Образовать успешные фирмы, которые к моменту «выпуска», обычно через 2-3 года, покинут программу финансово жизнеспособными и самостоятельными.
Бизнес0инкубатор – это организация, которая обеспечивает малые единицы бизнеса:
- соответствиенной полщадью;
- разделенным офисным сервисом;
- услугами по развития бизнеса: доступ к финансированию, маркетингу и менеджменту.
Инкубаторы играют основну роль в оказании помощи молодому бизнесу, которая позволит им выжить и вырасти в стартовый период, т .е. когда они больше всего уязвимы с финансовой точки зрени.
Передовой опыт бизнес инкубирования
Обучение предпринимателей
Капитализация и финансирование
Разработка программ инкубирования
Объединение клиентов в сеть
Оценка потребностей клиентов
Связи с университетами и исследовательскими институтами
Обучение и сопровождение
Материальная база инкубатора
Отслеживание прогресса клиентов
Укомплектование и управление работниками
Виртуальный Бизнес-Инкубатор в виде элективной учебной дисциплины «Стартапы и ТехнПренёрство»
Мониторинг и выпуск клиентов
Оценка программы икубировани.
5. Интернет бизнес-инкубатор
«dot.com» инкубатор
Целевой бизнес-инкубатор, который предостваляет три основные составлящие бизнеса своим предприятиям:
- Высотехнологическое пространство и оборудование, совместный доступ к интернет и другим элементам е-бизнеса.
- Интенсивное консультирование и обучение по управлению, маркетингу и сетевой работе в е-бизнесе.
- Начальный капитал и скорый доступ к крупному венчурному капиталу.
Виртуальный бизнес-инкубатор
- Икубатор без стен.
- Предосталяет все услуги бизнес инкубирования, кроме помещения.
- Предназначен для начинаящих, новообразуящихся предприятий.
- Предоставляет офисную поддержку и консалтинговые услуги.
- Имеет особую политику выпуска.
6. Передовой опыт и проблемы начинающих Передовой опыт в связях с университетами
- Установить связи с университетами чтобы максимизировать пользу от испоьзования ценных активов, которые они смогут предоствавить клиентам инкубатора.
- Использовать связи, чтобы предоставить клиентам академические/технические консултинговые услуги, студентов-практикантов и сотрудников, доступ к техническим средствам и оборудованию, базам данных, исследвателям и финансиорованию исследований и разработок
- Обеспечить, чтобы это партнёрство и связи были выгодными для всех сторон.
Проблемы, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели
- Отсутсвие знаниий менеджмента и бизнесового опыта.
- Отсутствие стартового капитала.
- Отсутствие необходимых предпосылок для точного количества и вида требуемого пространства.
- Существующие барьеры и ограничения.
- Отсутствие системы поддержки связей и соотвествуящих бизнес услуг.
Источник: studfile.net
Как это работает? Бизнес-инкубатор (г. Нерюнгри)
Виртуальный бизнес-инкубатор как форма стратегического развития инновационной деятельности региона
В статье описаны функциональные стратегии, которые необходимо применять для эффективной деятельности бизнес-инкубаторов, а также ряд конкретных мер, оптимизирующих организационные требования к выработке этих стратегий.
Людмила Воронина, Наталья Иванова, Светлана Ратнер
Виртуальный бизнес-инкубатор как форма стратегического развития инновационной деятельности региона
«Экономические стратегии», №07-2008, стр. 128-132
Воронина Людмила Анфимовна — заведующий кафедрой менеджмента и управления качеством Кубанского государственного университета, д.э.н., профессор. Иванова Наталья Евгеньевна — заведующий кафедрой финансов и кредита Северокавказского университета экономики и права, к.э.н., доцент. Ратнер Светлана Валерьевна — ведущий научный сотрудник Южного научного центра РАН, к.ф.-м.н., доцент. Работа выполнена при частичной финансовой поддержке гранта РФФИ № 08-06-99011_р_офи.
Большинство промышленно развитых стран мира считают инновационную деятельность залогом своей национальной безопасности и экономической стабильности, а потому в стратегии их развития ведущая роль отводится науке как основе реализации инновационной парадигмы. Наиболее распространенными способами стратегического развития инновационной деятельности в мировой практике являются:
- создание инкубаторов бизнеса, технопарков, заводов технологий;
- обучение и подготовка кадров за счет государства;
- уменьшение суммы налога для предприятий, создающих и внедряющих инновации;
- беспроцентные ссуды или льготные кредиты, гранты.
В России первые технопарки, инновационно-технологические центры и инкубаторы бизнеса начали появляться чуть более 10 лет назад. Сейчас они есть практически во всех регионах страны. Это организации, обычно тесно связанные с научными учреждениями (вузами и НИИ). Их основная стратегическая задача – поддержка инновационного бизнеса. Решается она по-разному: через предоставление малым инновационным предприятиям льгот по аренде офисных и производственных помещений, оборудования, оказание консалтинговых и рекламных услуг бесплатно или на льготной основе, выделение ссуд, кредитов, грантов.
Иными словами, технопарки, как, впрочем, и инкубаторы, формируют среду, благоприятную для ускоренной коммерциализации результатов научных исследований, превращения их в высококонкурентоспособные товары и услуги, востребованные различными сегментами рынка. Следует также отметить, что многие выдающиеся технопарки начинались с инкубаторов бизнеса и все они развивались постепенно, шаг за шагом, при активном участии местных, региональных, а иногда и национальных органов власти и управления, при реальной поддержке со стороны учредителей, деловых и финансовых кругов, а также местного сообщества. Технопарк – это форма реализации стратегического плана развития территории. Там, где реализация деятельности технопарка является успешной, происходит структурная перестройка промышленности, создаются новые рабочие места, формируется престижный имидж территории. Там, где к этой инициативе подходят формально, технопарки преобразуются в коммерческие структуры другого вида, например в бизнес-парки.
В зарубежной практике бизнес-инкубаторами являются обычно относительно небольшие организации, стратегические задачи которых соответствуют их названию – выхаживание молодых, «неоперившихся» фирм и начинающих предпринимателей. Инкубаторы бизнеса можно разделить на два основных вида: инкубаторы наукоемкого бизнеса и инкубаторы нетехнологических фирм. Если для Европы характерны инкубаторы первого вида, то для США – второго. Остановимся на рассмотрении инкубаторов наукоемких фирм, хотя для регионов России стратегически важно и становление инкубаторов «обычного типа» для ускорения развития малого предпринимательства. В 2005 г. решение этой стратегически важной задачи было поручено Департаменту проектного сопровождения администрации Краснодарского края.
Что касается наукоемкого бизнеса, то достаточно очевидно, что множество технологий, имеющих потенциальную стратегическую важность, просто-напросто гибнут, так и не успев превратиться в товар. В условиях все более жесткой глобальной конкуренции, когда не только успех, но и выживание определяется комбинацией блестящих идей и скоростью вывода их на рынок в виде готовой продукции, нельзя позволить себе роскошь разбрасываться талантливыми носителями идей, разработчиками технологий. Для этого в технологически развитых странах, например в США, была создана соответствующая инфраструктура поддержки наукоемкого предпринимательства – инкубаторы бизнеса.
Опыт США позволяет констатировать, что для эффективной работы инкубатора наукоемкого бизнеса на уровне региона необходимо использовать следующие функциональные стратегии:
1. Стратегия использования зданий и помещений: здание должно находиться в собственности муниципалитета и требовать лишь незначительного ремонта. Необходимо наличие зон для коммуникации (общения), таких как единая приемная, совместные комната для переговоров и помещение, где располагается техника, и т.д.
2. Правовая стратегия: в принципе здесь возможны различные варианты организационно-правового оформления функционирования бизнес-инкубатора. В то же время следует обратить внимание на два важных обстоятельства:
- бизнес-инкубатор не преследует цели извлечения прибыли, т.е. не является коммерческим предприятием, и с этой точки зрения должна избираться одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций (фонд, некоммерческое партнерство и др.);
- муниципальное образование через систему муниципальных предприятий должно выступать в качестве учредителя или одного из основных соучредителей бизнес-инкубатора.
Правовое обеспечение создания и деятельности бизнес-инкубатора гарантируется уставом и/или учредительным договором, а также внутренними документами, регламентирующими полномочия и работу отдельных органов и должностных лиц, правилами внутреннего распорядка, договорами аренды помещений. Что касается органов управления, то, наряду с директором и собранием учредителей, особое значение придается попечительскому совету как стратегическому органу управления.
3. Кадровая стратегия: персонал, который должен соответствовать современным требованиям, наряду с директором включает в себя секретаря, бухгалтеров и консультантов, которые работают для всех предпринимателей.
4. Стратегия финансирования: первоначальные (стартовые) расходы на подготовку здания и закупку техники для совместного использования берут на себя учредители. Текущие эксплуатационные расходы (оплата персонала, расходные материалы, канцелярия и т.д.) в полной мере должны покрываться за счет арендной платы. В России это возможно в том случае, если общая площадь помещений составляет не менее 500 м2.
5. Стратегия выбора претендентов: она должна осуществляться в соответствии с условиями открытого конкурса, при этом изначально необходимо определить профиль бизнес-инкубатора. Преимущество следует отдавать наукоемким предприятиям и фирмам. Выбранные предприятия проходят строгую проверку, они должны не конкурировать между собой, а скорее дополнять друг друга.
6. Стратегия оказания консультационных и сервисных услуг: консультационные услуги, предоставляемые консультантами, можно четко дифференцировать: консультирование по производственно-экономическим вопросам, маркетинговые услуги, опосредование контактов, информационная поддержка, мероприятия по обучению и т.д. Однако предоставление этих, как правило, бесплатных сервисных услуг не должно ограничиваться инкубируемыми предприятиями, их следует предлагать всем молодым предпринимателям региона.
Если в регионе создана благоприятная для предпринимательства экономическая среда, а тем более если инкубатор бизнеса является, как это очень часто бывает на практике и уже становится нормой, составной частью технологического парка, то он переходит на территорию регионального парка.
Как показал опыт создания бизнес-инкубаторов в Краснодарском крае, без выполнения всех вышеперечисленных шести функциональных стратегий бизнес-инкубатора попытки его создания обречены на провал. Однако есть некоторые возможности, позволяющие видоизменять традиционную стратегию, в частности за счет активного использования новых информационных технологий.
В последнее десятилетие, в том числе и в Краснодарском крае, успешно развивались интернет-технологии, позволяющие предприятиям через информационную сеть обмениваться данными и документами с покупателями и контрагентами. Новые возможности работы в сети, появившиеся в интегрированных системах управления, выходят за традиционные рамки ERP-систем (Enterprise Resource Planning system), замкнутых внутри производственного цикла предприятия.
Сочетание традиционной ERP-системы предприятия с интернет-решениями для электронного бизнеса привело к созданию новой организационной и управленческой среды и систем нового качества. Результатом этого явилась концепция систем нового поколения – ERP II – Enterprise Resource and Relationship Processing – управление ресурсами и внешними отношениями предприятия. Они имеют как бы два контура управления: традиционный внутренний, управляющий внутренними бизнес-процессами предприятия, и внешний – управляющий взаимодействиями с контрагентами и покупателями продукции. При этом традиционный внутренний контур управления принято называть back-office – внутренняя система, а функции взаимодействия с контрагентами и заказчиками – front-office – внешняя система. Таким образом, ERP-II-система – это методологии ERP-системы с возможностью более тесного взаимодействия предприятия с клиентами и контрагентами посредством информационных каналов, предоставляемых интернет-технологиями, вплоть до образования виртуальной бизнес-сети.
Как показывает зарубежный опыт, объединение рыночных партнеров в физические и виртуальные сети приобретает сегодня все больший вес в хозяйственной деятельности и организационных процессах. Сетевым постепенно становится весь бизнес. Бизнес-процессы специализируются и одновременно объединяются в цепи.
Одни компании нащупывают новые рынки, осуществляя развивающий маркетинг, другие формируют концепцию продукта, с которым можно на эти рынки прийти, третьи его разрабатывают, четвертые изготавливают, пятые поставляют потребителям. Подобная сетевая организация бизнеса позволяет реализовывать полный инновационный цикл – от разработки идеи инновационного товара или услуги до ее фактического производства и реализации – и преодолеть таким образом барьеры взаимодействия бизнеса и науки. Кроме того, сетевая организация бизнеса позволяет малым фирмам кооперироваться друг с другом, а также с поставщиками и покупателями, что увеличивает значимость малого и среднего бизнеса. Средние размеры фирм в новой экономике уменьшаются. Например, начиная с 2002 г. основная часть экономического роста в США определяется средними компаниями с оборотами 100-150 млн долл.
По нашему мнению, для того чтобы за счет сетевых решений смягчить организационные требования к выработке стратегий, необходимых для эффективной работы бизнес-инкубатора, нужно:
- строить работу бизнес-инкубатора на основе методологии управления процессами, внедрить одну из ERP-II-систем на всех предприятиях, реализующих полный инновационный цикл;
- создать систему управления интеллектуальной собственностью, в основе которой лежит принцип формирования единого хранилища данных, которое содержало бы всю информацию о доступных технологиях, как минимум, на региональном уровне. Обеспечить одновременный доступ к этой информации любому необходимому числу сотрудников предприятий, входящих в бизнес-инкубатор и наделенных соответствующими полномочиями. Интегрировать упомянутую СУБД в общую ERP-II-систему;
- создать систему электронного документооборота, что должно не только повысить эффективность производственной деятельности бизнес-инкубатора, но и сократить внутренние информационные потоки, уменьшив тем самым затраты на их обеспечение;
- активно развивать электронную коммерцию: продвижение и продажа продукции через Интернет, использование электронных платежей, электронных подписей и т.д.;
- предоставлять консультационные услуги частично или полностью в режиме online или по электронной почте.
Все указанные меры позволят сократить количество необходимых помещений для аренды (за счет уменьшения количества офисов и переговорных), расширить число фирм-участниц бизнес-инкубатора, снизить количество его штатных сотрудников за счет использования аутсорсинга, привлечь более квалифицированных консультантов из других регионов России, расширить географию продаж, повысить прозрачность бизнеса и вместе с тем его инвестиционную привлекательность.
Следует подчеркнуть, что уровень развития интернет-технологий в Краснодарском крае достаточно высок (край входит в пятерку регионов-лидеров по количеству и активности интернет-аудитории), что позволяет эффективно решать вышеперечисленные задачи. Однако нельзя не отметить и сложности, существующие в сфере внедрения своевременных информационных технологий.
В нашей стране до сих пор существуют серьезные проблемы с получением информации о финансовых результатах деятельности бизнеса – как во внутренних сферах, так и в отношениях с внешним миром. Так, в отечественных компаниях по-прежнему распространена практика сокрытия информации о реальных собственниках и аффилированных организациях. Фрагментарность информационных систем, разрозненность данных по важнейшим экономическим показателям существенно снижают возможности инвестирования в российскую экономику, т.к. никто не хочет вкладывать средства в «черный ящик». Прозрачность бизнеса в России отсутствует, что фактически не дает возможности развиваться такому широко распространенному на Западе механизму финансирования, как эмиссия ценных бумаг.
Исследование информационной прозрачности, проведенное службой рейтингов корпоративного управления Standart нужны прогрессивные методы наблюдения и современные информационно-технологические средства сбора, передачи и обработки данных; необходимо эффективное обеспечение всех категорий пользователей на различных уровнях статистической информацией.
Переход государственных служб на электронный документооборот ведется медленно и носит неорганизованный характер – он не осуществляется по единым стандартам, информационные системы отдельных ведомств фрагментарны и не интегрированы на федеральном уровне, отсутствует центр координации и управления государственными информационными ресурсами, в зачаточном состоянии находится система информационно-коммуникационного взаимодействия федеральных органов государственной власти с гражданами и организациями. Существует разнородность в полномочиях, кадровом и финансовом обеспечении, осуществляемые целевые программы по некоторым пунктам дублируют друг друга. Таким образом, отсутствует целостный, системный подход к развитию информационного рынка.
В России только складываются предпосылки для развития межфирменной кооперации, необходимой для отлаживания хозяйственных связей между сферой НИОКР и наукоемкими отраслями материального производства. Информационное пространство этих сфер также отличается фрагментарностью, дублированием некоторых информационных потоков, отсутствием полноценной статистики, необходимой для проведения мониторинга рынка инновационных разработок, отсутствием координирующего центра и общепринятых стандартов. Такой вывод можно сделать на основании исследования электронных информационных ресурсов в сфере науки и инноваций.
Невозможно изучать региональные сайты поддержки инновационной деятельности и предпринимательства, малого и среднего бизнеса в области науки и технологий в отрыве от общероссийских. Это связано с развитостью указанных направлений и сосредоточением накопленного опыта в Москве. Сайты весьма информативны и систематизированы, содержат ссылки на интересные источники дополнительной и сопутствующей информации, касающейся не только базовых принципов и подходов к инновационной деятельности, но и конкретных практических примеров. Не менее интересны в качестве банка вторичной информации аналитические статьи и обзоры, специализированные базы данных, координаты компаний, работающих в научно-технической сфере, интернет-магазины и прочее.
Все вышесказанное определяет острую необходимость скорейшего формирования общей федеральной и региональных систем информационной поддержки малого и среднего бизнеса в наукоемких отраслях. Попытки создания такого механизма в Краснодарском крае неоднократно предпринимались учеными Кубанского государственного университета в рамках выполнения научно-исследовательских проектов по Программе Минобразования РФ «Федерально-региональная политика в науке и образовании», однако для успешного функционирования созданной системы необходима стратегическая поддержка виртуальных бизнес-инкубаторов на постоянной основе.
Источник: www.inesnet.ru
Бизнес-идея: Создание виртуального бизнес-инкубатора
Об этом инструменту отечественные предприниматели знают немного, между тем он способен существенно помочь в развитии бизнеса.
Что такое бизнес-инкубирование
С развитием информационных технологий и появлением интернет-среды появилась их новая форма — виртуальный бизнес-инкубатор (ВБИ). Перспектива применения виртуальных бизнес-инкубаторов как новейшего инструмента поддержки предпринимательства очень большая. Для создания общей картины эффективного применения ВБИ необходимо рассмотреть его более детально. Создание виртуальных бизнес-инкубаторов является логическим шагом в развития бизнес-инкубирования, обусловленным ростом роли информационных технологий и распространением сети интернет. По форме виртуальный инкубатор — это многопрофильный сервис, целью которого является поддержка малого предпринимательства путем предоставления таких услуг, как:
- аналитико-консалтинговые,
- маркетинговые,
- образовательные,
- поиск инвесторов и партнеров для фирм,
- предоставление дистанционного доступа к различным базам данных.
Виртуальный инкубатор позволяет охватить молодых и будущих предпринимателей. ВБИ не несет ответственности за дальнейшую судьбу бизнеса, а только помогает проходить малому предприятию начальную стадию бизнес-становления.
Сроки нахождения малого предприятия в ВБИ оговариваются отдельно. ВБИ имеет значительные преимущества перед физическими БИ:
- Создание ВБИ актуально для предприятий и предпринимателей, какие не имеют возможности пользоваться услугами стационарных бизнес-инкубаторов из-за территориального размещения фирмы;
- ВБИ предоставляют дополнительные возможности для взаимодействия предприятий, находящихся на большом расстоянии друг от друга и даже на территории разных стран;
- предприниматели, находящиеся в виртуальном БИ, создают новые рабочие места, развивают технологии;
- Особенностью деятельности ВБИ является то, что общение с клиентами (предприятиями и физлицами) все время происходит дистанционно.
Это дает возможность работать в режиме реального времени или по другому выбранному режиму, что уменьшает расходы на управление собственным бизнесом.
Создание ВБИ: этап первый
Создание виртуального бизнес-инкубатора — новая область деятельности, поэтому тем людям, которые желают открыть собственный интернет-бизнес, это направление сулит неплохие перспективы, прежде всего по причине малой конкуренции. Создать ВБИ не так сложно, как может показаться.
Специалисты рекомендуют предпринять для этого следующие действия.
На начальном этапе стоит сконцентрироваться на поддержке предприятий локального региона. Предварительный этап носит подготовительный и исследовательский характер, поэтому включает такие шаги:
- выявление потребностей региона и анализ предпринимательства в регионе;
- определение перспектив его развития;
- обобщение программных документов, регламентирующих развитие региона;
- определение состояния развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- выбор пути бизнес-инкубирования;
- участие в дистанционных программах и семинарах для административных работников и инициаторов создания БИ;
- консультации эксперта;
- подготовка пакета документов, регламентирующих создание и функционирование ВБИ.
Создание ВБИ: этап второй
Следующий, второй этап — это непосредственно создание ВБИ. Этот этап самый сложный, поэтому его целесообразно проходить в пять шагов.
Первый шаг — разработка экспресс-стратегии ВБИ. Его особенностью является значительный объем аналитических и исследовательских работ. Результатом их изучения становится разработка стратегии ВБИ с полным пакетом нормативного обеспечения его деятельности.
Второй шаг — разработка бизнес-плана ВБИ. На этом этапе рассчитываются прогнозные результаты и устанавливаются критерии эффективности ВБИ (экономические и социальные показатели) и прогнозируются их величины.
Третий шаг — организация работ ВБИ. Шаг включает выполнение таких работ:
- разработка и утверждение учредительных документов;
- подбор персонала и руководства;
- формирование необходимых электронных баз данных для web-портала.
Четвертый шаг — функциональный, то есть это фактически означает начало функционирования ВБИ. Этап является самым важным для дальнейшего развития бизнеса, поскольку именно он формирует имидж инкубатора в бизнес-среде и определяет эффективность его работы.
Пятый шаг — выбор клиентов и порядок предоставления им услуг. Поскольку функции ВБИ ограничены виртуальными и дистанционными услугами, то клиенты (предприятия или предприниматели) могут быть расположены в любом месте региона. Этот шаг включает следующие действия:
- прием заявки для вступления в ВБИ;
- оценка потенциала предприятия или предпринимателя, предоставившего заявку.
С помощью экспертного оценивания или конкурсного отбора определяется, подходит клиент к вступлению в ВБИ или нет, и каковы перспективы его бизнес-идеи. Важно определить потребности клиента и проанализировать его расположение с целью оценивания перечня услуг, которые ему потребуются.
После изучения потенциального клиента разрешается его регистрация на web-портале БИ и предоставляются данные для входа в личный кабинет.
Создание ВБИ: этап третий
Третий и последний этап — это адаптация и дальнейшее развитие бизнес-инкубатора (улучшение услуг, реформирование структуры), которые сопровождаются непрерывным улучшением его услуг. Расширение ассортимента и повышение качества услуг является объективной реакцией ВБИ на требования бизнес-среды и постоянное развитие инфокоммуникационных технологий.
Продвижение товаров и услуг клиентов, находящихся в ВБИ, становится реакцией на усиление конкуренции, или на рост транзакционных издержек, или на выход предприятий на новые рынки.
После прохождения всех перечисленных выше этапов и их шагов образуется полноценный виртуальный бизнес-инкубатор, способный не только функционировать как самостоятельный бизнес-проект, но и развиваться как составная часть эффективного целостного механизма инновационной или предпринимательской инфраструктуры определенного региона.
Источник: system-fx.ru