Государственно-частное партнерство (ГЧП) является эффективным и перспективным инструментом экономического и социального развития на региональном и местном уровне, средством привлечения ресурсов в проекты, где государственные и местные органы власти пытаются сохранить контроль и наладить сотрудничество с инвесторами. Целесообразность отношений в процессе реализации региональных проектов и программ развития является необходимым условием организации взаимовыгодного сотрудничества государственных учреждений и частного сектора. Поскольку партнерские отношения строятся на обязательных основаниях взаимной выгоды, и эта выгода должна носить вполне конкретный характер, быть понятной обеим сторонам, объяснимой и измеримой, то одно из центральных мест по праву занимает оценка эффективности в рамках реализации конкретных проектов государственно-частного партнерства. В данной статье разработан алгоритм оценки эффективности региональных проектов ГЧП, который позволяет определить целесообразность и обоснованность проекта, а также наилучшую форму его реализации.
Как оценить эффективность сотрудника
государственно-частное партнерство
оценка эффективности проектов ГЧП.
1. Виленский П. Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика / П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, Ин-т системного анализа РАН, Центральный экономико-мат. ин-т РАН. — Москва: Дело, 2008. — 1103 с.
2. Воротников А. Организация управления проектами государственно-частного партнерства / Воротников А. // Государственная служба. — 2010. — № 3. — С. 12-15.
3. Максимов А. А. Формы государственно-частного партнерства в современных российских условиях / Максимов А. А. // Политика и общество. — 2011. — № 1. — С. 22-27.
4. Проваленова Н.В. Эффективность применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере услуг / Проваленова Н. В., Шамин А. Е. // Казанская наука. — 2011. — № 10. — С. 118-121.
5. Эрназаров Т. Я. Применение системного подхода к оценке эффективности реализации ГЧП проекта / Эрназаров Т. Я. // Проблемы экономики. — 2011. — № 6. — С. 134-139.
В современных условиях государственно-частное партнерство (ГЧП) является эффективным инструментом экономического и социального развития на региональном и местном уровнях, средством привлечения ресурсов в проекты, где государственные и местные органы власти пытаются сохранить контроль и наладить сотрудничество с инвесторами. Целесообразность отношений в процессе реализации региональных проектов и программ развития является необходимым условием организации взаимовыгодного сотрудничества государственных учреждений и частного сектора [5]. Поскольку партнерские отношения строятся на обязательных основаниях взаимной выгоды, и эта выгода должна носить вполне конкретный характер, быть понятной обеим сторонам, объяснимой и измеримой, то одно из центральных мест по праву занимает оценка эффективности в рамках реализации конкретных проектов государственно-частного партнерства. Несмотря на то, что эта оценка является неоднозначной и различной для участников, она исключительно актуальна для каждого из них. Аргументы для выбора формы и условий реализации партнерских отношений, формирования целей и задач конкретных проектов должны быть объективно обоснованными и прозрачными как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса [2].
При всем многообразии форм государственно-частного партнерства в своей основе они призваны обеспечить определенную выгоду для каждого из участников. При этом ожидаемый эффект может лежать в разных областях для каждого из заинтересованных субъектов, иметь разные критерии, не относящиеся к области финансовых показателей.
Разработка алгоритма оценки эффективности проектов ГЧП предполагает исследование данного явления и анализ основных компонентов управления: эффективности проекта и оценки самого партнерства, его ценности и целесообразности.
Эффективность делового взаимодействия в сфере государственно-частного партнерства зависит от того, насколько умело осуществляется экономический анализ этого процесса.
Существующая практика реализации совместных проектов государства и частного сектора показывает, что серьезной проблемой в процессе оценки эффективности осуществляемых мероприятий является согласование интересов сторон, которые ставят перед собой весьма противоречивые цели:
- получить дополнительный доход или максимальную прибыль на вложенный капитал;
- увеличить поступления в бюджет;
- повысить уровень доходов;
- обеспечить открытость внешнеэкономических связей и эффективное участие в международном разделении труда и т.д.
Традиционно оценка эффективности проекта ГЧП проводится по следующим направлениям:
- сравнение рентабельности реализации проекта с привлечением частного партнера и без такого привлечения;
- выявление типов рисков для осуществления проекта ГЧП, их оценка и определение формы управления рисками;
- детальное экономическое обоснование ГЧП [4].
Итак, алгоритм оценки эффективности региональных проектов государственно-частного партнерства представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Алгоритм оценки эффективности региональных проектов ГЧП
Как свидетельствует рисунок 1, предложенный алгоритм оценки эффективности региональных проектов ГЧП состоит из трех этапов.
Первый этап включает в себя качественную оценку предложенного проекта ГЧП. На этом этапе формируется информационная база о проекте и программе его реализации. В состав информационной базы входят следующие основные элементы:
- Описание проблем, которые должны быть решены в результате осуществления государственно-частного партнерства.
- Информация об объекте партнерства с указанием его основных характеристик.
- Цели и запланированные результаты государственно-частного партнерства, а также способы их достижения.
- Информация об участниках государственно-частного партнерства, их основных правах и обязанностях, порядка взаимодействия.
- Формы осуществления указанного партнерства.
На основании полученных данных разрабатывается техноэкономическое обоснование проекта. Технико-экономическое обоснование ГЧП должно убедительно демонстрировать, что предложенный проект является более привлекательным в отличие от традиционного проекта государственного сектора. При этом должны учитываться следующие факторы:
- конкретные результаты, которые планируется достичь при реализации проекта, должны быть известны и согласованы с заинтересованными сторонами, а также они должны быть точно определены и пригодны для измерения и мониторинга;
- технологические и другие соответствующие аспекты достаточно стабильны, т.е. контракт не нужно постоянно адаптировать к изменяющимся условиям окружения;
- частный сектор имеет потенциально лучшую способность или навыки, чем государственный сектор, для выполнения проекта и предоставления необходимых услуг;
- ожидается высокий уровень конкуренции при подаче заявок на выполнение проекта ГЧП.
Таким образом, в состав качественных критериев входят: наличие частного инвестора, стратегическая важность проекта, наличие положительных социальных эффектов, невозможность реализации проекта без государственной поддержки, положительное заключение экспертов.
На втором этапе формулируются выводы о ценности партнерских отношений, исходя из различных видов категории эффективности (см. табл. 1).
Таблица 1 Оценка эффективности участников ГЧП [3]
Эффективность проекта в целом
Валовый национальный продукт, занятость и уровень доходов населения, участие в международном разделении труда.
Чистая дисконтированная прибыль; внутренняя норма рентабельности; срок окупаемости; потребность в дополнительном финансировании; взвешенная средняя стоимость капитала; стоимость капитальных активов
Эффективность участия в проекте
Эффективность для участников
Региональная, отраслевая эффективность
Конкурентоспособность предприятия, рост доходов смежных предприятий, международная интеграция, экологическая безопасность
Поступления в бюджеты различных уровней в виде налогов, акцизов, пошлин и т.д.
Для оценки эффективности в зависимости от сложности проекта используются различные методики и инструменты, от простейших расчетов, до сложнейшего анализа «выгоды — расходы» (см. табл. 2).
Таблица 2 Методы оценки сравнительной эффективности проектов ГЧП в зависимости от уровня сложности
Полный анализ «выгоды — расходы»
Public Sector Comparator
до процедуры отбора победителя конкурса
после процедуры отбора победителя конкурса
Конкурентная процедура торгов
Прочий проект ГЧП
Определяя эффективность участников ГЧП, на базе сравнения фактических результатов с запланированными, фиксируются отклонения и устанавливаются их причины, осуществляется наблюдение за изменениями социально-экономической среды и прогнозируются перспективы дальнейшего выполнения проектов. Одновременно такой контроль должен включать обратную связь, на основе которой будет осуществляться корректировка проектов ГЧП, что будет способствовать формированию более обоснованных управленческих решений и повышению эффективности регионального управления ГЧП, включая ценовую и тарифную политику.
Третий этап. Количественный анализ предполагает оценку целесообразности проекта ГЧП с точки зрения его различных сторон (финансы, экономика). Основные аспекты количественного анализа сводятся в оценке реализации системы принципов, с учетом существующих рисков, в процессе организации данного взаимодействия Аналитическая часть такой оценки должна содержать таблицу, отражающую финансовую структуру, с учетом источников финансирования как определено в эталонной модели ГЧП. Эталонной называется финансовая модель проекта государственно-частного партнерства, которая разрабатывается органами государственной власти и в процессе последующей подготовки проекта постоянно расширяется и уточняется. Ключевым вопросом в эталонной модели ГЧП является описание наличных потоков.
Обобщенная система основных принципов, которые определяют целесообразность, обоснованность и возможность организации ГЧП при обеспечении роста инвестиционного потенциала проектов и программ развития региона выглядит следующим образом:
- Принцип взаимозаинтересованности — эффект от взаимодействия максимален, если каждая из сторон видит возможность достижения собственных целей только при содействии другой стороны.
- Принцип паритета интересов — одна из сторон не ставит перед собой цель склонить другую сторону к взаимодействию против воли или в ущерб интересам.
- Принцип стратегического регулирования социальных последствий — меры, которые реализуются в рамках ГЧП, должны быть ориентированы на обеспечение достижения стратегических целей не только экономического, но и социального развития региона.
Наиболее значительными рисками для государства являются:
- технические ошибки на стадии разработки проекта закупок материальных ресурсов;
- выбор нерациональной формы государственно-частного партнерства;
- недобросовестность со стороны частного партнера;
- низкое качество услуг, предоставляемых потребителям частным партнером.
Совокупность рисков для частного партнера можно разделить на четыре большие группы:
- Риски, обусловленные деятельностью государственных органов власти.
- Риски, связанные с участием государства как партнера в проектах государственно-частного партнерства.
- Бизнес-риски проектов государственно-частного партнерства.
- Риски, связанные с протестами населения, общественных и международных организаций.
Основными критериями определения финансовой целесообразности (а также основными количественными критериями для определения «перспективности» для финансирования) проекта ГЧП являются:
- положительная чистая дисконтированная стоимость с точки зрения акционеров компании ГЧП;
- не отрицательные потоки наличности каждого года (основанные на реалистичных допущениях относительно вложения акционерного капитала в компании ГЧП);
- норма обеспечения обслуживания долга, которая соответствует стандартам и обычно запрашивается кредиторами, потенциально обеспечивающими кредитное финансирование проекта ГЧП;
- доказательства того, что обслуживание долга первой очереди может быть полностью оплачено даже при развитии рационального худшего сценария.
Экономическая оценка направлена на анализ количественного влияния предлагаемого проекта ГЧП на экономику в целом. Экономическая оценка базируется на эталонной модели ГЧП, но к модели и значениям, что и ней используются, вносятся изменения для учета перспектив экономики в целом, а не перспектив акционеров компании ГЧП в частности. В некоторых случаях экономические цены заменяются финансовыми ценами, которые используемые в эталонной модели ГЧП. Критерием, демонстрирующим экономическую обоснованность проекта ГЧП, является положительная экономическая чистая дисконтированная стоимость, рассчитанная на использование соответствующей экономической учетной ставки.
Подводя итог, следует отметить следующее — на основе обобщения существующих теоретических аспектов и анализа взаимодействия власти и бизнеса сформирован алгоритм оценки эффективности региональных проектов ГЧП, который позволяет определить целесообразность и обоснованность проекта, а также наилучшую форму его реализации. Это определяет целесообразность применения предложенного алгоритма, который позволяет сделать экономически обоснованный выбор формы ГЧП при реализации проектов и программ развития региона, базирующийся на определении эффективности взаимодействия для каждой из заинтересованных сторон.
- Сульдина Галина Алексеевна, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
- Фахрутдинова Елена Валерьевна, доктор экономических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
PSC (компаратор публичного сектора) — инструмент количественного анализа, позволяющий проводить сравнения между традиционной моделью организации проекта и моделью ГЧП. PSC дает возможность, наряду с качественным анализом, определять затраты (включая условные обязательства) и выгоды, связанные с участием частного сектора.
Источник: science-education.ru
Новый взгляд на проблему оценки эффективности деятельности организации
Проблема современного мира — острая нехватка ресурсов, будь то человеческих, временных, технологических и т.д. При этом многие люди скажут, что раньше эта нехватка не ощущалась так сильно. Времени и ресурсов хватало на нормальное функционирование как организации, так и отдельно взятого человека. Теперь же буквально еле успеваешь сделать самое необходимое. В чем же причина?
Многие современные специалисты обратили внимание на вопрос быстротечности времени и нехватки ресурсов, и мы также попробуем разобраться в данной проблеме.
217 просмотров
Для рассуждения на заданную тему следует привести несколько сухих определений, которыми мы будем пользоваться. Сделано это для того, чтобы наше понимание темы было одинаковым.
Итак, эффективность — это способность выполнять работу и достигать необходимого или желаемого результата с наименьшей затратой времени и других ресурсов.
Деятельность организации — это совокупность взаимосвязанных процессов, направленных на достижение конечного результата путем использования имеющихся ресурсов.
Инновации — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.
Система управления — это набор средств сбора сведений об объекте управления и средств воздействия на его поведение, предназначенный для достижения определённых целей.
Процесс — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих последовательных действий, преобразующих первоначальные данные в конечный результат.
В глаза бросается очевидное: мы описываем средства достижения определенных целей, но не стандартным путем, а пытаясь найти самый короткий и правильный. Поэтому логичной является попытка сформулировать собственное определение, относящееся к теме. Эффективная деятельность организации — это совокупность взаимосвязанных последовательных действий, направленных на повышение достигаемого результата и сокращение существующих издержек.
Оценка эффективности организации
Не будем забывать про то, что существует множество общепринятых методологий оценки эффективности организации, но мы рассмотрим наиболее обобщенную, которая была описана в учебнике экономической теории Камаева В.Д. Здесь показатели эффективности в целом определяются сопоставлением всех средств предприятия и конечного результата его деятельности. К этим показателям относятся:
1. Рентабельность активов предприятия.
2. Оборачиваемость активов предприятия.
3. Издержки на единицу реализованной продукции.
4. Рентабельность производства.
Наиболее обобщающим показателем является рентабельность всего капитала. Этот параметр отражает, какую прибыль получает компания от каждого вложенного рубля.
Важность и значимость расчета указанных показателей не обсуждаются. Они должны рассчитываться и учитываться — это устоявшаяся норма. Однако не стоит на этом останавливаться. Основная идея статьи — выявление дополнительных критериев (к описанным выше) расчета и повышения эффективности деятельности организации.
Иными словами, обращаем внимание на то, о чем пока не говорится в учебниках по экономической теории. Теперь перейдем к описанию новых решений повышения эффективности.
Автоматизация = повышение эффективности
Принципы и методы оценки эффективности бизнеса
Оценка эффективности бизнес-процессов представляет собой относительно новое и малоизученное научное направление. Вследствие этого специалисты, оценивая эффективность бизнес-процессов, часто сталкиваются с определенными трудностями, что имеет прямое влияние на деятельность всего предприятия.
Бизнес-процесс — это совокупность действий, преобразующих ресурсы, имеющиеся на входе, в продукты или услуги, получаемые на выходе, представляющие определенную ценность для потребителей.
Оценка эффективности бизнес-процессов проводится с целью определения нерентабельных бизнес-процессов, выявления проблемных мест, путей совершенствования бизнес-процессов, увеличения прибыли и сокращения расходов, повышения эффективности деятельности всей организации, поддержки принятия решений при инвестировании, реструктуризации организации [12].
Причин, вызывающих проблемы при оценке эффективности бизнес-процессов, существует множество. Авторами статьи предлагается следующая классификация проблем в оценке эффективности бизнес-процессов:
1) общие проблемы;
2) проблемы, возникающие на этапах оценки эффективности бизнес-процессов;
3) проблемы, связанные с методиками оценки эффективности бизнес-процессов.
К общим проблемам относятся:
1) отсутствие стандартов, руководящих документов и единых методик оценки эффективности бизнес-процессов.
Область оценки эффективности информационных технологий в настоящее время является недостаточно исследованной для того чтобы выработать единый стандарт или методику, которые были бы универсальными для всех типов организаций. Кроме того, бизнес-процессы предприятий, относящихся к разным отраслям, обладают специфическими для данной отрасли характеристиками, и для оценки их эффективности используются отличающиеся показатели. Данный фактор значительно затрудняет создание единого руководства для оценки эффективности бизнес-процессов.
Таким образом, наиболее оптимальным решением является создание общих правил оценки эффективности бизнес-процессов, которые регламентировали бы данный процесс, обозначили общие принципы оценки, требования к результатам оценки [7];
2) динамически меняющиеся условия и неопределенность экономической среды.
Изменения в окружении бизнес-процессов приводят к перерасчету показателей эффективности бизнес-процессов. Поддержание данных в актуальном состоянии в этом случае увеличивает для предприятия временные, материальные, трудовые траты.
Устранить данную проблему очень сложно, поскольку представляется трудным контролировать внешнюю среду предприятия. Можно лишь грамотно под нее подстроиться. Поэтому компании следует инвестировать в обучение и повышение квалификации своих сотрудников. Данные инвестиции будут оправданы укреплением положения предприятия на рынке и, вследствие этого, улучшением материального положения;
3) ограниченность в сроках проведения оценки эффективности бизнес-процессов.
Если оценка эффективности бизнес-процессов будет занимать длительное время, то она также приведет лишь к дополнительным затратам ресурсов, не принося своевременных и актуальных результатов. Организациям следует эффективно спланировать процесс оценки, постоянно совершенствовать его в соответствии с изменениями в компании и за ее пределами;
4) неверная постановка целей и задач, отсутствие мотивации персонала.
Цели и задачи оценки эффективности бизнес-процессов должны быть грамотно сформулированы и доведены до всех сотрудников компании. Персонал должен иметь полное представление о том, как оценка производится, для чего, какие результаты будут достигнуты, как это улучшит деятельность компании и почему нельзя обойтись без нее. Иначе, работники начинают воспринимать данный процесс как обременяющие дополнительные обязанности, не видя при этом какую пользу это приносит для организации;
5) неопределенность границ бизнес-процессов.
Отсутствие четких границ бизнес-процессов препятствует проведению точного анализа бизнес-процесса. Кроме того, все бизнес-процессы в организации тесно взаимосвязаны, и неопределенность границ приводит к наличию областей пересечения. Это может явиться причиной дублирования данных и вследствие этого препятствовать адекватной оценке эффективности бизнес-процессов.
Для того чтобы данная проблема не возникала, бизнес-процессы компании необходимо наиболее точно и корректно описывать, документировать, формализовать. Тогда границы бизнес-процессов будут четко определены и оценка эффективности будет наиболее результативной [8, 10].
Процедура оценки эффективности бизнес-процессов представляет собой совокупность следующих этапов:
1) определение целей оценки эффективности бизнес-процессов;
2) выбор методики оценки эффективности и формирование системы показателей [1];
3) сбор данных для проведения оценки эффективности;
4) расчет показателей эффективности бизнес-процессов;
5) анализ полученных данных и подготовка их к применению.
Каждый из этапов сопряжен с определенными трудностями. Возникающие в связи с этим проблемы и пути их решения сформулированы в табл. 1.
Проблемы, возникающие на этапах оценки эффективности бизнес-процессов и пути их решения
Оценка эффективности бизнес-процессов предполагает расчет показателей. Однако не существует единой методики и системы показателей для оценки эффективности бизнес-процесса. Учеными и специалистами в области управления бизнес-процессами были разработаны несколько методик, не являющихся универсальными и применимых в зависимости от возможностей и целей предприятия.
Под показателями эффективности бизнес-процесса понимаются количественные и качественные параметры, характеризующие бизнес-процесс и его результат [8] Для расчета показателей используются соответственно количественные и качественные методы.
Нами был проведен анализ различных источников, посвященных теме оценки эффективности бизнес-процессов, и были выявлены наиболее распространенные методы оценки.
К.К. Чупров предлагает экспресс-метод оценки эффективности бизнес-процессов, который основывается на вычислении следующих показателей бизнес-процессов:
1) сложность, определяющая, насколько сложна иерархическая структура бизнес-процессов;
2) процессность, характеризующая бизнес-процесс как процессный либо проблемный. В случае, когда значение коэффициента указывает на процессный характер модели — это означает, что все экземпляры модели связаны между собой причинно-следственной связью и горизонтально интегрированы, следовательно, бизнес-процесс эффективен. В обратном случае — неэффективен;
3) контролируемость, характеризующая эффективность управления собственниками процессов принадлежащими и управляемыми ими бизнес-процессами;
4) ресурсоемкость, демонстрирующая насколько эффективно используются ресурсы в конкретном бизнес-процессе;
5) регулируемость, определяющий уровень регламентации анализируемых бизнес-процессов [13].
Глеб Галкин в своей статье «Показатели эффективности бизнес-процессов» рассматривает следующие методы оценки эффективности бизнес-процессов:
— управление на основе EVA. Центральное понятие концепции EVA — экономическая добавленная стоимость (Economic value added). Она определяется как разность между чистой прибылью компании после уплаты налогов и стоимостью капитала компании;
— методология Tableau of bord. Tableau of bord — это комплексная методология, которая оперирует финансовыми и нефинансовыми показателями. Методология предполагает построение иерархического дерева показателей через декомпозицию показателей. На нижних его уровнях обычно используются нефинансовые показатели, которые по мере приближения к вершине преобразуются в финансовые;
— методология Balanced Scorecard. Сбалансированная система показателей BSC — иерархическая система как финансовых, так и нефинансовых показателей, которая позволяет объединить стратегические цели компании и показатели ее деятельности. Согласно данной методологии деятельность компании рассматривается через призму четырех перспектив: финансовой, клиентской, внутренних процессов и персонала компании;
— разработка значимых показателей. Под этим термином понимают показатели, которые разрабатываются под конкретную проблему в бизнесе [2].
С.М. Ковалев выделяет пять групп показателей бизнес-процессов, определяющих его эффективность, в числе которых выделены:
1) результативность бизнес-процесса;
2) стоимость бизнес-процесса;
3) время бизнес-процесса;
4) качество бизнес-процесса;
5) фрагментация бизнес-процесса [4].
В. Репин, В. Елиферов предлагают классификацию показателей процесса (рисунок), измерив которые можно комплексно оценить эффективность бизнес-процесса [8].
Л.А. Козерод разработала авторскую методику оценки экономической эффективности бизнес-процессов, предназначенную для выявления бизнес-процессов, требующих проведения реинжиниринга. Экономическая эффективность бизнес-процесса складывается из трех показателей: эффективность процесса по стоимости, по времени и по качеству [5].
В работе Е.В. Титовой, Г.А. Сергуткиной, Diana Martey для оценки эффективности бизнес-процессов сначала выделяются бизнес-процессы компании, которые необходимо оценить, а затем для каждого бизнес-процесса разрабатываются критерии результативности. Оценка результативности бизнес-процессов по данным критериям позволяет выявлять проблемные места и своевременно принимать управленческие решения по повышению эффективности деятельности сельскохозяйственного предприятия [11].
Также для оценки эффективности бизнес-процессов может быть использован метод анализа иерархий Т. Саати [9]. На основе экспертных оценок характеристиками бизнес-процесса присваиваются количественные значения. Метод анализа иерархий позволяет осуществить сравнительную оценку характеристик бизнес-процессов по критерию, а также проранжировать рассматриваемые для оценки критерии между собой и получить итоговое числовое значение эффективности по сравниваемым бизнес-процессам [6, 3].
Как уже было сказано ранее, эти методы не универсальны, имеют свои особенности применения и недостатки. Проблемы, которые могут возникнуть у специалистов при их применении, а также возможные способы их решения сформулированы в табл. 2.
Показатели бизнес-процесса по методике В. Репина, В. Елиферова
Недостатки методов оценки эффективности бизнес-процессов и способы их устранения
Таким образом, в ходе проведения оценки эффективности бизнес-процессов возникает большое количество разного рода проблем. В большинстве случаев проблемы связаны с недостатком знаний или ресурсов, а также отсутствием возможности создать универсальную методику оценки эффективности бизнес-процессов. Для их решения в основном необходимо привлечение специалистов или дополнительных ресурсов, но это влечет за собой увеличение финансовых трат, что также является проблемой для организации. В связи с этим методики устранения проблем оценки эффективности бизнес-процессов являются несовершенными, и в настоящее время специалистами проводятся исследования в данном направлении.
Источник: bizguid.ru