Цифровая трансформация бизнеса — новый виток в развитии предприятия, который требует радикального пересмотра бизнес-процессов и подходов к работе с клиентами. Быстрая адаптация к изменениям и умение оптимизировать свою работу «на лету»», подстраиваясь под ожидания клиента, — главные вызовы, которые несет с собой диджитализация бизнеса.
Цифровая трансформация бизнеса
Digital-трансформация — это не только технологии, но и изменение мышления в новых условиях цифровой экономики.
Многие крупные зарубежные компании начали реализовывать свои программы по цифровой трансформации еще в 2013-2014 годах. Прежде всего — это изменение бизнес-модели посредством внедрения новых цифровых технологий. За минувшее пятилетие они накопили значительный опыт, успешный и не очень. Он позволяет сделать некоторые выводы. И выделить ключевые ошибки, которые тормозили внедрение этих программ или даже приводили к провалам при их реализации.
Цифровая трансформация бизнеса
Бизнес в России исторически стремится к использованию высоких технологий и прорывных стратегий. Однако пока это воплощается в малых масштабах. Многие ошибочно полагают, что цифровая трансформация — это «знание, какой технологией или сервисом заменить конкретный бизнес-процесс в компании». Но это не совсем так.
Главным драйвером изменений выступает современный потребитель. Бизнес меняется под воздействием новых факторов. Именно поэтому цифровая трансформация — неизбежный процесс, который переживает мировой бизнес, подстраиваясь под новые условия и предпочтения общества.
Основной проблемой диджитализации является отсутствие квалифицированных кадров. Пока не хватает людей, обладающих необходимыми уровнем знаний и экспертизой в этой области. Чтобы преодолеть это, компаниям необходимо, прежде всего, реформировать свою структуру. Надо выделить отдельные департаменты, которые будут заниматься цифровой трансформацией.
Подходы, модели и инструменты цифровой трансформации компаний
Клиентский сервис (Customer Centricity)
Современному бизнесу жизненно необходимо понимать своего потребителя. Для этого в бизнес-процессы внедряют инструменты омниканальности, аналитики, вариативности, скоринга, адаптивности и прогнозирования. Только при комплексном подходе можно быть эффективным сегодня и завтра, реагировать на тектонические и реактивные изменения на рынке. Психология современного потребителя такова, что он там, где ему вовремя, удобно, комфортно и быстро предоставят нужный продукт или услугу.
Если ранее бренд использовал каналы коммуникаций исключительно как вещательный инструмент на широкие массы аудитории. То сегодня бренд становится частью системы коммуникаций потребителей, провайдером контента, интерактивным элементом.
Ориентация на партнера (Partner Centricity)
Цифровая трансформация основана на принципе развития инфраструктуры как целой экосистемы компании. Здесь важной составляющей является принцип открытого API и гибкой интеграции. Таким образом бизнес может находить новые нестандартные прорывные решения в развитии своих продуктов и услуг путем коллабораций и интеграций с другими сервисами и компаниями-партнерами.
На сегодняшний день неэффективно и долго развивать на своей базе какой-либо тяжелый сервис. Да и зачем? Если достаточно иметь возможность интеграции и стратегию совместного продукта.
Цифровое партнерство — один из важных факторов масштабирования, который позволяет компаниям независимо от своего местоположения вести бизнес в любой точке планеты. К примеру, интеграция искусственного интеллекта и нейросетей в страховой бизнес позволило дистанционно производить оценку ущерба.
Управление данными (Data Governance)
Big Data сегодня полноправный рабочий бизнес-инструмент, без которого невозможно представить работу современной компании. На основе данных моделируют клиентское поведение, прогнозируют спрос, формируют предпочтения. И даже производят адаптацию продуктов и услуг.
Три основных стратегических периода в развитии IT-инфраструктуры компаний:
● Сбор и сортировка дынных.
● Анализ и оценка данных для принятия решений.
● Использование данных и имплементация в повседневную деятельность компании.
Все эти этапы достаточно трудоемкие и важные, поэтому они занимают определенное время. Это стоит учитывать при формировании стратегии цифровой трансформации.
Уже сегодня Big Data, искусственный интеллект, нейросети являются частью сервисов финансовых компаний, ритейла и медицины.
Внедрение инноваций (Rhttps://telecomtimes.ru/2019/01/tsifrovaya-transformatsiya-bisnesa/» target=»_blank»]telecomtimes.ru[/mask_link]Управление бизнесом в цифре
Как статистический анализ СЭД может повысить качество управления
директор по стратегическому маркетингу ООО «ДоксВижн»
директор по стратегическому маркетингу ООО «ДоксВижн»
Цифровая трансформация охватывает самые разные процессы, включая управление предприятием, которое в современном мире строится на грамотно собранных и использованных данных. Скорость жизни, а значит и бизнеса, неуклонно растет. Это требует гибкого и уникального подхода как к действиям исполнителей, так и к управленческим решениям.

Чем полезны логи СЭД
Управление — это почти 100% информационный процесс, поэтому его цифровой трансформации избежать не получится. Эти затраты традиционно включают в накладные расходы, но с переходом большей части информации в электронную форму необходим новый взгляд на управление как на драйвер роста и развития бизнеса.
В качестве источника данных, на первый взгляд, подходят системы ERP и CRM . Однако данные из ERP отражают не сами управленческие процессы, а их результаты. Фактически данные о пошаговых действиях формируются и хранятся в системах электронного документооборота. Большинство современных СЭД и ЕСМ оперируют не только документами, но и поручениями, а также всеми связанными с этим процессами, регламентами, контрольными показателями. Подобная информация об операциях представляет собой большие данные , когда на каждый документ приходится множество операций, состоящих из нескольких шагов. Лог-файлы СЭД — бесценный ресурс для мониторинга управленческих процессов, анализа их стоимости, повышения качества и оценки эффективности.
Данных в СЭД хватит для определения стоимости процессов, и этим показателем можно управлять. Но для оценки конечного эффекта нужна связь с ERP-системой по принятым в СЭД решениям
Оптимизация управления
Традиционный подход к оптимизации системы управления качеством основан на идеях Эдвардса Деминга . Его суть заключается в следующем: объект управления существенно не изменяется при циклическом повторении процесса. Это не соответствует реалиям цифровой трансформации.
Быстрые изменения в окружающей среде, технологиях производства, структурах распределения, смена требований регуляторов, слияния и поглощения, образование экосистем требуют гибкости в режиме реального времени. Нельзя годами шлифовать отработанную схему работы — это больше не приносит результата. Часто регламентации вообще нет, каждый процесс строится и функционирует как проект — уникально. Поэтому и эффективность каждого управленческого действия нужно оценивать отдельно.
Для оптимизации управленческих процессов можно использовать двухуровневую модель.
- На первом уровне на основе данных из логов СЭД проводится статистический анализ для оценки стоимости и качества процессов.
- На втором актуальна модель системной динамики для создания «цифрового двойника» управленческого аппарата, используемого для численных экспериментов по оценке эффективности. Статистические параметры первого уровня применяются в модели системной динамики управления.
Востребованность такого подхода подтверждается рядом работ. Например, в исследовании PwC DigitalIQ 2018 опрашивались представители предприятий, планирующих цифровую трансформацию, и компаний, уже осуществивших ее по миру и в России.
Результаты показательны. Почему надежды на повышение эффективности процессов не оправдались? Ответ на это дает исследование IDC https://kachestvo.pro/innovatsii/upravlenie-biznesom-v-tsifre/» target=»_blank»]kachestvo.pro[/mask_link]
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ – КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ
Исаенко Ю.С. 1
1 Сибирский федеральный университет
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В несколько более отдаленной перспективе цифровая экономика может стать тем инструментом, который осуществит многовековую мечту о свободе людей. Откроются широчайшие возможности для творчества, науки (как фундаментальной, так и прикладной) и искусства [1].
Однако для того, чтобы такое оптимистичное будущее стало возможным, уже сегодня надо осознать, описать, утвердить и начать реализовать проект цифровой экономики. Целенаправленное и осмысленное движение в данном направлении позволит избежать зависимости операционной и технологической деятельности отечественной экономики от иностранных цифровых платформ, технологий и стандартов, а также активного и неуправляемого хождения виртуальных валют. Здесь необходимо четкое видение проблем и последовательная политика действий, чтобы вовремя использовать появляющиеся возможности, сохраняя свой цифровой, а значит, и реальный суверенитет.
Естественный ход вещей уже приводит к постановке проблем и поиску решений в государственном управлении, экономике, обществе и быту. Идут сдвиги и в мировоззрении, и в этике. Однако конечный результат этих изменений не предопределен. Он зависит от подготовленности общества и государства, т.к. цифровизация рождает возможности, которые могут нести как неожиданные угрозы, так и новые блага [2].
Цифровая трансформация – один из главных трендов ИТ-индустрии последних лет. Предполагается, что своевременно «трансформировавшиеся» предприятия не только оставят позади конкурентов на уже существующих рынках, но и создадут новые, ранее недоступные продукты и услуги.
Цифровая трансформация экономики – это [3]:
изменение модели управления экономикой от программно-целевой к программно-прогностической;
смена экономического уклада, изменение традиционных рынков, социальных отношений, государственного управления, связанная с проникновением в них цифровых технологий;
принципиальное изменение основного источника добавленной стоимости и структуры экономики за счет формирования более эффективных экономических процессов, обеспеченных цифровыми инфраструктурами;
переход функции лидирующего механизма развития экономики к институтам, основанным на цифровых моделях и процессах.
Цифровые технологии играют все более заметную роль в современном обществе – без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития [3].
Информация становится решающим фактором эффективного функционирования управленческой системы на любом уровне, социального состояния общества, темпов экономического развития. Информационное обеспечение процесса управления приобретает все более превалирующее значение в сравнении с обеспечением общества энергией и капиталами.
Управленческий аспект информации связан с тем, что всякое управление любой системы является информационным процессом и заключается в сборе, передаче, переработке и использовании информации. Поэтому компании в сфере информационных технологий стремятся проводить цифровую трансформацию для того, чтобы соответствовать текущим ожиданиям клиентов и быть конкурентоспособными в современном развивающемся цифровом обществе.
Рисунок 1 – Направления трансформаций компании БФТ с внедрением
передовых цифровых технологий
Например, компания ООО «Бюджетные и финансовые технологии» (БФТ), которая является ведущим российским разработчиком и консультантом в сфере управленческих и информационных технологий для государственного и муниципального управления проводит цифровую трансформацию с внедрением передовых цифровых технологий по направлениям, представленным на рисунке 1.
На региональном уровне компания проводит интеграцию всех своих информационных систем с помощью облачных и веб-технологий для того, чтобы создать инструмент повышения эффективности государственного управления, бизнеса и взаимодействия государства и гражданина на региональном уровне [4].
Рисунок 2 – Региональный сегмент реализации электронного бюджета с использованием облачных и веб-технологий
На рисунке 2 представлен региональный сегмент реализации электронного бюджета с использованием облачных и веб-технологий.
Ключевым фактором успеха в цифровой экономике, высоко конкурентной и трансграничной, становятся новые модели управления технологиями и данными, позволяющие осуществлять оперативное реагирование и моделирование будущих вызовов и проблем для государств, бизнеса и гражданского общества.
Таким образом, в изменившемся мире людям будет необходимо развивать новые профессиональные навыки и адаптироваться к быстро меняющемуся рынку труда. Государству – развивать новые цифровые сервисы и компетенции, чтобы предоставлять населению доступные и качественные услуги и сделать работу органов управления эффективнее. Стартапы, инновационные компании и малые предприятия будут получать максимум благ от цифровых технологий, в то время как для крупных компаний, основанных и развивавшихся в ХХ веке, цифровизация будет представлять серьезную угрозу, если они не научатся жить в динамичном мире постоянных инноваций и не станут сами генераторами новых идей [5].
В результате цифровизации перед компаниями, которым удастся стать лидерами цифровой экономики, и гражданами, научившимися в полной мере использовать возможности цифрового мира, откроются практически безграничные перспективы.
Список использованных источников:
Сокол Н.Ю. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2015/808/8348 (дата обращения: 27.01.2019).
Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В.
Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. – ВНИИГеосистем, 2017. – 28 с.
Источник: scienceforum.ru