Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поддубная М.Н., Саркисова В.К.
Статья посвящена обзору отдельных показателей и характеристик развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в России в современных условиях. Особое внимание уделяется проблемам и перспективам развития МСП в условиях пандемии и в постковидный период, а также ключевым мерам антикризисной поддержки на государственном уровне. Проведенное исследование позволило сформулировать выводы о современном уровене развития МСП в России, в частности об его небольшом вкладе в ВВП по сравнению с рядом стран, а также о значительном негативном влиянии ограничительных мер , предпринимаемых в условиях COVID-19 . Среди перспектив развития сектора МСП определена необходимость результативной государственной поддержки в совокупности с новыми бизнес-моделями предприятий.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поддубная М.Н., Саркисова В.К.
Государственная политика КНР в отношении китайских малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19
Почему нет перспектив для малого и среднего бизнеса в России. Сидоров Ю.П.- партия малого бизнеса
Политика в отношении МСП в РФ: обновление после пандемии?
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕКТОРА МСП В РФ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19
ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИИ В ПЕРИОД КОРОНАКРИЗИСА
Влияние коронавирусной пандемии на финансовую устойчивость малого и среднего предпринимательства (МСП) республики Саха (Якутия)
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
THE CURRENT LEVEL OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA
The article is devoted to the review of individual indicators and characteristics of the development of small and medium-sized enterprises (SMEs) in Russia in modern conditions. Special attention is paid to the problems and prospects of SME development in the context of the pandemic and in the post-crisis period, as well as to key measures of anti-crisis support at the state level. The study made it possible to formulate conclusions about the current level of SME development in Russia, in particular about its small contribution to GDP compared to a number of countries, as well as about the significant negative impact of restrictive measures taken in the context of COVID-19 . Among the prospects for the development of the SME sector, the need for effective state support in conjunction with new business models of enterprises is identified.
Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»
СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
М.Н. Поддубная, канд. экон. наук, доцент В.К. Саркисова, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
Аннотация. Статья посвящена обзору отдельных показателей и характеристик развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в России в современных условиях. Особое внимание уделяется проблемам и перспективам развития МСП в условиях пандемии и в постковидный период, а также ключевым мерам антикризисной поддержки на государственном уровне. Проведенное исследование позволило сформулировать выводы о современном уровене развития МСП в России, в частности об его небольшом вкладе в ВВП по сравнению с рядом стран, а также о значительном негативном влиянии ограничительных мер, предпринимаемых в условиях COVID-19. Среди перспектив развития сектора МСП определена необходимость результативной государственной поддержки в совокупности с новыми бизнес-моделями предприятий.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство (МСП), предпринимательство, ограничительные меры, COVID-19.
Малое и среднее предпринимательство (МСП) играет важную роль в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности страны. Данный сектор обеспечивает занятость населения, формирует факторы и предпосылки инновационного развития ряда отраслей и сфер деятельности, способствует реализации предпринимательской инициативы и социальной защиты населения. Другими словами, МСП формирует основу экономики и способно влиять на темпы экономического роста страны. Отметим, что данный сектор как в
отдельных развитых, так и в развивающихся странах формирует значительную часть ВВП. Для России развитие МСП также является стратегическим приоритетом на уровне государственной политики.
По данным Единого реестра субъектов МСП на 10.01.2021 г. в России официально зарегистрированы 5,7 млн малых и средних предприятий [1]. За год число МСП в России сократилось более чем на 232 тыс. субъектов: на 10.01.2020 г. в стране было зарегистрировано 5,9 млн субъектов МСП (табл. 1).
Таблица 1. Динамика изменения количества субъектов МСП в России в 2020 г. [1]
Показатель 10.01.2021 10.01.2020 Динамика изменения за год, +/- %
Количество субъектов МСП всего, ед.: 5 684 561 5 916 906 -4,0
— количество всех микро предприятий, ед. 5 450 261 5 675 756 -4,0
— в том числе, количество вновь созданных микро предприятий, ед. 822 672 1 062 132 -23,0
— количество малых предприятий, ед. 216 615 224 105 -3,3
— количество средних предприятий, ед. 17 685 17 045 +3,8
Количество субъектов МСП всего, ед.: 5 684 561 5 916 906 -4,0
— количество ИП, ед. 3 312 646 3 388 195 -2,2
— количество ЮЛ, ед. 2371915 2 528711 -6,2
Как следует из данных, представленных в таблице 1, наибольшее сокращение субъектов МСП за 2020 г. пришлось на наибо-
лее многочисленную группу микро предприятий (годовая выручка до 120 млн руб., число работников не превышает 15 чело-
век). Отметим, что в пятилетний период предшествующий 2020 г. именно на эти предприятия приходился наибольший рост числа субъектов МСП. Самая малочисленная группа средних предприятий (годовая выручка до 2 млрд руб., число сотрудников не превышает 250 человек) за анализируемый период (2020 г.) демонстрировала положительные темпы роста в 3,8%. Отметим, что число субъектов МСП начало сокращаться задолго до кризиса 2020 г.: в 2019 г. оно уменьшилось на 124,3 тыс. единиц [2]. Сокращение числа МСП связывают со снижением реальных доходов населения и, как следствие, с падением спроса на товары и услуги таких предприятий, а также с усилением мер налогового контроля (внедрение онлайн-касс, повышение НДС, борьба ФНС РФ с фирмами-однодневками и др.). По оценке ряда ученных, такие налоговые новации в це-
лом имеют негативное влияние на деятельность субъектов МСП, поскольку дополнительная налоговая нагрузка ограничивает их развитие и подталкивает к уходу в теневой бизнес [3]. Также следует учитывать, что при излишней налоговой нагрузке снижается предпринимательская инициатива.
В отличие от ряда стран, доля МСП в российской экономике составляет в среднем всего 21% (рис. 1). По данным Росста-та доля МСП в экономике России в 2018 г. составила 20,2%, в 2017 г. — 21,9%, а в 2016 г. — 21,6% ВВП. Согласно нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» [4], к 2024 г. доля МСП должна возрасти до 32,5%, а численность занятых в МСП к концу 2024 г. — составить 25 млн человек и обеспечить его долю в несырьевом экспорте на уровне 10%.
: Крупный бизнес ■ Малые и средние предприятия
Рис. 1. Доля МСП в ВВП отдельных стран [5]
В 2020 г. под влиянием кризисных явлений и мер в рамках объявленной ВОЗ глобальной пандемии, вызванной вирусом СОУГО-19, в России для сдерживания распространения вируса были введены ряд ограничений: запрет на передвижение, карантин, самоизоляция, сокращение коммерческой деятельности, включая закрытие предприятий. Данные ограничения в большей степени коснулись сектора МСП (особенно тех предприятий, которые ориентированы на предоставление офлайн-
услуг), преимущественно замедлив экономическую активность и оказав на их деятельность негативное влияние. Особенно такие меры отразились на сфере услуг и торговле непродовольственными товарами, где предприятия были вынуждены остановить работу почти на три месяца — с апреля по июнь. В условиях ограничений и карантина достаточно сильно упал спрос на услуги предприятий общественного питания, развлечений, туризма, гостеприимства, ЬеаШу-индустрии и непродовольст-
венного ритейла. Как результат, ряд предприятий не «пережили» ограничительные меры.
Национальное рейтинговое агентство (НРА) оценивает потери предприятий МСП в 2020 г. в размере 2,8 трлн руб. [6]. Как указывается в исследовании НРА, сильнее всего пострадала оптовая торговля, оборот упал с 6,7 до 5 трлн руб., а наиболее пострадавшей в данный период стала туристическая отрасль, где выручка компаний снизилась на 70%. Также значительное падение объемов продаж было у ресторанов и баров, парикмахерских, салонов красоты и в сфере реализации одежды и обуви. Наибольшее падение оборота субъектов МСП было зафиксировано в третьем квартале 2020 г. В числе других негативных последствий ограничений в период пандемии для МСП отметим задолженность по кредитам, которая на 17% превысила показатели 2019 г. и составила 5,54 трлн руб.
С другой стороны, введение ограничительных мер и перевод ряда видов деятельности и сфер в онлайн пространство (например, образование, офисная работа и др.) позволило отдельным субъектам МСП (которых к слову сказать значительно меньше по сравнению с пострадавшими) нарастить свои обороты в отдельных сегментах рынка — онлайн обучение, телемедицина и др. Учитывая, что малый и средний бизнес отличается гибкостью, то такие предприятия могут закрыться и открыться одним днем, либо быстро перестроиться. Именно кризис позволяет генерировать в сфере МСП всплеск новых предпринимательских идей, которые получат свое развитие в постковидный период.
В условиях пандемии сектор МСП получил государственную поддержку, что также позволило ряду предприятий пережить трудный период. В числе мер такой поддержки: отсрочка арендных и налоговых платежей, за исключением НДС, мораторий на банкротство таких компаний, запуск программы по выдаче кредитов под
0% на зарплату сотрудникам, предоставление субсидий и реализация кредитных программ поддержки занятости в пострадавших областях и социально ориентированных некоммерческих организациях со льготной ставкой 2% годовых и др. Размер финансовой поддержки МСП в 2020 г. в рамках национальной гарантийной системы на 30 ноября составил 399,4 млрд руб. [7].
Таким образом, оценивая современный уровень МСП в России, можно сделать два вывода:
1) в целом степень развития сектора отстает от ряда стран, где вклад МСП в ВВП составляет более 30-50%, а в России -21%;
2) существенное влияние оказывают последствия COVID-19 и новые перспективы развития в постковидный период.
В условиях постковидной реальности перспективы развития МСП связаны с ростом доли Интернет-услуг, различных интернет-сервисов, информационных технологий, дистанционного образования, телемедициной и др. Многие виды бизнеса (бизнес-модель которых позволяет этот сделать) активно переходят в онлайн-формат предоставления товаров и услуг.
Следует учитывать и государственную поддержку. Так, в условиях карантина 2020 г. государственные антикризисные меры поддержки занятости имели положительный эффект на сектор МСП. В настоящее время в стране также реализуются различные программы и меры, направленные на содействие развития субъектов МСП: государственные закупки у предприятий МСП; финансовая поддержка; развитие региональной сети микрофинансовых и гарантийный организаций; консультационная поддержка и др. Представляется, что результативная государственная поддержка в совокупности с новыми бизнес-моделями, отвечающими запросам потребителей в постковидной реальности, способны обеспечить эффективное развитие сектора МСП в России.
1. Единый реестр субъектов МСП. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/?t=1612630512792 (дата обращения 8.02.2021)
3. Демидова Н.Е., Шершова Е.В. Анализ малого и среднего бизнеса в России: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2020. -№12. — С. 284-290.
4. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
6. «Известия»: предприятия малого и среднего бизнеса потеряли в 2020 г. 2,8 трлн руб. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/10510507 (дата обращения: 10.02.2021).
7. Корпорация МСП поддержала бизнес на 131,7 млрд руб. в 2020 г. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://corpmsp.ru/pres_slujba/smi/korporatsiya_msp_podderzhala_biznes_na_131_7_mlrd_ rubley_v_2020_godu/ (дата обращения: 01.02.2021).
THE CURRENT LEVEL OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED
BUSINESSES IN RUSSIA
M.N. Poddubnaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor B.K. Sarkisova, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article is devoted to the review of individual indicators and characteristics of the development of small and medium-sized enterprises (SMEs) in Russia in modern conditions. Special attention is paid to the problems and prospects of SME development in the context of the pandemic and in the post-crisis period, as well as to key measures of anti-crisis support at the state level. The study made it possible to formulate conclusions about the current level of SME development in Russia, in particular about its small contribution to GDP compared to a number of countries, as well as about the significant negative impact of restrictive measures taken in the context of COVID-19. Among the prospects for the development of the SME sector, the need for effective state support in conjunction with new business models of enterprises is identified.
Keywords: small and medium-sized enterprises (SMEs), enterprises, restrictive measures, COVID-19.
Источник: cyberleninka.ru
Размер имеет значение: на что оказался способен малый и средний бизнес в России
2 июня исполнилось 3 года с момента принятия «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года». Ее главная цель — к указанному сроку повысить вклад малых и средних предприятий в отечественную экономику до 40% (по примеру развитых стран). Чтобы проверить, как продвигается реализация этой долгосрочной программы, Inc. подсчитал некоторые актуальные показатели российского малого и среднего бизнеса и сравнил их с целевыми индикаторами, перечисленными в документе.
Стратегия развития МСП в цифрах
40%
ВВП к 2030 году — такой показатель заложен в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства»
25
МЛН РАБОЧИХ МЕСТ должны обеспечить малые и средние предприятия к 2024 году
6,2
млн субъектов малого и среднего бизнеса насчитывается в России
19,2
млн человек заняты в МСП
46
субъектов МСП должны приходиться на 1 тыс. жителей РФ к 2030 году
7%
составил рост численности занятых в МСП граждан за последние 3 года
Количество предприятий
«Малые и средние предприятия (МСП) — это 5,6 млн хозяйствующих субъектов», — говорилось в преамбуле документа. В 2014 году их было лишь 4,5 млн, рост к моменту принятия стратегии составил почти 25%. С 2016 года он существенно замедлился: за 3 года количество субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось до 6,2 млн, лишь на 11%.
Впрочем, стратегия не оперирует количеством МСП напрямую — заложенный в нее соответствующий индикатор привязан к численности населения.
Выполнив расчеты, Inc. пришел к выводу, что планы на его рост более чем осуществимы, — даже несмотря на низкие темпы последних 2-х лет.
Согласно документу, в 2030 году на 1 тыс. жителей РФ должно приходиться 46 субъектов малого и среднего бизнеса. По расчетам Inc., сейчас этот показатель равен 41,3, а средний рост с 2016 года составил 1,2 единицы в год. При сохранении таких темпов показатель к 2030 году на 21% превысит ожидания составителей стратегии.
Количество субъектов малого и среднего бизнеса (включая индивидуальных предпринимателей)
В расчете на 1 тыс. человек населения; в единицах
2016 | — | 38,9 |
2017 | — | 40,3 |
2018 | 40 | 41,3 |
2020 | 42 | 43,7 |
2025 | 44 | 49,7 |
2030 | 46 | 55,7 |
* (2016–2018 — расчеты на основе данных Росстата и ФНС, 2020–2030 — экстраполяция). Среднее количество субъектов МСП в РФ за год (по данным ФНС) поделено на среднюю численность населения РФ за год (по данным Росстата), результат умножен на 1000.
Численность занятых
Из первых абзацев текста стратегии следует, что в 2016 году российские малые и средние предприятия обеспечивали «рабочие места для 18 млн граждан». В прошлогоднем послании Федеральному собранию Владимир Путин призвал увеличить это число до 25 млн к 2024 году. Эта задача была включена в майский президентский указ 2018 года.
В настоящий момент число занятых в МСП составляет 19,2 млн человек. Эта цифра включает сумму среднесписочной численности работников всех малых и средних предприятий (15,74 млн по данным ФНС), а также численность индивидуальных предпринимателей (3,41 млн по данным ФНС). Рост занятых в МСП за последние три года (от показателя 2016-го) составил около 7%. Для реализации президентского распоряжения рост за следующие пять лет должен составить 30%.
Стратегия же оперирует таким индикатором, как доля среднесписочной численности работников МСП от общей численности занятого населения страны. Последние 3 года значение обоих показателей практически не менялось. Численность занятых (без учета безработных, зарегистрированных на бирже труда) из месяца в месяц колебалась в диапазоне от 71,2 млн до 73,1 млн человек, среднесписочная численность работников МСП — в диапазоне от 15,7 млн до 16,1 млн человек.
По расчетам Inc., индикатор уже сильно отстает от графика — сейчас его значение составляет 22,1%, что на 5,2 процентных пункта ниже запланированного.
Последние два года рост не превышал 0,2 процентных пункта. Если ничего не изменится, к 2030 году пропасть между планами и реальностью увеличится вдвое — до 10,5 процентных пунктов.
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего бизнеса
В общей численности занятого населения; в процентах
2017 | — | 21,9 |
2018 | 27,3 | 22,1 |
2020 | 28,4 | 22,5 |
2025 | 31,5 | 23,5 |
2030 | 35 | 24,5 |
* (2017–2018 — расчеты на основе данных Росстата и ФНС, 2020–2030 — экстраполяция). Cредняя сумма среднесписочной численности работников МСП за год по данным ФНС) поделена на среднюю численность занятого населения РФ за год (по данным Росстата, без учета зарегистрированных на биржах труда безработных), результат умножен на 100.
Рождаемость бизнеса
Один из значимых индикаторов, на который опирается стратегия, — коэффициент «рождаемости» малых и средних предприятий. Это количество МСП, созданных за отчетный период, на 1 тыс. действующих на дату окончания этого периода.
По расчетам Inc., в настоящий момент этот показатель составляет 16,8 — то есть план по «рождаемости» немного перевыполняется. Однако если низкие темпы роста последних 3-х лет сохранятся (в среднем лишь на 0,15 единиц в год), то в 2020 году «рождаемость» начнет отставать от плана и к 2030 году это отставание достигнет 17,5%.
Коэффициент «рождаемости» субъектов малого и среднего бизнеса
(Количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих на дату окончания отчетного периода малых и средних предприятий); в единицах
2016 | — | 16,5 |
2017 | — | 17,0 |
2018 | 16,5 | 16,8 |
2020 | 17,5 | 17,1 |
2025 | 20 | 17,9 |
2030 | 22,5 | 18,6 |
* (2016–2018 — расчеты на основе данных системы «Спарк» и ФНС, 2020–2030 — экстраполяция). Указанные годовые значения получены как среднее арифметическое от суммы коэффициентов «рождаемости» МСП за календарные месяцы 2016, 2017 и 2018 гг. Коэффициенты для месяцев рассчитаны на основе данных ФНС о численности субъектов МСП в РФ на 10 число каждого месяца с июля 2016 по январь 2019 гг., а также данных системы «Спарк» о численности зарегистрированных ИП и компаний в каждом месяце за тот же период.
Доля в экономике
Главная цель, ради которой задумывалась долгосрочная стратегия развития МСП, — увеличение их вклада в экономику страны. В большинстве развитых государств доля малых и средних предприятий в национальном ВВП превышает 50%. Например, по данным Института экономики роста, в Великобритании она составляет 51%, в Германии — 53%, в Австралии и Швеции — по 58%, в Израиле и Финляндии — по 60%.
Доля МСП во внешнем валовом продукте России оценивалась в документе в размере «около одной пятой». Ее двукратное увеличение — до 40% — было определено «стратегическим ориентиром». Для достижения этой цели к 2030 году в программу закладывался ежегодный рост показателя на «1% и более». В марте 2018 года об этих планах напомнил президент Владимир Путин, отметив в своем послании Федеральному собранию, что к 2025 году вклад МСП во внешний валовый продукт «должен приблизиться к 40%».
Примечательно, что в России до текущего года такой показатель официально вообще не подсчитывался. В январе Росстат опубликовал его впервые за свою практику — по итогам 2017 года он составил близкие к исходной «одной пятой» 21,9%, при этом данных за 2018 год еще нет. Ранее ближайшим аналогом в официальной статистике была «доля валовой добавленной стоимости МСП в ВВП», рассчитываемая Минэкономразвития. В 2015 году она составляла 19,9%, а в 2016 году — 21,6%.
Источник: incrussia.ru