Недавно я встретил знакомого предпринимателя, и мы заговорили о коррупции в российском бизнесе. Человек, сделавший состояние в 1990-е годы, в том числе за счет активного использования неформальных связей, специальных отношений и креативных схем с участием государственных чиновников, рассказывал о противостоянии коррупции в его компании и своем активном участии в этой работе.
«Нулевая толерантность, горячие линии, прозрачность, конфликтные комиссии», – мой собеседник с таким энтузиазмом сыпал терминами из антикоррупционного набора, что было трудно не поверить в серьезность его намерений. Но как они вяжутся с его прошлым? – эта подспудная мысль создавала дискомфорт до тех пор, пока в какой-то момент разговора я не подумал, что передо мной как раз тот человек, который нужен российскому бизнесу, чтобы избавить его от гнета коррупции – лидер перемен. Не романтик из «Общества потребителей за честный бизнес», не рафинированный чиновник Всемирного банка, дающий советы по борьбе с коррупцией из вашингтонского далека, а бизнесмен-прагматик, знающий о том, что такое коррупция из первых рук, и решивший, что она принесет его бизнесу больше вреда, чем доходов, и поэтому ей надо противостоять. Лидер, который сделал свой выбор на основе рационального анализа и готов отстаивать его всеми имеющимися в распоряжении средствами.
Мифы и реалии российской бизнес-коррупции
Коррупция относится к тем областям нашей жизни, о которых не принято говорить вслух. Предполагается, что все всё понимают, и нет необходимости озвучивать общеизвестные, но малоприятные истины. Такое положение приводит к рождению и распространению мифов, удобных определенным социальным группам, но имеющих мало общего с реальностью. К сожалению, деликатность темы весьма затрудняет проведение серьезных исследований, что способствует дальнейшему укреплению мифов.
Чтобы пролить свет на темное царство бизнес-коррупции в России, профессор Лондонского университета (UCL) Алена Леденева и автор этих строк провели в 2011 году исследование, в котором приняли участие более сотни первых руководителей российских и зарубежных компаний, работающих в нашей стране. В ходе исследования мы хотели выяснить, с какими конкретными проявлениями коррупции сталкиваются компании, кто является инициаторами и бенефициарами этих практик, кто несет издержки, как бизнесы противостоят коррупции. Исследование показало, что коррупция действительно является масштабным явлением в российском бизнесе, коррупционные практики разнообразны и постоянно эволюционируют, в среднем, организации гораздо эффективнее в выявлении коррупционных действий, чем в предотвращении их. В ходе исследования нам удалось выявить несколько популярных мифов и сравнить их с реальным положением дел.
Миф 1. Коррумпированные чиновники являются главной движущей силой коррупции в российском бизнесе, в то время как руководители компаний – жертвы в этом неравном противостоянии честного бизнеса и бесчестного государства.
Реальность не просто сложнее, она – другая. На основании анализа с учетом частоты использования 27 конкретных форм коррупции, называемых в дальнейшем коррупционными практиками, получилась следующая картина:
Инициатор | Бенефициар | |
Чиновники | 4 практики 18,5% | 7 практик 31,4% |
Менеджеры | 21 практика 76% | 12 практик 37,6% |
Сотрудники | 1 практика 0,6% | n/a |
Акционеры | n/a | 6 практик 20,6% |
Поставщики | 1 практика 4,7% | 2 практики 10,2% |
Клиенты | n/a | n/a |
Общество | n/a | n/a |
Конкуренты | n/a | n/a |
Как видно из таблицы, менеджеры являются не только инициаторами подавляющего большинства коррупционных действий, но и получают персональную выгоду от значительного числа таких действий. Основные убытки от коррупции в бизнесе терпят, как и следовало ожидать, акционеры.
Миф 2. Коррупционные стратегии обеспечивают в условиях России долгосрочные конкурентные преимущества.
Многие бизнесмены признают, что неформальные связи и непрозрачные сделки могут единовременно продвинуть компанию вперед, однако, они не могут обеспечить стабильного лидерства. Более того, «специальные условия» влекут за собой долговременные обязательства и скрытые издержки, снижающие конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Исследование показало, что чем крупнее и старше компания, тем меньше она использует неформальные практики для продвижения своего бизнеса. Как сказал один из генеральных директоров: «Для большого и устойчивого бизнеса игра без правил дороже, чем игра по правилам. Мы ставим на правила».
Миф 3. В условиях коррупционного беспредела России отдельно взятая компания бессильна противостоять коррупции.
Можно противостоять конкретным практикам, а не коррупции вообще. Борьба с коррупцией так же бесперспективна, как борьба с наступлением зимы или ночи.
При этом мы научились достаточно эффективно противостоять специфическим аспектам этих природных явлений – холоду, гололеду, снежным бурям и темноте – за счет создания целевых инструментов, позволяющих нейтрализовать их негативное влияние на нашу жизнь: теплой одежды, парового отопления, электрического освещения. Нечто похожее происходит и в области противостояния коррупции: компании, выделяющие наиболее значимые для них (как с материальной, так и с моральной точки зрения) практики, создают целевые механизмы противостояния именно им, а не коррупции вообще. Одна из крупных компаний, участвовавших в исследовании, выделила в качестве ключевого приоритета искоренение конфликта интересов у ее руководителей и их материальной заинтересованности в результатах тендеров («откатов»). В компании была создана специальная система мер, включающая описание коррупционных действий, инструкции по противодействию им, систему разделения ответственности и контроля, механизм разрешения споров, средства коммуникации, обучение и наставничество. За первый год работы новой системы издержки на закупки на единицу готовой продукции сократились на 15 процентов.
Наше исследование показало, что сегодня действующие в России компании в наибольшей степени страдают от следующих коррупционных практик (10 наиболее распространенных в порядке убывания частоты).
При этом для крупных компаний наиболее болезненными являются практики, связанные с коррупционными действиями менеджеров и сотрудников, для мелких – с давлением сотрудников силовых организаций низового уровня, для иностранных – с действиями регуляторов и органов исполнительной власти на всех уровнях, а также отношениями с поставщиками.
Превращение противостояния коррупции в бизнес-задачу. Эффективно противостоящие коррупции компании рассматривают эту деятельность как важную составляющую создания и сохранения стоимости бизнеса, такую же, как управление логистикой, производством, продажами или маркетингом. В их работе преобладает деловой, а не моралистский подход, они пользуются инструментами управления бизнесом: создают метрики, устанавливают цели, разрабатывают стратегии, выделяют бюджеты, вознаграждают и наказывают сотрудников за их действия или бездействия.
Что особенно важно, они не замалчивают тему коррупции, а «разговаривают» о ней со своими сотрудниками, поставщиками, клиентами, государственными чиновниками и другими контрагентами. В этих компаниях сложился специальный «словарь», который делает коммуникацию эффективной, а взаимодействие конструктивным.
Внимание и участие первого лица. «Если бы я хотел провести успешную антикоррупционную кампанию, я бы поручил ее директору по PR. Но я хочу сохранить деньги и мораль своих сотрудников, поэтому занимаюсь этим сам», – рассказал владелец крупной региональной компании. В успешных компаниях участие руководителей проявляется в нескольких аспектах.
Во-первых, личный пример последовательности в реализации провозглашенных целей и принципов. Вот прямая речь генерального директора сервисной компании: «Я знаю этого провайдера 10 лет. Он знает мою компанию и меня как облупленных. Он приходит ко мне и говорит: «Старик, какой тендер? Ты с ума сошел».
Я сжимаю зубы и отвечаю: «Это теперь закон». И он участвует в тендере и его проигрывает. Но я опять сжимаю зубы и молчу – все знают о наших отношениях и все должны видеть, что у меня нет специальных правил для своих».
Во-вторых, лидеры создают мощную поддержку тем, кто противостоит коррупции на нижних уровнях организации. Их авторитет, а иногда и прямое участие через иерархические уровни, усиливает позиции борцов с коррупционными практиками.
В-третьих, внимание лидеров к этой теме обеспечивает наличие ресурсов, позволяет оперативно вознаграждать героев и «разбираться» с противниками.
Вовлеченность рядовых сотрудников. В отличие от «стандартных» антикоррупционных кампаний, спускаемых сверху, эффективно противостоящие коррупционным практикам организации опираются на активное участие рядовых сотрудников и, прежде всего, линейных руководителей первого уровня: бригадиров, мастеров, начальников участков, супервайзеров, руководителей групп. Они предоставляют своим сотрудникам не только инструментарий – четкое описание конкретных коррупционных рисков, поведенческие инструкции, средства оперативной коммуникации, но и возможность действовать проактивно, выявлять риски, предлагать свои методы противостояния. Один из участвовавших в исследовании генеральных директоров рассказал о том, что в его компании, после того как в качестве одного из основных коррупционных рисков были выявлены попытки клиентов повлиять на представителей по продажам посредством предложения им «комиссионных» (откатов) за совершение сделки на выгодных условиях, был разработан специальный справочник, детально описывающий алгоритм действий в подобных ситуациях. Первый текст справочника был обсужден в группах представителей по продажам, в результате чего в него были внесены существенные изменения и возникли новые инструменты, такие, как аудиозаписи переговоров с клиентами, процедура быстрого реагирования, периодические встречи для обмена опытом, наставничество для новых сотрудников.
Требуется лидерство
К сожалению, лидеров, сделавших противостояние коррупции своим приоритетом, в российском бизнесе мало. Наше исследование показало, что большинство руководителей регулярно сталкиваются с коррупцией, страдают от нее, хотели бы от нее избавиться, однако не предпринимают активных действий в этом направлении.
В качестве основных причин называются следующие: «когда вся система коррумпирована – ничего не сделать на уровне компании», «один в поле не воин», «это системная проблема – правительство должно этим заниматься», «я буду бороться, а конкуренты деньги зарабатывать». Безусловно, во всех этих аргументах есть рациональное зерно, однако, мне кажется, что используются они в качестве стандартных отговорок. Истинная причина пассивности в другом – состоявшимся взрослым людям сложно менять свою операционную модель, которая привела их к сегодняшнему успеху, а активное противостояние коррупции потребует перемен, т.е. лидерства в отношении самих себя. Именно его продемонстрировал мой знакомый предприниматель, сумевший подвести черту под старым и двинуться новым курсом.
Что может способствовать пробуждению лидерства? На мой взгляд, три основных момента. Первое, логика экономического и социального развития, влияние глобализации делают коррупционные бизнес-модели все более непривлекательными не только для акционеров, но и для наемных высших руководителей. Второе – появление и успех руководителей нового типа с глобальным мировоззрением и ценностями. И третье – то, что поменяло моего знакомого, – здоровая амбиция сделать что-то еще, причем такое, о чем можно с гордостью рассказывать в любой аудитории.
Источник: delovoymir.biz
Коррупция и экономический рост (на примере России)
Целью работы является:
Выделение и изучение теоретических основ такого явления как коррупция в экономике;
Критический анализ и описание основных методов в изучении коррупции;
Определить и дать общее описание экономико-математической модели;
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Коррупция и экономический рост: методологические основы…5
1.1. Основные подходы к исследованию коррупции………………………….5
1.2. Коррупция как объект математического моделирования……………….15
1.3. Определение коррупции, ее разновидности…………………………. …44
Глава 2 . Влияние коррупции на развитие общества……………………. 53
2.1. Влияние коррупции на основные экономические показатели………….53
2.2. Коррупция как один из факторов экономического роста……………….67
2.3. Коррупция в России: анализ, перспективы………………………………71
Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованных источников…
Работа содержит 1 файл
2. Когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (скажем, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса) создает для этого искусственные незаконные преграды, он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки, что часто и происходит. Эта ситуация также ближе к традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки. В старой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством.
3. Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например — фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.
4. Наконец, бывают ситуации, когда чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступную деятельность чиновниками, которые, поддаваясь давлению, фактически получают одну простую выгоду — их не разоблачают. Надо иметь в виду, что этим перечислением не исчерпывается феномен коррупции.
Полезно различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).
Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, — это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.
Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше — должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который называется «властные полномочия».
Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.
Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных организациях, наличие которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать уставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни — кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых — изъять деньги и исчезнуть.
Глава 2. Влияние коррупции на развитие общества
2.1. Влияние коррупции на основные экономические показатели
Суть коррупции такова, что она проникает во все сферы жизни общества, в данной главе рассматривается влияние и проявление коррупции в различных сферах, влияние на различные показатели. В данном анализе мы затронем следующие элементы национальной экономики:
- малый и средний бизнес;
- инновационная деятельность;
- иностранные инвестиции;
- поступления в государственный бюджет;
- бюджетные инвестиционные проекты;
- государственные закупки;
- инфраструктура и текущие расходы;
- военные расходы;
- расходы на здравоохранение и образование;
Влияние коррупции на малый и средний бизнес.
Для многих стран Третьего мира характерна ситуация, когда предприниматели (главным образом, представители малого и среднего бизнеса) помимо налогов в бюджет, вынуждены платить деньги представителям разного рода государственных структур. Эти платежи могут быть оформлены как оплата за некие сомнительные услуги, оказываемые непосредственно этими госструктурами, как оплата услуг связанных с ними коммерческих фирм, или, чаще всего, просто как банальная взятка (выплачиваемая, например, как компенсация за невыполнение коммерсантами странных требований этих структур, являющихся, удивительным образом, формальными правилами).
Хотя, примеры такого рода платежей и услуг из российской практики и напрашиваются, она отнюдь не является уникальным российским феноменом: например, в Индонезии такого рода поборы составляют 20% текущих издержек предприятий малого бизнеса. 20 В Уганде в 2007г. средний размер взяток, выплаченных фирмой составил 28% от инвестиций в основные фонды (всего было исследовано 176 фирм). 21
Причина возникновения этого явления – в слабости государственной власти и неэффективности существующей системы государственного управления. В этом смысле, даже жесткий автократический режим (не говоря уже о развитой демократии) будет значительно эффективнее слабой демократической системы. Большим предприятиям проще защитить себя от коррумпированных чиновников; такие компании обладают специализированными структурными подразделениями; они могут прибегать к услугам специально обученных людей, знающих, как обойти препоны государственного регулирования, и налогового законодательства; размер таких фирм защищает их от незначительных чиновников; они также могут использовать политическую власть для эффективного поиска ренты. Для больших предприятий коррупция – это зачастую способ снижения издержек, который позволяет им получать монопольную прибыль и экономию на масштабе; тогда как для малых и средних компаний коррупция означает увеличение издержек, так как они вынуждены совершать платежи, которые необходимы лишь для собственного выживания, и которые не увеличивают их прибыльности или производительности.
Коррупция и стимулы к инновационной деятельности.
Еще одна причина неблагоприятного влияния коррупции на экономическую активность индивидов, и, как следствие, на показатели экономического развития, заключается в том, что она подрывает у предпринимателей стимулы к осуществлению инноваций.
Во-первых, если уровень коррупции в государстве высок, для осуществления инновации предприниматели вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с необходимостью получения всякого рода санкций, разрешений, лицензий и т.д. у коррумпированной государственной власти.
Во-вторых, часто осуществляющий нововведение предприниматель обладает большим человеческим капиталом, но испытывает недостаток финансовых средств и не может получить необходимый доступ к кредитам. У инноватора просто не оказывается достаточно денег, для того, чтобы оплатить чиновничьи «услуги».
В-третьих, инновационные проекты, как правило, предполагают долгосрочные инвестиции, а при слабой спецификации и защите прав собственности, которая присуща коррумпированной системе, такие инвестиции теряют свою привлекательность. Иначе говоря, в условиях порождаемой неэффективным государственным управлением вообще и административной коррупцией, в частности, неопределенности, у предпринимателей сокращаются горизонты планирования. Поэтому инновационные проекты теряют для них свою привлекательность.
В-четвертых, отличительной чертой практически всех инвестиционных проектов является относительно высокий уровень риска: инноватор может либо потерпеть фиаско, либо получить очень большую отдачу от своего проекта. Так как большинство индивидов не склонны к риску, фактически, только значительная величина этой возможной отдачи заставляет их затрачивать средства и усилия на осуществление инновационного проекта. Однако, в коррумпированной системе, инноватор может стать объектом ex post вымогательства со стороны коррумпированных властных структур. Иными словами, в случае успешной реализации проекта, предприниматель будет вынужден делить свою прибыль непонятно с кем: ожидаемая отдача от проекта для предпринимателя сокращается, и высокий риск заставляет его воздержаться от инновации.
Коррупция и иностранные инвестиции
Коррупция, неопределенность и прямые иностранные инвестиции. Как показывают достаточно многочисленные эмпирические исследования, чем выше уровень коррумпированности чиновников в государстве, тем менее привлекательно это государство для иностранных инвесторов. Это понятно и на интуитивном уровне: взятки, которые иностранные инвесторы вынуждены давать коррумпированным чиновникам, похожи на дополнительные налоги, которые удерживают потенциальных инвесторов от вложения средств в экономику данной страны. Так, в частности, Танзи обнаружил, что увеличение коррумпированности государственных чиновников от уровня Сингапура (индекс восприятия коррупции 9,2) до уровня Мексики (3,7) эквивалентно увеличению уровня налогообложения на 21 –24%. 22
Однако, как показывает, в частности, исследование, проведенное Кауфманом на российском и украинском материале («две страны с очень высоким уровнем коррупции»), доля средств, которые инвесторы вынуждены отдавать коррумпированным чиновникам, в прибыли или обороте весьма незначительна. Чем же, в таком случае, можно объяснить то серьезное сдерживающее воздействие, которое коррупция оказывает на иностранных инвесторов?
Дело в том, что для инвесторов представляют угрозу не сами по себе взятки, а тот уровень неопределенности, который присущ коррумпированной системе: коррупция, в отличие от налогообложения, непредсказуема и непрозрачна. Практически всегда отсутствуют сколько-нибудь эффективные механизмы обеспечения выполнения коррупционных соглашений. В целом, как выяснил тот же Вэй, рост неопределенности с уровня Сингапура до уровня Мексики, для инвесторов эквивалентно увеличению налогов на 32%. 23
Коррупция сокращает долю прямых иностранных инвестиций в общем объеме поступающих в страну финансовых ресурсов. Соответственно, для стран с высоким уровнем коррупции в структуре поступающего иностранного капитала характерна высокая доля долгов и портфельных инвестиций. На рис. 5 представлен качественный состав потоков иностранных капиталов четырех государств, различающихся по уровню коррумпированности власти.
Рис 6. Качественный состав потоков иностранных инвестиций 24
Коррупция и поступления в государственный бюджет
Рост коррупции сокращает доходную часть бюджета государства, так как, с одной стороны, как было показано, коррупция оказывает дестимулирующее воздействие на экономическую активность индивидов, а с другой стороны, высокая коррупция в фискальных органах способствует уменьшению собираемых налоговых платежей. Это простая мысль находит свое подтверждение и в целом ряде эмпирических исследований. Как показывает, в частности, исследование, проведенное Вито Танци и Хамидом Давуди, сокращение на один пункт индекса восприятия коррупции сокращает на 1,5% отношение доходной части бюджета к ВВП, на 2,7% сокращает отношение налоговых поступлений в бюджет к ВВП и на 1,3% увеличивает отношение неналоговых поступлений в бюджет к ВВП. Исследование Ghura (1998) выявило увеличение доли налоговых поступлений в ВВП на 1-2,9% при увеличении индекса восприятия коррупции на 1 пункт. 25
Источник: www.stud24.ru
Взяточничество. Понятие «взяточничество» охватывает два преступления: получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК), статья 291.1. посредничество во взяточничестве, 291.2 мелкая взятка
Провокация взятки (ст. 304 УК) отнесена к числу преступлений против правосудия.
Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем. Действующее законодательство устанавливает ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, т.е. за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Формы ответственности определены в ст. 174 УК РФ.
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) относится к числу преступлений средней тяжести, однако при наличии квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 285 УК, оно становится тяжким преступлением.
Закон определяет злоупотребление должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК) является типичным коррупционным преступлением должностных лиц.
Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.
Источник: www.angosk.ru