Роль бюджета малый бизнес

Здорово быть маркетологом Tableau и ежегодно получать бюджет до 58% от дохода компании. И совсем не здорово быть «остальными», которые довольствуются мифическими 10%, а то и вовсе обходятся бесплатными методами.

834 просмотров

Книги Игоря Манна — тоже здорово, однако платные способы продвижения отбрасывать все же не стоит. А на них нужен бюджет. Вот как его составить и распределить, чтобы получить результат.

Классические составляющие бюджета на маркетинг

Представьте, что маркетинговый бюджет — это пирог. Пироги бывают разных видов: в кальцоне всего два слоя, в осетинском пироге — до пяти. Ингредиенты там тоже разные. Так же и с бюджетом для малого-среднего бизнеса — что включать в него и что не включать, зависит от «культуры страны» (ниши), «повода к трапезе» (целей кампании) и множества других факторов. Однако в своей основе слои маркетингового «пирога» такие:

  • Трафик
  • Медиа
  • Промо
  • Бюджет на программу лояльности
  • Бюджет компенсаций (опционально)

Карантин сместил акценты на цифровой маркетинг. Это тоже «пирог»: в него входят e-mail маркетинг, организация вебинаров и конференций, SEO, SMM, подкасты, видео маркетинг, контекстная реклама, работа с блогерами и партнерскими сетями.

малый бизнес роль

Замечание малому бизнесу

Для малого локального бизнеса маркетинговый бюджет, в основном, составляется методом проб и ошибок. Следует выделить определенный «буфер» для экспериментов над продвижением продукта или услуг. В среднем при тесте можно ориентироваться на 300-1000$ на продукт/услугу с кликом в 1$ максимум.

При запуске нового продукта/услуги важно сосредоточиться на получении адекватной обратной связи от клиента, которая покажет зоны роста. С каждой последующей итерацией будет понятнее, что приносит больший доход и на что можно выделять больше средств в бюджете.

При его планировании рекомендую закладывать хотя бы около 15% от общей суммы на непредвиденные обстоятельства. Еще в начале своего пути я работал в интернет-магазине детских товаров. Оставалась партия подгузников Merries и всего 500$ на их продвижение. Однако в этот период доллар сильно скакнул, подняв цену товара на 30%. Решили поднять на 20% и закупать меньше рекламы.

Однако кампания оказалась удачной, так как сама цена была выше и с более высоким CPC мы выгодно «открутили» ее в Google Ads. Естественно 500$ не хватило, и хозяин бизнеса перетянул с другого проекта еще 300$. Потом мы подняли цену на товар, продолжая крутить ту же рекламу. Маржа немного снизилась, однако мы все равно оказались в хорошем плюсе.

Так что оценивать бюджет нужно постоянно, судя по процессу рекламных кампаний. Альтернатива в ситуациях, когда бюджета не хватает, — использовать бесплатные методы по типу краудмаркетинга или свернуть один из неудачных продуктов, услуг.

Теперь разберем, что влияет на расчет бюджета и как его сделать.

Маркетинговый бюджет: CLV, коэффициент конверсии трафика в лиды, ROI и другие показатели

КАК СДЕЛАТЬ БИЗНЕС ПРИБЫЛЬНЫМ? Зачем нужна система планирования? Прогнозный бюджет

Customer lifetime value (CLV) — пожизненная ценность клиента. Это общее количество денег, которое клиент потенциально принесет компании за время использования ее услуг и продукта. Чем выше CLV, тем больше денег нужно закладывать в маркетинговый бюджет.

Сильное влияние на бюджет оказывает конверсия трафика в лиды. Это повод тщательно пересмотреть свою воронку продаж, поскольку до конверсии еще 3 шага (в классической воронке по модели AIDA): осведомленность, интерес и желание.

ROI. Эпидемия заставила всех пересмотреть распределение маркетингового бюджета. БОльшая его часть припала на цифровой маркетинг: SEO, e-mail, digital и прочие его виды. По предварительной оценке, компании стран СНГ планируют увеличить диджитал составляющую бюджета до 52,4%.

CPA и CAC — цена действия и стоимость привлечения одного клиента. Формулы на примерах Dropbox, HubSpot и Facebook здесь.

Выбирать конкретные площадки для продвижения нужно из своей целевой аудитории. При этом отмечу тренд омниканальности. Criteo опросила 1000 маркетинг-директоров по всему миру: на грамотную омниканальную стратегию уходило больше половины бюджета. При этом 36% респондентов отметили, что в 2021 году они еще больше увеличат эту часть расходов.

Влияние пандемии на слои «маркетингового пирога»

Эпидемия Covid-19 значительно сократила доходность компаний по всему миру. Согласно данным все той же Criteo, некоторые сферы понесли убытки до 30%. Но благодаря ей роль перфоманс-маркетинга в будущих продажах значительно возросла. Наибольшее влияние digital-инструментов, по данным AdIndex, ощутили медицинские компании, телекоммуникации, связь и общепит. Именно на инструментах перфоманс-маркетинга я рекомендую сосредоточиться в будущем, поскольку они измеримы.

Почему во время пандемии Covid-19 важность функции маркетинга возросла – исследование / Why marketing function increased during Covid-19 pandemic – Research

На что тратить больше: PR, digital, TV

PR. По возможности нужно использовать бесплатное размещение. Часто это делается за счет взаиморекламы или личных договоренностей. Ищите медиа, которые заинтересованы в регулярной новой информации вашей ниши, — местные новостные сайты и паблики, например.

Digital. Это должно стать наибольшим «слоем» маркетингового бюджета. На какие конкретно активности стоит делать упор малому бизнесу? Сейчас большое значение имеет инфлюенс-маркетинг (в качестве приоритетных площадок выделю YouTube, Instagram), PPC (Fb Ads, Google Ads — при любой локации и Bing Ads, если речь идет о рынке США). Одновременно с этим отмечу, что малому бизнесу не стоит выделять много бюджета на Brand Awareness кампании, поскольку они в принципе себя не оправдывают — их нельзя точно измерить без последующих вложений в исследования.

TV. Все инструменты хороши, если подходят под цели кампании. Но в целом TV-реклама слишком дорога и вряд ли себя оправдает, для малого бизнеса так точно.

Выбираем «начинку» для маркетингового бюджета

На какие digital-инструменты выделять денег больше всего? Контекстная реклама, инфлюенс-маркетинг, видеореклама и SMM.

Если это перфоманс-кампания, то ключевые метрики для вас: CPC (цена за клик), количество кликов и предполагаемая конверсия. Все это составляется под группу товаров или под отдельный товар.

Если кампания брендовая, то ориентируйтесь на охват (CPM/CPV).

Немного сложнее с SEO. В этом случае в бюджет отдельно выносятся деньги на технический аудит, составление семантического ядра и саму работу SEO-специалиста. Здесь сложно назвать ориентировочные суммы, потому что на рынке широкая вилка для специалистов разного уровня. Плюс сложность работ определенно будет влиять на цену.

А вот, как это планируют делать компании разных сфер по данным AdIndex.

«Начинка» для маркетингового бюджета 2020-2021 – E-commerce / «Filling» for the marketing budget 2020-2021 – E-commerce

«Начинка» для маркетингового бюджета 2020-2021 – фарма и биологически-активные добавки / «Filling» for the marketing budget 2020-2021 – pharma and dietary supplements

«Начинка» для маркетингового бюджета 2020-2021 – индустрия развлечений / «Filling» for the marketing budget 2020-2021 – entertainment industry

«Начинка» для маркетингового бюджета 2020-2021 – недвижимость / «Filling» for the marketing budget 2020-2021 – pharma and real estate

Пандемия заставила бизнес сместить акценты на digital. Маркетинг-бюджет для малого предпринимательства, в основном, составляется методом проб и ошибок. Стоит закладывать от 15% общей суммы на непредвиденные обстоятельства и рост. Распределение маркетингового бюджета должно исходить из целей компании и кампании. Равно как и метрики, по которым эту кампанию придется оценивать.

Основа такая: охват, CPM, CPC, CPA. Большую роль при выборе метрик играет вид кампании: перфоманс или Brand Awareness.

Источник: vc.ru

Влияние денежно-кредитной политики государства на малый бизнес

Бычков, А. А. Влияние денежно-кредитной политики государства на малый бизнес / А. А. Бычков, П. А. Бычкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 250-253. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21931/ (дата обращения: 06.06.2023).

Денежно-кредитная политика является обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и с инфляцией. Если выделить самое главное этой политики, то можно сказать, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, — на потребительский и инвестиционный спрос.

Как мы уже знаем, главную роль в реализации денежно-кредитной политики играет Центральный банк России. Он регулирует процентную ставку и с помощью этого сужает или расширяет возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Читайте также:  Через какое время бизнес начинает

Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Если снизить эти нормы, то будет возможно для коммерческих банков выдача кредитов и наоборот. Благодаря, денежно-кредитной политики государства все больше начинает развиваться малый бизнес, который играет одну из основных ролей в экономике России.

Развитие малого бизнеса в нашей стране проходило в довольно сложных экономических, социальных и политических условиях. Этот период характеризовался инфляционным процессом, кризисом в экономике и жесткой денежно-кредитной политикой, проводимой государством.

Когда экономика перешла на рыночную экономику, то в это время и начал развиваться малый бизнес в нашем государстве. С развитием малого бизнеса в научную литературу и формальные документы стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «предпринимательство и малый бизнес» и др.

Малый бизнес — маленькое предприятие любой формы собственности с такими признаками, как небольшое число рабочей силы, которые занимают не очень большую площадь по всему государству, району размере деятельности, считающейся профильной для предприятий».

Роль и значение малого бизнеса со стороны экономики можно определить при помощи следующих показателей:

1) доли валового внутреннего продукта, создаваемого в малом бизнесе;

2) доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

3) доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

4) доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

5) доли малого бизнеса в экспорте продукции;

6) доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

7) доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме.

С повышением значений всех этих показателей, конечно же, увеличивается значимость малого бизнеса в экономике государства.

Многие факторы действуют на деятельность малого бизнеса. Например, внешние факторы: налоговая система; система кредитования; система поддержки и развития малого бизнеса; информационная система и другие элементы рыночной инфраструктуры, непосредственно влияющие на деятельность субъектов малого бизнеса.

Уже сейчас система помощи малого бизнеса добилась немыслимых масштабов в нашем государстве. Только благодаря Министерству экономического развития РФ за последние двадцать лет повысились размеры выделяемых государственных средств на помощь для развития малого бизнеса. В 2013 г. для того, чтобы малый бизнес развивался, в России государство выделило более 30 млрд. руб. и предоставили 21 млрд. руб. гарантий государства для их кредитования. Построили огромную систему помощи, сформированы и выполняются ведомственные, региональные и муниципальные программы для продвижения малого бизнеса в экономике, а также «дорожные карты» для стимулирования предпринимателей по отдельным отраслям.

Еще одним толчком современного российского развития малого бизнеса, или можно еще назвать бурным ростом, стал кризисный период 2008–2009 гг. За этот период количество малых предприятий увеличилось на 18 %, а в конце 2013 г. их увеличилось на 53 % (табл. 1). Количество микро-предприятий за этот промежуток времени увеличился на 65,2 %. Наибольшие количество занятых и доля оборота российских субъектов малого бизнеса, которые являются большой поддержкой государства, приходятся конкретно на малый бизнес (включая микро).

Характеристика малых предприятий России в 2008–2013 гг.

Число предприятий, тыс.

Среднесписочная численность работников, тыс. человек

Оборот (в текущих ценах), %

Среднесписочное количество рабочей силы (без внешних факторов) на малом бизнесе (включая микро) в последнее время повысился всего лишь на 3,3 %. Исходя их этого, можно сделать вывод, что число малого (включая микро) бизнеса увеличилось благодаря привлечению совместителей — это давно изученная практика для малого бизнеса по всему миру.

Как известно финансовая поддержка субъектов малого бизнеса может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого бизнеса и организаций, образующих инфраструктуру поддержки.

Средства федерального бюджета на поддержку субъектов малого бизнеса предоставляются бюджетами субъектов РФ в виде субсидий в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (рисунок 1).

Рис. 1. Примерная схема субсидирования субъектов малого предпринимательства по федеральной схеме [4]

Многие годы российские субъекты малого бизнеса много раз сталкивались с тем, что не хватало средств для развития малых предприятий. Создали сеть льготного кредитования малого бизнеса и для эффективного доступа кредитов в Россию выдали гарантии под кредиты частным банкам. Важным местом в ней стало входящее в структуру Внешэкономбанка ОАО «МСП Банк»[1]. Этот банк, для начала, регулирует средства между уполномоченными банковскими партнерами на кредитование субъектов малого бизнеса; также, дают гарантии под кредитование этих субъектов другими банками.

В 2013 г. МСП Банк привлек 100 млрд. руб. для снабжения кредитами малых предприятий, с помощью различных источников таких, как средства Фонда национального благосостояния. Банк регулировал свои денежные средства между партнерами банка и системой организаций поддержки малого бизнеса (в виде кредитной нити), которые в последствие выдавали кредиты, займы, заключали договоры лизинга с субъектами малого бизнеса. Средняя ставка по кредитам партнеров банка субъектам малого бизнеса составляла 12,7 % годовых, что ниже средней ставки в стране (около 17 %). Малым предприятиям Банк передавал свои кредиты партнерам по ставке 7,6 % годовых. Разницу компенсировало государство.

Без сомнений, нехватка кредитных средств остается важной проблемой для российского малого бизнеса. Не трудно понять, что этот бизнес не может существовать без доступных кредитов. Но увеличение роли государства в гарантировании и предоставлении кредитов, а через отраслевые программы и в субсидировании увеличило интерес к отдельной сфере малого бизнеса.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

1) мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;

2) для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длинный срок их сооружения;

3) развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

4) с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованных в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране и др.

Социальная роль малого бизнеса выполняет и другие значимые функции. С помощью развития малого бизнеса уменьшается число безработных, становится эффективней качество обслуживания, уменьшается число митингов и недовольств людей по всей стране. Также развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Подводя итог вышеизложенному можно понять, что малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной экономики. Эти преимущества малого бизнеса должны дать понять государству, что без малых предприятий будет много негативных последствий. Государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Малый бизнес все еще представляет собой слабо разработанный пласт хозяйства России, который может дать богатый «урожай», если будут созданы условия для его развития.

1. Джестон Д, Нелис Й. Управление бизнес-процессам. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Пер. с англ. — СПб: Символ-Плюс, 2008.

2. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство: Учебник. — М.: Высшее образование. 2010.

3. Малое и среднее предпринимательство: время кризиса и поисков (госудаственное антикризисное управление): монография / Андриенко Е. П., Волковский В. Г., Орлов А. В. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО НВП «ИНЭК»,2009.

4. Махпин М. Миллионы для малого бизнеса. Государство начинает помогать предпринимателям не только советами // Российская газета, 16.08.2005 г.

5. Рябикова Н. Е. Компетентносный подход в развитии бизнеса // ВЕСТНИК ОГУ — 2014. — № 4 — С.180–185.

6. Счастливая Н. В. Малый инновационный бизнес в экономике высокоразвитых стран // ВЕСТНИК ОГУ — 2009. — № 2 (165) — С.48–52.

7. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

8. Центральный банк Российской Федерации http://www.cbr.ru/

[1] МСП Банк – банк, поддерживающий малое и среднее предпринимательство

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Банк, государство, развитие, денежно-кредитная политика, рабочая сила, российский субъект малого бизнеса, Россия, рыночная экономика, федеральный бюджет.

Похожие статьи

Роль банковского сектора в развитии малого и среднего.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, банковский сектор, Китай, кредитование. Первоочередным для российской экономики, во многом, является улучшение экономического положения сферы малого бизнеса.

Читайте также:  Деревенский дом как бизнес

Роль малого предпринимательства в экономике России

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, предприятие, рыночная экономика, государственная поддержка, зарубежный опыт, финансовая поддержка, вид бизнеса, малый.

Кредитование и содействие развитию малого и среднего бизнеса.

малое предпринимательство, среднее, Россия, малый бизнес, банк, США, бизнес, предприятие, европейский союз, кредитная ставка.

Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике.

Развитие малого бизнеса рассматривается как одна из основных задач экономики страны.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, экономика России.

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития

Развитие малого предпринимательства является неотъемлемой частью эффективного функционирования рыночной экономики. Радикальные трансформации, произошедшие в нашей стране за последние 20 лет, значительно преобразили её экономический уклад.

Проблемы развития малого бизнеса в России | Статья.

В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Государственная поддержка малого бизнеса в России

− Развитие кредитной системы малого бизнеса

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное.

Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны

малый бизнес, бизнес, среднее, Российская Федерация, экономика страны, развитие малого, малое предпринимательство, Россия, крупный бизнес, российская экономика. Ключевые слова. малый и средний бизнес.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Источник: moluch.ru

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.

Тимошин С.В.
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

1. Общие сведения о муниципальных образованиях и доходах их бюджетов

Муниципальное образование — часть территории Российской Федерации, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов. Местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. На территории муниципальных образований властные полномочия распределены между органами государственной власти и органами местного самоуправления. 1

На сегодняшний день законодательство РФ предусматривает семь основных видов муниципальных образований:

  • Сельское поселение
  • Городское поселение
  • Муниципальный район
  • Городской округ
  • Внутригородская территория города Федерального значения
  • Городской округ с внутригородским делением
  • Внутригородской район

Все эти поселения выделяются на основе общего признака – наличия собственного местного самоуправления. Данный вид административно-территориальных единиц в РФ является важным звеном в системе управления, так как это нижний уровень управления – самый близкий к населению. На данном уровне решаются насущные вопросы жизнеобеспечения граждан.

Экономической основой местного самоуправления являются: местные бюджеты, имущество в муниципальной собственности, имущественные права муниципальных образований 2 . Также органы местной власти могут создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Объектом исследования выбран местный бюджет, так как он является, по сути, объединением всех доходов и расходов, связанных с имуществом и деятельностью муниципалитетов.

Бюджеты муниципальных образований являются неотъемлемой частью бюджетной системы России. Они представляют собой финансовую основу для выполнения своих функций органами местной власти. С их помощью решаются конкретные местные, можно сказать насущные, задачи, такие как: ремонт местных дорог; улучшение инфраструктуры городов, поселков и других, более мелких поселений; развитие спортивной инфраструктуры в муниципальных образованиях и другие. Местные бюджеты строятся по тому же признаку и по тем же правилам, что и федеральный и региональный бюджеты.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении 3 :

• формирование денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления;

• контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти;

Объектом для исследования была выбрана доходная часть бюджетов муниципальных образований и, в частности, ее зависимость от развития малого бизнеса. Взаимосвязь доходов бюджетов и малого бизнеса довольно прочная, так как она основана на налоговых поступлениях от малых предприятий, а налоговая часть доходов в любом бюджете должна являться одной из преобладающих. Однако ситуация на сегодняшний день такова, что бюджеты нижних уровней не могут быть обеспечены доходами подобного рода, в силу слабого развития предпринимательства на их территориях, и несовершенства налоговой системы. На сегодняшний день в доходной части бюджетов муниципальных образований преобладают поступления из вышестоящих бюджетов.

Итак, рассмотрим виды доходов местных бюджетов с теоретической точки зрения, так как именно доходная часть нас интересует в данном исследовании.

Доходы местных бюджетов делятся на:

  • Налоговые
  • Неналоговые
  • Безвозмездные поступления

В свою очередь налоговые доходы включают в себя доходы от местных налогов и сборов, а также от федеральных налогов, зачисляемые в местные бюджеты по нормативам.

Неналоговые доходы включают в себя доходы от использования или продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, оказания казенными учреждениями платных услуг, часть прибыли МУПов, платы за использование лесов и прочие доходы.

Безвозмездные поступления – это средства, получаемые от бюджетов других уровней в виде дотаций, субвенций, субсидий, а также поступления от физических лиц (безвозмездные), иностранных государств и прочие.

Сегодня, по данным специалистов, структура доходов местных бюджетов примерно выглядит следующим образом: 4% — поступления от местных налогов, 40% — поступления от федеральных и региональных налогов, около 45-50% — межбюджетные трансферты, остальная часть – поступления от использования имущества и прочие. Далее мы рассмотрим на конкретном бюджете данную структуру.

Так как тема данной работы – зависимость доходов местных бюджетов от развития малого бизнеса, то наиболее важно рассмотреть именно налоговые доходы, так как они имеют в бюджете большой удельный вес и напрямую зависят от малого бизнеса. Также необходимо будет рассмотреть эффективность использования муниципального имущества и возможность ее повышения путем передачи в аренду и продажи малому бизнесу на льготных условиях.

  1. Анализ доходов бюджета муниципального образования «Городской округ Гусь-Хрустальный»

Итак, налоговые доходы бюджетов муниципальных образований включают в себя:

  1. Доходы от местных налогов – земельного и налога на имущество физических лиц по нормативу 100% в любых видах муниципальных образований
  2. Доходы от федеральных налогов, в том числе по специальным налоговым режимам, по нормативам, установленным бюджетным кодексом РФ для каждого вида муниципальных образований. А также доходы от региональных налогов и сборов, в том числе по специальным налоговым режимам, по нормативам, устанавливаемым органами власти субъектов. 4

В данной работе объектом анализа структуры доходов будет городской округ Гусь-Хрустальный, находящийся во Владимирской области. Поэтому приведем нормативы отчислений для этого вида муниципальных образований, находящихся в данном субъекте федерации:

  • НДФЛ – 15%
  • ЕНВД – 100%
  • ЕСХН – 100%
  • государственной пошлины — в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 БК РФ
  • Патентная система – 100%

Также другие налоговые доходы от региональных налогов и сборов в соответствии с законодательством Владимирской области.

Сначала рассмотрим общую структуру доходов бюджета городского округа Гусь-Хрустальный. Приведем соответствующие данные в таблице 1.

Таблица 1. Общая структура доходов бюджета МО городской округ Гусь-Хрустальный

Доходы бюджета, тыс.руб.

897867,8

1036045,2

1065063,5

Налоговые доходы бюджета, тыс.руб.

Налоговые доходы бюджета, %

Неналоговые доходы бюджета, тыс.руб.

Неналоговые доходы бюджета, %

Безвозмездные поступления, тыс.руб.

Анализ доходов бюджета МО Городской округ Гусь-Хрустальный, как можно видеть из таблицы, показывает, что в период с 2012 по 2014 год доходы бюджета в натуральном выражении выросли.

Однако анализ структуры доходов бюджета показал, что 60-65% доходов бюджета составляют безвозмездные поступления из бюджетов вышестоящих уровней, что негативно сказывается на общеэкономическом состоянии муниципальных образований. Данная проблема вызвана, в частности, политикой бюджетного выравнивания, которая заключается в распределении средств между бюджетами таким образом, чтобы каждый муниципалитет был обеспечен средствами для исполнения расходных обязательств. Однако данная политика не всегда оправдана. Так, в связи с данной политикой, муниципалитеты теряют мотивацию к развитию собственных источников доходов, а именно рационального использования муниципального имущества и, что важно, к развитию малого бизнеса в муниципальном образовании.

Читайте также:  Услуги красоты на дому как бизнес

В структуре собственных доходов бюджета (налоговые и неналоговые) превалируют налоговые доходы, что отражено в таблице 2.

Таблица 2. Структура собственных доходов бюджета

Собственные доходы бюджета, тыс.руб.

356156,1

339544,2

368847,7

Как видно из таблицы, доля налоговых доходов структуре собственных доходов бюджета в среднем составляет 80%. Данный показатель говорит о том, что налоговые доходы являются точкой роста. Невысокий уровень неналоговых доходов говорит о низкой эффективности использования имущества муниципалитета.

Учитывая, что тематика работы направлена на зависимость доходов бюджета от развития малого бизнеса на территории муниципального образования, стоит отметить, что именно налоговые доходы являются производной от развития малых предприятий. Рассмотрим структуру налоговых доходов бюджета и представим данные в таблице 3. Также представим таблицу с данными о количестве малых и микро-предприятий в городском округе. Ввиду отсутствия статистических данных о количестве ИП по годам используем усредненное значение. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 3. Структура налоговых доходов бюджета

Налоговые доходы бюджета, тыс.руб.

276609,9

297943,9

285932,7

Таблица 4. Количество малых и микро-предприятий, а также ИП

Микро-предприятия (до 15 чел)

Малые предприятия (до 100 чел)

Всего

Как видно из таблицы, независимо от года в структуре налоговых доходов бюджета играют поступления от НДФЛ (норматив – 15%), ЕНВД (норматив 100%) и Земельного налога (норматив – 100%). Данные поступления напрямую зависят от развития малого бизнеса в муниципалитете, так как ЕНВД – наиболее используемый специальный режим в малом бизнесе, который также формирует львиную долю рабочих мест граждан, с доходов которых уплачивается НДФЛ, а также владеет землями под производствами.

Из таблицы 4 видно, что в Гусь-Хрустальном происходит ежегодное снижение количества предприятий малого бизнеса в среднем на 9% ежегодно. Данный факт обуславливает и снижение поступлений от ЕНВД, как преобладающего режима налогообложения среди ИП и микро-предприятий, а также снижение поступлений от НДФЛ, в связи с потерей рабочих мест ликвидированных предприятий.

Таким образом, анализ доходов бюджета муниципального образования городской округ Гусь-Хрустальный показал стабильно высокую долю (~65%) долю поступлений из бюджетов вышестоящих уровней в совокупности со снижением доли налоговых поступлений и незначительным ростом доли неналоговых доходов. Стоит учесть, что рост неналоговых доходов вызван, прежде всего, продажей имущества принадлежащего муниципалитету, что не всегда является оправданным и требует рассмотрения альтернативных вариантов.

Так, например, продажа земельных участков, принадлежащих муниципалитету, организациям, зарегистрированным в других субъектах, или федеральным торговым сетям не всегда целесообразна, так как налоги они платят в вышестоящие бюджеты, а не в местный. Снижение доли налоговых поступлений связано с сокращением числа малых предприятий, которые платят ЕНВД непосредственно в местный бюджет, а также создают львиную долю рабочих мест в городе и, соответственно, объекты обложения НДФЛ, который зачисляется в местный бюджет по нормативу 15%.

Сокращение количества малых предприятий связано со снижением платежеспособности граждан, а также со слабой эффективностью программ поддержки малого предпринимательства. Так, например, программа поддержки малого бизнеса в Гусь-Хрустальном с 2015 по 2020 год предполагает лишь 3 миллиона рублей финансовой помощи на весь срок программы. Также не стоит забывать о налоговой политике и учитывать, что ЕНВД перестает действовать с 2018 года. В связи с этим необходимо разработать программу мероприятий по поиску замены данному источнику доходов местного бюджета.

Резюмируя вышесказанное, выделим направления, в которых, по нашему мнению, стоит развивать доходную часть бюджетов муниципальных образований:

  • Снижение доли безвозмездных поступлений до уровня, при котором данные поступления будут необходимы лишь для реализации делегированных муниципалитету государственных полномочий
  • Поддержка малого бизнеса и развитие проектов по партнерству бизнеса и власти
  • Создание эффективной системы использования имущества, находящегося в ведении муниципалитетов, с целью получения максимального дохода от его использования
  • Развитие на базе малого бизнеса концепции социальной ответственности

Данные направления помогут обеспечить бюджет собственными доходами на высоком уровне, а также создать эффективную систему социального развития муниципального образования.

  1. Рекомендации к оптимизации доходной части бюджета городского округа Гусь-Хрустальный

На основе проведенного анализа можно предложить следующие мероприятия по развитию доходности бюджетов муниципальных образований и бюджета городского округа Гусь-Хрустальный в частности:

  • Создание эффективной программы развития малого предпринимательства, как экономической основы формирования доходов местного бюджета. Данная программа не обязательно должна предусматривать финансовую помощь начинающим предпринимателям. Она должна создать условия, при которых данный вид бизнеса будет выгоден как предпринимателю, так и муниципалитету. Она может включать мероприятия, например, по предоставлению налоговых льгот на первых этапах развития бизнеса, упрощенные процедуры регистрации организаций и другие.
  • Пересмотр политики в отношении использования муниципального имущества. Следует сделать акцент на сдачу в аренду местным организациям. Для предприятий малого бизнеса отдельных отраслей, важных для региона и местности, возможна передача имущества в аренду на льготных условиях, если в будущем это принесет больший доход.
  • Развитие теории межмуниципального сотрудничества, в целях перераспределения определенных видов доходов.
  • Предоставление льгот местному бизнесу на условиях участия его в программе по социальной ответственности бизнеса.

Данные мероприятия помогут создать на территории муниципального образования сеть предприятий малого бизнеса, активно взаимодействующих с местной властью, которые сформируют основу собственных доходов бюджета муниципального образования, а также будут вовлечены в развитие инфраструктуры и социального обеспечения граждан. Также это позволит сократить дефицит бюджета и более гибко реагировать на возникновение непредвиденных расходных обязательств. Местной власти стоит обратить внимание на то, что в развитых странах доходы бюджета, получаемые от малого бизнеса, составляют более 50% всех доходов, что доказывает его эффективность. Также следует уходить от политики бюджетного выравнивания, которая лишает муниципалитеты мотивации к развитию собственных источников доходов.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные источники доходов бюджетов муниципальных образований и их зависимость от развития малого бизнеса, а также проведен анализ доходной части бюджета городского округа Гусь-Хрустальный в данном разрезе.

Исследования показали, что местные бюджеты играют одну из ключевых ролей в обеспечении социальных потребностей населения и что на сегодняшний день в России состояние доходной части этих бюджетов неудовлетворительное, так как в структуре доходов преобладают безвозмездные поступления.

В процессе работы было выявлено, что малый бизнес является основой налоговых поступлений в местный бюджет и что его развитие необходимо для увеличения доли собственных доходов в структуре доходов местных бюджетов.

Выявленные проблемы показали необходимость проведения таких мероприятий, как разработка эффективной программы поддержки малого бизнеса, пересмотр политики использования муниципального имущества, предоставление льгот малому бизнесу и привлечение его к работе в концепции социальной ответственности, а также развитие теории межмуниципального сотрудничества.

Данные мероприятия, по нашему мнению, позволят создать прочную экономическую основу местного бюджета, опирающуюся на собственные источники доходов и независимую от политики бюджетного выравнивания.

Список использованной литературы

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015)
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 28.11.2015)
  3. Википедия/ Муниципальное образование/ Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Муниципальное_образование Дата обращения: 10.11.2015
  4. Википедия/ Местный бюджет/ Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Местный_бюджет#.D0.94.D0.BE.D1.85.D0.BE.D0.B4.D1.8B Дата обращения: 11.11.2015
  5. Муниципальное право России/ Местный бюджет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://isfic.info/munici/prudn38.htm Дата обращения: 10.11.2015
  6. Распределение налоговых доходов от малого предпринимательства по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальных бюджетах/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=129292 Дата обращения: 13.11.2015
  7. Торгово-промышленные ведомости/ О роли малого и среднего бизнеса в развитии муниципалитетов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/regions/6237.html Дата обращения: 17.11.2015

1 Википедия/ Муниципальное образование/ Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Муниципальное_образование Дата обращения: 10.11.2015

2 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ п. 1 и 2 ст. 49

3 Википедия/ Местный бюджет/ Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Местный_бюджет#.D0.94.D0.BE.D1.85.D0.BE.D0.B4.D1.8B Дата обращения: 11.11.2015

4 Бюджетный кодекс Российской Федерации ст.60 – 61.5

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин