Все вещи, которые нас окружают, кто-то придумал и разработал. Почему ваш смартфон выглядит так, а не иначе? Кто догадался заворачивать хрупкие предметы в пленку с пупырышками? Как дизайнеры заставляют нас покупать больше еды? Отвечаем на эти вопросы вместе с Британской высшей школой дизайна, где вы можете обучиться промышленному дизайну с нуля.
Что такое промышленный дизайн?
Промышленные дизайнеры придумывают, как будут выглядеть вещи массового производства: одежда, мебель, предметы интерьера, бытовые мелочи и многое другое. Промышленный дизайн сформировался как отрасль во время индустриальной революции, когда на фабриках стали изготавливать одинаковые товары в больших объемах. Вещи стали доступнее, и люди захотели, чтобы они были не только функциональными, но и эстетичными — так появилась профессия дизайнера.
Пионером промышленного дизайна считается Петер Беренс, немецкий архитектор. В конце 1900-х он разработал фирменный стиль для целой корпорации — AEG, крупнейшей компании Европы, которая специализировалась в области электроэнергетики, машиностроения, а также товаров для дома. Его дизайн ламп, вентиляторов, часов, чайников и других домашних приборов не менялся несколько поколений.
Как это – промышленный дизайн
Какие знаменитые объекты промдизайна есть у вас дома?
Ко всем предметам, которыми вы пользуетесь, — от зубной щетки до автомобиля — приложил руку дизайнер. Некоторые дизайн-решения входят в историю, а их продуманный внешний вид становится эталоном и не меняется десятилетиями. Например:
Воздушно-пузырчатая пленка. Необходимая вещь для переезда и борьбы со стрессом появилась в 1957 году в результате неудачного эксперимента по производству обоев. Обклеить пленкой с пупырышками квартиру никто не решился. Тогда ее создатели Альфред Филдинг и Марк Шаван отдали партию компании IBM, которая начала упаковывать в пленку компьютеры. До наших дней пленка дошла в неизменном виде.

Ручка Bic. Шариковые ручки придумали в 1940-х сразу несколько компаний. Фирма Марселя Бика сделала ставку на одноразовость и дешевизну — в отличие от конкурентов они предлагали не заменять закончившийся стержень, а купить новую ручку всего за 19 центов. Этот ход помог Bic стать монополистом. Дизайн флагманской ручки Bic Cristal не менялся с 1950 года.
Стеллаж «Билли». Самый популярный книжный шкаф в мире и один из главных товаров «Икеа»: каждые 10 секунд продается один стеллаж. Его облик не менялся с 1978 года, когда шведский дизайнер Гиллис Лундгрен придумал недорогую полку без лишних деталей, которую можно использовать для любых целей: поставить на кухню, хранить в ней книги или приделать дверцы и превратить в шкаф для спальни.
Как отличить хороший промышленный дизайн от плохого?
В дизайне есть понятие emotional sustainability — это чувство, когда вещь с каждым днем нравится всё больше. С точки зрения промышленного дизайна только хорошо продуманные изделия могут быть красивыми и эстетичными — если вилкой невозможно есть, ей не помогут украшения на ручке.
Промышленный дизайн: Как построить свою карьеру
«Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна» — один из главных постулатов промышленного дизайна, который сформулировал Дитер Рамс, придумавший в 1960-х стиль компании Braun: примитивный, интуитивно понятный и логичный. Его минималистичная концепция стала эталоном, которым вдохновлялся Джонатан Айв, глава дизайн-подразделения Apple.
Самый известный проект Рамса для Braun — дизайн проигрывателя SK-4. В те годы радиоприборы выпускались в лаковых деревянных корпусах и щедро украшались. Белый аппарат Рамса с прозрачной крышкой и без декора конкуренты обозвали «гробом Белоснежки». Зато покупателям понравилось: модель стала популярной среди меломанов, компания Braun заработала репутацию инноватора, а у философии Рамса появились последователи.
Кажется, всё уже изобретено. Над чем работают промдизайнеры сейчас и что станут делать в будущем?
Дизайнер совершенствует уже существующие вещи и разрабатывает новые. Технологии развиваются, появляются новые материалы, вместе с ними меняются запросы покупателей. Еще недавно было сложно поверить, что кроссовки смогут передавать информацию об активности на телефон, наушники станут беспроводными, а автомобиль будет заряжаться от сети. Задача промдизайнера будущего — заворачивать еще более сложные концепции в понятные и удобные для пользователей оболочки и работать с новыми технологиями. Этому и учат в рамках двухгодичной программы «Промышленный дизайн» в Британской высшей школе дизайна.
Как промышленные дизайнеры помогают спасать мир?
Один из главных принципов промышленного дизайна — использование минимального количества ресурсов и снижение вредного воздействия на природу. В идеале промдизайнеры должны создавать вещи, которые не захочется выкидывать годами: так мы сможем уменьшить количество мусора, снизить визуальный шум и перестать тратить деньги на новые вещи.

Знаменитый промышленный дизайнер Виктор Папанек много писал об ответственности дизайнера перед миром. В 1966 году он разработал радиоприемник из консервной банки стоимостью 9 центов. Жители самых бедных стран могли собрать его из подручных средств. Приемник был очень популярен в Индии, Африке и Латинской Америке. Папанек никак не украшал радио — жители стран делали это сами в соответствии со своими культурными традициями.
Почему промышленных дизайнеров не заменят роботы?
Нейросеть может сгенерировать логотип и айдентику, но не может придумать удобный стул. В промдизайне важно хорошо разбираться в человеческой психологии — понимать потребности людей, анализировать рынок и быть в курсе последних тенденций. Дизайн связан с осмысленным творчеством, на которое машина пока не способна.
Вот отличный пример того, как креативное мышление помогает решать дизайнерские задачи: в 1937 году владелец сети американских супермаркетов Сильван Голдман заметил, что корзинки для продуктов быстро заполняются и становятся слишком тяжелыми. Чтобы заставить людей покупать больше, он изобрел продуктовую тележку на колесиках. В нее помещалось больше продуктов и ее было удобно катить по супермаркету, так что покупатели могли проводить больше времени в магазине. Тележка произвела революцию в индустрии, а ее дизайн за 80 лет почти не изменился.
Дизайнер должен уметь хорошо рисовать? Какие знания и навыки нужны?
Промышленные дизайнеры — многофункциональные специалисты, которым удается совмещать творчество, логику и инженерные навыки. Важно иметь развитый вкус, понимать паттерны потребительского поведения, работать с программами моделирования и много общаться с заказчиками.

«33 слова о дизайне». Фильм, где 33 российских дизайнера рассказывают об индустрии и творчестве.
«Овеществление». Документальный фильм о создании объектов масс-маркета — от зубных щеток до телефонов.
«Гений дизайна». Сериал от BBC, где исследуется появление повседневных вещей.
99% Invisible. Культовый подкаст о дизайне всего: здесь можно узнать о создании эмоджи, проектировании кружек и особенностях строения библиотек.
Куда пойти учиться?
В Британскую высшую школу дизайна. Программа «Промышленный дизайн» подходит и для инженеров, которые хотят больше узнать об эстетике, и для дизайнеров, которые стремятся освоить новые технологии и узнать о бизнес-составляющей профессии.
Преподаватели расскажут, как создавать прогрессивные концепции и продукты, которые могут улучшить жизнь людей, как изучать пользовательский опыт и выводить товары на рынок. За время обучения студенты соберут портфолио практических кейсов и получат знания для работы на фрилансе, в дизайн-студиях, стартапах и производствах.
Источник: knife.media
Промышленный дизайн в России становится ключевой компетенцией бизнеса
В стране растёт количество компаний, в которых дизайн внедрён в процесс разработки продукта
Партнёрский материал
Всё, что нас окружает, весь предметный мир — это работа промышленных дизайнеров. Продаете ли вы зубные щетки или специализируетесь на производстве локомотивов или автомобилей, вы взаимодействуете с результатом их труда. И главная задача специалистов — сделать предмет не только приятным глазу, но и удобным, функциональным и безопасным для пользователя. Генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Дарья Топильская поделилась своими рассуждениями, почему успешный бизнес и промышленный дизайн неотделимы.
Консерватизм и непонимание
Российский рынок промышленного дизайна, несмотря на долгую историю, в том числе и в советский период, пока находится на ранней стадии развития. «Сегодня мало кто понимает, что такое промдизайн и зачем он нужен производителю. Такая неопределенность в понятиях находит отражение и в расчетах экспертов», — говорит Виталий Ставицкий, президент Союза дизайнеров России, в «Глобальном исследовании рынка промышленного дизайна», которое организовал 2050.ЛАБ.
У многих производителей действительно до сих пор нет чёткого понимания, что такое промышленный дизайн и как с ним работать. И из-за этого студии страдают от недостаточного объёма заказов. Но одновременно они получают новые возможности: российским производителям необходимо находить конкурентные преимущества, которые способны реально усилить их рыночные позиции. А промдизайн подходит для этой цели как нельзя лучше. Подобным образом на рынок влияет и международная политическая ситуация: с одной стороны, усложнилась работа на внешних рынках, с другой — импортозамещение и активное развитие многих отраслей индустрии способствуют появлению новых заказов на промышленный дизайн.
Современная российская экономика пока ещё достаточно консервативно смотрит на эту отрасль, однако доказано, что при гарантии положительных впечатлений и эмоций от использования продукта, потребитель в среднем готов платить больше на 16% в случае, если он сравнивает продукты с одинаковыми технологиями. Если мы покупаем телефон, мы приобретаем его не только потому, что он умеет звонить, но ещё и потому что его приятно держать в руке, потому что он добавляет баллы к нашему имиджу. И этот положительный пользовательский опыт выражается в конкретных суммах.
И эти суммы велики. По данным того же «Глобального исследования рынка промышленного дизайна», мировой рынок промдизайна ждёт рост. По пессимистичному прогнозу к 2030 году при среднегодовом темпе роста в 3,8% объём рынка составит $54,8 млрд. Оптимистичный вариант предполагает прибавку в 5,8% и составит $64,7 млрд.
Успешный опыт
Кроме того, стоит отметить, что в России растёт количество компаний, в которых дизайн внедрён в процесс разработки продукта. Такой модели уже придерживаются «Сбербанк», «Яндекс», МТС, АвтоВАЗ, КамАЗ и другие. Ещё один пример — автомобильная промышленность. Если бы промдизайн не давал ценности, автомобильным брендам не было бы необходимости содержать огромные команды дизайнеров. К примеру, команда дизайна компании Renault в Париже состоит из 450 человек.
В России наиболее показателен кейс московской студии АвтоВАЗа, которая наняла профессионалов, прошедших стажировку на Западе, и сумела выйти на новый уровень качества с выпуском «Весты». Успех проекта наглядно иллюстрирует тот факт, что грамотное построение работы с промышленным дизайном способно сломать стереотипы и стать одним из факторов как минимум локального успеха.
Еще один пример: увеличение роли промышленного дизайна в работе ТМХ, крупнейшего в России и СНГ производителя подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта. Стратегия развития этой компании нацелена на повышение её узнаваемости и привлекательности в самых разных регионах мира как поставщика подвижного состава, сервисных услуг, работодателя. Хороший дизайн позволяет конкурировать за лучших сотрудников, быть лидерами в борьбе за потребителя на внешних рынках.
Следуя этому пути, ТМХ старается стать вдохновителем внедрения промышленного дизайна в отечественном машиностроении, в том числе в сотрудничестве с Национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ.
Так, за последние два года в рамках этого партнёрства были созданы:
- дизайн новейшего маневрового тепловоза ТЭМ23;
- дизайн маски магистрального грузового тепловоза 3ТЭ25К2М, предназначенного для использования в системе тяжеловесного грузового движения на БАМе и Транссибе.

В рамках работы по долгосрочному контракту с Федеральной пассажирской компанией, ТМХ и 2050.ЛАБ создали три перспективных концепта пассажирских вагонов в габарите Т: модульный, капсульный и «ёлочка», которые рассматриваются как альтернатива традиционным вагонам. Создан также концепт городского электропоезда AIRSCP (обладатель премии Reddot Design Award-2021), реализуются другие проекты.
Используя преимущества промдизайна, компании не только повышают конкурентоспособность на международных рынках, но предлагают свой взгляд на будущее и становятся трендсеттерами. Анализируя бизнес-результаты, функция дизайна перестаёт быть визуально-ориентированной и становится стратегическим фактором развития бизнеса.
Источник: www.sostav.ru
Встречают по одежке. Зачем бизнесу промышленный дизайн
Зачастую бизнес концентрируется на технологическом наполнении собственного продукта, его возможностях и характеристиках, но при этом из поля внимания выпадает внешний вид новинки. А это может сыграть решающую роль для потребителя при выборе товара. Виталий Ставицкий, президент Союза Дизайнеров России, рассказал нашему порталу, почему инвестировать в промышленный дизайн выгодно, какие преимущества это дает производителям и разработчикам, а также к чему готовиться, идя на встречу с промышленным дизайнером.
0
3 23/05/2023
Виталий Ставицкий
президент Союза Дизайнеров России
ProКачество: Зачем производителям нужен промышленный дизайн и какие задачи он способен решить?
Виталий Ставицкий: Привлечение к разработке продукта промышленного дизайнера дает серьезное конкурентное преимущество не только на отечественном, но и на международном рынке. Дает экспортный потенциал.
Промышленный дизайн – это все, что связано с выпуском тиражной продукции. Это и ткани, одежда и прочее, не только станки
Согласно ряду международных и наших собственных исследований, промышленный дизайн дает:
- двукратный рост экономических показателей;
- более стремительное развитие компании, чем у конкурентов, которые не инвестируют в промдизайн;
- промышленный рост и, как следствие, новые рабочие места;
- появление новых сервисов и услуг;
- прорывные инновации как следствие разработок и исследований.
Качественный дизайн нового продукта играет в первую очередь маркетинговую роль – новинка должна выглядеть так, чтобы потребитель выбрал именно ее среди многочисленных аналогов. Это важный инструмент, который принесет развитие российской промышленности.
Справка
Союз Дизайнеров России – общероссийская общественная организация, созданная 5 декабря 1991 года специалистами, работающими в индустрии дизайна.
Дизайн занимает ключевое место в креативной экономике и охватывает весь окружающий мир: промышленный дизайн, коммуникативный дизайн, средовой дизайн, текстильный и fashion-дизайн, концептуальный и сервис-дизайн.
Союз Дизайнеров России включает более 4500 специалистов в области дизайна и 67 региональных отделений на территории Российской Федерации.
Главными целями Союза являются:
- поддержка и популяризация отечественной дизайн-индустрии на территории РФ и за ее пределами;
- создание условий для продвижения и формирование спроса на продукты, сервисы, технологии и решения российского дизайна на мировом и внутреннем рынках;
- защита профессиональных интересов дизайнеров и создание условий для появления рабочих мест, предпринимательских проектов, самозанятых во всех отраслях дизайна;
- увеличение экспорта российского дизайна и товаров, производимых на территории РФ при участии российских дизайн-компаний и дизайнеров;
- формирование дизайн-лица российской продукции (национальный и международный пути развития);
- создание национальных дизайн-трендов;
- ведение образовательной, научной и исследовательской деятельность в областях дизайна, инжиниринга и технологий;
- помощь в формировании связей между дизайн-образованием и реальным производством и техпроцессами и пр.
ProКачество: Насколько сегодня пользуется спросом промышленный дизайн на отечественных предприятиях?
Виталий Ставицкий: Сегодня не так много отечественных компаний, которые понимают, что промышленный дизайн для них – это инструмент развития.
Некоторые компании на российском рынке столкнулись с тем, что оказались неконкурентоспособными. Их сразу видно, например, на выставках: плохое оформление стенда, непонятная черная коробочка. Вроде бы выпускают классный технологичный продукт, но он никому не нужен. И потребители выбирают китайские аналоги, которые уступают отечественным, но выглядят более привлекательно.
Тем не менее на сегодня спрос на промышленный дизайн у бизнеса все же начинает формироваться.
Дизайн наравне с маркетинговыми и инжиниринговыми инструментами позволяет успешно продвигать товар на рынке
Союз Дизайнеров России, со своей стороны, старается популяризировать промышленный дизайн среди бизнесменов через ряд мероприятий, которые мы начинали проводить в Москве. Спустя время некоторые из них стали федеральными, затем и регионы начали перенимать наш опыт. Так, например, сейчас идет второй конкурс «Фабрика дизайна», где мы знакомим между собой индустрии бизнеса и дизайна.
О «Фабрике»
Конкурс выступает платформой для взаимодействия дизайнеров, производственных компаний, экспортно ориентированных компаний, бизнес-сообщества, экспертов индустрии для создания новых продуктов отечественной промышленности, обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики на международных рынках, технологическую независимость и отвечающих на запросы населения страны.
Конкурс подчеркивает роль дизайн-индустрии как драйвера развития инновационных, высокотехнологичных и производственных проектов с экспортным потенциалом, демонстрирует связь исследований, разработок и дизайна, доказывает значимость дизайн-решений для развития актуальных маркетинговых стратегий.
В первом конкурсе приняли участие более 350 команд и 76 компаний. 69 победителей конкурса получили признание, в рамках конкурса было подписано более 20 соглашений о сотрудничестве.
Всего на первой «Фабрике дизайна» было представлено более 130 задач от компаний из разных регионов. Задачи были распределены по семи направлениям: «Среда», «Легпром», «Мебель», «Приборы», «Продакт», «Транспорт» и «Упаковка».
Проводя первую «Фабрику», мы столкнулись с тем, что дизайнеры говорят: нет заказов и спроса на наши услуги от бизнеса, а бизнес говорит: у нас много запросов, много что нужно разрабатывать, но мы не знаем, куда идти.
Наш проект позволил показать заинтересованные стороны друг другу. Бизнес начал осознавать, что в сложившихся геополитических условиях промышленный дизайн позволяет не просто сохранить свои достижения и позиции, но и приумножать их, осваивать новые рынки.
Дизайн – это не про красивую коробочку. Продукт должен быть эстетичным, потому что понятие красоты у всех разное
Бизнесу важно понимать: потребитель во вторую очередь смотрит на технические характеристики, сначала он оценивает внешние данные товара, например:
- как смотрится;
- какой интерфейс;
- хорошо ли лежит в руке;
- насколько удобно пользоваться ежедневно и пр.
Из положительных примеров удачных дизайн-решений могу привести банковские приложения ведущих российских банков – они самые удобные и понятные в мире, по моему опыту.
ProКачество: Чем промышленные дизайнеры отличаются от других своих коллег по цеху? Какова специфика их работы?
Виталий Ставицкий: Промышленные дизайнеры отличаются от остальных направлений индустрии, наверное, только инструментами, которые используют в работе. А этапы создания дизайн-проекта практически у всех одинаковые.
Так, во всех направлениях дизайна любая работа начинается с исследования и аналитики той задачи, которая ставится перед дизайнерами.
Невозможно найти решение, которое дает преимущество перед конкурентами, не исследовав рынок
Задача любого дизайнера – создать конкурентное решение, которое превзойдет те, что уже имеются, или же создать уникальное решение, позволяющее вывести на рынок прорывные продукты, способные устроить революцию в своей нише. Самый яркий такой пример – смартфоны и планшеты Apple. Эта компания во многом благодаря дизайнерским решениям смогла кардинально поменять ситуацию на рынке. Она уничтожила своих прямых конкурентов Nokia и Motorola, которые, выбрав неправильные пути развития, в итоге практически остались историей.
Порядка 90% бюджета Apple идет на дизайн, разработку и исследования
Кроме того, во всех направлениях дизайна решения на выходе требуют определенного инструментария. В промышленном дизайне это:
- 3D-моделирование;
- эскизирование;
- создание поверхности класса А .
Результат этой работы – документ, который помимо решения содержит конструкторскую и инженерную документацию.
ProКачество: Расскажите об этапах разработки дизайна продукта. На какой стадии разработки продукта нужно подключать промдизайнера? Что происходит на каждом из них?
Виталий Ставицкий: Разработка дизайна начинается после того, как:
- проведены исследования, что этот продукт с таким набором характеристик действительно нужен на рынке сейчас;
- уже есть какие-то разработки, уникальные технологии, которые нужно реализовывать и запускать в производство.
Дальше можно подключать промышленных дизайнеров. Работа с ними начинается с разработки технического задания . Без него очень сложно ответить на запрос заказчика.
Затем идет исследовательская и аналитическая работа, связанная с тем сегментом рынка, для которого нужно сделать продукт. Дальше дизайнеры приступают к эскизированию. Зачастую это скетчинги, наброски, на основании которых специалисты приступают к 3D-моделированию.
На этом этапе важно понимать, что и набросок, и 3D-модель чаще всего очень сильно будут отличаться от итоговой версии продукта. На выходе будет только угадываться та идея, которую заложили изначально. Это связано с производственными и технологическими ограничениями, со стоимостью конечного продукта.
Тут важно помнить, что в финале мы должны получить конкурентный и эстетичный товар, который хочется приобрести и пользоваться им.
После этого уже начинается подготовка к производству.
ProКачество: Как заказчику лучше выстроить работу с промышленным дизайнером? Как подготовиться к сотрудничеству?
Виталий Ставицкий: Заказчику сразу нужно настраиваться на совместную работу. И здесь я бы дал несколько советов:
- Не несите дизайнерам готовые решения. Сложности возникают, когда заказчик приходит с запросом сделать как у конкурента. Кроме того, что он забывает о защите авторских и интеллектуальных прав, возникает логичный вопрос: «А зачем делать то же самое?». Можно и нужно сделать лучше и превзойти конкурентов.
- Учитывайтевкусы потребителя. Заказчику важно понимать, что его эстетические предпочтения могут разниться с запросом потребителей. В вопросах выбора концепции будущего изделия нельзя оперировать категориями «мне нравится/не нравится», нужно опираться на аналитику и исследования. Потому что продукт должен в первую очередь понравиться потребителю.
- Совместно разрабатывайте ТЗ. Основная задача ставится компанией. Но проработка ТЗ происходит не только с командой дизайнеров, но и со всеми департаментами и производствами. Тут важно принять тот факт, что это платная услуга, потому что именно качественное ТЗ дает крепкую основу всего проекта.
Вообще, бизнесу нужно понимать, что промышленный дизайн – это дорого
Есть два варианта оплаты дизайн-проекта:
- по смете;
- роялти – когда с каждого проданного изделия дизайн-студия получает отчисления.
Роялти обычно составляет полтора-три процента, но бывают и индивидуальные случаи, когда процент гонорара может значительно колебаться в любую сторону. Факторов, влияющих на это, много.
Роялти – очень удобная система расчетов, которая дает возможность бизнесу получить качественный промышленный дизайн и не обанкротиться, инвестировав в него крупную сумму.
Однако в России этот способ не прижился, потому что пока не получается у дизайнеров с заказчиками построить доверительные отношения. Часто бизнес играет нечестно: дизайнер не видит реальные продажи, а заказчик старается их как можно сильнее занизить. Работать приходится только на доверии, потому что законодательной базы в этом сегменте нет. Но сейчас уже ведется работа в сфере интеллектуального права, что в дальнейшем станет хорошей основой для развития как индустрии дизайна, так и отечественной промышленности.
Еще нужно настроиться, что помимо того, что промышленный дизайн – это дорого, это еще и долго. Цикл разработки занимает от шести до девяти месяцев минимум, если делать качественно. Можно и за два месяца, но риск появления ошибок в разработке многократно увеличивается.
Выбирая «дешево, быстро и удобно», необходимо помнить, что дизайн может не только помочь «взорвать» рынок, но и «утопить» компанию, все дело в качестве
Работа с неквалифицированной командой дизайнеров может привести к банкротству. Выбирая дизайн-студию, руководитель бизнеса должен понимать, что сейчас создается упаковка его товара, который он планирует выпускать долгие годы, который, возможно, станет легендарным, визитной карточкой бренда. Да, это в первую очередь большие инвестиции в производство нового продукта, которые можно окупить, только если товар будет иметь успех на рынке.
К разработке новых решений нужно приступать тогда, когда есть желание становиться лидерами на рынке
Важно понимать, что риск в деле выпуска новой продукции велик, но при удачном выходе на рынок он хорошо окупается. По данным исследований, на каждую вложенную единицу валюты возвращается до 20 единиц. Поэтому не надо пугаться тех ценников, которые объявляют дизайн-бюро.
Источник: kachestvo.pro
