Цикл Деловая Москва
Программа льготной аренды столичных особняков «Один рубль за один квадратный метр в год», принятая Департаментом культуры города Москвы в 2012 году в отношении памятников архитектуры и объектов культурного наследия столицы, действует уже пятый год. По словам первого заместителя руководителя московского департамента культурного наследия Сергея Мирзояна, «тотальная инвентаризация» столичных объектов культурного наследия показала, что в столице в неудовлетворительном состоянии находятся 250 памятников. Одним из способов привлечь частные инвестиции в реставрацию памятников стала программа «Рубль за метр».
Арифметика недвижимости
Очевидно, что для города проект интересен с точки зрения сохранения и поддержания памятника культуры при минимальных затратах на реставрацию. Попробуем разобраться, насколько это начинание заинтересовало инвесторов, ведь на старте проекта многие эксперты рынка недвижимости критически отзывались о его перспективах. Потенциальных участников программы пугали и адовым кругом согласований с реставрационными комиссиями, и необходимостью воссоздания какого-нибудь наборного паркета из палисандра по определенному рисунку, и долгим сроком окупаемости инвестиций.
РЕКОНСТРУКЦИЯ СТАРОГО ДОМА В ЦЕНТРЕ ГОРОДА ЗА 6 МЕСЯЦЕВ. ОБЗОР ПРОЕКТА ГОРА ГРУПП.
Тем не менее проект развивается, и сейчас по программе восстановления объектов культурного наследия в аренде у инвесторов находятся 20 зданий, представляющих историческую и культурную ценность. Семь из них уже введены в эксплуатацию и перешли на ставку один рубль за квадратный метр в год, в остальных продолжаются реставрационные и ремонтные работы. За пять лет договоров с инвесторами по программе восстановления заключено на 2,3 миллиарда рублей.
Правила игры
Цель программы — привлечение инвесторов к реставрации памятников в Москве. Все объекты реализуются с открытых торгов, информация по ним доступна на Инвестиционном портале Москвы, включая конкурсную документацию, фотоматериалы и прочее. За пять лет инвестор должен провести полный комплекс ремонтно-реставрационных работ.
Льготная стоимость найма начинает действовать только после того, как зданию вернут его исторический облик. Срок аренды отреставрированного объекта по программе составляет 49 лет. При этом все это время арендатор обязан поддерживать исторический памятник в хорошем состоянии и открывать его для экскурсий, которые обычно проходят в Дни исторического и культурного наследия, например в рамках акции «Ночь в музее».
Решение о том, какие объекты включать в программу, принимает Департамент городского имущества совместно с Департаментом культурного наследия правительства Москвы. Обычно это здания, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, их степень изношенности 50 процентов и более.
Бизнес на реставрации. Сорванные сроки, расторгнутые контракты и большие деньги
Взгляд изнутри
На вопрос о мотивах участия в этом проекте инвесторы отвечали по-разному. Для одних главным был душевный порыв: узнали о новой программе и захотели спасти дом, за разрушением которого наблюдали практически каждый день. Для других решающим стало удачное место расположения объекта, удобная транспортная логистика и оптимальный размер помещения.
Ключевым мотивом участия всех компаний в проекте реконструкции памятников архитектуры и объектов культурного наследия стали именно привлекательные условия продолжительной аренды объектов без каких-либо дополнительных требований к последующей деятельности. Статус исторического наследия надежно оберегает здание от возможного сноса с последующим строительством на его месте, например, жилой многоэтажки. «С учетом нестабильной экономической ситуации в стране мы закладывали, что пять лет будем платить рыночную ставку аренды, пока отреставрируем свой дом.
Тогда наши вложения окупились бы лет через пятнадцать. Но нам удалось за полтора года закончить реставрацию и выйти на договор аренды по рублю за квадратный метр в год. Стоимость реставрации сопоставима с арендой небольшого особняка в центре Москвы в течение 10 лет. Программа «Один рубль за один квадратный метр в год» гарантирует нам стабильную аренду на 49 лет, что в наших нестабильных условиях очень ценно», — рассказал уполномоченный представитель ООО «Медиа-консалтинг» Вячеслав Юрьевич Лакутин. «Когда мы только получили особняк по результатам конкурса, в нем ночевали бомжи, располагались какие-то странные заведения, если здесь когда-то и обитали привидения, то в такой компании им тут явно было неуютно. Самые жесткие требования к нам предъявлялись с точки зрения противопожарной безопасности, поскольку дом деревянный, таких в Москве сохранилось совсем немного». — пояснил он.
В процессе реконструкции некоторые участники столкнулись с необходимостью оформлять разрешения и подводить к объекту инженерные коммуникации, что заметно увеличивало инвестиции и повлияло на сроки окончания реконструкции. Инвесторы отмечали, что для объектов небольшой площади вопрос коммуникаций стал краеугольным камнем: «Если площадь объекта небольшая, метров триста, то в пересчете на квадратный метр выходило, что мы как будто подключаем к сетям двадцатидвухэтажный жилой дом. Поэтому мы искали достаточно большой по площади дом», поделился своими расчетами представитель инвестора ЗАО УК «Андреевский дом». «Хотелось бы, конечно, получать от города объекты, к которым уже подведены все инженерные коммуникации и оформлены документы на земельный участок. Это заметно повысит интерес инвесторов к программе. Мы готовы взять в аренду еще несколько объектов, но пока не выбрали подходящие нам по площади и расположению строения».
Первые результаты
«Дом с кариатидами» в Печатниковом переулке, 7 стал одним из первых объектов, выставленных на аукцион по программе Правительства Москвы «рубль за метр». Реставрация здания заняла около года и завершилась осенью 2013-го. Сейчас «Дом с кариатидами» отреставрирован, восстановлена лепнина, завершены все внешние и внутренние работы, а ведь еще недавно здание было на грани исчезновения.
У отреставрированного дома увлекательная история. «Дом с кариатидами» был построен для Н.Ф. Золотаревой, жены купца Золотарева. В 1896 году его купил разбогатевший крестьянин Петр Сысоев. Разбогател Сысоев благодаря своему таланту: он был лепщиком, и настолько искусным, что его привлекли к работам в интерьерах знаменитой Филлиповской булочной и гостиницы «Метрополь».
Так он прославился и смог купить себе этот небольшой изящный двухэтажный особнячок, во дворе которого устроил лепную мастерскую. Он перестроил дом при помощи архитектора Зубова, превратив его фасад в своеобразную витрину своего производства (оно располагалось во дворе усадьбы) — в центре фасада сохранился роскошный картуш с вензелем «ПС».
Также в программу включены и другие знаменитые московские дома — «Большая Померанцевая оранжерея» на Госпитальной площади, дом знаменитого промышленника Саввы Морозова на Николоямской, 47, усадьба Колесникова-Саргина на Таганской площади, которая упоминается еще в конце XVIII столетия, и некоторые другие объекты.
Хочется верить, что эта программа реально поможет преобразить внешний облик не только исторического центра столицы, но и многих малых и средних городов, будет способствовать увеличению их туристической привлекательности и оживлению предпринимательства. В последние годы к программе льготного предоставления в аренду исторических объектов подключились Московская и Воронежская области, Тверь и Томск, Башкирия и Чувашия.
При этом похожая программа в принципе могла бы существовать и в отношении неиспользуемых корпусов муниципальных предприятий, а также административных зданий, которые также можно было бы передавать предпринимателям под низкую арендную ставку для организации там новых производств, предприятий сферы услуг, бизнес-инкубаторов или других объектов, способствующих увеличению рабочих мест.
Источник: lenta.ru
Реставрационный бизнес: особенности и разрешительная документация.
Среди строительного бизнеса есть направления, которые по праву считаются эксклюзивными. Одно из них – деятельность по реставрации объектов культурного наследия. С учетом того, что в России насчитывается несколько десятков тысяч зданий и сооружений, отнесенных к таким объектам, то реставрационные услуги оказываются весьма востребованными.
Как открыть реставрационный бизнес?
Реставрационная деятельность может быть как отдельным направлением в деятельности, так и одним из многих в сфере строительства. Законодательство не предусматривает, что такая деятельность должна быть исключительной. Но к выполнению работ по реставрации, как объектов целиком, так и его отдельных фрагментов, допускаются только юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на такую работу. Поэтому первый шаг в этом бизнесе – это получение соответствующей лицензии. В настоящее время законодательство предусматривает 11 направлений работ, для выполнения которых обязательно нужно разрешение уполномоченного государственного органа.
Порядок получения лицензии
Лицензирующий орган в сфере реставрации – Министерство культуры РФ. Именно в это ведомство соискатель лицензии предоставляет документы, подтверждающие его соответствие лицензионным требованиям. К ним относится:
- Наличие штатных специалистов, имеющих среднее или высшее профессиональное образование по направлению деятельности, со стажем работы не менее трех лет и, завершенные курсы повышения квалификации по реставрационным работам. Такими специалистами считаются: главный инженер, архитектор, мастера-реставраторы. Важное условие, что они должны быть в штате соискателя – факт трудовых отношений подтверждается копиями приказов о приеме на работу и трудовых книжек сотрудников;
- Наличие инструмента и оборудования – конкретный перечень зависит от видов выполняемых работ.
Сама лицензия условно делится на два типа в зависимости от вида работ:
- Проектная – предусматривает возможность выполнять проектную, изыскательскую, исследовательскую деятельность в отношении объектов реставрации;
- Производственная – разрешающая деятельность по выполнению строительных или ремонтных работ, связанных с непосредственно процессом реставрации.
Законодательство не ограничивает соискателя в количестве видов лицензируемых работ – он сам выбирает необходимое количество, главное – подтвердить свою профессиональную компетенцию в данном вопросе.
Срок рассмотрения документов составляет 45 дней с момента их подачи, в случае отсутствия замечаний, выносится решение о предоставлении лицензии на деятельность в сфере реставрационных работ.
Лицензия Минкульта действует на территории всей России, вне зависимости от региона оформления. В настоящее время этот разрешительный документ выдается бессрочно.
Как и любой иной вид деятельности, подлежащей лицензированию, лицензиат периодически проверяется лицензирующим органом. Это могут быть как плановые проверки, например, по вопросу прохождения переаттестации сотрудников. Так и внеплановые в случае поступления жалоб на некачественно выполненные реставрационные работы. В этом случае проверяется как сам объект, который вызывал обращение, так и организация, выполняющая на нем работы по реставрации.
При выявлении нарушений требований законодательства в сфере реставрации, действие лицензии приостанавливается, в течение определенного времени лицензиат должен устранить недостатки и не может выполнять лицензируемую деятельность. Если недостатки не будут устранены в отведенный период, то документ аннулируется в судебном порядке. Также лицензия Минкульта аннулируется при грубейшем нарушении законодательства в сфере реставрации, приведшее к значительному повреждению или гибели объекта культурного наследия. В данном случае велика вероятность, что кроме отзыва лицензии, руководителю юрлица или ИП, может грозить уголовная ответственность.
Отметим также, что кроме лицензии на реставрацию, для большинства работ в этой сфере необходимо получать допуск СРО, т.к. они связаны либо с проектированием, либо с проведением капитального ремонта.
Практика показывает, что оптимальным вариантом для начала работы в сфере реставрации, является обращение в специализированную компанию, которая окажет помощь в получении необходимых разрешительных документов. Специалисты подскажут не только какие документы необходимы для получения разрешений на тот или иной вид работ, но и помогут правильно их оформить, а также возьмут всю работу по взаимодействию с лицензирующим органом.
Возможности оперативного начала реставрационного бизнеса
Но в некоторых случаях, ждать получения лицензии Минкульта больше месяца не представляется возможным. Бизнес иногда требует стремительных решений и промедление может привести к громадным убыткам, либо к потери хорошей прибыли. В этом случае, единственный вариант – купить готовую фирму с лицензией на реставрацию. Это позволит начать работы в сфере реставрации практически сразу.
Готовая компания с лицензией Минкульта – юридическое лицо, которое уже получило разрешительную документацию на деятельность в сфере реставрации, но по каким-то причинам его собственники приняли решение продать компанию. В некоторых случаях можно встретить предложения таких готовых фирм, которые уже работали в сфере реставрации, что повышает их привлекательность в лице потенциальных заказчиков.
При выборе готовой компании в этой сфере также желательно обратиться к специалистам, которые не только подберут нужное юридическое лицо, но и предоставят гарантию его юридической чистоты.
Источник: www.sz812.ru
Сохранение объектов культуры или прибыльный бизнес: как делают деньги на реставрации
Реставрация объектов исторического архитектурного наследия − это самый большой соблазн для чиновников от культуры. Денег из бюджета на благую цель выделяется немало, а коррупционных схем, позволяющих положить в свой карман круглые суммы, существует множество. Многие чиновники беззастенчиво проворачивают аферы, и их не волнует, что памятники культуры реставрируются с грубейшими нарушениями, ветшают и приходят в негодность. Так чем же оборачивается мнимая забота об исторических объектах?
Культурные ценности и их охрана
Практически каждый российский город может похвастаться древними постройками, которые были бережно сохранены руками предыдущих поколений.
В настоящее время единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации насчитывает 30 тысяч 197 единиц. Две трети из них составляют шедевры древнего зодчества.
Наиболее ценные объекты культурного наследия, имеющие особое значение для всего мира, охраняются ЮНЕСКО. Сейчас в официальный список этой международной организации входят 26 памятников, среди которых старинные здания, а также уникальные природные комплексы, расположенные на территории нашей страны, в том числе Московский Кремль, Казанский Кремль, исторические центры Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Владимира, Суздаля, цитадель и крепостные сооружения Дербента, Троице-Сергиева лавра, Новодевичий монастырь и многие другие.
Все доставшееся от предков богатство следует хранить, бережно реставрировать и передавать будущим поколениям. Но это в идеале. В реальности же все часто ограничивается асивыми словами, прикрываясь которыми чиновники от культуры набивают свои карманы.
Деятельность государственных органов в этой сфере регулируется федеральным законом № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года (в редакции от 09 марта 2016 года) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно статье 13 данного документа, мероприятия по сохранению, популяризации и охране памятников истории и культуры осуществляются за счет федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет внебюджетных поступлений. Причем органы власти любого уровня вправе выделять средства на вышеуказанные цели.
Для того чтобы получить деньги из федеральной казны на реставрацию объекта культурного наследия чиновникам необходимо лишь соответствующее заключение историко-культурной экспертизы о необходимости проведения тех или иных работ. При наличии хороших связей и властных полномочий получить такой документ не составляет труда. Несколько согласований на местном и региональном уровне с заинтересованными ведомствами − и можно рассчитывать на сотни миллионов рублей.
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предполагает также ответственность за его нарушение. В соответствии со статьей 61 данного документа, за невыполнение своих обязанностей по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должностные лица и организации могут быть подвергнуты уголовному, административному или иному наказанию, согласно действующему законодательству. А лица, причинившие вред архитектурному памятнику, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, что не освобождает их от ответственности, предусмотренной законодательством за совершение таких деяний.
«Пусть хоть вреда не причиняют»
Кандидат исторических наук Дмитрий Белозерский рассказал «Преступной России», что сложившаяся ситуация беспокоит многих специалистов.
– Реставрацией объектов культурного наследия практически никто не занимается. Часто компании, выигрывающие тендеры на выполнение работ по реконструкции памятников древнего зодчества, не имеют в своих рядах даже квалифицированных строителей, не говоря уже о профессиональных реставраторах. После таких работ краеведы и музейные работники просто разводят руками в отчаянии, − сетует Дмитрий.
Изборская Крепость (реставрация)
По словам историка, хуже всего, когда коррумпированные чиновники и подконтрольные им организации пытаются скрыть отсутствие реальной реконструкции, устраивая пожары. Считая, что огонь поможет списать бюджетные миллионы, вандалы (а как их еще назвать?) поджигают сооружения, являющиеся настоящими жемчужинами российской истории и культуры.
– Зачем далеко ходить за примерами? Все специалисты в курсе, как в результате некачественной реставрации была серьезно повреждена Изборская крепость, одно из древнейших сооружений России, − возмущается историк.
Из разговоров со специалистами, близкими к чиновничьим кругам, выяснил, что существует множество способов незаконного заработка на реконструкции объектов культурного наследия. Он перечислил основные махинации:
· получение отката от бизнесмена за выигранный тендер;
· прокручивание выделенных бюджетных денег в иностранных банках;
· прямое хищение части средств;
· искусственное завышение стоимости контракта;
· выделение подконтрольным бизнес-структурам из государственной казны денег на компенсацию затрат, якобы понесенных в результате проведенной реставрации памятника истории и культуры.
– Вариантов множество. Как правило, тендеры выигрывают одни и те же «дружественные» чиновникам организации, принадлежащие родственникам или приятелям госслужащих. Работники музеев и исторических центров к этому привыкли. Пусть они там воруют, сколько влезет, но хоть бы вреда не причиняли нашему культурному наследию, − говорит Дмитрий.
Изборская крепость подвела замминистра
Говоря об Изборской крепости, эксперт имел в виду громкий коррупционный скандал, разразившийся в связи с реставрацией этого памятника. В махинациях с бюджетными деньгами правоохранительные органы обвинили заместителя министра культуры РФ Григория Пирумова, директора Департамента управления имуществом и инвестиционной политики министерства Бориса Мазо, главу ФГУП «Центр реставрации» Олега Иванова и ряд бизнесменов, принимавших участие в коррупционных схемах.
В настоящее время фигуранты этого уголовного дела находятся в СИЗО «Лефортово». Высокопоставленные чиновники были арестованы в марте 2016 года. По мнению органов следствия, средства похищались обвиняемыми не только при реконструкции Изборской крепости, но и во время проведения реставрационных работ в Новодевичьем и Иоанно-Предтеченском монастырях, калужском Музее космонавтики, Псковском драмтеатре. Общий ущерб, вмененный бывшему заместителю министра культуры России Григорию Пирумову и его коллегам правоохранительными органами, составляет 100 млн рублей.
Еще три года назад под давлением специалистов-краеведов и жителей Изборска, недовольных результатами реставрации, силовики начали выяснять все обстоятельства совершенных чиновниками махинаций. В мае 2013 года Следственный комитет по Псковской области возбудил уголовное дело по части 1 статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Согласно выводам сотрудников ведомства, в ноябре 2012 года высокопоставленные должностные лица подписали акты о приемке ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Ансамбль Изборской крепости», хотя фактически ничего сделано не было.
Реставрация, которую не заметили
Изборск − один из древнейших городов России, он находится на территории Псковской области. Первое упоминание о нем в знаменитой летописи «Повесть временных лет» датировано 862 годом. Празднование 1150-летия Изборска, которое пришлось на 2012 год, было официально утверждено Указом Президента РФ Дмитрия Медведева № 685 от 7 июня 2010 года. К юбилейной дате федеральное Министерство культуры приняло решение провести масштабные реставрационные работы в государственном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике «Изборск».
Информация об этом есть на официальном сайте учреждения культуры. Там говорится: «В рамках реализации мероприятий празднования 1150-летия Изборска проведены работы по консервации (реставрации) ансамбля Изборской крепости, Труворова креста, отреставрирован комплекс музейных зданий − объектов историко-культурного наследия. Обновлена инфраструктура музея-заповедника: выполнен капитальный ремонт Крестьянской усадьбы, сдана в эксплуатацию стационарная автомобильная стоянка. Открыты новые экспозиции».
Но если все так хорошо, за что же тогда арестовали замминистра Григория Пирумова и его коллег? Как выяснилось, краеведов, историков и местных жителей возмутило крайне низкое качество реставрационных работ, произведенных подрядчиком − компанией «Балтстрой», получившей 300 млн рублей из федерального бюджета. Никаких специалистов-реставраторов там и близко не было. Спешно нанятые перед юбилеем бригады гастарбайтеров выполнили работы, как смогли. Результат этой реставрации оказался таким, что деятельностью чиновников от культуры заинтересовались в правоохранительных органах.
Подрядчиками становятся только «свои»
Впрочем, некоторым госслужащим все же удается вовремя «умыть руки». Например, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Ирина Тарасова уволилась со своего поста в сентябре 2015 года. Примечательно, что ранее − с весны 2009 и до осени 2014 года − чиновница работала министром культуры Астраханской области, где к ее деятельности также возникали вопросы.
Ирина Тарасова
Астраханский историк-краевед Максим Полянский рассказал «Преступной России», что Ирина Тарасова лоббировала интересы двух московских компаний, которые называются «МОССИБ» и «Лиана».
– Возглавив региональный Минкульт, она сразу же взялась за дело с размахом, затеяв реконструкцию многих памятников истории нашего края. Чего только стоят реставрация Астраханского Кремля и краеведческого музея? А подрядчиками становились «дружественные» компании, которым Тарасова помогала получать бюджетные средства, − говорит Максим.
По его словам, в среде людей, близких к охране культурного наследия Астраханской области, хорошо известно о махинациях экс-министра регионального правительства. Например, сроки реставрации краеведческого музея неоднократно переносились, так как компания «МОССИБ» привлекла к работе в качестве субподрядчика некое ООО «Стабильность», у которого не оказалось ни квалифицированных специалистов, ни необходимых стройматериалов.
– Разница между фактически выполненной работой и параметрами, заложенными в сметной документации, бросается в глаза. Хотя на словах все сотрудники Астраханского краеведческого музея были довольны реставрацией. А куда им деваться? Начальство в лице Тарасовой не потерпело бы другой реакции, − утверждает Полянский.
Он рассказал, что знакомый сотрудник ГНПУ «Наследие», которое разработало проект реконструкции музея, возмущался качеством произведенных работ. Не устроила специалиста и реставрация Благовещенского монастыря в Астрахани.
– Там стены и потолки впопыхах замазали, как могли, очень неквалифицированные строители. После официальной приемки объекта начали появляться трещины, все были просто в шоке. И возмущались не только историки и краеведы, но и люди, далекие от нашей сферы, − рассказывает историк.
Разрушают до основания
Как сообщил «Преступной России» Максим Полянский, ряд старинных домов, располагавшихся в центре Астрахани, по указанию экс-министра Ирины Тарасовой были выведены из состава объектов культурного наследия регионального значения. Сделали это, чтобы освободить участки земли под коммерческую застройку. Некоторые здания были разрушены мнимыми реставраторами до основания, так на месте памятников истории и культуры появились новенькие гостиницы и торговые центры.
Например, дом Иванова ХIХ века постройки (Астрахань, улица Фиолетова, 46) еще в августе 2012 года был двухэтажным, а после реконструкции оказался четырехэтажным. А гостиный дом Ягулова начала XIX века (Астрахань, улица Кирова, 12) вообще обрушился при проведении реставрационных работ. Новое здание, которое возводит застройщик на этом месте, будет на этаж выше, для увеличения площади.
– Но больше всего возмущает, что новым владельцам этих современных построек выделили из бюджета солидные компенсации за якобы проведенную реконструкцию памятников истории и культуры, − утверждает Максим.
Он считает, что бизнесмены, получающие в собственность участки в центре города и еще отстраивающие там новые здания для себя за государственный счет, как минимум, должны быть благодарны региональному Министерству культуры. Более того, Ирина Тарасова не могла проворачивать подобные махинации в одиночку. Значит, в деле тем или иным образом участвовали представители команды губернатора Астраханской области Александра Жилкина, а высокопоставленные силовики закрывали глаза на происходящее. И это был отлаженный бизнес.
«Здание Московского торгового дома» (реставрация)
Подобная история произошла и с объектом культурного наследия федерального значения «Здание Московского торгового дома» 1790 года постройки (Астрахань, улица Советская, 4/улица Кирова, 18). Памятник старины разрушили до основания и разобрали, а на его месте появилась гостиница «Новомосковская».
К сожалению, такая ситуация с реставрацией памятников архитектуры характерна для многих регионов России. Коррупция в среде чиновников от культуры достигла небывалых масштабов. Госслужащие распоряжаются зданиями, имеющими большую историческую ценность, как своей личной собственностью. И в этой ситуации очень нужен независимый общественный контроль за реставрационными работами, проводящимися во всех субъектах РФ.
Источник: godekan.com