Объект нашего исследования – крупный, средний и малый бизнес с России.
Предмет исследования – взаимосвязь бизнеса и государства в контексте модернизации.
Цель исследования – рассмотреть крупный, средний и малый бизнес в условиях модернизации в России.
2. Корпоративное государство……………………….…………………..12
3.Малый и средний бизнес……………………….………………………20
4.Социальная ответственность бизнеса…………………….…………. 29
Список использованной литературы…………. …..…..………………………34
Работа содержит 1 файл
БИЗНЕС И МОДЕРНИЗАЦИЯ В РОССИИ
2. Корпоративное государство……………………….………………….. 12
3.Малый и средний бизнес……………………….………………………20
4.Социальная ответственность бизнеса………………… ….…………. 29
Список использованной литературы…………. …..…..………………… ……34
Без перехода к модернизации
у нашей экономики нет будущего,
даже не смотря на то, что она опирается
на огромные природные богатства.
Президент РФ Медведев Д.А.
Экономическая модернизация, которую в настоящее время стремятся осуществить многие страны на постсоветском пространстве – занимает особое место в развитии любой страны. Такая модернизация в первую очередь направлена на диверсификацию структуры экономики и экспорта, активное технологическое обновление производства и развитие конкурентоспособных инновационных отраслей, создание современной инфраструктуры, качественное повышение уровня жизни населения за счет преобразования сферы образования и здравоохранения, а также на совершенствование обеспечивающих данные преобразования государственных институтов.
Александр Дюков о роли ESG для бизнеса и планах компании на 2022 год.
1 Основным субъектом экономической модернизации является бизнес – крупный, средний и малый. В развитых странах доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 50-70%, а крупного – около 20%. В России 70% ВВП составляет именно доход крупного бизнеса, тогда как на малый и средний бизнес остается только 12%. Активность бизнеса в процессе модернизации во многом определяется благоприятностью условий для его развития.
Объект нашего исследования – крупный, средний и малый бизнес с России.
Предмет исследования – взаимосвязь бизнеса и государства в контексте модернизации.
Цель исследования – рассмотреть крупный, средний и малый бизнес в условиях модернизации в России.
- рассмотреть понятие крупного бизнеса, проблемы развития, его роль в экономике страны и модернизации.
- изучить понятие корпоративного государства, характеристики России как корпоративного государства и способы борьбы с ним.
- рассмотреть понятие малого и среднего бизнеса, его роль в экономике и модернизации, проблемы развития и пути их решения.
- раскрыть понятие социальной ответственности бизнеса.
В своем исследовании мы опирались на работы Якова Папе, С.П. Перегудова, Л.Ильичевой, В.Иноземцева, А.Тарасова. Также мы использовали выступления Д.А.Медведева, С.М. Миронова, федеральные законы и постановления.
1. Крупный бизнес
Роль институтов развития в модернизации экономики
Крупный бизнес не поддается простому определению. Обычно понятие «крупный бизнес применяется к таким гигантам как ИБМ и «Дженерал моторс». Обратимся к определению Якова Паппэ – известного российского экономиста.
В качестве показателя выделения крупного бизнеса он использует объем продаж(он же объем производства, он же оборот) предприятия, компании или группы, являющейся самостоятельным и полноценным экономическим агентом. В качестве порога Яковом Паппэ была выбрана сумма $500 млн. в год. Сегодня эта цифра выглядит слишком маленькой для крупного бизнеса. Но для его исследований нужен был средний критерий для всего постсоветского периода 2 .
Историю российского крупного бизнеса следует отсчитывать от указов президента и постановлений правительства РФ, в соответствии с которыми были сформированы «Газпром», РАО «ЕЭС России» и три первые интегрированные нефтяные компании: «Лукойл», ЮКОС, «Сургутнефтегаз». Эти нормативно правовые акты появились осенью 1992ого – весной 1993ого годов 3 .
Вплоть до 2000 года основной формой существования крупного бизнеса были интегрированные бизнес-группы(ИБГ). ИБГ – многоотраслевые конгломераты, включающие представителей как реального, так и финансового сектора 4 . В такую группу могли входить, например, нефтедобывающее объединение, кондитерская фабрика, военный завод (уже приватизированный и имеющий экспортные заказы), банк, торговый дом и т. д. Все это управлялось из одного центра по воле одного хозяина. И общая цель была простой: собрать максимальное количество недооцененных активов, которые можно купить по дешевке, сесть на финансовые потоки и с их помощью покупать еще, а если что-то сильно подорожает, то продать 5 .
В настоящее время основным субъектом крупного бизнеса являются компании. Компания имеет четкую специализацию, то есть понятно, что она делает: добывает нефть, варит пиво, производит программное обеспечение или торгует автомобилями. У нее есть регулярное профессиональное управление, построенное на принципах рыночной экономики. И смысл существования компании не в том, чтобы по дешевке скупать предприятия и дорого их продавать. Ее цель другая – либо захватить максимально возможную долю рынка, либо увеличивать прибыль, либо наращивать капитализацию, то есть суммарную стоимость своих акций.
Интегрированные бизнес-группы, существовавшие в 90е годы, сохранились и по сей день. Например «Альфа» 6 и «Интеррос» 7 . Сейчас ИБГ по сути ушли из пространства конкретного бизнеса в пространство капитала. Они чаще всего не участвуют в управлении компаниями, а работают с их акциями, иногда получают дивиденды и организуют финансирование конкретных крупномасштабных проектов, проводят слияния и поглощения и т.д.
В начале 2000х годов сложились новые отношения между государством и крупным бизнесом. До 2000ого года отношения носили партнерский характер: бизнес получал льготы и инвестиции, мог открыто лоббировать свои интересы, нередко делегировал во власть своих представителей. Крупный бизнес служил для государства политической опорой.
После 2000ого года отношения между государством и властью приняли модель доминирования государства. Поддержка со стороны крупного бизнеса больше уже не являлась ресурсом для осуществления власти. Крупный бизнес был отодвинут от процессов принятия политических решений, от естественных монополий (примером этого можно назвать вынужденную эмиграцию Бориса Березовского). Возможности лоббирования резко сократились. Наиболее влиятельным предпринимателям было предложено вступить в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), который выступает в качестве единого канала, доводящего консолидированное мнение крупного бизнеса до государства.
При всех масштабности и успешности крупного бизнеса в России кризис выявил некоторые проблемы. На момент кризиса предприятия крупного бизнеса накопили огромную задолженность. Как могла накопиться такая сумма в период экономического подъема при сверхблагоприятных ценах на российские экспортные товары?
При том, что прибыли отечественных компаний (и не только сырьевых) были по всем критериям очень высоки, а их собственники получали миллиардные долларовые дивиденды. Это вытекает из свойств современного капитализма. Богатство предпринимателя определяется не столько его прибылью, сколько стоимостью самого бизнеса.
Если бизнес существует в форме открытого акционерного общества (а это самая распространенная форма организации крупного бизнеса), то стоимость бизнеса сводится к цене акции, умноженной на их количество. А цена акции определяется на фондовом рынке. Фондовые рынки высоко оценивают компании, которые и прибыльны, и имеют кредитную историю.
Поэтому успешные компании во всем мире одновременно и дивиденды акционерам платят, и занимают деньги на дальнейшее развитие. Таким образом, к началу кризиса российские предприятия накопили долги в размере нескольких десятков миллиардов долларов, и столкнулись не возможностью их погасить в срок. В эту ситуацию вмешалось государство – оно поддержало самых крупных должников и выдало им займы (например: «Базовый элемент» получил заем в $4,3 млрд., «Альфа-групп» — более $2 млрд.) Они немедленно расплатились с иностранными кредиторами, а залоги по этим кредитам перешли в залог к государству. Оценка этих действий государства специалистами противоречива:
- Одни рассматривают это как поддержку казенными деньгами излюбленных олигархов на фоне бедствия народа.
- Другие говорят о позитивных последствиях. Во-первых, государство сохранило российский суверенитет над компаниями. Во-вторых, западные кредиторы поняли, что Россия не собирается гробить свой крупный бизнес, он остается важным для государства, остается крупным и сильным. А значит, с российскими компаниями можно вести себя так же, как с их аналогами из других приличных стран 8 .
Для того, чтобы оправдать кредиты государства большинство отечественных компаний лидеров прошло через этап активного самореформирования, в котором можно выделить 5 основных направлений:
- Совершенствование корпоративного построения – включение независимых директоров, принятие кодексов корпоративного поведения, совершенствование устава и т.д.
- Дивидендная политика – регулярная выплата дивидендов и закрепление их размеров в уставных документах.
- Переход на международные стандарты отчетности и приглашение иностранных аудиторов.
- Продажа непрофильных активов (например, ЛУКойл продал свою дочернюю компанию ЛУКойл-бурение, а Норильский Никель продал авиакомпанию Таймыр)
- Интернализация бизнеса – покупка в крупных размерах иностранных активов 9 .
Чего хочет крупный бизнес от государства?
По материалам лекции Александра Лифшица 10 :
- предсказуемость по налогам. Крупному бизнесу все заплатит, что положено по закону; но необходима стабильность налогового законодательства. Каждый год при принятии бюджета вносятся поправки в налоговое законодательство, определяющее размер налогов.
- предсказуемость по регулируемым тарифам – газ, электричество, железная дорога. Ситуация как с налогами. Тарифы изменяются ежегодно, по сравнению с другими странами (например в Исландии: «Если мы, допустим, построим у вас заводик, то как с электричеством, на сколько лет контракт?». «На сорок». Тебе не назовут цифру тарифа через сорок лет – это непостижимо, но назовут формулу, по которой ты сможешь его вычислить. То есть берётся нынешний тариф — по согласованию с инвестором, а дальше все зависит от биржи (наш алюминий – биржевой товар): цена вверх – тариф вверх, цена вниз – тариф на электричество вниз.
- ввести инвестиционную льготу. Льгота уже существовала с 1991 по 2001 годы. Из под налога было выведено 50% прибыли, которая идет на инвестиции. Но когда инфляция измеряется сотнями процентов, инвестировать не будет никто – дай ему льготу или не давай. Заодно развели свободные экономические зоны, то есть внутренние оффшоры, в которых налог на прибыль был снижен в 4 раза (например, в Мордовии и Калмыкии). С 2001 года в крупном бизнесе произошли изменения -он стал открытым. Он бы не стал до сих пор открытым, если бы у него не было потребности в мировом фондовом рынке. Российский бизнес стал открываться, ему стали давать взаймы. Ему поверил мир. Не верит только сама Россия. По-прежнему видна уверенность, что, если льгота, то только украдут – больше ничего не произойдет.
- открытостьгосзакупок: госзакупки -очень тайный сектор, объемом в 800 миллиардов. Покупатель – монополист, а продавцов множество. Этот сектор не застрахован от «воровства». Это воровство можно если не ликвидировать, то хотя бы минимизировать. И способ этот очевиден – открытые торги, тендеры, с понятными условиями, с наказанием для тех, кто что-то нарушает.
- Следующее пожелание касается вывоза капитала. Отток капитала из страны происходит не из-за плохого инвестиционного климата в стране. 60% оттока – это зарубежные прямые инвестиции русского бизнеса. Вывоз капитала не зависит от инвестиционного климата в стране, он зависит от потребностей конкретного бизнеса. (Например: У нашей компании не хватает глинозема – значит, мы будем вывозить капитал и покупать глинозем за границей).
- Создание страховых компаний, защищающих крупный бизнес от рисков во внешней торговле. Страна экспортирует сырье, что как нам объясняет наше руководство, крайне плохо. Я согласен, хотя Россия всегда экспортировала сырье и будет его экспортировать столько, сколько она будет на свете. Чтобы экспортировать более сложную продукцию, надо иметь аналог «Эксимбанка» Соединенных Штатов. В Германии это «Гермес», во Франции – «Кофас» * , в Канаде – EDC – смысл один и тот же: допустим, я экспортер оборудования за границу. Как правило, это поставки не сразу, а кусками. Понятно, что мне нужно перекрутиться, мне нужны деньги. И деньги за это мне придут не в один день, а, может, два года будут идти. Мне нужен кредит. Я иду в банк, там говорят: «Да, ради бога. Но вдруг те-то твои ящики со станками получат, а вместо денег – «будьте любезны, отойдите, не мешайте работать». Такое возможно?». Такое возможно. Для этого существуют гарантии. Которые дают эти самые «Эксимбанки», «Кофасы»… Не будет этого – не будет такого экспорта. Такого рода учреждения есть везде в развитых странах, они давно есть в Китае, они пять лет есть у казахов, которые на пять лет нас обогнали по финансовым институтам – по банкам и финансам.
Роль крупного бизнеса в экономике страны и модернизации
Существуют самые разные точки зрения о месте крупного бизнеса в развитии отечественной экономики:
- Одна из них отводит ему роль основной движущей силы. В соответствии с ней не просто развитие, а экономический прорыв обеспечивается тесным взаимодействием и взаимопомощью крупных компаний и проводящего активную дирижистскую политику государства. Причем такие компании — «национальные чемпионы» (один или несколько) должны появиться или быть выстроены во всех значимых отраслях народного хозяйства. Это представление господствовало в СССР в первые годы перестройки и, похоже, приобретает популярность сейчас.
- Согласно диаметрально противоположной точке зрения, российский крупный бизнес, с его, в основном, сырьевой направленностью, играет лишь роль трубы, по которой природная рента перекачивается из страны во внешний мир. «Когда по старой схеме продолжает капать золотой дождь, нет особого стимула заниматься реформами и производством с высокой добавленной стоимостью», — подчеркнул С. Иванов. А надежды на экономическое развитие и социальную модернизацию возлагаются, в основном, на малый бизнес, который опять-таки должен особо опекаться государством.
Как показывает опыт всех успешных стран, крупный бизнес является каркасом национальной экономики, ее основным представителем в мировом хозяйстве, важнейшим партнером и оппонентом государства при выработке и осуществлении промышленной политики. Но основную часть занятости, доходов и налогов, а также инноваций приносит бизнес средний (естественно, по масштабам соответствующих стран). Классический же малый бизнес выполняет, в основном, социальные функции, обеспечивая огромному количеству людей приемлемый уровень дохода и статус, а некоторой их части — еще и предпринимательский опыт плюс начальный капитал для карьерного роста.
Описанная модель верна для России с двумя поправками. Первая связана с повышенной долей природной ренты в первичных доходах. В результате крупный бизнес, контролирующий подавляющую часть сырьевого сектора, является у нас основным налогоплательщиком, а также донором остальной экономике. Вторая состоит в том, что отечественный крупный бизнес, вероятно, играет и будет играть большую, чем в других странах, роль в процессах внедрения, тиражирования и распространения инноваций 11 .
Несколько слов о тенденциях, которые стали очевидны в послекризисный период. Первая тенденция — выход интересов ИБГ из сырьевых отраслей в отрасли с повышенной степенью обработки и, соответственно, с более высокой добавленной стоимостью продукции. В последние годы ИБГ достаточно интенсивно инвестируют в сельское хозяйство, в переработку, в предприятия в сфере информационных технологий и машиностроения. Диверсификация идет достаточно высокими темпами.
Источник: www.stud24.ru
Роль государства и бизнеса в модернизации общества
Статья посвящена выявлению роли экономических субъектов в модернизации экономики страны. Автор приходит к выводу, что по объективным причинам в ближайшей перспективе роль ведущего субъекта модернизации отводится не российскому крупному бизнесу, а государству.
предпринимательство, модернизация экономики, модернизация общества, условия кризиса
Цитировать публикацию:
Исаева С.А. Роль государства и бизнеса в модернизации общества // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 3. – С. 10-16.
Isaeva, S.A. (2010) The role of government and business in the modernization of society. Kreativnaya ekonomika, 4(3), 10-16. (in Russian)
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
1. Яковец Ю. О сочетании долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования // Экономист. – 2008. – № 6.
2. Мильнер Б. Управление интеллектуальными ресурсами // Вопросы экономики. – 2008. – № 7.
3. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. – 2009. – № 6.
4. Гончар К. Инновационное поведение крупнейших компаний: ленивые монополии или агенты модернизации? // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 3.
5. Кушлин В.Факторы экономического кризиса и базис его преодоления // Экономист. – 2009. – № 3.
6. Дзарасов С. Способен ли частный капитал модернизировать российскую экономику? // Вопросы экономики. – 2005. – № 4.
7. Бляхман Л.С. От глобального кризиса к новому экономическому порядку // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 1 (29).
8. Государственный капитализм в России (материалы теоретического семинара академика В.А. Мартынова) // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 12.
Источник: creativeconomy.ru
Роль крупного бизнеса в процессе модернизации экономики
Роль крупного бизнеса в процессе модернизации экономики
Кондратьев Владимир Борисович — доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН.
Споры о роли крупных транснациональных компаний ведутся уже не одно десятилетие. Говоря об этой роли, вряд ли правильно избегать вопроса о том, как их деятельность соотносится с интересами обществ и государств, стран их базирования и принимающих стран, приоритетами развития и т.д.. Но есть и чисто экономический аспект дискуссии. С этой точки зрения, крупный бизнес играет, как правило, особенно важную роль в экономическом росте, повышении производительности труда и процессе инноваций. Не случайно многие государства стараются привлечь транснациональные корпорации на свою территорию.
По мере выхода мировой экономики из кризиса государства и бизнес пытаются выявить и использовать перспективные источники экономического роста. Ведутся, в частности, дискуссии о вкладе в этот процесс крупных и малых компаний. Те и другие необходимы для роста экономики, однако особая роль принадлежит крупным транснациональным корпорациям (ТНК).
Дело в том, что, несмотря на относительно малую численность таких компаний, их вклад в совокупный ВНП и производительность труда исключительно велик. Это особенно важно, поскольку в прошедшее десятилетие за счет увеличения производительности в развитых странах обеспечивалось до двух третей прироста совокупного ВНП (табл. 1).
Таблица 1. Вклад производительности труда и занятости в прирост ВНП в США
2000-2007 гг.
Темпы прироста ВНП частного несельскохозяйственного сектора, %
Вклад роста производительности труда, %
Вклад прироста занятости, %
Источник: Bureau of Economic Analysis
Крупные многонациональные компании сосредоточены в основном в секторах, испытывающих глобальную конкуренцию (например, в обрабатывающей промышленности), и всегда играют ключевую роль в периоды экономического подъема, следующего за очередной рецессией. Это, как правило, наиболее известные мировые бренды, широко представленные в разных отраслях экономики. Составляя всего 1% численности компаний частного сектора США, крупные корпорации генерируют 60% всех продаж, аккумулируют три четверти фонда заработной платы и более 60% активов. Их вклад в экономику США представлен в табл. 2.
Таблица 2. Вклад крупных многонациональных компаний в экономику США в 1990-2010 гг.
Доля крупных многонациональных компаний, %
Доля прочих компаний, %
ВНП частного сектора
Прирост производительности в период подъема
НИОКР частного сектора
Рассчитано по: McKinsey Global Institute
Особенно заметна роль крупного бизнеса в инновационной сфере: на долю ТНК приходится две трети всех расходов на исследования и разработки частного сектора США. Им принадлежит и ведущая роль в формировании многочисленных инновационных кластеров, таких как Кремниевая долина в Калифорнии, Route 128 около Бостона и Research Triangle Park в штате Северная Каролина. ТНК выступают центральным звеном в 79 мировых исследовательских кластерах.
Исследовательский кластер Research Triangle Park (RTP), расположенный между университетом Дюка в г. Durham, университетом штата Северная Каролина в г. Chapel Hill и государственным университетом штата Северная Каролина в г. Raleigh, был основан в 1959 г. в форме партнерства между правительством штата и местными университетами. Настоящий рост кластера начался в 1965 г., когда корпорация IBM объявила о строительстве здесь своего исследовательского центра. С 1965 по 1970 гг. (всего за пять лет) численность занятых возросла в 20 раз, а RTР превратился в один из ведущих фармацевтических и биотехнологических кластеров в стране. Здесь обосновались такие американские гиганты, как IBM, Cisco Systems и Fidelity Investments, а также зарубежные многонациональные корпорации BASF, Bayer и GlaxoSmithKline (табл. 3).
Таблица 3. Состав инновационного кластера Research Triangle Park, Северная Каролина, США
Исследовательские центры
Биотехнологический/
фармакологическийсектор
Сектор информационных технологий
Государственные учреждения поддержки
US Environmental Protection Agency
North Carolina State University
Council for Entrepreneurial Development
University of North Carolina at Chapel Hill
North Carolina Biotechnology Center
National Institute of Environmental Health Sciences
Источник: Research Triangle Foundation
В настоящее время в кластере работает 40 тыс. чел., причем 80% занято в крупных ТНК. Если учесть, что одно рабочее место в подобных исследовательских парках создает дополнительно 2,5 рабочих места в сопряженных отраслях, то Research Triangle Park генерирует в штате Северная Каролина около 140 тыс. рабочих мест. Кроме того, такие парки играют роль инновационных моторов. В RTP зарегистрировано 5 тыс. патентов, кластер занимает одно из ведущих мест в США по числу работающих кандидатов наук (PhD).
Вклад крупных многонациональных компаний в рост производительности и занятости различен в разных отраслях экономики. Особая их концентрация отмечена в семи секторах: обрабатывающей промышленности, информационно-технологическом секторе, профессиональных услугах, торговле, добывающей промышленности, финансах, коммунальных услугах. На эти отрасли приходится 85% добавленной стоимости крупного бизнеса США и три четверти всех занятых.
Интересно отметить, что они же являются главными драйверами экономического роста. С 2000 по 2010 г. эти отрасли обеспечили почти весь прирост производительности труда в США и почти 70% прироста ВВП страны. В последние два десятилетия производительность труда в ТНК росла значительно быстрее, чем в прочих. К 2010 г. этот показатель в крупных компаниях США составил 110 тыс. долл./чел., что на 40% превышало уровень производительности остальной экономики (рис. 1).
Рис. 1. Динамика уровня производительности труда в крупных многонациональных корпорациях и прочих компаниях США в 1990-2010 гг., тыс. долл./чел.
1– 1990 г. 2 – 1995 г. 3 – 2000 г. 4 – 2005 г. 5 – 2010 г.
Источник: Bureau of Economic Analysis; Bureau of Labor Statistics; McKinsey Global Institute
Известно, что увеличению производительности способствуют рост инвестиций, повышающий капиталовооруженность труда, продуктовые инновации, а также управленческие и технологические инновации, повышающие эффективность производственной деятельности компании. Главным фактором повышения производительности труда в ТНК были научные исследования и разработки. В 2007 г. на крупный бизнес приходилось 74% всех затрат на НИОКР США (рис. 2), причем уровень этих затрат в данном сегменте в четыре раза превышал средний уровень затрат частного сектора (рис. 3).
Рис. 2. Расходы на НИОКР, %
1 – Государство 2 – Прочие компании 3 – Крупные многонациональные компании
Источник: Bureau of Economic Analysis, U.S. Department of Commerce; NSF Science Resources Statistics, 2009; McKinsey Global Institute
Рис. 3. Структура расходов на НИОКР по основным секторам экономики США, тыс. долл. на одного занятого
1 – частный сектор в целом; 2 – обрабатывающая промышленность; 3 – профессиональные услуги; 4 – информационные технологии [1]
Отдачу от затрат на НИОКР частного сектора обычно трудно оценить достаточно точно, однако в ряде исследований по некоторым развитым странам этот показатель оценивается на уровне 20–30% и выше [2]. Быстрый рост производительности в ТНК связан также и с тем, что их деятельность концентрируется в определенных секторах экономики. Около половины вклада таких компаний в рост производительности труда связана с обрабатывающей промышленностью. Среди других важных отраслей необходимо отметить профессиональные услуги, информационные технологии и розничную торговлю.
Одной из приоритетных задач крупного бизнеса является привлечение и удержание высококвалифицированных талантливых кадров. На это корпорации не жалеют денег. В конце 2000-х годов средний уровень заработной платы персонала крупных американских компаний составлял 63 тыс. долл. в год, в то время как у остального бизнеса – только 50 тыс. долл. [3] Особое внимание крупный бизнес уделяет управленческим, профессиональным и техническим кадрам. Здесь их заработная плата в среднем на 37% выше, чем в среднем и малом бизнесе (для прочего персонала эта разница составляет лишь 13%) (рис. 4).
Рис. 4. Уровень заработной платы в крупных компаниях США в 2010 г. (тыс. долл. в год)
Источник: Bureau of Economic Analysis; Bureau of labor Statistics; McKinsey Global Institute
Исключительная роль крупных ТНК в современной глобализирующейся экономике заставляет многие страны делать значительные усилия, чтобы привлечь их на свою территорию. Не являются здесь исключением даже США. Интенсификация этого процесса ставит на повестку дня вопрос: в какой мере развитые страны способны привлекать инвестиции ТНК в свою экономику?
Что касается США, эта страна традиционно является привлекательным местом для экономической активности. Американская экономика остается крупнейшей в мире; она обладает мощной патентной базой и стабильными государственными институтами, высококачественной транспортной и коммуникационной системой, а также значительными ресурсами квалифицированной и высокопроизводительной рабочей силы. Однако стремительный рост развивающихся стран в последние годы подрывает былые конкурентные преимущества развитых экономик, в том числе американской.
Конкурентные преимущества по привлечению иностранных инвестиций складываются из четырех групп [4]: 1) базовые экономические факторы [5]; 2) бизнес-климат [6]; 3) человеческий капитал [7]; 4) инфраструктура [8].
Долгое время развитые страны, в том числе США, занимали ведущие позиции по этим показателям. До сих пор на страны ОЭСР приходится львиная доля инвестиций американских ТНК. В 2007 г. на эти страны приходилось около 70% продаж и инвестиций иностранных филиалов американских компаний. Однако эта доля постепенно снижается, и инвестиции перетекают в развивающиеся страны.
По данным последнего исследования ООН, руководители крупных ТНК рассматривают Китай, Бразилию, Индию и Россию в качестве четырех из пяти наиболее привлекательных для инвестиций стран мира (рис. 5).
Рис. 5. Наиболее привлекательные страны для иностранных прямых инвестиций в 2009-2011 гг., % от числа опрошенных компаний
Источник: United States Conference on Trade and Development (UNCTAD), World Investment Prospects Survey 2009-2011
Важнейшими факторами конкурентоспособности выступают базовые фундаментальные экономические показатели. Такие характеристики, как размер рынка и возможности его роста, являются необходимыми условиями успешного развития любой компании. Исторически крупнейшие страны ОЭСР занимали ведущие места в мире по этому показателю (таблица 4).
Таблица 4. Базовые экономические показатели конкурентоспособности ряда развитых и развивающихся стран
Уровень ВНП в 2010 г., трлн долл.
ВНП на душу населения в 2008 г., тыс. долл.
Среднегодовые темпы роста ВНП в 1995-2010 гг., %
Источник: World Bank, World Development Indicators
США и сейчас остались крупнейшей экономикой мира. Однако Китай, Бразилия и Индия значительно улучшили свои фундаментальные показатели конкурентоспособности, особенно в части темпов экономического роста, что является важным фактором привлечения корпоративных инвестиций в страну. Темпы роста в Китае составили в 1995–2010 гг. 9,6%, в то время как в США – 2,9%, Германии – 1,5%, Японии – 1,2%. Быстро растут в развивающихся странах и темпы потребления домашних хозяйств: в Китае они составляли за тот же период 7,2%, в России – 6,7%, в Индии – 5,1%, в то время как в США – 3,3%, Японии – 1,0%, Германии – 0,9%.
Не менее важен для крупных многонациональных корпораций человеческий капитал – профессионализм, способности и уровень образования рабочей силы, что имеет исключительное значение для инноваций и создания новых продуктов и услуг. По этому показателю развитые страны продолжают занимать лидирующие позиции в мире. Особенно это касается научного образования и исследований.
Согласно последним данным Global Competitiveness Report, США лидируют по показателю сотрудничества университетов и бизнеса в области исследований и разработок и занимают второе место по качеству научно-исследовательских институтов. В 2007 г. 62% иностранных специалистов, получивших в США научную или инженерную докторскую степень, оставались здесь по крайней мере в течение пяти лет. В 1992 г. этот показатель составлял 41%. Более 80% индийских и 90% китайских студентов, обучавшихся в американских учебных заведениях, оставались в США в течение пяти лет после получения диплома [9].
Это, несомненно, помогало Соединенным Штатам удерживать лидирующие позиции по числу инженеров, ученых и менеджеров бизнеса, способных работать в многонациональных корпорациях. Хотя Китай, Индия и некоторые другие страны обладают значительными ресурсами рабочей силы, именно в США доля квалифицированной рабочей силы, обладающей высокой мобильностью, способностью к взаимодействию и критическому мышлению, наиболее высока [10].
Другими важными для деятельности крупных ТНК характеристиками бизнес-климата являются эффективность национальных институтов, условия государственного регулирования, издержки организации и ведения бизнеса, политическая стабильность. Интересно отметить, что по этим показателям США не всегда занимают лидирующие места. Так, согласно Global Competitiveness Report, США входили в пятерку ведущих стран по эффективности рынка труда (1-е место), интенсивности конкуренции (5-е место), уровню развития наукоемких кластеров (2-е место), защите прав инвесторов (5-е место). Но, например, по показателю времени, необходимого для организации нового бизнеса, эта страна занимала лишь 9-е место, эффективности юридического разрешения конфликтов – 33-е, эффективности стандартов аудита и финансовой отчетности – 39-е, тяжести государственного регулирования – 53-е, совокупному налоговому бремени – 67-е место в мире (из 133 стран) [11]. Близкие результаты дает отчет Мирового банка “Doing Business 2010”.
Степень защиты прав собственности (в том числе интеллектуальной), эффективность разрешения юридических конфликтов, эффективность стандартов аудита и финансовой отчетности составляют в совокупности показатель эффективности институтов. По нему США опустились с 15-го места в 1997 г. на 34-е место в 2010 г. Аналогичным образом ухудшились показатели налогового бремени, поскольку с 1999 г. практически во всех странах и регионах наблюдалось снижение ставок корпоративных налогов, и лишь в США они оставались стабильными (табл. 5).
Таблица 5. Ставки корпоративных налогов в 1999-2008 гг. (%)
Источник: www.perspektivy.info