Семья и брак собственность армия политика искусство церковь бизнес спорт образование это

Понятие семьи и брака – объект изучения социологов, психологов, религиоведов, правоведов и даже ведущих ток-шоу. Нас, конечно же, интересует семья не в понимании Андрея Малахова, а с точки зрения обществознания.

«Семья — ячейка общества», — произносит ведущая церемонии в ЗАГСе и даже не подозревает, что это основной тезис социологии семьи, то есть отрасли социологии, которая изучает брак и семейные отношения. На самом деле, определение семьи несколько сложнее. Семья – это малая социальная группа, а еще – это социальный институт. Каждый человек в обществе имеет какой-то семейно-брачный статус (холост, разведен, женат, замужем, вдовец, вдова и т.д.; в активном поиске, кстати, — это не семейно-брачный статус). Таким образом, каждый житель нашей планеты имеет какое-то отношение к институту брака и семьи.

Брак (он же – брачный союз или супружество) – это обусловленная исторически, санкционированная обществом и (почти всегда) государством форма договора между женщиной и мужчиной, цель которого – создание семьи. Брак выводит семью на официальный уровень: у членов семьи появляются права и обязанности. Брачный союз охраняется государством, имеет ограничения и влечет за собой юридические последствия в случае нарушения семейного кодекса. Кодекс о браке и семье создан с целью защиты членов семьи со стороны государства на правовом уровне.

Видеоурок 15. Семья и брак. Обществознание 11 класс

Структура семьи.

Структура семьи (семейная структура) – это различные варианты состава семьи:

  1. Нуклеарная семья – муж, жена, ребенок (один и более).
  2. Пополненная семья (или же расширенная семья) – нуклеарная плюс бабушки, дедушки, дяди, тети (живущие все вместе), иногда – плюс еще одна нуклеарная семья (к примеру, брат мужа со своей женой и ребенком, опять же – если живут все вместе).
  3. Смешанная семья (перестроенная семья) – может включать неродного отца или мать (отчим и мачеха) и, соответственно, одного или более неродных детей.
  4. Семья родителя-одиночки.

По количеству детей семьи бывают:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • среднедетные;
  • многодетные.

По месту проживания:

  • матрилокальные (с родителями жены);
  • патрилокальные (с родителями мужа);
  • неолокальные (отдельно от всей этой радости).

При рассмотрении последующих типов семьи и ее организации, придется удариться в некоторую степень радикализма, с точки зрения общепринятых моральных норм.

По количеству партнеров бывают:

  • моногамные семьи (два партнера – наиболее распространенная форма семейных отношений с древних времен);
  • полигамные семьи:
    1. полигиния (многоженство – один мужчина, три и более женщины, как в шариате);
    2. полиандрия (редкое явление – одна женщина и трое и более мужчин; например – у народов Гавайев и Тибета);
    3. шведская семья (три партнера разного пола – мужчина и две женщины или наоборот) – интересен тот факт, что этот вид семьи ассоциируется со Швецией только у носителей русского языка, а шведское общество – консервативно, и подобный тип отношений там встречается крайне редко.

    По половому составу партнеров:

    Семья как социальная группа и институт. Видеоурок по обществознанию 11 класс

    • разнополая семья;
    • однополая семья.

    Однополые браки разрешены в некоторых странах, или в некоторых районах отдельных стран (например, в США и Мексике – не во всех штатах). Упомянув о них, нельзя не упомянуть о том, что этот вид отношения – предмет ожесточенных споров и дискуссий на протяжении многих лет. Вынужден отойти от абстрагированной, беспристрастной позиции и подчеркнуть несколько моментов.

    Преследование или угнетение сторонников однополых отношений – нарушение Декларации по правам человека. Однако однополые отношения – это одно, а однополый брак – другое. А возможность однополыми партнерами усыновить и воспитывать ребенка – вообще третье.

    Если первое – это нормально, но должно иметь какую-то цензуру (то есть геи не должны выставлять на показ свой тип отношений, потому как таким образом они могут психологически травмировать окружающих, а это тоже нарушение социальных норм). Второе – это не нормально, хотя и не критично. Правильнее всего (не могу утверждать наверняка) – это было бы признавать однополые браки на уровне общества, но не на уровне государства и права; и опять же – подвергать цензуре. Все описанное по поводу первого и второго пунктов совпадает с официальной политикой Российской Федерации и некоторых других стран. Говоря о цензуре, я подразумеваю, что «если гей хочет идти на парад, — он должен быть ветераном».

    Читайте также:  Шмелиная ферма как бизнес

    По поводу третьего (усыновления) – это неприемлемо. Неприемлемо, так как противоречит и социальным, и моральным, и религиозным нормам. Кроме того, это влияет на психику ребенка, и неприемлемо с медицинской точки зрения.

    Вернемся к семье и браку.

    Функции семьи и брака.

    Функции семьи — это отношения внутри этой семьи и отношения семьи с обществом, то есть ее внутренние и социальные значимые характеристики.

    1. Репродуктивная функция. В этой функции заключена и сексуальная потребность, и потребность в продолжении рода.
    2. Хозяйственно-экономическая функция – вопросы питания, семейного имущества, семейного бюджета и благоустройства.
    3. Регенеративная функция – наследование (фамилии, имущества, семейных ценностей, социального положения, семейного дела).
    4. Образовательно-воспитательная – функция социализации детей.
    5. Первоначальный социальный контроль – функция привития норм поведения со старшими, понятия ответственности и обязанностей.
    6. Рекреативная функция – развлечения, досуг, отдых, хобби и т.д.
    7. Функция духовного общения (духовного взаимообогащения).
    8. Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры внутри семьи, так как семья – это и есть общество в миниатюре.
    9. Психотерапевтическая функция – удовлетворяет потребности в признании, поддержке, психологической защите, сочувствии и т.д.

    В заключение можно сказать, что семья – это самый древний социальный институт, и история семьи – это, по сути, история человечества. Кроме того, семья, как ячейка общества, проявляет проблемы, существующие в данном обществе. Поэтому источники проблем в семье должны изучать не только семейные психологи и Андрюша Малахов, но и политики, и правоведы, и социологи.

    Источник: www.calc.ru

    Ребята, помогите, пожалуйста. Очень надо. Отдаю все свои баллы. 1. Соотнеси

    Ребята, помогите, пожалуйста. Очень надо. Отдаю все свои баллы. 1. Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.

    Институты а) государство б) семья в) школа г) церковь д) финансовая система е) средства массовой информации Сферы 1) Экономическая 2)Политическая 3)Социальная 4)Духовная Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жесткого соответствия сфер и институтов общества? 2. Основные подсистемы общества. (Здесь таблица по четырем видам сфер: политическая, экономическая, социальная и духовная, а тек же 2 столбца: первый столбец называется деятельность людей и отношения между ними и второй столбец — основные учреждения, организации) ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.

    Ответ(ы) на вопрос:

    1. Экономическая- финансовая система; Политическая- государство; Социальная- семья; Духовная- школа, церковь, СМИ. Отсутствие жёсткого соответствия сфер и институтов общества можно объяснить тем, что в рамках общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры.

    Сферы жизни общества- это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни. 2. — пол. сфера : 1. деят-ть по организации порядка и безопасности. 2. полиция, армия, гос-во; — эконом. сфера : 1. производство и распределение благ, добывание средств существования. 2. собственность, производство, банковская система; — соц. сфера: 1. воспроизводство рода, поддержание численности населения, взаимодействие между классами, нациями. 2. семья, брак; — духовная сфера: 1. получение новых знаний, воспитания, решение духовных проблем. 2. образование, церковь, культура;

    Источник: cwetochki.ru

    Федеративное устройство государства предполагает

    Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

    1.1. Какие из характеристик, присущи любому налогу?

    а) обязательность уплаты б) безвозмездность в) пропорциональность доходу

    г) возвратный характер д) законодательное установление

    1.2. На какие из товаров спрос будет эластичным?

    а) престижный автомобиль б) хлеб в) баранина г) электрические лампочки д) фломастеры е) соль

    1.3. Назовите категории граждан, которые не обладают избирательным правом

    а) профессиональные военные б) лица без определенного места жительства

    в) лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда г) священнослужители

    д) признанные судом недееспособными е) привлеченные к суду по административному делу

    ж) проживающие за границей

    Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его отличие от познания естественнонаучного.

    а) В социальном познании возможности эксперимента ограничены.

    б) Социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных

    в) Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу наличия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования

    Читайте также:  Как получить оборотные средства для бизнеса без залога

    г) В социальном познании совмещаются субъект и объект познания

    Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать

    а) семейное положение б) доступ к политической власти в) уровень дохода

    г) принадлежность к конфессии д) национальность

    Федеративное устройство государства предполагает

    а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц

    в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет

    г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же центру вопросы только культурного характера

    1.11.21.31.41.51.6

    Задание 2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы в таблицу (всего – 10б.

    1. Конституция РФ предусматривает право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

    2. Владелец облигации является кредитором акционерного общества

    3. Косвенные налоги выплачивают только физические лица.

    4. Увеличение объема гуманитарных предметов в программе обучения школьников выражает тенденцию гуманизации образования.

    5. Не все кооперативы являются коммерческими организациями

    6. Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.

    7. Мировоззрение эпохи Ренессанса антропоцентрично.

    8. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом..

    9. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке.

    10. Правом на альтернативную гражданскую службу обладают представители малочисленных коренных народов при условии занятия традиционными промыслами.

    Задание 3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. (всего 12 бал.)

    1. Правовой обычай, прецедент, нормативный правовой акт, правовая доктрина

    2. Семья, религия, государство, производство, образование

    3. Образование, церковь, армия, политическая деятельность, собственность, брак

    4. Свободное ценообразование, экономическая свобода участников производственного процесса, свободная конкуренция, максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности

    5. право на жизнь и охрану здоровья; право на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности; право на личную свободу и свободу передвижения; равенство всех перед законом и судом; право на свободу совести и веророисповедания

    6. Ж.-П. Сартр, А.Камю, М. Хайдеггер, К.Ясперс, М.Бубер

    Задание 4. В приведенном ниже тексте допущены ошибки. Найдите и исправьте их. (всего – 6 баллов)

    «В системе ценностей и мировоззренческих образов техногенной (западной) культуры человек рассматривается как противостоящий обществу, вектор его активности направлен вовне, на преобразование мира. Западная традиционалистская система ценностей полагает человека включенным в организм природы; вектор человеческой активности ориентирован вовнутрь, на самовоспитание, включение в традицию.

    В восточной культурной традиции долгое время доминировал идеал истинного знания как самоценности. Когда Сократа спрашивали, как жить добродетельно, он отвечал, что сначала надо понять, что такое добродетель. Иначе говоря, истинное знание о добродетели задает ориентиры нравственного поведения.

    Иной подход характерен для западной культурной традиции. Там истина не отделялась от лжи. Один и тот же иероглиф «Дао» обозначал в древнеиндийской культуре закон, истину и нравственный жизненный путь. Когда ученики Платона спрашивали у него, как понимать «Дао», то он каждому давал разные ответы, поскольку каждый из его учеников прошел разный путь нравственного совершенствования».

    (В.С. Степин, российский академик)

    Задание 5. Установите соответствие. (Максимум за все задание 14 баллов)

    5.1. Соотнесите высказывание и его автора, проставив в незаполненной таблице номер, под которым указан автор, напротив буквы, под которой дано высказывание. (2 балл за каждое верное соответствие, всего – 7 баллов).

    1. «Избежать состояния войны – главная причина того, что люди образуют общество и отказываются от естественного состояния».
    2. Управление обществом следует передать философам.
    3. Способом создания государства является «общественный договор», посредством которого из догосударственного «естественного состояния» «войны всех против всех» создается общество.
    4. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они не существуют, несуществующих, что они не существуют».
    5. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» — главный принцип рыночной экономики.
    6. «Самый бедный — это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает».
    7. «Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается»

    5.2. Соотнесите права и свободы человека и их проявление в современном обществе, проставив в незаполненной таблице букву (буквы), под которыми указаны их проявления (1 балл за каждое верное соответствие, всего – 7 баллов)

    Читайте также:  Безопасность бизнеса что это
    Тип обществаПроявление
    1.Аграрное общество 2. Индустриальное общество 3.Информационное обществоА. «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт» Б. По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина — Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение». В. — Экономия времени и денежных средств. — Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля. Г. Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Д. Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно- двухнедельного заработка. Е. А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. Ж. Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.

    Задание 6. Решите правовые задачи (всего 12 баллов)

    6.1. «Алексей Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Людмилой М.. На момент вступления в брак Алексей находился на попечительстве своей тети Марии Ивановны».

    Остается ли Алексей на попечительстве Марии Ивановны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.( 6 баллов)

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6.2. «После публикации статьи, содержащей негативную информацию о деятельности предприятия и его руководителя Р., тот скоропостижно скончался. Его вдова обратилась в суд с иском о защите чести и достоинства гражданина».

    Будет ли суд рассматривать этот иск? Как данная ситуация регулируется законодательством? На основании какого нормативного документа будет приниматься решение? (6 баллов)

    __________________________________________________________________________

    Задание 7. Заполните таблицу. (5 баллов)

    Перед Вами характеристики определенных типов партий, основанные на разных подходах к их выделению. Определите их типы. Свой ответ занесите в таблицу.

    1. Активисты слишком малочисленны в этих партиях, чтобы стать их основой, они слишком зависимы от избираемых депутатов, раздатчиков благ и привилегий, они преисполнены почтения к парламентским и министерским функциям.

    2. Эти партии стремятся выражать общенациональные интересы, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Неидеологизированная программа позволяет им привлекать в партию граждан различной социальной, профессиональной и этнической ориентации. Основная деятельность данных партий приходится на время выборов. Логика их развития заставляет искать голоса где угодно, отказываясь от какого бы то ни было специализированного подхода (классового, религиозного и т. д.).

    3. Представляя интересы меньшинства, эти партии не имеют возможности реально влиять на формирование правительства. Основа их политической деятельности — критика политики действующего правительства и правящих партий.

    4. Это партии, действующие на законных основаниях. Они могут быть и не зарегистрированы, хотя в ряде стран до регистрации их партийная деятельность не разрешается.

    5. Групповая сплоченность и высокая результативность, которые достигаются благодаря принципам организации первичных звеньев, отличает партии этого типа. Для них характерно фиксированное членство, жесткая партийная дисциплина, предполагающая уплату членских взносов и оказание партии личного содействия.

    Кадровые партии
    Легальные партии
    Массовый партии
    Оппозиционные партии
    «Партия-хватай-всех», партия избирателей (универсальная партия)

    Задание 8. Прочитайте текст. Выполните задание к нему. ( 15 баллов )

    «Юридическая ответственность является одним из средств борьбы с правонарушениями (1). Юридическая ответственность возникает только на основе норм права (2). Юридическая ответственность возникает лишь за совершенное правонарушение. Необходимо, чтобы были все элементы состава правонарушения. Правонарушение выступает в качестве юридического факта, оно предусмотрено гипотезой (3) правоохранительных норм. В санкциях(4) содержатся меры юридической ответственности». (В.В.Лазарев)

    Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

    Источник: studopedia.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Бизнес для женщин