1. Введение
2. Малое предпринимательство, определение, характеристика
3. Организационно-правовые формы.
4. Место малых предприятий в структуре экономики
5. Особенности малого предпринимательства в России
6. Роль малых предприятий в экономике России
7. Синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт
8. Преимущество и недостатки малого бизнеса
9. Государственная политика в области малого предпринимательства
10. Потенциал малого предпринимательства
11. Заключение
12. Список литературы
13. Приложение
Работа содержит 1 файл
Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально- экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.
ТЫ ДОЛЖЕН ЭТО ПРОЧИТАТЬ! Книги, которые советуют самые богатые люди планеты
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.
Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.
Малый бизнес без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
4 БИЗНЕС КНИГИ, которые должен прочитать каждый!
К определению целей и задач государственной политики в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным.
В России прослеживается опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост государственных хозяйственных структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно — монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций.
Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия имеют более благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитов банков, учредителями которых они являются. Новой малой фирме зачастую невозможно вырваться на давно уже поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую»поддержку отраслей народного хозяйства». Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче «пробить» выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне.
Потенциал малого предпринимательства
Потенциал малого бизнеса остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности.
Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы.
Интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании.
Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.
Рост занятости, объемов производства, инвестиционной активности малых предприятий году позволяют сделать вывод о наступившей стабилизации в развитии малого предпринимательства.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в нынешних условиях представители малого бизнеса оказались в наиболее сложном положении, которое определяется рядом моментов.
Идеологии проведения реформ отсутствует, стержнем которой должны стать целостная государственная политика по отношению к малому предпринимательству и системный подход к решению его проблем. Общепринятым стал тезис о том, что малый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике.
Недостаток урегулированности экономических отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свёртыванию деятельности множества малых предприятий.
К основным проблемам также модно отнести нежелание государства видеть в секторе малого бизнеса равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно- финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Для представителя малого бизнеса становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве.
Отношения представителей малого бизнеса с местной властью являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, малые предприятия становится естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем на местном уровне, что обеспечивает данному сектору некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровне оказывается в полной зависимости от бюрократического аппарата в лице чиновничества.
Неурегулированность правового положения государственного служащего позволяет чиновнику использовать свое служебное место для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителей малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязан выдавать в рабочем режиме.
Заключение
Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.
Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер.
Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.
Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение
России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.
Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: офиц. текст по состоянию на 1 ноября 2006 г.
2. Стимандр Иоффе. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики /« Бизнес для всех» № 10, 2008.
3. Барышников М.Н. История делового мира России: Пособие для студентов вузов. 2006г.
4. Бродская Т.Г. Экономическая теория: учебник для вузов / Т.Г.Бродская, 2007.
5. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России /«Малое предприятие» №11, 2008.
6. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М.: Высш. шк., 2008.
7. Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе /»Российская газета» № 30, 2008.
8. Кирсанов И. Российский бизнес на выживание /»Финансовая Россия» № 2, 2009.
Источник: www.stud24.ru
Особенности малых и средних предприятий в России
Список литературы Особенности малых и средних предприятий в России
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144
- Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144
- Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Вестник Академии знаний. — 2020. — № 3 (38). — С. 10-14.
Статья научная
- О проекте
- Правообладателям
- Правила пользования
- Контакты
- Разработчик: ООО «Технологии мобильного чтения»
- Издательствам
- Научным журналам
- Авторам
- Читателям
- Приложение для чтения ReadEra
Нет соединения с интернетом.
Проверьте соединение и повторите попытку.
Источник: readera.org
Список литературы к диплому: «Оценка рисков российских предприятий при выходе на международный рынок (в среднем и малом бизнесе)».
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.93 г.
2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ”Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”( с измен. и доп. от 12 декабря 2011 г.);
3. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ”Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”( с измен. и доп. от 6 декабря 2011 г.);
4. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ”О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”( с измен. и доп. от 29 декабря 2012 г.);
5. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”(с измен. и доп. от 14 марта 2013 г.).
6. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (с изм.и доп.)
7. Федеральный закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 года № 5340-1 с изм. и доп.
8. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации» с изм. и доп. от 6 декабря 2011 г.
9. Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”
10. Федеральный закон “Об Обществах с ограниченной ответственностью»//Принят Государственной Думой 14 января 1998 года. Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года (с изм. и доп.)
11. Закон Санкт-Петербурга от 30.07.1998 № 185-36 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга» (с изменениями на 8 мая 2001 года);
12. Закон Санкт-Петербурга от 14.07.1995 № 81-11 «О налоговых льготах» (с изменениями на 21 сентября 2011 года);
13. Закон Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 742-136 «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга»;
14. Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» (с изменениями на 6 декабря 2010 года);
15. Закон Санкт-Петербурга от 05.12.2007 № 608-119 «О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга»;
16. Закон Санкт-Петербурга от 01.12.2010 № 684-159 о внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга от 20.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» и Закон Санкт-Петербурга от 26.05.2004 № 282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции»;
17. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2009 № 1379 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга» (с изменениями на 23 июня 2011 года);
18. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 344 «О предоставлении государственных гарантий Санкт-Петербурга» (с изменениями на 27 июля 2010 года);
19. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2009 № 440 «Об утверждении Порядка признания инвестиционного проекта стратегическим инвестиционным проектом Санкт-Петербурга, инвестора стратегическим инвестором Санкт-Петербурга и Порядка признания организации стратегическим партнером Санкт-Петербурга» (с изменениями на 20 октября 2010 года);
20. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно- частных партнерствах» (с изменениями на 1 февраля 2011 года);
21. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.08.2011 № 1055 «Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при заключении долгосрочных государственных контрактов для нужд Санкт-Петербурга на выполнение работ (оказание услуг) по проектированию, строительству (реконструкции), ремонту и содержанию с длительным производственным циклом в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге».
22. Абчук В. А. Самоучитель по бизнесу. Малое, но собственное дело. СПб.: Питер. – 2012. – 304 с.
23. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М., 2012. – 204 с.
24. Бабкин К.А., Кузнецов А.В., Корчевой Е.А., Пронин В.В., Самохвалов В.А. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации. М., 2012.
25. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. – М. Инфра, 2012 г.,
26. Брагин В. Предпринимательская активность и средний класс. Материалы круглого стола: Предпринимательский климат в России: проблемы и перспективы / Ин-т открытой экономики /Отв. ред. В Брагин – М, 2010г.
27. «Внешнеэкономическая деятельность предприятия»: Учебник для вузов/ Л. Е. Стровский, С. Е. Казанцев и др.; под ред. Л. Е. Стровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ, 2009. – 823 с.
28. Гранатуров В. М. «Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения»: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. – 160 с.
29. Грабовый П. Г., Петрова С. Н., Романова К. Г. и др. Риски в современном бизнесе.-М.: Аланс, 2009. –С.-48-49.
30. Гранатуров В. М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учебное пособие. –М.: «Дело и сервис», 2010.С.-160.
31. Герчикова. И.Н. Международные экономические организации. – М: “Консалтинг” – 2011. – 190 с.
32. Евдокимов А.И., Солодкина Н.А. Критерии определения малых предприятий за рубежом и в России // Ученые записки секции экономики МАН ВШ: Сборник научных трудов. Выпуск 12. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 0,7 п.л. (авт. – 0,47 п.л.).
33. Комитет РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО “Всемирная торговая организация и Россия” Справочный материал. М., 2011. С. 59.
34. Крутик А.Б. , Горебургов М.Д. «Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации»: учебное пособие.-СПб.: «Бизнес-пресса», 2012 г.-295 с.
35. Кавеев Х. Роль и место малых предприятий в экономике РФ // Власть, – №8-9, – 2008 г. С.8.
36. Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года//утверждена Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 28 марта 2012 года N 275
37. Лузин А.E. Конкурентные преимущества малого бизнеса // Малый бизнес. – № 14 (162). – март 2008. С. 14-19.
38. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса – Спб.: ГМП «Фармико», 2006 г. – 452с.
39. Лапуста М. Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности: – М.: «ИНФРА-М», 2011.- С. – 375.
40. Морозовский проект. Организация поддержки малого бизнеса./Под ред. В.Ш. Каганова. М., Академия менеджмента и рынка.
2011 г. с. 34.
41. “О ратификации протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994г.” ФЗ РФ от 21 июля 2012 годаN 126-ФЗ.
42. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. – Москва, Издательство: Юристъ, 2012. – 387 с.
43. Официальный сайт Европейского Союза –
44. «Последствия вступления России в ВТО. Развернуто»[электронная версия]
45. Попов С. Г. «Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга». Учебное пособие. – Изд. 3-е, доп. – М.: Изд-во «Ось – 89»,2010. – 288 с.
46. Прокушев Е. Ф. «Внешнеэкономическая деятельность»: Учебно-практическое пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг»;2008.- 208 с.
Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. Практическое пособие, М.: ИНФРА. – 2006. – 424 с.
47. Россия в цифрах 2013г. Справочное пособие.[Электронная версия]// Официальный сайт Федеральной Службы Финансовой Статистики
48. Санкт-Петербург в цифрах. Статистический сборник.2013 г.[Электронная версия] //
49. Сайт Международной ассоциации профессионалов по управлению рисками. [Электронная версия]
50. Сайт компании Global Trust Solution: ресурсы анализа рисков. [Электронная версия].
51. Система управления рисками в странах ЕС. [Электронная версия].
52. Система управления рисками в США: [Электронная версия].
53. Словарь иностранных слов и выражений. М.: Олимп, 2008г. 608 с.
54. Солодкина Н.А. Основные направления поддержки малого и среднего бизнеса в ЕС // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2010. – №3.- с. 152-155. – 0,38 п.л.
55. Солодкина Н.А. Особенности функционирования малых предприятий в условиях глобализации // Финансовый рынок и кредитно-банковская система России: Сборник научных трудов. Выпуск 12. – СПб.: Изд-во Инфо-да, 2009. – 0,17 п.л.
56. Солодкина Н.А. Особенности финансирования ЕБРР малых и средних предприятий // Финансовый рынок и кредитно-банковская система России: Сборник научных трудов. Выпуск 9. – СПб.: Изд-во Инфо-да, 2008. – 0,26 п.л.
57. Солодкина Н.А. Особенности определения малых предприятий в Европейском Союзе // PR, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция: Тез. докл. IV Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. 14-15 ноября 2007 г. / редкол.: Л.Н. Гончаренко. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. – 0,25 п.л.
58. Солодкина Н.А. Основные направления финансирования малого бизнеса в России // Финансы, кредит и МЭО в XXI веке: Сборник научных трудов проф.-препод. состава, науч. сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2007 года. Апрель-март 2008 года. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 0,2 п.л.
59. Солодкина Н.А. Проблемы российских малых и средних предприятий // Экономика, социология и право. – 2007. – №10. – 0,3 п.л.
60. Солодкина Н.А. Направления совершенствования системы поддержки малого и среднего бизнеса в России (с учетом опыта ЕС) // Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения): Тез. докл. X Междун. науч.-практ. конф. 01 апреля 2011 г. / редкол.: Ю.Д. Деревянко. – СПб.: МБИ, 2011. – 0,19 п.л.
61. Солодкина Н.А. Современная региональная политика ЕС в отношении малого и среднего бизнеса // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики: Сборник научных трудов. Выпуск 1 (31). – СПб.: Изд-во СПбАУиЭ, 2011. – 0,6 п.л.
62. Федорова Е. А., Савенков В. А., Белоцерковский В. И. «Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии». Учеб. Пособие. – Тула, 2009. – 494 с.
63. Хохлов Н.В. Управление риском. М.: Юнити – Дана, 2010г. 239 с.
64. Центр статистических исследований – анализ и управление финансовыми рисками. [Электронная версия]//
65. Черкасов В.В. / Проблемы риска в управленческой деятельности. М: Рефл- бук, К.: Ваклер, 2009. 288 с.
66. Шулус А.А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М., 2012г.
Источник: diplomstudent.net