло довольно поздно. И поэтому мы только учимся этому учить. В чем особенная сложность? Учить бизнесу надо не просто на очень практичной теории или на собственной практике, а на кейсах. При этом следует понимать, что кейсы и практика — это не одно и то же. Кейс — это, как правило, большой масштабный проект с осмысленным результатом.
А поскольку у нас бизнесы только в стадии запуска или начала пути, то и кейсы пока не закончены, результаты не получены, выводы не сделаны. По этой причине многие проекты еще не достигли уровня кейсов.
Я училась копирайтингу сама. Анализировала успешные фестивальные кейсы (слоганы, логика построения текстов, выстраивание коммуникации с потребителем и т.д.). Со временем я поняла, что именно на таких кейсах ты учишься делать большие проекты, мыслить масштабно. Приведу пример.
Слоган для известной британской сети Sainsbury’s: Try something new today — был придуман для амбициозной цели: увеличить за 4 года бизнес по всей сети на 2,5 биллиона фунтов. И я подробно рассказываю этот бизнес-кейс студентам, т.к. без этого не будет понятно, почему было принято именно такое решение. Именно такие кейсы готовят копирайтеров, думающих о бизнесе.
Когда я готовила программу для обучения рекламных креативщиков, я ориентировалась на Miami Ad School, которая готовит Каннских* победителей (*Cannes Lions — в мире самый престижный фестиваль рекламы) и креативных директоров ведущих мировых рекламных агентств. Еще я бы назвала Hyper Island (Стокгольм) — они лидеры по подготовке кадров для индустрии цифровых технологий. В области брендинга я ориентируюсь на голландцев, т.к. у них, на мой взгляд, самые интересные европейские кейсы, задающие тренды в маркетинге и брендинге.
Мысли Миллиардера: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НУЖНО ЛИ? ДИПЛОМ пустая ТРАТА ВРЕМЕНИ! Игорь Рыбаков
Так что глобально в вопросах бизнес-образования в первую очередь стоит равняться на кейсы крупнейших международных компаний.
Насколько насыщен рынок бизнес-образования в России? Удовлетворяет ли он потребностям потребителей? Существует ли на рынке запрос на образовательные бизнес-продукты, которые рынок не в состоянии удовлетворить?
Отечественный рынок бизнес-образования находится в процессе становления. Очень многого в нем пока что нет. Мы только научились готовить «джуниоров» (младшие специалисты). Но у нас нет хороших предложений для среднего звена. И совсем нет образовательных продуктов для руководителей и директоров.
Не хватает также хороших профессиональных специализированных курсов по отдельным навыкам.а хотите научиться HR-брендингу. Или хотите создать свой видеопродакшн (при этом снимать вы умеете). Или хотите научиться неймингу. А теперь скажите, куда вы пойдете, чтобы удовлетворить свою тягу к знаниям? Оставляю эти вопросы открытыми.
Насколько велик на рынке процент серьезных игроков в сравнении с компаниями-однодневками и инфо-цыганами различного уровня?
Образовательных брендов в бизнес-образовании очень и очень мало. И каждый, кто хочет овладеть системными умениями или конкретным навыком, попадает в ситуацию «серфинга»: вынужден ходить на открытые лекции, спрашивать знакомых, проводить мини-исследования, чтобы найти хоть что-то приближенное к своему запросу.
Недавно один мой выпускник — режиссер — обнаружил, что актерских школ много, но нет ни одной школы или курсов, которые бы учили режиссеров актерского мастерству и работе с актерами. Есть множество других профессиональных запросов. И все они ждут своего часа.
На мой взгляд, тема непрофессиональных педагогов существует, но непрофессионалы есть в любой сфере (актеры, врачи, экономисты, сантехники, дизайнеры). Дело не в них, а в том, что образованием заниматься очень сложно. И очень сложно постоянно менять вектор в зависимости от тех требований, которые диктуют время и конкретная ситуация.
Насколько прибыльным бизнесом может быть бизнес-школа в России?
Как любой бизнес, это может быть как прибыльно, так и убыточно. Прибыльно ли делать сыр? Театр? Моду? Современное искусство?
На этот вопрос может позитивно ответить только тот, кто любит свое дело.
Насколько обосновано современное ценообразование на качественное образование в сфере бизнеса? 1 млн за курс — это дорого?
Сложный вопрос, учитывая разницу в з/п разных людей и учитывая разницу в з/п Москвы и регионов. Но я думаю, что немногие в нашей стране могут потратить в месяц больше 50 тысяч на образование. Что касается 1 миллиона за курс, то вопрос в том, что можно получить за эти деньги? Если это инвестиция в свой проект, и образование помогает поставить его на ноги, то это может иметь смысл.
Аналогично, если речь идет о годовом обучении и технологических экспериментах. В остальных случаях — это цена далекая от возможностей большинства людей.
Как мировая пандемия повлияла на ваш бизнес?
Пандемия «диджитализировала» образование. Мы стали учить через Zoom и подобные платформы. И под «учить» я понимаю не только лекции, но и брейнштормы, практикумы, зачеты, круглые столы и (!) даже занятия хореографией.
Представляете, у нас режиссеры музыкального видео занимаются хореографией, чтобы почувствовать движение и научиться его снимать — и делают это не только в классе, но и удаленно (из разных городов России и мира). Благодаря пандемии мы перешли на смешанный формат преподавания, и нашими студентами на 15% стали ребята из Египта, Китая, Испании, Англии (это наши русские соотечественники, которые живут за пределами Москвы), а также молодые люди из всех концов России и бывшего СНГ (Сибирь, Казахстан, Белоруссия, Юг России). Они привносят «местный» колорит в креатив и продакшн и иногда задают тон своим «по-ломоносовски» жадным желанием учиться по-максимуму и достигать сверх результатов.
Ну, и, конечно, стали востребованы модные направления, которые готовят специалистов для цифровой среды. Здесь я имею в виду самый широкий аспект этой темы. Это не только digital-профессии (таргетологи, digital-стратеги, smm-менеджеры, контент-менеджеры). Я имею в виду цифровых продюсеров, блогеров, ТикТок-режиссеров, шоураннеров. А также более традиционные и уже классические рекламные специализации: копиратинг, арт-дирекшн, стратегия, маркетинг, режиссура, PR, но с расширенным функционалом работы в офф- и онлайн среде.
Какой запрос на бизнес-образование сейчас существует у среднего креативного класса?
У меня есть своя теория, что сейчас в сфере коммуникации нет чистых креативщиков или маркетологов или диджитальщиков. Потому что индустрия требует от каждого единства трех составляющих: креативность, стратегичность и диджитальность. И каждый специалист должен обладать всеми тремя экспертизами, чтобы уверенно чувствовать себя в любом бизнесе и на любом проекте. Отсюда тренд на модульность образования (сочетания этих компетенций в программе) и на модульность готового специалиста (чье портфолио должно содержать в себе эти три экспертизы).
Каков средний уровень студента: это уже состоявшиеся специалисты, желающие повысить квалификацию, новички, жаждущие опыта, заслуженные профессионалы, страдающие синдромом самозванца или же люди, желающие получить очередной диплом для галочки, дабы повесить его на стену в красивую рамочку над рабочим столом?
За последние несколько лет наша аудитория стала более взрослой. Возможно, причина — в неуверенности тех, кому 30+, в своих знаниях. Я бы выделила среди них две целевые аудитории. Первая — это те, кто приходит «с нуля» получить новые для себя знания (поменять профиль, попробовать что-то совсем новое) — для них это кардинальная смена парадигмы: был стоматологом — стал режиссером, был юристом — стал стратегом, был бухгалтером — стал дизайнером. Вторая группа — это люди с синдромом самозванца, у которых нет профильного образования, и они приходят закрыть этот гештальт: систематизировать знания, встряхнуться, получить новые связи, защитить диплом.
Дипломы в нашей индустрии пока не очень востребованы, и трудоустройство происходит на основании совсем других критериев — это хорошее резюме, хорошее портфолио и хорошие рекомендации. Поэтому для многих наших студентов диплом как таковой не имеет ценности. Но я всегда говорю, что диплом должен быть. И мотивирую это тем, что диплом в жизни хотя бы раз может сыграть ключевую роль. Еще для студентов бывает важно «маме показать», но за этим, как мне кажется, стоят глубинные инсайты: гордость пройденным путем, гордость новым профессиональным уровнем, преодоление трудностей и цена каждой оценки, полученной у профессиональной комиссии.
Что приводит к вам клиента: желание получить новые знания, систематизировать уже имеющийся опыт, учиться в удобном формате или может быть завести новые бизнес-связи в процессе обучения?
Едва ли не первую роль в выборе образовательного бренда играет масштаб его нетворкинга. То, что институт знакомит студентов с работодателями, организует нетворкинг, публикует вакансии, устраивает Ярмарку вакансий, колаборирует студентов смежных направлений — это невероятно важно.
Не менее важен в ходе обучения реальный опыт — и здесь предпочтение отдается тем образовательным проектам, где обучение проходит на реальных брифах, дипломы — на реальных клиентах, есть стажировки, экскурсии в компании. И еще очень важно — т.к. наша индустрия амбициозная — фестивальная направленность школы. Ведь каждая победа — это личное место в рейтинге и это внимание экспертов к конкретному студенту. Поэтому наличие в программе предметов, организующих активность студентов («Фестивальный креатив», «Ивенты», «Концептинг») является конкурентным преимуществом школы. Не менее важно партнерство с крупными работодателями (в рекламе это сетевые холдинги), а также квоты (бесплатное участие) для студентов на фестивалях (Wordshop ежегодно участвует в российских фестивалях ADCR и Red Apple, а за пределами страны в AdStars — самом крупном фестивале в Азии).
Разработки компании — уникальные продукты компании или же вы работаете в партнерстве с крупнейшими мировыми бизнес-школами, адаптируя их методики для российской аудитории?
Все наши программы авторские, мы их создаем сами под запрос индустрии. Происходит это следующим образом: мы понимаем, что надо от специалиста работодателям, и от этого конечного продукта следует все остальное: пишется программа, подбираются спикеры, брифы для курсовых и дипломов, критерии набора и выпуска студентов. Практику мы придумываем также сами. Но в этом нет надуманности.
В качестве практики мы используем те виды работы, которые приняты в индустрии в данной профессии. Например, рекламный стратег должен уметь написать креативный бриф, разработать позиционирование, провести конкурентный анализ, написать бренд-стратегию. И из этих «должен уметь» мы строим как теоретическую часть программы, так и ее практическую часть. В результате сегодня мы имеем уникальные авторские программы по направлениям, которые практически нигде не преподаются. Это стратегия бизнеса, медиа стратегия, цифровое продюсирование, режиссура рекламного, музыкального и фэшн видео, продюсирование брендированного контента.
Предлагаете ли вы англоязычные программы и велик ли спрос на обучение на английском языке? Как бы вы оценили средний уровень английского ваших студентов?
Английский безусловно важен, т.к. все маркетинговые кейсы и ресурсы англоязычные. Многие наши педагоги работают в международных компаниях, поэтому у них презентации написаны на английском языке, хотя преподают они на русском. На мой взгляд, уровень английского каждый год растет. Сейчас он хороший и достаточный для работы в международных компаниях и с западными специалистами.
Расскажите о ваших планах на будущее: планируется ли экспансия в регионы и рынки СНГ? Будете ли вы расширять номенклатуры предлагаемых для изучения дисциплин и программы обучения на других языках?
Бизнес-образование в России: состояние и перспективы
2022 год стал очередным непростым периодом для бизнеса. Однако инвестиции в развитие собственных навыков, а также компетенций сотрудников всегда остаются актуальными. Часть топ-менеджмента столкнулась с проблемами, требующими моментальных ответов на вопросы, и с недостаточной подготовкой коллег. Обсудим, как изменилось бизнес-образование в России за прошедший год и чем оно может помочь.
Александра Самойловских
ректор Mosсow Business School
⏱ 2 минуты полезного чтения
Адаптация к новой реальности
Бизнес-школы оперативно видоизменили продуктовую линейку под потребности новой реальности. Были запущены актуальные направления и продукты:
● связанные с санкционными изменениями;
● адаптированные к внешнеэкономической деятельности;
● рассматривающие экспортный маркетинг;
● учитывающие импортозамещение в ИТ;
● принимающие во внимание комплаенс-риски.
Все эти темы преподаются как отдельные краткосрочные курсы, так и входят в длительные программы МВА.
Тренды в образовании
С учётом запроса на индивидуальный образовательный трекинг школам было важно расширить коллаборации с бизнесом и усилить отраслевые программы. Предприятиям, в свою очередь, это дало возможность повышать квалификацию сотрудников и растить специалистов внутри компании.
Пандемия ускорила цифровую трансформацию, а вместе с этим появился тренд на онлайн-обучение. Но по итогам 2022 года видно, что спрос повысился на гибридный формат учёбы, а иногда и полностью очный. Людям важно не только получать фундаментальные знания, но и устанавливать контакт с единомышленниками.
Расширение социальных связей — неотъемлемая часть бизнес-образования.
Явно заметен интерес к развитию софт-скилов. А совершенствовать полученные навыки практически невозможно без кейсов, игр и моделирований ситуаций в очном формате. Соответственно, растут запросы на курсы, тренинги, конференции и мастер-классы.
Релокация экспертов и топ-менеджеров предоставила возможность специалистам среднего звена занять более высокие позиции на предприятиях, что также усилило интерес к бизнес-образованию. Особенно возрос спрос на краткосрочные программы, где за минимальный срок обучения можно получить максимум практических инструментов.
Изменение организационной структуры компаний в связи с оттоком специалистов повлияло на необходимость формирования кадрового резерва. Сформировался рост запросов на корпоративное обучение: бизнес-игры, стратегические сессии, экспресс-консалтинг. Также заметно увеличился интерес к программам, связанным с GR-менеджментом.
Спрос на интеграцию бизнес-обучения с посещением производства также будет актуальным, меняются только локации для стажировок. Как в РФ, так и в дружественных странах.
Образование — выгода для компаний и людей
В 2023 году сохраняется тренд на междисциплинарный подход к обучению, появляются новые должности и профессии. Времена, когда каждый занимался своим делом, уже прошли — сейчас важно расширять границы профессиональных навыков в смежных областях. Наиболее привлекательными становятся универсальные сотрудники. У бизнеса сейчас нет возможности значительно увеличивать штат задействованных специалистов. А чтобы улучшить экономическое состояние и найти точки роста, необходимы новые компетенции кадрового состава.
Вакансии дня
HeadHunter
- О компании
- Наши вакансии
- Реклама на сайте
- Требования к ПО
- Защита персональных данных
- Безопасный HeadHunter
- Этика и комплаенс
- HeadHunter API
- Партнерам
- Инвесторам
- Условия оказания услуг
- Условия использования сайтов
Новости и статьи
- Новости рынка HR
- Жизнь в компании
- ИТ-проекты
- Рейтинг работодателей России
Сервисы для соискателей
- Готовое резюме
- Все сервисы
- Профориентация
- Продвижение резюме
- Хочу у вас работать
- Производственный календарь
- Экспертная рекомендация
Молодым специалистам
- Карьера для молодых специалистов
- Школа программистов
- Школа продактов
- Поиск сотрудников
- Помощь
- Пользовательское соглашение
- Каталог компаний
- Работа по профессиям
- Уведомления в мессенджер
Сегодня на сайте 1235756 вакансий , 64298508 резюме , 1940672 компании и за неделю 3285558 приглашений
Источник: hh.ru
Эксперты Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию обсудили проблемы развития бизнес-образования в России
08.12.2022
8 декабря в формате видеоконференции состоялось заседание Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию, в ходе которого обсудили проблемы развития российского бизнес-образования и возможные предложения по его развитию. Мероприятие проводилось в рамках подготовки к заседанию Совета руководителей торгово-промышленных палат, которое состоится в ТПП РФ 21 декабря 2022 года.
Модератором мероприятия выступила заместитель председателя Комитета, ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей Анна Палагина. Обратившись с приветственным словом к участникам заседания, она предложила обсудить лучшие практики торгово-промышленных палат в сфере делового и бизнес-образования.
Об опыте реализации бизнес-образования в дистанционном формате рассказали вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Карелина Людмила и начальница научно-исследовательского экспертного центра Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Юлия Кайзер. Президент Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Рафаэль Шагеев указал на эффективность работы дистанционной платформы МИМОП как главенствующей структуры в области профессионального образования специалистов системы торгово-промышленных палат. По его словам, цифровизация образования выступает инструментом для расширения горизонтов обучения.
О трендах бизнес-образования рассказала вице-президент Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» Елена Дюкарева, сделав акцент на наиболее востребованных образовательных направлениях, которые отмечают эксперты ЛОТПП.
Председатель Комитета по образованию при Новосибирской торгово-промышленной палате Михаил Гольдберг рассказал о развитии дуального обучения при организации корпоративного обучения.
Член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, проректор МИМОП ТПП РФ Полина Шашкова прокомментировала работу, которую ведет МИМОП в сфере реализации федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» и поделилась итогами совместной работы института с двумя федеральными операторами – РАНХиГС и «ВорлдСкиллс Россия».
От имени Союза «Одинцовская торгово-промышленная палата» выступила председатель ассоциации «РАСТО» Ольга Селезнева, которая в ходе презентации, посвященной опыту российской ассоциации автомобильных дилеров и независимых автосервисов России представила лучшие практики палаты в сфере делового и бизнес-образования.
Мероприятие завершилось выступлением р уководителя правления некоммерческого партнерства «Сообщество Бизнес-тренеров», члена Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию Ирины Ивановы, которая рассказала об итогах последней встречи участников проекта «Бизнес-тренеры России», где обсуждали тему стандартизации рынка бизнес-тренингов. По мнению Анны Палагиной создание реестра сертифицированных бизнес-тренеров может стать полезным инструментом для предпринимательского сообщества при организации обучения сотрудников.
В ходе заседания также обсуждалось участие системы торгово-промышленных палат во Всероссийском конкурсе «Мастер бизнес-тренинга» и проведении Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству», финальные мероприятия которого пройдут 11 и 12 декабря.
Подводя итоги заседания, Анна Палагина попросила членов Комитета и участников заседания к 15 декабря прислать в МИМОП предложения по развитию бизнес-образования. Ректор обратила внимание, что Институт будет рекомендовать, обобщать и включать в свою работу практики, которые прозвучали на сегодняшнем заседании.
Источник: www.iimba.ru