При изучении практики применения по показателю наличия противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды (подпункт «г» пункта 10 методики), установлена необходимость приведения приказа Минфина России от 25 мая 2007 г. N 45н «О порядке предоставления и содержании отчетности органами управления игорных зон» (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2007 г., N 9665) в соответствие с главой 29 части второй НК РФ (в редакции Федерального закона от 16 ноября 2011 г. N 319-ФЗ «О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»), в связи с чем Минфином России разработан проект приказа о внесении соответствующих изменений в указанный приказ.
Организации, перешедшие полностью на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, на упрощенную систему налогообложения, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), налогоплательщики, доходы и расходы которых полностью относятся к игорному бизнесу, подлежащему налогообложению в соответствии с главой 29 Кодекса, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», и использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков налога на прибыль, исполняют обязанности налоговых агентов и представляют в налоговые органы по итогам отчетных (налоговых) периодов Расчет в составе Титульного листа (Листа 01), подраздела 1.3 Раздела 1 и Листа 03. При этом в Титульном листе (Листе 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)» указывается код «231».
В соответствии со статьями 52, 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5016; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 28, ст.
31; 2010, N 31, ст. 4198, N 48, ст. 6247; 2011, N 47, ст. 6611; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 26, ст. 3207, N 30, ст.
4081), пунктом 2 статьи 333.6 и пунктом 3 статьи 333.7, главами 22 «Акцизы», 23 «Налог на доходы физических лиц», 25 «Налог на прибыль организаций», 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», 28 «Транспортный налог», 29 «Налог на игорный бизнес», 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2013, N 30, ст. 5039) приказываю:
Организации, перешедшие полностью на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, на упрощенную систему налогообложения, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), налогоплательщики, доходы и расходы которых полностью относятся к игорному бизнесу, подлежащему налогообложению в соответствии с главой 29 Кодекса; организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», и использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков налога на прибыль организаций, исполняют обязанности налоговых агентов и представляют в налоговые органы по итогам отчетных (налоговых) периодов Расчет в составе Титульного листа (Листа 01), подраздела 1.3 Раздела 1 и Листа 03. При этом в Титульном листе (Листе 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231».
Организации, перешедшие полностью на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, на упрощенную систему налогообложения, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), налогоплательщики, доходы и расходы которых полностью относятся к игорному бизнесу, подлежащему налогообложению в соответствии с главой 29 Кодекса, исполняют обязанности налоговых агентов и представляют в налоговые органы по итогам отчетных (налоговых) периодов Расчет в составе Титульного листа (Листа 01), подраздела 1.3 Раздела 1 и Листа 03. При этом в Титульном листе (Листе 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231».
По мнению заявителя, оспариваемые им положения Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой они предусматривают обязанность индивидуального предпринимателя, который занимается деятельностью, относящейся к игорному бизнесу, включать в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и в налоговую базу по единому социальному налогу доходы, полученные от игорного бизнеса, — при том что он уплачивает налог на игорный бизнес по правилам главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, — нарушают принцип недопустимости двойного налогообложения, ставят индивидуальных предпринимателей в худшее по сравнению с юридическими лицами положение, а потому противоречат статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
Организации, перешедшие полностью на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, на упрощенную систему налогообложения, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), налогоплательщики, доходы и расходы которых полностью относятся к игорному бизнесу, подлежащему налогообложению в соответствии с главой 29 Кодекса, исполняют обязанности налоговых агентов и представляют в налоговые органы по итогам отчетных (налоговых) периодов Расчет в составе Титульного листа (Листа 01), подраздела 1.3 Раздела 1 и Листа 03. При этом в Титульном листе (Листе 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231».
Организации, перешедшие полностью на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, на упрощенную систему налогообложения, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), налогоплательщики, доходы и расходы которых полностью относятся к игорному бизнесу, подлежащему налогообложению в соответствии с главой 29 Кодекса; организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» и использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков налога на прибыль организаций, исполняют обязанности налоговых агентов и представляют в налоговые органы по итогам отчетных (налоговых) периодов Расчет в составе Титульного листа (Листа 01), подраздела 1.3 Раздела 1 и Листа 03. При этом в Титульном листе (Листе 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231».
В настоящее время главой 29 Кодекса и Приказом Минфина России от 24 января 2005 г. N 8н «Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес» вопрос об определении даты представления налогоплательщиком заявления о регистрации объекта налогообложения по налогу на игорный бизнес в налоговый орган в виде почтового отправления с описью вложения не урегулирован.
Источник: legalacts.ru
Налог на игорный бизнес в 2013 г.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ установлены Федеральным законом от 29.12.2006г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Законом №244-ФЗ устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Порядок лицензирования деятельности букмекерских контор и тотализаторов установлен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011г. №1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах».
Одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах является:
- наличие у лицензиата зарегистрированных в ИФНС в соответствии с НК РФ, процессингового центра букмекерской конторы (процессингового центра тотализатора) и пункта/пунктов приема ставок букмекерской конторы (пункта приема ставок тотализатора).
В статье будут рассмотрены положения действующего гражданского и налогового законодательства, регламентирующие особенности ведения игорного бизнеса.
Азартные игры
Согласно положениям ст.4 закона №244-ФЗ, азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
Пари — азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
В соответствии со ст.5 закона №244-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных действующим законодательством.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным действующим законодательством.
Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах* в порядке, установленном законом №244-ФЗ.
Обратите внимание:Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений.
*Игорная зона — часть территории РФ, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указал Минфин в своем Письме от 13.08.2013г. №03-05-05-05/32720, если проведение соревнований (турниров):
основано на соответствующем соглашении о выигрыше, то указанная деятельность признается азартной игрой и, следовательно, может осуществляться исключительно в игорных зонах.
Соответственно, вышеназванная деятельность подлежит налогообложению в соответствии с гл.29 НК РФ.
Между тем, в случае если при организации и проведении соревнований (турниров) по вышеуказанным играм не предусмотрено основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором турнира по правилам, установленным этим организатором, проведение таких соревнований не может быть признано азартной игрой и, следовательно, может осуществляться вне игорных зон.
Применение ККТ при осуществлении деятельности по проведению азартных игр
До недавнего времени организации, осуществляющие деятельность по проведению азартных игр и принимающие от физических лиц наличные деньги, а также выплачивающие наличными выигрыш, могли не применять ККТ.
Так как согласно п.1 ст.2 ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях:
- продажи товаров,
- выполнения работ,
- или оказания услуг.
При этом, в соответствии с уже недействующей в настоящее время редакцией ст.364 НК РФ, игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Соответственно, так как в законе №54-ФЗ прямо не указан на тот факт, что при осуществлении деятельности по проведению азартных игр необходимо применять ККТ, кассовый аппарат можно было не применять.
Однако, в соответствии со ст.3 Федерального закона от 23.07.2013г. №198-ФЗ, в статью 364 НК РФ были внесены изменения. Она изложена в новой редакции:
- «игорный бизнес — предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр»
Новая редакция НК РФ вступила в действие в конце августа 2013г. И с этого момента отсутствие ККТ в организациях, осуществляющих деятельность по проведению азартных игр, уже не столь обоснованно, как раньше.
С какого же времени таким компаниям необходимо обзавестись кассовым аппаратом?
Согласно Письму Минфина России от 12.09.2013г. №03-01-15/37750, начинать применение ККТ необходимо с 21.01.2014г.:
«Законом от 23.07.2013г. №198-ФЗ внесены изменения в НК РФ, которыми из определения понятия «игорный бизнес» исключены положения о том, что соответствующая деятельность не является реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Вместе с тем указанное понятие используется для целей налогообложения налогом на игорный бизнес.
Изменениями в Федеральный закон от 29.12.2006г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», внесенными Федеральным законом №198-ФЗ, деятельность по организации проведения азартных игр определена как деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Учитывая изложенное, в целях реализации положений Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организаторы азартных игр обязаны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники при оказании услуг по организации и проведению азартных игр с 21 января 2014 г., то есть с даты вступления в силу изменений в Федеральный закон №244-ФЗ.»
Порядок налогообложения налогом на игорный бизнес в соответствии с НК РФ
Налоговым периодом по налогу признается календарный месяц.
В соответствии с положениями ст.366 НК РФ, объектами налогообложения признаются:
- Игровой стол — игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр:
- проводит азартные игры между их участниками,
- либо выступает в качестве их участника через своих работников.
- Игровой автомат – игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
- Процессинговый центр тотализатора — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр:
- проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр,
- фиксирует результаты азартных игр,
- рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей,
- осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора.
- Процессинговый центр букмекерской конторы — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр:
- проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр,
- фиксирует результаты азартных игр,
- рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей,
- осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы.
- Пункт приема ставок тотализатора — территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр:
- организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр,
- осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора.
- Пункт приема ставок букмекерской конторы — территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр:
- заключает пари с участниками данного вида азартных игр,
- осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы.
Каждый из вышеуказанных объектов налогообложения подлежит регистрации в ИФНС по месту установки* этого объекта налогообложения не позднее чем за 2 дня до даты установки** каждого объекта налогообложения.
*Месту нахождения пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы.
**Открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы.
Регистрация проводится ИФНС на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта налогообложения.
Формы заявления и свидетельства утверждены Приказом Минфина РФ от 22.12.2011г. №184н «Об утверждении форм документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес».
Налогоплательщики, не состоящие на учете в ИФНС на территории того субъекта РФ, где устанавливается, открывается объект налогообложения, обязаны встать на учет в ИФНС:
- по месту установки (месту нахождения) такого объекта налогообложения не позднее чем за 2 дня до даты установки (открытия) каждого объекта.
Обратите внимание:Налогоплательщики обязаны зарегистрировать в ИФНС любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за 2 дня до датыустановки (открытия) или выбытия (закрытия) каждого объекта.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты подачи заявления о регистрации объекта налогообложения в ИФНС.
Объект налогообложения считается выбывшим (закрытым) с даты подачи заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения в ИФНС.
Заявления в ФНС могут быть представлены:
- лично,
- или через представителя,
- либо направлены в виде почтового отправления с описью вложения.
По каждому из объектов налогообложения, налоговая базаопределяетсяотдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:
- за один игровой стол — от 25000 до 125000 рублей;
- за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;
- за один процессинговый центр тотализатора — от 25000 до 125000 рублей;
- за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 рублей;
- за один пункт приема ставок тотализатора — от 5 000 до 7 000 рублей;
- за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 5 000 до 7 000 рублей.
Согласно п.2 ст.369 НК РФ, в случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов РФ, то они устанавливаются исходя из минимального размера вышеприведенных налоговых ставок:
- за один игровой стол — 25000 рублей;
- за один игровой автомат — 1500 рублей;
- за один процессинговый центр тотализатора — 25000 рублей;
- за один процессинговый центр букмекерской конторы — 25 000 рублей;
- за один пункт приема ставок тотализатора — 5 000 рублей;
- за один пункт приема ставок букмекерской конторы — 5 000 рублей.
Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по такому игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.
Если новый объект налогообложения установлен или открыт до 15-го числа текущего налогового периода (месяца), то сумма налога на такой объект:
- считается также, как и за полный месяц.
Если новый объект налогообложения установлен или открыт после 15-го числа текущего месяца, то сумма налога на такой объект:
- определяется как произведение количества таких объектов на ½ ставки налога.
Аналогичный подход применяется и при выбытии объектов налогообложения. Если объект выбыл до 15-го числа (включительно) текущего месяца, сумма налога на такой объект в месяце выбытия:
- определяется как произведение количества таких объектов на ½ ставки налога.
В случае выбытии объекта после 15го числа, налог необходимо уплатить за полный месяц.
Налоговая декларация за истекший месяц представляется в ИФНС по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.
Налоговая декларация заполняется с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших*, представляют налоговые декларации в ИФНС по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
*В соответствии со статьей 83 НК РФ.
Налог, подлежащий уплате по итогам месяца, уплачивается налогоплательщиком в бюджет по месту регистрации в ИФНС объектов налогообложения, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации – то есть, до 20го числа следующего месяца.
- налог на игорный бизнес
- начинающий бухгалтер
- игорный бизнес
Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру»
Источник: www.klerk.ru
Эволюция налогообложения игорного бизнеса в России
В основе игорного бизнеса, в современном его понимании, лежит азартная игра. История азартных игр уходит своими корнями в глубь веков, о чем свидетельствуют научные исследования. Содержание и смысл азартных игр исключительно многообразны, что объясняется различием эпох, национальными особенностями народов и естественной потребностью некоторой части людей проявить себя в искусстве получения выигрыша, причем не всегда материального или денежного. С нравственной точки зрения это проявление страсти к слепому случаю везения.
Юридически азартная игра, это договор, по которому одна из сторон в результате проигрыша обязуется передать выигравшей стороне определенную сумму денег или вещей.
Экономически это обогащение одних лиц за счет других, менее опытных в этом виде «ремесла».
В России азартные игры стали появляться на рубеже XVI-XVII веков, в то время как в Египте, Греции, Иране, Индии и других государствах азартные игры были на несколько тысячелетий раньше.
В некоторых государствах имело место преследование азартных игр, так как в них видели проявление порока, разлагающего нравственные и религиозные устои общества.
В ранний исторический период азартные игры не носили характер игорного бизнеса, из которого государство могло бы получать какие-либо доходы. Заинтересованность государства в получении дохода от азартных игр, которые стали приобретать черты бизнеса, появилась значительно позже и в разное время у различных государств.
Первым свидетельством появления игорного бизнеса на Руси является организация Петром I в 1698 году первой в истории России лотереи. Желающим принять в ней участие предлагалось купить особый «счастливый ярлык» и «добыть 1000 рублей за гривну». Проведение лотереи принесло существенный доход государственной казне. Однако в 1717 году Петр I издал Указ, гласящий «чтоб никто в деньги не играл под тройным штрафом обретающихся в игре денег». Но Указ действия не возымел, и карточная игра утвердилась при дворе на долгие годы, а со второй половины XVIII столетия карточная игра получила широкое распространение среди дворянства, а затем и среди других сословий.
До октября 1917 года в России действовал закон, различающий коммерческие дозволенные игры и азартные игры, запрещенные государством.
В то время большой популярностью среди всех сословий пользовались скачки, которые проводились на ипподроме и не являлись запретным видом азартных игр. Скачки являются традиционным для России видом развлечений, который сохранился до настоящего времени. Государство всегда имело определенный доход от организации и проведения скачек.
Дореволюционный период истории развития игорного бизнеса в России показывает, что, доход, получаемый от проведения азартных игр, был незначительным по сравнению с другими доходами государства, например, винной монополий.
В первые послереволюционные годы был осуществлен запрет на все виды азартных игр. Но с переходом России к НЭПу отношение власти к азартным играм изменилось. Руководствуясь финансовыми соображениями, стала разрешаться деятельность игорных заведений. На вполне легальных основаниях в Москве были открыты казино: «Савой», «Прага», «Эрмитаж», «Монако».
Игры в этих игровых заведениях проводились самые разнообразные, в том числе лото и шахматы. Но большинство посетителей предпочитало карты с довольно широким разнообразием видов игры в них.
Несмотря на поступление денег государству от функционирования этих заведений, определенная часть общества относилась отрицательно к этому виду бизнеса, так как он напоминал о буржуазном строе, который был свергнут ценой больших жертв. В целом общество в то время не восприняло этот вид бизнеса, и в марте 1927 года по указанию Совнаркома все игорные заведения были закрыты.
Это привело к тому, что игорный бизнес ушел в подполье, где профессиональные игроки играли на крупные суммы денег, но государство при этом не имело никакой финансовой выгоды, а имело только расходы по выявлению этого вида подпольной деятельности.
В период Великой Отечественной войны и в послевоенный восстановительный период проблем борьбы с азартными играми не было. Общество залечивало раны войны. На восстановление разрушенного войной жилого фонда и на поднятие промышленности и сельского хозяйства требовались огромные средства.
И в тот период единственным субъектом игорного бизнеса, который осуществлял свою деятельность на законном основании, было государство. Оно на протяжении довольно длительного времени проводило различные лотереи: денежно-вещевую, ДОСАФ, Спортлото и т.д. Это приносило довольно большой доход государству. Лотереи проводились ежемесячно и по всей стране, что позволило в довольно короткий срок не только восстановить разрушенное народное хозяйство, но и обеспечить жизнедеятельность огромной страны. Нельзя не учитывать здесь и высокую сознательность населения, которое шло на проигрыш или незначительный выигрыш в лотереях, но получало несравненно больший выигрыш в масштабе страны, а это: отсутствие безработицы, гарантированная заработная плата и социальное обеспечение, бесплатное лечение, бесплатное образование.
И все это в определенной доле было обеспечено «игорным бизнесом» государства социалистического периода жизни нашего общества.
Переход России к рыночной экономике характеризуется довольно быстрым развитием различных видов предпринимательской деятельности, не запрещенной законодательством. Игорный бизнес в Российской Федерации не сразу обрел правовую основу в рыночной экономике. Это с одной стороны объясняется спецификой данного вида бизнеса, а с другой стороны непроработанностью в юридическом законодательстве положений, регулирующих этот вид деятельности.
В целях легализации и налогообложения игорного бизнеса с 1 января
1994 года Распоряжением Правительства г. Москвы № 1418 от 24.12.1994
«О лицензировании отдельных видов деятельности» был установлен единый порядок лицензирования на всей территории Российской Федерации. Впервые было дано понятие содержания игорного заведения: заведения, в которых осуществляется проведение игр, прием ставок с обыкновенным денежным и имущественным выигрышем. К игорным заведениям были отнесены казино, ипподромы, залы игровых автоматов, игорные дома.
С принятием в 1996 году второй части Гражданского кодекса РФ впервые было определено регулирование общественных отношений, связанных с проведением игр и пари (глава 58, статьи 1062 и 1063). В указанных статьях ГК РФ определены требования, связанные с организацией игр и пари, а так же проведением лотерей, тотализаторов и иных игр государством и муниципальными образованиями или по их разрешению.
Налогообложение игорного бизнеса имеет свои особенности и сложности в связи со спецификой этого рода занятий.
Налогообложение доходов от игорного бизнеса в Российской Федерации, начиная с 1991 года, претерпевало существенные изменения. В начале девяностых годов налогообложение игорного бизнеса не отличалось от других видов предпринимательской деятельности. Ставка налога на прибыль первоначально была установлена в размере 35%, то есть деятельность игорных заведений приравнивалась к остальной коммерческой деятельности.
В 1995 году принятые изменения к закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» существенно повысили ставку на доходы от игорного бизнеса. Доходы от казино, игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса стали облагаться по ставке 90%. Налог зачислялся в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом доходы от казино, иных игорных домов (мест) определялись в виде разницы между выручкой и расходами, включаемыми в себестоимость услуг, учитываемых при налогообложении прибыли, за исключением расходов на оплату труда. Таким образом, на начальном этапе развития игорного бизнеса объектом налогообложения была прибыль, которая облагалась по ставке 35%, а затем доход, который облагался по ставке 90%.
С 7 августа 1998 вступил в силу Федеральный закон РФ № 142 «О налоге на игорный бизнес». Согласно этому закону принципиально иным является объект обложения в игорном бизнесе. В настоящее время налогом облагаются следующие виды объектов игорного бизнеса:
игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона;
игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель;
кассы букмекерских контор.
Количество объектов налогообложения каждого вида игорного бизнеса подлежит обязательной регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения указанных объектов до момента их установки с обязательной выдачей свидетельства о регистрации.
Наличие на территории игорного заведения незарегистрированных объектов налогообложения или несоблюдение установленного порядка уплаты налога более двух раз в течение календарного года может являться основанием для отзыва лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса.
При осуществлении игорным заведением других видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, указанное заведение обязано вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принципиальное изменение объекта налогообложения в игорном бизнесе потребовало иного подхода и к установлению налоговых ставок. Первоначально законом «О налоге на игорный бизнес» установлен следующий минимальный размер годовых ставок налога с каждой единицы игрового бизнеса:
за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона 1200 минимальных размеров оплаты труда;
за каждый игорный стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель 100 минимальных размеров оплаты труда;
за каждый игровой автомат 45 минимальных размеров оплаты труда;
за каждую кассу тотализатора 1200 минимальных размеров оплаты труда;
за каждую кассу букмекерской конторы 600 минимальных размеров оплаты труда.
Налог по этим ставкам зачислялся непосредственно в федеральный бюджет. Субъекты Российской Федерации имели право для пополнения доходной части своих бюджетов устанавливать ставки, превышающие минимальные размеры ставок налога. При этом в бюджет субъекта Федерации подлежала зачислению лишь сумма превышения ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет.
Согласно Федеральному закону от 12 февраля 2001 года №8-ФЗ были внесены некоторые изменения в порядок налогообложения игорного бизнеса. Налоговым периодом установлен календарный месяц, а не год, как ранее. Изменены ставки налога. Минимальный размер ставок налога в месяц составил за каждый игровой стол 200 МРОТ; за каждый игровой автомат 7,5 МРОТ; за каждую кассу тотализатора 200 МРОТ; за каждую кассу букмекерской конторы 100 МРОТ.
С 1 января 2004 года вступила в силу 29 глава Налогового кодекса РФ «Налог на игорный бизнес». Налоговый кодекс РФ не внес изменений в объект налогообложения и его состав. Однако главой 29 НК РФ уточнен ряд понятий в целях налогообложения: организатор игорного заведения, организатор тотализатора, азартная игра, пари, игровой стол, игровое поле, игровой автомат, касса тотализатора или букмекерской конторы.
Налоговым кодексом изменены налоговые ставки. Теперь они установлены в твердой сумме с одного объекта налогообложения, а не кратно минимальному размеру оплаты труда, как это было ранее. Статья 369 НК РФ определяет следующий порядок установления налоговых ставок. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:
1) за один игровой стол от 25 000 до 125 000 рублей;
2) за один игровой автомат от 1 500 до 7 500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы от 25 000 до 125 000 рублей.
В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов
Российской Федерации, налог будет взиматься по минимальным ставкам.
В случае если одни стол имеет более одного игрового поля, ставки налога по указанному игровому столу увеличиваются кратно количеству игровых полей. В связи с этим следует дать пояснение, что игровой стол специально оборудованное у организатора игрового заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенными для проведения азартных игр. Игровое поле в статье 366 НК РФ не указывается как отдельный объект налогообложения, но в форме заявления о регистрации в налоговом органе объектов налогообложения налогоплательщик обязан указать количество игровых полей на игровых столах. В противном случае к нему будут предъявлены соответствующие санкции.
ЧЕМЕРИЦКИЙ Л.К. доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ
Материал взят из книги Вопросы теории и практики современного налогообложения (Л.И. Гончаренко)
Источник: studik.net