Роль государства в современном бизнесе

Социально-экономические процессы, протекающие в развитых странах, нельзя рассматривать в отрыве от вопроса о роли государства в экономике. Эта роль изменялась на разных исторических этапах.

Начало глубокому и систематическому вмешательству государства в экономику развитых стран в мирное время было положено антикризисным регулированием в условиях экономического кризиса 1929—1933 гг.

Основными инструментами антикризисной политики в соответствии с кейнсианской теорией стали налоговая, кредитная, ценовая политика, манипулирование государственными расходами, в том числе и военными, а также меры по стимулированию и ограничению спроса.

В периоды спада государство стимулировало совокупный спрос, наращивая государственные расходы, уменьшая налоги на бизнес и проводя мягкую денежно-кредитную политику, нацеленную на увеличение доступности кредита. В периоды подъема государство сокращало свои расходы и увеличивало налоги, ограничивало доступность кредита, проводя жесткую денежно-кредитную политику.

Роль государства в экономике

Как правило, фаза подъема сопровождалась повышение цен. Поэтому антициклическое регулирование дополнялось мерами, направленными против инфляции. Антициклическая и антиинфляционная политика получили широкое распространиние в послевоенные годы, особенно в период экономических кризисов 70—80-х годов.

С уменьшением роли государственной собственности и предпринимательской деятельности государства важнейшим инструментом государственного регулирования экономики становятся государственные финансы. Через государственный бюджет государство перераспределяло все большую часть национального дохода страны и использовало ее на различные цели.

Большое влияние на развитие экономики государство оказывает путем разработки и проведения научно-технической политики, главным инструментом которой являются средства государственного бюджета. В большинстве развитых стран в 70— годы был в основном завершен процесс формирования государственного сектора науки. Этот процесс был наиболее интенсивным в военный и послевоенный периоды. Государство финансирует от 1/5 до 1/2 национальных научных расходов. Для фундаментальных исследований этот показатель значительно выше — от 1/2 до 2/3.

Практически полностью из бюджета финансируются фундаментальная наука в университетах и национальных центрах здравоохранения, исследования оборонного характера в гослабораториях и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок «большой науки» ускорители, телескопы, космические станции и т.д.).

Доля затрат на развитие науки за последние 20 лет в общей сумме государственных расходов изменилась незначительно, составив 6—7 % в США, 4—5 % — во Франции, Германии, Великобритании и Италии, 3—3,5 %— в Японии. Большую часть научных расходов государство направляло на финансирование оборонных исследований и разработок в США, Великобритании и во Франции. В Японии, Германии, Канаде и Италии на первом месте находились фундаментальные исследования невоенного характера.

Урок №49 Роль государства в экономике

В современных условиях основная задача государственной научно- технической политики развитых стран — создание благоприятных условий для инновационной деятельности частнопредпринимательского сектора.

При этом используются такие методы как:

  • включение затрат на НИОКР частного сектора в себестоимость продукции;
  • списание значительной части стоимости научного оборудования по ускоренным нормам амортизации;
  • применение системы адресных налоговых льгот, направленных на постоянное наращивание объема научных исследований в крупных корпорациях и на привлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий;
  • льготное кредитование научно-технических разработок и долевое финансирование больших научных проектов;
  • безвозмездная передача либо предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для создания инновационных предприятий (в основном в сфере образования или для мелкого и среднего бизнеса), а также для формирования научной инфраструктуры в регионах.

Активная политика льготного налогового стимулирования науки проводится всеми развитыми странами. В послевоенный период во многих развитых странах стали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, получившие название политики экономического роста. Одной из форм такого регулирования является экономическое программирование и прогнозирование, или индикативное планирование. Оно возникло во Франции в 1947 г., позднее — в странах Бенилюкс, а в 50—60-е годы составлением комплексных хозяйственных программ занялись Швеция, Великобритания Италия, ФРГ, Испания, Финляндия, Япония.

Индикативное планирование позволяет:

  • обосновать приоритетные цели макроэкономической и социальной политики;
  • определить комплекс взаимоувязанных количественных показателей социально-экономического развития и сроки их достижения;
  • установить экономические нормативы, регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов в планируемом периоде;
  • разработать целевые программы социально-экономического развития;
  • согласовать меры по регулированию экономики со стороны государственных и негосударственных органов управления.

В современных условиях получила распространение стратегическая форма индикативного планирования, основной целью которой является выбор главных приоритетов развития национальной экономики, в реализации которых государство должно играть решающую роль.

Так, в десятом индикативном плане развития французской экономики на 1989—1992 гг. выделены следующие шесть главных направлений развития: укрепление национальной валюты и обеспечение занятости; образование; научные исследования; социальная защита населения; обустройство территории; обновление государственных служб. Они оформлены как целевые государственные программы, обеспеченные системой финансовых преференций.

Стратегическое планирование США направлено на поиск новых решений для достижения успешной конкуренции, развития всестороннего сотрудничества, максимального содействия продуктивности экономической политики, основанной на полном доверии и финансовой поддержке штатных и местных властей.

Широкое применение получило бюджетное планирование. Одним из важнейших инструментов государственного воздействия на экономику развитых стран является денежно-кредитная политика. Ее проводят центральные банки государств, которые изменяют процентные ставки с помощью дисконтной политики; устанавливают нормы минимальных обязательных резервов частных банков, хранящихся на особых счетах Центрального банка; осуществляют операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и ценными бумагами негосударственных компаний и банков.

Читайте также:  Технологии сервисного бизнеса это

В последние десятилетия государство стало крупнейшим заемщиком ссудных капиталов для покрытия огромных бюджетных расходов. Одновременно государство выступает и как крупный кредитор благодаря огосударствлению значительной доли национального дохода.

Высокие темпы роста государственных расходов стали причиной хронического дефицита госбюджета развитых стран примерно с начала 80-х годов.

Налоги, являясь основным источником доходов государства, в то же время используются как важнейший инструмент антициклического регулирования, антиинфляционной политики и перераспределения доходов между богатыми и бедными слоями населения.

Налоговая политика служит рычагом стимулирования деловой активности предпринимательского сектора, структурной перестройки экономики и территориального размещения производства.

Своеобразной разновидностью налоговой политики является ускоренная амортизация. Фирмам разрешается списывать в амортизационный фонд прибыли до половины стоимости оборудования в течение трех-четырех лет его эксплуатации. Это ускоряет накопление капитала, его техническое обновление и экономический рост.

Однако чрезмерный рост налогов приводит к снижению деловой активности, к замедлению экономического роста и развитию «теневой экономики». Поэтому в 80-90-е годы в большинство развитых стран проведены налоговые реформы, направленные на снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль коопераций. Взамен увеличены косвенные налоги, в частности НДС. Так, в Англии базовая ставка подоходного налога снижена с 33 % в 1979 г. до 23 % в 1997 г. и предполагается ее уменьшение до 20 %, а налога на прибыль корпораций — с 50 до 30 %.

Однако в отличие от кейнсианских концепций авторы доклада видят роль государства не как непосредственного участника воспроизводственного процесса, а в качестве гаранта:

  • основ законности;
  • макроэкономической и политической стабильности;
  • социального обеспечения и образования.

Вместе с тем в опубликованном в 1997 г. докладе Мирового Банка «Государство в меняющемся мире» на основе анализа преимуществ и недостатков государственного регулирования за последние пятьдесят лет сделан основной вывод: эффективное государство жизненно необходимо для экономического процветания.

Статьи по теме

    • Европейский союз и расширение на Восток
    • Экономика Франции
    • Экономика США и их место в мировом хозяйстве
    • Экономика Японии и ее влияние на функционирование мировой экономики
    • ЕС – ведущий центр мирового хозяйства
    • Экономика Великобритании
    • Россия в мировой финансовой системе
    • Внешняя торговля
    • Информатизация общества

    Источник: student-servis.ru

    Тема 3. Государственное регулирование деятельности предприятий

    3.2. Сущность и роль государственного регулирования деятельности предприятия

    • разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
    • повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
    • ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;
    • создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
    • обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
    • сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
    • содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
    • обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;
    • поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.
    • осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
    • повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
    • поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
    • укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
    • пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
    • использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

    Источник: studfile.net

    Роль государства в экономике

    Ни одна страна в мире не обходится без участия власти. Но способы и степень вмешательства государства зависят от уровня развития и типа экономики.

    Как правило, роль государства сильнее всего проявляется в периоды нестабильности и кризиса. Однако даже в стабильные периоды власть применяет разные методы и инструменты для сохранения устойчивости. Какие цели, задачи и функции у государства, расскажет специалист сервиса Бробанк .

    Что такое госрегулирование в экономике страны

    Госрегулирование в экономике — это целый комплекс мер, путей и методов, которые помогают направлять экономическое развитие страны в заданном русле. Власти действуют через ценообразование, социальную сферу, эмиссионные механизмы, фискальную политику и многие другие экономические рычаги.

    Читайте также:  Деревянные игрушки своими руками бизнес

    Жесткую государственную политику используют при командных экономических системах. Для них характерны плановый режим, централизация, монополизация ресурсов и директивное, а не рыночное, установление цен на товары и услуги. Перестройка экономики с плановой на рыночную сопровождается сложными макроэкономическими процессами.

    В переходный период роль государства может усилиться или наоборот, свестись к минимуму. Второй вариант возможен в двух случаях:

    • власть целенаправленно уменьшает степень влияния, чтобы рынок сам постепенно пришел к равновесию;
    • власть утратила возможность управления процессом — законы в стране не соблюдаются, решения не исполняются, наступает кризис.

    При рыночной экономике цена формируется исходя из двух показателей: спроса и предложения Клавдия Трескова

    При рыночной экономике роль государства менее ощутима, чем при командной. Цены в стране формируются под влиянием законов спроса и предложения. Если предложения мало, а спрос высокий, цены растут. Однако это при благоприятных условиях стимулирует производителей и наблюдается экономический рост.

    При развитой рыночной экономике хорошо развита конкуренция и, как правило, есть право на частную собственность. Хотя при таком укладе власть меньше влияет на рынок, ее наличие и участие остается весомым для сохранения социального равновесия в стране. Главная роль у государства — перераспределение доходов и стабильное функционирование всех отраслей экономики для всех слоев населения.

    Госуправление необходимо при любом типе экономической системы в стране — командной, рыночной или смешанной. Как минимум для установления ориентиров по темпам роста ВВП, уровню инфляции, контроля денежной массы на внутреннем рынке, поддержания стабильного валютного курса и многих других макроэкономических показателей.

    Какие функции и цели госрегулирования экономики

    Главные цели государственного регулирования в экономике:

    • соблюдение экономической стабильности и создание условий для экономического роста и повышения эффективности;
    • обеспечение экономической безопасности;
    • предотвращение экономических кризисов;
    • контроль уровня инфляции;
    • создание условий для полной занятости населения.

    Основные функции государственной власти в экономике страны:

    • сбор и публикация достоверной информации;
    • помощь социально незащищенным слоям населения;
    • контроль качества товаров и услуг;
    • перераспределение денежных потоков;
    • формирование бюджетной политики и ее соблюдение;
    • установление правил внешнеэкономической политики;
    • введение стимулирующих или сдерживающих мер в зависимости от спада или роста экономики;
    • стандартизация процессов и методов контроля;
    • сохранение конкуренции и борьба с монополизацией рынков;
    • разработка законодательства в сфере экономики и права;
    • регуляция и контроль денег в экономике;
    • создание общественно необходимых благ.

    В современных социально-экономических условиях рынок не обеспечивает справедливого распределения доходов. Поэтому именно государство берет на себя:

    • заботу об инвалидах, стариках и других социально-уязвимых категориях граждан;
    • гарантии по трудоустройству, предпринимая меры для предотвращения массовой безработицы;
    • развитие науки, так как для бизнесменов такие вложения могут показаться слишком рискованными, дорогими и долгое время не приносить доходов.

    То есть государственная власть в целом стремится к соблюдению социально-экономических и политических принципов внутри страны.

    Какие методы использует государство при регулировании экономикой

    Государство использует разные методы в процессе регулирования экономики:

    1. Правовые — это любая законодательная деятельность, которая связана с экономическими процессами. Например, антимонопольное законодательство, право на частную собственность, защита малого и среднего бизнеса, защита прав потребителей, трудовое законодательство и многие другие законы, постановления и подзаконные акты.
    2. Административные — это прямое вмешательство власти в производственные процессы в стране. Это могут быть квоты, лицензирование, госстандарты качества или госзаказы.

    Государство применяет фискальную и монетарную политику для выполнения актуальных экономических задач Клавдия Трескова

    Для достижения своих экономических задач и целей государство использует:

    • фискальную политику. Ее проводит правительство страны. В РФ — это Минфин и налоговая служба;
    • монетарную или денежно-кредитную политику. Ее разрабатывает и внедряет главный финансовый регулятор страны или центробанк. В РФ — это Банк России.

    Оба направления взаимосвязаны и взаимозависимы, но степень их гибкости и скорость влияния на экономику отличаются.

    Фискальная политика

    Фискальная политика направлена на государственное регулирование экономики с помощью государственных расходов, налогов, сборов и пошлин. Если власти хотят простимулировать экономику, в стране:

    • увеличивают расходы бюджета, например, выделяют субсидии;
    • снижают сумму поступлений в доходную часть, например, снижают налоги.

    Это приводит к тому, что у производителей и населения появляется больше денег, которые они могут потратить на покупку товаров и услуг. В итоге наступает экономический рост.

    Государству сложнее влиять на экономику через налоги, так как их заранее анонсируют и просчитывают. Это не самый удобный инструмент. Поэтому гораздо чаще власть выбирает другой путь влияния — государственные расходы. Они включают пособия, пенсии, субсидии, расходы на здравоохранение, образование, целевую помощь компаниям из некоторых отраслей производства.

    Госрасходы — это более гибкий и точечный инструмент государственного управления. Можно оказать разовую поддержку тем отраслям, которые попали в сложную экономическую ситуацию, или ввести временные пособия семьям с детьми. Как правило, госрасходы растут в период экономического спада и снижаются, когда экономика растет.

    Фискальная политика ограничена размером государственного долга. Если власти будут постоянно субсидировать и дотировать всех, кому трудно справляться с кризисом — это увеличит долги государства. При росте государственного долга вырастут и расходы на его обслуживание. Поэтому размер государственного долга — это значимый показатель при формировании бюджета и последующем перераспределении доходов и расходов.

    Читайте также:  Бизнес на который не нужно разрешение

    Денежно-кредитная политика

    Монетарная политика не менее значима для экономики и стабильности страны. За счет объема денежной массы власть регулирует курс национальной валюты, инфляцию и темпы экономического развития. Также как и фискальная, денежно-кредитная политика может приводить к стабилизации или, наоборот, к кризису, если ориентиры или инструменты были подобраны неверно.

    Центробанк реализует денежно-кредитную политику через:

    • операции на открытом рынке — это покупка-продажа государственных ценных бумаг — облигации федерального займа и еврооблигации. Государство продает или покупает свои ценные бумаги и тем самым влияет на объем денежной массы, которая находится в обращении;
    • обязательные резервы — это средства коммерческих банков, которые выступают своеобразной гарантией по обязательствам банка перед его клиентами. Такие резервы — это неприкосновенный запас. Банки не могут использовать эти деньги для своих коммерческих целей;
    • ключевую ставку — это ставка Центробанка, по которой он кредитует коммерческие банки, а также принимает от них деньги на вклады.

    Операции на открытом рынке являются средством регулирования денежного предложения в стране Клавдия Трескова

    Самый эффективный способ влияния на экономику страны — операции на открытом рынке. Через них государство может изъять и влить большой объем денег. Самый медленный путь влияния через ключевую ставку. Как правило, эффект от ее снижения или поднятия наступает не раньше, чем через 3-5 месяцев, после того как Центробанк примет решение и озвучит его.

    Какие инструменты применяет власть для поддержания стабильности в стране

    Основные инструменты воздействия государства на экономику страны:

    • налоги — за счет налоговых ставок государство воздействует на экономику — замедляет или ускоряет развитие;
    • инвестиции — чаще всего предполагает прямое вложение средств государства в какую-то определенную отрасль экономики;
    • дотации — обычно это суммы из бюджета, которые выделяют для преодоления кризиса и сохранения приемлемого уровня цен на социально-значимые категории товаров и услуг;
    • ключевая ставка — ставка Центробанка, от которой зависит под какой процент бизнес и население смогут получить кредиты и разместить вклады;
    • регулирование цен — это политика государства для сдерживания цен на социально-значимые группы товаров. В странах с рыночной экономикой может не встречаться в классическом виде. В РФ предельные цены на некоторые группы товаров правительство устанавливает по ПП №530 от 15 июля 2010 года .

    Кроме перечисленных государство может использовать радикальные и функциональные инструменты контроля. Радикальные:

    1. Денежная реформа . К ней прибегают, если в стране наблюдается гиперинфляция в сотни или миллионы процентов. Национальная валюта обесценивается с такой скоростью, что деньги вообще теряют какую-либо ценность и утрачивают свою основную функцию, как средство платежа. Население и бизнес предпочитают хранить накопления в других валютах или приходят к бартерному обмену. Наступает глубокий финансовый кризис. Государство принимает решение изъять старые деньги и ввести новые. Денежную реформу применяют только в крайних случаях.
    2. Либерализация цен . Применяют при смене одного экономического режима на другой, обычно при переходе с командной экономики на рыночную. Государство перестает контролировать цены на товары и услуги, и они приходят к равновесию только на основе спроса и предложения.

    Функциональные инструменты государственного контроля — это:

    • регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке, например, введение ограничений по покупке ценных бумаг;
    • лимиты на объем выдаваемых потребительских кредитов, например, за счет увеличения обязательных резервов, которые должны оставаться в Центробанке;
    • сокращение объема кредитования бизнеса. Обычно такие ограничения носят рекомендательный характер, но большинство коммерческих банков могут им последовать, что создаст эффект удорожания кредитных денег для производителей.

    Государство влияет не только на внутреннюю, но и на внешнеэкономическую деятельность через торговое и валютное регулирование. Например, вводит квоты, таможенные пошлины, субсидии налоги и другие заградительные или поощрительные методы, в зависимости от потребностей страны.

    Так, например, для защиты отечественных производителей могут вводить заградительные таможенные пошлины и квоты, тогда импортерам становится невыгодно ввозить свои товары. А если внутренние потребности в каком-то товаре или сырье не удовлетворены, ограничения могут снимать, тогда в страну приходят импортеры.

    Государство может поддержать отечественных производителей с помощью введения таможенных пошлин и квот Клавдия Трескова

    Какие последствия

    Все методы и инструменты государственной экономической политики тесно взаимосвязаны. Решение в одной сфере обязательно скажется и на других. То есть изменение ставки налогов обязательно отразится на государственном бюджете и объеме денежной массы, которая находится в обращении.

    Изменения в фискальной и денежно-кредитной политике повлияют на инвестиции, уровень занятости и доходов, объем производства и размеры чистого экспорта. Ни один из рычагов госполитики не удастся применить в отрыве от других.

    Источник: dzen.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Бизнес для женщин