По итогам результатов исследования Центра независимых социологических исследований в рамках разработки «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», опубликованной на сайте Правительства Татарстана.
Агенты третьего сектора – это общественные организации, среди которых особенно заметна деятельность Деловой России, ТПП РТ, «ОПОРА России» в РТ, Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ.
Постановка вопроса:
Бизнес помогает решить проблему социального расслоения, дает возможность преодолеть пропасть, которая образовалась между богатыми и бедными. Поэтому его успешное развитие – стратегическая задача, имеющая огромное значение для РТ.
Агенты третьего сектора выполняют стратегически важную функцию переговорной площадки между госслужащими и бизнесменами.
По данным исследования в развитии МСБ Татарстана большую роль играют агенты третьего сектора, среди которых особенно заметна деятельность ТПП РТ, Деловой России, «ОПОРА России» в РТ и Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ДЛЯ ЕГЭ ЗА 7 МИНУТ
Основные проблемы:
До 2017 года бизнес остро нуждался в системе коммуникации с административными центрами принятия решений.
После 2017 года административные центры принятия решений также нуждаются в системе коммуникации с бизнесом.
Без создания множества реально работающих диалоговых площадок долгосрочная политика Правительства РТ на поддержку бизнеса в республике обречена на провал.
Пути решения проблемы
При разработке стратегии «Татарстан-2030» для бизнеса и региональных властей главное – поменять иерархичный характер отношений чиновника и бизнесмена путем изменения мышления.
Возможность оптимистического варианта решения проблемы — они должны перейти на «рельсы» партнерства, которое может развиваться в процессе реализации общего для бизнеса и чиновничества интереса – модернизации социально-экономической системы РТ.
Препятствия:
В социально-экономическом развитии республики присутствует системное противоречие между целями программ развития (модернизация экономики и социальной сферы) и методами их реализации (бюрократическими, клановыми).
Механизмы взаимодействия бизнеса и власти в РТ
1. Важной культурной особенностью локальной экосистемы Татарстана, пронизывающей социальный порядок на самых разных уровнях (от семейных отношений и бизнес — практики до принципов госуправления), является так называемая «клановая система», чья логика восходит к патриархальным традициям расширенной семьи.
«Клановая система» в большой степени определяет правила и принципы бизнес активности: доверять можно только «своим», родственник – это лучший деловой партнер, а неформальные связи надежнее остальных.
2. Современный Татарстан представляет собой строго иерархическое общество, где ключевым конкурентным преимуществом является контактная встроенность в региональную административную систему, на которую завязаны основные финансовые потоки.
Власть и бизнес: взаимодействие ради развития
Почтение к старшим и послушание, следование привычным социальным ролям – все эти элементы патриархального уклада до сих пор отличают жизнь в РТ.
3. Несмотря на последовательные попытки Правительства РТ изменить ситуацию к лучшему, в настоящее время бизнес-климат в республике отличается высокой неопределенностью и, следовательно, коротким горизонтом планирования его акторов. В республиканском бизнес-сообществе доминирует взаимное недоверие, провоцирующее высокие транзакционные издержки.
4. Вопреки значительным усилиям по развитию инфраструктуры поддержки МСБ, предпринятым республиканским руководством в последние годы, реальных изменений в положении малого и среднего бизнеса республики не происходит. Его доля в экономике региона уже три года составляет около 25%. Более того, после изменения налогообложения в 2013 году в республике закрылись 17 тыс. предприятий МСБ.
Рейтинг проблем взаимодействия бизнеса и власти
1. Дефицит «дешевых» кредитов.
Доступ к ограниченному числу дешевых кредитных линий ограничен для большинства бизнесменов, слабо аффилированных с административной системой РТ. Дешевых кредитных предложений для малых предприятий в финансовом секторе Татарстана фактически нет.
2. Высокое налоговое давление на МСБ.
Последствия непонимания бизнеса и власти:
В сфере бизнеса развиваются все новые схемы работы «в серую», или даже «в черную» – вообще без регистрации юридического лица.
Это не способствует развитию республиканского МСБ как драйвера социальной стабильности и ответственности в экономической системе Татарстана.
3. Неразвитая инфраструктура для МСБ (аренда, энерго-тарифы, водоотведение, логистика и связь).
Последствия непонимания бизнеса и власти:
Для большинства предприятий новые подключения к энергосети труднодоступны, а тарифы на электроэнергию слишком высоки.
4. Контролирующие институты и коррупция.
Четвертой по актуальности предприниматели назвали проблему нарастающего давления госструктур, наделенных контролирующими бизнес функциями, и связанную с этим давлением коррупцию.
В Татарстане около 40 организаций наделены полномочиями проверять и контролировать бизнес.
Многие из таких проверок отличаются некомпетентным и коррупциогенным характером. Коррупция перерастает в «квазикооперацию» отдельных «приближенных» бизнесменов и «деловых» госслужащих. Это создает условия для недобросовестной конкуренции, профанирует механизм тендеров, подменяет рыночную экономику административным рынком. Системный произвол институтов госконтроля в отношении МСБ, запускает механизмы коррупционной квазикооперации чиновников и бизнесменов, что делает особенно актуальной работу по укреплению авторитета и эффективности судебно-правовой системы.
5. Изменчивость законодательной базы и малоэффективная судебная система оказались на пятом месте в списке проблем МСБ региона. Независимая, наделенная реальными полномочиями судебная власть должна стать гарантом формирования единой правовой среды и инструментом разрешения спорных ситуаций. Причина низких барьеров для нарушения договоренностей, существующая в бизнес-кругах РТ, связана с общероссийским пренебрежением к писаному праву, к сакральному измерению заключенных договоров.
Малое и среднее предпринимательство остро нуждается в поддержке со стороны органов судебной власти и местного самоуправления при формировании общих правил бизнес-взаимодействия, созданию правовых механизмов для разрешения деловых споров. Но исследования позволяют констатировать институциональную слабость судебной власти, процессуальную затянутость судебных процессов и низкий уровень доверия к органам правосудия, что отмечает подавляющая часть бизнес-сообщества Татарстана.
6. Высокая неопределенность и короткий горизонт планирования. Любое экономически рациональное поведение становится неэффективным в иррациональной системе координат. Изменчивость законодательства, резкие повороты политического курса вкупе с мерцающими колебаниями экономики – все эти тенденции, складываясь вместе, создают в среде МСБ Татарстана устойчивое ощущение неопределенности, нарастания всевозможных рисков и потери перспектив для развития своего дела.
Судя по материалам интервью, горизонт планирования у владельцев малого бизнеса, как правило, ограничен одним годом. Краткосрочный горизонт планирования создает в бизнес среде особую атмосферу агрессивной вседозволенности, способствует популяризации стратегий «получения прибыли здесь и сейчас», которые препятствуют формированию ответственных отношений с партнерами и с клиентами.
7. Кадры, человеческий капитал и «утечка мозгов». С одной стороны, качество человеческого капитала РТ потенциально может обеспечить многократный рост сферы малого бизнеса в регионе. С начала 2010-х годов в Татарстане постепенно формируется новая генерация молодых, амбициозных, инициативных граждан, чья жизненная энергия могла быть направлена в русло МСБ.
С другой стороны, разнообразные проблемы малого бизнеса в Татарстане сегодня становятся для многих активных представителей нового поколения тревожным предупреждением о том, что бизнес – это рискованное предприятие. Что карьеру лучше делать в госсекторе или работая в крупных корпорациях. Сферу МСБ Татарстана сегодня преследует кадровый дефицит.
Некоторые эксперты говорят также о широкой миграции профессионалов, о проблеме «утечки мозгов» из республики. Молодые амбициозные специалисты хотят проверить себя, обрести новый опыт за пределами РТ. Сначала они ехали преимущественно за границы РФ (до середины 00-х), а потом направление элитарной миграции постепенно изменилось, и больше стали уезжать в Москву.
8. Через целевые программы происходит выделение субсидий, грантов и кредитов. Среди грантовых программ отклик имели программы «Лизинг-гранта» и образовательный грант Правительства РТ «Алгарыш». Похоже, что поверх государственной инфраструктуры поддержки МСБ, постепенно наросла коммерческая инфраструктура доступа к инфраструктуре поддержки.
Источник: megalektsii.ru
Теоретические основы взаимодействия власти и бизнеса.
В современной литературе по исследуемому вопросу представлено несколько классификаций моделей взаимодействия «бизнес-власть».
Первая классификация получила распространение в мире в эпоху глобализации. Она выделяет две принципиально отличные друг от друга модели взаимодействия бизнеса и государства:
В действительности ни одна из них не действует в чистом виде. Существующие в мире конкретные экономики чаще всего представляют собой некие смешения и переплетения обеих моделей.
Плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и государства базируется на англо-американской традиции, сформировавшейся в контексте следующих культурно-исторических особенностей:
· индивидуализм как преобладающий принцип социально-экономического поведения основной части населения;
· конкуренция рассматривается как непременное условие и движущая сила развития;
· прибыль рассматривается как основной показатель успешности;
· государство традиционно рассматривается как внешняя сила, роль которого заключается в выработке (совместно с бизнесом) правил регулирования, разрешении конфликтов, с которыми не может справиться само деловое сообщество (сильна тенденция к саморегулированию бизнеса), и поддержке национального бизнеса на международных рынках. Вмешательство государства в экономику как экономического агента категорически не приветствуется.
В плюралистической системе частный бизнес, наряду с государством является равным участником политического процесса. Большая часть взаимоотношений бизнеса и государства принимает форму сделок между частным бизнесом и властью в лице политиков и чиновников.
Конечно, существуют организации в плюралистических системах, которые представляют коллективные интересы различных групп бизнеса, однако, корпорации выбирают сами: становиться им членами каких-либо ассоциации или нет.
Корпоратистская или неокорпоратистская модель взаимодействия «бизнес-государство» сформировалась в контексте следующих культурно-исторических особенностей:
· ориентация на партнерство и сотрудничество различных профессиональных и социальных групп (капитализм кооперации);
· ориентация преимущественно на гарантии достигнутого уровня жизни, предотвращение возможных потрясений и потерь, стремление избежать неудач в бизнесе;
· сложившаяся деловая этика рассматривает обеспечение прибыльности компании как условие, но не исчерпывающую конечную цель бизнеса. Социальные обязательства считаются чрезвычайно важными, заслуживающими, в случае необходимости, того, чтобы внести изменения в ведение бизнеса;
· конкуренция рассматривается как важное условие развития, которое, однако, не исключает возможности и необходимости ее ограничения в определенных случаях для обеспечения интересов экономики в целом;
· государство в корпоратистской традиции является важным экономическим агентом, обеспечивающим выработку и соблюдение общих «правил игры», а также рассматривается как сила, несущая большие социальные обязательства перед обществом в целом, и имеющая, поэтому, право выдвигать соответствующие требования к бизнесу
Вопросами классификации взаимодействия государства и бизнеса посвящены работы И.Ивасаки. Он выделяет три типа моделей взаимодействия государства и бизнеса:
1) «Государство порядка» (order state), в котором бизнес-структуры находятся под жестким централизованным контролем и массовая приватизация не проводилась (поэтому вообще можно усомниться в существовании особых моделей взаимодействия государства и бизнеса). (Беларусь, Туркменистан и Узбекистан).
2) «Государство наказания» (punish state), ограничивающееся поддержанием институтов рынка и не вмешивающееся в механизмы управления корпорациями, а также не предпринимающее мер по предотвращению банкротства. (Страны Балтии).
3) «Государство-спасатель» (rescue state), в принципе предоставившее хозяйствующим субъектам возможность самостоятельно принимать решения, но сохранившее возможность вмешаться в определенных ситуациях, а также предотвратить банкротство предприятий. Вмешательство государства не ограничено четкими нормами и институтами и оставляет большой простор для коррупции и лоббизма.
Исследователи Моисеев В.В., Ницевич В.В., Ницевич В.Ф., Шуртухина Е.А. выделяют 5 основных моделей взаимодействия государства и бизнеса:
Модель «партнерства». Такая модель подразумевает создание партнерских (равноправных) отношений с целью социально-экономического развития страны (региона), повышения инвестиционной привлекательности, формирования благоприятного инвестиционного климата. Решения по всем экономическим вопросам, касающимся бизнеса, принимаются властью после консультации с заинтересованными сторонами. В модели партнерства между субъектами происходит обмен ресурсами (экономические, политические, административные и информационные ресурсы государства, и, финансовые, экспертные и инновационные ресурсы бизнеса).
Модель «патронажа» чаще характерна для регионов. Она подразумевает опекание высшим должностным лицом региона (его заместителями) крупного бизнеса. Поэтому, как правило, происходит сращивание крупного бизнеса и власти. Такая модель выгодна как для бизнеса (избавляет от многих проверок, возможность получения госзаказов, обеспечивает победу в конкурсах и тендерах, другие возможности для получения средств бюджета), так и для государства (получение откатов и крупных взяток от бизнесменов, поддержка в региональных законодательных собраниях).
Модели «подавления и принуждения». Такие модели подразумевают административное давление. Региональная власть, используя методы принуждения, требует от бизнеса вклад ресурсов в реализацию социальных и экономических проектов и программ.
Модель «невмешательства» власти. Органы государственной власти не принимают никакого участия в отношении социальной политики, проводимой бизнесом.
В модели «социального партнерства» происходит сочетание интересов власти и бизнеса.
Основным направлением развития взаимодействия власти и бизнеса является тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса, как в развитых, так и в развивающихся странах. Преимущественно такое сотрудничество проявляется в общественно значимых отраслях экономики: электроэнергетика, транспорт, социальная инфраструктура (здравоохранение и образование), аграрный комплекс. Это связано с тем, что предприятия данных отраслей, как правило, имеют стратегическое значение и не могут быть полностью приватизированы, но, в то же время, государство не всегда обладает достаточными ресурсами и управленческим опытом, необходимыми для их развития.
Между властью и бизнесом всегда было, есть и будет противоречие и противостояние, и именно преодоление этого противостояния и разрешение всякого рода противоречий и есть движущая сила прогресса общества. Мощная государственная структура, с одной стороны, в лице своих институтов: министерств и ведомств, органов управления, силовых структур и других, противостоит рискованному бизнесу, с другой стороны. Поэтому бизнес заинтересован в создании всякого рода союзов, ассоциаций, советов, ведущих диалог с органами власти.
Как уже было сказано выше важным принципом взаимодействия власти с бизнесом, развития механизма государственно-частного партнерства является принцип баланса интересов. Проблемы организации и совершенствования взаимодействия органов государственной власти и бизнес-сообщества особенно актуальны в складывающейся в настоящее время социально-экономической ситуации в России.
Так, например, государство, осуществляя свою деятельность, проводит целый ряд мероприятий для развития бизнес-среды и вовлечения бизнеса в процесс социально-экономического развития страны. При этом, власть рассчитывает на то, что после проведения таких мер, получит своего рода «feedback» (обратная связь, отдача). Представители бизнеса, в свою очередь, также в своей деятельности рассчитывают на то, что их успешное взаимодействие с государством принесет свои плоды. Основные инструменты привлечения бизнеса к разработке и реализации целевых программ представлены на рисунке 1.
Рисунок 7.1. Инструменты привлечения бизнеса к разработке и реализации целевых программ
Выделяют восемь видов взаимодействия власти и бизнеса:
— финансовое взаимодействие (власть и предпринимательские структуры взаимодействуют при разработке и реализации финансовых программ и планов; бизнес взаимодействует с властью в рамках финансирования целевых программ);
— материальное взаимодействие (взаимодействие в сфере поставок товаров и услуг для государственных нужд);
— пространственное взаимодействие (операции с земельными участками и недвижимостью и пр.);
— проектно-управленческое взаимодействие (взаимодействие органов власти и бизнеса в рамках разработки программ развития, определенных стратегий, при этом бизнес зачастую рассматривается в качестве инвестора);
— «стратегический аутсорсинг» (подразумевает передачу стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании);
— создание совместных предприятий бизнесом и государством;
— конкурсные методы взаимодействия бизнеса и власти (компания выигрывает конкурс, организованный по специальной разработанной схеме государством; выполнение муниципального заказа и муниципального гранта и др.);
— взаимодействие в рамках законотворческого процесса.
Источник: cyberpedia.su
Взаимодействие бизнеса и власти
Цель дипломного проекта состоит в наиболее полном раскрытии проблемы и выработке рекомендаций по управлению экономическим взаимодействием органов власти и бизнеса, обеспечивающих устойчивое развитие муниципального сообщества.
1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ 6
1.1 Формы взаимодействия бизнеса и власти всех уровней в современной России 6
1.2 Механизмы воздействия власти на бизнес 18
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Социально-экономическое положение Брянской области 32
2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию бизнеса 41
3 ПРОДЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 46
3.1 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти 46
3.2 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области 53
3.3 Предложения по совершенствованию взаимодействия бизнеса и власти в Брянской области 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Содержимое работы — 1 файл
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Орловская региональная академия государственной службы» в г. Брянске
Иванов Иван Иванович
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ 6
1.1 Формы взаимодействия бизнеса и власти всех уровней в современной России 6
1.2 Механизмы воздействия власти на бизнес 18
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Социально-экономическое положение Брянской области 32
2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию бизнеса 41
3 ПРОДЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 46
3.1 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти 46
3.2 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области 53
3.3 Предложения по совершенствованию взаимодействия бизнеса и власти в Брянской области 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Актуальность темы исследования проблемы взаимодействия бизнеса и власти обусловлена необходимостью установления баланса интересов органов власти и бизнеса в целях воспроизводства экономического потенциала территорий, организации защиты социально-экономических интересов жителей, привлечения самих граждан к управлению развитием своей территории и эффективному использованию местных ресурсов. Опыт России показал, что административные и институциональные механизмы управления во многом утратили свою эффективность, а преодолеть экономический дисбаланс, социальную несправедливость и конфликты в одиночку не могут ни власть, ни бизнес.
Современная система отношений между властью и бизнес-сообществом основывается на действии механизмов согласия. Это означает, что бизнес и институты власти действуют не только в своих интересах, но и в интересах населения, что позволяет рассматривать такие отношения как социальный диалог. Однако практика показала, что далеко не всегда такое взаимодействие является безупречным и приносит пользу всем его участникам. В числе негативных проявлений отмечаются «приватизация власти», олигархия, коррупция, лоббирование интересов.
Поэтому в настоящее время весьма острой является проблема поиска путей экономического взаимодействия местных органов власти и бизнеса.
Обзор литературы по теме исследования. Различные аспекты взаимодействия власти и бизнеса в настоящее время являются предметом многочисленных споров, исследований, научных дискуссий. Данная тема поднимается такими исследователями, как Волков А.[2], Иванов О.[3], Мажорин В.[5-7], Марченко Г.[10-11], Мачульская О.[10-11], Олсон М.[12], Перегудов С.[13], Привалов А.[2], Радаев В.[15], Суворова Т.[17], Фортескью С.[18], Храбрый О.[19], Ясин Е.[20]
Однако отмеченные авторы в большей степени исследуют методы взаимодействия органов государственного управления и крупных хозяйствующих субъектов. Еще накоплено недостаточно исследований, направленных на поиск эффективных механизмов взаимодействия власти, бизнеса и населения на региональном и муниципальном уровнях управления. Поэтому необходимо создавать механизмы всесторонне эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса, способствующие социально-экономическому развитию регионов, а, следовательно, и страны в целом.
Цель дипломного проекта состоит в наиболее полном раскрытии проблемы и выработке рекомендаций по управлению экономическим взаимодействием органов власти и бизнеса, обеспечивающих устойчивое развитие муниципального сообщества.
Для достижения основной цели определены следующие задачи дипломного проекта:
- определение сущности, принципов и методов управления экономическим взаимодействием власти и бизнеса в рыночной экономике;
- оценка места и роли органов региональной власти и местного самоуправления в совершенствовании экономического взаимодействия власти и бизнеса;
- исследование путей эффективного участия бизнеса в устойчивом развитии регионов и государства в целом;
- раскрытие ситуации и разработка стратегии управления экономическим взаимодействием местных органов власти и бизнеса на примере Брянской области.
Объектом исследования является совершенствование пути взаимодействия власти и бизнеса.
Предметом исследования выступают экономические, социальные и институциональные отношения, возникающие в процессе совершенствования экономического взаимодействия органов власти и бизнеса.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные, нормативно-правовые акты, постановления Правительства РФ, статистические данные, средства массовой информации, материалы Internet и другие источники, относящиеся к теме исследования.
В работе используются методы экономического анализа, изучается зарубежный опыт и опыт, накопленный в регионах и муниципальных образованиях по вопросам экономического взаимодействия местных органов власти и бизнеса. В дипломном проекте использованы нормативные документы, статистические данные и аналитические материалы органов местного самоуправления Брянской области по вопросам экономического и социального развития региона.
Положения, выносимые на защиту:
- для Брянской области в настоящее время является обязательным проведение совместного (власть и бизнес) обсуждения социально-экономических проблем региона;
- внедрять систему добровольной социальной отчетности;
- защищать интересы малого и среднего бизнеса;
- роль губернатора как арбитра между представителями власти и бизнеса;
- создать стратегический альянс между властью и бизнесом;
- одной из самых важных сторон деятельности современного бизнеса является его социальная ответственность перед населением.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложены пути управления экономическим взаимодействием местных органов власти и бизнеса Брянской области.
1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
1.1 Формы взаимодействия бизнеса и власти всех уровней в современной России
Развитие российской экономики напрямую зависит от эффективности взаимодействия бизнеса и власти в стране. Для более полного представления о формах данного взаимодействия необходимо ответить на следующие вопросы:
- что тормозит развитие бизнеса и мешает ускорению темпов роста российской экономики?
- в каком направлении развивается институциональная система, и какая модель рыночной экономики формируется в России?
При этом в исследовании под «властью» будет пониматься структура, наделенная, во-первых, публичными функциями, что с экономической точки зрения означает выполнение обязанностей гаранта «правил игры» и производителя общественных благ; во-вторых, правом на принятие обязательных для других субъектов хозяйствования решений и легальными полномочиями по контролю за их исполнением. В отечественных условиях «власть» характеризуется реальной нерасчлененностью её представительной и исполнительной «ветвей» при концентрации наиболее значимых функций в руках главы администрации. Последний не только возглавляет «исполнительную вертикаль», но и, как правило, определяет основные направления деятельности соответствующего представительного органа, располагая серьезными рычагами влияния на депутатов. Большинство депутатов при решении принципиальных вопросов следуют за главой администрации, одновременно, выступая, как лоббисты определенных «специальных групп интересов».
Под «бизнесом» будет подразумеваться совокупность предпринимательских структур (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-сообществ), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих выгод.
Следует выделять идеальную теоретическую модель взаимодействия власти и бизнеса, которая дает некий образ данного взаимодействия в условиях «идеального рыночного хозяйства». Она определяет роли субъектов взаимодействия: субъекты, представляющие интересы бизнеса договариваются о правилах игры и поручают контроль над их соблюдением государству как агенту-гаранту. Она фиксирует обязательства сторон: государство гарантирует бизнесу создание благоприятной среды и производство необходимых для его функционирования и развития общественных благ, таких как производственная, социальная и институциональная инфраструктура; бизнес берет на себя обязательства по уплате налогов и воспроизводству используемых экономических ресурсов.
Идеальной модели противостоит национальная модель взаимодействия власти и бизнеса, которая отражает общие черты данного взаимодействия в определенной национальной модели рыночной экономики (либеральной, социально-корпоративной, корпоративно-патерналистской). В ней находит отражение предшествующая история развития страны, реальная практика государственного строительства и возникновения бизнеса. Так, сложившиеся в ходе исторического развития определенной страны представления о «справедливости» во многом определяют целевые функции экономических субъектов, их отношение к возможным вариантам распределения прав собственности на экономические ресурсы между частными агентами, государством и коммунальными структурами. Все это определенным образом модифицирует роли власти и бизнеса в их взаимодействии, а также объем и характер их взаимных обязательств.
Наряду с идеальной и национальной моделями можно выделить нормативную модель взаимодействия бизнеса и власти, складывающуюся из установленных в данной стране формальных норм, правил и практик их применения, а также противостоящую ей реальную институциональную модель, как совокупность сложившихся на определенной территории формальных и неформальных норм, правил и практик их взаимодействия.
Российские реформаторы стремились и стремятся утвердить «рыночный» тип взаимодействия власти и бизнеса наиболее близкий к идеальной модели. Делать это они пытаются путем внедрения формальных норм либерального типа. Однако, как показывает сложившаяся практика, формальная либерализация не привела к реальной либерализации. Представляется, что возникшая ситуация является проявлением зависимости от предшествующего развития, причем на уровне базовых характеристик институциональной системы отечественной экономики. При этом четко прослеживаются следующие аспекты:
1. сохранение на рыночном этапе развития форм и методов взаимодействия власти и бизнеса, характерных для административно-командной экономики.
2. преобладание неформальных механизмов выбора в закреплении сложившейся траектории развития, отторжении институциональных инноваций, нацеленных на ее радикальное изменение. В результате реальная хозяйственная практика в настоящее время существенно отличается от нормативной картины хозяйственной жизни страны.
Сложившаяся к настоящему времени реальная модель отношений власти и бизнеса характеризуется тем, что сформировались три относительно обособленные зоны их взаимодействия: белая, черная и серая. 1
Источник: www.turboreferat.ru