Обычно все думают, что если прокуратура пришла на предприятие, значит, явно было какое-то нарушение. Начинается паника, приступы страха, а разум сразу же рисует самые страшные исходы. Но как обстоят дела на самом деле?
В реальности прокуратура проверяет исполнение ГОЗ по тому списку предприятий, который у них сформирован. Возможно, это даже не точечный запрос именно к вам, а, рядовая проверка, часть рабочего процесса с той стороны.
По каким причинам приходит прокуратура?
- В связи с тем, что есть какое-то нарушение в цепочке кооперации выше вас: у головного исполнителя, у вашего покупателя.
- Потому что вы участвуете в цепочке кооперации какого-то социально значимого объекта. Как, например, в 20-м году строились ковидные госпитали, и всю цепочку кооперации прокуратура держала на повышенном контроле.
- Может случиться, что вы нарушили выполнения ГОЗ, какой-то и контрактов, и вас решили проверить в целом на выполнение госооборонзаказа.
- Может быть так, что вы оплатили какую-то часть своей задолженности или аванс вашему поставщику, ваш поставщик обратился в прокуратуру и вас проверяют по этому поводу.
- Но чаще всего проверка прокуратуры приходит либо по указанию российской прокуратуры, — проверить всех исполнителей гособоронзаказа на какой-то предмет — либо потому что вы у них есть как исполнители ГОЗ в подконтрольных организациях, а они вас периодически дергают на предмет того, как у вас вообще дела.
- Прокуратура может выйти к вам лично на проверку и посмотреть, есть ли вообще такое предприятие, осуществляет ли оно гособоронзаказ, есть ли у него мощности, есть ли люди. В общем, проверить, что вы не фиктивная организация.
Прокуратуре важно удостовериться в том, что отсутствую риски срыва госооборонзаказа. А также они могут просто запросить у вас документы, и это будет чисто документальная проверка.
Прокуратура хочет спасти бизнес?
Что обычно проверяют?
Обычно прокуратура проверяет исполнение законодательства. Сюда входит:
RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.
- Заключение договора в с ИГК;
- Сроки и качество выполнение контракта;
- Использование отдельного банковского счета;
- Ведение РУ;
- Вопросы про лицензии, гостайну и прочее.
Как общаться с представителем прокуратуры?
- Самое главное — не бояться и не забывать, что представители прокуратуры — это не ваши враги.
Они, как и вы, заинтересованы в том, чтобы ГОЗ был выполнен вовремя и без нарушений. Поэтому общаться с ними нужно вежливо, спокойно, но, тем не менее, не опускаться до панибратства и ни в коем случае не проявлять инициативу.
То есть, если у вас просят какие-то документы, вы должны дать только те документы, которые попросили и не говорить: «А давайте ещё вот это посмотрим» или «А хотите вместо этого мы дадим вам вот это».
Как прокуратура Братска проверяет местный бизнес
- Чаще всего, когда вы получаете запрос, в этом запросе есть ФИО исполнителя проверки. Лучше позвонить ему и подтвердить, что запросы вы получили, всё предоставите, и уточнить какие-то моменты, которые для вас остались непонятными.
Есть требования документов, которых у вас вообще не существует. Вы, например, торговая организация, а у вас просят справку о производственных мощностях. В таком случае позвоните и скажите: «Знаете, вы прислали нам запрос. Так вот, у нас производственных мощностей нет, мы занимаемся только торговлей. Мы в запросе для вас это отметим, но имейте это в виду».
В этом случае вам могут ответить: «Да, присылайте», или же скажут, что сами приедут и посмотрят. Но, по крайней мере, таким образом вы уже наладите контакт с исполнителем и поймете, чем он дышит и как с ним лучше разговаривать.
- Когда в дальнейшем вы будете общаться с прокурором, сразу обозначьте формальный характер общения.
Если вам прислали запрос на определённый список документов, а при разговоре или в телефонном звонке вам говорят дослать ещё что-то, скажите, что вы это сделаете, но попросите письменный запрос.
Мотивируйте это тем, как важно для вас ничего не забыть и всё сделать правильно. Отвечайте всегда только на письменные запросы, потому что формулировки в письменном запросе могут отличаться от формулировок в устном. Предоставляя одни документы, вы можете не угадать, что же на самом деле имел в виду прокурор.
- Если прокуратура вышла к вам на предприятие лично, обеспечьте их вменяемым провожатым, чтобы он показывал прокурору именно то, что хочет прокурор.
И одновременно именно то, что выгодно предприятию: не пускал в какие-то закутки и не подпускал к прокурору желающих активно общаться граждан. Сопровождающий сам должен быть вполне компетентным, чтобы рассказать о деятельности предприятия максимум и в то же время не сказать ничего лишнего.
Не нужно рассказывать о проблемах и бедах: вот тут з/п не платим, вот тут сдаем в аренду, а здесь у нас… Человек должен быть спокойным, общительным и малоразговорчивым. Не боящимся, не чувствующим за собой никакой вины (обоснованной или не обоснованной), не склонным к признанию ошибок и уж тем более к агрессии. Всё должно быть сдержанно и в рамках.
- Кормить, обеспечивать канцелярией — это уже на ваше усмотрение.
Но, опять же, не нужно опускаться до золотых паркеров и обедов в ресторанах. Обеспечьте проверяющих минимальным набором ручек/бумаг и дежурным чаем/кофе.
Общение, пока у вас идёт прокурорская проверка, в ваших интересах. Постарайтесь установить и поддерживать добрые отношения.
Но ни в коем случае не заискивайте, чтобы у прокуратуры не сложилось впечатление, что вы что-то хотите спрятать. Вам нужно показать, что вы работаете по ГОЗ хорошо и ничего не боитесь, что вы уверены, что у вас не будет нарушения законов в будущем и не было в прошлом.
Фото на обложке: unsplash.com
- Бизнес
- Бизнес и правительство
- Бизнес и закон
Источник: rb.ru
Проверки нарушений прокуратурой
Государственная прокуратура РФ – очень серьезный орган, который контролирует все другие надзорные организации и координирует их работу. На сайте генпрокуратуры находятся годичные графики плановых проверок предпринимателей всеми другими контролирующими органами. Именно с прокурором должны быть согласованы все остальные внеплановые проверки.
Зато прокуратура, в свою очередь, уполномочена контролировать исполнение законов абсолютно в любой сфере. Вот почему прокурорская проверка – одно из самых ответственных испытаний для любого предприятия.
Впрочем, прокурор никогда не приходит просто так: для этого нужен веский повод, определенная негативная информация о бизнесе, для проверки которой и является представитель государственного органа. Чем отличается прокурорская проверка от всех остальных? Какими рисками она может угрожать предпринимателю? Безграничны ли полномочия прокурора? Вся информация для предпринимателей – в этой статье.
Прокурорской проверке регламент не писан
- Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
- разъяснения Конституционного суда РФ;
- документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.
Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.
- Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
- Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
- Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
- постановление;
- протест;
- представление;
- предостережение.
Прокурорская проверка плановой не бывает
Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:
- недовольный клиент;
- ваш контрагент;
- правоохранитель;
- любой бдительный гражданин.
Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.
ВАЖНО! Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора. Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.
Повод для визита
ФЗ «О прокуратуре», а также п.6 Приказа Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 г. ограничивают основания для прокурорских проверок поводами, подведомственными исключительно прокуратуре, то есть такими, которые не являются компетенцией других надзорных органов. Это могут быть подозрения:
- в экстремистской деятельности;
- в действиях, угрожающих безопасности государства;
- в нарушении миграционных законов и т.д.
Таким образом, прокуратура не может подменять своим контролем другие госорганы. Однако, поскольку в законе полномочия прокурора четко не ограничены, он может обратить внимание на любые нарушения законодательства – хотя бы для того, чтобы в результате передать их в соответствующее ведомство для последующего контроля и наложения наказания.
Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?
Довольно часто прокурорские проверки являются «по душу» тех предпринимателей, которые не смогли договориться со своими контрагентами. Для последних жалоба в прокуратуру становится отличной альтернативой судебному иску:
- обращение в прокуратуру для заявителя бесплатно;
- гарантирована быстрая реакция (максимум в месяц);
- ответ прокурора должен быть обоснован, а значит, будет проведено серьезное разбирательство.
Если нарушение будет доказано, работники прокуратуры самостоятельно инициируют судебное разбирательство.
К СВЕДЕНИЮ! Просто так свести счеты с конкурентом, «натравив» на него прокуратуру, не стоит надеяться. За необоснованное заявление, которое не подтвердится в ходе проверки, можно привлечь клеветника к ответственности. А если в его заявлении намеренно используются обтекаемые формулировки по типу «есть основания предполагать», то ничто не мешает противнику, в свою очередь, подать жалобу, которая повлечет встречную проверку.
Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке
Что может делать представитель прокуратуры, явившись к вам с проверкой?
- Предъявив свое удостоверение, он может свободно перемещаться по всей территории проверяемой организации, входя в любые помещения.
- Получить для изучения требуемые материалы и документы.
- Запрашивать документы для более глубокого изучения.
- Беседовать с ответственными лицами и специалистами по поводу предмета проверки.
- Вызывать нужных лиц для дачи объяснений.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Прокурор обязан уважать банковскую, налоговую и другие охраняемые законом тайны.
Советы проверяемым
Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.
Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.
Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:
- предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
- отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
- прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.
Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.
Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.
Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.
Что в итоге?
Результаты проверки, в лучшем случае, выявят отсутствие нарушений, подозрения в которых стали поводом для визита. Но на практике такое случается нечасто. Предприниматель может получить от прокурора:
- представление с требованиями об устранении нарушений;
- предостережение (если есть подозрение, что правонарушение только готовится);
- инициацию судебного разбирательства (о приостановке деятельности или ликвидации);
- переадресацию к другому органу (если обнаруженные нарушения не в компетенции прокурора).
Форма составления этих документов не закреплена законодательно, прокурор может оформить результаты проверки в виде акта или простого письма.
ВАЖНО! Если предприниматель не согласен с реакцией прокурора, надо подать заявление в суд в течение 90 дней с даты получения решения (ст. 254 ГПК РФ). Внесудебные меры оспаривания действий прокуратуры неэффективны: можно пропустить сроки обращения в суд, ожидая решения вышестоящих органов прокуратуры.
Источник: assistentus.ru
Как прокуратура проверяет заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые правила
Прокуратура проверяет заказчиков для выявления нарушений в закупочной деятельности. В ходе проверки по 44-ФЗ или 223-ФЗ проверяют все действия заказчиков — от планирования закупки до исполнения контракта. За нарушения, выявленные на любом из этапов, заказчика могут привлечь к ответственности.
Скачать Приказ Генпрокуратуры № 6 от 14.01.2021 из КонсультантПлюс |
Скачать Письмо Генпрокуратуры № 7-16-2019 от 14.01.2019 об организации прокурорского надзора за госзакупками |
Основания для прокурорского контроля
В Федеральном законе № 2202-1 указано, кто расследует преступления по факту нарушения законодательства в сфере закупок товара, работы или услуги — прокуратура (ст. 1 закона № 2202-1 от 17.01.1992). Прокуратура — это орган власти, призванный следить за соблюдением Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России. В их число входят Федеральный закон о контрактной системе 44-ФЗ и Федеральный закон о закупках отдельных видов юридических лиц 223-ФЗ.
Статья 5 Федерального закона 182-ФЗ включает прокуратуру в число органов, вовлеченных в профилактику правонарушений, а ч. 2 ст. 6 того же закона отвечает на вопрос, что значит прокурорская проверка в отделе закупок — контрольные мероприятия в рамках собственного контроля прокуратуры за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков. Задача проверки — сопоставить информацию о фактической деятельности конкретного заказчика с требованиями закона и установить наличие или отсутствие состава правонарушения.
Источниками информации для прокурорских органов выступают:
- единая информационная система — ЕИС;
- данные федеральных, региональных и местных органов власти;
- публикации в СМИ и интернете;
- обращения граждан и юридических лиц, жалобы в прокуратуру на госзакупку;
- сведения от организаций, защищающих интересы бизнеса и деловых объединений;
- отчеты об исполнении бюджетов, госзаданий, субсидий, государственных программ;
- информационные базы судов, ФССП и Федерального казначейства.
Проводимый мониторинг позволяет своевременно выявлять правонарушения в закупочной деятельности и реагировать на них.
- плановыми — проводятся в соответствии с составленным заранее графиком;
- внеплановые — проводятся на основании, например, поступившей жалобы.
В зависимости от методики исследования информации контрольные мероприятия делятся на:
- документальные: прокурор запрашивает у проверяемого необходимые документы, вызывает его для дачи объяснений, на основании полученной информации формирует заключения;
- выездные — сотрудники прокуратуры выезжают непосредственно к проверяющему и работают с его документами на месте.
Может пригодиться: как проверить участника закупки на отсутствие судимости
Подготовка к контрольным мероприятиям
Государственные закупки — это процесс, которому обеспечена значительная степень открытости благодаря информационным системам. Заказчикам следует готовиться к возможным контрольным действиям. Чтобы понимать, как подготовиться к проверке по закупкам по 223-ФЗ и 44-ФЗ со стороны прокуратуры, и разработать эффективную стратегию мероприятий по подготовке, заказчикам необходимо учитывать, на что прокуроры чаще всего обращают внимание.
При проведении проверок работы в госзаказе прокурорские работники ориентируются на Приказ Генпрокуратуры № 6 от 14.01.2021 об организации прокурорского надзора закупочной деятельности и на методические рекомендации, утвержденные Письмом Генеральной прокуратуры № 7-16-2019 от 01.01.2019. Пункт 3 методических рекомендаций перечисляет, на какие аспекты деятельности заказчиков проверяющим стоит обращать пристальное внимание, приводит статистику из практики.
Предметом оценки становятся:
- правильность документального оформления как полномочий контрактного управляющего или контрактной службы, так и всех бумаг, сопровождающих закупочный процесс;
- действия заказчика на всех этапах закупки, обоснованность принимаемых решений;
- контроль заказчика за исполнением контракта поставщиком, исполнителем или подрядчиком — непринятие мер по отношению к контрагенту, который нарушает условия контракта, недопустимо.
По Приказу Генпрокуратуры № 6 проверяющим специалистам из российских регионов, военным и специализированным прокурорам, прокурорам комплекса «Байконур» необходимо (п. 2 приказа № 6 от 14.01.202):
- Контролировать исполнение законов в закупках в рамках нацпроектов, госпрограмм, гособоронзаказа.
- Усилить надзор за законностью НПА в сфере закупок, в т. ч. через антикоррупционную экспертизу.
- Проверять законность закупок во время проверок соблюдения бюджетного законодательства.
- Обеспечить действенный надзор за исполнением законодательства при размещении в ЕИС обязательных сведений, формировании аукционной, конкурсной документации, определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заключении госконтрактов и допсоглашений к ним.
- Пресекать закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши.
- Устанавливать схемы кооперации при выполнении госконтрактов.
- Выявлять среди контрагентов организации, которые не имеют необходимой матбазы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирмы-однодневки и номинальные фирмы-посредники, аффилированные с заказчиком юрлиц и физлиц. Для этого необходимо взаимодействие с органами Росфинмониторинга, ФНС, ФАС, Казначейства, МВД и ФСБ.
- Принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам несоблюдения заказчиками нацрежима, заключения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивших конкуренцию, неправомерных закупок у едпоставщика, завышения цен и незаконного изменения условий госконтрактов, поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг), нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств, неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).
- Тщательно проверять реальность исполнения заключенных и оплаченных госконтрактов.
- Уделять внимание исполнению законов, которые регулируют применение типовых контрактов, типовых условий контрактов и закупок на сумму свыше 1 млрд руб.
- Проверять соблюдение прав на своевременную оплату заказчиками обязательств по госконтрактам, вопросы погашения задолженности перед ними держать под личным контролем.
- Рассматривать безотлагательно вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях за несоблюдение срока и порядка оплаты.
- Обеспечить соблюдение прав СМП, в т. ч. в части их СГОЗ и сокращенных сроков оплаты за выполненные обязательства по контракту.
- Акцентировать внимание на выявлении и пресечении уполномоченными органами фактов «откатов», хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний с использованием различных противоправных схем.
- Обращаться в суд с исками и заявлениями, которые направлены на устранение нарушений в закупках и привлечение виновных лиц к ответственности, в т. ч. в рамках расследования уголовных дел.
По правилам при проведении плановой проверки в рамках закона 44-ФЗ проверяются закупки заказчика за определенный период. Контролеры смотрят:
- корректность оценки соответствия заявок требованиям закупочной документации;
- обоснованность допусков и недопусков участников;
- порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок;
- правильность и своевременность оформления протоколов;
- соответствие действий комиссии заказчика правилам, которые установлены в положении о закупке проверяемого лица.
Методические рекомендации указывают на необходимость обращать внимание на такие нарушения, как:
- неправильное оформление нормативных актов, связанных с закупками в организации, в их числе, например, положения о контрактной службе, порядке формирования и ведения планов-графиков или приказы о назначении должностных лиц;
- ошибки при планировании, нарушения при нормировании в сфере закупок, прокуратура обращает внимание на обоснованность тех или иных закупок, расчет и обоснования НМЦК, ошибки в ее определении, завышение цен;
- нарушение сроков публикации закупочных документов на всех этапах закупки;
- необоснованное заключение контрактов с единственным поставщиком без проведения конкурентной процедуры;
- дробление контрактов, когда вместо одного большого контракта, требующего проведения масштабной конкурентной процедуры, заключается несколько маленьких соглашений;
- заключение контрактов на условиях, которые не соответствуют закупочной документации;
- рассмотрение заявок, подлежащих отклонению;
- нарушения при утверждении закупочной документации;
- нарушение сроков публикации информации по закупке в ЕИС;
- отсутствие в контрактах упоминаний ответственности поставщика, подрядчика и исполнителя за нарушения условий соглашения или неприменение установленных санкций при фактическом нарушении;
- незаконное изменение условий контракта;
- нарушения, связанные с банковским сопровождением контрактов;
- оплата невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров, завышение объемов товаров, работ или услуг в приемочной документации по сравнению с реальным исполнением;
- конфликт интересов между заказчиком и участниками.
Проведение контрольных мероприятий
Прокурорская проверка проводится, если в органы поступила информация о возможном правонарушении со стороны заказчика, а установить ее достоверность или лживость без проведения контрольного мероприятия невозможно.
Федеральным законом о Прокуратуре описана программа проведения проверки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, она состоит из следующих этапов:
- Принятие решения о проведении контрольного мероприятия прокурором или его заместителем. Решение оформляется документально и содержит информацию о сроках, предмете и цели мероприятия. До проверяемого решение доносится не позднее дня начала мероприятия.
- Проверяемая организация в соответствии с требованием прокурора составляет ответ в прокуратуру на акт о проведении ревизии по 44-ФЗ и направляет контролерам необходимые документы. Для прокуратуры является обязательным Приказ Генпрокуратуры № 450 от 29.12.2011, и проверяющие требуют оформлять документы на основании этой инструкции.
- Проверяющие анализируют полученные документы, при необходимости вызывают для дачи пояснения; если в ходе одной проверки по заявленному предмету выявлена возможность наличия иных нарушений, то назначается новая проверка.
- По результатам рассмотрения всей поступившей информации прокурор устанавливает наличие или отсутствие правонарушения и оформляет итоговый документ: издает акт проверки или прибегает к мерам прокурорского реагирования. Например, если установлено, что сорван контракт на поставку, представление прокуратура выдает, чтобы обязать заказчика принять меры для устранения нарушения, рассмотреть возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц. А вот как написать, что при проверке исполнения контрактов нарушений не выявлено — составляется акт и пишется: в ходе проверки соблюдений заказчиком требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нарушения не выявлены. Прокурор составляет акт в течение 10 дней после окончания контрольных мероприятий и отправляет копию руководителю заказчика.
- Если несоответствия выявлены, то проверяемый получает представление или постановление о нарушениях и устраняет их.
Генпрокуратура определила и срок проверочных мероприятий:
- базовый срок составляет 30 дней;
- если месяца не хватит, то проверку обоснованно продлевают еще на 30 дней;
- продлить проверку во второй раз еще на 30 дней вправе только Генпрокуратура;
- указанные сроки приостанавливаются, если требуются сложные мероприятия или экспертизы, проверяемый препятствует проверке или не представляет требуемые документы.
Если не согласны с актом прокурорской проверки или хотите узнать, какие решения прокуратуры не устояли в суде, загляните в базу судебной практики в КонсультантПлюс (бесплатный доступ к ней получите, перейдя по ссылке ниже). В базе собраны решения всех российских судов, а поиск такой же простой, как и в Яндексе.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .
Оформление результатов контроля
Как прокурор подытожит проведенную проверку, зависит от того, выявлены ли в действиях проверяемого нарушения. Если нарушений не выявлено, то в течение 10 дней после окончания проверки прокурор вынесет акт и направит его проверяемому — это правило установлено ч. 14 ст. 21 Закона о прокуратуре.
Если прокуратура обнаружила нарушения в закупочной сфере, то применяются меры прокурорского реагирования, перечень которых установлен ст. 23–25.1 того же закона:
- Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, рассмотрением которого, в зависимости от состава правонарушения, занимается уполномоченный орган, к примеру УФАС. Законом о прокуратуре установлено, наказывает ли прокуратура за нарушение 44-ФЗ — нет, прокурор возбуждает административное производство или требует его возбуждения, но самостоятельно принять решение о наказании он не вправе.
- Протест на противоречащий закону правовой акт. Проверяемый обязан в течение 10 дней рассмотреть вынесенный протест и либо принять меры по приведению акта в соответствие с законом, к примеру через внесение изменений, либо направить мотивированное возражение.
- Предостережение о недопустимости нарушения закона — это предупредительная мера, с помощью такого предостережения прокурор предотвращает правонарушение, которого еще нет.
- Представление об устранении нарушений законодательства о закупках — это документ, которым прокурор обязывает проверяемого исправить уже допущенные нарушения. У заказчика есть месяц на реализацию требуемых мер, по истечении которого он обязан направить ответ в прокуратуру на представление об устранении нарушений по 44-ФЗ или 223-ФЗ и отчитаться о выполнении предписания.
Обжалование итогов
Любой документ, составленный по результатам прокурорской проверки, проверяемый вправе обжаловать в административном порядке — в вышестоящей прокуратуре или в суде.
Жалоба на вынесенный прокурором документ содержит следующую информацию:
- наименование адресата;
- наименование заявителя — проверенного лица;
- сведения о проведенной проверке: когда и кем она проводилась, в чем состояли ее предмет и цели, реквизиты решения о ее назначении;
- обоснование, почему заявитель считает итоговый документ проверки незаконным, какие его права и интересы нарушены проверяющими;
- требование отменить постановление.
Если прокурор по итогу проверки возбудил дело об административном правонарушении и передал его в суд, а судья вынес решение против проверяемого лица, то обжаловать его предстоит в апелляционном порядке в суде следующей инстанции в соответствии с нормами Кодекса об административном судопроизводстве.
Коротко об авторе статьи
Гольцова Полина
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
Источник: goscontract.info