Власть и бизнес проблемы и их решение

Расчет на то, что проблема легитимации крупной собственности урегулируется сама собой, не оправдался еще и потому, что порочная практика деструктивных альянсов бизнеса и власти, начатая в 90-х годах, продолжается и в нулевых, и в десятых.

В результате в стране сформировались, укоренились и приумножились силы, заинтересованные в сохранении существующего положения дел, по сути закрывающего для России какие-либо перспективы на будущее.

Корни ущербности прав на крупную отечественную собственность, связанные с невысокой степенью признания обществом ее законности, многочисленны и многообразны. Происхождение такого капитала (приватизация некогда «общенародного» достояния с помощью всякого рода непрозрачных и «кривых» схем) — хотя и базовый, но далеко не единственный и, возможно, даже не главный сегодня фактор, определивший в целом едва ли не всеобщее, включая госчиновников, подозрительное отношение к новым «хозяевам заводов и фабрик».

  • не самое удачное управление большей частью переданных бизнесу активов;
  • полукриминальные нравы, установившиеся в олигархической среде;
  • откровенные попытки использовать взятки для контроля за принимаемыми решениями на всех без исключения этажах и уровнях государственного управления;
  • монопольный диктат производителей и продавцов по отношению к потребителю[18];
  • сомнительная репутация российского бизнеса за рубежом, в результате чего иностранный бизнес, особенно на первых порах, тоже был представлен в России не столько солидными, дорожащими своей репутацией международными корпорациями, сколько всякого рода авантюристами и проходимцами.

Вот почему еще вопрос о легитимации крупной собственности, полученной в ходе приватизации производственных активов, необходимо решать так, чтобы все факторы, определяющие этот мучительный процесс очищения, стали предметом внимания, усилий и договоренностей власти, бизнеса и общества.

Путин в Пикалёво жёстко разговаривает с Дерипаской

Суть «нечестной» приватизации, положившей начало новым порочным традициям российского бесправия, как раз и состояла в том, что трехсторонний договор, негласно и молчаливо заключенный на старте исторических перемен между обществом, становящимся на ноги бизнесом и новой нарождающейся российской властью, едва ли не сразу после смены общественного строя оказался вероломно, за спиной общества и в ущерб ему, нарушен двумя другими сторонами. И, что более существенно, неожиданно для него приобрел силу неправедного обычая и даже закона. Причем действующего преимущественно в направлении не столько улучшения, сколько ухудшения, в конечном счете, общей социально-экономической и политической ситуации в стране.

Тем временем список скандальных экспроприаций со стороны государства и переделов собственности с его участием множится, а число олигархов растет темпами, значительно опережающими темпы роста экономики и благосостояния народа. При этом легитимация крупной собственности так и не происходит, а наоборот, ее долгожданное умиротворяющее свершение, словно намеренно, затягивается и отодвигается на неопределенный срок.

Малый и средний бизнес — проблемы и решения!

Компенсация обществу потерь от нечестной приватизации необходима в принципе. Вопрос же о выборе той или иной формы компенсации — лишь один из аспектов проблемы, причем не самый главный. Какова будет ее конкретная форма — это предмет для экспертного обсуждения.

Если вам в любой момент могут предъявить претензии и осудить за участие в приватизации, то вопрос о том, какой вы платите налог на прибыль — 23 процента или 15 процентов, утрачивает актуальность. А опасность предъявления претензий очень реальна. Много говорят о «ЮКОСе» просто потому, что это была очень большая компания. Но аналогичные истории ежедневно повторяются по всей стране с тысячами предпринимателей: использование возможностей правоохранительных органов для манипулирования бизнесом стало обычной практикой.

Без решения вопроса о частной собственности, без обеспечения ее неприкосновенности и незыблемости любая экономическая политика будет постоянно заходить в тупик.

Доверительные отношения между бизнесом и властью останутся недосягаемой мечтой, схватки между ними будут постоянными и бесконечными. Горизонт планирования бизнеса будет сужен до минимума. Объем долгосрочных инвестиций в лучшем случае останется на нынешнем уровне. Кроме того, жертвой этих постоянных сражений окажется судебная система — вместо того, чтобы независимо вершить правосудие, она будет лишь выполнять политические указания. По той же причине жертвой станут и средства массовой информации.

Итак, во-первых, следует признать, что обвинения в незаконности приватизации имеют под собой основание. Самый яркий пример — залоговые аукционы, хотя вся приватизация была не просто неправильной, а криминальной[19]. Многие люди лишились жизни из-за того, что и как было сделано. Во-вторых, решая проблему, нельзя избирательно применять меры репрессивного характера.

Это означало бы индивидуализировать проблему. Такой путь — это политика византийской интриги, запугивания, сведения счетов, но отнюдь не решение проблемы по существу. В-третьих, надо понимать, что административным способом пересмотреть итоги приватизации невозможно, даже если ограничиться 7—10 залоговыми аукционами.

Потому что передел собственности, который будет осуществлен таким образом, ни к чему не приведет. Собственность перейдет от одних группировок к другим. Все, что ждет на этом пути, это новые тяжелые сражения. Нельзя допустить повторения истории. Ведь Россия так устроена, что она сначала совершает ошибку, последствия которой ужасающи, а потом, в стремлении все исправить, творит еще более страшные вещи.

Проблему нужно решать так, чтобы решение было понятно большинству граждан и обеспечивало, насколько это возможно, общественное согласие. В глазах людей приватизация, в ее нынешнем виде, — нелегитимна. Вследствие конфискационной реформы 1992 года (гиперинфляция составила тогда 2600 процентов за один год) население было лишено всех накоплений, а через пару лет появились 20—30-летние миллиардеры. Кто с этим может согласиться?

Чтобы укрепить права собственности, нужно показать людям, что появление частной собственности, приватизация могут быть ясными и открытыми, что и в этой сфере могут приниматься справедливые решения, а преступная связь бизнеса и власти должна быть прекращена.

Поэтому решение проблемы не должно лежать в плоскости очередного кулуарного сговора бизнеса с президентом. Нужно принимать соответствующий пакет законов. Государство должно дать понять бизнесу: сделки по приватизации пересматриваться не будут, но вы заплатите по ним честную цену и на политику больше влиять не будете. И такой концентрации капитала в стране не будет больше никогда.

Предлагались и другие решения: например, возврат уплаченных в середине 90-х сумм, а затем новая, но уже прозрачная приватизация по рыночной цене. Или установление экспертным путем реальной цены приватизированной собственности и выдвижение требований к нынешним собственникам заплатить разницу. Такие предложения в наших условиях представляются более чем сомнительными. Бесспорно только, что обсуждать нужно различные варианты выхода из сложившегося положения в целом, а не то, кто будет следующим за Ходорковским.

Есть, правда, еще одна проблема — это командные высоты в экономике. Какие из них и как государство хочет контролировать? Здесь тоже должна быть ясность, закрепленная законом.

Источник: scicenter.online

Взаимодействие бизнеса и власти

Цель дипломного проекта состоит в наиболее полном раскрытии проблемы и выработке рекомендаций по управлению экономическим взаимодействием органов власти и бизнеса, обеспечивающих устойчивое развитие муниципального сообщества.

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ 6
1.1 Формы взаимодействия бизнеса и власти всех уровней в современной России 6
1.2 Механизмы воздействия власти на бизнес 18
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Социально-экономическое положение Брянской области 32
2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию бизнеса 41
3 ПРОДЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 46
3.1 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти 46
3.2 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области 53
3.3 Предложения по совершенствованию взаимодействия бизнеса и власти в Брянской области 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Читайте также:  Как организовать бизнес детскую игровую комнату
Работа содержит 1 файл

Численность трудовых ресурсов на 1 января 2007 года составила 790,1 тыс. человек, из них занятых в экономике – 604,2 тыс. человек. Стабильной остается ситуация на рынке труда. Уровень официально регистрируемой органами службы занятости безработицы составил 1,8 % к численности экономически активного населения (на 1 января 2006 года – 1,9 %). На 1 января 2007 года число безработных, состоящих на учете в органах службы занятости, составило 11,8 тыс. человек (на 1 января 2006 года – 12,2 тыс. человек).

Таким образом, Брянщина – это один из тех регионов, где социальные проблемы требуют к себе самого пристального внимания со стороны всех структур власти и общественных организаций.

Практика последних лет показала, что дальнейшее развитие экономики области, преодоление негативных тенденций в социальной сфере во многом зависит от конструктивного взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти и бизнеса.

2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию бизнеса

Россия твердо взяла курс на интеграцию в мировое сообщество. Для полноценного развития экономики нужен не только крупный, но средний и малый бизнес. Роль и значение малого предпринимательства наиболее полно раскрывается по средством анализа его политической, экономической и социальной значимости.

Так, в сфере политических отношений малое предпринимательство оказывает активное влияние на политическую стабильность в общества. Являясь наиболее многочисленным классом, представители малого предпринимательства либо сами формируют свои политические взгляды, либо становятся объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

В сфере экономики малые предприятия, непрерывно приспосабливаясь к конъюнктуре рынка, быстро реагируют на постоянно изменяющиеся потребности общества. В социальной сфере малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования среднего класса и, следовательно, способствует ослаблению присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации, сглаживанию противоречий между наиболее богатыми и бедными слоями населения. А эта – одна из наиболее острых проблем современного российского общества. Мировой опыт свидетельствует о необходимости государственной поддержки малого предпринимательства.

Относительно низким является уровень развития малого бизнеса в Брянской области, а между тем в странах с сильной экономикой львиная долю бюджета формируется именно за счет малого и среднего предпринимательства.

Серьезными проблемами для развития этого сектора экономики являются отсутствие грамотно разработанной правовой базы, наличие противоречий между законодательством, практической предпринимательской деятельностью и налоговой системой, моральный прессинг со стороны контролирующих органов. Наряду с вопросами перераспределения налогов, существует ряд иных проблем, тормозящих стабилизацию предпринимательской деятельности. К ним можно отнести административные барьеры, безопасность бизнеса, в первую очередь правовую. Несмотря на существующие трудности, в Брянском регионе довольно активно ведется работа по поддержке малого предпринимательства. Наиболее ярким примером является постановление Администрации Брянской области «Об устранении административных барьеров при развитии предпринимательства», в результате которого запрещены внеплановые проверки предприятий со стороны контролирующих органов.

Кроме того, в области реализуется целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Брянской области на 2004 – 2006 годы». Общая сумма финансового обеспечения мероприятий программы в течение трех лет составила 23,094 млн. рублей. Главная задача этой программы – создание качественной законодательной основы, обеспечивающей защиту законных интересов предпринимателей и их имущественных прав, устранение административных барьеров в развитии предпринимательства, разработка правил взаимоотношений органов власти и предпринимателей. 21

Также на территории Брянской области действует постановление Администрации Брянской области от 29.12.2006 №891 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства в Брянской области» (2007-2009 годы)». Для поддержки малого бизнеса действует постановление Брянской областной Думы от 30.05.1996 №364 «О порядке применения федерального закона Российской Федерации «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», расположенных на территории брянской области».

Особо хотелось отметить, что 14 сентября 2007 года Государственная Дума приняла законопроект «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества». Данный законопроект позволит предприятиям малого бизнеса во внеконкурсном порядке приобрести в собственность арендованные ими помещения или здания. Таким образом, малые предприятия получают имущественные гарантии для проведения своей хозяйственной деятельности, капитализировать свои инвестиции в ремонт, переоснащение, модернизацию производства и создание новых рабочих мест. Согласно данному законопроекту малые предприятия, которые арендуют государственное или муниципальное имущество не менее трех лет, имеют преимущественное право его выкупа по рыночной стоимости в рассрочку на три года.

Областная Дума рассмотрела законопроект «О розничных рынках Брянской области». Данный документ направлен на обеспечение прав потребителей, потребностей населения области в товарах, работах и услугах соответствующего качества, поддержку отечественных товаропроизводителей, создание условий для реализации на розничных рынках сельскохозяйственной продукции.

На территории Брянской области осуществляет свою деятельность Брянская торгово–промышленная палата (БТПП). 30 ноября 2006 года принят Закон Брянской области «О Торгово-промышленной палате Брянской области», который будет способствовать консолидации усилий БТПП и бизнес-сообщества по поддержке малого и среднего бизнеса на Брянщине.

Знаковым событием для малого бизнеса стало принятие закона. Теперь малый бизнес в России будет развиваться строго в рамках федерального закона РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ от 24 июля 2007 года. Закон предполагает создание системы фондов поддержки малого бизнеса, и в нем прописано, как это необходимо сделать. Эту систему фондов тоже надо создавать, то есть запускается большая работа по формированию государственной поддержки малого бизнеса, которая в конечном итого должна создать более благоприятные условия для деятельности малого бизнеса, чем это есть на сегодня. Но самое главное – этот закон дает толчок региональному законодательству.

Привлечение инвестиций – один из главных факторов динамичного развития региональной экономики. Поэтому администрация Брянской области, безусловно, стремится создать благоприятный инвестиционный климат, в котором — и это самое важное – будет надежно защищены интересы деловых партнеров, готовых вложить средства в развитие региона. Правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории области определяет Закон «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области», действующий с 1996 года. В данный законодательный акт неоднократно вносились изменения и дополнения, которые позволили расширить перечень налоговых льгот, увеличить период их действия, изменить налоговые ставки по предоставляемым льготам, упростить механизм предоставления государственной поддержки в виде льгот и гарантий. Последние дополнения в данный законодательный акт касаются компенсации части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат организаций на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционного проекта.

Нужно четко понимать: без государства, без законодательно-нормативной базы не может развиваться ни одна сфера нашей жизни. Но с другой стороны, надо понимать и то, что законы не покрывают все жизненное пространство, всегда есть какие-то проблемы, вопросы, которые оказываются как бы между законами, в зоне, ими не регулируемой. И в заключении хотелось бы подчеркнуть, что необходимо объединить усилия депутатского корпуса, настойчиво и последовательно добиваться совершенствования законодательной базы в целях реализации всех проектов и программ социально – экономического развития Брянской области.

3 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Читайте также:  1 бизнес портфель это

3.1 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти

Характер взаимодействия бизнеса и власти является важным показателем состояния общества в целом. Отношения между ними влияют на характер власти, стиль и технологии управления. В последнее время среди исследователей широкое распространение получили концепции «слияния» бизнеса с властью и «приватизации власти» крупным капиталом. Большинство авторов, утверждающих, что крупный капитал «приватизировал» власть в России, основывают свой анализ на изучении федерального уровня политики. Однако исследования, проведенные на региональном уровне, в большинстве случаев дают другие результаты.

С конца 90-х годов накопивший большие ресурсы крупный бизнес начал массированную интервенцию в регионы. Сегодня крупнейшие российские финансово-промышленные группы (далее ФПГ) работают в сорока регионах России, в том числе и в Брянской области. Наряду с «иногородними» ФПГ в нашем регионе выросли свои собственные крупные финансово-промышленные структуры, многие из которых становятся межрегиональными.

В 90-е годы в субъектах РФ возникли различные модели взаимодействия бизнеса и власти. Выделяются: модель патронажа, предполагающая административное давление власти на бизнес; модель «приватизации власти», когда власть сосредотачивалась в руках одной группы экономических субъектов, модель подавления, когда власть использовала в отношениях с бизнесом репрессивный аппарат; модель партнерства, в рамках которой представители бизнеса и власти заключали компромисс.

К началу нового столетия в отношениях бизнеса и власти в российских регионах произошли существенные изменения. Они были обоснованы начавшейся политикой рецентрализации России и последовавшим за ней изменением потенциала региональной власти, возросшей политизацией бизнеса, а также появлением на региональном пространстве новых влиятельных игроков.

Однако централизация не привела к формированию в Брянской области репрессивной модели, скорее наоборот, сильные экономические субъекты, объединившись с властью, стали решать свои прагматические задачи еще более последовательно, отказавшись от полного захвата власти одной из сторон. Таким образом, можно сказать, что в нашем регионе сложились отношения, которые можно обозначить как модель партнерства.

Основное базовое условие для формирования данной модели – диверсифицированность экономических ресурсов региона и их рассредоточение между различными элитными группами, каждая из которых обладает собственными ресурсами влияния. Модель партнерства – это результат «пакта» элит, в котором власть не может вести диалог с бизнесом с позиций силы и выступает в роли арбитра, занимающегося согласованием общих позиций.

Для партнерской системы взаимодействий бизнеса и власти в Брянской области характерны следующие особенности:

    • Губернатор выступает как арбитр между группами влияния;
    • Обмен ресурсами – это основа взаимоотношений;
    • Бизнес начинает отказываться от борьбы за власть;
    • Эффективность бизнеса является условием консенсуса бизнеса и власти.

    Рассмотрим подробно каждую из этих особенностей.

    Губернатор как арбитр между группами влияния.

    Губернатор являлся гарантом внутриэлитной стабильности, силой, консолидирующей бизнес-сообщество и поддерживающей равновесия между различными группами влияния. Н.В. Денин пользуется уважением как среди населения, так и среди представителей бизнеса Брянска.

    По его инициативе проводятся круглые столы по поводу эффективного развития Брянской области, в работе которых принимают участие руководители области, топ-менеджеры и собственники как крупнейших предприятий, так и малые предприниматели. А в двадцатых числах октября нынешнего года в Брянске проходил первый Инвестиционный форум, на котором обсуждались основные проблемы региона и пути их эффективного решения. Было заключено большое количество договоров в тех или иных отраслях народного хозяйства.

    Не малая заслуга губернатора и в возрождении ежегодного празднества по поводу проведения Свенской ярмарки. Данное мероприятие позволяет стимулировать развитие производства и торговли в области, способствует заключению выгодных соглашений. Так же с помощью ярмарки устанавливаются добрососедские отношения с граничащими с Брянской областью регионами Украины и Белоруссии.

    Источник: www.stud24.ru

    Взаимодействие власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем населения Леховицер Олег Изральевич

    Леховицер Олег Изральевич. Взаимодействие власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем населения : диссертация . кандидата экономических наук : 08.00.05 / Леховицер Олег Изральевич; [Место защиты: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации].- Москва, 2009.- 172 с.: ил.

    ВВЕДЕНИЕ 3

    ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАСЕЛЕНИЯ

    КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 11

    1.1 Социальные проблемы и их связь с развитием

    социального пространства 11

    1.2 Состояние и динамика изменений в социальной политике

    1.3 Социально — экономическое положение регионов как результат
    взаимодействия бизнеса и власти 58

    ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

    НАСЕЛЕНИЯ 86

    2.1 Формирование модели современной социальной

    2.2 Развитие системы социального партнерства на основе

    неформальных институтов 109

    2.3.Развитие социальной рекламы как инструмента

    социальной политики 129

    2.4 Сотрудничество общественных организаций с властью

    в решении социальных проблем 151

    ВЫВОДЫ 161

    ЛИТЕРАТУРА 167

    Введение к работе

    Актуальность темы исследования определяется тем, что власть и бизнес не нашли приемлемых путей решения социальных проблем населения. Передав ряд своих экономических полномочий бизнесу, государство рассчитывало на то, что он возьмется и за решение социальных проблем общества. Однако не все представители бизнеса считают, что кроме уплаты налогов они должны решать и социальные задачи граждан. Постепенно в решение социальных проблем общества стали включаться негосударственные, некоммерческие организации, но слаженного механизма взаимодействия власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем населения пока не создано.

    В тоже время, в экономике произошли коренные изменения в методах, используемых государственными и муниципальными органами власти для решения социальных проблем, на основе объединения усилий и поиска баланса интересов участников данного процесса. Частный бизнес и государство все активнее вступают в сотрудничество в поисках эффективных путей решения задач общества на основе национальных проектов, получения самостоятельных заказов. Используется механизм тендеров при выборе государством партнеров для решения социальных задач на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления. Привлекаются иностранные партнеры для выполнения инфраструктурных социальных проектов.

    Однако экономический рост во многом еще сдерживается слабым решением таких социальных проблем общества, как улучшение демографической ситуации, снижение уровня бедности, обеспечение граждан жильем, социальной защитой пенсионеров и молодежи.

    Вместе с тем, в мировой практике взаимодействия власти, бизнеса и общества, адаптируемой к российским условиям, широко используются такие механизмы решения социальных проблем граждан, как: выявление

    4 доминирующих тенденций развития социального пространства территорий и их использованием при формировании стратегии социальной политики и механизмов ее реализации; проведение институциональных преобразований в социальной сфере и структурных реформ в экономике создающих недостающие условия для решения социальных проблем населения; выстраивание социального баланса поколений; развитие экономических и организационных основ социального партнерства и формирование деловых отношений его участников, отвечающих требованиям времени; использование социальной рекламы в качестве инструмента повышения социальной культуры населения.

    Исследование данных проблем и выработка научно — практических мер по их реализации является весьма актуальной задачей, имеющей важное народнохозяйственное значение для управления экономическими системами и улучшения качества жизни населения.

    Степень изученности проблемы. Решение социальных проблем населения путем развития взаимодействия власти, бизнеса и общества многогранная проблема, включающая в себя изучение социальных запросов граждан, роль государства в удовлетворении потребностей населения, особенности и технологии его взаимодействия с бизнесом и обществом при решении проблем на основе баланса интересов участников данного процесса.

    Анализу роли государства в современной экономике и социальном
    развитии общества посвящено множество работ, среди которых следует
    выделить фундаментальные труды западных ученых: Э. Аткинсона, Д.
    Стиглица, Г. Таллока, И. Шихаты. Различные аспекты сущности партнерства
    власти, бизнеса и общества, а также процессы его формирования и технологии
    функционирования довольно глубоко изучаются зарубежными

    Читайте также:  Билайн бизнес тариф минимальный

    5 исследователями, среди которых выделяются работы Т.Барнекова, Р.Бойла, С.Голиновской, Л.Джезируски, М.Б.Джеррарда, С.Китадзима, Ф.Кука, Д.Рича.

    Зарубежный опыт решения социальных проблем населения, дающий представление об основных направлениях изменений в системе социального обеспечения, происходящих в странах восточной Европы продемонстрирован в трудах: Голубевой В.И., Синициной И.С., Чудаковой Н.А.

    Проблемам социальной политики государства в различных ее проявлениях посвящены труды Бабича A.M., Волгина Н. В., Жильцова Е.М., Кравченко В.И., Солодилова Н.З., Сульповара Л.Б., Уколова В.Ф., Фролова Б.И.,ЯрскойВ.Н.

    Изучению различных аспектов взаимодействия государства, власти и бизнеса посвящены исследования современных российских ученых: М.Н.Афанасьева, Г.В.Горланова, Г.А.Дробота, С.С.Евтюхова, А.Д.Некипелова, И.М.Осадчей, Д.А.Розенкова, А.Ю.Зудина, Я.Ш.Паппэ, С.П.Перегудова, Ф.И.Шамхалова, Ю.Шишкова и др.

    Особенности государственно-частного, социального партнерства как феномена и как понятия рассматриваются в работах: О.Белокрыловой, В.Варнавского, Л.Ефимовой, В.Михеева, Т.Санниковой, Б.Столярова и А.Шмарова. Важные политико-правовые аспекты государственно-частного партнерства в России нашли свое освещение в работах: М.В.Вилисова, С.С.Сулакшипа, Е.А.Хрусталевой, В.И.Якунина.

    Вместе с тем, в экономической науке ощущается недостаток теоретических и методических разработок, касающихся использования современных подходов и механизмов управления процессом решения социальных проблем населения на основе взаимодействия власти, бизнеса и общества.

    Общая цель исследования состоит в поиске и аргументации новых путей решения важной научной задачи, имеющей существенное значение для

    экономики и управления народным хозяйством — дополнение концептуальных основ решения социальных проблем населения на основе взаимодействия власти, бизнеса и общества современными подходами и механизмами.

    Эта общая цель достигается решением следующих конкретных задач:
    выявлением доминирующих тенденций развития социального

    пространства территорий и их использованием при формировании стратегии социальной политики и механизмов ее реализации;

    — обоснованием экономического механизма регулирования отношений внутри партнерства с целью получения взаимной выгоды каждым из его участников, согласно вклада в объединенные усилия;

    — повышением эффективности социального партнерства за счет
    использования возможностей различных форм интеллектуального альянса
    бизнеса и власти, реализуемого через управленческие технологии;

    — развитием механизмов государственно — частного партнерства через
    независимую экспертно-консультационную деятельность, ориентированную на
    подготовку предложений по совершенствованию механизмов взаимодействия
    государства, бизнеса и общественных структур;

    использованием не получивших распространения на практике организационных, административных, экономических и социо — культурных механизмов, социальной рекламы, позитивно влияющих на население.

    Объектом исследования является процесс управления решением социальных проблем населения на основе взаимодействия власти, бизнеса и общества.

    Предметом исследования выступают экономические и связанные с ними управленческие отношения, возникающие в результате целенаправленного воздействия на процесс управления решением социальных проблем населения на основе взаимодействия власти, бизнеса и общества.

    Теоретической и методологической базой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых; прикладные работы по данной проблеме; программы, концепции, нормативные и другие материалы, касающиеся управления решением социальных проблем населения на основе взаимодействия власти, бизнеса и общества. В диссертации применяется статистическая обработка информации, экономический анализ, используются результаты научных исследований.

    Новые научные результаты, полученные автором входе исследования, состоят в следующем. Решена задача, имеющая важное научно — практическое значение для экономики, организации и управления народным хозяйством. Осуществлено дополнение теоретических основ знания решения социальных проблем населения на основе частно — государственного партнерства и разработаны механизмы решения социальных проблем населения на основе взаимодействия власти, бизнеса и общества.

    В частности:

    выявлены тенденции подвижности, неравномерности и разноуровневое развития социального пространства территорий, обусловленные региональными различиями в экономической политике государства. Имеет место успешное развитие богатых регионов, постепенное подтягивание экономически слабых территорий, сопровождающееся стагнацией и ухудшением социальной ситуации регионов, отнесённых к средним. Показано, что несмотря на умение органов власти снимать временное напряжение в очевидных зонах социального неблагополучия, очаги острых конфликтов остаются. Они снижают уровень социальной стабильности в стране и чреваты политическими последствиями. Доказано, что наиболее эффективным способом решения социальных проблем населения является не перенос бремени ответственности на государство, а использование для этого современных форм и технологий партнерства власти, бизнеса и общества;

    — выявлено, что в регионах в социальном партнерстве неоправданно
    доминирует государство, внося дисбаланс в отношения участников
    взаимодействия. Обоснован экономический механизм регулирования
    отношений внутри партнерства: получение взаимной выгоды каждым из
    участников партнерства (органа власти, бизнес — структуры, общественной
    организации) согласно вклада в объединенные усилия и поведения как
    равноправного субъекта взаимодействия, дополняющего возможности других
    участников, сохраняя при этом баланс интересов, способствующий
    гармоничному развитию социального пространства территорий. Показано, что
    партнерство основанное на таком механизме отношений участников способно
    реализовывать не только местные социально — ориентированные проекты, но и
    решать задачи федерального значения, направленные на решение
    общенациональных проблем на основе получение взаимной выгоды для центра
    и регионов;

    — установлено, что эффективность социального партнерства существенно
    возрастает, если оно используется не только как экономическое и
    организационное взаимодействие, но и как интеллектуальный альянс между
    бизнесом и властью, реализуемый через такие управленческие технологии, как:
    интеллектуальные аукционы с целью отбора и внедрения в различных отраслях
    социальной сферы научных разработок и проектов бизнес-структур;
    организация функционирования рабочих групп по созданию нормативных
    документов регулирующих институциональные отношения бизнеса и
    государства в социальной сфере; инновационные альянсы бизнеса и государства
    в создании социальных прорывных технологий; альянсы власти, бизнеса и
    общественных оргаї-шзаций в сфере экономического и социального
    образования; трехсторонние комиссии из представителей органов власти,
    инновационных бизнес — структур и общественных организаций по разработке
    и реализации проектов социального развития территории;

    9
    — доказана целесообразность создания при Правительстве Российской
    Федерации экспертио-консультационного совета по развитию механизмов
    государственно — частного партнерства. Основной функцией данного совета
    должно быть рассмотрение вопросов и подготовка предложений по
    совершенствованию механизмов взаимодействия государства,

    предпринимательского сообщества и общественных структур в целях устойчивого социального и экономического развития страны. Совет должен действовать на постоянной основе и являться коллегиальным совещательно-консультативным органом Правительства Российской Федерации. В его состав должны входить представители отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти, а также общественных организаций. Члены совета участвуют в его работе на общественных началах;

    — обоснованы организационные, административные, социо — культурные и экономические механизмы, обеспечивающие позитивное влияние социальной рекламы на население: создание государственного комитета по социальной рекламе на федеральном, региональном и местном уровнях управления; введение цензуры на отбор тем для социальной рекламы; введение критерия качества социальной рекламы — сохранение традиций народа и повышение культуры общества; привлечение общественного внимания к социально значимым проблемам за сет увеличения доли социальной рекламы с 5% от всей рекламы в средствах массовой информации, предусмотренной законодательством, до 10%; использование национальных традиций и дизайнерских решений в социальной рекламе.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что оно доведено до конкретных практических рекомендаций. Его результаты могут быть использованы региональными, муниципальными органами управления, бизнес — структурами и государственными унитарными предприятиями.

    10 Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации апробированы в ходе практической деятельности автора и обсуждены на заседании кафедры менеджмента и кафедры инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Различные аспекты исследования изложены в публикациях автора.

    Логика и структура работы. Логика и цель исследования определяют структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, выводов и списка литературы.

    Источник: www.dslib.net

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Бизнес для женщин