Аннотации 2021 Июл-2021 Оценки влияния кризиса на развитие малого и среднего бизнеса по итогам 2020 г.: сбылись ли прогнозы начала года?
Оценки влияния кризиса на развитие малого и среднего бизнеса по итогам 2020 г.: сбылись ли прогнозы начала года?
В. А. Баринова – заведующий международной лабораторией исследований проблем устойчивого развития РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; заведующий лабораторией инновационной экономики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук (Москва). E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
К. В. Демидова – младший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва). E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
С. П. Земцов – директор Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. геогр. наук (Москва). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Павел Бычковский об Экономическом кризисе в малом и среднем бизнеса
Ю. В. Царева – научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва). E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Текущий кризис, по ранним оценкам, затронул около 75% субъектов МСП, однако, по данным Единого реестра МСП, в 2020 г. число субъектов МСП сократилось менее чем на 4%, а численность занятых вообще немного выросла. Однако оборот малых компаний снизился на 3 млрд руб., или на 11% в текущих ценах, а оборот средних вырос на 1,4 млрд руб., или на 23%, в том числе вследствие увеличения числа средних компаний. Это можно объяснить как статистическими особенностями, так и влиянием антикризисных мер.
Реальные последствия кризиса будут известны лишь к концу 2021 г. Из-за особенностей критериев отбора (коды ОКВЭД, реестр МСП) меры поддержки не всегда достигали целевой аудитории; отдельные компании скорректировали свой код ОКВЭД для получения поддержки. Востребованные меры были недостаточно масштабны по сравнению с более развитыми странами. В будущем потребуется введение более дифференцированного подхода при применении ограничительных мероприятий. Необходимы продление и расширение способов поддержки МСП в условиях сохранения противоэпидемиологических ограничений.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, поддержка, предпринимательский климат, коронакризис.
JEL: L26, L53.
Источник: edrussia.ru
Влияние кризиса в крупных отраслях на субъекты среднего и малого бизнеса
Влияние кризиса в крупных отраслях на субъекты среднего и малого бизнеса
Совет ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике и Национальная инвестиционная платформа (https:/нип.рф/) продолжает цикл вебинаров с целью поддержки малого и среднего бизнеса в период кризиса
Когда пройдет вебинар?16/04/2020 в 13-30
Тема мероприятия: Влияние кризиса в крупных отраслях на субъекты среднего и малого бизнеса
Ссылка для подключения: https://events.webinar.ru/16834859/4187812
Банк – эксперт МСБ Ретейлер из Индии ( косметика)
–Владелец компании Авиалинии – Руководитель блока с коммерческими партнерами
Ассоциация строителей – Президент Ассоциации (сегмент малогобизнеса)
✅Матакаев Батыр Хезирович — Руководитель МСБ АО «Кредит Европа Банк»- Полноправный член Ассоциации Факторинговых Компаний
— Основатель проекта «Unicorn Challenge» конный промоушн
— Член Высшего Совета Российского Конгресса Народов Кавказа- Общественный деятель
— Владелец компании «Авантаж Биофарма»
✅ Губжев Вадим Валерьевич — Руководитель отдела корпоративных продаж АО «ТюркХава Йоллары» («Турецкие Авиалинии»)
✅ Матакаев Рауф Заудинович
— Президент Ассоциации «Союз Инженеров Строителей»- Член Ассоциации «РОИС»- Старший наставник компании «Шнайдер Консалтинг»
— Приветственное слово модератора;
— Влияние кризиса в крупных отраслях на субъекты среднего и малого бизнеса;
Источник: vc.ru
Исследование о влиянии кризиса на малый и средний бизнес: стакан наполовину полон
Эксперты представили новое исследование, посвященное влиянию кризиса на МСБ. Оказалось, что половина владельцев компаний считают свой бизнес успешным и до, и после кризиса. Интересно, что женщины-предприниматели зарабатывают меньше коллег-мужчин, зато они более оптимистично смотрят в будущее. Специалисты ожидают в следующем году начала роста количества малых компаний.
Выгодные клиенты
Российский микрофинансовый центр (РМЦ) представил на суд общественности исследование о влиянии кризиса на малый и средний бизнес. Анкеты рассылались только в Москве и Санкт-Петербурге: здесь самая большая в РФ деловая активность. Из-за того, что в среднем и особенно в малом бизнесе нелегко определить реальных собственников, опрос проводился только среди настоящих владельцев МСБ, которые успешно пережили кризис 1998 года. “Мы хотели посмотреть, какими качествами должен обладать успешный предприниматель, чтобы долгое время оставаться на плаву”, — пояснил президент РМЦ Михаил Мамута.
Некоторые выводы исследователей, признаться, слегка озадачили журналистов. Например, выяснилось, что каждый пятый предприниматель в обеих столицах страны не ощутил никакого влияния кризиса на бизнес. 62% компаний, считающих себя успешными, в качестве клиентов имеют население, а 50% — государственные структуры. 69% малых и средних предприятий ориентированы на местный рынок.
Наибольшее сокращение спроса на продукцию ощутили те предприниматели, которые работают с иностранными партнерами из развитых стран (71%) или с государственными структурами (64%). “Несмотря на кризис, примерно половина владельцев бизнеса сохраняют оптимизм и планируют рост уже в 2010 году, — отметил Мамута. — Это очень важно, так как в современной экономике ожидания предпринимателей и потребителей являются фактором, объективно влияющим на темпы экономического развития”.
Джентльмены удачи
Женатые мужчины в возрасте 33—46 лет, с одним ребенком в семье, высшим экономическим образованием преобладают в социально-экономическом портрете успешного российского бизнесмена. “Мужчины начинают свое дело гораздо раньше женщин”, — отметили исследователи. Они чаще обладают и наибольшими в МСБ свободными средствами. “Мужчины в основном стремятся к более крупным, амбициозным проектам, они хотят расти, развиваться и рискуют.
Чем крупнее бизнес, чем выше ставки, тем больше там мужчин. У женщин все по-другому. Есть у нее ежемесячный доход в 20 тыс. рублей, она кормит и одевает детей, ей хватает, и она не будет рисковать. Не случайно 70—80% в сегменте микробизнеса занимают женщины”, — поясняет Мамута.
Зато бизнес-леди гораздо оптимистичнее смотрят на мир. Женщины-предприниматели считают свой бизнес более успешным, чем мужчины (63% против 45%). Среди владельцев МСБ половина мужчин моложе 37 лет, в то время как половина женщин старше 43 лет. Но если большинство мужчин ради выгодного контракта с легкостью соглашаются на “субботники”, ради денег и карьеры могут позволить себе ненормированный рабочий день с поздним возвращением домой, то женщины всегда помнят о детях, муже и родителях. Поэтому прекрасная половина человечества старается приходить домой с работы не позже 20.00—21.00.
Семейные ценности
63% российского малого и среднего бизнеса в основном управляется единолично. Правда, девиз Генри Форда, который, как известно, “предпочитал дружбу, основанную на бизнесе” и выступал против бизнеса, основанного на дружбе, на российской земле приживается с трудом. По признанию отечественных предпринимателей, семейное дело в два раза успешнее, чем бизнес, где родственники не работают (62% против 36%).
Интересно, что приезжие из регионов более успешны в собственном бизнесе, чем москвичи и петербуржцы. По мнению экспертов, в кризис компании малого и среднего бизнеса имеют преимущество: они способны оперативно реагировать на изменение условий бизнеса. Это не значит, что им легче в условиях кризиса, но они более конкурентоспособны и демонстрируют большую гибкость, а также обладают большим иммунитетом к негативным рыночным тенденциям.
Собственники-патриоты
“Сегмент малого и среднего бизнеса имеет огромный потенциал развития и предоставляет владельцам МСБ широчайшие возможности для формирования личного капитала. Исследование показало, что в кризис предприниматели стали больше продумывать свои расходы и повели себя как ответственные экономические агенты”, — отметили аналитики. Большинство наемных руководителей компаний хранят ликвидные средства на депозитных счетах, в банковских ячейках в разной валюте и дома. Нередко они активно покупают зарубежные активы, в первую очередь международные ценные бумаги и жилье.
Владельцы малого и среднего бизнеса, напротив, более патриотичны. Их персональные ликвидные активы (не в бизнесе) находятся, как правило, в России. При этом собственники малых и средних компаний предпочитают активно участвовать в управлении своим портфелем. Отметим, что основной бизнес не является для них единственным источником дохода.
Обеспеченные россияне-предприниматели в два раза реже размещают депозиты и инвестируют в локальные фонды, чем наемные руководители. Средняя сумма их депозита на 12% меньше, чем у обеспеченных топ-менеджеров. Владельцы компаний чаще покупают предметы роскоши и поддерживают более высокий уровень жизни, чем управленцы. Интересно, что покупки собственники бизнеса предпочитают оплачивать наличными, а кредитные карты используют для крупных приобретений.
После кризиса
Исходя из прогноза динамики ВВП на 2009—2011 годы, по итогам 2009 года количество компаний в сегменте малого и среднего бизнеса сократится, отмечают специалисты, на 3%. Но уже в 2010 году ожидается начало роста количества компаний малого и среднего бизнеса. По мнению исследователей, в 2011 году рост числа занятых составит 12,521 млн. работников.
В 2009 году ожидается снижение объема капитальных затрат (инвестиции в приобретение и модернизацию физических активов, в строительство и т.п.) на 18%, восстановление до прежнего уровня произойдет после 2010 года и составит 508 млн. рублей.
Международный опыт
Полную версию исследования планируется передать в Правительство РФ для корректировки плана помощи МСБ. Особый интерес вызывают рекомендации, призванные поднять интерес к предпринимательству среди молодежи. И верится, что этот аналитический доклад здесь будет весьма кстати. Не секрет, что в США в частный бизнес с удовольствием идут самые талантливые выпускники вузов.
Причем выбор горячо приветствуется родителями, друзьями. У нас же, согласно опросам, большинство вчерашних студентов мечтают не о “самостоятельном свободном полете”, а о карьере чиновника, которая дает стабильную зарплату и открывает доступ к административному ресурсу.
Источник: bishelp.ru