В понимании большинства людей презентации — это слайды, красивые картинки и диаграммы, прикольные шрифты и всё по линеечке. Однако спросите любого дизайнера, ради чего нужен дизайн, и слово «красота» будет отнюдь не на первых местах. Дизайн — это про удобство и функциональность, про понимание идеи. И задача презентаций не в том, чтобы просто быть красивыми (это же не шкатулка или ваза, которую показывают гостям). Презентации должны решать бизнес-задачи, объяснять, помогать продавать.
То же самое и в обучении. На тренингах мы не учим «правильно» или красиво двигаться или уверенно говорить. Было бы что говорить. Мы учим сперва продумывать логику своего рассказа (сценарий) и подбирать аргументы, вовлекать аудиторию в диалог и быть в контакте. Первостепенная задача сделать тренинги не просто интересными, а максимально практичными, чтобы по окончании каждый участник мог без труда, вернувшись на рабочее место, повторить те же приемы и техники в своём рабочем пространстве.
Однако на рынке мы имеем массу курсов и программ, которые вызывают вопросы. Вопрос первый: почему на тренинге по выступлениям так много внимания — два или три модуля — уделяется весьма второстепенным вещам. Второстепенным в отношении вклада данного умения в эффективность деловой презентации. Например, слишком долго разбирается тема страха выступления.
Пример успешной презентации!!!
Участники сначала в микро-группах собирают способы преодоления страха, потом заслушивают каждую группу, выписывают всё на скрижали, чуть ли не голосуют за лучшие и наиболее действенные методы. Полтора часа драгоценного времени тренинга уходит на эти дискуссии, хотя тщательная подготовка и осознанность спикера — вот простой залог спокойствия и бесстрашия. Остальные тридцать три метода самонастройки можно найти в интернете.
Продолжим темой с жестикуляцией, голосом и другой невербаликой, которые изучаются по 2+ часа: сначала учимся делать круговое движение правой, потом левой рукой. Потом двумя. Потом ходим на пяточках. Потом час играем в игру «Говорим по ролям», где рассказываем о чем-нибудь то размеренно и басом как оперный певец, то громко, словно на восточном базаре, то вкрадчиво как лиса Алиса.
Отлично, весело, задорно! Но вопрос второй: как этот опыт поможет на следующей неделе защитить бюджет Светлане Петровне перед акционерами компании? Как это пригодится Ивану Павловичу подготовиться к конференции в следующий вторник?
Невербалика, несомненно, важна и мы хорошо знаем, что она оказывает влияние на то, как воспринимают наши слова. Но всему есть мера, и за отсутствием сути и смысла не выехать на красивых жестах, как бы отточены они не были. Я нахожу тренинги, в которых столь пристальное внимание уделено телесному, непродуктивно распределённым временем.
Чем это оборачивается для клиента?
Запланированных изменений не наблюдается: ни в переговорках на отчетных совещаниях, ни в офисах клиентов при защите тендеров, ни в конференц-залах на отраслевых мероприятиях.
Продающая презентация за 10 шагов | Как сделать бизнес презентацию
Компания зовётся передовой (и является ей!), говорит о современных технологиях, но на уровне коммуникаций проигрывает какому-нибудь молодому коллективу. В компании есть длинная история, ценности и миссия, своя особенная корпоративная культура. Но нет культуры презентационной. Культура определяется в толковом словаре как высокий уровень развития, умения. Но во многих компаниях нет привычки проводить презентации профессионально и нет системных действий для ее формирования.
Мне хотелось понять, в первую очередь для себя, что заслуживает места в обучении как максимально полезное умение для роста презентационного опыта. Что изменить и улучшить и что из модулей оставить, а что — заменить.
Исследование
Я решил провести исследование. Цель — понять, что должно быть в тренингах по навыкам презентаций и выступлений, а что — лишнее и решительно стоит отказа. Так я могу ускорить прогресс у своих клиентов, сэкономить время ради более сложных тем и техник, сделать максимально практичным своё обучение.
Были собраны эксперты из отрасли обучения, которые занимаются презентациями. Каждый отвечал на вопрос: какие навыки должен иметь спикер, чтобы проводить презентации/выступать публично максимально результативно.
Сделаю несколько оговорок. Первая: интересны именно умения, а не личностные качества. То есть то, что можно увидеть в поведении, «пощупать», измерить.
Вторая оговорка касается критериев эффективной презентации: приводит к достижению поставленной цели; вызывает интерес аудитории; вызывает запланированную положительную обратную связь; несёт новую информацию; зритель понимает материал; убедительная и конкретная; мотивирующая на изменения.
В ходе сортировки ответов было очерчено 4 группы умений, в которых легко видеть своеобразную «процессность». Первая группа ответов явно касалась умения работать с материалом презентации и структурировать его (примеры: умение выделять смысловые части, умение завершать презентацию, умение использовать аргументы и приводить примеры и быть неголословным и т. д.).
Вторая группа содержала версии про навыки работы со зрителем (удержание внимания, ответы на вопросы) и подачу спикера (владение голосом, телом, умение поддерживать визуальный контакт). Следующая группа содержала ответы, касающиеся навыков визуализации информации (дизайн и оформление слайдов, работа с флипчартом, скрайбинг и тд). И, наконец, четвертая группа связана с самонастройкой и умением организовать сам процесс подготовки к выступлению. Ниже — топ-11 умений.
Подробнее про исследование, выборку и анализ можно прочитать в статье «Карта презентационных компетенций».
Источник: letmespeak.ru
5 лайфхаков из консалтинга: как оказать влияние на ход деловой встречи при помощи слайдов
В современном мире при выступлении с презентацией визуализация данных иногда важнее, чем умение красиво говорить. Есть много советов о том, как повлиять на аудиторию, но успех встречи сегодня во многом зависит от того, как вы подаете и оформляете свои идеи.
Самые важные решения, которые обсуждаются за закрытыми дверями на советах директоров, принимаются под влиянием сильных слайдов.
На днях я встречалась с коллегой в офисе одного из крупнейших инвестбанков мира. И, находясь внутри переговорной комнаты, в очередной раз подумала о том, что ведь именно здесь принимаются самые важные решения о сделках, слияниях и поглощениях, а от хода подобных встреч зависит будущее гигантов индустрий. Стоит ли говорить, что все заседания строго конфиденциальны – мы никогда не узнаем, как именно принимаются судьбоносные решения, в какой последовательности показываются слайды и какая история лежит в основе выступления.
Существует миф о том, что деловые презентации скучны и не эмоциональны. Но это далеко не так: когда речь идёт о стратегии развития компании, покупке или продаже активов, продвижении проекта – в игру вступает психология, выражающаяся в подаче информации на слайдах. Как правило, каждый участник встречи переживает – убедят ли его рекомендации руководство, посчитают ли его стратегию развития бренда верной, решат ли инвестировать в его идеи.
Проработав сотни документов с топ-менеджментом лучших корпораций, попробую поделиться несколькими советами, которые помогут повлиять на ход встречи.
1. Определитесь с названием презентации
Презентация начинается с титульной страницы, поэтому название должно быть максимально чётким и отражающим основную идею вашего документа. Короткие сухие заглавия (например, «Новая бизнес-модель») не подходят для слайда, который предстанет первым перед серьёзным составом участников встречи. С помощью подобных выражений сложно направить фокус внимания аудитории в необходимое русло, и невозможно заставить работать нужные эмоции. Используйте глаголы и прилагательные, меняйте конструкции предложений в зависимости от формата встречи.
Что лучше для титульной страницы: «Новая бизнес-модель» или:
- Как внедрение новой бизнес-модели поможет развитию проекта
- Новая бизнес-модель проекта – поможет ли она удвоить выручку?
Предложенные варианты дают более четкую информацию для аудитории:
- Ага, мы точно будем разбирать внедренную бизнес-модель по отношению к проекту
- Интересно, как новая бизнес-модель удвоит выручку? Пожалуй, послушаю с вниманием
2. Сделайте слайд с планом презентации
Сразу после титульного слайда в игру вступает страница с повесткой совещания – своеобразная дорожная карта вашего документа. Если оформить её верно, то она задаст тон встрече. Зачастую конкретные пункты ошибочно называют кратко и стандартными фразами – «обзор», «введение», «исследования». Формат подобной повестки предполагает ознакомление с информацией. Не будет удивительным, если после этого слайда большая часть людей в переговорной комнате перестанет следить за вашим докладом.
Если же вы хотите, чтобы коллеги активно вовлекались в разбор ваших слайдов, чувствуя свою ответственность, следует рассказать о цели совещания в таком ключе: «принять решение», «утвердить план», «подвести итоги».
В литературных произведениях авторы стараются удержать внимание, выстраивая повествование таким образом, чтобы читатель был постоянно заинтригован – а что же будет дальше? В оформлении деловых презентаций драматизм присутствует, но ему уделяют меньше внимания, ведь цель презентации – убедить и побудить к действию.
Показать слайд с повесткой совещания сразу после титульного – это лучший способ контролировать эмоции в переговорной комнате. Всё просто: узнав план встречи, участники поймут, в каком разделе им лучше включиться со своими комментариями.
Идеально, если на этом слайде будет не более 5-ти ключевых пунктов – это оптимальное число, которое человек может удержать в голове.
3. Используйте «говорящие» заголовки
Особое внимание в деловой презентации уделяется заголовкам – из них должна складываться логичная история, при этом каждый слайд должен вызывать вопрос, ответ на который дается далее. Основной посыл слайда размещается вверху, а информация ниже лишь поддерживает и раскрывает его более детально.
Кроме того, хороший заголовок должен быть построен по принципу SMART, то есть должен быть точным, контекстным, побуждающим к действию, по возможности, содержащим числовую и временную информацию.
Пример: ВВП Кипра продолжит расти в среднем на 10% в следующие 20 лет
Конкретика: речь идет о ВВП Кипра
Числовая информация: 10%
Действие: продолжит расти
Контекст: этот заголовок из презентации для правительства Кипра
Временной отрезок: следующие 20 лет
4. Работайте над визуализацией
На одном из практических семинаров я попросила присутствующих придумать заголовок к одному и тому же графику, а также попробовать визуально подчеркнуть важность отображенных данных. Несмотря на то, что исходная информация была у всех одинаковой, участники смоделировали уникальные названия и визуально подчеркнули разные блоки информации.
Нейромаркетинг: как оформление презентации влияет на продажи?
Первичная визуальная обработка информации (basic visual processing) — только первый этап в череде процессов, происходящих в мозге человека. Спустя 100 миллисекунд наступает этап эмоциональной обработки данных (emotional processing), который сменяется процессом возникновения зрительных ассоциаций в коре головного мозга (visual association). И наконец, менее чем через секунду после того, как человек впервые увидел изображение, в префронтальной коре головного мозга начинается процесс принятия решения (decision-making process). Таким образом между первичной визуальной обработкой информации и началом процесса принятия решения проходит всего несколько сотен миллисекунд.
Вот почему дизайн влияет на психологию продаж. Процесс визуальной обработки информации начинается так молниеносно, что охватывает все высшие когнитивные процессы, которые происходят после этого.
Эффективный дизайн убеждает и склоняет на свою сторону. Презентация с безупречным оформлением расположит клиентов к вам раньше, чем вы скажете первое слово.
Дизайн презентации и его влияние на первое впечатление
Сознание человека изначально настроено на то, чтобы распознавать эмоции окружающих. Это помогает нам ориентироваться в сложных социальных сигналах. Например, когда кто-то улыбается, миндалевидное тело нашего мозга распознает этот сигнал как «счастье» и настраивает нас на позитивный лад. То же касается крепкого рукопожатия или дружественного приветствия.
Все это называется эффектом первого впечатления. В 2009 году специалист центра нейробиологии Нью-Йоркского университета Даниэла Шиллер провела исследование, направленное на изучение нейронных корреляций при формировании первого впечатления. Шиллер и ее коллеги обнаружили, что под влиянием приятного первого впечатления активизировались нейроны миндалевидного тела головного мозга. Эта реакция оказывала влияние на все дальнейшее взаимодействие.
На фото показана активность миндалевидного тела головного мозга человека.
Миндалевидное тело относится к подкорковым структурам головного мозга. В то время как кора головного мозга контролирует процессы, происходящие на уровне сознания, подкорковые структуры ответственны главным образом за такие явления, как эмоции.
Когда человек боится чего-то, именно миндалевидное тело вызывает у него чувство страха. То же касается и любви. Без этой части мозга человек бы ничего не испытывал — ни романтических чувств, ни страха.
Дизайн может практически мгновенно вызвать позитивные или негативные эмоции. В результате, люди быстро делают первые предположения, основываясь только на внешнем виде чего-либо.
В руках дизайнера находится огромная власть. Используя правильный визуальный ряд, он может спровоцировать возникновение интенсивного эмоционального ответа.
Положительное первое впечатление от дизайна важно и при персональных презентациях — а в онлайн-продажах этот фактор становится ключевым. Если ваш визуальный контент не привлекает внимание, то и ваш товар не заинтересует покупателей. И напротив, если он вызывает восторг и создает благоприятное впечатление, то и ваш товар покажется клиентам столь же интересным.
Ниже — пример дизайна, привлекающего внимание с первого взгляда.
«История персонального брендинга и онлайн-маркетинга сегодня»