Создание университета это бизнес

В данной статье рассмотрены ключевые вопросы взаимодействия отечественных вузов и предприятий, партнерство которых позиционируется как ключевое условие инновационного развития экономики страны. Автором выделены основные проблемы, обуславливающие необходимость интеграции предприятий и вузов и выявлены преимущества партнерских отношений. Показано, что в условиях стремительного развития наукоемких технологий, сотрудничество предприятий и вузов обеспечивает результативность деятельности заинтересованных партнерских сторон. Рассмотрены основные модели сотрудничества предприятий и вузов в современных условиях, реализация которых дает высокий экономический эффект. Проанализированы основные направления деятельности организаций высшей школы, в рамках которых партнерство с предприятиями создает благоприятные условия для развития инновационной среды.

Ключевые слова: инновационное развитие, партнерство, модель интеграции, образование, производство, конкурентоспособность.

Подготовка высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадров, отвечающих потребностям современного производства, является важнейшим компонентом экономического развития любой страны. От того, насколько университеты готовы выпускать таких специалистов напрямую зависит будущее государства.

Эволюция бизнеса. От товара до создания сообщества | ХАКАТОН | Университет комьюнити 16+

Одним из факторов, обеспечивающих высокий уровень подготовки кадров, является взаимодействие вузов и производственных предприятий. У образовательного процесса всегда было две стороны – высшее профессиональное учебное заведение и предприятие. Вуз выступает производителем знаний, а предприятие является потребителем специалистов. Следовательно, от эффективности их взаимодействия напрямую зависит уровень соответствия качества подготовки кадров потребностям работодателей и степень востребованности и выпускников, и конкурентоспособности вуза на рынке труда.

Интеграция образования и производства в условиях развития наукоемких производств и технологий является одним из решающих факторов развития экономики и определяет потребности производства и учреждений высшего профессионального образования в формировании многоаспектных форм взаимодействия. Производственные предприятия, являясь потенциальными, а для отраслевых вузов – основными работодателями и потребителями услуг вузов, определяют взаимодействие с вузами в числе доминантных направлений своей деятельности. С другой стороны, вузы также заинтересованы в развитии имеющихся форм взаимодействия с предприятиями и формировании новых направлений в этой деятельности.

Необходимость интеграции предприятий и вузов обусловлена рядом факторов, которые можно обозначить в качестве критически важных проблем, требующих решения.

Во-первых, несоответствие качества профессионального образования требованиям и ожиданиям работодателей. Это несоответствии заключается разрыве между теми знаниями и навыками, которые получают студенты в вузах и уровнем развития производства, основанного на развитых наукоемких технологиях.

Во-вторых, интеграция вузов и предприятий имеет взаимовыгодную результативность. Прежде всего, это касается научно-инновационной деятельности. Формы научной деятельности отраслевых вузов предполагают комплекс организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к коммерческим успехам при условии тесного взаимодействия с отраслью. Это возможно при активном развитии научных кадров, которое обеспечивается, в том числе, в рамках системы непрерывного образования.

Делаю классные сайты для бизнеса! Вопросы в инсту! #вебдизайн #курсfigma #сайтназаказ #фриланс

В-третьих, интеграция вузов и предприятий позволяет обеспечивать расширение спектра рабочих мест и баз практики для студентов, аспирантов на основе создания единых образовательно-производственных площадок, что уже на стадии обучения позволяет адаптировать обучающихся к потребностям предприятия и отрасли в целом.

Следовательно, решение этих задач в рамках взаимодействия вуза и предприятий в условиях инновационного развития обеспечивает количественные и качественные преимущества, так как обе стороны в процессе реализации партнерских отношений более плодотворно решают главную задачу – подготовку высококвалифицированных кадров, способных мобильно адаптироваться к условиям стремительно развивающейся инновационной среды.

Важным аспектом результативности такого взаимодействия является классическая модель успешного инновационного развития – так называемая «тройная спираль», где партнерами в инновационном развитии является государство, университеты и предприятия. Участники инновационного процесса активно взаимодействуют между собой путем обмена финансовыми, материальными и интеллектуальными ресурсами. Именно такое партнерство необходимо для инновационного развития.

Университет как партнер предприятия имеет свои преимущества: во-первых, это стабильная структура, имеет налаженную организационную структуру; во-вторых, это известный участник образовательного процесса; в-третьих, это организация, существующая и развивается в течение довольно длительного времени, имеет свои связи, нормативы и положения.

Предприятие при сотрудничестве с вузами также получает ряд неоспоримых преимуществ, в том числе:

  • обеспечение высокого уровня конкурентоспособности;
  • увеличение стоимости предприятия на рынке и ценности его бренда;
  • формирование положительного имиджа как надежного и стабильного партнера.

Можно выделить еще одно немаловажное преимущество для предприятий. А именно – возможность сократить расходы. Так тесное и долгосрочное взаимодействие предприятия с вузом делает реальным сокращение расходов на подбор персонала, что, как правило, осуществляется в процессе реализации совместных программ по трудоустройству выпускников (например, Ярмарки вакансий). Кроме того, такие расходы как обеспечение инновационных разработок, научных, маркетинговых и иных исследований также снижаются в процессе совместной деятельности предприятий с вузами. Немаловажным преимуществом является формирование новых технологических идей, которые могут способствовать повышению уровня рентабельности предприятия, совершенствованию/модернизации его производственных процессов.

В настоящее время практика взаимодействия вузов и предприятий позволяет обозначить следующие модели сотрудничества:

  • научные, в рамках которых реализуется практика совместных научных исследований и инновационных проектов. К проектам привлекаются не только сотрудники предприятий и профессорско-преподавательский состав вузов, но и студенты и аспиранты, что обеспечивает последним получение новых знаний и умений и способствует воспроизводству научного знания в целом;
  • инновационно-предпринимательские, обеспечивающие через организацию бизнес-образований коммерциализацию научных инновационных разработок, а также интеграцию этих бизнес-образований с местным и/или региональным бизнес-сообществом;
  • бизнес-инкубаторы и коворкинг, предоставляющие возможность посредством реализации разнообразного спектра административных, маркетинговых и управленческих услуг многофакторной совместной деятельности, направленной на оказания помощи в управлении и финансировании важных бизнес и технических проектов;
  • академические спин-офф как форма инновационного предпринимательства на базе организации высшего профессионального образования. Создание и развитие подобных структур способствует созданию новых рабочих мест, быстрому трансферу инновационных технологий, притоку финансовых поступлений и, как следствие, повышению уровня эффективности малого инновационного предпринимательства;
  • научных технопарки, представляющие собой инновационную инфраструктуру, объединяющую научно-исследовательские, научно-технологические и/или научно-производственные высокотехнологические объединения, объекты индустрии, учебные заведение и другие объекты, специализирующиеся на решение комплексных задач, направленных на рост благосостояния территорий и организации, продвижение инновационной культуры, а также обеспечивающие прозрачность состязательности инновационного бизнеса и научных организаций.

Окончательный выбор модели взаимодействия «предприятие – вуз» будет зависеть прежде всего от основной деятельности предприятия и главной цели взаимодействия.

Современные исследования проблем формирования и эффективного функционирования инновационных систем развития национальной экономики убедительно доказывают важность развития взаимоотношений между государством, образовательными, научно-исследовательскими учреждениями и бизнесом. Развитие инноваций зависит от способности представителей предприятий и вузов сотрудничать в различных направлениях: технологий, дизайна, инженерии и др. Необходимо добавить, что развитие партнерских отношений с вузами зависит от экономической модели страны, политических институтов, потребностей рынка и индустрии.

Читайте также:  Программы для бизнеса расходы доходы учет

Ученые рассматривают партнерские отношения предприятия с вузами как одну из основных форм социального партнерства, построенное на основе социальной справедливости. Преимуществом развития партнерских отношений вузов является трудоустройство выпускников, а для предприятий – возможность выбора наиболее талантливых кандидатов.

Образование на сегодняшний день работает в рыночных условиях, где полученная информация и знания превращаются в основной капитал выпускника. В то же время ученый отмечает низкую инновационную активность российских высших учебных заведений, что связано с низким уровнем ресурсного обеспечения, особенно это касается оборудования, информации и других расходных материалов.

Целесообразно обратить внимание на то, что будущее сотрудничество должно быть построено на основе поощрения работников образования работать в индустрии и представителей компаний в университете. В системе образования исследовательские университеты играют ключевую роль в подготовке профессионалов, специалистов высокого уровня, ученых-исследователей, которые нужны для развития экономики страны, способных генерировать знания и создавать национальные инновационные системы.

В свою очередь исследователи предлагают модель успешного инновационного развития – тройную спираль, где основными участниками инновационного процесса является государство, университеты и частный бизнес. Участники инновационного процесса активно взаимодействуют между собой путем обмена финансовыми, материальными, интеллектуальными ресурсами. Важно в этой спирали подчеркнуть роль вузов.

В настоящее время инновационная деятельность высших учебных заведений является важным элементом его миссии, а потому нуждается в развитии и финансовой поддержки. Причем эта финансовая поддержка может проявляться как со стороны государства, так и предприятий различных форм собственности. В то же время, эта инновационная деятельность тесно связана с маркетингом инноваций в образовательной сфере. Выделяют такие направления маркетинга инноваций в образовании, как: инновационные технологии в предметной области, взаимодействие науки и практики, проведения фундаментальных исследований и другие. Подчеркнем, что вузы играет важную роль не только в учебном, но и научном направлении.

Также высшее образование является решающим фактором в формировании профессионального и духовного развития личности в условиях экономической и политической независимости России.

Основными задачами деятельности современного университета можно обозначить:

  1. Образовательную деятельность, осуществление которой обеспечивает в рамках действующих образовательных стандартов подготовку высококвалифицированных специалистов профильного квалификационного уровня;
  2. Научная и/или научно-техническая деятельность, обеспечивающая воспроизводство научного знания, проведение научно-исследовательских работ;
  3. Инновационная («третья миссия вузов»), в рамках которой формируются условия для реализации творческого потенциала научных кадров (внедрения, коммерциализация и т.п.);
  4. Творческая, художественная, культурно-воспитательная, спортивная и оздоровительная деятельность, обеспечивающая всестороннее развитие личности обучающихся, способствующая развитию его творческих и иных способностей;
  5. Создание и обеспечение условий для академической и профессиональной мобильности;
  6. Повышение квалификации, подготовка и переподготовка как научно-педагогических кадров, так и персонала отраслевых предприятий;
  7. Осуществление мониторинга рынка труда с целью содействия трудоустройства выпускников;
  8. Осуществление международного научного сотрудничества, в том числе реализация международных проектов и программ, участие в конференциях, семинарах, выставках.

С учетом выше изложенного, отметим, что в соответствии с поставленными перед вузами задачами, существуют определенные стратегические решения для предприятий, особенно в сфере кадрового обеспечения, переподготовки работников, научно-инновационной деятельности, что приводит к необходимости углубления развития партнерских отношений между двумя институтами.

Стратегическое партнерство вузов и предприятия позволяет решить ряд задач, а именно: формирование моделей интеграции научно-технической, учебной и инновационной деятельности; реализация моделей межвузовских программ целевой подготовки специалистов для предприятий и организаций; выполнение научно-технических программ, направленных на создание наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции; разработка и внедрение эффективных механизмов прогнозирования рынка труда в приоритетных научно-образовательных направлениях.

Развитие партнерских отношений между предприятиями и высшими учебными заведениями способствует совершенствованию образования в РФ и определяется принципами интеграции, переходом к инновационной экономике, основанной на знании. Это кардинально влияет на роль специалистов с высшим образованием. Эффективная форма сотрудничества, поддерживает баланс между теоретическими знаниями и прикладными технологиями, способствует продвижению инноваций как в систему образования, так и производственную сферу, так и в экономику страны в целом. В свою очередь это способствует росту научной конкурентоспособности страны в будущем.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ефимочкина Н. Б. Внутрикорпоративные коммуникации как инструмент управления нефтегазового предприятия / Н. Б. Ефимочкина, С. Е. Анисимова, Д. Ю. Сериков // СФЕРА. Нефть и Газ. – 2022. – № 2(85). – с. 84–87. – EDN WQPOJF.
  2. Мартынов С. В. Государственная политика в области повышения качества высшего образования / С. В. Мартынов, С. Ю. Мычка // Синергия. – 2017. – № 5. – с. 7–14. – EDN YUZQRU.
  3. Володина И. Н., Анисимова С. Е., Сериков Д. Ю. Экономический эффект, достигаемый при реструктуризации нефтегазовых компаний // СФЕРА. Нефть и Газ: всерос. отр. науч.-техн. журн. – М.: ООО «ИД «СФЕРА», 2020. – №1. – с. 85–87.
  4. Салми Д. Создание университетов мирового класса / Д. Салми. – Москва: Весь Мир, 2009. – 127 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=bookhttps://xn--80aaigboe2bzaiqsf7i.xn--p1ai/gubkin2-2022-3″ target=»_blank»]xn--80aaigboe2bzaiqsf7i.xn--p1ai[/mask_link]

    Что такое корпоративный университет

    Римскому философу Сенеке принадлежит фраза «Сколько б ты ни жил, всю жизнь нужно учиться». Под этими словами могут подписаться многие современные руководители и HR. Однако полноценное масштабное обучение сотрудников стало возможным только с появлением и развитием цифровых технологий. Именно с их помощью компании переходят от разовых тренингов и семинаров к созданию корпоративных университетов.

    Корпоративный университет — это система обучения сотрудников, которая одновременно решает стратегические и текущие задачи. Под системой подразумевается не только LMS-платформа, но и вся HR-структура, созданная для развития персонала. Этот способ обучения выбирают всё больше компаний. Причина — в постоянно меняющемся мире, где недостаточно получить образование раз и навсегда, и в уникальности каждого бизнеса.

    У каждой компании — свои стандарты работы и требования к сотрудникам. Ни одна сторонняя организация не сможет так понять задачи бизнеса, как это сделают внутренние специалисты по обучению. Поэтому компании всё чаще создают собственные корпоративные университеты для образования сотрудников.

    С их помощью можно полностью подстроить обучающие занятия под нужды и особенности организации. И пусть вас не смущает слово «университет». На самом деле за ним стоит набор знаний и навыков, который помогает развивать и обучать сотрудников.

    Для чего нужны электронные корпоративные университеты

    Современный корпоративный университет строится на дистанционном обучении. При этом он помогает поддерживать живое общение и корпоративные ценности в офлайн. С помощью выстроенной системы обучения можно поддерживать стандарты коммуникаций в компании и создавать атмосферу, в которой сотрудники будут не только работать, но и общаться, соревноваться, получать бонусы.

    Можно выделить две глобальных цели создания корпоративного университета: прикладную и стратегическую.

    Стратегическая цель предполагает получение ответов на вопросы, которые нужно задать перед началом обучения сотрудников:

    • какие задачи вы хотите решить с помощью обучения;
    • чему вы будете учить;
    • как вы будете это делать;
    • какие технологические решения будете при этом использовать;
    • кто и как будет создавать обучающий контент;
    • как вы будете отслеживать процессы обучения, кто будет этим заниматься.

    Прикладная цель — удовлетворить потребности бизнеса в обучении и развитии сотрудников и помочь понять, как обучение влияет на компанию.

    Подобные цели и задачи стоят перед большинством компаний. Небольшой бизнес может решать их без специальных инструментов. Однако, чем масштабнее компания, чем больше у неё знаний и сотрудников, тем сложнее ими управлять. Корпоративный университет для обучения персонала необходим, если:

    • компания расширяется или планирует расти в ближайшие несколько лет, что приводит к усложнению рабочих процессов, переменам в маркетинговой политике и в работе с клиентами;
    • компания перестала расти, нужны новые идеи, знания и навыки для развития бизнеса;
    • есть потребность в постоянном обучении новых сотрудников и в переобучении штатных работников;
    • компания хочет ввести и поддерживать корпоративные стандарты и ценности;
    • в штате есть сотрудники с богатым практическим опытом и нужно сохранить его прежде, чем специалисты уйдут на пенсию или сменят место работы;
    • компании по закону необходимо регулярно обучать работников, например, проводить занятия по технике безопасности, которые можно объединить в полноценный корпоративный университет охрана труда.

    Примеры отечественных и зарубежных корпоративных университетов

    Первые российские корпоративные университеты появились в 1999 году. Тогда их созданием занимались, в основном, телекоммуникационные компании. Сейчас в России насчитывается больше 40 подобных структур, и их количество постоянно растёт. Среди компаний, у которых есть собственные университеты — «Северсталь», «Норильский никель», «Ингосстрах», «Ростелеком», Сбербанк, Газпром и другие.

    Например, в «Ингосстрахе» на базе LMS Эквио работает корпоративный университет для адаптации новых сотрудников. Таким образом компания существенно снижает затраты на онбординг персонала. Также у «Ингосстраха» есть Бизнес-школа для сторонних специалистов, которые могут присоединиться к компании после успешного обучения. Подобным образом работает и Nordgold Академия.

    Благодаря LMS (СДО или SDO) Эквио, на которой расположен корпоративный университет золотодобывающей компании, Nordgold сократила ввод в должность новых сотрудников с 7-10 до двух дней. Затраты на очное обучение снизились на 50%.

    В тоже время корпоративные университеты в России перестают быть привилегией частных компаний. Государственные организации тоже создают свои онлайн-университеты. Яркий пример — Корпоративная Академия Роскосмоса на базе Эквио. Академия создана для дальнейшего обучения специалистов ракетно-космической отрасли и объединяет ведущие практики. С помощью онлайн-платформы специалисты всех уровней проходят уроки, тестирование, аттестацию и получают консультации.

    Среди зарубежных компаний можно упомянуть корпоративный университет Coca-Cola HBC Россия. В нём присутствуют как дистанционные программы, так и очные тренинги для специалистов отделов продаж, маркетинга, HR, производства и др. Две российские обучающие программы компании (FastForward и Passion to Lead) были реализованы на платформе Эквио.

    Как создать корпоративный университет?

    Электронный корпоративный университет создают на базе LMS или СДО. Однако, прежде чем приступить к выбору обучающей платформы, нужно определиться с целями, которые компания планирует достичь с помощью системы развития сотрудников. Чтобы сформулировать конкретные, измеримые и реалистичные цели, проводят аудит потребностей компании. Нужно понять, каких знаний и навыков не хватает сотрудникам и какие из этих знаний важны для развития бизнеса.

    После этого важно определиться с бюджетом. Современные образовательные корпоративные университеты строят на базе онлайн-обучения. Это дешевле тренингов и семинаров, однако, нужно учесть затраты на покупку платформы и работу специалистов по обучению сотрудников.

    На следующем этапе нужно продумать структуру корпоративного университета. Какие программы в него будут входить, какие отделы и должности будут охвачены обучением, кто будет отвечать за проверку знаний и контроль эффективности обучения.

    После этого можно переходить к выбору обучающей платформы. Лучше выбирать решения, в которых необходимый функционал входит в базовую комплектацию. Например, LMS Эквио не только позволяет создавать обучающие курсы и назначать их сотрудникам. С помощью платформы можно организовать корпоративную базу знаний, тестирование с автоматической проверкой, опросы, информирование и многое другое. Важный момент при выборе LMS — дружелюбный и понятный интерфейс, а также доступность с мобильных устройств.

    После выбора и внедрения платформы останется наполнить её обучающим контентом. Онлайн-курсы можно создать самостоятельно или приобрести у специалистов. Как правило, экономика корпоративного университета требует совмещения обоих способов, так как персональные занятия лучше закрывают задачи компании, а готовый контент требует меньше вложений времени.

    После этого останется наладить процессы, продумать, по каким критериям оценивать успешность обучения и выстроить систему мотивации и поощрений для сотрудников.

    Развитие корпоративного университета

    Организация корпоративного университета может занять много времени и сил. Однако уже на этом этапе нужно продумать варианты его развития. Чтобы решить, в каком направлении двигаться, можно посмотреть на тренды в корпоративном обучении.

    Вот основные моменты, которые будут актуальны при обучении сотрудников.

    • Система корпоративного университета будет становиться всё популярнее, приходя на смену разрозненным курсам и отдельным обучающим программам. Это позволит компаниям экономить средства на обучении и своевременно закрывать потребности в специалистах.
    • Важность результата. Раньше компании оценивали эффективность обучения в корпоративном университете по количеству людей, которые прошли курсы. Сейчас обучение ради обучения уходит в прошлое. Руководители и HR-специалисты привязывают результаты прохождения курсов к KPI. Тем более, что современные LMS позволяют автоматизировать сбор и анализ этих данных.
    • Всё больше компаний будут использовать пребординг для быстрого ввода новых сотрудников. Специалист будет получать доступ к части корпоративных ресурсов ещё до получения оффера и начала онбординга. Это позволит снизить текучку и ускорить процесс адаптации.

    Корпоративный университет помогает выстроить коммуникацию между бизнесом и сотрудниками. Благодаря ему специалистов обучают не абстрактным вещам, а конкретным навыкам, которые можно сразу же применить в работе. И если раньше такой формат был доступен только крупным корпорациям, с развитием LMS практически любая компания может создать академию или бизнес-школу для своих сотрудников.

    Источник: e-queo.com

    Исследование успешных практик создания предпринимательских университетов

    Созданию предпринимательских университетов в настоящее время уделяется особое внимание в связи с проведением реформ высшего образования, потребностью повышения конкурентоспособности высших учебных заведений и их международного рейтинга, коммерциализации научных разработок и необходимостью перехода к инновационной модели развития. Предпринимательские университеты совмещают преподавательские, научно-исследовательские и предпринимательские виды деятельности и получают от них доход, имея в своей структуре объекты инновационной инфраструктуры. Исследование успешных практик создания предпринимательских университетов показывает, что университет выстраивает модели подготовки специалистов, нацеленных на подготовку и выпуск поколений инноваторов, а также на производство инновационных идей и продуктов для различных экономических сфер.

    Аннотация статьи
    государство
    предпринимательский университет
    предпринимательство (бизнес)
    социально-экономические факторы
    концепция «тройной спирали»
    фундаментальные и поисковые исследования
    инновационные проекты
    Ключевые слова
    Ибрагимова Айзиля Ильбертовна
    Образование, педагогика
    «Актуальные исследования» #37 (64), сентябрь ’21
    Поделиться
    Цитировать

    Актуальные исследования
    # 37 ( 64 ), сентябрь ‘ 21

    Предпринимательский университет – это организация, которая приняла «предпринимательский» способ управления и формирует внешние и внутренние связи при учете внутренних ресурсов для продолжения и развития уставной деятельности. То есть, получение предпринимательского дохода приветствуется, но основная задача заключается в развитии предпринимательской культуры [3, c. 89].

    В XXI в. основной вектор мирового экономического развития направлен на инновационную экономику, в которой решающее значения имеют знания, а их производство превратилось в источник новых форм организации предпринимательской деятельности и экономического роста. Предпринимательские университеты как один из компонентов новой инновационной модели развития представляют модели «тройной спирали» (Г. Ицковиц и Л. Лейдесдорф).

    В отношении к инновационному развитию модель «тройной спирали» описывает межорганизационное взаимодействие трех институтов: наука (или университет) – государство – бизнес [4, c. 100].

    Понятие «предпринимательский университет» в научный оборот ввел Б. Кларк (1998 г.) и к основным характеристикам предпринимательского университета относят следующие (рисунок 1).

    Рис. 1. Основные характеристики предпринимательского университета

    В настоящее время основой предпринимательских университетов США считается около 235 исследовательских университетов I и II категории, которые представляют основу американской системы высшего образования и центр фундаментальной научной сферы: Гарвардский университет, Йельский университет, Колумбийский университет, Массачусетский технологический институт и др., которые длительное время занимают мировое лидерство. Они обладают финансовыми и имущественными ресурсами на основании поддержки своих выпускников.

    Примерами успешных практик создания предпринимательских университетов являются в основном американские университеты. Так, в Стэнфордском исследовательском парке (Силиконовая долина) представлено 150 компаний в сфере электроники, программного обеспечения и биотехнологий.

    Другим ярким примером считается парк Исследовательский треугольник (штат Северной Каролины), который основан на трех университетах. Привлечение научного потенциала позволил превратить регион в один из самых развитых и образованных в США.

    Еще одним примером является технопарк «Бостонский маршрут 128» (3 вуза северо-восточных штатов США) – соединение университетской науки с производства, который стал крупнейшим НПЦ США. В настоящий период в развитых странах Западной Европы наблюдается процесс формирования предпринимательских университетов на принципе лидерства университета (Г.

    Ецковиц и Б. Кларк), которые не обладают мощной научной базой, как в США, но представляют одну из составляющих системы, включающую крупные НИИ, лаборатории и научные парки. В Великобритании классические университеты – Кэмбридж, университет Йорка и др. реализуют функции предпринимательских университетов. В Германии создание предпринимательских университетов определено региональными инновационными системами [5, c. 45]. К примеру, в Баден-Вюртенберг сосредоточено 14 исследовательских институтов, которые осуществляют фундаментальные и поисковые исследования, 14 институтов прикладных исследований, более 60 исследовательских центров промышленных компаний, 9 университетов, 39 технических колледжей и пр. Инновационный комплекс земли Саар включает 2 университета, 8 специализированных учреждений и 5 центров, содействующих созданию новых и высокотехнологичных субъектов хозяйствования.

    Примером успешного взаимодействия бизнеса, государства и образования по созданию предпринимательских университетов в виде «тройной спирали» является Швеция. Широкая поддержка крупного бизнеса развития предпринимательских университетов считается основным преимуществом и отличительной чертой шведской модели «тройной спирали» [1, c. 109].

    Интенсивное развитие предпринимательских университетов в РФ началось с принятием программы по поддержке ведущих вузов, которая расширила систему высшего образования путем создания университетов, расширением их инновационной инфраструктуры и кооперации с производственными субъектами хозяйствования. К федеральным университетам относят: Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный.

    В настоящий период российские вузы апробируют разнообразные формы и схемы учебной и научно-производственной интеграции: учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), научные парки и учебно-научно-производственные комплексы (УНПК). В структуру УНИК входят вузы, малые и средние инновационные субъекты хозяйствования, которые формируются в самих вузах, венчурный фонд для финансирования инноваций и бизнес – инкубаторы (студенческие инкубаторы и технологические инкубаторы), которые оказывают содействие в разработке инновационной продукции. В настоящий период формирование учебно-научно-инновационных комплексов активно производится во многих университетах РФ [2, c. 76].

    Исследования успешных практик создания предпринимательских университетов показали, в чем заключается их эффективность (рисунок 2).

    Рис. 2. Успешность предпринимательских университетов

    Таким образом, опыт создания предпринимательских университетов говорит о том, что данный процесс тесно связан с экономическими потребностями конкретной страны и соответствует ее культурным и национальным традициям. При этом, а РФ процесс превращения традиционных вузов в предпринимательские только на стадии развития и охватывает в основном ведущие вузы, которые расположены в крупных городах. Для современного развития неоценим вклад предпринимательских университетов по концентрации высокотехнологичных и наукоемких хозяйствующих субъектов на одной территории и формированию исследовательских и технологических парков, которые объединяют потенциал университета, бизнеса и инвестиционных компаний. Результатом считается создание новых рабочих мест, новых областей промышленности и производство новых продуктов.

    Источник: apni.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин