Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Введение
1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в Росси
1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России
1.2. Понятие и сущность малого бизнеса в России
2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
3. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
Заключение
Список литературы.
Содержимое работы — 1 файл
За частую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.
Перспективы малого и среднего бизнеса
Не менее значимой функцией, на мой взгляд, является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров.
Сфера деятельности малого и среднего бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.
Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.
Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.
В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занято две трети работающих, производится более половины ВВП. Россия значительно отстает от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства в ВВП России составляет не более 10-11%, стоимость основных фондов промышленности – чуть более 3%./4/
Проблемы развития бизнеса в России (часть 1)
Что же мешает развитию малого и среднего бизнеса в России на современном этапе? Ответ на этот вопрос предлагаю рассмотреть во второй главе данной работы.
2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды. В данной работе хотелось бы акцентировать внимание на внешние факторы воздействия на малый и средний бизнес, так как рассматриваем проблемы предприятий с макроэкономической точки зрения. Но и без понятия внутренних факторов не обойтись.
Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.
Внешняя среда подразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.
Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:
1. как источник ресурсов;
2. как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;
3. как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.
Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.
Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.
Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса.
В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, — это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможности адекватного на них реагирования.
Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:
— в способах разделения труда;
— распределения прав и ответственности;
— проведения маркетинговой политики;
— налаживания финансовых потоков на предприятии;
— получении информации и т.д.
В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально- технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий.
Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны.
Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала — все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствуют также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных кругов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы близких к ней предпринимателей. Проводимая административная реформа, по мнению 42% слушателей Академии народного хозяйства при правительстве РФ, вряд ли изменит или даже ухудшит отношения между бизнесом и властью
На низком уровне предприниматель также сталкивается с непониманием и субъективным отношением к малому бизнесу со стороны местной бюрократии. По мнению президента всероссийской ассоциации предпринимателей «Честное дело», Н.В. Бархатовой, «мелкий чиновник — это самое опасное, что может быть для бизнеса».
Но главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса. В частности, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса, в частности, с 1 января 2002 г. индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН). К сожалению, это лишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.
Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.
Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.
Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).
Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей, должно направлять свои усилия на снижение налогов (64%), обеспечение доступности кредитов (62,8%), совершенствование законодательства (51,2%), резкое сокращение числа контролирующих инстанций (47,2%), защиту прав собственника (36,8%), искоренение коррупции и произвола чиновников (31,6%). Но 25% предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет.
Источник: www.turboreferat.ru
Публикации
Проблемы развития среднего и малого строительного бизнеса
В рамках празднования 20-летнего юбилея Российского Союза строителей в Москве прошел ежегодный Форум «Стратегия развития строительства в России». На Форуме с докладом «Состояние, проблемы и перспективы развития среднего и малого строительного бизнеса в России (на примере Санкт-Петербурга)» выступил вице-президент, директор «Союзпетростроя», д.э.н. Л.М. Каплан:
«Несмотря на все разговоры и призывы руководителей страны о необходимости развития среднего и малого бизнеса, в строительном комплексе дело с этой проблемой обстоит крайне неблагополучно. Во многих мегаполисах, в частности в Санкт-Петербурге, строительный рынок сильно монополизирован, что препятствует не только развитию конкурентной среды, но и появлению так называемого среднего класса или гражданского общества в стране.
При этом необходимо понимать тенденцию, что крупные компании не появляются ниоткуда сами по себе, а, как правило, развиваются как раз из недр среднего бизнеса, что наглядно доказывается 15-летней практикой работы «Союзпетростроя», из членов которого вышло большинство нынешних крупнейших инвестиционно-строительных компаний Санкт-Петербурга.
Бедственному положению среднего и малого строительного бизнеса есть несколько причин. Первая – сознательно культивируемая властями идеология комплексной застройки территорий, которые даются на откуп крупнейшим инвестиционно-строительным компаниям, которых, в свою очередь, в Санкт-Петербурге насчитывается не более десятка. Они захватили практически весь рынок жилищного строительства в городе, но реально не в состоянии освоить эти территории. По данным Комитета по строительству Санкт-Петербурга, в распоряжении таких компаний находятся территории, в которых можно разместить 40 млн. кв.метров жилья, не говоря уже об объектах социальной инфраструктуры, к строительству которых эти компании даже не приступают.
В то же время город не готовит полных пакетов документов для строительства нескольких объектов, которые под силу было бы построить средним и малым компаниям. Создается замкнутый круг: с одной стороны крупные компании лишь изредка нанимают средние и малые компании для выполнения отдельных видов работ (например, кирпичной кладки на объекте и т.п.), причем по демпинговым ценам и не всегда в срок оплачивают эти работы. С другой стороны, без работы остаются достаточно надежные средние компании, которые, подчеркну, что еще несколько лет назад вводили в эксплуатацию по 2-3 жилых дома общей площадью 15-20 тыс. по принципу: два дома – на стадии проекта, два дома в заделе (в строительстве) и два дома вводятся в эксплуатацию.
В Санкт-Петербурге в 2004-2007 годах было введено в действие 8 млн. кв.м жилья, из которых почти половину (3,7 млн кв.м или 45% всей введенной площади) построили компании среднего и малого бизнеса, вводившие в основном по 20-25 тыс. кв.м жилья в год. За последние 2 года картина резко изменилась. Удельный вес жилья, построенного средними и малыми компаниями, снизился до 20%. Таким образом, город потерял, как минимум, 650 тыс. кв.м жилья.
Еще одной причиной бедствий среднего и малого бизнеса является то, что крупные инвестиционно-строительные компании обзавелись, как правило, своими специализированными мощностями – электриками, сантехниками, управлениями механизации, дорожниками, вплоть до эксплуатирующих организаций в виде ТСЖ, которые создаются еще в процессе сдачи дома в эксплуатацию под управлением работников этих компаний. А если учесть, что многие специализированные (субподрядные) компании как раз и занимаются всеми этими видами работ и услуг, то они и сами не могут работать в части строительства жилых домов и других объектов недвижимости, и не могут получить субподряда на эти работы.
В результате этих и других обстоятельств вследствие недозагрузки наблюдается массовое банкротство средних и малых компаний строительного бизнеса, что наносит непоправимый вред как развитию строительного комплекса на рыночных условиях, так и препятствует созданию того гражданского общества, основой которого является средний класс. По данным средств массовой информации по удельному весу объема работ, выполняемых компаниями среднего и малого бизнеса, мы фактически находимся на уровне неразвитых африканских стран.
Необходимо срочно искать выход из создавшейся ситуации. Предлагаю в качестве первоочередных следующие меры:
Первое – при комплексной застройке территорий, которую как таковую мы приветствуем, необходимо в инвестиционных договорах, заключаемых с крупными застройщиками, обязательно предусмотреть возможность возведения нескольких жилых домов, детских садов, школ, поликлиник, бензозаправок, паркингов и других объектов социальной и инженерной инфраструктуры силами средних и малых компаний. Причем не на рабских условиях, а как полноправных участников комплексной застройки территорий.
Возможно применение при этом условий частно-государственного партнерства, когда инженерные коммуникации на новых территориях обеспечивает город, а строительство объектов социальной инфраструктуры осуществляется как за счет средств государства, так и частных инвесторов. В этой связи уместно привести пример организации комплексной застройки территорий в британском городе Манчестере, при которой до 50% средств вкладывает муниципалитет (инженерная подготовка, участие в создании социальных объектов), а частные инвесторы вкладывают свои средства и вступают в долевое участие собственности жилых домов, объектов соцкультбыта и т.п. В Великобритании число компаний с численностью работников до 13 человек составляет 94% от общего числа, численностью от 14 до 114 – 5%, от 115 до 599 – 0,4% и 600 и выше – 0,6%. По данным британских источников, за последние 10 лет число малых фирм (менее 8 работников) возросло более чем на 140%, а число крупных компаний сократилось более чем на 42%. Компаний с численностью работников 1200 и более насчитывается не более 40, и все они, как правило, являются трансконтинентальными компаниями.
Естественно, малые фирмы, как правило, работают как специализированные субподрядчики, выполняющие конкретные виды работ для средних и крупных компаний, работающих как генеральные подрядчики. Но сам процесс специализации компаний по видам работ весьма характерен для западного строительного рынка – уровень специализации достигает 80-85% от общего объема строительно-монтажных работ.
Второе – необходимо значительно увеличить количество небольших лотов земельных участков (1-1,5 га) с тем, чтобы их могли арендовать или выкупить средние компании. При этом необходимо изменить порядок, при котором на эти компании возлагается обязанность разработки проектов планировки и межевания всей территории застройки. Кроме того, надо изменить весь порядок арендных платежей, когда компании вынуждены сотни миллионов рублей платить еще до начала строительства, что им не под силу. Государство спешит получить деньги в тот момент, когда у строителям необходимы средства для начала строительства. Основная масса платежей должна производиться после сдачи объекта в эксплуатацию и продажи квартир.
Третье – крайне необходимо устраивать тендеры на субподрядные работы, как это делается за рубежом с тем, чтобы включить средний и малый бизнес в систему конкурентной борьбы за субподряды, что, в конечном счете, приведет и к снижению цен на объекты недвижимости.
Четвертое – необходима помощь и компаниям по производству и поставке строительных материалов, конструкций и инженерного оборудования зданий. Без определенной протекционистской политики, ограждающей российских производителей, эту проблему не решить. Подчеркнем, что в строительной индустрии властвует монополизм.
Итак, требуется разработка комплексной программы поддержки и защиты среднего и малого строительного бизнеса на основе реального включения их в инвестиционно-строительный процесс. В противном случае, как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах России не решить ни проблемы строительства жилья из расчета 1 кв.м на жителя в год, ни проблемы создания гражданского общества в России».
Источник: sroportal.ru
Проблемы развития предприятий среднего бизнеса
В статье рассмотрены проблемы в создании благоприятных условий развития предпринимательской инициативы и стимулирования инвестиционной активности, проанализирован вклад в экономику малых и средних предприятий Центрального федерального округа по субъектам Российской Федерации, выделены ограничивающие факторы развития сферы малого и среднего предпринимательства. Предложены направления совершенствования региональной институциональной среды инновационного развития и финансового обеспечения региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
малое и среднее предпринимательство
институциональная среда
инновационное развитие
региональные программы
финансовое обеспечение
венчурный фонд
экономическая безопасность
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
2. Крутчанкова К.А., Бухтиярова Т.И. Институциональная среда инновационного развития экономики региона // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6–6. – С. 1485–1492.
3. Лаврова Е.В. Совершенствование методологии разработки региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства как стратегического ресурса регионального экономического роста // Наука и бизнес: пути развития. – 2015. – № 6 (48). – С. 138–140.
4. Лаврова Е.В. Социально-экономические предпосылки необходимости формирования инвестиционных фондов в Смоленской области // В сборнике: «Инновации: Бизнес. Образование». Материалы международной научно-практической конференции. – Киров, 2014. – С. 42–48.
5. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: Стат. сб./ Росстат. – M., 2014. – 86 с.
Стратегической целью социально-экономического развития России до 2020 года является достижение такого уровня экономического и социального развития, который соответствовал бы статусу России как ведущей мировой державы, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан [1]. Системное решение поставленной цели заключается в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному, социально ориентированному типу.
Переход к инновационному типу экономического развития требует создания максимально благоприятных условий развития предпринимательской инициативы и стимулирования инвестиционной активности. При этом, условиями развития инновационного потенциала и активизации бизнес-сообщества является обеспечение надежного уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую безопасность.
Процесс перехода к инновационному типу экономического развития должен осуществляться одновременно с формированием и развитием системы соответствующих институтов. Именно институциональная среда определяет тип экономического роста, его качество и эффективность, является основой, определяющей устойчивость социально-экономического развития страны [2].
Таким образом, в настоящее время нет сомнений, что именно предпринимательская инициатива является одной из основных движущих сил экономического развития. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в настоящее время выступает одной из важнейших задач государственной политики, ориентированной на формирование эффективной конкурентной экономики в целях повышения качества жизни населения. Состояние и динамика развития малого бизнеса являются важнейшими факторами экономического развития страны, поскольку малый бизнес выполняет весьма значимые социальные функции: предупреждение и снижение социальной напряженности, активизация личностного ресурса; развитие малого бизнеса способствует инновационному росту экономики, так как именно субъекты малого бизнеса являются наиболее активными «проводниками» инновационных преобразований.
Доля вклада в оборот малых и средних предприятий Центрального федерального округа по субъектам Российской Федерации, %
Субъект Российской Федерации
Несмотря на то, что проблемам развития малого и среднего предпринимательства в течение длительного периода уделяется внимание, сложность и противоречивость процессов развития требует углубления исследований по различным аспектам его деятельности.
Поддержка малого и среднего предпринимательства как стратегического ресурса экономического роста особенно актуальна в регионах. Перед каждым регионом России стоит важнейшая задача – разработать стратегию развития и реализации предпринимательского потенциала как стратегического ресурса и внутреннего источника регионального экономического роста.
В течение последних лет в Смоленской области отмечаются положительные темпы развития малого и среднего предпринимательства. Однако вклад малых и средних предприятий Смоленского региона в экономику Центрального федерального округа пока незначителен и отстает от показателей других субъектов Российской Федерации (таблица).
По количеству малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Смоленская область занимает в ЦФО четвертое место, однако по доле продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, в общем объеме ВРП – лишь одиннадцатое место [5]. Дело в том, что сложившаяся на данный момент отраслевая структура малого и среднего предпринимательства в Смоленской области свидетельствует о его преимущественном развитии в сфере оптовой и розничной торговли. Данные сферы деятельности обеспечивают занятостью треть всех занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса. Однако поступления налогов от предприятий оптовой и розничной торговли не превышают 41 % от общего объема налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, можно сделать вывод о недостаточной эффективности с точки зрения вклада в ВРП сложившейся в Смоленской области отраслевой структуры малого и среднего предпринимательства. Следовательно, действующие программы поддержки малого предпринимательства пока не дают необходимого эффекта для его развития и не оказывают должного влияния на экономику Смоленского региона.
Ограничивающими факторами развития сферы малого бизнеса являются многие виды ресурсов, в том числе: финансовые, кадровые, информационные и др. Содействие в восполнении данных ограниченных ресурсов и выступает одной из целей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, что требует привлечения значительных средств, которые не всегда имеются на региональном уровне. Недостаточность финансирования региональных программ определяется, прежде всего, общей нехваткой средств в региональных бюджетах и неустойчивостью их доходной базы.
В современных условиях предлагаются следующие направления работы по финансовому обеспечению региональных программ поддержки малого предпринимательства:
– привлечение внебюджетных источников финансирования программ (таких как, например, государственно-частное партнерство);
– развитие финансовых инструментов для малого предпринимательства путем формирования системы гарантийных фондов и фондов венчурного финансирования, законодательного обеспечения микрофинансирования;
– большая интеграция в системы ресурсного обеспечения программ поддержки ресурсов нефинансового характера (таких как, например, имущественные отношения);
– усиление факторов поддержки в системе закупок для государственных и муниципальных нужд;
– введение бюджетирования, ориентированного на результат, в рамках управления финансами программ [3].
Необходимо в целом совершенствование методологии разработки региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом взаимосвязи с региональной стратегией социально-экономического развития. Следует перейти от разработки разрозненных программ поддержки малого бизнеса к комплексным программам его устойчивого и долговременного развития. Инструменты реализации разрабатываемых программ должны быть интегрированы в систему управления региональным народнохозяйственным комплексом и соответствовать приоритетным направлениям развития.
В целях повышения инновационного потенциала Смоленского региона, развития наукоемких производств и внедрения новых прогрессивных технологий предлагается в рамках государственно-частного партнерства сформировать региональный венчурный фонд.
Основными задачами Фонда должны стать [4]:
– поддержка инновационной деятельности, подготовка и освоение производства новых видов продукции и технологий;
– участие в формировании рынка научно-технической продукции;
– развитие приоритетных отраслей Смоленского региона;
– привлечение инвестиционного и венчурного капитала в инвестиционно-привлекательные проекты;
– участие в создании и инвестировании финансовых и инфраструктурных элементов венчурной индустрии.
Венчурный фонд аккумулирует инвестиционные средства для реализации инновационных проектов. Фонд осуществляет деятельность по поиску, отбору и подготовке инвестиционных проектов на разных стадиях развития с целью привлечения инвестиций, оказывает консультационную поддержку разработчикам инновационных проектов, сопровождение и последующий мониторинг.
Консолидация усилий власти и бизнеса в обозначенных направлениях позволят обеспечить ускоренный рост и развитие малого и среднего предпринимательства в регионах, что будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения страны в целом.
Таким образом, в деле укрепления национальной экономики, необходимо эффективно управлять экономическими процессами путем правового регулирования хозяйственных отношений, в том числе через инновационную, инвестиционную, налоговую и кредитную политику, защиту экономических интересов отечественных предпринимателей на внешнем и внутреннем рынках.
Источник: applied-research.ru