Рбк рейтинг бизнес школа

Что такое рейтинги и нужны ли они — спор ведется достаточно давно. Что касается рейтингов ВУЗов, то одна часть экспертов рынка образования считает, что только на основании рейтинга можно оценить то или иное учебное заведение, другая часть же считает, что все рейтинги необъективны и отражают лишь какую-то видимую часть айсберга.

Давайте разберемся, так ли это.

Согласно исследованиям, проведенным консалтинговой компанией «Begin Group» : «Сегодня в Москве работает более 30 бизнес-школ, примерно половина из которых предлагает программы модульного формата, на которых без отрыва от работы могут учиться слушатели из других городов. В Санкт-Петербурге работает 9 школ бизнеса, модульные программы предлагаются четырьмя из них. Кроме того, бизнес-образование наиболее широко представлено в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Магнитогорске, Саратове. В этих городах действует по несколько бизнес-школ». Как отмечает Алла Жаворонкова , руководитель проекта BEGIN, активное развитие бизнес-образование получило в трех типах городов — с оживленной бизнес-средой, сырьевых центрах, а также городах, где исторически сформировалась хорошая научно-образовательная база.

5 минут о том, кому и зачем нужна степень MBA

Нужны ли рейтинги?

Из результатов представленных исследований мы видим, что в России достаточно бизнес-школ, самого различного уровня. Все ли они участвуют в рейтингах? Нет, не все. Некоторые принципиально считают недопустимым их оценку кем-либо со стороны, другие предоставляют лишь часть информации, а ведь для составления рейтинга нужно большое количество достаточно подробной информации.

Но, все же, рейтинги приносят ощутимую пользу. Среди разброса бизнес-школ, потенциальные учащиеся должны сделать выбор — какую школу предпочесть. Они ориентируются на репутацию школы, на стоимость обучения в ней, на программы обучения, и очень часто на рейтинг.

Ведь если бизнес-школа гордится своими успехами, своими выпускниками, если у нее серьезная программа обучения, то ей есть смысл участвовать в рейтинге. Рейтинг может продемонстрировать сильные и слабые стороны школы. Сильными сторонами можно привлекать учащихся МВА, а, обратив внимание на слабые стороны — совершенствовать свою работу. На Западе рейтинги — очень распространены, любой представитель западной школы сразу же называет то место, которое его бизнес-школа занимает в том или ином рейтинге.

Как составляются рейтинги?

Существуют самые различные методики, которые учитывают много показателей школ бизнеса, начиная от количества программ на выбор и заканчивая уровнем преподавателей. Давайте рассмотрим интересный вариант — Интегральный рейтинг MBA.SU: TOP-25 российских школ бизнеса. Это сводный рейтинг, составленный МВА-сообществом на основе трех рейтингов бизнес-школ: РБК (июнь 2004 г.), Ассоциации менеджеров (октябрь 2004 г.) и журнала «Финанс.» (июнь 2005 г.).

Показатели бизнес-школ, на основании которых составлялся рейтинг Ассоциацией менеджеров :

  • известность бизнес-школы
  • доступность информации о бизнес-школе
  • престижность диплома
  • приемлемость стоимости обучения
  • профессионализм преподавательского состава бизнес-школы
  • возможность выбора нужной формы обучения
  • контакты с компаниями
  • международные связи
  • профессионализм выпускников бизнес-школы
  • положительные отзывы о работе бизнес-школы.

Показатели бизнес-школ, на основании которых составлялся рейтинг РБК :

Миллиардер Сергей Галицкий про MBA и высшее образование

  • возраст школы
  • количество выпускников
  • стоимость обучения
  • наличие дневной/вечерней и очно-заочной форм обучения
  • размер группы
  • вступительные экзамены
  • из каких ВУЗов преподаватели
  • есть ли у преподавателей опыт работы в бизнесе
  • стажировались ли преподаватели за границей в бизнес-школах
  • сколько часов преподается иностранный язык
  • с какими зарубежными бизнес-школами есть сотрудничество
  • выдает ли школа государственный диплом MBA
  • есть ли у студента возможность получить международный MBA
  • качество дипломных проектов.

Показатели бизнес-школ, на основании которых составлялся рейтинг журнала «Финанс.» :

  • возраст учебных заведений
  • профессорско-преподавательский состав
  • круг слушателей
  • специализация программы
  • репутация школы
  • аккредитация в интернациональных образовательных ассоциациях
  • опыт подготовки долгосрочных корпоративных программ
  • наличие центра карьеры и ассоциации выпускников.

МВА-сообщество «Российская Лига МВА» на основании данных этих трех рейтингов составило интегральный рейтинг школ бизнеса .

Принципы составления интегрального рейтинга комментируют представители МВА-сообщества Дмитрий Стасов и Маргарита Осипова: «За основу нами были взяты места, занимаемые школами бизнеса, а не соответствующие ими в рейтингах баллы, поскольку информация о методиках подсчета рейтинговых баллов во всех случаях практически отсутствует, а в рейтинге Ассоциации менеджеров баллы отсутствуют совсем. В шорт-лист были включены те школы бизнеса, которые, по мнению членов сообщества, в наибольшей степени могут претендовать на ТОП-25. В рейтинге MBA.SU-2005 номеру места в рейтинге присваивается такое же количество баллов. Поэтому победитель нашего рейтинга получает наименьшее количество баллов.

Каждый из этих рейтингов имеет разную достоверность. Рейтингу журнала «Финанс.», как наиболее детальному, был присвоен максимальный коэффициент достоверности — Кд1. По оценке наших экспертов он составляет 0,7. Рейтинг РБК получил Кд2, равный 0,55 из-за явно неполного перечня ведущих школ бизнеса с одной стороны, и очевидно завышенных оценок аутсайдеров — с другой.

Читайте также:  Как правильно начать бизнес одежды

Коэффициент достоверности Кд3 рейтинга Ассоциации менеджеров был принят равным 0,6, главным образом из-за того, что этот рейтинг «публичности» на удивление непубличен — отсутствует информация о количестве баллов, полученных за те или иные параметры. Вместе с этим, экспертная оценка в целом (без учета мест) совпадает с перечнем школ бизнеса в этом рейтинге.

Результирующий балл получается как:

Р = М1*Кд1 + M2*Кд2 + M3*Кд3 / Nrat

где Nrat — количество рейтингов (в нашем случае максимальное Nrat=3)

Полученные результаты, на наш взгляд, за небольшими исключениями, соответствуют картине российского рынка бизнес-образования. В нем есть недостатки — поскольку рейтинг базируется на данных трех рейтингов, то он наследует их слабые места, главное из которых, пожалуй, степень адекватности оценки немосковских школ бизнеса (например, по экспертным ощущениям, позиции некоторых бизнес-школ Санкт-Петербурга должны быть выше). Однако, это особая проблема для любого рейтинга, составляемого московскими специалистами.

Представленный интегральный рейтинг , безусловно, является неплохим ориентиром для тех, кто собирается учиться на МВА».

Источник: ubo.ru

Чему и как учиться на программах MBA в 2023 году

РБК опросил российские бизнес-школы и выяснил, какие навыки стоит освоить управленцам в 2023 году. Преподаватели MBA также рассказали о форматах обучения, которые получат развитие в сегменте бизнес-образования

Чему стоит учиться в 2023 году на программах MBA

Участники опроса выделили среди ключевых областей развития слушателей в рамках программ MBA:

  • системный подход к управлению бизнесом, основанный на реальных кейсах,
  • умение оценивать бизнес-риски и управлять ими,
  • умение работать в кризисных ситуациях, в первую очередь, благодаря гибким навыкам, критическому и системному мышлению.

Также эксперты считают, что МВА получают, чтобы научиться грамотно формировать и модифицировать организационную структуру компании. Анна Кучина, директор Дирекции программ дополнительного профессионального образования ВШМ СПбГУ , отмечает, что сейчас многим компаниям необходима реорганизация бизнес-процессов в силу как внешних, так и внутренних изменений, чтобы сохранять определенную устойчивость и продолжать двигаться вперед.

Анна Кучина:«Управление человеческим капиталом всегда актуально: учиться видеть потенциал в тех сотрудниках, которых можно и нужно в текущих условиях повышать, давать им больше полномочий и ответственности, понимать, как выстраивать кадровый резерв для своей компании — современные вызовы призывают нас эти резервы иметь».

1. Системное видение и гибкое планирование

Сергей Федоров, ректор ЧОУ ДПО «Открытая школа бизнеса» , считает, что больше всего руководителям компаний сейчас не хватает системного видения своего бизнеса: им необходимы стратегический подход и планирование. Причем заниматься стратегическим планированием желательно каждый квартал и научиться создавать новую стратегию компании за 2 дня, а не за месяц, как раньше. В этот процесс необходимо вовлекать весь менеджмент. Таким образом, растет важность обучения менеджеров всех уровней на программах МВА.

При этом руководитель программы MBA БГТУ «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова Марина Волкова уверена, что для современных руководителей важно понимание всех сторон деятельности предприятия, умение говорить на одном языке со специалистами разных отделов: от бухгалтерии и отдела продаж до специалистов в IT и логистике.

2. Бизнес-моделирование, прорывные технологии и форсайт

Еще одним направлением развития в рамках программ MBA, по мнению Натальи Соковой, руководителя инновационных проектов в образовании « Академии бизнеса Б1 », является умение качественно оценить стратегический выбор с учетом финансов и оптимизации бизнес-модели.

Наталья Сокова :«Мы видим много примеров, когда менеджеры среднего звена (скажем, лучшие начальники производства), резко назначенные на более высокие должности, не имеют базового представления о взаимосвязи принимаемых решений с финансовыми показателями. Одна из ключевых задач программы МВА сейчас — научить управлять операционной эффективностью через финансовый менеджмент и оптимизацию деятельности».

Также в последние годы важным компонентом всех настоящих программ МВА стали предметы, направленные на освоение и внедрение передовых, прорывных технологий в бизнесе, считает Сергей Мясоедов, проректор, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС , президент РАБО.

«Для 37% руководителей российских компаний стратегическое видение, умение планировать и работать с будущим на базе форсайта — ключевой навык на ближайшие 5 лет», — отмечает доктор экономических наук, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок, ссылаясь на Форсайт будущего управленческих профессий, проведенный совместно с Ассоциацией менеджеров летом 2022 года. При этом больше всех об этом задумываются HR директора (67% ответивших) и директора по маркетингу (53% ответивших). «Классический форсайт содержит около 80 различных инструментов – от макроэкономических и эконометрических моделей до масштабных опросов экспертов методом Дельфи или технологических дорожных карт, построенных с помощью ИИ. Не удивительно, что за рубежом форсайт уже стал «рутиной» — прочно вошел в управленческие практики эффективного руководителя для определения приоритетов развития компании не только в долгосрочной перспективе, но и на ежедневной основе. С наступлением все большего количества «джокеров» — масштабных событий, которые трудно прогнозировать, мы видим существенный рост спроса отечественных управленцев на эти форсайт-компетенции», — отмечает Александр Чулок

Читайте также:  Как стоит воздушный фильтр на газели бизнес

3. Специализация или универсализация

«К особенностям российского MBA в отличие от западного относится более широкий спектр предлагаемых специализированных программ, — говорит Булат Нуреев, директор MBA, Executive MBA и магистерских программ школы управления «Сколково» . — Важно также, что MBA позволяет построить свой собственный образовательный трек, выбрать специализации и проекты, которые наиболее актуальны».

В новых условиях руководителям необходимо находить решение ранее не возникавших вопросов по ускорению импортозамещения, эффективного использования ресурсов. ВШКУ РАНХиГС, например, постоянно проводит реструктуризацию флагманской программы МВА: внедряются цифровой формат и новые модули, которые отвечают современным тенденциям трансформации бизнеса. «В процессе обучения затрагиваются вопросы, связанные с практикой ведения бизнеса в современных условиях, и к нам приходят те, кто нуждается в консультационных услугах», — отмечает декан ВШКУ РАНХиГС Сергей Календжян.

Некоторые эксперты наоборот остаются сторонниками классических MBA-программ. «Вопрос, чему учить, мы для себя определили, избавившись от специализаций программы МВА. Надежная и универсальная, отвечающая современным требованиям, применимая в любой сфере деятельности, прошедшая проверку аккредитациями АМВА и НАСДОБР, программа MBA General Management — наша ведущая программа», — говорит Алла Канке, директор Высшей школы бизнеса Государственного университета управления .

Нетворкинг

Немаловажным фактором, который, по мнению большинства опрошенных экспертов, привлекает слушателей в программы MBA, является нетворкинг во время обучения и поддержание общения между выпускниками через ассоциации выпускников. Как отмечает Эдуард Коложвари, руководитель Высшей Школы Бизнеса НГУЭУ , кроме непосредственной пользы от общения с тренерами, обучение на программах МВА позволяет собраться близким по духу и устремлениям людям в одном пространстве, что повышает доверие и приводит к возникновению различных форм кооперации.

Портрет слушателя программ MBA

На программах МВА учиться надо, но, возможно, не всем. Такое образование для амбициозных людей, которые хорошо себе представляют, для чего им это обучение, считает Алла Канке. В настоящий момент планка требований к руководителям и бизнесменам поднялась, им приходится учитывать все больше факторов, влияющих на деятельность компаний и организаций, и, следовательно, больше заботиться о получении актуальных и системных знаний. Разрозненные курсы не в состоянии помочь в решении такой задачи.

Российский подход (формат парт-тайм обучения) делает получение образования намного более удобным: слушателю программы можно успешно совмещать обучение с работой и тем самым сохранять доход. Кроме того, усиливается образовательный эффект: получаемые знания можно применить сразу же на работе, отмечает Булат Нуреев, Сколково.

Булат Нуреев :«Средний возраст студента MBA в России составляет 33-35 лет, а, например, в Европе и Америке — 28-30 лет. То есть у нас более зрелые и опытные слушатели — и личностно, и профессионально».

Сергей Мясоедов добавляет, что «на настоящую МВА не принимают людей без практического опыта работы в бизнесе менее 5 лет».

Если говорить о том, в какой момент у будущих слушателей происходит понимание, что им нужно пройти обучение на программе MBA, Ольга Цаплина, преподаватель МВА МФЮА , бизнес-тренер и организационный бизнес-консультант называет ситуацию, когда бизнес или уровень ответственности этих людей перерос их понимание и компетенции.

Булат Нуреев :«Как мы видим по нашим слушателям, они приходят за MBA, когда чувствуют себя в тупике с точки зрения карьеры, хотят профессионального роста. Многие настроены сменить функцию внутри своей компании или перейти из корпоративного сегмента в предпринимательство. А некоторые уже оказались в новой роли и поняли, что им не хватает знаний для управления проектами или людьми. В этом плане программы MBA одинаково хорошо подходят и для владельцев собственного бизнеса, которые хотят его масштабировать, найти новые идеи для развития и новые рынки, и для корпоративных менеджеров. В нашем портфеле соотношение предпринимателей и менеджеров на программе составляет 40% к 60%».

Как учиться на программах MBA в 2023 году

Распространение получают гибкие программы, дающие возможность «параллельного» обучения, когда слушатели могут самостоятельно решить, приезжать ли на аудиторные занятия или работать с группой в онлайн-формате. При этом зачастую изучить материал к занятию можно в любое время онлайн (асинхронный вариант обучения).

Читайте также:  Как открыть свой бизнес строительство домов

«Количество предлагаемых онлайн-MBA в мире выросло почти в 2 раза в 2021-2022 годах, — отмечает Булат Нуреев. — В 2020 году школа «Сколково» перевела в онлайн множество своих программ, в частности, 80% корпоративных. Сейчас после пандемийных ограничений мы видим, что у слушателей есть обоснованный запрос на живые очные встречи. Поэтому их выбор снова падает на офлайн или на гибридные форматы обучения».

При этом лучше всего учиться так, чтобы можно было применить полученные знания в рабочих проектах. Например, в IMISP для этого определенным образом выстраивают учебный процесс, домашние задания и взаимодействие слушателей с преподавателями и между собой. «Мы стремимся максимально подтолкнуть слушателей к тому, чтобы сразу начать применять или хотя бы пробовать применять получаемые знания на практике своего бизнеса», — говорит Ярослав Павлов, ректор IMISP .

По мнению Маргариты Перепелицы, декана школы международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС , самыми востребованными будут бизнес-мастерские, стратегические сессии от лидеров компаний, которые будут делиться своим бесценным опытом достижения операционной эффективности здесь и сейчас, выходом на новые рынки, нахождением путей выстраивания новых логистических цепочек, созданием успешных проектных команд.

В рамках MBA Экономического Факультета МГУ в 2022 году была запущена новая программа бизнес-стажировок в ряде российских регионов. В частности, совместно с Корпорацией Развития Калининградской Области была организована стажировка с посещением технопарков и инновационных предприятий особой экономической зоны. Руководитель программ MBA Экономического Факультета МГУ Валентина Герасименко отмечает, что новый модуль не уступал аналогичным зарубежным стажировкам ни по содержанию, ни по организации, и данная практика однозначно будет продолжена.

«Задача бизнес-школы и хорошего бизнес-образования — научить человека системно смотреть на любую ситуацию и, главное, зная себя, повысить доверие к собственным решениям», — подытоживает Ирина Воронина, управляющий партнер, генеральный директор, преподаватель бизнес-школы АМИ; MBA HEC, ICF.

«Важность и актуальность российского бизнес-образования сегодня особенно велика. Бизнес-образование — это, прежде всего, способность анализировать, так называемый «helicopter view» (пер. “умение увидеть ситуацию комплексно и со стороны”), без которых сегодня сложно оставаться на плаву и принимать правильные стратегические решения. И именно ведущие бизнес-школы и университеты способны даже в условиях высокой турбулентности бизнес-среды учить, направлять слушателей, создавая те самые новые точки опоры, которые позволяют сохранять устойчивость и двигаться вперед во все времена», — дополняет Валентина Герасименко, руководитель программ MBA Экономического Факультета МГУ.

Источник: dzen.ru

16 бизнес-школ, которые дают гранты и стипендии на MBA

16 бизнес-школ, которые дают гранты и стипендии на MBA

Как уменьшить стоимость обучения на MBA? Мы подобрали 16 топовых бизнес-школ, готовых частично или полностью оплатить ваше обучение.

Что такое гранты и стипендии?

Гранты и стипендии — это финансовая помощь студентам, способная частично или полностью покрыть расходы на обучение и проживание.

Гранты, как правило, выдаются один раз и почти полностью покрывают расходы на образование. Основанием для получения гранта может стать финансовая нужда, происхождение или национальность, сложное социальное положение, а также академический и профессиональный потенциал студента.

Стипендия, в отличие от грантов, выплачивается за хорошую успеваемость или активную профессиональную или социальную деятельность по частям — раз в семестр или раз в год. Обычно такая финансовая помощь покрывает 25-70% расходов на обучение.

Как получить грант или стипендию?

Сейчас источников финансирования, как государственных, так и частных, становится все больше. Иногда стипендиальный фонд выделяют крупные компании, заинтересованные в квалифицированных сотрудниках. Часто стипендии распределяются на основании национальности, половой принадлежности, возраста, а также академических и профессиональных успехов. Вот основные критерии для претендентов на финансовую помощь университета или частного фонда:

  1. Как правило, для того, чтобы получить стипендию, надо получить подтверждение о предоставлении места в вузе.
  2. Высокие результаты вступительных испытаний: TOEFL – 100, IELTS – 7.0 или, если программа будет вестись не на английском, соответствующий сертификат о знании языка обучения. Также требуется результат GMAT от 700 баллов и показатели GPA диплома от 3.5 пунктов.
  3. Опыт работы по специальности, обычно от двух лет, а также подтверждения активной профессиональной и социальной жизни: публикации, рекомендации, награды, участие в исследовательских проектах.
  4. Мотивационное письмо, эссе или специальное вступительное задание от университета.
  5. Успешное прохождение собеседования.

Всю информацию о предоставлении грантов и стипендий можно посмотреть на сайтах университетов.

Вариантов получения стипендий несколько: можно обратиться в специализированную компанию, которая предложит подходящий вам грант в зарубежном в вузе на основании вашего резюме или найти университет и подать заявку на стипендию самому.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин