В последние годы идет много разговоров о том, что формат галереи устарел и ему срочно надо найти замену. А ведь как романтично все начиналось. Любопытный факт: в 2015-м лондонская Национальная галерея устроила выставку «Изобретая импрессионизм» и посвятила ее не художникам, а арт-дилеру Полю Дюран-Рюэлю. По мнению кураторов, именно он стал отцом-основателем знаменитого течения.
Доля правды в этом определенно есть: без организационных способностей Дюран-Рюэля, устроившего первую персональную выставку Клода Моне, импрессионизм никогда бы не оформился в доступный и популярный «продукт». Его коллега Даниэль Канвейлер сделал то же самое для кубистов – Пабло Пикассо, Жоржа Брака и других. Позже, в Америке, Лео Кастелли точно так же привел в товарный вид и вывел на рынок поп-арт и минимализм.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эти люди, задавшие в свое время вектор развития профессии, были и собеседниками, и продавцами, и соавторами художников. Важно подчеркнуть, что их работа не подразумевала прессинга и требований унификации. Наоборот, вывод творца на коммерческую орбиту по большей части осуществлялся без готового рецепта успеха, как вдохновенный эксперимент.
Миллионы за говно. Научный взгляд на современное искусство.
Сейчас такие высокие отношения встречаются все реже. Расстановка сил в отрасли изменилась, и харизматичные галеристы-одиночки из локомотивов процесса превращаются чуть ли не в аутсайдеров. «На рынке современного искусства тон задают мегагалереи с огромными финансовыми возможностями и сетью филиалов по всему миру, а также арт-ярмарки и аукционные дома. Именно последним двум типам игроков достается больше всего внимания прессы», – отмечает Валери Бах, владелица одной из крупнейших галерей Брюсселя – La Patinoire Royale.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Барбара Крюгер. «Без названия (Деньги могут купить вам любовь)». 1985
Ральф Касперс. «Золото». 2008
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В XXI веке изменились не только продавцы, но в первую очередь покупатели. Современные богачи разбираются в искусстве хуже, чем коллекционеры старой закалки – выходцы из семей с давними традициями собирательства.
При этом у них практически нет свободного времени. «Отрасль перенасыщена, – сетует Луиджи Маццолени, владелец туринской галереи Mazzoleni, более 20 лет специализирующейся на послевоенном итальянском искусстве. – Арт-площадок стало слишком много. Сейчас клиенты все реже задерживаются в галерее надолго, чтобы внимательно рассмотреть работы, на поиски которых мы тратим столько времени и сил». А вот ярмарки для них – формат идеальный: за несколько часов можно увидеть весь ассортимент. Похожие изменения наблюдаются и в России. Сергей Попов, владелец pop/off/art, считает, что сейчас происходит «нормальная смена типологии коллекционера», а роль знатока в этой ситуации перекладывается на плечи консультантов, в число которых входят и сами галеристы.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Валери Бах замечает: «Искусство теперь не только атрибут роскоши, но и объект инвестиций, поэтому и ярмарок стало больше. В 70-х их было всего три – Кельн, Базель и Брюссель. В 2000 году – 36, а сейчас уже больше 250. Из небольшого, замкнутого рынка, построенного на личных связях, мы превратились в процветающую глобальную отрасль».
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО как бизнес. 500 — 1000$ за картину | Откуда Бабки Шоу
Ларри Гагосяну, Дэвиду Цвирнеру и другим мегадилерам участие в ярмарках дается легко: продажи с лихвой покрывают расходы на транспортировку. Менее удачливым коллегам приходится четко выстраивать свою ярмарочную стратегию и учитывать, что художники при выборе галереи обращают внимание на то, куда она ездит и кому продает (на последней Art Basel корреспонденту The Symbol Art рассказывали страшную историю о том, как молодой автор попросил галериста не устраивать выставку на его площадке, а везти работы прямиком в Базель). «Пять ярмарок в год – это потолок, иначе художники не успевают делать работы», – говорит основатель московской галереи XL Елена Селина. Кроме того, считает она, путешествуя с ярмарки на ярмарку, «ты упускаешь то, что происходит в стране, меньше усилий вкладываешь в то, что должен развивать на месте».
Источник: www.thesymbol.ru
Как открыть галерею современного искусства с нуля
Иногда кажется, что все крупные события в сфере культуры или искусства в нашей стране происходят только в Москве и Санкт-Петербурге. Если в вашем городе из мест проведения досуга есть только старенький музей, оборудованный еще в советское время, и пара торговых центров, то создание собственной галереи станет весьма ожидаемым решением для бизнеса.
Затраты и прибыль
Бизнес в сфере искусства принесет прибыль не сразу. Однако этот проект интересен возможностью быть в центре культурной жизни города и заполучить новые знакомства и связи. К тому же заработать можно на смежных видах деятельности: предоставление помещения в аренду под мероприятия, продажа сувенирной продукции и предметов искусства.
Инвестиции в организацию галереи современного искусства достаточно высоки и в лучшем случае составят около 562’000 рублей. В первое время прибыль будет небольшой, но со временем доходы будут расти — от 51’000 рублей. Срок окупаемости — 11 месяцев.
Затраты на старте: примерный расчет для Саратова
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Оформление бизнеса | 10’000 |
Оборудование | 410’000 |
Прочие расходы | 142’000 |
Итого | 562’000 |
Ежемесячные затраты
Коммунальные платежи | 15’000 |
Зарплата сотрудникам | 100’000 |
Реклама | 50’000 |
Организация временных выставок | 100’000 |
Итого | 265’000 |
Разрешения и документы
Регистрация бизнеса
Особых документов для официального признания галереи не требуется: эта деятельность не регулируется законодательно на территории нашей страны. Достаточно открыть ИП, встать на налоговый учет и исправно платить налоги, делать отчисления в ПФР. Специальных служб по проверке деятельности галерей тоже нет, но получить заключение от Государственной службы пожарного надзора придется.
Список документов для регистрации ИП
- Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р21001)
- Копия российского паспорта
- Квитанция об уплате госпошлины
Выбор помещения
Лучшим решением будет расположить галерею в центре города, например, в старинном доме дореволюционной постройки с высокими потолками и большими окнами. Другим подходящим вариантом может стать здание заброшенного завода, бывшего склада, цеха или любого другого промышленного строения, которое можно переоборудовать под нужды современного искусства.
Без ремонта здесь не обойтись. В первом случае вам придется максимально сохранить историческую ценность и привлекательность объекта вплоть до мельчайших деталей — лепнина на потолке, печные изразцы, витражное остекление. Во втором случае оформить помещение в стиле лофт: оголенные трубы, кирпичные или бетонные стены. Интерьеры здания должны выгодно дополнять вашу экспозицию.
Понятно, что затраты на помещение — покупка в собственность или аренда — обойдутся недешево. Но в будущем вы также можете сдавать его в аренду под проведение различных мероприятий или событий, чтобы окупить быстрее.
Выберите помещение площадью не более 200 кв м из расчета:
- Выставочное пространство — 120 кв м
- Административное помещение — 20 кв м
- Хранилище выставочных работ — 30 кв м
- Технические помещения — 30 кв м
Если пространства под офис, хранилище или технические помещения в выбранном здании окажутся совсем небольшими, то все равно рассмотрите его по другим характеристикам. Главные факторы: большая выставочная зона, транспортная доступность, привлекательные условия.
Затраты на помещение зависят от нескольких факторов: собственность, аренда или кредит, а также необходимость в ремонте. Мы рассмотрим вариант помещения в собственности, чтобы показать от скольки могут начинаться расходы на организацию галереи.
Оборудование
Закупайте оборудование под каждое помещение вашего выставочного пространства отдельно:
- Выставочное пространство: осветительные приборы, крепления, полки и другие конструкции для демонстрации работ
- Административное помещение: мебель и офисная техника
- Хранилище выставочных работ: полки, стеллажи
- Технические помещения: оборудование и инвентарь для поддержания работы галереи
Заложите на эти расходы около 410’000 рублей.
Как выбрать партнеров
Если ваш город не блещет событиями в сфере культуры и искусства, то ваша деятельность станет отдушиной для жителей. Постоянную экспозицию можно собрать на основе собственной коллекции или работ местных мастеров. Для временных выставок стоит приглашать авторов из других городов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Ориентируйтесь на собственный вкус, мнение искусствоведов и тренды в сфере современного искусства. Отличным (пусть и трудозатратным) решением станут не просто выставки, а перформансы и театрализованные представления. Но здесь без помощи профессионалов не обойтись.
Персонал
Практика показывает, что для функционирования небольшой, но очень прогрессивной галереи современного искусства достаточно 5-6 человек.
Галерист или руководитель выставочного пространства отвечает за подготовку экспозиции, формирование имиджа культурного заведения. Быть профессиональным художником или дипломированным искусствоведом для этого вовсе не обязательно: достаточно интересоваться искусством и иметь управленческий опыт. Этим человеком может стать владелец галереи.
Куратор отвечает за проведение выставок, событий, мероприятий. В начале эту функцию также может взять на себя собственник бизнеса.
Экспозиционер занимается непосредственно выставлением картин и других предметов искусства. Причем как технической, так и планировочной стороной вопроса. Продумать размещение картин, развесить их, настроить свет, подобрать музыкальное сопровождение… Без ловких рук и светлой головы здесь не обойтись.
Сопровождать открытие галереи и выставок может как галерист, так и куратор. А вот для постоянного присутствия в зале потребуются смотрители. Их количество зависит от формы и размера помещения. С этой функцией прекрасно справятся люди с художественным образованием или выпускники гуманитарных факультетов.
Пресс-секретарь отвечает за работу со СМИ, а также обновления официального сайта галереи и ее соцсетей. Услугами фотографа, веб-мастера, грузчиков, водителей, разнорабочих пользуйтесь по мере необходимости: в штате эти сотрудники не нужны.
Количество сотрудников галереи зависят от ее масштаба и амбиций. Заложите в Фонд оплаты труда около 100’000 рублей ежемесячно.
Как рекламировать бизнес
Если ваш город достаточно скуп на события в культурной жизни, то посетители сами потянутся к вам. Однако и о рекламной поддержке забывать не стоит. Сообщайте о своих мероприятиях в СМИ, популярных пабликах вашего города, заручитесь поддержкой местных топ-блогеров. Отличной рекламой станут положительные и даже спорные отзывы ваших посетителей.
Аналогично проведение спорной выставки “на грани” поможет собрать полный зал. Крайние меры: запрет выставки властями привлечет внимание к вашей галерее не только местных жителей, но и журналистов федеральных изданий.
Организация бизнеса в сфере искусства — занятие затратное, но статусное и интересное. Стать известным галеристом своего города можно быстро, а это даст пропуск в определенный круг знакомств. Удачи вам!
Источник: alterainvest.ru
«Бывает, мне не говорят, куда везут и кого я буду снимать. Это стоит от $2000». Как художник зарабатывает на создании фотографий по технологии XIX века
Современный российский художник Георгий Кеймах специализируется на аналоговой фотографии. Он один из немногих, кто смог сделать искусство бизнесом, а бизнес превратить в искусство. Георгий проводит необычные выставки, а также развивает выездную фотостудию «Шипр». «Про бизнес» поговорил с художником и предпринимателем о том, как он пришел к идее альтернативной фотографии и с какими неудачами пришлось на этом пути смириться.
«Фотография — это не только „кусок кода“»
Георгий занимается современным искусством с 2002 года. На это его вдохновила преподаватель из Московского арт колледжа (на самом деле тогда он назывался просто «колледж № 14») — там готовили рекламщиков, но преподавали и художники. В начале 2000-х в Москве не существовало других университетов и школ, где можно было бы получить эти знания.
Свой «визуальный язык» появился у Георгия около 2009 года. Его идея заключалась в том, что он брал изображения, обычно используемые в нехудожественных целях — скриншоты с веб-камер и камер наблюдения, ксерокопии, любительские съемки «на мыльницу». Его интересовала тема искусства «вне галереи».
— Уход из искусства — и есть искусство, — считает Георгий. — Что такое правда? Насколько можно верить фотографиям? Какой эффект она производит? Именно нехудожественные фото создают эффект документальности.
— В России и Советском Союзе всегда считали, что фотография — какой-то особый жанр, больше связанный с репортажем, документалистикой, который к современному искусству имеет мало отношения. Но в Европе и Америке фотография сильно вовлечена в современное искусство, — рассказывает Георгий. — После «цифровой революции» и поголовного перехода на «цифру» большинство людей думали, что пленка и другие аналоговые технологии как носитель информации никому не нужны. Но к 2010 году стало понятно, что именно аналоговые фото создают эффект правдивости — есть ощущение, что это получено «не рукотворным методом» и не фотошопится.
Именно это направление привлекло Георгия. К тому же, он увидел в этом свободную нишу — как для искусства, так и для бизнеса. Он стал тестировать альтернативные фотопроцессы — это использование старинных или параллельных технологий, которые не были развиты в свое время, но сейчас появилась возможность развить их дальше. Такими технологиями занимаются в мире немногие, может сотня человек в каждой стране:
— Например, амбротипия (он же «тинтайп») — процесс, когда стекло или металлическую пластину поливают жидкой эмульсией и нитратом серебра, после чего за пару минут нужно сделать фотографию. Технология пришла из 1860-х годов: по ней делали одни из первых портретов, еще до даггеротипии. Это сложный, кропотливый и трудоемкий процесс. Для второй половины XIX века это был настоящий прорыв — люди в Америке, уходя на фронт, делали на память такие фотографии. И с 2019 года эта фотография получила второе дыхание, даже появилась небольшая индустрия, производящая химикаты и товары для нее, — делится предприниматель.
Интерес к старинным методам вырос из-за того, что сейчас нет физических фотографий. Людям нечего «подержать в руках», образуются «фантомные боли», и отсутствие тактильного ощущения от «фотокарточки» также обострилось.
— Фотография стала «единицей информации», «набором цифр» — это скорее сообщение в мессенджере, чем артефакт и документ. Ее нельзя подержать, это уже не физически существующий объект, а цифровой код, — констатирует мастер.
Георгий как художник уловил эту тенденцию и решил ею воспользоваться.
Выездное фотоателье
Раньше на свадьбах была фотозона, там фотографировали людей и дарили им магнитики с их фото. То, что делает Георгий, на первый взгляд, чем-то похоже. У него есть свое выездное фотоателье, где он снимает старинными деревянными камерами и там же проявляет фотографии по технологии XIX века.
Это довольно популярная услуга на вечеринки, свадьбы, частные корпоративы. Заказчики — состоятельные люди не только из Москвы, но и со всей России.
— Бывает, что со мной связывается агент публичного человека и не говорит, куда меня везут и кого я буду снимать, — делится Георгий. — Все, что снимается в этом проекте, защищено договором о неразглашении. Такая услуга стоит от $ 2000. Кажется, что это много, но в той же Америке такой эксклюзив стоил бы в 5 раз дороже.
Аналоговый процесс, позволяющий увидеть все этапы создания изображения, похож на некий мистический обряд. Я стою с большим фотоаппаратом гармошкой и делаю фото, а затем гости могут сразу видеть, как появляется снимок. Это дарит им эмоции и новизну.
Высокий сезон заказов — праздники, особенно Новый год. Но есть и обратная сторона медали — это личное присутствие. Поэтому во время пандемии заказов практически не было: весь 2020 год Георгий был без работы.
Над проектом работает команда до 10 человек, но чаще всего художник работает в паре со своей супругой.
Художник воспринимает это не только как бизнес, но и как художественное исследование (понятие «artistic research»). Это гибрид науки, социологии и искусства. Посещение богатых и известных людей позволяет изучать разделение их ролей, повседневные привычки.
Что понадобилось для старта и какие есть сложности
Старт у этого необычного бизнеса был тоже нестандартный. В 2013 году у Георгия и команды была идея-челлендж «запустить бизнес не дороже 10 тысяч российских рублей» (то есть $ 147). Для этого потребовалось взять напрокат Polaroid и купить для него кассеты, также приобрести смешные фотообои. Получилась фотозона для хипстеров, и впервые они выставились с ней на одном фестивале.
Первые фото стоили $ 7, и все заработанные деньги потратили на развитие. Потом был заказ в элитном магазине, а после этого главная инвестиция команды заключалась в трате компетенций и времени, деньги играли минимальную роль.
В какой-то момент у команды появился микроинвестор, который вложил в проект около $ 5 тысяч. Это было нечто экзотическое — фотостудия, она же гибрид магазина и театра. Но проект был скорее неудачным и команда убедилась, что в будущем таких инвестиций лучше избегать.
По мнению Георгия, если бы кто-то решился открыть клон его нынешнего бизнеса, допустим, в Москве, то на приобретение такого оборудования для одной выездной «точки» пришлось бы потратить около $ 15 тысяч (не считая времени на подбор и обучение сотрудников). И еще около $ 20 тысяч — на то, чтобы сформировать скромную лабораторию с запасом необходимых материалов для работы.
А чтобы проект развивался, нужны постоянные вливания на исследования: просто ездить на заказы со старой техникой довольно сложно, растет потребность в качестве, скорости и уровне сервиса. К слову, у Георгия сейчас готовы к работе 3 выездные команды с оборудованием, и минимум треть заработанных денег реинвестируется на дальнейшее развитие.
«Искусственная» сторона бизнеса
Бизнес Георгия строится не только на работе выездного ателье. Он также старается максимально монетизировать и свое искусство — проводит выставки. По мнению Георгия, сложно обобщенно сказать, сколько зарабатывают художники: все зависит от экспертного уровня:
— Хорошо зарабатывающих художников мало, плохо зарабатывающих — много. Как в любой сфере. Выставки приносят больше молодым художникам. У «матерых» больше работает имя, социальные связи, люди больше покупают напрямую, не обязательно на вернисажах.
«Фишка» выставок Георгия в том, что в их процессе он часто проводит какие-то активности, например фотографирует людей, что положительно влияет на продажи. При этом он использует технологии, которые сложны и не тиражируемы — то есть у снимка нет цифровой копии. Георгий считает, что ему удалось «нащупать» достаточно необычный способ заработка на фотографиях: это редкий пример, когда фотография сама по себе является отдельным жанром современного искусства.
В планах у художника — и дальше поднимать актуальные вопросы современного общества посредством фотографического искусства. Эта та сфера, которая позволяет выразить свои эмоции не только автору произведений, но и зрителям и участникам.
Самую первую награду «Серебряная камера» Георгий получил в 2003 году «за лучший фоторепортаж» — но это было скорее уличное искусство, а не репортаж. Назвали именно так, чтобы людям было лучше понятно. А первую персональную выставку художник провел в 2009 году.
Идея была в том, что он брал обычные предметы (тряпка, стул) и выражал их в стерео-фотографиях, играл с размерами, со светом и так далее. При этом большие объекты были на фотографиях маленькими и наоборот. Таким образом Георгий хотел донести, что привычные вещи не такие привычные и могут также вызывать какие-то чувства.
В 2017 году прошла выставка «Memento Mori», где Георгий делал фотографии живых людей на памятник. Художник хотел ослабить силу суеверия и показать, что не стоит бояться смерти. Главная мысль перфоманса — «все умирают, и это нормально».
— Фото делалось 12 секунд, во время которых нужно было сидеть неподвижно. Для многих это долго и мучительно, — объясняет Георгий. — На выставку приходили по записи, в течение четырех дней, а потом неделю фото висели в галерее. Участие приняли 50 человек — это много, так как на 1 фото уходит около часа. Для портрета брался лист алюминия, поливался эмульсией и солью серебра, а после попадания света получались черно-белые фотографии.
В 2018 году прошла выставка «Здесь и сейчас» — о том, как умерший человек остался в памяти у людей. Этот вопрос актуален потому, что после смерти правду о человеке уже никто не знает и каждый добавляет что-то от себя. Студия Георгия делала фотографии и они получались «странные»: из кусочков, по частям, прямо как память об умершем человеке. В этой выставке приняли участие сотни людей, получилось большое полотно из фотографий.
Георгий Кеймах выставлялся в ЦСИ «Гараж», музее STAM в Генте, галерее RuArts, ЦВЗ «Манеж», биеннале «Стой! Кто идёт?», является лауреатом международной премии «Merit Award», а его работы находятся в Мультимедиа Арт Музее и коллекции «Арт-Стрелки».
Источник: probusiness.io