Туризм как бизнес в императорской России

Коммерческий туризм как альтернатива клубному движению

Несмотря на то, что самым сильным организующим началом в российском туризме была клубная его форма, мы имеем информацию о некоторых попытках придать поездкам русских за границу статус коммерческой услуги. В декабре 1777 г. в информационно-рекламном приложении к газете «Московские ведомости» был опубликован любопытный документ под названием «План предпринимаемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона Вениамином Геншем». Предполагалось организовать небольшую группу молодых дворян для выезда в Европу с образовательными целями с посещением лучших немецких, итальянских и французских университетов. Вениамин Генш к этому времени уже 20 лет содержал пансион для дворян. В образовательных целях он предлагалось путешествие для своих воспитанников по маршруту «Франция – Италия – Швейцария» с осмотром главных культурных достопримечательностей.

Айдар Булатов и Фабрики Успеха про туризм и бизнес в Хакасии [2021]

В. Генш много путешествовал и организовал путешествие своих подопечных в университетские города Геттинген, Лейпциг, Турин, Страсбург. «План» начинался с аргументов самого В. Генша о пользе путешествий для образования юношества. Предлагаемый проект напоминал знаменитый Grand Tour молодых англичан, хотя и предполагался более коротким и дешевым, к тому же в сопровождение гида, в качестве которого В. Генш предлагал себя. Известий о том, состоялся ли этот тур, у историков нет, но предложение путешествия с отчетливой мотивацией симптоматично. Однако это путешествие, хотя и оплачиваемое, не может быть отнесено к категории полноценного туристского бизнеса, поскольку оно входило в состав другой услуги – образования и воспитания молодых дворян.

Некоторое оживление коммерческого туризма наблюдалось в эпоху Великих реформ в середине XIX в. Всеобщее увлечение предпринимательской деятельностью затронуло и сферу гостеприимства и туризма. Старейшие российские курорты становились объектом интереса для образования акционерных обществ.

Местность под названием «Иматра» в Южной Карелии, на территории нынешней Финляндии, входившей тогда в состав Российской империи, расположена относительно недалеко от Петербурга, около 270 верст, и исключительно живописна. Еще Екатерина II посетила эту местность вблизи Петрозаводска с целебными источниками и изумительными пейзажами и была поражена красотой водопада Иматра.

В 1871 г. было образовано акционерное общество старейшего курорта России Иматры, главной и самой ценной достопримечательностью которой являлась сама природа. Успех коммерческого предприятия в этой местности во многом был обеспечен тем, что оно оставило природу практически нетронутой. Особенно много гостей прибывало сюда из близкого Петербурга.

Важным событием для развития бизнеса на этом курорте было открытие железнодорожного сообщения с Петербургом в 1892 г. В 1903 г. на берегу красивой речки с водопадами была построена комфортабельная гостиница, что увеличило количество туристов. Во время Первой мировой войны ноток туристов почти прекратился, возобновившись только в 1920-е гг. Минеральные воды и необыкновенно живописная местность с водопадами и скалами, старинными замками и комфортабельными гостиницами привлекают публику в эти места и в наши дни.

Путешествия по России. Идея для бизнеса на конкретном примере. Развиваем внутренний туризм.

В Петербурге была заметна деятельность коммерческой туристской фирмы «Предприятие для общественных путешествий во все страны света», которая образовалась в 1885 г. В России индивидуальные путешественники редко прибегали к услугам посредников, и поэтому данная фирма заняла единственно возможную нишу на рынке туристского бизнеса – коллективные путешествия. Поскольку социальная практика массовых путешествий не получила в России широкого распространения, фирма проявила известную рыночную отвагу, выйдя на слабо сформированный рынок. У столичного «Предприятия. » имелись свои гостиницы и некоторый опыт в организации экскурсий.

Несколько больше сведений имеется о фирме Леопольда Липстона, которая называлась «Контора для совместных путешествий». В рекламной брошюре о своей фирме в 1885 г. Л. Липстон предлагал путешествие во все страны мира, извещая клиентов о своем доскональном «знании всех пунктов стран света». Фирма предлагала достаточно широкий спектр сервисных позиций.

Это были консультационные и информационные услуги: «Изыскивает наиболее интересное направление путешествия, составляет его план с учетом климата и средств передвижения. предоставляет план поездки», а также сопровождающего группу переводчика. Фирма заявляла, что «берет на себя заботы о билетах, гостинице, багаже, всей оплаты, включая чаевые». Судя но изданной Л. Липстоном рекламной брошюре, предлагались «общественные путешествия», т.е. речь шла о массовом туризме. Предполагалась деятельность, аналогичная европейским туристским агентствам, поскольку в России ощущался недостаток коммерческого предложения путешествий.

Л. Липстон объяснял будущим клиентам, что намерен привлекать для них не только железнодорожный транспорт, но и любые другие средства передвижения, предоставляя «путеводители, переводчиков, поваров, прислугу, вьючных животных. носилки, палатки, постели для ночевок». Из этого можно заключить, что предприниматель еще не определился, какие именно путешествия он будет предлагать, и был готов ориентироваться как на массовые, так и на эксклюзивные туры – в зависимости от спроса. Из рекламного текста видно, что Л. Липстон был готов создавать некие «записные книжки» для конкретных туров (нечто среднее между путеводителем и коммерческим договором), в которых будет указано «подробное распределение времени в пути. обозначены все часы прибытия и отправления. а также гостиницы. приведены полезные сведения для данного путешествия относительно одежды, белья, почтовых правил и денежных отношений» (Усыскин, 1999, с. 199).

Известий о процветании этой туристской фирмы, как и других, пока не обнаруживается. Зарубежные поездки русскими людьми большей частью совершались в частном порядке. Зарубежный, и особенно групповой, туризм в России сдерживался как малочисленностью прослойки состоятельных людей, так и полицейскими затруднениями. Заграничный паспорт стоил 500 рублей серебром.

Кроме паспорта требовалось получить в охранном отделении полиции справку о благонадежности. Дозволялось ездить за границу с целью лечения или по коммерческим делам. Путешествие «из любопытства» не считалось серьезным основанием для получения такого разрешения. В ряде случаев, которые касались известных людей, требовалось личное разрешение императора. Известно, что Николай I так и не дал разрешение на поездку за границу А. С. Пушкину, несмотря на настойчивые и неоднократные просьбы. Η. М. Карамзин в «Записках русского путешественника» отмечал, что русские, выезжая из России, радуются, как школьники, отпущенные на каникулы.

Во второй половине XIX в. контингент путешествующих русских расширился, правила получения разрешения были серьезно смягчены. Теперь в поездки отправлялась не только аристократия, но и интеллигенция, осваивавшая итальянские и французские морские курорты и заграничные минеральные воды.

Читайте также:  Обувь на заказ как бизнес

В конце XIX в. прошла успешная денежная реформа С. Ю. Витте и русский золотой рубль стал уважаемой и конвертируемой валютой. При этом многие европейские курорты могли предоставить услуги за разумную цену. Например, Ницца считалась недорогим курортом. Русских там было так много, что издавалась местная газета на русском языке. А. П. Чехов, отдыхая в Ницце в 1897 г., писал, что по сравнению с Ялтой «здесь и теплей, и интересней, и жизнь гораздо дешевле. » Полный пансион на весь летний сезон тогда обошелся писателю в 100 руб.

Чаще других мест Европы русские путешественники посещали Берлин и Париж. Берлин служил своего рода «перевалочным» пунктом, где происходила пересадка туристов на поезда, следующие во все концы Европы, а Париж оставался «третьей столицей», где у русских путешественников практически не было языкового и культурного барьера. Неслучайно после революции 1917 г. самые значительные диаспоры эмигрантов из России и самая интенсивная культурная жизнь «ушедшей России» существовали именно в Берлине и Париже. Бытовала даже шуточная присказка, что «Париж – хороший город, только французов там многовато».

Гораздо чаще внимание частных предпринимателей обращалось к экскурсионным услугам. Рост инфраструктуры в виде сети ресторанов и гостиниц требовал коммерческих связей с туристскими клубами и обществами. Обычно это были коммерческие соглашения о разного рода скидках и предоставлении отдельных видов услуг для туристов.

Так, Крымский горный клуб обслуживали предприниматели, которые предоставляли экипажи для экскурсий и дешевый ночлег для массовых туристов. В Ялте более десятка мелких предпринимателей работали в этом бизнесе. Известны попытки создания частных экскурсионных бюро в Крыму с нанятыми на работу гидами, но принципиальная дешевизна и доступность клубного туризма не позволяли развернуться такого рода бизнесу.

Использование пароходов для туристского и экскурсионного бизнеса началось в России довольно поздно, хотя пассажирские перевозки осуществлялись с конца 1830-х гг. Первые специальные пароходики появились на Москве- реке в 1837 г. и назывались «финляндчиками» по аналогии с заграничными образцами малого пассажирского флота.

В 1898 г. московские газеты напечатали первую рекламу речного экскурсионного тура: из центра города пароход спускался вниз по реке на 40 верст до Николо-Угрешского монастыря. Реклама извещала экскурсантов об исключительной истории монастыря, основанном еще в XIV в. Дмитрием Донским.

Усердием богомольцев и меценатов монастырь как раз в конце XIX в. переживал расцвет и был чрезвычайно живописен внешне. Это путешествие организовала фирма Бромлея, которая в Москве занималась не туризмом, а постройкой водопровода. Предприниматель Федор Иванович Бромлей, директор Общества механических заводов, владелец значительного капитала, энтузиаст путешествий, был не слишком умелым инженером. Стремясь построить судно, которое вмещало бы как можно больше экскурсантов, он не учел маломощности двигателей. На Волжские просторы такое неповоротливое и медлительное судно пускать было невозможно, а потому построенный им корабль «Ярославль» возил экскурсантов по Москве-реке, одолевая путь в 40 верст за шесть часов.

Самая успешная пароходная компания, освоившая не только массовые пассажирские перевозки, но и экскурсионные маршруты, именовалась «Кавказ и Меркурий» по названию двух первоначальных пароходных фирм. Объединение произошло в 1858 г. и ориентировалось на грузовые перевозки. Однако бурное развитие предпринимательства после эпохи Великих реформ позволило расширить деятельность компании. С 1870-х гг. по Волге начали ходить пассажирские пароходы «Император Александр II», «Императрица Екатерина II», «Петр Великий», «Дмитрий Донской», «Александр Невский».

С 1880-х гг. компания начала строить роскошные пароходы с электрическим освещением, прекрасными ресторанами, которые специально предназначались для речных круизов. Качество этих судов было отмечено нравом изображения на них государственного герба России. Рейсы охватывали всю судоходную Волгу и часть Каспийского моря.

В 1914 г. компания «Кавказ и Меркурий» владела 76 пароходами, пристанями и доками и считалась крупнейшей пароходной компанией России (см.: Барышников М. Деловой мир России. СПб., 1998). Фирма тесно сотрудничала с туристскими клубами: заключала договоры на перевозку туристских групп, предоставляла скидку членам горных клубов, школьникам и организованным группам народных учителей.

Организация массовых туристских поездок ложилась на плечи отдельных энтузиастов, которые извлекали коммерческую выгоду из разовых проектов. В 1903 г. газеты сообщали, что группа студентов Московского университета в количестве 133 человек выехала на экскурсию в Грецию.

Предпринимателю-организатору поездки удалось договориться с железной дорогой о предоставлении экскурсантам вагонов прямого следования от Москвы до Одессы, откуда предполагалось продолжить путешествие морем (Новости дня. 1903. 30 июля). Однако это были отдельные коммерческие проекты, которые не сформировали устойчивого бизнеса.

Таким образом, коммерческая доля в российском туризме не обладала ни мощью, ни размахом клубного общественного движения. Дело практически ограничивалось реализацией небольших предпринимательских проектов, которые обслуживали отдельные сервисные составляющие туристских поездок. Сильное экскурсионное направление русского туризма позволяло создавать маленькие мобильные предприятия, которые могли сотрудничать с общественными туристскими организациями по частным вопросам.

Источник: studme.org

18. Зарождение туризма в Российской империи в XVIII-XIX веках.

В конце XVII в., начиная с правления Петра I, когда насаждаемые им новые веяния западной культуры постепенно проникали в русский быт, стали практиковаться поездки за границу с целью приобретения знаний и для расширения кругозора. Пример показал сам царь Пётр I, совершив путешествие в 1697-1699 г. в составе Великого московского посольства в страны Западной Европы.

С тех пор путешествия познавательного характера стали одним из распространённых видов туризма в России. В результате путешествий, связанных с изучением сторон жизни западноевропейской культуры, царь ввёл обязательное изучение дворянами иностранных языков: немецкого, голландского, французского.

Совершали путешествия не только представители царской фамилии, но и каждый дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время. Первые путешествия, совершаемые в основном с познавательными и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, знакомству с достижениями культуры разных народов.

Уже в XVIII в. была предпринята первая попытка организации путешествий за границу для всех желающих. Вениамин Генш в 1777 г. выпустил приложение к газете “Московские ведомости”, где представил “План предпринимаемого путешествия в чужие края”.

Это было первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы, организацию которой брал на себя составитель плана. В соответствии с “Планом” предусматривалась поездка группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, затем проезд по маршруту, следующему через Швейцарию, Италию и Францию, для ознакомления с искусством этих стран и фабричным делом.

Читайте также:  Сколько стоит создать бизнес сайт

Условия путешествия оговаривались в специальном контракте. С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения внутри страны. Ездили к святым и целебным источникам, но уже с оздоровительной целью. Это послужило началом изучения целебных свойств минеральных источников и распространения путешествий с целью лечения и оздоровления.

Поэтому строились бальнеологические и грязевые курорты Ялты, Кавказских Минеральных вод и др. Основным препятствием для путешествий XVIII- начала XIXв. по России были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц, трактиров, станции для смены или отдыха лошадей).

Возможность же заграничных путешествий ограничивалась в материальном отношении даже для высшего сословия. В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и походы.

Повышенное внимание к туризму, стремление к путешествию, организация научных и профессиональных обществ – всё это послужило основой для объединения любителей туризма в различные специализированные организации. Первые туристские организации возникли на Кавказе. В 1877г. при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник альпийский клуб.

Он просуществовал всего несколько лет, но, тем не менее, его члены организовали ряд путешествий по горам и долинам Кавказа; издали два сборника под названием “Известия”, в которых были помещены статьи о фауне и флоре Кавказа и Закавказья. Об опасности путешествий по Кавказу, о непригодности дорог для организации групповых путешествий постоянно писали в прессе.

Поэтому Тифлисский альпийский клуб с самого начала не мог рассчитывать на широкую поддержку и просуществовал недолго. Однако впоследствии Кавказ стал объектом путешествий не только внутреннего, но и иностранного туризма.

В конце XIX в. здесь началось строительство шоссейных и железных дорог, открывались гостиницы, на перевальных дорогах возникали почтовые станции и дорожные казармы. В 1888г. в Тифлисе был издан “Путеводитель по Кавказу” с рисунками и картой. Его составитель Е.Вейденбаум дал в книге подробное описание Кавказского края, девяти маршрутов с изложением главнейших населённых пунктов, городов, природных и исторических достопримечательностей. Первые экскурсии школьников были проведены в 1870 году с учениками Александровской школы в Тифлисе.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Рулетки Достоевского, пакетные туры по святым местам и модные тусовки на водах. Краткая история туризма в Российской империи

В 2020 году мир изменился, и для среднестатистического человека эти изменения сильнее всего ударили по сфере досуга. Чтобы сходить в музей, театр, кафе, торгово-развлекательный центр или аквапарк, теперь нужен QR-код, чтобы полететь в отпуск, надо выбрать точку назначения из очень ограниченного круга стран. А как проводили свой условный «отпуск» россияне 150 лет назад и раньше, когда не летали самолеты, хорошие дороги были в диковинку и еще не придумали рейвы? Создательница канала «Не смотрите под ноги» Юлия Желудкова — о том, какие были варианты выездного отдыха в дореволюционной России.

Православный туризм

Одним из самых неприятных последствий пандемии коронавируса стало закрытие границ между государствами и угроза введения пресловутых QR-кодов на транспорте. Любимейший вид отдыха россиян — путешествия — накрылся карантинными мерами.

Но в какой момент путешествия стали квинтэссенцией хорошего отпуска? С чего вдруг наши соотечественники решили, что раз в год нужно покидать родину (или хотя бы родной город) для вояжа в заморские страны или в экзотические регионы собственной Необъятной?

Наши предки до XVIII века не рвались за пределы страны: отдыхать предпочитали по месту жительства, ориентируясь на вкусы, привычки и финансовые возможности. Кто на печи лежал, а кто соколиной охотой занимался.

Впрочем, задолго до появления «познавательного туризма», когда путешественники едут в дальние края ради архитектуры истории, существовал туризм религиозный. Это была своеобразная разновидность подвижничества — оставить родной дом на долгое время, дойти до святого места, пообщаться со святым человеком или поклониться чудотворной иконе.

Этот вид странствия был демократичным. Люди бедные выживали в пути за счет подаяний. Люди богатые свой подвиг видели в том, что, к примеру, передвигались по большей части пешком. Не оставались в стороне даже монархи. Екатерина II в воспоминаниях писала о том, как паломничала императрица Елизавета:

Петр — первый курортник

Выйти из зоны комфорта и начать путешествовать не с религиозными целями богатых россиян заставил не кто иной, как Петр I. Его знаменитый тур по Европе, вошедший в историю как Великое посольство, позволил молодому царю не только изучить ремесла, нравы, экономику западных стран, но и утвердиться во мнении, что для воспитания деятельных грамотных юношей необходимо расширить их кругозор: показывать другую жизнь.

Вскоре после этого образовательного путешествия Петр ввел фактически туристическую повинность — дворянским юношам нужно было выезжать в Европу. Впрочем, не для того, чтобы отдыхать, а для того, чтобы учиться. Далеко не всем эта идея понравилась. Впрочем, как многие другие инициативы царя.

В Европе Петр изучал не только ремесла, но и варианты культурного отдыха. Особенно ему понравился отдых на целебных водах. Впервые он познакомился с водными курортами именно во время Великого посольства.

С этого момента можно отсчитывать увлечение российского общества отдыхом на минеральных источниках.

На водах

Пик моды на лечение водами пришелся на XIX век. Состоятельные россияне уезжали в основном в Европу, люди попроще — на внутренние курорты. Давайте разберемся в том, что собою представлял отпуск того времени. Сколько приходилось добираться до места? Сколько нужно было потратить денег?

И самое главное: чем заниматься на отдыхе?

Начнем с отечественных курортов. Самые популярные были на Кавказе. На их базе и сегодня работают санатории.

Надо сказать, что в XIX веке спрос на водолечение быстро начал опережать предложение. И на источники люди сначала ездили «дикарями». Селились прямо у родников по-походному, лечились водами без назначений врачей, интуитивно.

К середине века ситуация изменилась. Поэт Александр Пушкин застал эту трансформацию. Он был и на «диком» Кавказе, и на благоустроенном:

В путеводителе по Кавказу господина Москвича сообщается, что это один из лучших санаториев. Во-первых, из-за его расположения:

На море

Помимо лечебных были популярны и обычные морские курорты. Самыми посещаемыми в Российской империи являлись Сестрорецк недалеко от Санкт-Петербурга и города Черноморского побережья. Однако даже в начале XX века общество было консервативным и не поощряло публичное обнажение. Как же в таком случае купаться?

Читайте также:  Роль международных организаций в развитии бизнеса

Для этого придумали специальные фургончики, внутри которых можно было приватно окунуться в соленую воду. Были передвижные фургоны, которые спускали на рельсах на относительную глубину или заводили туда лошадями. А были и стационарные, на бетонных сваях. Пользовались ими как мужчины, так и женщины. Раздельно, разумеется.

Стоило такое удовольствие 10 коп.

Кстати, недовольство туристической инфраструктурой российского юга — явление вполне историческое. В начале прошлого века ее также критиковали. Самым престижным местом побережья к 1905 году стали Гагры. Там на деньги принца Ольденбургского создали масштабнейший оздоровительный комплекс. Главная изюминка — купальня на море.

Каркас из железобетона, нижний этаж с раздевалками и спусками в воду, верхний — для принятия ванн и других процедур.

Современники отмечали, что остальные города на побережье такой роскошью, как в Гаграх, похвастаться не могли. Купальни зачастую находились в неудовлетворительном состоянии, так что пользоваться ими было невозможно.

Курорты российские, разумеется, были гораздо более доступными, нежели иностранные. Доступными в самом прямом смысле. До середины XIX века выезд за пределы России был затруднен. Если человек не являлся дипломатом, то ему требовалось выправить себе загранпаспорт.

Его можно было получить, во-первых, если путешественник был благонадежным (политических оппонентов родина в то время старалась не выпускать), а во-вторых, платежеспособным. Документ стоил 500 руб. — огромные деньги.

Короткое усложнение и удорожание выезда пришлось на 1850-е годы. Тогда установили еще и пошлину за каждые полгода вдали от России — 250 руб. Цена могла быть снижена до 50 руб., если удавалось доказать, что гражданин вынужден надолго покинуть родину из-за лечения.

Проще выезжать за границу стало при императоре Александре II, в 1856 году. Размеры пошлин снизились до символических 5 руб. за полгода. Александр III изменения закрепил и еще больше либерализовал, объявив свободу передвижений.

Более того, если поездка предполагалась длительной, то за каждые полгода нужно было перечислять в казну по 100 руб. В царствование же императора Александра III эти правила отменили, а загранпаспорта начали выдавать бесплатно. Однако европейский вояж всё равно стоил на порядок дороже, чем путешествие внутри страны.

Чем заниматься?

Популярность лечебных курортов была так высока, разумеется, из-за веры людей в их целебную силу. В XIX — начале XX века врачи назначали водолечение при самых разных заболеваниях: чахотке, болезнях почек, желудка, кишечника, кожных болезнях, головных болях и болях в суставах. Даже наиважнейшего пациента Российской империи — Александру Федоровну, супругу императора Николая II — лечили от болей в пояснице и ногах принятием серных ванн. До замужества принцесса лечилась на английских курортах, после — на немецких.

Но всё же лечилась на водах меньшая часть отдыхающих. Основная масса россиян приезжала на курорты как в модные тусовочные места. Поэт и писатель Михаил Лермонтов придумал для них специальный термин «водяное общество». В романе «Герой нашего времени» он безжалостно высмеял тех, кто собирался летом на источниках.

Лермонтов описал франтов, которые наряжаются для ежедневных прогулок, «принимают академические позы», опуская в колодец оплетенный стакан за кислосерной водой, пьют, правда, в основном не воду, а напитки покрепче, ежедневно играют в карты и чудовищно, невероятно скучают, сетуя на то, что здешнее общество не чета столичному.

Почему же столь требовательная публика оказывалась за тысячу верст от Петербурга? Летом деловая и светская жизнь в столице замирала и город пустел. Люди богатые отправлялись в свои имения, люди попроще снимали дачи в пригородах, многие ехали в путешествие. В курортных городках, как в России, так и в Европе, собирались те самые «водяные общества».

И на дорогих европейских курортах жизнь этих обществ мало отличалась от столичной: туда съезжались писатели, политики, светские львы и львицы, звезды шоу-бизнеса. Лечение в значительной части случаев было лишь благовидным предлогом для посещение модного места.

В 1836 году писатель Николай Гоголь во время путешествия по Европе остановился в немецком Баден-Бадене — популярнейшем курортном месте. Вот что он писал об этом месте:

Горный туризм

XIX век подарил людям не только культурный отдых на курортах. В середине века популярными стали горные походы. Поначалу это был неорганизованный туризм, в который вовлекались отдельные любители экстремального отдыха.

С 1870-х годов начали появляться туристические клубы, которые существовали за счет членских взносов. Это было удовольствие для людей обеспеченных.

Системно походы и альпинизм стали развиваться только к концу XIX века, и толчок к этому дал западный опыт. Русский предприниматель и альпинист Александр фон Мекк однажды во время прогулки по горным тропам Вогезов заметил маркировки на камнях. На вопрос «Почему в России такого нет?» фон Мекк ответил делом: создал в 1901 году Русское горное общество. Примерно в одно время с РГО появилось еще несколько турклубов.

Русские путешественники покоряли вершины Кавказа и Крыма. Активные члены клубов организовывали многодневные горные походы и экскурсии одного дня, читали лекции, выпускали журналы, обучали скалолазов, одновременно с этим много времени посвящали краеведению, картографии, маркировали тропы, строили хижины для отдыха туристов. Главная выгода для рядовых участников таких обществ была в возможности путешествовать бюджетно — организации брали на себя часть расходов, помогали оптимизировать траты туристов.

Что почитать

  1. Куприянов Н. История медицины в России в царствование Петра Великого. СПб.: Типография Якова Трея, 1872
    Короткая справка о развитии медицины при Петре I. Минусы — дореволюционная орфография и посредственное качество сканов страниц. Плюсы — интересные факты о том, как Петр реформировал (а если откровенно: создавал почти на пустом месте) медицину в Российской империи.
  2. Москвич Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу. СПб., Редакция Путеводителей, 1913
    Обстоятельный труд о том, как провести отпуск с пользой. Москвич скрупулезно описывает историю и географию кавказских курортов, цены, варианты размещения, экскурсионные маршруты. Для современного читателя будет интересен и изящный стиль изложения, и подробности устройства дореволюционного быта, и цены, и те детали, на которых акцентирует внимание автор.

Источник: knife.media

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин