В настоящее время выделяют четыре этапа развития логистики:
1. Этап фрагментаризации
2. Этап становления
3. Этап развития
4. Этап интеграции.
1. Этап фрагментаризации (начало 1950-х-конец 1960-х гг.).
Локальное решение логистических задач: закупки сырья, материалов, комплектующих изделий; транспортировки продукции; складирования и грузопереработки; управления запасами продукции; упаковочной индустрии.
Отдельные виды логистической деятельности (погрузка-разгрузка транспортных средств, перевозка грузов, их хранение, складская грузопереработка, сортировка, комплектация заказов на складе и т. п.) рассматривались с позиции снижения суммарных операционных затрат в основных сферах деятельности — закупках, производстве и распределении.
2. Этап становления (конец 60-х — начало 80-х годов).
— интенсивное развитие теоретических основ и практики логистики;
— применение принципа общих (тотальных) затрат в системе физического распределения;
— применение положений теории компромиссов для оптимизации общих затрат в цепи распределения;
— применение стандартизации тары и упаковки.
3. Этап развития (начало 80-х годов — конец XX века).
— максимальное объединение логистических видов деятельности в компании, охватывающее полный функциональный цикл (закупки — производство — дистрибьюция — продажи — послепродажный сервис).
— управление не только материальными, но и соответствующими им информационными потоками на основе глобального развития компьютерных технологий.
— решение логистических задач на основе концепции всеобщего управления качеством.
— расширение областей применения в бизнесе передовых логистических концепций/технологий.
4. Этап интеграции (2000-е годы).
Рождение новой идеологии управления логистическими процессами и бизнесом в целом — Supply Chain Management (SCM) — управление цепями поставок (интеграция всех бизнес-процессов, основу которых составляют логистические).
Развитие логистики прежде всего обусловлено стремлением к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением.
Можно выделить пять факторов, определяющих актуальность логистики в настоящий период:
1. Экономический фактор. В современных условиях на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее потребителя.
2. Организационно-экономический фактор. В условиях рынка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают формы организации взаимодействия предприятий-изготовителей, посредников, потребителей, складов и транспорта.
3. Информационный фактор. Рыночная экономика способствует развитию информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений. Информатика наиболее тесно связывает рынок и логистику, поскольку ее предметом, средством и составляющей логистических процессов являются информационные потоки.
4. Технический фактор. Логистика как система, ее подсистемы и элементы развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и компьютеризации управления.
5. Государственная поддержка процессов товародвижения. В современных условиях возникает задача регулирования процессов товародвижения не только на уровне предприятий, но и в масштабах регионов и в национальном масштабе.
Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Источник: zavtrasessiya.com
Эволюция логистических концепций и систем в бизнесе
Логистика — уникальная область деятельности, поскольку ею занимаются повсюду в мире по 24 часа в сутки, по 7 дней в неделю на протяжении 52 недель в год. Лишь немногие сферы деловых операций могут похвастаться той же сложностью внутренних взаимосвязей и такой же широтой географического охвата, какие характерны для логистики.
Современная логистика — явление парадоксальное. То, что мы сегодня называем логистикой, возникло с зарождением цивилизации, т. е. это никакое не новшество. Однако самых совершенных достижений логистика достигла, как мы уже отмечали ранее, в военной среде и несколько позже — в экономической среде, т. е. в среде современного бизнеса.
По одному из последних определений, логистика представляет собой общую точку зрения на компанию и ее партнеров по бизнесу (стратегическую, тактическую и оперативную) с материальными и информационными потоками в качестве интегратора.
Однако такой взгляд на логистику формировался в течение некоторого исторического периода. Эволюция логистики за рубежом в плане развития теории и практики управления материальными, а также сопутствующими информационными и финансовыми потоками — это решение всего комплекса вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и от последних до конечных потребителей в соответствии с их требованиями.
В генезисе логистики XX в. можно выделить несколько исторических периодов. Период с 20-х до начала 50-х гг. условно называется периодом фрагментации, когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована. Отдельные логистические активности были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, в транспортировке и т. п.
Показательным в этом отношении является этап развития экономики США. В рассматриваемый период США имели быстрорастущий рынок, характеризующийся внедрением новых производственных технологий (например, в автомобилестроении), высоким уровнем специализации, изобилием природных ресурсов, хорошим инвестиционным климатом, минимальным государственным регулированием экономики. Производители товаров и услуг едва справлялись с потребностями расширяющегося рынка. Естественно, что в этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т. е. на поиск технических и технологических резервов в производстве продукции, пренебрегая при этом другими логистическими активностями (развитием дистрибьюции, управлением закупками, запасами и т. п., т. е. тем, что существенно влияет на общие затраты организации и удовлетворенность потребителя).
Таким образом, в этот период были сформулированы отдельные предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести следующие:
— возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров:
— рост транспортных тарифов;
— появление концепции маркетинга;
— развитие теории и практики военной концепции.
Необходимо отметить появление в рассматриваемый период первых логистических организаций и сообществ. Старейшей организацией в мире является Национальная ассоциация проблем управления закупками (основана в США в 1915 г.), преобразованная в 1967 г. в Национальную ассоциацию агентов снабжения.
Период с середины 1950-х по 1970-е гг. западные специалисты называют периодом становления логистики. Он характеризовался интенсивным развитием теории и практики логистики, прежде всего снова в США.
Стало очевидным, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения физического распределения, в первую очередь с позиции снижения затрат. Известный американский писатель и консультант по менеджменту П. Друкер называл активности в дистрибьюции «наиболее печально пренебрегаемой и наиболее подающей надежды сферой американского бизнеса».
Одним из ключевых факторов быстрой экспансии логистики явилось возникновение концепции общих (тотальных) затрат в дистрибьюции. К этому времени стало ясно, что издержки отдельных логистических операций тесно связаны между собой: экономия на транспортных расходах может привести к значительному росту затрат, вызванных ростом складских запасов, экономия на упаковке — к дополнительным издержкам, вызванным повреждением грузов при доставке и т. д. Поэтому возникла необходимость интегрировать в потоке различные функции товародвижения, устанавливая при этом оптимальное соотношение затрат отдельных звеньев логистической цепи.
Таким образом, смысл концепции общих затрат заключается в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится (общий результат деятельности превзойдет сумму отдельных эффектов). Например, переключая перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать создания промежуточных складов, т.е. исключить затраты на складирование. И хотя затраты на транспортировку возрастут, общий их уровень в сети распределения уменьшится.
Позднее концепция общих затрат стала основной концепцией интегрированной логистики. Вместе с тем возникли следующие предпосылки дальнейшего развития логистики. К ним относятся:
— изменения в моделях и отношениях потребительского спроса (развитие олигополистических рынков);
— давление затрат на производство;
— прогресс в компьютерных технологиях;
— изменения в стратегиях формирования запасов;
— влияние военного опыта.
К началу 70-х гг. (период развития) были сформулированыфундаментальные принципы бизнес-логистики и некоторые западные фирмы стали успешно применять их на практике. Однако для многих фирм логистический подход к контролю и уменьшению затрат еще не стал очевидным. Кроме того, попытки внедрения логистической координации во многих фирмах не удавались вследствие встречного сопротивления. Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции, например закупок, транспортировки, грузопереработки, часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальным потоком на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали существующие в то время системы бухгалтерского учета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических активностей фирмы.
Таким образом, в период с 1980-х до середины 1990-х гг. логистика приобрела статус «образа мышления», или, другими словами, концептуальной стратегии, основанной на глубокой интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводящую систему (период интеграции). Здесь во главу угла ставился не продукт, а процесс в форме потока (материального, информационного и др.), в чем и заключалась принципиальная новизна логистического подхода, а логистическая концепция позволила перейти от дискретного к сквозному управлению по всей логистической цепи.
В современном бизнесе существенно увеличилось время прохождения товара по различным каналам материально-технического обеспечения (свыше 90% временных затрат). Поэтому необходим последовательный логистический подход к управлению материальными потоками. Он позволяет значительно (на 30-50%) сократить все виды запасов материальных ресурсов, уменьшить время движения продукции от источника сырья до конечного потребителя (на 25-40%) и период оборота капитала, снизить затраты на производство, дистрибьюцию и, что самое главное, наиболее полно удовлетворить запросы потребителей в отношении качества товаров и сервиса.
В течение рассматриваемого исторического периода произошли также существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического взлета. Основными из них являются следующие:
— революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);
— изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;
— повсеместное распространение философии TQM (тотальное управление качеством);
— рост партнерства и стратегических союзов;
— структурные изменения в организациях бизнеса.
Таким образом, период интеграции сделал логистику одним из важнейших инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали передовые концепции логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке
На современном этапе основными тенденциями в экономике западного рынка, влияющими на будущую эволюцию логистической концепции, являются:
— некоторый спад промышленного производства;
— дальнейшее углубление специализации в промышленности;
— изменившиеся отношения с торговыми партнерами, требующие новых подходов в организации сотрудничества и новых форм менеджмента;
— дальнейшее развитие мировых интеграционных процессов;
— усилившаяся конкуренция во всех областях бизнеса;
— развитие новых информационно-компьютерных технологий;
— появление гибкого технологического оборудования, систем автоматизации проектирования, гибких автоматизированных и роботизированных производств, позволяющих быстро переходить на выпуск новых видов продукции;
— усиленное внедрение принципов логистики в индустрию сервиса.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Исторические этапы развития логистики в бизнесе
Логистика — это инструмент бизнеса, который позволяет хозяйствующим субъектам осуществлять управление находящимися в движении материальными, финансовыми, информационными и прочими ресурсами.
Понимание широты возможностей логистического подхода к управлению отдельными аспектами экономической деятельности хозяйствующих субъектов привело к интенсивному развитию и распространению методов логистики. Обобщенно данный процесс можно представить в виде следующих исторических этапов развития логистики в бизнесе:
- Этап становления;
- Этап развития;
- Этап интеграции;
- Этап глобализации.
Этап становления логистики
Этап становления логистики относится к периоду 1960-х гг. Ускорению данного процесса способствовало воздействие ряда объективных экономических факторов:
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
- Усиление внимания к потребителям (переход к рынку покупателя);
- Увеличение количества конкурентных товаров;
- Разработка новых методов лучшего обслуживания потребителей;
- Поиск новых путей координации спроса и предложения.
Повышение разнообразия товаров на национальных и мировом рынках вызвало у хозяйствующих субъектов значительный рост затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения. В целях их минимизации был предложен и опробован логистический подход.
На основе философии маркетинга возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции. В экономике того времени произошло осознание и формулирование ключевой концепции общих затрат в физическом распределении. Она исходит из того, что затраты в распределении грузоперевозок можно перегруппировать так, что при продвижении товаров от производителя к потребителю общий уровень этих затрат уменьшится.
На этапе становления логистический подход первоначально использовался в сфере обращения, охватив организацию хранения и транспортировки грузоперевозок. Причем форма логистического управления была наименее совершенной.
«Исторические этапы развития логистики в бизнесе»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Этап развития логистики
На фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов в 1970-е гг. усилилась конкуренция в мировой экономике. При этом у большинства предприятий значительно выросли логистические затраты, стоимость физического распределения. Поэтому активно искали новые пути снижения затрат в производстве и распределении, беря за основу концепцию логистики.
Предприятия организовывали работу производства, складского и транспортного хозяйства как единый слаженный механизм. Благодаря этому управляли потоком производимой продукции от производственной линии до конечного потребителя.
Несмотря на то, что в 1970-е гг. логистические системы начали распространяться, большая часть предприятий не считали логистический подход очевидным. Внедрению элементов логистической концепции в практику хозяйственной деятельности предприятий зачастую противостояли представители высшего и среднего звена корпоративного руководства, которое привыкло выполнять традиционные обособленные функции закупок, транспортировки, переработки груза. Однако появление и развитие автоматизированных (компьютерных) систем управления и контроля напрямую способствовали охвату логистическим управлением производственного процесса.
Этап интеграции логистики
Период 1980-х гг. отличается тем, что в экономике осознали необходимость управления не только материальными, но и сопутствующими им потоками (информационными, финансовыми, сервисными). Широкое распространение получила концепция всеобщего управления качеством, которая позволила теории и практике менеджмента совершить качественный скачок вперед. Главной объявлялась задача по повышению качества продукции, в ее решении принимали участие все члены предприятия на всех стадиях производства и реализации продукции.
Интеграция заключалась в том, что все логистические функции предприятия и все его логистические партнеры объединялись в, так называемую, полную логистическую цепь. Она должна была включать такие стадии, как закупка, производство, распределение, продажа.
Именно в этот период времени произошел феномен логистического «взлета». Причина этого кроется в том, что в информационных технологиях произошла настоящая революция. Не отставала и экономика, в которой также произошли изменения.
Менеджеры подняли уровень своей квалификации в области логистики, предприятия начали создавать консультативные отделы по проблемам логистики. Можно сказать, что логистическое управление стало осуществляться по принципу долгосрочного планирования (а не оперативного реагирования, как ранее).
Этап глобализации логистики
В 1990-е годы началась глобализация мировой экономики. Этот процесс также затронул логистику, чья концепция была признана большинством участников цепей снабжения, производства и распределения.
К менеджерам логистики были предъявлены новые требования, поскольку усилилась потребность предприятий в привлечении «третьих участников» – таможенных и экспедиционных агентств, банков и т.п. Речь идет про знание особенностей законодательства и экономики многих стран мира, выполнение требований к упаковке продукции с учетом языковых различий, устранение таможенных барьеров и т.д.
Помимо глобализации мировой экономики, новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения возникают, в том числе, из-за глобальной научно-технической революции. В настоящее время сокращается число поставщиков, формируется долгосрочное сотрудничество с логистическими компаниями, совершенствуются методы управления логистическими процессами, расширяется ассортимент предлагаемых логистических услуг, в том числе, популярность набирает аутсорсинг логистических функций.
Источник: spravochnick.ru