Проблемы малого и среднего бизнеса в России статья

Проблема развития малого и среднего бизнеса давно являлась одной из ключевых проблем нашей страны, решение которой в строго необходимой степени требовалось для наращивания темпов экономического развития.

6241 просмотров

Уровень актуальности данной проблемы в высшей степени обострился в связи с введением санкций против России странами Запада и последовавшим за этим ответом в виде контрсанкций. Это привело к возникновению суровых условий ведения предпринимательской деятельности для субъектов малого и среднего бизнеса и замедлению экономического роста.

Вместе с тем, с самых высоких трибун регулярно звучали и продолжают звучать заявления о неминуемом оздоровительном эффекте подобных условий, потому что, по оценкам ряда экспертов, сложившаяся ситуация рынка заставит сектор МСП приспосабливаться и решать задачи по импортозамещению и диверсификации экономики страны.

​ Из интервью Д.Мантурова газете «Ведомости»

Таким образом, на малый и средний бизнес возложена фундаментальная роль в решении задач по ускорению темпов экономического развития страны. Каковы же перспективы этого развития? Что делать государству и как бизнесу помочь самому себе в условиях кризиса и «санкционных войн»?

«Здесь и сейчас». Проблемы малого бизнеса (7.04.2015)

Роль малого бизнеса в экономике

Малый бизнес является одним из основных элементов рыночного хозяйства. Он способен оживить экономику, формируя необходимый сегодня средний класс, который должен составлять значительную долю активного населения в экономике. Западные страны отводят ведущее место именно малому бизнесу. Рост экономики в западных странах связывают именно с возрастанием значимости МСП сектора, и там ему сознательно отводится ведущее место.

Развитие малого бизнеса способствует сокращению числа безработных, росту уровня доходов населения, развитию конкуренции, увеличению налоговых поступлений в бюджет, обеспечению благоприятных условий формирования потенциала в науке и производстве.

Тем не менее, российская и зарубежная практика свидетельствует о важности госвмешательства в развитие малого бизнеса для выполнения им общественно значимых функций. Действующие условия кризиса и санкций, а также ограниченности бюджетных средств подталкивают к необходимости выбора эффективных механизмов и новых методов стимулирования развития предприятий.

​Основные инструменты господдержки малого бизнеса в США и странах Европы

Осуществление эффективных и действенных мер политики государства предполагает наличие реального представления об актуальном состоянии МСП сектора и особенностях его развития в стране.

Что с малым бизнесом сейчас?

Под малым бизнесом понимается совокупность мелких и средних предприятий, являющихся участниками экономического рынка. Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации по состоянию на 10.09.2019 соответствующих субъектов насчитывается 5 813 278, при этом малых предприятий – 225 556, средних предприятий – 16 977, микропредприятий – 5 570 745. Сумма среднесписочной численности работников, занятых в данных субъектах составляет 15 428 476 человек.

Проблемы малого бизнеса и предпринимателя в России

​Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России согласно данным ФНС.

По сравнению с аналогичными данными годичной давности наблюдается резкая отрицательная динамика. Количество субъектов уменьшилось более чем на 100 000. За год прекратили свое существование около 80 000 микропредприятий, 25 000 малых предприятий и 2 000 средних. Общее количество работников сократилось на полмиллиона человек.

Вклад МСП сектора в ВВП России относительно развитых европейских стран минимальный.

​Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ за период 2012-2017 гг.

Как видно из предложенной выше статистики доля МСП в ВВП России снизилась до минимального уровня в 2014 году, во время усиления мирового экономического кризиса и введения экономических санкций против нашей страны. За представленный период показатель доли МСП не превышал 21,2%. В 2018 году он по-прежнему сохраняется на уровне 21%.

Роль малого бизнеса в экономике РФ остается довольно незначительной. Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте России, точно также, как и занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.

Малый бизнес в западных странах является непосредственным источником роста экономики страны. Там существует настоящий культ малого предпринимательства, в результате чего преобладающая часть американского и европейского бизнеса относится именно к категориям «малого» и «среднего».

Государственная политика России, направленная на поддержку малых предприятий, неэффективна. Если мы обратим внимание на отраслевая структуру МСП, то увидим, что высокие темпы развития наблюдаются лишь в сфере оптовой и розничной торговли, которая составляет 37% от общей доли МСП, 21,7% принадлежит предприятиям, осуществляющим операции с недвижимым имуществом, далее идут строительные организации.

​Структура малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в 2019 г.

Сложившееся положение требует реорганизации структуры МСП посредством разработки мероприятий, создания норм и реализации программ, направленных на увеличение доли малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики.

Что делать государству?

Основными направления повышения эффективности функционирования малого и среднего предпринимательства следует считать:

  • Улучшение условий кредитования. Понижение ставок и решение проблем залогового обеспечения.
  • Выработка новых кредитных программ. Долгосрочные займы для инновационных компаний с высокопроизводительными рабочими местами.
  • Предоставление грантов. Прежде всего для предприятий в сфере сельского хозяйства, промышленности, товарного производства, высоких технологий, социальных услуг.
  • Создание комплексной инфраструктуры объектов, оказывающих помощь предпринимателям.
  • Постоянный мониторинг эффективности предпринимаемых мер и их совершенствование.

Также важно отметить, что одной из ключевых причин, позволяющих успешно развиваться малому бизнесу, является целостное налоговое законодательство и налоговые льготы. Практика зарубежных стран в этой области и их опыт построения системы налогообложения в сфере малого бизнеса не может не вызывать интереса.

Так, в большинстве развитых стран малому бизнесу на законодательном уровне присваивается статус особого субъекта госрегулирования. Социальная и экономическая значимость МСП сектора определяет особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально существующим экономическим пропорциям внутри данного сектора.

Читайте также:  Где поиграть в бизнес игры

Результатом такой политики экономически развитых стран является создание благоприятной макро- и микроэкономической среды в равной степени для предприятий любого размера.

Что делать бизнесу?

Кризис и санкции повлекли за собой возникновение массы проблем, большая часть которых остаются актуальными и сегодня:

  • недостаток оборотных средств;
  • снижение курса рубля / валютная нестабильность;
  • снижение спроса на продукцию;
  • недоступность заемных финансовых ресурсов;
  • ухудшение условий поставки сырья и комплектующих;
  • сокращение объемов производства компании;
  • сокращение инвестиционных программ компании / их перенос на более поздний срок;
  • невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг.

Без поддержки со стороны государства бизнес, конечно, не справиться со всей этой массой проблем, но, чтобы оставаться на плаву в текущих условиях, ему необходимо применять всевозможные уместные для конкретной компании антикризисные меры, среди которых наиболее распространены:

  • сокращение расходов;
  • реализация программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;
  • оптимизация затрат предприятия без снижения выпуска продукции;
  • продажа непрофильных активов;
  • повышение цен;
  • переориентация на выпуск иной продукции;
  • сохранение/увеличение инвестпрограмм;
  • сокращение производства/оказания услуг.

Несмотря на тяжелое положение, в котором оказался бизнес в результате введения санкций и влияния мирового экономического кризиса, у него появился ряд возможностей. К ним относят:

  • импортозамещение;
  • увеличение рынка сбыта продукции и услуг компаний внутри страны;
  • рост конкурентоспособности;
  • диверсификация бизнеса;
  • заключение новых госконтрактов;
  • рост экспорта.

Описанные выше пункты неоднозначны и носят дискуссионный характер. Позитивные оценки санкций со стороны государства не всецело разделяются бизнес-сообществом. Так, согласно статистике Российского союза промышленников и предпринимателей, влияние санкций на процесс импортозамещения рассматриваются позитивно только половиной опрошенных компаний.

​Опрос РСПП «ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ ДЛЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА». В опросе принимали участие 55 компаний.

Заключение

В условиях экономического кризиса и санкций представители малого и среднего предпринимательство страдают одними из первых, поскольку менее всего защищены от внешних экономических воздействий. Предпринимаемые многочисленные попытки правительства обеспечить поддержку малого предпринимательства, выражающиеся в налоговых каникулах, грантах, кредитах, субсидиях, льготах и прочих мерах, не позволяют выйти ему на должный уровень развития. Государству необходимо выработать комплексный подход, который бы включал использование всех инструментов государственного регулирования и опирался на опыт ведущих европейских стран и США. Только с помощью грамотной поддержки со стороны государства МСП сектор сможет занять свое место в экономике РФ и стать решением ее современных проблем.

Источник: vc.ru

Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России

В статье рассмотрены проблемы и тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России, суммированы факторы, препятствующие активному развитию предпринимательства, и намечены пути активизации работы в соответствие с задачами новой стратегии развития предпринимательства.

предпринимательская деятельность, предпринимательский климат, малое и среднее предпринимательство, индекс предпринимательской уверенности, предпринимательские компетенции, стратегия развития предпринимательства

JEL-классификация: M13, L26, L23

Цитировать публикацию:

Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б. Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 3. – С. 203-214. – doi: 10.18334/rp.18.3.37285
Zavyalov, D.V., Saginova, O.V., laquo;Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству. Сборник тезисов докладов. Москва, 2014. – С. 117-124.
4. Медведев Д. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. – 2016. – № 10. – С. 5-30.
5. Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования взрослых // Человек и образование. – 2010. – № 4. – С. 158-162.
6. Кузнецов В.И., Есина А.Р., Свиридовский В.Д., Быстров А.В., Филиппов В.С., Завьялова Н.Б., Завьялов Д.В., Сагинова О.В. и др. Результаты оперативного мониторинга социально-экономического развития России и субъектов РФ // Аналитические записки — Ситуационный центр социально-экономического развития регионов. – 2016. – № 17.
7. Рубин Ю.Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. – 2015. – № 11. – С. 5-17.

Источник: creativeconomy.ru

Актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства в РФ | Глущенко Ирина Владимировна

Малый бизнес занимает особое место в экономической системе развитых стран. В России развитие малого предпринимательства – это сравнительно новая тенденция в развитии экономики. Малые предприятия не требуют крупных стартовых вложений и способны наиболее быстро и экономно решать проблемы формирования и насыщения рынка потребительских товаров, способствуют преодолению монополизма в экономике, развитию конкуренции.

Новое позиционирование государственной политики в сфере предпринимательства сформулировано и в посланиях Президента РФ Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию. Президент России в ежегодном послании к Федеральному Собранию обозначил базовые ценности «добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства — это такие же базовые консервативные, подчеркнул, ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны» [8], а также сделал акцент на том, что развитие предпринимательства в целом, а сектора МСП в частности является стратегической необходимостью повышения политической, экономической и социальной стабильности российской общества.

Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:

увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего

доходы граждан и сглаживает дис

пропорции в благосостоянии различных

Однако, несмотря на важную роль, которую играет малое предпринимательство в экономике государства, чаще всего оно не в состоянии способствовать своему развитию самостоятельно, ему не хватает как финансовой, так и нефинансовой поддержки. Мероприятия, проводимые государством не всегда эффективны, их не всегда бывает достаточно. В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 70%. В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей.

Читайте также:  Где создать сайт для бизнеса

Актуальность темы исследования заключается в исследовании малого предпринимательства в России как сектора российской экономики, который наиболее быстро решает проблемы повсеместного обеспечения занятости населения, насыщения рынка конкурентоспособными и дешевыми товарами отечественного производства, повышения уровня национального благосостояния, расширения налогооблагаемой базы региональных и местных бюджетов, смягчения остроты социально- экономических последствий рыночных реформ.

Явную поддержку малому предпринимательству в нашей стране оказывает Президент, Правительство и федеральные органы власти. Однако роль местных властей в развитии малого бизнеса, чаще всего негативная. В первую очередь из-за оказываемого давления контрольных процедурных функций. Получается ситуация, когда уровень власти,

который ближе всего к малому предпринимательству, менее всего настроен содействовать его развитию.

Объект данной исследовательской работы – государственное регулирование малого предпринимательства.

Предмет данного исследования – методы государственного регулирования малого предпринимательства в муниципальном образовании «ГО Город Лесной» Свердловской области.

Цель выпускной квалификационной работы – разработать программу государственного регулирования малого предпринимательства в России и на примере ЗАТО города Лесного Свердловской области.

Для достижения этой цели были поставлены следующие основные задачи:

развитие предпринимательской деятельности.

Вопросы государственного регулирования малого бизнеса освещены в работах как зарубежных исследователей, таких как Л. Аллен, К. Веспер, Г.Пиншот и других. Среди работ отечественных ученых по данному вопросу следует выделить работы Алимовой Т.А., Виленского А.В., Манухиной А.В., Орловой Л.В., Переверзева М.П., Луневой А.М. и других. При постановке и решении поставленных задач использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации (РФ); учебная литература; статьи, опубликованные в сборниках научно- методических работ, периодическая печать; справочно-информационные

системы «Гарант» и «Консультант-Плюс»; информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обусловлена актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, определены цели и задачи исследования.

В первой главе рассмотрены критерии отнесения предприятий к малым, проанализирована нормативно-правовая основа малого предпринимательства в России, выявлены проблемы государственного регулирования малого предпринимательства. Во второй главе представлена методология исследования состояния малого предпринимательства, дан анализ функционирования малого предпринимательства в городе Лесном Свердловской области, представлена программа по усилению государственных мер воздействия на развитие предпринимательской деятельности в городе Лесном.

Работа содержит 6 таблиц, 15 рисунков, 50 источников, 66 страниц,

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Взаимодействие малых, средних и крупных предприятий в наше время являются основой современной рыночной экономической системы. Каждая из этих форм предприятия относится к хозяйствующим субъектам экономики и выполняет определенную роль. Крупнейшие синдикаты, в основном, определяют экономическую и техническую власть страны.

Тенденция монополизировать экономику, вступление и интеграцию маленьких и больших предприятий характерна для крупномасштабного предпринимательства. Сфера деятельности предприятий среднего размера, работающих на основе национальных интересов, является внутренним рынком. Предприятия среднего размера созданы из малых предприятий.

И они — сеть владельцев частных предприятий, которые оказывают прямое влияние на уровень развития государства. Они также являются самым важным элементом экономики и индикатором стабильности и экономическим благополучием страны. Деятельность крупных и средних предприятий опирается на малые предприятия, что указывает на их важность и высокую важность для всей экономики.

Гражданский Кодекс РФ в статье 2 определяет, что

«предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в

установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом» [2].

В мировой практике есть разные подходы к классификации

«предпринимательства» и критериев классификации его как «малый бизнес». Наиболее часто используемые критерии включают: количество персонала малого предприятия (среднее число постоянных сотрудников и сотрудников рабочий неполный рабочий день); размер уставного капитала; финансовые показатели малого предприятия (чистая прибыль, совокупный доход, товарооборот); тип деятельности предприятия.

Критерии отнесения предпринимательства к малому в России определяются Федеральным Законом РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с законом, малые и средние компаний — это компании, которые включены в Единый государственный реестр юридических лиц, а также индивидуальные предприниматели, включенные в Е:диный госреестр индивидуальных предпринимателей и выполняющий деловую активность без формирования юридического лица или фермерского хозяйства. При этом, данные субъекты должны отвечать следующим обстоятельствам [4]:

иностранных юридических лиц,

юридических лиц не должен превышать

двадцать пять процентов, доля

принадлежащего одному или

нескольким юридическим лицам,

календарного года не должна превышать следующие предельные значения

средней численности персонала для каждой категории малых и средних

a) от ста до двухсот пятидесяти человек, включительно, для предприятий среднего размера;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; микропредприятия выделяются среди малых предприятий — до пятнадцати человек;

добавленную стоимость или

категории предметов малого и

Рис. 1. Динамика предельных значений выручки от реализации товаров, работ, услуг для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства

На рисунке 1 представлена динамика предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого предпринимательства. Так, Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г № 556 установлены предельные значения выручки за предшествующий год для микропредприятий – 60 млн.рублей в год, для малых предприятий 400 млн.рублей, средние предприятия – 1 000 млн.рублей. Постановлением Правительства РФ № 101 от 09.02.2013 г предельные значения выручки не изменены. Постановлением правительства РФ от 13.07.2015 № 702 предельные значения выручки для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства увеличены в два раза и установлены в размерах 120, 400 2000 млн.рублей для микропредприятий, малых предприятий и средних предприятий соответственно. В 2016 году предельные значения выручки неизменны.

Читайте также:  Требования к интернет бизнесу

В соответствии с Федеральным законом РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. критерии отнесения предприятий к малым должны пересматриваться каждые 5 лет [4].

На территории Европейского Союза действуют единые правила определения критериев отнесения к малому и среднему бизнесу. Компании меньше чем с 50 сотрудниками и 10 миллионов евро годового дохода считают малыми предприятиями, в то время как у микрокомпаний есть максимум 10 сотрудников и 2 миллиона евро годового дохода. Чтобы быть классифицированным как средний бизнес, у компании должно быть меньше чем 250 рабочих и не больше, чем 50 миллионов евро годового дохода [41]. Ранее национальное законодательство разных стран могло устанавливать собственные критерии, поэтому в Италии максимальное количество рабочих на среднем предприятии было не больше, чем 250 человек, в Бельгии этот признак равен 100 человек, в Германии – 500. С 1 января 2005 все государства Евросоюза приняли однородные правила для классификации предприятий как малые и средние компании.

У многих европейских стран, не входящих в Евросоюз есть свои собственные критерии классификации предприятий на малые и средние компании. Нет определения среднего бизнеса в Швеции.

Предприятия малого бизнеса включают компании меньше чем с 50 сотрудниками, годовыми доходами 50 миллионов шведских крон (5,31 миллионов евро) и итогом баланса 25 миллионов шведских крон (2,66 миллиона евро) [41]. Это определение — последствие экономической системы, у которой есть многие предприятия малого бизнеса, которые работают в области услуг и новых технологий. Особенность Норвегии — то, что подразделение на небольшие, средние и крупные компании не зависит от балансовой валюты или дохода. Предприятие малого бизнеса — то, которое имеет от 1 до 19 сотрудников, среднего – от 20 до 99 сотрудников и большого – больше чем 100 сотрудников [41].

На рисунке 2 представим структуру предприятий малого и среднего бизнеса на конец 2018 года в Российской Федерации, по данным Единого реестра субъектов МСП и Федеральной налоговой службы.

Рис. 2. Структура предприятий малого и среднего бизнеса в РФ на конец 2018 г

На конец 2018 года в РФ действует 6 001 091 предприятий малого и среднего бизнеса. Из них 5 729 651 предприятие – это микропредприятия, 252 521, или 4,2% — это предприятия, относящиеся к малым, и 0,3% предприятий, которые по критериям можно отнести к средним.

Степень развития малого бизнеса и активность предпринимателей определяют уровень открытости экономики страны. С помощью малого предпринимательства государство сможет повысить уровень благосостояния народа, увеличить долю среднего класса. Пополнить бюджет налогами.

Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах. Малый бизнес более гибкий, мобильный, способен быстро изменить свою структуру и технологический процесс.

Предприятия малого бизнеса способны быстро реагировать на изменения потребительского спроса, учитывать региональные потребности. Малый бизнес отличается независимостью и финансовой стабильностью. Чтобы открыть предприятие малого бизнеса, не нужно больших капитальных вложений, поэтому в условиях финансового кризиса, стагнации и снижения роста промышленности, малое предпринимательство становится той сферой, которая способствует развитию экономики.

Малый бизнес в интересах экономического развития выполняет такие необходимые социально-экономический функции, представленные на рисунке 3.

Рис.3. Социально-экономические функции, которые выполняют малые предприятия

По мнению А.В. Виленского, отличительная черта управленческой трактовки категории «малое предпринимательство» заключается в том, что малые формы предпринимательства рассматриваются с позиции степени заинтересованности общества в функциях, которые они выполняют в экономике, а сама категория «малое предпринимательство» рассматривается в основном с экономико-правовой точки зрения [25, с. 23].

Действующие правовые акты, в той или иной мере относящихся к регулированию деятельности малого предпринимательства могут быть распределены по ряду критериев: по юридической силе; в зависимости от

производства законов; по содержанию; по характеру их влияния на организацию управления. Классификация правовых актов по этим критериям позволяет расширить представление о правовых основах организации управления, их сложной структуре в современных условиях.

В РФ государственное регулирование предпринимательской деятельности является комплексным. Правовое регулирование предпринимательства можно рассматривать с позиции конституционного, гражданского, административного, налогового, уголовного и иного права.

По юридической силе выделяются:

− Конституция Российской Федерации, закрепляющая в общем виде структуру экономики, социально-культурной и административно- политической деятельности;

− законы Российской Федерации;

− постановления палат Федерального Собрания;

− конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Уставы субъектов Российской Федерации, кроме республик, имеют большое значение для организации управления на уровне этих субъектов. В уставах, принимаемых законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов Российской Федерации, решаются важнейшие вопросы структуры органов управления и их статуса;

− подзаконные акты: Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти.

Конституция – основной закон Российской Федерации, у нее наивысшая юридическая сила в стране, Конституцией РФ установлены основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности. В ст. 8 Конституции РФ закреплены принципы присутствия рыночной экономики в стране, благодаря которой и происходит развитие предпринимательской деятельности:

Источник: solncesvet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин