Экономика знаний – это экономика, базирующаяся на интеллектуальном капитале, знаниях отдельных индивидов, которые применяются в инновационной сфере деятельности и обеспечивают экономический рост и прогресс.
Экономика знаний опирается на развитие человеческого капитала. Она предполагает непрерывное вливание инвестиций в обучение и развитие каждого индивида, повышение его интеллектуального уровня, научной подготовки и профессионального мастерства. Такая экономика ориентирована на то, что человеческие ресурсы обеспечивают выдвижение инновационных идей и их практическую реализацию, приводящую к новому уровню развития в сфере высоких технологий.
Основа экономики знаний – образование. Именно на нем базируется развитие интеллектуальных способностей отдельного индивида и раскрытие его природного потенциала.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
В современном мире движущая сила экономики – конкуренция – все больше сводится к конкуренции знаний. Чем выше уровень образования в стране, тем более квалифицированные специалисты задействованы в реальном секторе экономики и, соответственно, тем выше уровень экономического развития государства. На сегодняшний день ведущим ориентиром экономического развития становится формирование спроса на знания и научные достижения.
Бизнес в образовании. Как заработать на преподавании. Илья Созонтов / Пластилин. МГПУ
Функции государства в развитии экономики знаний
Ведущая роль в формировании экономики знаний отводится государству. Именно оно располагает институциональными и правовыми возможностями, которые могут обеспечить плодотворное развитие интеллектуального капитала при разработке оптимального механизма использования имеющихся возможностей.
Основными функциями государства, в области развития экономики знаний, являются:
- создание инфраструктуры инновационной деятельности;
- использование стимулирующих механизмов развития инновационной сферы и научного сектора;
- финансирование научной деятельности и инновационных разработок. государство применяет методы прямого и косвенного финансирования научно-исследовательской деятельности;
- разработка механизмов правой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности;
- инвестиции в образовательную сферу. развитие системы образования, повышение его уровня – основное условие развитие экономики знаний;
- оказание содействия обмену знаниями, информацией, технологиями;
- формирование системы трансферта технологий;
- создание механизмов поддержки субъектов малого и среднего бизнеса и механизмов стимулирования их активной инновационной деятельности;
- формирование благоприятной среды для развития инновационной деятельности;
- развитие институциональных форм науки и технологий.
«Роль государства в формировании экономики знаний»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Государство ориентируется на построение экономики, способной обеспечить более качественный уровень жизни каждому гражданину страны. В основе такой экономики лежат знания. Ценность знаний состоит в их роли в инновационной сфере. Инновационные разработки опираются на интеллектуальные возможности участников инновационной деятельности. Чем выше их уровень, тем больших результатов в инновационном процессе можно достичь.
Урок №49 Роль государства в экономике
Институциональная среда развития экономики знаний
Формирование экономики знаний требует создания специальной институциональной среды, а рамках которой реализуется проведение научных исследований и разработок и осуществляется их внедрение в производственную сферу. Создание институциональной основы экономики знаний, также, входит в полномочия и компетенции государства.
Государство формирует комплекс ключевых экономических, политических, социальных и юридических структур, отношений и правил, служащих основой генерации, защиты и использования знаний. Этот комплекс и составляет институциональную среду экономики.
Институциональная среда охватывает научно-исследовательскую сферу, хозяйствующих субъектов в инновационной сфере, которые способствуют объединению производительных секторов науки и наукоемких отраслей, образовательного комплекса, производства и сферы услуг, а также институтов рынка посредством создания инновационных объединений, малых научно-производственных структур, инновационных секторов промышленности, федеральных и региональных финансовых и венчурных организаций.
Составными компонентами институциональной среды экономики знаний являются:
- институты развития;
- институты освоения знаний;
- институты производства знаний;
- институты транспортировки знаний;
- институты распространения знаний;
- правовые институты;
- финансовые институты.
Ведущими компонентами институционального обеспечения экономики знаний и инновационных процессов, реализуемых в ее рамках, являются:
- Стратегические ориентиры инновационного развития. Они разрабатываются государством, как правило, на долгосрочную перспективу.
- Система нормативно-правовых мер и механизмов оказания поддержки инновационного развития.
- Программные средства, которые используются государством в направлении инновационного развития, повышения уровня образования и развития нации.
- Наличие в структуре государственного управления специализированных органов, институтов, которые занимаются координацией инновационных процессов, формируют регламенты инновационного развития и инновационной политики страны.
- Трансформация институциональной структуры науки. Государство должно сформировать развитый сектор корпоративной науки. Тогда, процесс становления экономики знаний будет протекать более быстрыми темпами и будет более плодотворным.
- Переход от поддержки организаций к стимулированию видов деятельности. Важно обратить внимание на конкретную деятельности и развивать ее, не оказывать поддержку отдельным организациям, не обращая внимание на развитие других.
- Обеспечение стимулирования кооперационных связей. Важное значение имеет связь научных центров с системой образования и предпринимательской сферой. Это стимулирует более эффективное развитие каждого института и его ориентации на инновационные направления деятельности.
Источник: spravochnick.ru
Партнерство бизнеса и государства: роль системы высшего образования в инновационном развитии страны
На основе анализа современных подходов к категории «инновация» рассмотрены возможности интеграции производственной и социальной инфраструктур на основе создания в регионах инновационной технопарковой структуры. Прогнозируется влияние новообразования на совершенствование процесса подготовки кадров в регионе, на социально-экономическую политику в регионе, ориентированную на привлечение дополнительных финансовых потоков.
инновационная деятельность, государственно-частное партнерство, инфраструктура, бизнес-инкубаторы, технопарк, институциональная среда, инновация, малое предприятие
Цитировать публикацию:
Костылева С.Ю., Макаров И.Н. Партнерство бизнеса и государства: роль системы высшего образования в инновационном развитии страны // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 5. – С. 13-21. – doi: 10.18334/ce.3.5.3956
Kostyleva, S.Yu., https://creativeconomy.ru/lib/3956″ target=»_blank»]creativeconomy.ru[/mask_link]
Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса
Роль государства в развитии малого и среднего предпринимательства раскрывается в системе поддержки бизнеса.
Система поддержки малого и среднего предпринимательства — это совокупность государственных, негосударственных, общественных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
Целью системы поддержки малого и среднего бизнеса является создание благоприятных условий для развития предпринимательства путем оказания комплексной и адресной поддержки малым предприятиям в различных направлениях: информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказания спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также в прочих аспектах, потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.
Система поддержки малого предпринимательства предполагает:
- · развитие инфраструктуры — создание специализированных объектов инфраструктуры в муниципальных образованиях;
- · информационное обеспечение; создание баз данных для малых предприятий, а также муниципальных звеньев системы информационного обмена для субъектов малого предпринимательства; разработку системы доступа к информации субъектов малого предпринимательства, в том числе через средства массовой информации;
- · обучение кадров;
- · создание специализированных программ для обучения социально незащищенных слоев населения, начинающих предпринимателей в депрессивных районах и сельской местности; создание современного методического обеспечения подготовки кадров для сферы малого предпринимательства;
- · выставочно-ярмарочную деятельность, проведение конференций, конкурсов, съездов и других массовых мероприятий.
Важными задачами государственной политики, направленной на поддержку малого и среднего предпринимательства, являются формирование и обеспечение устойчивого функционирования организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса на областном и муниципальном уровнях.
Существующие в настоящее время элементы инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства многообразны, что соответствует разнообразию видов услуг, необходимых для развития малого предпринимательства, но одновременно отражает и существующую неопределенность в подходах к организации поддержки малого предпринимательства, разное понимание того, какие задачи и функции должны выполнять те или иные институты.
Основными формами осуществления поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
- · кредитно-финансовая;
- · производственно-технологическая;
- · информационная;
- · обучение.
Кредитно-финансовая поддержка имеет большое значение для развития малого и среднего предпринимательства. Она должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного климата с участием финансовых институтов и других организаций. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению существующей негативной тенденции ухода этих предприятий от налогов.
Денежное кредитование является одним из наиболее рискованных видов вложения средств. Это происходит, во-первых, из-за высокого риска вложения капитала вследствие небольшого «срока жизни» малых и средних фирм 2 — 7 лет и ограниченных объемов ликвидного имущества, которое может быть использовано в качестве залога. Во-вторых, из-за недостаточного уровня квалификации персонала на малых и средних предприятиях — низкий уровень разработки бизнес-планов. В-третьих, неразвитость системы страхования предпринимательских рисков (в том числе возврата заемных средств), одна из причин которой — высокий уровень инфляции в стране (отсюда — высокая стоимость страхования).
Производственно-технологическую поддержку малым и средним предприятиям, которая заключается в предоставлении на льготных условиях помещений, средств связи, оргтехники; организации участия в выставках, ярмарках, семинарах; в поиске партнеров, потребителей научного продукта, трансфере технологий; оказании консалтинговых услуг, оказывают инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы.
Информационная поддержка. Рынок — это сложная структурированная система, охватывающая различные предприятия, фирмы, организации, которые взаимосвязаны между собой производственными и коммерческими отношениями.
Предлагать рынку информацию только конкретного сектора рынка — это значит искусственно вырывать из системы какой-то ее сегмент, лишая возможности рассматривать рынок как целое. В базе данных необходимо представление всех секторов экономики: промышленности, торговли, сельского хозяйства, строительства, транспорта и др. Важным является вопрос о глубине информации — о количестве показателей, характеризующих структуру рынка. Если в первые годы становления рынка необходимым и достаточным считалось наличие в деловых справочниках или базах данных самых общих сведений — название, адрес, телефон, вид деятельности, то по мере развития рыночных отношений требования к предоставляемой информации стали возрастать. Уже необходим не просто некий перечень информации из справочника баз данных, а возможность сделать обоснованный выбор деловых партнеров, бизнес-ресурсов для формирования предложений еще на этапе работы с первичной информацией.
Обучение. В настоящее время обучение предпринимателей является важной задачей для развития малого предпринимательства. Это объясняется развитием рыночных отношений, требующих постоянного поиска новых резервов эффективности.
Можно выделить следующие сегменты этого специфического рынка образовательных услуг:
- 1. Программы, ориентированные непосредственно на предпринимателей малого бизнеса. Они отличаются своей ориентацией на различные этапы развития бизнеса: начало нового бизнеса; развитие существующего бизнеса; интернационализация бизнеса и развитие внешних связей (в том числе выход на внешние рынки); реструктурирование и создание сети малых фирм.
- 2. Программы, направленные на развитие среды и политики поддержки малого бизнеса. Здесь можно выделить программы, ориентированные на различные типы структур и организацию поддержки и развития малых предприятий: государственные органы власти различных уровней; государственные структуры поддержки малого бизнеса; независимые организации (например, агентства развития); финансовые учреждения; бизнес-инкубаторы, бизнес-центры, научные парки.
- 3. Университетские программы (спецкурсы в программах бакалавров, магистров, курсы по выбору в программах МБА университетских бизнес-школ).
- 4. Программы для школ и колледжей в системе среднего и среднего специального образования.
Источник: studwood.net