Одно из направлений логистики, от которого зависит получение прибыли – планирование. Это анализ существующей ситуации, составление бизнес-плана. Этот документ отражает текущее состояние фирмы и содержит данные, без которых невозможно судить о будущем предприятия. Составлением бизнес-плана должны заниматься профессионалы.
Суть бизнес-планирования
Экономика стремительно меняется. Без навыков планирования руководителям сложно управлять бизнесом. Бизнес-планирование – направление, назначение которого – составление плана, комплексного документа, включающего анализ проблем и пути их решения. В нем необходимо корректно сформулировать основные цели, обозначить задачи организации в перспективе, продумать приоритеты развития.
Такой подход важен для грамотного управления предприятием, он помогает оценивать стратегию развития, контролировать состояние производства. Бизнес-план (БП) – это программа, составленная для оптимизации процессов как только что созданной организации, так и компании, работающей давно. В его задачи входит:
Диспетчер | Как стать диспетчером | Диспетчер грузоперевозок
- Снижение рисков в работе организации.
- Определение планов изменения в будущем в виде схем или диаграмм, состоящих из ведущих показателей.
- Поддержка заинтересованности инвесторов.
- Совершенствование навыков планирования.
- Получение информации о перспективах развития предприятия.
Правильно составленный БП использует данные, обосновывающие пользу от конкретных мер, начиная с процесса оформления нового ООО или ИП, заканчивая подписанием договора с поставщиками. Документ составляется на основе детальных расчетов в сфере финансов: показателей продаж, итоговой прибыли, окупаемости конкретных проектов, сроков погашения по кредитам. В бизнес-плане отражаются источники финансовых, трудовых, а также материальных ресурсов: инвесторы, кредиторы, поставщики и др., описываются варианты получения выручки: пособия, кредитование, выручка.
Главные составляющие бизнес-плана:
- Титульный лист, в котором содержится информация об организации.
- Краткое резюме действующего предприятия.
- Полное описание услуг.
- Характеристика отрасли, в которой работает заказчик.
- Обзор, оценка активности конкурентов.
- Планы производства, маркетинга и организационной деятельности.
- Особенности развития в сфере финансов.
- Оценка риска, страхование от форс-мажорных ситуаций.
- Необходимые приложения.
От того, насколько грамотно подойти к составлению БП, зависит отсутствие провалов во всех отраслях предприятиях: от финансовой до технологической. В документе должна содержаться проверенная, четкая, упорядоченная информация.
Особенности бизнес-планирования в логистике
Все коммерческие структуры занимаются бизнес-планированием. Данное направление востребовано также в секторе оказания логистических услуг – транспортные компании уделяют этому большое внимание. Внедрение бизнес-планирования помогает фирмам, занимающимся перевозками, произвести оценку эффективности проектов с учетом показателей стоимости и времени: выручки, прибыли, издержек, сроков окупаемости. Бизнес-планирование на этапе создания транспортной фирмы позволяет изучить целевую аудиторию рынка и основные особенности. На этом этапе следует изучить, какие потребители присутствуют на рынке, изучить их потребности, провести анализ спроса на местные, международные перевозки, факторы ценообразования.
Как начать бизнес в грузоперевозках | грузоперевозки с чего начать
Деятельность автотранспортной компании включает дополнительные сервисы, которые должны присутствовать в БП. Среди них упаковка, хранение, перевозка отправлений, которые требуют затрат на:
- страхование;
- оформление ведомостей, актов приема-передачи, накладных;
- переговоры с поставщиками;
- сборку груза;
- погрузку и разгрузку.
Важной группой, с которой сотрудничают логисты – корпоративные клиенты. Работа с магазинами и супермаркетами, интернет-площадками, производителями товаров требует включения в бизнес-план пунктов, отражающих данный тип деятельности.
Логистический рынок отличается спросом. У автотранспортной компании много конкурентов – курьерские услуги и перевозку товаров предлагают сотни брендов. Бизнес-план должен учитывать конкурентные преимущества, руководству компании необходимо придерживаться их при проведении акций и в текущей работе. Это может быть опыт оказания грузоперевозок в международных направлениях, гибкое ценообразование, соблюдение сроков доставки, онлайн-мониторинг перевозок и др.
Разрабатывая план развития в перспективе, необходимо продумать изменение факторов, от которых зависит деятельность фирмы:
- законодательная база;
- развитие научно-технического сектора;
- рост и снижение издержек;
- поиск новых клиентов для предоставления услуг;
- финансовая стабильность;
- форс-мажорные обстоятельства.
После проведения тщательного анализа можно определить стратегию деятельности и провести оптимизацию бизнес-процессов.
Добиться отдачи от бизнеса и выйти на новый уровень – главная задача каждого руководителя. Без применения современных методов и правильного подхода это невозможно. От слаженности работы каждого сотрудника зависит итоговый результат. Планирование в логистике позволяет выявить скрытые проблемы и воздействовать на них, разрабатывая долгосрочную стратегию компании по шагам на несколько лет вперед.
Источник: www.4logist.com
С чего начать построение логистики?
В этой статье предлагается управленческая технология, обобщенно примененная к решению задачи построения логистики на предприятии. В предыдущих статьях отмечалось, что логистика носит сугубо индивидуальный характер для каждого предприятия, что логистическая деятельность наиболее подвержена изменениям, т.к. в большинстве своем носит интегрированный характер и является центром координации деятельности предприятия. Как вывод мы заключили, что логистика на предприятии может быть успешной только тогда, когда менеджмент предприятия будет видеть логистику в стратегическом ее назначении. Исходя из этих соображений, начнем строить логистику предприятия отвечая последовательно на целевые вопросы.
Не будем подробно останавливаться на том, из чего исходят и как строят логистику предприятия постсоветского пространства. Большинство из них, как правило, исходят из восьми «правил логистики» 8R:
- продукт- нужный продукт;
- качество- необходимого качества;
- количество- в необходимом количестве;
- потребитель- нужный потребитель;
- время- груз должен быть доставлен в нужное время;
- место- в нужное место;
- стоимость- с необходимыми затратами;
- персонифицированность- система разрабатывается для каждого заказа.
Многие формируют службу логистики просто посредством объединения в разнообразных конфигурациях каких-либо подразделений предприятия, например, закупка — складирование — доставка, некоторые просто потому, что есть у других, значит надо и нам.
Рассмотрим вариант, как может действовать менеджмент при создании логистического подразделения на предприятии. Думаю, что можно даже предложить некий алгоритм действий, возможно, кому-то все это поможет посмотреть на свою логистику с другой точки зрения. В основу данного подхода положена одна из методологий в теории управления. Эта методология предполагает дать менеджерам правильные ответы на следующие вопросы (с этого и начинается построение логистики):
1. Этап: «для чего» создаем службу логистики?
Важно понимать, что если собственники и менеджмент предприятий в этом ответе увидят управление материальными потоками, сокращение затрат, повышение качества сервиса и т. д., но не увидят как за счет логистической деятельности увеличится рентабельность (прибыльность), то ответ будет неполноценным, соответственно логистика будет заведомо такой же. Определяясь на первом этапе, с учетом основных условий и требований, фактически предприятие определяется с наиболее приемлемой логистической технологией. В подавляющем большинстве компаний, где существует логистическая служба, с трудом прослеживается какая-либо логистическая технология.
2. Этап: «что» для этого следует делать?
Здесь важно понимать, чтобы достичь вышеперечисленное необходимо как минимум определить основные задачи: «что», т.к. 1 этап фактически формулирует цели. Задачи будут определены настолько верно, насколько правильно определен 1 этап.
Для правильного решения по второму этапу не мешало бы знать: как это делают другие (конкуренты, например), какова окружающая среда бизнеса, какова суть бизнеса, и каково место логистики в этом бизнесе, что хотят клиенты, каковы ваши возможности для удовлетворения потребностей клиентов? Последующие «что» во многом будут зависеть от основных «что», поэтому здесь важна не лишенная здравого смысла последовательность. Правильное определение 1 и 2 этапов фактически предопределят эффективность и продуктивность «как».
3. Этап: «как» все это делать?
На данном этапе фактически сложится перечень мероприятий, необходимых для построения эффективной логистики. В результате определения 3 этапа должны быть исключены возможные противоречия и угрозы, а самое главное, должен быть найден компромисс между заинтересованными лицами в предстоящем проекте построения (реинжиниринга) логистики на предприятии. В результате ошибок, допущенных на этом этапе, могут быть заложены основы неправильных коммуникаций и будущих конфликтов, которые могут завести благое дело в тупик.
4. Этап: «когда» нужно делать?
Ответы «когда» фактически сформируют план работы. Здесь важно не поставить телегу впереди лошади. Например, создается некая инфраструктура, а затем в нее загоняется логистическая система, меняются в ходе проекта подходы «типа» увеличить пропускную способность складского комплекса без дополнительных инвестиций и т.п., что может привести к длительному хаосу в логистической деятельности. Правильно выстроенная последовательность приоритетов – позволит с минимальными издержками исправить ошибки, допущенные на более ранних этапах. Эти ошибки неизбежны, т.к. часть плановых работ будет основываться на прогнозах, а 100% точности в прогнозировании достичь невозможно.
5. Этап: «кто» это будет делать?
Важность данного этапа очевидна. Здесь важно, чтобы менеджеры среднего звена были готовы выполнить эти задачи с точки зрения профессиональной компетенции. Менеджеры и ведущие специалисты наиболее точно могут идентифицировать проблемы и помочь в принятии правильных решений. Но они могут саботировать принятые решения.
Таким образом, здесь необходимо консолидировать полномочия, власть и влияние. Не решив эту проблему даже самый «продвинутый» план мероприятий обречен на провал.
Стандартные подходы построения логистики широко освещены в литературе и доступны в интернете. Предложенную технологию управления подробно рассматривает Семинар «Управление изменениями в логистической системе».
- Предложенный подход не игнорирует другие подходы, позволяет посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, помогает лучше оценить качество принятых решений и спрогнозировать возможность их реализации.
- Технология применима для принятия решений по любым вопросам и не только в коммерческой деятельности.
- Определяясь в принятии решения на каждом этапе, важна уверенность в том, что менеджмент способен качественно и самостоятельно принимать правильные решения. Если такой уверенности нет, желательно иметь независимого консультанта, который бы сотрудничал с предприятием на долгосрочной основе и всегда «был под рукой» в случае острой необходимости.
Удачи и творческих успехов! И.С. Качковский
Источник: logist.ru
Забег по минному полю. Минусы, о которых нужно знать перед тем, как идти в логистику
После 24 февраля логистика стала головной болью российского бизнеса. Привычные цепочки поставок разрушились, торговля даже с дружественными странами усложнилась, да и параллельный импорт потребовал новых маршрутов. Вот почему толковые логисты сейчас крайне востребованы. О каких минусах нужно знать перед тем, как сделать поставки своей работой? Рассказывают игроки рынка.
Нельзя отключить телефон и абстрагироваться от работы даже в отпуске
Мнение эксперта
Максим Курченков
руководитель службы доставки Planeta.ru
Главный минус — это то, что нужно быть всегда на связи и сложно абстрагироваться от работы. Мой антирекорд в этом смысле — звонок от курьера в 6 утра. Могут звонить в отпуске в 11 вечера. При этом нужно не просто всегда быть на связи, но и уметь принимать сложные решения в моменте.
Например, когда мне сообщают, что потерялась посылка (а в работе логистических служб такое может случаться), я в первую очередь должен решить, как компенсировать потерю заказчику, а во вторую очередь — просчитать, где могла случиться ошибка. Редко звонят или пишут, чтобы поблагодарить. Хорошо выполненная работа воспринимается заказчиком как должное, а ошибка несёт шквал недовольных звонков.
Мнение эксперта
Анна Васина
руководитель Центра управления перевозками «Байкал-Сервис ТК»
Работа занимает большую часть моей жизни, все перевозки — процесс круглосуточный, в режиме 24/7. Только в начале января есть несколько дней, когда машины останавливаются. А так это процесс беспрерывный и ты в него всегда вовлечён.
Основное правило — быть готовым включиться в процесс в любой момент, когда этого требуют обстоятельства, вне зависимости от дня недели и времени суток. Всегда надо быть в курсе происходящего или иметь возможность быстро в него погрузиться.
Результат во многом зависит от других, и профессия не слишком престижна
Мнение эксперта
Максим Курченков
руководитель службы доставки Planeta.ru
Логистика — это сложная система, и один из дополнительных минусов в том, что результат работы часто зависит не только от тебя. Заказ нужно принять у поставщика, зафиксировать в CRM, тщательно упаковать, отправить получателю почтовой службой или передать курьеру. В этой цепочке завязано много разных людей, работа которых влияет на общий результат.
В логистике отсутствует творческая составляющая, всё регламентировано, чётко, тут может быть минимум креатива. Ну и финальным минусом я бы назвал отсутствие престижа профессии. Логист — это собирательный образ. Это одновременно и упаковщик, и человек, выстраивающий архитектуру работы отдела.
Долго думаешь — получаешь убытки
Мнение эксперта
Олег Штайнагель
директор департамента логистики Fix Price
Логистика — это кровеносная система бизнеса, который построен на доставке товаров. Любое нарушение логистической цепочки чревато задержками поставок и колоссальными убытками.
С момента начала пандемии и до сегодняшнего дня сфера логистики претерпевает огромные изменения, с которыми не сталкивалась уже очень давно. Фактически все маршруты необходимо пересматривать, а уже привычные пути поставок становятся недоступными.
Вот почему логист должен уметь быстро и легко адаптироваться к любым условиям, которые возникают на рынке. Важна скорость реакции и умение оперативно перестроить тот или иной маршрут. Тут пригодятся железные нервы и способность с холодной головой принимать решения.
Работа монотонная, но упустишь мелкую деталь — не оберешься негатива
Мнение эксперта
Мирсаитов Ильдар
операционный директор службы доставки Dalli
Работа логистом подразумевает достаточно монотонную работу, требующую высокую концентрацию внимания. А такой формат далеко не всем подходит.
Логист как оператор доставки даже при наличии современных программ для маршрутизации должен понимать специфику построения маршрутов и досконально знать районы планирования: из какого района в какой точно не стоит переносить маршрут, например, есть ли там железнодорожные пути/эстакады и как они влияют на скорость передвижения курьера, какой маршрут будет самым оптимальным до той или иной точки.
Если не обладать такими знаниями, то будь готов к постоянному негативу от курьеров, поскольку они будут не успевать довозить заказы в интервал, начнёт заваливаться вся доставка.
Постоянно ждёшь форс-мажора и стрессуешь
Мнение эксперта
Мирсаитов Ильдар
операционный директор службы доставки Dalli
Постоянная готовность к форс-мажору — это очень важно. По опыту могу сказать, что самые большие проблемы возникают как раз-таки в нерабочее время. Цепочка доставки состоит из множества отдельных операций. Сбой на любом участке может завалить весь процесс.
Как правило, времени на решение либо крайне мало, либо его нет вовсе. Например, поломка магистральной машины в дороге может привести к сбою работы целого филиала на весь следующий день. Поэтому сказать, что все знаю и удивить меня невозможно — это точно не про логистику.
Не помню, кто первый из коллег сравнил логистику с фразой Льюиса Кэрролла, но эта фраза очень точно отражает ее суть: «Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте. Чтобы куда-то попасть, нужно бежать по крайней мере вдвое быстрее». От себя я бы добавил, что отдельные участки «забега» проходят по минному полю.
Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com
Источник: secretmag.ru