Без малого бизнеса невозможно развитие экономики. Такие организации не только создают дополнительные рабочие места, они совершенствуют всю экономическую структуру города. Малый бизнес мобилен, легко видоизменяется, именно через эту нишу в общество проникают всевозможные инновации. Формально Московские власти осуществляют поддержку малого бизнеса, однако затраты на развитие крайне невелики.
К тому же для развития предпринимателям необходимы не только деньги, но и консутальционная поддержка, а также помощь с продвижением товаров и услуг. Перед малым бизнесом в настоящее время стоит множество проблем – насколько эффективным может быть их решение, покажет время.
Проблемы↑
Помимо трудностей с арендой, проверками и получением кредита на развитие бизнеса, самой большой проблемой для малого предпринимателя были и остаются налоги. Структура российского Налогового Кодекса настолько сложна, что предприниматели часто ошибаются при расчете по многочисленным сборам и акцизам. В результате за неуплату в срок приходится платить пеню.
В условиях, когда нормативные документы чрезмерно сложны, а законодательная база нестабильна, малому бизнесу существовать крайне сложно. Высокая ставка налога на прибыль и сложность налоговой отчетности приводит к тому, что предпринимателям приходится искать лазейки в законах. Официальная регистрация предприятия приводит к столь значительным расходам, что редкий малый бизнес переживает год после своего открытия.
Помимо налогов и бумаг большой проблемой для малого бизнеса был и остается поиск инвестиций. Банки за свои кредиты просят чрезмерно высокий процент – не нравится, иди, проси государственных субсидий.
Перед малыми предпринимателями в Москве, как правило, стоит еще одна большая проблема, которую крайне трудно решить – аренда помещения. Завышенная арендная ставка приводит к тому, что малый бизнес постепенно уходит из столицы. К тому же высокая арендная плата в результате отражается и на стоимости продукции. Малым предпринимателям трудно конкурировать с крупными торговыми сетями.
Законы↑
В программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2012-2015 годы) Правительства Российской Федерации назвало развитие малого предпринимательства одной из приоритетных задач.
Изменения налогового законодательства в 2015 году должны были улучшить налоговое администрирование и ускорить техническое обновление производства. Налоговые каникулы, упрощение системы проверок, доступ к госзакупкам – все эти меры должны были упростить жизнь малого бизнеса. Однако кроме определенных законодательных послаблений, был введен и ряд инициатив иного рода. Так, например, для предприятий, работающих в сфере общепита, более чем в два раза увеличены штрафы за несоблюдение санитарных норм и нарушений прав потребителей. Для ИП и малых предприятий штрафы составят от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.
В настоящее время мошенничество в особо крупном размере (ст. 159 УК РФ) считается тяжким преступлением, а в сфере предпринимательства (ст. 159.4 УК РФ) – преступлением средней тяжести. Такое положение дел противоречит Конституции, поэтому Конституционный суд обязал федеральное собрание пересмотреть законодательную базу и отменить послабление для предпринимателей.
В ближайшие полгода ст. 159.4 УК РФ будет либо пересмотрена, либо полностью утратит силу. Если что – предприниматели будут сидеть на общих основаниях.
1 июля 2015 г. представители малого и среднего бизнеса лишились преимущественного права на выкуп арендованных помещений, если те находятся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований.
Кроме того, теперь организации, применяющие УСН или ЕНВД, обязаны уплачивать налог на имущество исходя из его кадастровой стоимости. Также в городах федерального значения был введен торговый сбор (Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ), причем ставка устанавливается субъектами РФ за квартал в расчете на объект торговли или на его площадь. Ограничены они будут только расчетной стоимостью патента, выданного на три месяца (ст. 415 НК РФ). А это серьезный удар по развитию малого и среднего бизнеса в Москве.
Привилегии↑
В 2015 году правительство Москвы запустило комплексную программу, которая должна была обеспечить малому и среднему бизнесу поддержку в правовом, имущественном, финансовом, консультативном и других направлениях.
Мало кто знает, но в Москве и Подмосковье начинающим предпринимателям выдается безвозвратная субсидия на становление бизнеса – для этого нужно официально стать безработным, обратиться в московский Центр Занятости Населения по месту регистрации и предъявить бизнес-план. Предусмотрены субсидии на возмещение процентов по кредиту и даже возмещение части затрат по лизинговым платежам. Правда, стоит учесть, что на помощь государства (частичную, а не полную, не более 40%) могут рассчитывать только организации, не занимающиеся снабжением, недвижимостью, а также продажей алкоголя и табака.
С 1 января 2016 года в силу вступает трехлетний мораторий на проведение плановых проверок. Это значит, что если малое предприятие за предыдущие три года не имело никаких проблем с законом, то оно освобождается от необходимости принимать у себя проверяющие органы.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в 2015-2020 годах малые предприятия могут получить налоговые каникулы. Однако решение о предоставлении этой привилегии будут принимать лишь субъекты РФ, а главное условие – после вступления закона в силу организация должна в течение двух лет перейти на УСН или патентную систему налогообложения. К сожалению, воспользоваться налоговыми каникулами смогут только индивидуальные предприниматели, работающие в научной, производственной или социальной сфере. При этом юридические лица, даже, если они являются малыми предприятиями, не смогут воспользоваться этой привилегией.
Продлен период для оплаты стоимости патента, теперь налог можно уплатить не позднее срока окончания действия патента, а не до начала его действия, как это было раньше.
Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предоставило малым и средним предприятиям полноценный доступ к закупкам субъектов естественных монополий, госкомпаний, госкорпораций и организаций с государственным участием.
С 11 января 2016 года организации, рассматривающие дела об административных правонарушениях, вправе назначать штрафы для юридических лиц и должностных лиц ниже низшего предела, предусмотренного статьями КоАП РФ. Такое законодательное изменение должно снизить чрезмерное административное давление на малый и средний бизнес, что весьма актуально во время экономического кризиса.
Источник: www.molnet.ru
Проблемы развития малого и среднего бизнеса в городе Москве
Все землеотводы в г.Москва для малого и среднего бизнеса делятся только на две категории:
1). Краткосрочные договоры — на легковозводимые конструкции (палатки): срок аренды земли. Как правило, от 1 года до 3 лет.
2). Долгосрочные договоры — торговые павильоны из легковозводимых конструкций, а т.ж. торговые точки, расположенные в объектах капитального строительства: срок аренды приблизительно от 5 до 15 лет.
Вывод: весь малый и средний бизнес в г.Москве временный, то есть может функционировать только в период действия договоров аренды.
Продление договоров происходит по «большому кругу»: вместо того, чтобы просто пролонгировать уже существующий договор, арендатор заново проходит все инстанции, как при впервые заключаемом договоре аренды.
Если договор аренды земли краткосрочный, то и любое возводимое на такой земле здание имеет статус временного сооружения. На такие здания ФРС РФ свидетельства на право собственности не выдает, так как эти объекты не относятся к недвижимому имуществу. Следовательно, они не могут передаваться в залог для обеспечения возврата кредита, продаваться или передаваться третьим лицам по иным законным основаниям. Отсюда возможно возникновение трудностей с финансированием бизнеса, что в свою очередь влияет на развитие такового, а во многих случаях на открытие малого и среднего частного бизнеса. От этого страдает все общество: не создаются рабочие места, подавляется конкуренция с крупным бизнесом, монополистам легче контролировать цены и т.д. и т.п.
АРЕНДНАЯ ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ
Арендная плата за землю делится на следующие части: 50% за право аренды выплачивается сразу, а остальные 50% выплачиваются в последующем поквартально. Вопрос: где малому предпринимателю взять такие суммы денег, учитывая авансовый характер первого платежа и немалые расценки за аренду земли в целом. Арендная плата непомерно высока.
Один квадратный метр земли в среднем равен 5500 руб. в год. А еще возникают расходы на аренду или возведение помещения, на развитие непосредственно бизнеса.
В нормальных условиях предприниматель мог бы заложить свой объект недвижимости за цену, которую такой объект стоит в момент совершения сделки залога (ведь палатки, павильоны, временные сооружения имеют оценочную стоимость, они не бесплатные), а в процессе развития бизнеса гасить и арендную плату за землю, и кредит. Для развития бизнеса необходимо создать условия для получения стартового капитала. В настоящее время такие условия не созданы. Наоборот, имеющийся порядок препятствует развитию малых и средних форм бизнеса, что негативно сказывается на экономической и социальной ситуации в целом.
Условия типового договора аренды, который предлагается заключать предпринимателям, носят кабальный характер, а внести в типовой договор изменения, расширив права арендатора, гарантировав развитие его бизнеса, невозможно.
Чиновничья вертикаль по заключению и пролонгации земельных договоров, вместо того, чтобы помогать развивать малый и средний бизнес, препятствует его развитию. Палатки, павильоны и небольшие магазины ликвидируются. Потребители вынуждены пользоваться крупными сетевыми гипер- и супермаркетами. Фактически, сложившаяся система аренды площадей — это лоббирование сетевых магазинов.
С 2008г. московские власти не продлевают трехлетние земельные договоры, а пятилетние продлевают только на один год.
ВЫКУП АРЕНДУЕМОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
Выкуп арендуемых помещений для любого предпринимателя означает приобретение права собственности, а с нею и залогоспособности. Он получает гарантии по банковскому кредиту. Собственника никто не вправе выкинуть с занимаемых площадей, он может вести бизнес с перспективой.
Практически каждый предприниматель — арендатор помещений вложил немало средств в эти помещения, значительно улучшив его, обустроив, приспособив для ведения бизнеса. Естественно, что такой предприниматель хотел бы иметь возможность со временем приобрести это помещение в собственность (например, в рассрочку, или иным способом). Однако, при действующем в настоящее время порядке вопрос о целесообразности продажи помещения целиком зависит от усмотрения чиновников. Кроме того, арендатор не имеет никаких преимуществ в случае выставления арендуемого им помещения на аукцион. При таких обстоятельствах после истечения срока аренды малое предприятие вполне может быть выброшено на улицу, что никак нельзя назвать благоприятными условиями для развития бизнеса.
Исчерпывающий перечень способов приобретения в собственность государственного и муниципального имущества содержится в ст.13 Закона No178-ФЗ от 21.12.01г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Для недвижимого имущества это продажа на аукционе, конкурсе, посредством публичного предложения, без объявления цены. Однако продажа посредством публичного предложения или без объявления цены не может быть объявлена, если до этого не было конкурса или аукциона. То есть продажа возможна только на конкурсной основе.
Тем же законом установлено, что список подлежащих продаже (приватизации) объектов формируется уполномоченными органами исполнительной власти. То есть решение: продавать -не продавать, целиком зависит от чиновничьего усмотрения (что само по себе не способствует развитию отношений в правовом поле).
Конечно, собственник помещения имеет право самостоятельно решать вопрос, продавать или не продавать. Конечно, продажа на конкурсной основе, возможно, принесет собственнику больше средств. Однако если собственник постоянно только сдает помещение, ничего на нем не производя, не улучшая это недвижимое имущество, не вкладывая средства в развитие бизнеса, стоит подумать о балансе защищаемых законодательством интересов. Если помещение целиком и полностью содержит арендатор, если он снял помещение в состоянии, не пригодном к использованию, вложил в него немалые средства и использует его в общественно полезных целях: производит и продает товары или услуги, создает рабочие места, обеспечивает социальные и бытовые нужды населения, возможно законодателю стоит поддержать ведение такого бизнеса, создав законодательные гарантии для его развития. Такими гарантиями могли бы быть, например, положения законодательства о возможности для арендатора приобрести арендуемое помещение в разумный срок и по разумной цене с преимуществом по отношению к иным потенциальным покупателям данного конкретного помещения.
Следует учесть, что малый бизнес вырос из личных накоплений граждан. Люди сами обеспечивают себя работой и средствами к существованию, не требуя особых льгот от государства. Но для экономической стабильности малые формы бизнеса также необходимы, как и предприятия или фирмы-гиганты. Понимая это надо давать людям шанс нормально работать, реализовывать свои способности и возможности наиболее эффективно и с наибольшей пользой для общества.
Молотов В.С.
Давыденко Н.Н.
Источник: viperson.ru