Вся эпоха Советского Союза характеризуется склонностью к реализации масштабных концептов различного назначения. Вот только далеко не всегда они были воплощены в жизнь. А ведь они могли в корне изменить вид того места, где они строились. Рекордсменом среди населённых пунктов в этом отношении предсказуемо является столица бывшего СССР, а потому даже странно, что многие градостроительные концепты большинству и сегодня остаётся абсолютно незнакомыми. 12 нереализованных архитектурных мегапроектов в Москве, которые могли бы кардинально изменить её облик.
1. Дворец Советов
Один из самых масштабных архитектурных проектов СССР. /Фото: naukatehnika.com
Пожалуй, трудно найти более популярный нереализованный концепт архитектурного сооружения советской Москвы, чем Дворец Советов. Это и неудивительно, ведь он должен был быть одним из наиболее масштабных за всю историю СССР. На конкурс архитекторами было представлено более полуторы сотни вариантов.
БЕЗУМНЫЕ МЕГАПРОЕКТЫ КОТОРЫЕ ПРЕОБРАЗОВУЮТ ПУСТЫНИ
Сооружение предполагалось поистине грандиозное, ведь планировалось как высочайшее здание на планете, и именно оно, выполненное в стиле сталинского ампира, должно было стать символ победы социализма. Однак только высота статуи Ленина достигала бы ста метров, а общем она должна была составить 415 метров. В 1931 году специально для строительства Дворца взорвали храм Христа Спасителя и даже успели заложить фундамент будущего сооружения. Однако наступившая Великая Отечественная Война вначале заставила перенести место возведения, а затем и вовсе окончательно отказаться от проекта.
2. Дворец техники
Сохранившиеся варианты нереализованного масштабного комплекса. /Фото: fishki.net
Разработка Дворца техники была начата ещё в 1933 году в рамках пропагандистской кампании по повышению технической культуры граждан Советского Союза. Сооружение в проектной документации позиционировалось как «памятник великой эпохи завершения технической реконструкции СССР».
Согласно планам, внутри Дворца должны были расположится различные научные и технические учреждения, которые смогут проводить демонстрации последних достижений науки и техники. Внутреннее устройство предполагалось представить в виде 17 секторов, например, машиностроительного, металлургического, горного, химического, текстильного, пищевкусового, лесного и других. В конкурсе по этому проекте поучаствовали более 2,5 тысяч специалистов, причём некоторые архитекторы и вовсе хотели построить причальную мачту для дирижаблей. Под строительство даже нашли участок напротив парка Горького, однако строительство так и не началось.
3. Дом Аэрофлота
Нереализованный проект центра славы советской авиации. /Фото: pikabu.ru
В межвоенные годы Советский Союз активно развивал отечественное воздухоплавание, а символов его успехов должен был стать размещённый на площади Белорусского вокзала Дом Аэрофлота, построенный в честь героев советской авиации. Автором концепта стал архитектор Дмитрий Чечулин — именно ему принадлежит разработанный в 1934 году вариант монументального здания с характерной аэродинамической формой. Внутри сооружения планировалось разместить административный персонал, а также построить залы для культурного досуга работников авиакомпании. В итоге этот проект так и не был реализован, однако Чечулин о своём детище не забыл: во время строительства Белого дома тридцать лет спустя он использовал ряд наработок по своему нереализованному концепту довоенных времён.
4. Здание Наркомтяжпрома
Концепт-арт амбициозного сооружения. /Фото: pikabu.ru
Ещё один известный нереализованный концепт сооружения в столице СССР — это проект здания Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР. Оно должно было быть построено на Красной площади, приблизительно на месте размещения современного ГУМа. Сооружение планировалось настолько масштабное, что если бы его реализовали, то пришлось бы проводить глобальную реконструкцию всей Красной площади — как минимум, значительно расширить её в направлении Китай-города. Поэтому от первоначального варианта размещения вскоре отказались, а стройку перенесли в сторону Зарядья, поближе к Москва-реке. Конкурс на проект грандиозного сооружения проводился дважды — в 1934 и 1936 годах, однако строительство так и не было начато по причине кончины руководителя НКТП.
5. Здание военного наркомата
Проект, который реализовали только частично. /Фото: um.mos.ru
Справедливости ради, стоит уточнить, что отличающееся неприступностью и мощностью здание Наркомата обороны всё-таки было построено — его и сегодня можно найти по адресу перекрёсток Гоголевского бульвара, дом 18, и Колымажного переулка, дом 14. Однако в реальности оно должно было выглядеть совсем не так: по информации Novate.ru, то, что было реализовано, является всего лишь седьмой частью грандиозного проекта. Его автором стал архитектор Лев Руднев, ведущий практик сталинской архитектуры. Так, согласно проекту, фасад сооружения должен был выходить на Арбатскую площадь, а «крылья», масштабные и протяжённые, должны были находиться в районе Знаменки и Гоголевского бульвара.
6. Горизонтальные небоскрёбы
Горизонтальные небоскрёбы Эля Лисицкого. /Фото: rbk.ru
Сегодня горизонтальные небоскрёбы потихоньку завоёвывают популярность у градостроителей, вот только впервые такой должен был появиться в СССР почти столетие назад. А автором столь смелого по тем временам концепта стал советский архитектор Эль Лисицкий, который планировал таким оригинальным способом уплотнить существующую городскую застройку. Разработка проекта осуществлялась ещё в двадцатых годах прошлого столетия, и тогда больше напоминал декорацию для фантастического фильма о будущем. Суть здания принципиально нового типа заключалась в возведении горизонтальной конструкции длиной 180 метров, которая должна была «лежать» на трёх опорах. Однако в те годы проект посчитали слишком футуристическим, да и ресурсов в виде стали и бетона для реализации подобной задумки тогда попросту не хватало, поэтому концепт так и остался на бумаге.
7. Пантеон
Макет не построенного пантеона. /Фото: wikipedia.org
Идея соорудить Пантеон появилась в 1953 году, после смерти Сталина, ведь для захоронения тел великих вождей уже существующего мавзолея явно не хватит. Поэтому, чтобы было возможность с почестями предать земле и других выдающихся советских личностей, был объявлен соответствующий конкурс.
В нём приняло участие очень много проектов, причём большинство из них отличались использованием синтеза сталинского и древнегреческого стилей архитектуры. Одним из самых известных вариантов принадлежал архитектору Николаю Колли. Согласно его проекту, Пантеон должен был быть площадью 500 тысяч квадратных метров, а главный зал, в котором планировалось разместить тела Ленина и Сталина, занимал бы площадь в 2 тысячи квадратных метров. Однако позднее, возможно, в рамках кампании по десталинизации и развенчания культа личности, этот проект был прекращён.
8. Дом Книги
Нереализованный центр книжного дела в Москве. /Фото: pinterest.ru
История появления концепта этого масштабного сооружения началась в 1930 году, когда все книжные магазины Москвы были объединены в общую систему государственной книготорговли. Именно поэтому и возникла необходимость создать монументальное здание главного Дома Книги. В соответствующем конкурсе приняло участие немало архитекторов, однако одним из самых выразительных концептов принадлежит Илье Голосову. Он предложил здание с мощным вытянутым корпусом, который устремляется ввысь, а также отличается строгой геометрией и обилием скульптурных решений. Однако столь масштабный проект так и не реализовали, правда, позднее Дом Книги всё-таки построили, но менее грандиозный и по совершенно другому проекту архитектора Великовского.
9. Административное высотное здание в Зарядье
Сталинская высотка, которую не построили. /Фото: kudago.com
Мало кому не известны знаменитые сталинские высотки, однако далеко не все знают, что их должно было быть, как минимум, на одну больше. Нереализованную «восьмую сестру» должны были построить в Зарядье. Проект предполагал строительство высотного здания в тридцать два этажа, и именно она должна была стать доминантной архитектурного ансамбля центра столицы.
И к слову, стройка действительно началась в 1947 году, а за шесть практически закончили цокольный уровень. Однако смерть Сталина и приход к власти Хрущёва, который кардинально сменил градостроительную политику, поставили крест на грандиозном проекте. Здание было разобрано, а в 1967 году на остатках фундамента не построенной высотки была возведена гостиница «Россия». Интересно, что оба проекта разработал один человек — архитектор Чечулин.
10. Большой академический кинотеатр
Современный концепт-арт нереализованного советского проекта. /Фото: livejournal.com
Советские власти придавали большое значение кинематографу, поэтому совершенно логично, что в какой-то момент в их планах появилось строительство огромного кинотеатра. Сооружение на 4 тысячи мест предполагалось появиться напротив Большого театра, более того архитектурно он должен был как бы подчинить его себе.
Именно таким образом партия стремилась подчеркнуть положение кино как важнейшего из советских искусств. Конкурс ознаменовался разработкой множества проектов, однако реализацию планов в итоге отменили. Причинами такого решения называют уж слишком большая тяга авторов концептов к гигантомании, популярность которой тогда уже начинала угасать, а также тот факт, что ни один из вариантов не становился качественным решением проблемы реконструкции площади Свердлова. Единственным, что успели построить в рамках так и не реализованного проекта гигантского кинотеатра, стал вестибюль станции «Площадь Революции».
11. Детская железная дорога
Масштабный вокзал для детей, который остался на бумаге. /Фото: mos.ru
По всему Советскому Союзу детские железные дороги строили часто, однако в сороковых годах прошлого века такой проект появился для Москвы. Суть концепта заключалась в том, что на месте Измайловского парка планировалось возвести такую железную дорогу для самых маленьких, чтобы с её помощью были связаны между собой все культурные объекты парка, тем более что их число должны были пополнить стадион, зоопарк, пруд и пляжи, яхт-клуб и ряд других объектов. Железнодорожное полотно пролегало бы по периметру парка и включало ба в себя семь остановок, а воспользоваться ею могли бы до 10 тысяч человек. На строительство отводили 16 месяцев, а начало назначили на 1 мая 1941 года. Но меньше чем через два месяца на территории СССР началась война, а после к концепту уже не возвращались.
12. Арка героев
Советский вариант Триумфальной арки. /Фото: pikabu.ru
Этот проект появился, как ни странно, в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Уже тогда советские власти решили организовать конкурс на строительство памятника героям-защитникам. Энтузиазм среди архитекторов оказался приличным несмотря на тяжёлое время: по данным редакции Novate.ru, для рассмотрения было представлено примерно 90 работ, а участниками стали специалисты со всей территории Советского Союза. Однако наиболее известный проект принадлежит Леониду Павлову, а местом размещения арки героев должна была стать Красная площадь. Но как и другие вышеупомянутые проекты, этот концепт также не был реализован.
Интересное видео с нашего канала:
В дополнение к теме — истории масштабных объектов, которые всё-таки построили, однако в результате были брошены: 5 грандиозных сооружений планеты, которые в итоге оказались не нужны и пришли в запустение
Источник: novate.ru
Мишустин определился с мегапроектами на триллионы рублей
Премьер-министр Михаил Мишустин определился с перечнем мегапроектов, общая стоимость которых оценивается в 4,6 триллиона рублей, и подписал соответствующее распоряжение, говорится в сообщении на сайте правительства.
Материалы по теме:
Коррупция, кумовство и бедность. Как «Восточную Швейцарию» охватил страшнейший за 170 лет кризис
21 сентября 2021
Компании по всему миру хвастаются помощью в спасении планеты. Почему их называют лицемерами и лжецами?
30 сентября 2021
Определить список «проектов, призванных повысить качество жизни людей и сделать российскую экономику более современной и гибкой», поручил президент Владимир Путин. Перечисленные в документе 42 проекта рассчитаны до 2030 года и разбиты на шесть блоков: «Социальная сфера», «Строительство», «Экология», «Цифровая трансформация», «Технологический рывок» и «Государство для граждан».
Наибольшее число проектов содержит блок «Технологический рывок» (15 проектов). Семь проектов вошло в блок «Строительство», десять — в «Социальную сферу». В блок «Государство для граждан» включен один проект.
Каждый проект имеет отдельные сроки реализации и планируемые результаты, которых необходимо достичь к 2024 и 2030 годам. «На реализацию инициатив до 2024 года потребуется 4,6 триллиона рублей», — говорится в распоряжении.
Источник: lenta.ru
Мегапроекты Новой Москвы
Десять лет назад к Москве были присоединены земли Московской области площадью 148 тыс. га. В итоге площадь столицы увеличилась в 2,5 раза, и на карте появились два новых административных округа – Троицкий и Новомосковский (ТиНАО). В состав вошли девятнадцать поселений и два городских округа – Троицк и Щербинка.
Основной идеей стала полицентричность развития территорий, создание альтернативных центров приложения труда, отдыха и проживания резидентов
В итоге в Новой Москве активно возводится не только жилье, но и многочисленные социальные объекты, улучшается транспортная инфраструктура, модернизируются общественные пространства, реализуются впечатляющие коммерческие проекты.
Изменилась и транспортная доступность: в 2016 году введены в эксплуатацию «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии Московского метрополитена. В 2018 году запущены «Рассказовка» и «Говорово» Калининско-Солнцевской линии. В 2019 году — станции «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка».
Кроме того, были реконструированы две основные магистрали ТиНАО – Киевское и Калужское шоссе, построен участок ЦКАД. Ключевым же дорожным объектом для региона называется трасса Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе, которая обеспечит поперечную связь между районами, и станет полноценным дублером МКАД на юго-западе столицы.
Показательно, что непременным условием доступности и связанности микрорайонов было поставлено развитие локальной дорожной сети: строительство проездов и поперечных связок: это не только сокращает время в пути, но и позволяет снизить нагрузку на так называемых вылетных магистралях, улицах и внутриквартальных проездах, обеспечивает дополнительную доступность станций метро и МЦД. Число автобусных маршрутов за десять лет выросло на 77% — с 95 до 170; ежедневно автобусы перевозят до 336 тысяч человек.
Что нам стоит всё построить
С момента выделения территории Новой Москвы было построено более 50 новостроек, что дало возможность резидентам заселиться в 90 тысяч квартир общей площадью почти 5 млн кв. метров, подсчитывает, в свою очередь, Кирилл Голышев, региональный директор департамента жилой недвижимости и девелопмента земли Nikoliers. Строится ещё почти 10 млн кв. м жилья.
Однако руководитель департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин неоднократно подчёркивал: главное в Новой Москве – принцип комплексного развития с тем, чтобы не превратиться в гигантский спальный район
«Из уникальных кластеров хотелось бы выделить в большей степени социальные и деловые объекты: административно-деловой центр в Коммунарке, спортивно-событийный кластер «Прокшино», многопрофильный медицинский центр в Коммунарке», — перечисляет Кирилл Голышев.
Объекты от А101 – несомненно, в числе наиболее амбициозных проектов Новой Москвы, соглашается Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга, партнёр IPG.Estate. «Девелопер осваивает участки в лучших мировых традициях развития городов-спутников – начиная от качества жилья и заканчивая развитием сопутствующей инфраструктуры, в том числе школ, — поясняет эксперт. – Тот же застройщик реализует бизнес-парк «Прокшино» у одноименной станции метро: предполагается пять зданий, и первая очередь уже находится на этапе строительства. Также возле метро А101 возводит спортивно-событийный кластер – еще одну доминанту, которая закроет досуговый функционал Новой Москвы. В рамках проекта предусмотрены аквапарк и горнолыжный курорт, который находится на этапе реализации. Стоит подчеркнуть, что развитие мегапроектов продолжается теми же темпами, которые девелопер принял на себя еще до событий февраля».
Из коммерческой недвижимости в Новой Москве наиболее интенсивно развивались логистические центры, считает Андрей Данилов, генеральный директор ООО «ДНС». Всего за 10 лет в развитие Новой Москвы было вложено порядка 3 млрд руб. инвестиций, уточняет он.
По данным комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, с 2012 по 2021 год в Новой Москве введено в эксплуатацию свыше 5 млн кв. м нежилых площадей. Большая часть из них – именно складские комплексы.
За 4 месяца 2022 года – еще шесть складских комплексов общей площадью более 30 тыс. кв. м: в деревне Шарапово, Румянцево, на 104-ом км МКАД. Самые крупные – в деревне Николо-Хованское и поселении Сосенское площадью более 17 тыс. кв. м и офисно-складской комплекс 11 тыс. кв. м соответственно. Всего же с начала 2022 года оформлены разрешения на строительство еще более 33 тыс. кв. метров складских площадей. В том числе, складской комплекс площадью 1 ты. кв. метров в поселке Краснопахорское.
В регионе, несмотря ни на что, продолжается складской бум, подчёркивает эксперт. «Очевидно, что на территории «старой» Москвы сложно найти свободные территории, обеспеченные подъездными путями, — поясняет Андрей Данилов. — А транспортная инфраструктура в Новой Москве лучше развита, чем в районах Московской области. В результате именно эти территории становятся привлекательными для девелоперов. На процесс оказывает влияние и импортозамещение».
Экстенсив и интенсив
Новая Москва исторически позиционировалась и городскими властями, и игроками рынка недвижимости как район «молодой Москвы» – города будущего, в котором множество возможностей и где удобно всем, напоминают в RRG.
Привлекательность, безусловно, во многом зависит от инфраструктурной составляющей: строительство новых станций метро и новых дорог – то, без чего Новая Москва не смогла бы иметь тот спрос, который сейчас есть, добавляют в компании
«Вся Новая Москва изначально была единым мега-проектом, который в итоге развивается вполне логично и последовательно, — соглашается Валерий Трушин. — В первую очередь, этому действительно способствовало то, что освоение территории началось со строительства метро и дорожной инфраструктуры, что значительно улучшило доступность района. Работа в этом направлении не останавливается, и эта стратегия будет давать району все новые и новые импульсы к развитию». «В Новой Москве множество интересных проектов, но я хочу отметить именно те, которые являются мощным драйвером развития региона, — делится, в свою очередь, Денис Колокольников, управляющий партнер RRG. — Девелопер А101 ведет строительство жилья, создает коммерческую инфраструктуру и новые офисные центры в Новой Москве. Это — достаточно амбициозные проекты, в которых большое внимание уделяется качеству жизни, красивой и комфортной среде, развлечениям, спорту. Я считаю, что в Новой Москве есть и хорошие перспективы, и потенциально высокий спрос на развитие загородного жилья с современной и качественной инфраструктурой – таунхаусов, коттеджей, «малоэтажек».
Из объектов рынка коммерческой недвижимости эксперт выделяет торгово-развлекательный центр «Саларис» с гипермаркетом «Глобус». Помимо качественной концепции, это ещё и удобный транспортный пересадочный узел с перехватывающей парковкой, в котором удалось добиться синергии между транспортной и торговой функцией – «классика» лучших мировых ТПУ, поясняет Денис Колокольников.
В свою очередь, офисный парк Comcity уже назван «одним из наиболее масштабных бизнес-проектов современности», и реализуется в формате «города в городе». Вторая очередь объекта включает в себя два офисных здания, четырехзвездочную гостиницу, торговую галерею, подземный и наземный паркинги. С вводом объектов в эксплуатацию количество резидентов Comcity вырастет до 16 тысяч.
Сергей Цыганов, коммерческий директор «СоцМедиаМаркетинг»: