В Беларуси средние предприятия как таковые ранее вообще не анализировались. Ситуация сдвинулась с мертвой точки после принятия закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», который вступает в силу с 1 января 2011 года. Закон относит к среднему бизнесу коммерческие организации, численность которых составляет более ста человек.
Если в начале 2008-го количество малых предприятий и микроорганизаций находилось в районе 54 тысяч, то в 2009-м — более 70 тысяч, а в начале 2010-го число малых предприятий и микроорганизаций перевалило за отметку 80 тысяч.
Таблица 1. Негативная динамика изменения количества средних предприятий в Республике Беларусь в 2008-2013 годах
Года Кол-во средних предприятий
Т.е. с 2008 по 2013 год общая численность средних предприятий сократилась 654, что эквивалентно 22%.
До последнего времени государство отводило малому и среднему бизнесу небольшую роль. Доля среднего бизнесав в ВВП составляет 7,6%, и 12,4% малого бизнеса в 2010 году, по данным Национального статистического комитета РБ.
Как развивается малый и средний бизнес в Беларуси?
то же время в развитых европейских странах все наоборот. В Германии зарегистрировано сегодня около трех миллионов компаний, 99% из которых — предприятия малого и среднего бизнеса. Заместитель директора исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента Ирина Точицкая считает, что перспектива конкуренции с госпредприятиями сильно смущает частные компании.
Еще один фактор, который сдерживает переход малых предприятий в средние, — профессиональная специализация. Малый бизнес занят, главным образом, в сфере торговли и общественного питания (в этой нише работают 42% малых предприятий и микроорганизаций). В промышленности желающих работать гораздо меньше — там нашли себе применение 19,9% малых предприятий.
По данным Национального статистического комитета, средние компании преимущественно развиваются в таких отраслях, как промышленность (24,6%), сельское хозяйство (28,5%), строительство (18,2%) и торговля и общественное питание (11,6%).
При достижении определенного масштаба производства дальнейшее увеличение размера предприятия будет сопровождаться ростом издержек и, следовательно, снижением рентабельности предприятия. Поэтому в разных странах тенденция роста размера предприятия, характерная для первой половины XX в., сменилась в последнее десятилетие стабилизацией. Это объясняется в первую очередь жизненным циклом производимой продукции, быстрым моральным старением существующих технологий и производственных мощностей в условиях НТР.
Сильные стороны крупного бизнеса:
— способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства;
— возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры и правила рационального бизнеса;
— экономия на издержках производства;
Слабые стороны крупного бизнеса:
— снижение стимулов к росту эффективности производства;
— возможность для ограничение доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса;
Предприниматели от номенклатуры. Как на самом деле устроен малый бизнес в Беларуси.
— падение эффективности управление с ростом объема фирмы;
— негибкость, возможность потери контакта с потребителем.
Удельный вес ВВП в Беларуси, произведенного субъектами крупного предпринимательства, сокращается. К концу 2010 года он составил 80% (субъектами малого предпринимательства -12,4 %, субъектами среднего предпринимательства -7,6 %) и сократился по сравнению с 2008 годом на 2%.
В 2010 году доля объема производства продукции (товаров, услуг) крупного предпринимательства в ее общем объеме составила 79,3% (по сравнению с 2008 годом сокращение составило 1,7%).
Во внешнеторговом обороте республики у субъектов крупного предпринимательства довольно высокие позиции. Удельный вес сократился с 64,5% в 2007 году до 60,3% в 2010 году (сокращение на 4,2%).
Доля экспорта снизилась с 65,3% в 2008 году до 57,1% в 2010 году (сокращение — на 8,2%), в то время как доля импорта снизилась с 64% в 2008 году до 62,6% в 2010 году (снижение на 1,4%). Снижение экспортной деятельности в сфере крупного предпринимательства было обеспечено путем выполнения ежегодных планов мероприятий по реализации стратегии развития экспорта субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008-2010 годы.
Таким образом, в последние годы в Республике Беларусь наметилась устойчивая положительная динамика удельного веса малого и среднего предпринимательства в основных экономических показателях развития Республики Беларусь: в валовом внутреннем продукте, в объеме производства продукции (товаров, услуг), в объеме промышленного производства, в объеме инвестиций в основной капитал, в объеме экспорта товаров и др.
Крупный бизнес, как правило, более стабилен, теснее связан с государственными структурами, несет бремя скорее политического, нежели экономического риска, выходит за национальные границы. Все это резко отличает его от основной массы мелких и средних предприятий.
Источник: infopedia.su
Малый и средний бизнес в Беларуси
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства
В работе поставлены следующие задачи:
— исследовать теоретические аспекты формирования и развития малого и среднего предпринимательства как сегмента национальной экономики;
— проанализировать состояние и выделить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
— с учетом зарубежного опыта развития частного предпринимательства сформулировать предложения по совершенствованию деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь.
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью изучения опыта малого и среднего предпринимательства с целью повышения его эффективности и совершенствования форм и методов организации.
Средний и малый бизнес в развитой рыночной экономике является одним из наиболее важных секторов рынка. В различных странах (США, Франция, Германия, Япония, Австралия) на долю малого и среднего бизнеса приходится более половины рабочих мест всего частного сектора экономики. В развитых странах данный бизнес составляет основу среднего класса – значимого общественного слоя, объединяющего до 80% населения. А объем инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства в странах ЕС традиционно составляет более 60% от всех финансовых вложений стран.
Малое и среднее предпринимательство в социально — экономическом развитии любой страны служит своеобразным пусковым механизмом и генератором структурных изменений в экономике и обществе. Оно выступают в качестве катализатора экономического роста.
Значение малого и среднего бизнеса особенно высоко для региональной экономики – это обусловлено спецификой отраслевой деятельности небольших предприятий: сфера социально-бытового обслуживания, розничная торговля, общественное питание и т.п. Эти предприятия, работая в основном на местных рынках, способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем, прежде всего занятости и увеличения доходов населения региона. Кроме того, малые предприятия создают более благоприятные условия для регулирования региональной экономики, так как в большей степени зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия. Малый и средний бизнес способствуют увеличению валового регионального продукта и решению острых социальных проблем регионов: занятости, безработицы, уровня и качества жизни населения.
Объект исследования в данной работе – малое и среднее предпринимательство как особый экономический институт.
Предмет исследования – показатели развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь.
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства
В работе поставлены следующие задачи:
— исследовать теоретические аспекты формирования и развития малого и среднего предпринимательства как сегмента национальной экономики;
— проанализировать состояние и выделить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
— с учетом зарубежного опыта развития частного предпринимательства сформулировать предложения по совершенствованию деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- Понятие и признаки малого и среднего предпринимательства
Феномен предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Современное понимание сущности и природы предпринимательства сложилось в период становления и развития капитализма. Понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». Один из основоположников классической политэкономии Адам Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск с целью реализации коммерческой идеи и получения прибыли.
С точки зрения классической политэкономии предприниматель – это собственник предприятия, обладающий определенным капиталом или землей, который стоит в центре процесса производства и распределения товаров и услуг [1, C.12]. Институциональная школа экономики рассматривает поведение предпринимателя как действия, направленные на рациональное использование ограниченных ресурсов, которые рассматриваются как последовательность принятия решений.
Предприниматель выбирает такое распределение ресурсов между направлениями их использования, которое обеспечивает достижение максимального результата. Ограничения при принятии решения формализованы в виде правил (социальной нормы), представляющих собой модель или образец поведения. Эти социальные нормы предписывают предпринимателю, как следует вести себя в той или иной ситуации [2,C.96]. В свою очередь и поведение гарантов исполнения социальных норм (государство, общественные организации, группы предпринимателей), обеспечивающих функционирование механизма принуждения, подчинено определенным правилам, что также значимо для достижения экономических целей предпринимателем и общественно-полезной функции предпринимательства в целом.
Субъектом предпринимательской деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках организации. Соответственно, в экономике одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником [3, C. 12].
Другими важными критериями отнесения предприятия к малому бизнесу являются: размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50 человек [4, C.26]. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.
В экономической литературе средний бизнес не выделяется как самостоятельная единица экономических отношений. Полностью отсутствуют признаки, по которым предприятие можно отнести к объекту среднего бизнеса, а также, чем конкретно средний бизнес отличается от малого и крупного. При высокой значимости среднего бизнеса для экономики (если валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, а малого – 15%, то на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг) отсутствие исследований, посвященных только среднему бизнесу, — проблема, требующая разработки.
В настоящее время особый интерес для развития рыночной экономики Республики Беларусь представляют субъекты малого и среднего предпринимательства, особенно частной формы собственности. Следует отметить, что во всем мире предприятия малого и среднего бизнеса играют важную роль. Так, в Западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий, основу которых составляют мельчайшие предприятия с численностью работников до 20 человек. Главным достоинством деятельности таких предприятий в развитых странах является то, что они обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что значительно позволяет сократить безработицу, а также она производят до 85% ВВП страны по отдельным отраслям экономики.
Согласно третьей статье Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. №148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства в качестве критерия, по которому субъекты хозяйствования относятся к малому и среднему предпринимательству, установлен показатель средней численности работников за календарный год, в соответствии с которым:
— к субъектам малого предпринимательства относятся: индивидуальные предприниматели, микроорганизации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек и малые организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
— к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Рассматривая динамику развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь следует отметить, что на сегодняшний день среди малый и средних предприятий значительно преобладают организации частной формы собственности: в 55 раз больше в разрезе субъектов малого предпринимательства и в 2,5 раза – в разрезе субъектов среднего предпринимательства, и при этом число субъектов предпринимательства частной формы с каждым годом увеличивается, а государственно – сокращается.
Основные организационно- правовые формы малого и среднего бизнеса представлены на рисунке 1.1.
Предприятия малого и среднего бизнеса
Общества с ограниченной ответственностью
Источник: www.myunivercity.ru
БрестСИТИ. Новости
Из ИП в частники — за пару дней. Какие изменения ожидают предпринимателей в Беларуси
Изменения в закон о предпринимательской деятельности бурно обсуждаются в бизнес-среде. Разработчики проекта уже побывали в ряде областей и поговорили с ИП.
Во время одной из таких диалоговых площадок замминистра экономики Татьяна Бранцевич рассказала о предпринимателе, который 1,5 года не мог сменить статус ИП на ЧУП, и уточнила: после принятия законопроекта такая процедура займет считаные дни. Мы нашли упомянутого бизнесмена и узнали его историю из первых уст, а также спросили у экспертов, какие плюсы они видят в предлагаемых Минэкономики решениях для ипэшников.
Перейти «в фирму»
В Беларуси более 260 тысяч человек занимаются мелким бизнесом. Им законопроект «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» может дать новые возможности для развития, уверена Татьяна Бранцевич. Ведь одна из целей этого документа — мотивировать ИП переходить в более крупные формы.
— Мы проводили разъяснительные встречи в областях, рассказывали, почему назрела необходимость принятия законопроекта. Ответ прост: справедливость. На диалоговых площадках собрали замечания и предложения от предпринимателей, которым предстоит перейти на новый формат работы. Полезно было узнавать опыт перехода ИП в статус юрлиц. Для некоторых он оказался очень болезненным.
Например, одному из посетителей разъяснительной встречи в Брестской области потребовалось около полутора лет, чтобы перейти из ИП в статус коммерческой организации, — отметила замминистра экономики.